Защита прав ребенка кратко

Важная информация в статье: "Защита прав ребенка кратко" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Понятия и меры по защите прав ребенка в Российской Федерации

Защита прав ребенка в Российской Федерации происходит при помощи ряда Законов. Одним из главных является ФЗ «Об основных гарантиях прав детей в России»

Понятия, которые используются в действующем Федеральном законе

Используются следующие понятия для целей действующего Федерального закона:

  • ребенок — лицо не достигшее совершеннолетия (18 лет);
  • дети, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации, — лица, находящиеся без попечения опекунов или родителей; дети-инвалиды; несовершеннолетние с ограниченными возможностями в здоровье, те, кто имеют в физическом или психическом развитии недостатки; граждане — жертвы межнациональных и вооруженных конфликтов, техногенных и экологических катастроф, природных бедствий; дети из семей вынужденных переселенцев из страны и беженцев; несовершеннолетние, находящиеся в экстремальных условиях; жертвы насилия; отбывающие наказание в воспитательных колониях в виде лишения свободы; лица, которые находятся в образовательных организациях с общественно опасным (девиантным) поведением, которые нуждаются в особых условиях обучения, воспитания и требуют педагогического специального подхода (специальные учебно-воспитательные заведения закрытого и открытого типа); несовершеннолетние, живущие в малоимущих семьях; с отклонениями поведения; дети, у которых объективно нарушена жизнедеятельность после сложившихся обстоятельств и которые данные обстоятельства не могут преодолеть с помощью семьи или самостоятельно.

Содействие ребенку в процессе реализации и защиты его законных интересов и прав

Органы в Российской Федерации государственной власти, органы субъектов государственной власти Российской Федерации, должностные особы указанных органов согласно со своей компетенцией ребенку содействуют в защите и реализации его законных интересов и прав с учетом возраста и в пределах законодательства Российской Федерации посредством принятия соответствующего нормативно правового акта, проведения информационной, методической и другой работы с ребенком по разъяснению его обязанностей и прав, порядка правовой защиты, установленной законодательством России, а также посредством поощрений исполнения обязанностей ребенком, поддержки правоприменительной практики в области защиты законных детских интересов и прав.

Родители несовершеннолетнего (лица, заменяющие их) в осуществлении самостоятельных действий содействуют ему, действия направлены на реализацию и защиту его законных интересов и прав с учетом возрастных данных ребенка и в пределах законодательства Российской Федерации установленного объема дееспособности лица.

Медицинские, педагогические, социальные работники, специалисты психологи и другие, которые осуществляют функции по воспитанию, обучают, охране здоровья, социальному обслуживанию и социальной поддержке ребенка, содействуют его социальной адаптации и реабилитации, в установленном в Российской Федерации законодательством порядке могут участвовать в мероприятиях по обеспечению охраны законных интересов и прав ребенка в организациях местного самоуправления и государственных организациях.

Общественные организации (объединения) и другие некоммерческие организации осуществлять могут деятельность по подготовке несовершеннолетнего к реализации им личных прав и выполнению обязанностей.

Меры по защите детских прав при осуществлении в области его образования деятельности

При осуществлении в области образования ребенка деятельности в организации или в семье, которая осуществляет образовательную деятельность, не может быть ущемление прав лица.

Органы управления физическими лицами, осуществляющими деятельность образовательную, не имеют права препятствовать созданию по соглашению обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся, исключение составляют детские общественные юридические лица, учреждаемые либо создаваемые политическими организациями, детские религиозные организации.

Обучающиеся организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, исключение составляют учащиеся по образовательным программам начального и дошкольного общего образования, имеют право самостоятельно или при помощи выборных представителей обратиться в комиссию для урегулирования споров между участниками образовательных правоотношений.

Обеспечение детских прав на охрану здоровья

В целях обеспечения на охрану здоровья прав детей в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации, в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию бесплатной медицинской помощи детям, предусматривающей профилактику заболеваний, диагностику медицинскую, оздоровительно-лечебную работу, сюда же относится диспансерное наблюдение, медицинская реабилитация несовершеннолетних инвалидов, страдающих хроническими патологиями, и курортно-санаторное лечение лиц.

Федеральные исполнительные органы, органы исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка

Компетенция федерального органа исполнительной власти, осуществляющего гарантии прав несовершеннолетних, — реализовать в интересах детей государственную политику, в том числе осуществляется деятельность в области образования, социальной защиты, охраны здоровья, социального обслуживания, социальной реабилитации и социальной адаптации детей, обеспечения их охраны труда и занятости, профилактика безнадзорности и правонарушений, организации семейного и детского отдыха, государственной поддержки юридических лиц, других некоммерческих организаций и в иных областях в соответствии с законами Российской Федерации, устанавливает Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Компетенции органов субъектов Российской Федерации исполнительной власти, которые осуществляют по реализации государственной политики мероприятия в интересах детей, регулируется законами субъектов Российской Федерации.

ДетиСочи.ру

Путеводитель по детским товарам и услугам в Сочи
Нас уже 6526, присоединяйтесь.

Права ребенка

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка, состоящий из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Государство признает, что детство является важным этапом жизни человека, и на приоритетном уровне государственной политики стоят интересы детей: подготовка детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитание в детях высоких нравственных качеств, гражданственности и патриотизма.
Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют права, как и взрослые.

Каждый ребенок имеет право:

Тема 6.10. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних

Ребёнок — каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Основные принципы Декларации прав ребенка 1

1 Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций в 1959 г.

  • Равенство прав всех детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
  • Ребёнок нуждается в любви и понимании; он должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.
  • Малолетний ребёнок (т. е. в возрасте до 14 лет) не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаемым со своей матерью.
Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц

Перечень прав, закреплённых в Конвенции о правах ребенка 1

1 Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 20 ноября 1989 г.

  • право на жизнь;
  • право на имя и на приобретение гражданства;
  • право на сохранение своей индивидуальности;
  • право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, если ребёнок разлучается с ними;
  • право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребёнка;
  • право на свободу мысли, совести, религии;
  • право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний, не нарушающих общественный порядок;
  • право на защиту закона от произвольного или незаконного вмешательства или посягательства в личную жизнь ребёнка;
  • право на уровень жизни, необходимый для развития ребёнка;
  • право на отдых и досуг;
  • право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, если ребёнок лишён своего семейного окружения;
  • право на образование;
  • право на защиту от экономической эксплуатации (присвоения плодов чужого труда).

Образец задания

(Б) Мать четырёхлетнего Антона умерла, когда ему не исполнилось и одного года. Мальчик проживал у отца, а в его воспитании принимали активное участие дедушка и бабушка со стороны матери. Они заботились о мальчике до достижения им трёх лет, пока отец ребёнка не женился. С этого времени он отказался от услуг бывших тёщи и тестя, запретил им встречаться с внуком, обосновывая своё решение тем, что Антон должен
быстрее привыкнуть к «новой маме». Какое право ребёнка было нарушено в этой ситуации?

1) на выражение собственного мнения
2) на сохранение своей индивидуальности
3) на общение с родственниками
4) жить и воспитываться в семье

Права ребенка и их защита

Дети – равноправные граждане любой страны, не достигшие 18 лет, у который есть свои права. Защита прав и интересов несовершеннолетних детей – важная задача, которую должно решать любое государство.

Закон о защите прав ребенка в России и Украине

В России и Украине правомочия несовершеннолетних отстаиваются на основании законодательства об основных гарантиях прав мальчиков и девочек, представленного многочисленными отраслевыми законами. Данными нормативными актами установлены основные гарантии прав и свобод несовершеннолетних, что позволяет создавать правовые, социальные и экономические условия для их реализации.

В России функционирует институт Уполномоченного по правам ребенка. К нему можно обращаться, непосредственно путем направления жалобы о нарушении последних по почте, либо на сайте Уполномоченного (http://www.rfdeti.ru/letter). В Украине также учрежден институт Уполномоченного Верховной рады по правам человека, обращаться к которому можно по почте [email protected]

Международно-правовая защита прав детей

Права ребенка и их защита являются той проблемой, которую решают даже на международном уровне. В частности, соответствующие вопросы отражены в Конвенции ООН о правах ребенка, принятой в 1989 году, во Всемирной Декларации об обеспечении выживания и развития тех, кто еще не достиг несовершеннолетия. В указанной конвенции содержатся основополагающие положения, имеющие отношение к принципам семейного воспитания, а также к охране несовершеннолетних государствами-участниками. Нужно также отметить Правила ООН, касающиеся протекции лишенных свободы несовершеннолетних, и Конвенцию о правовой помощи, правовых отношениях по семейным, гражданским и уголовным делам, посредством которых также осуществляется международно-правовое регулирование рассматриваемого вопроса.

Какие права имеет ребенок?

Согласно указанным нормативным актам, несовершеннолетние имеют право на:

  • жизнь, защиту здоровья;
  • семью;
  • образование и посещение школы;
  • свободное выражение своих мыслей;
  • собственное мнение;
  • отдых, досуг;
  • гражданство;
  • дополнительную помощь при наличии особых потребностей.

Доклад на тему Права ребенка сообщение

Абсолютно у каждого, родившегося на Земле человека, есть права и обязанности. Разумеется, определенными правами с рождения наделены все дети. К правам ребенка относятся те права и свободы, обладателем которых является любой ребенок до достижения им возраста восемнадцати лет.

Для того чтобы узнать о правах ребенка необходимо обратиться к Всеобщей декларации о правах человека, в которой отдельный раздел посвящен непосредственно детям.

Когда в двадцатом веке начали уделять особое внимание развитию концепции прав человека, министерства всех стран сошлись во мнении, что особое внимание должно быть уделено детям. Атмосфера добра, любви, тепла в окружении родных и близких людей способствует благоприятному развитию личности. Взрослым необходимо помогать ребенку, готовить его к самостоятельной жизни. С целью обеспечить защиту прав и здоровья детей Организацией Объединенных Наций еще в 1989 году была принята Конвенция «О правах ребенка», где были доступно изложены все установленные права.

Первым в списке стоит право ребенка на жизнь и здоровое развитие. Далее – право на сохранение индивидуальности, свободу личности, выражение собственного мнения, защиту от жестокого обращения в любых проявлениях, образование и отдых. Кроме того, все дети имеют право на семью, защиту со стороны государства, неприкосновенность родного языка, исповедование религии родителей.

Очень важно, чтобы ни одно из прав ребенка не было нарушено, за этим осуществляют постоянный контроль государственные организации. Нарушение прав и свобод ребенка преследуется по закону.

Таким образом, роль общепринятых прав и свобод ребенка велика, так как с их помощью ребенок получает все то, что необходимо ему для полноценного развития, взросления, существования в социуме.

Основополагающим документом в вопросе защиты прав ребёнка является Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», который в полной мере соответствует Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 года. Более того, все права гарантируются Конституцией РФ. Начинаются они с права на жизнь родившегося человека и действуют до достижения восемнадцатилетнего возраста. Множество существующих самых разных документов регламентируют буквально все стороны жизни ребёнка, подростка, юноши или девушки.

Разработаны и используются различные психологически — педагогически обоснованные методики для воспитания ребёнка в семье. Широко применяются индивидуальные методики, практики с особым статусом свободного развития личности ребёнка, например, Вальдорфская школа. По большому счёту, в нашей стране права ребёнка защищены. За этим следят правозащитные организации, прокуратура и просто неравнодушные люди. Предлагается более подробно остановиться на одном из аспектов вопроса: ребёнок в школе.

В ШКОЛЕ, которая уже по определению, создана для ребёнка, для обучения и формирования его как личности права могут и нарушаться. В нашей Российской школе, где покончено с авторитарной педагогикой, учитель разбираясь в конфликтной ситуации может задать вопрос ученику: «Ты кто здесь?» И сам ответить: «Ты здесь никто!» Одноклассники, как правило, свидетели этого нарушения прав ребёнка. А это, пожалуй, хуже, чем недокормить в школьной столовой, недоучить на уроке. Знания можно получить и самостоятельно. Даже у нарушившего дисциплину ученика есть право провинившегося: быть отчитанным соразмерно своему проступку, быть отчитанным наедине, быть отчитанным так, чтобы у него появилось искреннее желание исправиться. Он не должен затаить обиду, потому что это не приведёт ни к чему хорошему.

Таким образом, даже при сложившемся высочайшем уровне защищённости прав ребёнка, обеспеченном Государственным и Международным правом, ребёнок остаётся наиболее уязвимым, и в ряде случаев — беспомощным. Все ситуации в рекомендациях не пропишешь. Проблема шире, глубже и тоньше. Решение вопроса зачастую находится в личности учителя. Их, замечательных учителей, очень много в Российских школах- они всегда рядом с детьми. История педагогики хранит имена великих педагогов. Один из них Януш Корчак, польский врач, учитель, шагнувший в жерло газовой камеры в Освенциме вместе с детьми. А у него был выбор. Он мог остаться живым, но сделал единственно возможное для себя. Ради детей.

Читайте так же:  Земли поселений виды разрешенного использования

Права ребенка сообщение

Абсолютно каждый человек в мире должен знать свои права и законы. Это также касается и детей. Это необходимо для того, чтобы знать, как поступить в той или иной ситуации. Наиболее заметным в этой теме является школьное российское образование. Государство решило, что такой школьный предмет как право человека вовсе не обязателен для преподавания детям.

Стоит отметить, что дети в России по определённой статистике имеют крайне нестабильное положение. Это касается насилия, которому зачастую подвергаются дети дома. Большинство детей постоянно убегают из дома, а некоторые так и не возвращаются больше. Многие совершают необдуманные поступки и в итоге попадают на учет в комиссии по делам несовершеннолетних.

Чтобы вовремя избежать таких печальных последствий стоит вовремя получить всю необходимую информацию о правах ребенка, как детям, так и их родителям. Но это также должно распространяться на учителей в школах или работников детских садов и больниц.

Право должно также принимать во внимание детей близких к совершеннолетию. Это уже не дети, но и взрослыми их еще назвать нельзя. Поэтому их также стоит защищать и оберегать от различных нарушений или других взрослых. Подростки обязаны понимать, какими правами они обладают и что будет в случае из не исполнения.

В России всегда существовала огромная проблема по тому, как защитить и уберечь детей от всевозможных влияний. Так как с каждым годом увеличиваются показатели детской преступности, а также рост сирот, подростков убегающих из дома и других.

К теме о том какими правами обладают дети всегда было повышенное внимание от общества .В 1924 году на Лиге Наций приняли декламацию о правах детей. В те далекие времена права детей касались в основном детского рабства, детского труда и даже в отношении проституции и торговле детьми. Но уже в 1959 году была принята декларация прав несовершеннолетних, в которых обозначались законы о защите детей. Со временем и этого стало недостаточно для рамок современного сообщества. Была установлена новая декларация, в которой недостаточно было просто обозначить права ребенка, но и подкрепить это юридическим путем. Таким образом, появился документ конвенции по правам детей. В декларации от 1959 года было прописано только 10 коротеньких пунктов, а современная конвенция насчитывала уже около 54 положений касающихся прав и сосуществовании несовершеннолетнего в обществе.

Позже вступила в силу еще одна важнейшая декларация от 3 декабря 1986 года “О правовых и социальных принципах», которые были направлены на благополучие и защиту ребенка в приемной семье или усыновлении.

14 декабря 1990 года была принята резолюция о главных принципах для предостережения преступности среди детей, в которой обозначалось следующее:

  1. Самые главные усилия для того, чтобы предотвратить преступность среди несовершеннолетних детей, должны исходить непосредственно от общества, в котором они находятся.
  2. Детская преступность — одна из самых главных проблем для любого общества. Для того, чтобы избежать по максимуму правонарушений со стороны несовершеннолетних, стоит больше уделять внимания детям и должным образом учувствовать в их воспитании и повседневной жизни.

2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 класс. Права ребенка и их защита

Права ребенка

Популярные доклады

Любой обработкой металлов занимается отрасль металлургия. Это достаточно трудоемкий процесс, когда из обычного металла, путем сложнейшей обработки получается изделие. Больше половины всех имеющихся металлов, которые присутствуют в природе,

Воздух является неотъемлемой частью нашей планеты и среды обитания. Без него невозможно было даже представить жизнь на земле. Ведь воздух приходиться важнейшим компонентом, обеспечивающим существование всех живых организмов,

Япония – группа состоящая из 6800 островов (Японский архипелаг), которая находится на востоке Азии. Несмотря на относительно маленькие размеры (377 000 км²) эта страна занимает 10-ое место в мире по населению.

1.1 Понятие, источники и принципы прав ребенка

Права ребенка определяются специфическими условиями жизни и развития этой социально уязвимой группы общества. И прежде всего возрастом, психологическими особенностями, зависимостью от родителей, большей, чем у взрослых жаждой к знаниям, тягой к справедливости, открытости, доброте и т. п. [8, с. 248].

Под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если законодательством страны не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия [47].

Одним из самых важных достижений защиты прав человека является не только признание международным сообществом факта, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, но и признание детей самостоятельными субъектами права.

Одним из принципов прав человека является принцип гуманизма. Его сущность заключается в заботе о человеке, признании его как личности, его права на свободу, счастье, неприкосновенность, проявление способностей. Дети больше, чем взрослые, склонны к соблюдению данного принципа. Основной формой проявления гуманизма в современных условиях является обеспечение прав ребенка.

Принцип равенства и равноправия детей заключается в том, что дети рождаются и остаются свободными и равными в своих правах, имеют равные возможности в осуществлении своих прав, которые гарантированы государством. Все современные конституции западных стран, а также практика судебных органов исходят из принципа равенства как основополагающего в системе прав человека, в том числе детей. Острая проблема — гарантии принципа равенства.

Защита прав детей строится на принципе равенства и равноправия детей независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой государства пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти и основана на следующих принципах:

законодательное обеспечение прав ребенка;

государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

Читайте так же:  Как открыть банковскую ячейку

установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;

ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией государства, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами государства, нормативными правовыми актами государства.

Источниками прав ребенка являются:

источники, закрепленные в правовых актах. Это:

имеющие прямую юридическую силу (договоры, конвенции, пакты, и др.);

международные стандарты, носящие рекомендательный характер (декларации, хартии, заявления, воззвания, программы; принципы, рекомендации, и др.);

акты законодательства Республики Беларусь (законы, декреты, указы, постановления и др.);

материалы морально-этического плана (летописи; легенды; песни; крылатые выражения; аудио-, кино-, видеоматериалы; материалы съездов, конференций, симпозиумов и др.).

Классификация источников прав ребенка показана на рисунке 1 (см. приложение А1).

Статья «Права ребенка и их защита»

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

— какие права имеет ребенок, только родившись;
— от кого нужно защищать ребенка;
— какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
— кто обязан защищать права ребенка;

Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Ребёнок имеет право на семью.

Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

Ребёнок имеет право на равенство.

Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

Ребёнок имеет право на собственное мнение.

Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

Ребёнок имеет право на получение информации.

Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

Читайте так же:  Индекс на конверте образец

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного . А это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее – в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа­лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
Наиболее типичные нарушения прав таких детей — невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме. В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (е сли ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

Родитель, приемный родитель, опекун.

Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

Органы опеки и попечительства.
При нарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

Комиссия по делам несовершеннолетних.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

Основные права ребенка в Российской Федерации

Государство защищает своих граждан с момента появления на свет и согласно всем законодательным нормам Семейного кодекса контролирует их соблюдение. Права детей в России напрямую зависят от их возраста: чем старше ребенок, тем больше возможностей и обязательств на него накладывается.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 450-39-61 . Это быстро и бесплатно !

Какие законы регулируют права детей в РФ

В соответствии с ФЗ № 124 от 24.07.1998 ребенком считается лицо, которому еще не исполнилось 18 лет. В зависимости от возраста различают несколько категорий граждан:

  1. В группу малолетних лиц относятся дети, которым еще не исполнилось 14 лет. Малыши считаются недееспособными и за них все решения принимают родители или опекуны.
  2. Ребята, относящиеся к возрастной группе от 14 до 18 лет, являются несовершеннолетними.

Основные права ребенка в РФ зафиксированы в Конституции страны.

Государство гарантирует детям возможность получения медицинской помощи. Их права прописаны в ФЗ №32 от 21.11.2011 г, который посвящен основам охраны здоровья граждан РФ.

В России действует ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. в котором зафиксированы права несовершеннолетних на получение образования.

При решении спорных моментов судьи руководствуются гарантиями прав подростков, прописанных в ФЗ №124 от 24.07.1998 г. Права сирот регламентируются ФЗ №159 от 21.12.1996 г.

Не остались без защиты и ребята с ограниченными возможностями. Их права зафиксированы в ФЗ №181 от 24.11.1995 г.

Читайте так же:  Покупка квартиры документы и порядок сделки

Какими правами может пользоваться ребенок

Возраст – один из основных критериев, который влияет на права несовершеннолетних детей, семейное право регулирует отношения между родителями и детьми.

При рождении человек получает фамилию, имя и отчество. Он может жить в семье, пользоваться медицинской и социальной помощью. Малыш может воспользоваться правом получить дошкольное образование.

Однако в соответствии со ст.18 Закона об образовании эта возможность определяется родителями ребенка. Они считаются первыми педагогами и закладывают основные понятия о нравственности, физическом и интеллектуальном развитии.

Права ребенка в России, краткое изложение законов – это то, что интересует людей, которые сталкиваются с различными нарушениями со стороны образовательных учреждений.

Совсем другое отношение предъявляется к школьному образованию. Несовершеннолетний имеет возможность посещать учебное учреждение. Причем родители обязаны предоставить малышу эту возможность. Общее образование должны получать все дети.

Имущественные права

Подросток может получать алименты, пособия и пенсии. Эти средства родители должны тратить на содержание, воспитание и образование чада. Закон защищает интересы детей, чтобы недобросовестные родители не могли потратить деньги на другие цели.

Главные права несовершеннолетнего ребенка в России, касаются его личных доходов и имущества. Собственность может быть передана по наследству, получена по договору купли-продажи.

Все сделки за детей до 14 лет совершают родители. Однако у каждого правила могут быть исключения. В соответствии со ст. 28 ГК РФ человек с 6 лет может совершать:

  1. Бытовые сделки, которые удовлетворяют личные потребности. К примеру, несовершеннолетний может покупать продукты питания в супермаркете.
  2. Подросток имеет возможность совершать сделки, которые не требуют нотариального оформления.
  3. Он может получать в дар движимое имущество. Это может быть компьютер или велосипед, которые несовершеннолетнему дарят родственники на день рождения. В качестве подарка могут быть транспортные средства, акции и денежные средства.
  4. При разводе может выбиратьс кем из родителей остатьсяи его мнение должно быть учтено.

Право на образование

Согласно Конституции РФ, несовершеннолетние имеют право на получение дошкольного, общего и среднего образования. Причем законодательство защищает права людей с ограниченными возможностями. Подросток сам может выбрать учебное заведение и форму обучения.

Несовершеннолетний может воспользоваться социальной поддержкой: выплата стипендии, оплата питания и транспорта. Чтобы стать студентом высшего учебного заведения на бесплатной основе кандидату придется пройти конкурс.

Медицинское обеспечение

Несовершеннолетним положены следующие льготы и привилегии:

  1. За подростком закреплено право на медицинскую помощь, которую он может получить в случае необходимости.
  2. Чтобы пройти реабилитацию малышу должна быть предоставлена возможность прохождения санаторного лечения.

Отдых и оздоровление

Летом несовершеннолетние могут отдыхать в оздоровительном лагере. Многие родители приобретают путевки самостоятельно. В этом случае они могут подать документы, чтобы компенсировать затраты. Особенно это касается одиноких матерей.

Сумма и проценты устанавливаются каждым регионом РФ самостоятельно. Государство оплачивает не только стоимость путевки, но и транспортные расходы.

Защита от опасной информации

Чтобы обеспечить нормально физическое и психологическое развитие детей в России принят закон, который дает четкое определение опасной информации. В ФЗ № 436-ФЗ от 29.12.2010 указан перечень опасных данных, которые оказывает негативное воздействие на разум ребенка:

  1. Картинки, связанные с жесткостью и насилием не должны попадать в поле зрения малыша.
  2. В запретный список попали изображения, вызывающие у малышей страх и ужас.
  3. Законодатели оградили несовершеннолетних от просмотра картинок и текстов, касающихся половых отношений между мужчиной и женщиной. В эту категорию относится продукция эротического и порнографического характера.
  4. Опасными признана реклама различных наркотиков.
  5. Законы защищают детей от информации, побуждающей к употреблению алкогольной и табачной продукции.
  6. Отрицательное воздействие на психологическое состояние несовершеннолетнего оказывает информация, порицающая семейные ценности.

Продукция маркируется производителем с учетом возраста.

Право на жизнь

Задачей государства является защита жизни малыша. Детская жизнь имеет большое значение не только для родителей, но и страны. Сразу после рождения ребенок получает свой первый документ – свидетельство о рождении.

Права на жилище

Несовершеннолетние не могут быть лишены места проживания. При решении квартирного вопроса участвуют родители. Местом жительства человека, не достигшего совершеннолетия, считается квартира, которая находиться в их собственности.

Особенности передвижения по городу ночью

Подростки не должны разгуливать по улице в ночное время суток без сопровождения взрослых. Несовершеннолетним запрещается посещение общественных мест: скверов, парков, питейных заведений.

Им нельзя посещать ночные клубы, рестораны самостоятельно, без родителей. Время с 22 до 6 часов считается ночным и каждый субъект РФ может корректировать этот период с учетом сезонных колебаний.

Свобода и личная неприкосновенность

Свобода – одна из главных ценностей человека. Похищение детей, их эксплуатация в качестве трудовой силы карается в соответствии с уголовным законодательством.

Семейное воспитание

Под защитой государства находится не только ребенок, но и вся семья. В РФ запрещено изымать малыша по незаконным причинам. Исключением может быть решение суда, если родители не выполняют свои обязанности по содержанию и воспитанию чада.

Младенец с рождения наделен правом получать родительскую заботу. При отсутствии отца и матери ребенка могут усыновить приемные родители. Этот процесс регулируется в соответствии с действующим законодательством.

Общение с родственниками

Дети могут общаться не только с родителями, но и родственниками. При разводе супругов несовершеннолетний обычно остается с матерью. Сложившаяся судебная практика привела к тому, что зачастую женщина ограничивает общение малыша с отцом. Однако этот запрет не имеет законного основания. Такая ситуация может стать причиной длительных судебных разбирательств.

Заключение

В соответствии с законодательством РФ несовершеннолетним лицом считается ребенок до 18 лет. Он может пользоваться как имущественными, так и неимущественными правами.

Несовершеннолетний имеет право на получение образования, медицинской помощи, прохождения оздоровительных процедур в санатории.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.

  2. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.

  3. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
Защита прав ребенка кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here