Закон о риэлторской деятельности

Важная информация в статье: "Закон о риэлторской деятельности" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Законопроект о риэлторской деятельности. .

Брокер, в свою очередь, как и нотариус, должен иметь право получать сведения, влияющие на чистоту сделки (например, от Росреестра, фискальных органов и т.д. ). Безусловно, за обладание этой информацией он обязан нести ответственность, в том числе и материальную.

Также деятельность брокера в обязательном порядке должна быть застрахована. Заключив договор с продавцом, он получает право распоряжаться объектом недвижимости. Если риэлтор нечистоплотен, человек рискует остаться без жилья.

  • образование не ниже среднего специального (для брокера — высшее)
  • стаж работы (для агента — требования ниже, для брокера — выше)
  • обязательная сдача квалификационного экзамена (на базе РГР или иной структуры — не важно)
  • наличие у агентства, в котором работает риэлтор, страхового полиса

Рады сотрудничеству .

“Квартал-М” — это команда профессионалов, готовые оказать помощь на любом этапе проведения сделки.

Закон о риэлторской деятельности: мнение экспертов

В настоящее время идет активное обсуждение проекта закона о риэлторской деятельности. Нужен закон или не нужен? Какие проблемы он позволит решить? Или, наоборот, какие последствия могут быть от принятия закона? Какие пункты в него нужно добавить? На вопросы «Метросферы» отвечали эксперты пермского рынка недвижимости.

Алексей Соловьев, председатель Совета НП «РГР.Пермский край», генеральный директор АН «Респект»:

— Закон о риэлторской деятельности нужен. Профессиональное сообщество Российская Гильдия Риэлторов об этом говорит с момента начала своего существования. И не только говорит, но и непосредственно является его инициатором, разработчиком, занимается его продвижением в Комитете по собственности Государственной Думы РФ.

Вопрос, кому он нужен и, главное, зачем, вытекает из главной цели РГР: формирование цивилизованных отношений на рынке недвижимости в нашей стране. Отсюда несколько выводов.

Во-первых, Закон необходим гражданскому обществу в целом, и, в частности, всем участникам рынка недвижимости как основополагающий, утвержденный государством механизм-регулятор отношений между ними.

Во-вторых, признание на государственном уровне профессии «риэлтор» (как в большинстве цивилизованных стран), на мой взгляд, позволит государству эффективнее использовать мощнейший профессиональный ресурс рынка в части реализации архиважных государственных программ в области жилищной политики, социально-ответственных задач и т.п., и, к тому же, позволит снизить коррупцию в этой сфере. И заинтересованы в этом, понятно, не только те, на кого этот Закон распространяется, но и государство, и все наше общество.

И, в-третьих, рассматриваемым Законом установлены требования к профессиональным участникам рынка недвижимости, другими словами, определены условия для доступа в эту профессию, при не соблюдении которых, предпринимателю запрещено заниматься операциями с недвижимостью. Поэтому Закон о риэлторской деятельности необходим и профессиональному риэлторскому сообществу, и другим участникам рынка, как эффективный барьер для доступа в профессию недобросовестных предпринимателей, ставивших самоцелью прибыль в ущерб качеству, безопасности и законности сделок с недвижимостью.

Нельзя не отметить также тот факт, что сегодня деятельность недобросовестных участников рынка даже в рамках существующего законодательства подрывает предпосылки для развития цивилизованных отношений на рынке недвижимости и, кроме этого, наносит ощутимый урон репутации профессии Риэлтор.

К позиции некоторых экспертов в отношении того, что достаточно СРО, отношусь, мягко говоря, скептически. Для риэлторской деятельности на законодательном уровне пока не установлены стандарты, нормативы, в конце концов, требования к профессиональной деятельности, единые и обязательные для самих СРО. Получается, что каждое созданное СРО самостоятельно может устанавливать для своих членов правила и законы, которые могут вступать в противоречия с правилами и законами других СРО, что приведет к появлению практики «двойных стандартов».

На высшем национальном уровне необходим единый Стандарт профессиональной деятельности. Тем более что разработанная на сей день РГР система добровольной сертификации брокерских услуг уже по форме и содержанию соответствует тем требованиям, которые будут предъявляться Законом к членам СРО.

Вопрос этот мог бы решиться, действительно, и без принятия Закона о риэлторской деятельности, но тогда необходимо на законодательном уровне ввести поправки в ту часть законодательства о СРО, где бы были установлены единые требования для членов всех СРО на основе системы сертификации. Наверно те, кто наивно полагает, что для регулирования риэлторской деятельности достаточно закона о СРО, в лучшем случае, рассуждают именно так.

Вячеслав Пермяков, уполномоченный представитель FIABCI в Приволжском ФО, ректор Высшая школа недвижимости, президент PTDN realty group:

— В том виде, в котором закон есть сейчас, его принимать нельзя. Это приведет к монополизации рынка, к бюрократизации. Государство, на мой взгляд, не должно вмешаться в такую сферу предпринимательской деятельности, как риэлторский бизнес. Это же не строительство, где процессы связаны с производством. Соответственно, государство должно контролировать эту область.

А риэлторскую услугу можно заказать, а можно не заказывать. Зачем же тогда надзор со стороны государства? Сторонники принятия этого закона говорят о том, что он поможет защититься от «черных маклеров». А я хочу спросить: «О каких «черных маклерах» идет речь?» Да индивидуальные предприниматели, работающие в этой сфере, порой грамотнее специалистов, трудящихся в компаниях.

И малый бизнес, в частности в риэлтерской сфере, надо развивать, надо ему помогать, а не ставить препоны. На частных предпринимателях и держится экономика развитых стран.

Другой вопрос. Вы посмотрите, закон (если его примут в существующем виде) относит к риэлторам, и аналитиков, и маркетологов, и некоторых других специалистов. Разве это дело?

Если закон все-таки принимать, то надо внести в него определенные поправки. В частности, риэлтор должен пройти обязательное обучение в специальных аттестованных учебных заведениях. Ведь риэлторский бизнес – социально-ответственный бизнес. Об этом надо помнить.

Кроме того, прежде чем стать ИП, риэлтор должен сначала не менее двух лет проработать в крупной компании, потом он может стать руководителем в этой компании, а потом уже идти в «свободное плаванье».

Что касается СРО, то у риэлторов должен быть выбор: если они хотят, ту пусть объединяются, если нет – то нет.

Аркадий Попов, генеральный директор ООО «Пермский региональный аукционный центр», член совета «РГР. Пермский край»:

— Мое мнение, закон о риэлторской деятельности нужен. Все идет к тому, что риэлторы будут объединяться в СРО и вести свою деятельность в ее рамках. Государство хочет переложить на плечи самих специалистов вопросы регулирования их работы.

Читайте так же:  Должностные обязанности электрогазосварщика 5 разряда

Так, СРО появились у оценщиков, у строителей. Кроме того, закон, на мой взгляд, позволит выработать единые правила, нормы, по которым должны будут работать все риэлторы, то есть позволит цивилизованно развивать рынок.

Конечно, закон в том виде, в котором он есть сейчас, еще сырой. Его нужно дорабатывать. Например, я думаю, что нужно ослабить вертикальную структуру. Сейчас она прописана жестко.

Да, должны быть какие-то единые принципы работы для всех и все их должны соблюдать, но какие-то тонкие вопросы, касающиеся непосредственно рынка того или иного региона, надо все-таки решать на местах, и это должно быть законодательно закреплено.

Ольга Мальцева, генеральный директор АН «Надежда»:

— Я считаю, что Закон «О риэлторской деятельности» не просто нужен, он необходим. Сегодня в отсутствие лицензирования риэлторской деятельности и какого-либо иного механизма ее государственного регулирования, только профессиональные организации, объединяющие на добровольной основе добросовестных риэлторов, работают по единым стандартам, и обеспечивают качество предоставляемой потребителю услуги и готовы нести перед ним ответственность.

Остальная же часть организаций и частных посредников занимаются оказанием услуг в сфере недвижимости, не соблюдая установленных Российской Гильдией Риэлторов стандартов, зачастую не заключая с клиентами договоров, не имея специального образования, не имея желания и возможности нести ответственность перед клиентом за качество услуги.

Не секрет, что сегодня порог вхождения в профессию «риэлтор» очень низок. Считается, что заниматься посреднической деятельностью в сфере недвижимости, может любой, и это только дискредитирует ценность и значимость нашей профессии.

Закон регламентирует понятие риэлторской деятельности, установит ее стандарты и правила, права и обязанности риэлтора и потребителя, ответственность риэлтора перед потребителем.

Согласно Закону, субъектом риэлторской деятельности сможет быть юридическое лицо или предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, соответствующий следующим требованиям:

— являться членом саморегулируемой организации риэлторов и выполнять требования стандартов и правил риэлтерской деятельности;

— иметь квалифицированный персонал аттестованных специалистов по недвижимости;

— иметь в собственности или в пользовании нежилое помещение, права на которое оформлены в установленном порядке, обеспечивающее условия обслуживания потребителей;

— в обязательном порядке застраховать имущественную ответственность с установленной страховой суммой и лимитом ответственности.

Действительные члены Российской Гильдии Риэлторов, уже сейчас соответствуют всем этим требованиям, и давно работают в рамках установленных РГР стандартов, и для них с принятием Закона изменится не много.

Есть участники рынка, которые не хотят принятия закона о риэлторской деятельности. В большинстве своем это те, кто существует вне правового поля, вне стандартов и правил. Я уверена, что Закон будет способствовать очищению рынка риэлторских услуг от случайных непрофессиональных компаний, от частных неграмотных посредников и недобросовестных маклеров.

Ведь за незаконную риэлторскую деятельность законодательством будут предусмотрены определенные санкции. Те, кто хочет работать на этом рынке долго и честно, будут вынуждены учиться, учить своих сотрудников, вступать в СРО, страховать профессиональную ответственность и соблюдать стандарты и нормы законодательства. От этого потребитель только выиграет.

В настоящее время региональные профессиональные риэлторские объединения России активно обсуждают представленный проект Закона «О риэлторской деятельности» и вносят свои предложения по его изменению.

Проект Закона не идеален, и требует доработки. В НП «РГР.Пермский край» создана рабочая группа, состоящая из профессионалов пермского рынка недвижимости, задачей которой является анализ проекта Закона и внесение предложений по его изменению. Предлагаю подключиться к этой работе всех профессионалов рынка недвижимости, кому не безразлично будущее нашей профессии.

Алевтина Романова, заместитель генерального директора ОАО «Камская долина»:

— Наверное, самое главное в том, насколько законопроект о риэлторской деятельности сегодня необходим концептуально. Ситуации, которая сложилась сейчас на рынке, необходимы изменения. В первую очередь, с точки зрения регулирования этого рынка.

И то, что профессиональным участникам рынка законопроект необходим, чтобы дистанцироваться от непрофессиональных игроков рынка, это очевидно. Тем более что сфера операций сделок с недвижимостью – социально значимая среда. И с точки зрения безопасности потребителя, ее регулирование чрезвычайно важно.

Для того чтобы подтянуть уровень профессиональных участников (пусть даже они не организованы сегодня в какие-либо объединения, но через них осуществляются сделки), их необходимо привести к каким-то общепринятым стандартам. Тем самым, приняв общие правила работы, данные компании будут осуществлять деятельность в одних рамках с высокопрофессиональными участниками.

Таким образом, такие меры повысят доверие потребителей к риэлтору, и клиент не будет опасаться обратиться в компанию за услугой, объединенную едиными стандартами деятельности. И в этом смысле закон будет способствовать повышению уровня развития цивилизованных отношений на рынке.

Безусловно, то, в каком виде представлен законопроект о риэлторской деятельности сейчас, будет подвержено глубокому изучению и дальнейшему дополнению. Для этих целей в Москве, в ряде регионов России и у нас в Перми созданы рабочие группы, которые анализируют законопроект и готовят рекомендации по его дополнению.

Впервые попытки создать закон появились еще в 1998 году. Тогда ситуация была иная. Думаю, если бы мы пошли по тому же пути, как это было в предыдущий раз, маловероятно, что законопроект был бы принят.

Но тот вариант, который выбран сейчас, а именно: принятие специализированного закона в рамках закона о СРО, технически повышает возможность утверждения законопроекта в последнем чтении.

В таком формате закон о риэлторской деятельности будет подведен под уже действующие стандарты и вместе с тем позволит сделать необходимые уточнения по конкретному виду деятельности.

Резюме «Метросферы»:

Почти все опрошенные эксперты отмечают необходимость принятия закона о риэлторской деятельности. Он позволит утвердить единые нормы, общие правила, которым должны следовать все участники рынка. Соответственно, даст импульс развитию цивилизованного рынка недвижимости, очистит его от недобросовестных специалистов.

Главный вопрос в том, что закон еще сырой и его нужно дорабатывать. В Перми, как и в других регионах России, созданы рабочие группы. Мнения операторов рынка об этом документе чрезвычайно важны. Мы призываем посетителей портала «Метросфера» и все профессиональное сообщество активно высказывать свою точку зрения. В частности, можно оставлять свои комментарии к соответствующим статьям и новостям на портале. С текстом самого законопроекта можно ознакомиться здесь.

ГИЛЬДИЯ РИЭЛТОРОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЛУЧШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РГР 2018, ЛИДЕР ОТРАСЛИ 2018

Найти агентство по
карте/названию/городу
Список по городам
Найти риэлтора по
ФИО/городу
Список по городам
Комитет защиты прав
потребителей и Этики

НАПИСАТЬ ПИСЬМО/ЗАДАТЬ ВОПРОС:

Симко
Елене Борисовне,Президенту ГРМО
Хромову
Андрею Александровичу,Председателю Управляющего совета
Трошиной
Ольге Ивановне,Председателю Комитета по Этике и защите прав потребителей
Власовой (Мамонтовой)
Ольге Евгеньевне,Председателю Комитета по стандарту профессиональной деятельности
Шуранову
Александру Валерьевичу,Председателю Комитета по обучению
Мамонтовой
Ольге Евгеньевне,Председателю Комитета по единой базе объектов недвижимости и рекламе
Власенко
Сергею Владимировичу,Председателю Комитета по МЛС
Клименко
Татьяне Александровне,Председателю Комитета по рекламе ГРМО
Михайлову
Александру Васильевичу,Консультанту ГРМО по вопросам финмониторинга
Мазуриной
Наталье Юрьевне,Исполнительному директору ГРМО
Читайте так же:  Горячая линия оао ржд для жалоб

Подписаться на рассылку

Видео (кликните для воспроизведения).

Хотите быть всегда в курсе наших новостей?
Введите Ваш e-mail:

Статьи, оценка, мнения

Закон о риэлторской деятельности: что он даст и что отнимет?

Уже далеко не первый месяц законодатель обсуждает проект закона о риэлторской деятельности. Как это скажется на обычных людях? А как на риэлторском сообществе? Следует ли ожидать подорожания услуг на рынке недвижимости, какие еще возможные изменения он может вызвать?

Высказываю исключительно свое личное мнение. С ним могут не согласиться даже руководители наших офисов. Кто-то может поспорить на тему необходимости этого закона вообще. Чем может стать такой закон. Мы, люди, воспитанные «с примесью СССР», верим в непреложность закона. Но практика уже не раз показывала. что далеко не всегда закон работает однозначно, даже если прописан детально. Но в нашем случае закон вряд ли будет прописывать детали.

Скорее всего, закон по факту не будет регламентировать тонкости риэлторской работы, так как законодатель не будет разбираться в тонкостях риэлторского бизнеса. Один из вариантов, в направлении которого, скорее всего, и пойдет развитие, тем более, что есть опыт законодательства о строительстве, арбитражных управляющих и оценщиках – это рамочный закон. Т.е., требование быть членом саморегулируемой организации, которая, уже зная специфику отрасли, будет устанавливать стандарты. Другие требование – обязательное страхование.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что мы получим в итоге — обязательное членство где-нибудь. СРО, общественной организации вида некоммерческого партнерства и т.п. Этих где-нибудь будет не одно, а на выбор. Собственно, как и сейчас. Только расценки будут разные. Плюс обязательные страховки минимум на 10 тыс. руб в год. Поскольку для агентства — это затраты, они так или иначе будут переложены на стоимость услуг. Для населения это не будет плюсом. По крайней мере, насчет этого, видимо, можно не сомневаться.

Но удивительно другое. Почему все предыдущие кризису годы мы жили и без лицензирования, и без закона? И никто не решался лоббировать закон, хотя и частных маклеров было предостаточно. В большинстве городов. А мошенничества на рынке — гораздо больше, чем сейчас, в разы, так как осведомленность людей о недвижимости была гораздо ниже. Так почему в кризис? Потому, что работы стало всем не хватать. Финансовые возможности людей снизились, страхи увеличились, временный период приостановки строительства также повлиял на рынок. Кто-то из риэлторов попытался уйти в другие сферы, кто-то стал искать виноватых.

Предполагалось, что законом нужно ограничить доступ к профессии? Но рассуждения наталкивают на мысль, что этого не получится. Или получится очень незначительно. Так как частные маклеры все равно останутся. Вряд ли они станут готовы платить страховки и членские взносы, если они не были готовы делать это до кризиса и в гораздо меньших суммах. Скорее всего, они назовут себя консультантами или еще как-то. Доказать, что они занимаются частной практикой, дадже поймав их в Регистрационной службе, будет очень сложно. Так как туда не запрещен доступ для частных лиц, а доверенности еще никто не отменял. И неизвестно опять-таки, услуги какого качества будут предоставлять эти частники, так как закон не будет регламентировать качество.

Не спорьте, это будет. Так как закон исключительно рамочный. Либо это должно быть жесткое лицензирование деятельности и ограничение доступа в регорганы. А ограничения не будет, так как частные лица имеют право сами разбираться со своим имуществом.

Аналогичное демонстрирует сейчас сфера строительства. Но у нее есть одно преимущество — финансовые барьеры входа в отрасль и ограничения по доступу к земле. В риэлторском бизнесе столь значительные ограничения создать невозможно. А попытка сделать это с помощью финансовых «нагрузок» лишь увеличит стоимость услуг для потребителя и только. Либо это будут настолько значительные нагрузки, что вся отрасль хором их проигнорирует и изобретет новую профессию со старым содержанием.

Как быть дальше — решать законодателю. Вопрос в том, получится ли у нас, риэлторов получить с помощью закона решение наших проблем в нужном ключе, или у законодателя иные цели?

Версии развития событий и мнения принимаются.

Деятельность риэлторов и агентств недвижимости получит правовой статус. Новый закон о риэлторах

Госдума рассмотрела в нулевом чтении законопроект «О посреднической (агентской) деятельности на рынке сделок с недвижимостью». Благодаря этому документу в России официально появится понятие риэлторской деятельности. Какие требования будут предъявляться к риэлторам и что

Впервые за 25 лет капитализма в нашей стране может официально появиться понятие риелтерской деятельности. Агентства недвижимости получат правовой статус, требования к своей работе и официальные обязательства перед клиентами. Соответствующий законопроект рассмотрен Госдумой в нулевом чтении. Нижняя палата российского парламента рассмотрит в нулевом чтении законопроект № 91106182-6 «О посреднической (агентской) деятельности на рынке сделок с недвижимостью». Документ направлен на законодательное закрепление понятий «риелторская деятельность» и «риелтеры». Авторами инициативы является группа депутатов от партии «Справедливая Россия».

Риэлторы — это профессиональные агенты на рынке сделок с недвижимостью. Их деятельность, в соответствии с документом, объединит посреднические и агентские услуги на рынке недвижимости.

Разработчики законопроекта предполагают, что риэлторы будут объединены в саморегулируемые организации (СРО). Состоять в них смогут лишь те специалисты, которые сдали специальный экзамен, получили квалификационный аттестат и работают либо самостоятельно, либо в штате организаций, действующих на рынке недвижимости. При этом статус индивидуального предпринимателя смогут получить только риэлторы, имеющие стаж работы по этой специальности не менее 3 лет. Этим требованиям должны соответствовать и руководители риэлторских компаний.

Авторы документа считают, что риэлторская компания должна иметь в штате не менее двух специалистов, которые сдали экзамен и получили квалификационный аттестат.

Контролировать работу риэлторов и устанавливать требования и ограничения должен уполномоченный орган. За невыполнение этих требований риэлторы, по мнению парламентариев, должны нести административную ответственность.

Контроль за риелтерами

Соответствующие поправки, предложенные авторами законопроекта, будут внесены в КоАП РФ. В результате в России появится государственный реестр риэлторов.

Саморегулируемые организации риэлторов будут иметь право проводить плановые и внеплановые (по жалобам клиентов) проверки в отношении своих членов, выносить предписания об устранении выявленных нарушений или предупреждения. Кроме того, СРО могут подавать апелляции уполномоченным органам о наложении штрафа на организацию либо исключении ее из СРО и даже из реестра.

Читайте так же:  Заявка на запрос котировок по 223 фз

Новые требования к сделкам и договорам

Итогом оказания риэлторских услуг по договору будет считаться либо государственная регистрация права собственности на недвижимость и получение клиентом акта приема-передачи, либо заключение договора аренды недвижимости. Если при этом обязательные условия и требования к риэлторской деятельности будут нарушены, организация обязана возмещать заказчикам убытки.

Кроме того, с риэлторов может быть взыскана сумма вреда, нанесенного ими третьим лицам. Эти возмещения будут осуществляться из специального страхового фонда, который создается в рамках СРО. Документ определил минимальный объем такого фонда из расчета 300 тысяч рублей на каждого члена.

В пояснительной записке авторы законопроекта отмечают, что сейчас в России действует около 500 тысяч риэлторских компаний и граждан, оказывающих эти услуги индивидуально. Поскольку нет установленных законом требований к их работе, практически отсутствует контроль и механизм возмещения убытков, причиняемых недобросовестными и непрофессиональными риэлторами. Поэтому клиенты зачастую рискуют при заключении сделок с недвижимостью.

Законопроект будет рассмотрен в первом чтении новым составом Госдумы в конце сентября.

О написании слов «риэлтор», «риелтор», «риелтерская деятельность»

Разногласия на тему правильности написания названия профессии агента по недвижимости существуют, с самого момента её появления на российском рынке.

Происхождение названия риэлтор (realtor)

Название имеет американское происхождение. Слово realtor произошло от слов обозначающих недвижимость (real estate, realty) и переводится «агент по продаже недвижимости». Интересно что в Англии чаще употребляется другое, более дословное, название «Estate Agent«. Действительно, для понимания сущности профессии необходимо слово агент. Вот определение словаря «Агент — юридическое или физическое лицо, совершающее определенные действия по поручению другого лица от его имени и за его счет без права подписи документов по сделкам». Тем не менее, название более лаконичное, статусное иностранное название риэлтор более часто употребляется в обиходе работников сферы недвижимости. Интересно, что в Америке право называться риэлтором, необходимо заслужить. Для этого необходимо пройти аттестацию и вступить в «Национальную ассоциацию риэлторов.

Почему не могут договориться?

Основной противоречие существует между двумя вариантами «риЭлтор» и «риЕлтор» – хотя иногда встречаются можно встретить риелтер, реелтор, риелтэр, риэлтер. Что же породило данный спор и множественные варианты написания?

В первую очередь к единому мнению не могут прийти сами лингвисты. Каждый словарь предлагает свои собственные каноны написания. Приведем примеры

  • В «Большом энциклопедическом словаре» «Большом юридическом словаре» и словаре Новикова «Практическая рыночная экономика» термин пишется как «риэлтор»
  • «Орфографический словарь русского языка» и «Грамматический словарь русского языка: Словоизменение» сходятся в названии «риелтор».
  • В «Большом словаре иностранных слов» указывается ещё один вариант «риэлтер»

Такое разнообразие мнений связанно с недавним появлением профессии. На сегоднящний день происходит адаптация слова к особенностям современного русского языка. Как говорят лингвисты слово ещё не «устоялось».

Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

Слово «риелтор» появилось у нас относительно недавно, в 90-е годы прошлого столетия. То есть слово-то было, но в отечественном обиходе отсутствовало. Да и откуда бы взяться его присутствию с учетом значения этого термина: «индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, профессионально занятое посредничеством при заключении сделок купли-продажи, аренды коммерческой и жилой недвижимости». До 90-х и деятельности такой не было в силу отсутствия прав собственности на недвижимость.

Однако в течение исторически очень короткого периода такая собственность появилась, а вместе с ней купля, продажа, аренда… Риелторская деятельность в одночасье стала повседневной реальностью. Поэтому неудивительно, что встал вопрос о принятии соответствующего закона, эту деятельность регулирующего.

Первый раз проект такого закона рассматривался в Госдуме второго созыва в мае 1998 года. Его внесла группа депутатов, а представлял Павел Веселкин (НДР). Он оценил рынок риелторских услуг как «один из самых динамично развивающихся». Судите сами: на тот период на рынке недвижимости работало, по официальной статистике, порядка 12,5 тысячи риелторских фирм, которые объединяли около 1,5 миллиона участников. Оборот риелторских фирм составлял от 600 миллионов рублей в крупных городах и до 6 миллионов в небольших. В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, количество операций с недвижимостью составляло от 100 до 400 ежедневно.

Законопроект «О риэлторской деятельности в РФ» призван был установить законодательную базу для риелторской деятельности в соответствии с международными стандартами, защитить права потребителей риелторских услуг и положить начало созданию в России цивилизованного рынка таких услуг.

Основную цель законопроекта докладчик определил следующим образом: установить процедуру обязательного и жесткого лицензирования риелторской деятельности, ясно и четко сформулировать содержание и предмет риелторских операций, закрепить механизм реальной ответственности риелторских фирм. В законопроекте был впервые дан перечень основных терминов и понятий, применяемых на рынке недвижимости, что было актуально как для профессиональных участников рынка, так и для граждан.

Закрепление ясного и четкого понятия риелторской деятельности в совокупности с жестким и реальным государственным регулированием и контролем за его введением позволило бы, по мнению авторов, ограничить участие в ней заведомо криминальных элементов и повысить профессиональный уровень оказываемых услуг.

В первом чтении законопроект «О риэлторской деятельности в РФ» был принят без обсуждения. А вот со вторым чтением получилось сложнее.

Доработка проекта продолжалась еще полтора года. При этом поступившие по законопроекту заключения президента РФ, правительства РФ, депутатов Госдумы содержали серьезные замечания, которые не были в достаточной степени учтены. В результате попытка вынести законопроект на рассмотрение во втором чтении в ноябре 1999 года потерпела неудачу: палата его не поддержала и возвратила на доработку в ответственный комитет.

Следующий этап прохождения (а точнее — непрохождения) проекта закона «О риэлторской деятельности в РФ» относится уже к периоду полномочий Госдумы третьего созыва. В январе 2001 года заместитель председателя Комитета по собственности Александр Новиков (ЛДПР), кратко обрисовав его историю, сообщил, что Комитет единогласно пришел к выводу о нецелесообразности продолжения работы над данным законопроектом. Основная причина такого решения комитета — принципиальная невозможность его доработки, так как уже действовали законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О защите прав потребителей», не говоря уже о Гражданском кодексе. Поэтому Госдума поддержала рекомендацию профильного комитета вернуть законопроект «О риэлторской деятельности в РФ» к процедуре первого чтения и отклонить.

Читайте так же:  Льготы работающим инвалидам 3 группы

А буквально через три дня в аппарате председателя Госдумы был зарегистрирован новый законопроект с аналогичным названием, внесенный депутатами Адрианом Пузановским («Единство») и Юрием Теном («Народный депутат»). На этот раз документ даже не дошел до рассмотрения палатой. По решению Совета Думы он был возвращен авторам «для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы».

Очередной вариант проекта закона «О риэлтерской деятельности в РФ» был внесен теми же депутатами через два месяца. В первом чтении он рассматривался год спустя, в феврале 2002 года. Процедура рассмотрения свелась к словесной «дуэли» Адриана Пузановского и Александра Новикова.

Первый, совершив экскурс в историю законопроекта, остановился на основном заложенном в нем противоречии. Оно состояло в следующем. Ключевым элементом закона о регулировании риелторской деятельности являлось лицензирование, но… Далее идет аргументация, скажем так, своеобразная: «. с формированием нового кабинета министром экономического развития и торговли стал господин Греф. У нового министра были свои представления о регулировании риелторской деятельности, почерпнутые им, видимо, из личного опыта руководства риелторской фирмой и управления имуществом в Санкт-Петербурге. На многократные указания на то, что необходимо сохранить лицензирование этого вида деятельности, был дан отрицательный ответ. Несмотря на настойчивые требования сохранить этот вид лицензирования, он из закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» был изъят». Таким образом, по словам Пузановского, «в новой редакции проекта закона «О риэлтерской деятельности в РФ» отсутствует теперь главное: в законе о лицензировании нет позиции, оправдывающей теперь лицензирование в специальном законе». Именно этим он объяснил отрицательные заключения правительства РФ и Комитета по собственности.

Содокладчик от Комитета по собственности Александр Новиков оппонировал жестко. Он напомнил, что законопроект практически с тем же названием был отклонен как противоречащий Конституции РФ и ряду других федеральных законов. Новый его вариант, по словам Новикова, «отличается от ранее отклоненного одной буквой — в слове «риэлтер» написана буква «е» вместо «о», а также добавлением слова «уполномоченный» в названии федерального органа исполнительной власти». Ряд положений законопроекта по-прежнему противоречил нормам Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В частности, им предусматривалось, что субъекты РФ вправе принимать законы о риелторской деятельности, что противоречит статье 71 Конституции РФ, согласно которой гражданское законодательство относится исключительно к ведению Российской Федерации. Новиков привел и другие примеры несоответствия законопроекта действующему законодательству.

В заключительном слове Адриан Пузановский прозвучавшую критику, разумеется, отверг. Но согласился с тем, что существует главная проблема — отсутствие в базовом законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» положения, по которому риелторская деятельность относилась бы к лицензируемой. Однако продолжал настаивать на введении этого положения через другой закон, что противоречит нормам права.

Результаты последовавшего голосования не оставили законопроекту шансов: «за» — всего 52 человека.

Закона, регламентирующего риелторскую деятельность, в российской законодательстве так и не появилось. Эта сфера регулируется иными правовыми актами. Хотя в профессиональном сообществе необходимость такого закона признают. И даже работают над очередной его версией.

Проект Федерального закона «О риэлторской деятельности в Российской Федерации»

Проект федерального закона предложенный 10 марта 2011 года НП «Российская гильдия риэлторов»

Проект Федерального закона «О риэлторской деятельности в Российской Федерации»

Глава I. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с осуществлением субъектами предпринимательства деятельности по оказанию услуг для целей совершения физическими и юридическими лицами сделок с недвижимым имуществом (далее — риэлторской деятельности) на основании договоров оказания услуг на возмездной основе.

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение единой государственной политики в области регулирования риэлторской деятельности, защиты прав и интересов субъектов риэлторской деятельности и потребителей риэлторских услуг при совершении операций с недвижимым имуществом.

Статья 4. Понятие риэлторских услуг
Под риэлторскими услугами в настоящем законе понимается комплекс действий, направленных на подготовку и сопровождение перехода права собственности или пользования недвижимым имуществом, а именно:
• оказание услуг потребителю по продаже или передаче в аренду (наём) недвижимого имущества, которым он имеет право распоряжаться на законном основании;
• оказание услуг потребителю по приобретению в его собственность или в пользование принадлежащего третьим лицам недвижимого имущества;
• предоставление консультационных услуг, услуг по изучению конъюнктуры рынка, иных возмездных услуг, сопутствующих гражданскому обороту недвижимого имущества
оказание услуг потребителю по управлению принадлежащим ему недвижимым имуществом (?). Риэлторские услуги оказываются в соответствии с возмездным договором, заключаемым с потребителем.

Статья 5. Субъекты риэлторской деятельности
Субъектами риэлторской деятельности признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, являющиеся членами саморегулируемой организации риэлторов, осуществляющие свою деятельность и застраховавшие свою профессиональную ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — риэлторы).
Оказание услуг, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона, иными лицами, не являющимися субъектами риэлторской деятельности, не допускается. Лицо, оказывающее риэлторские услуги в нарушение настоящего Федерального закона несет предусмотренную законодательством ответственность.

Статья 6. Требования к субъектам риэлторской деятельности
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, должны быть зарегистрированы в установленном на территории Российской Федерации порядке и соответствовать следующим требованиям:
• являться членом саморегулируемой организации риэлторов и выполнять требования федеральных стандартов риэлторской деятельности, утвержденных Национальным объединением саморегулируемых организаций риэлторов и правил риэлторской деятельности, установленных саморегулируемой организацией риэлторов, членом которой он является;
иметь квалифицированный персонал аттестованных специалистов по недвижимости; • иметь в собственности или в пользовании нежилое помещение, права на которое оформлены в установленном законодательством порядке, обеспечивающее условия обслуживания потребителей в соответствии с требованиями Национальных стандартов и правил риэлторской деятельности
Риэлторы обязаны соблюдать правила деловой и профессиональной этики, утвержденные Национальным объединением саморегулируемых организаций риэлторов.

Глава II. Условия осуществления риэлторской деятельности

Статья 10. Ответственность риэлтора
Риэлтор несет ответственность перед потребителем за причинение ущерба своими виновными действиями (бездействием) в результате допущенных нарушений требований федеральных законов, Национальных стандартов и правил риэлторской деятельности.
Предел ответственности риэлтора перед потребителем ограничен размером вознаграждения риэлтора по договору оказания услуг, если иное не установлено решением суда.

Статья 11. Обязанности и права потребителя риэлторских услуг
Потребители риэлторских услуг обязаны:
• предоставлять риэлтору полные и достоверные сведения и документы на объекты недвижимого имущества, о правах на них и об их правообладателях, а также сообщить об имеющихся или имевших место в прошлом спорах относительно прав на эти объекты и притязаниях на эти права третьих лиц.
Потребители риэлторских услуг имеют право:
свободно выбирать риэлтора для оказания услуги; проверять полномочия риэлтора; получать от риэлтора всю необходимую информацию о ходе исполнения услуги; • обращаться в органы по рассмотрению претензий и разрешению споров при саморегулируемой организации риэлторов, в другие общественные организации по вопросам нарушения их прав как потребителей риэлторских услуг.
Договором об оказании услуг может быть предусмотрено обязательство потребителя не заключать аналогичных договоров с другими риэлторами, либо воздерживаться от осуществления самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет договора об оказании риэлторских услуг.

Читайте так же:  Ликвидация компании пошаговая инструкция

Статья 12. Стандарты риэлторской деятельности
Стандартами риэлторской деятельности определяются требования к порядку оказания услуги и осуществления риэлторской деятельности.
Национальные стандарты риэлторской деятельности разрабатываются Национальным объединением СРО риэлторов и утверждаются уполномоченным государственным органом.
Национальные стандарты являются обязательными для применения профессиональными участниками рынка недвижимости при осуществлении риэлторской деятельности.
Утвержденные Национальные стандарты риэлторской деятельности подлежат опубликованию уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию риэлторской деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию риэлторской деятельности, и на сайте Национального объединения СРО риэлторов в сети «Интернет».
Правила риэлторской деятельности разрабатываются и утверждаются СРО риэлторов и не могут противоречить Национальным стандартам риэлторской деятельности.

Статья 13. Профессиональное обучение специалистов по недвижимости
Профессиональное обучение специалистов по недвижимости осуществляется аккредитованными учебными заведениями, специально создаваемыми для этой цели, или на базе факультетов (отделений, кафедр) высших государственных или частных учебных заведений, имеющих право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Аттестация специалистов по недвижимости
Аттестация — проверка и подтверждение уровня знаний и квалификации специалиста. Аттестация осуществляется на регулярной основе СРО риэлторов или уполномоченными ими организациями в соответствии с программами обучения специалистов, утвержденными Национальным объединением СРО риэлторов, Национальными стандартами и правилами риэлторской деятельности.
По результатам проведенной аттестации присваивается квалификация «Специалист по недвижимости — Агент» или «Специалист по недвижимости — Брокер» и выдается квалификационный аттестат Срок действия квалификационного аттестата устанавливается СРО риэлторов и не может превышать три года.
Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня его вручения в апелляционную комиссию.
Положение о порядке аттестации специалистов утверждается Национальным объединением СРО.
Оказание риэлторских услуг потребителю специалистом, не прошедшим аттестацию, не допускается.

Статья 15. Квалификация специалистов по недвижимости
Специалисты, действующие от имени Риэлтора при оказании риэлторских услуг по договору с Потребителем, подлежат обязательной аттестации на получение квалификации «Специалист по недвижимости — Брокер».
Специалисты, выполняющие действия по оказанию элементов риэлторской услуги по поручению Брокера, подлежат обязательной аттестации на получение квалификации «Специалист по недвижимости — Агент».

Глава III. Регулирование риэлторской деятельности

Статья 16. Саморегулирование деятельности профессиональных участников рынка недвижимости
Саморегулирование профессиональной деятельности риэлторов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации риэлторов (далее СРО), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности профессиональных участников рынка недвижимости, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов СРО.
Риэлторы обязаны быть членами СРО риэлторов. До вступления в СРО риэлтор не имеет права заниматься профессиональной деятельностью по оказанию риэлторских услуг.
Риэлтор может быть членом только одной саморегулируемой организации по месту постановки на налоговый учет.

Статья 17. Структура саморегулируемых организаций риэлторов
В целях повышения качества услуг, формирования единых подходов к осуществлению риэлторской деятельности, обеспечению координации деятельности саморегулируемых организаций, а также взаимодействию саморегулируемых организаций риэлторов с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потребителями услуг в области рынка недвижимости организация саморегулирования риэлторов осуществляется по двухуровневому принципу. Структура саморегулирования организаций риэлтороров включает в себя саморегулируемые организации риэлторов, создающиеся и действующие как правило на территории одного субъекта РФ или нескольких сопредельных субъектов РФ, и Национальное объединение саморегулируемых организаций риэлторов.

Статья 18. Государственное регулирование риэлторской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций риэлторов
Государственное регулирование риэлторской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций риэлторов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (далее — уполномоченный федеральный орган).
Уполномоченный федеральный орган осуществляет государственный контроль над деятельностью Национального объединения саморегулируемых организаций и осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере профессиональной риэлторской деятельности.
Полномочия, порядок создания и деятельности федерального органа — органа по регулированию риэлторской деятельности определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Национальное объединение саморегулируемых организаций риэлторов
Национальное объединение СРО риэлторов обеспечивает ведение Единого государственного реестра саморегулируемых организаций риэлторов, Единого реестра риэлторов и Единого реестра специалистов по недвижимости, осуществляет надзор за выполнением саморегулируемыми организациями риэлторов требований настоящего Федерального закона, координирует деятельность СРО и их региональных объединений (ассоциаций, союзов), разрабатывает и совершенствует Национальные стандарты риэлторской деятельности и нормы деловой и профессиональной этики.
Национальное объединение СРО риэлторов создается как некоммерческая организация, объединяющая все НКО риэлторов, получившие статус СРО риэлторов в соответствии с настоящим федеральным законом. Членство СРО риэлторов в Национальном объединении СРО является обязательным.
Регулирование риэлторской деятельности в части разработки и совершенствования правил риэлторской деятельности, приема и исключения членов, контроля над осуществлением риэлторской деятельности членами СРО осуществляется непосредственно саморегулируемой организацией риэлторов.

Источники


  1. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Закон о риэлторской деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here