Заключение договора подряда по 44 фз

Важная информация в статье: "Заключение договора подряда по 44 фз" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Заключение договора подряда по 44 фз

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Заказчиком по государственному договору строительного подряда является коммерческая организация. Договор строительного подряда был заключен до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно 06.12.2010. Впоследствии указанный договор был изменен (в части цены и объема работ) дополнительным соглашением от 18.04.2012.
Вправе ли заказчик и подрядчик путем подписания соглашения сторон менять цену договора строительного подряда, если указанная цена является твердой?
Каким образом изменить цену контракта, заключенного в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не предусматривает запрета на изменение твердой цены договора подряда по соглашению сторон.

По вопросу изменения цены контракта, заключенного в рамках Закона N 44-ФЗ, рекомендуем Вам ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Цена контракта по Закону N 44-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

23 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что Закон N 223-ФЗ также не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, в том числе условия об объеме выполняемых работ и о цене договора. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке. Таким образом, к заключенным в ходе закупки договорам применяются общие положения гражданского законодательства, допускающие изменение договора по соглашению сторон, а в предусмотренных законом или договором случаях — и в одностороннем порядке (ст. 450 ГК РФ).

Заключение государственного контракта

В Российской Федерации правовой нормой, регулирующей закупки для государственных нужд, является Федеральный Закон №44. Заключение контракта по 44-ФЗ — результат аукциона, конкурса, запроса котировок или предложений.

Порядок заключения госконтракта 44-ФЗ

Для начала стоит определиться с понятием Государственного контракта — это договор, который заключается между заказчиком от имени государства или муниципалитета (в лице государственного или муниципального органа) и поставщиком услуг, товаров или работ.

Его предметом выступает оказание услуг, поставка товара или выполнение работ в целях обеспечения государственных нужд.

Согласно 44-ФЗ заказчиками имеют право выступать организации, соответствующие ряду правил:

Если организация, проводит закупок в год больше, чем на 100 млн. руб., то в штате должна быть специальная контрактная служба. Данные специалисты отвечают за участие в торгах и составление извещений.

Необходимо планировать закупочную деятельность. Планы составляются на три года и публикуются в открытом доступе в ЕИС.

Финансовая помощь в заключении государственного контракта

Без открытия р/с, без аванса, с оплатой на счет банка

Также, есть ряд правил для электронного аукциона и подписания контракта по его итогам, которые вступили в силу с принятием ФЗ-44.

Это антидемпинговая политика, она заключается в подтверждении добросовестности поставщика, который в ходе торгов предложил цену ниже, чем на 25%. В этом случае поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения договора в полтора раза превышающее установленное извещением и документацией заказчика, а в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей, то добросовестность поставщика можно подтвердить не менее, чем тремя исполненными контрактами, один из которых должен быть по стоимости равен или более 20% от цены, которую предложил участник.

Процесс исполнения договора, также связан с рисками и, согласно закону, могут быть приняты санкции, как в отношении исполнителя, так и заказчика.

При заключении контракта важно учесть тот факт, что его цена устанавливается на весь срок изначально и в дальнейшем изменению не подлежит.

Основной объем госконтрактов заключается на уровне субъектов Российской Федерации, а основными заказчиками выступают органы госвласти.

Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону

Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.

Способы определения поставщика Когда заключается контракт
Открытый конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Двухэтапный конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Электронный аукцион Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый аукцион в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Запрос котировок в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения
Запрос предложений в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения
Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения (усн)

Исполнение государственного контракта

Одно из условий заключения контракта по 44-ФЗ по аукциону — это предоставление заказчику обеспечения исполнения.

Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант — банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.

Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина, имеющих лицензию на выпуск банковских гарантий.

Стоимость гарантии Вы можете рассчитать уже сейчас:

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

Идентификатор государственного контракта

Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госконтракту должен присваиваться идентификатор.

Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.

Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:

  1. идентификационный код госзаказчика;
  2. способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
  3. дата начала и окончания действия контракта.
  4. непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.

В соответствии с вышесказанным – ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.

Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.

Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.

Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения ст. 169 Налогового Кодекса РФ.

НК РФ предписывает изменить список заполняемых полей в счетах-фактурах. Одним из нововведений формы стало поле, где необходимо указывать идентификатор госконтракта при его наличии.

Изменения коснулись и корректировочного счета-фактуры.

Образец формы счет-фактуры 2019

Можно сказать, что принимать участие в конкурсах и аукционах на право заключения и исполнения госконтракта очень ответственное и непростое дело. Чтобы подписание договора прошло без проблем, предлагаем вам воспользоваться услугами компании РусТендер. Наши специалисты не первый год работают с торгами по 44-ФЗ и помогут даже в самых сложных и спорных вопросах.

© ООО МКК «РусТендер»

Если государственный (муниципальный) заказчик заключает договор подряда с физическим лицом, необходимо ли обосновать цену контракта?

Ольга Беляева

Ответ: Да, исключений по вопросу обоснования цены законом № 44-ФЗ не предусмотрено.

Ольга Беляева
доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Опубликовано: Аукционный вестник, 2014, № 174

Субподряд по 44-ФЗ. Особенности применения закона

Тема привлечения субподрядчиков при исполнении государственных и муниципальных контрактов обсуждается еще со времен Закона № 94-ФЗ, но даже сегодня остается не менее актуальной и злободневной. Дело в том, что субподряд активно практикуется исполнителями и поставщиками, причем нередко заказчик об этом даже не подозревает.

Те не менее, так сложилось, что заказчики довольно предвзято и негативно относятся к субподряду. Этому есть определенные причины, но поговорим обо всем по порядку.

Что такое субподряд?

Субподряд в рамках контрактной системы — это передача обязанностей по исполнению контракта или какой-то их части третьим лицам. Заказчику следует понимать, что субподряд это такой же нормальный механизм системы госзакупок, как и многие другие. Само по себе явление субподрядных отношений при исполнении контрактов не является хорошим или плохим.

Закон No 44-ФЗ предоставляет возможность его использования, в то время, как добросовестность и эффективность такого исполнения контракта зависят исключительно от участника.

Почему субподряд — это плохо?

Начнем с того, что, конечно же, сказать о том, что субподряд это плохо, будет ошибкой. Как было упомянуто выше, это всего лишь один из элементов контрактной системы. В руках добросовестного участника субподряд превращается в эффективный инструмент ведения бизнеса, позволяющий расширить рамки деятельности участника, исполнять контракты большего объема и эффективно распределять взятые на себя обязательства.

Почему же возникло негативное отношение со стороны заказчиков?

Ответ прост: виной всему недобросовестные поставщики, взявшие на вооружение схему, позволяющую получать прибыль, практически ничего не делая. Сама схема довольно проста и известна:

  • участник побеждает в конкурсе, аукционе или запросе котировок и заключает контракт с заказчиком;
  • затем он находит исполнителя, готового выполнить те же работы по более низкой цене, и заключает с ним договор субподряда;
  • субподрядчик приступает к выполнению работ на основании договора с победителем и завершает их в сроки, предусмотренные первоначальным договором между заказчиком и победителем;
  • победитель получает оплату от заказчика и рассчитывается с субподрядчиком, оставляя разницу в цене себе — эта сумма и будет его прибылью.

Минус такого подхода в том, что на исполнение контракта у субподрядчика значительно меньше средств, и это неизбежно сказывается на качестве работ.

Отдельно следует сказать о том, что существует определенная категория участников — их сфера интересов очень широка: от поставки канцтоваров до ремонта помещений. При этом такие участники ничего не делают самостоятельно и существуют только на бумаге. Вся их деятельность строится исключительно на привлечении субподрядчиков.

Субподряд с точки зрения Закона No 44-ФЗ

Закон о госзакупках имеет несколько положений относительно субподряда:

  1. Заказчик имеет право установить требование, в соответствии с которым участник, не являющийся СМП, обязуется привлечь для исполнения условий контракта субподрядчиков из числа СМП в объеме, установленном заказчиком. В тексте контракта прописывается конкретный объем такого привлечения в виде процентов от цены контракта, а также меры ответственности за нарушение данного условия.
  2. В том случае, если цена контракта превышает 1 млрд. руб. (для федеральных нужд) или 100 млн. руб. (для муниципальных нужд), исполнитель обязан предоставить заказчику данные о привлекаемых им субподрядчиках, если общая сумма таких привлечений превышает 10% от цены контракта.
Читайте так же:  Должностные обязанности медсестры процедурного кабинета

Запрет на привлечение субподрядчиков

Есть ли у заказчика возможность установить запрет на привлечение субподрядчиков, не нарушая закон? Мнения представителей ФАС на этот счет разнятся, поскольку с одной стороны устанавливая подобный запрет, заказчик предъявляет к участнику необоснованное дополнительное требование, не предусмотренное Законом № 44-ФЗ. С другой стороны, такой запрет можно расценить как требование не к самому участнику, а к порядку и способу исполнения контракта.

Иными словами, решение в данном случае будет зависеть исключительно от того, какую позицию займет то или иное представительство ФАС.

Исходя из практики можно сделать несколько выводов относительно рассматриваемой нами темы:

  • устанавливая в документации о закупке запрет на привлечение субподрядчиков, заказчик втягивает себя в авантюру, результатом которой может оказаться негативное для него решение контролирующего органа;
  • следует объективно оценивать, имеют ли вообще какой-либо практический смысл попытки ограничить привлечение субподрядчиков;
  • установить наличие факта привлечения субподрядчиков зачастую не составляет труда, в этом случае заказчику следует быть максимально внимательным при приемке и экспертизе, поскольку будет ясно, что затраты субподрядчика на исполнение условий контракта были значительно меньше изначально предусмотренных.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ

Существенные условия госконтракта

44-ФЗ не содержит четкое описание такого термина, однако можно воспользоваться положениями ст. 432 Гражданского кодекса. Существенные условия контракта по 44-ФЗ — это условия, которые необходимо включить в договор по требованию закона. Без них договор можно признать недействительным.

Контракт заключается в соответствии с извещением, документацией, заявкой и окончательным предложением победителя (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Таким образом, условия, которые указаны в этих документах, тоже можно считать существенными.

Виды существенных условий

Помимо сведений, которые указаны в извещении и документации (наименование и описание объекта закупки, количество, место, сроки доставки, выполнения работы или оказания услуги, источник финансирования, гарантийные обязательства, осуществление монтажа, наладки и другие) к существенным условиям относятся:

  1. Цена, как она определяется, формула расчета и максимальное значение (Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).
  2. Порядок и срок оплаты, приемки товара, работы или услуги.
  3. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
  4. Способ и размер обеспечения исполнения договора, а также срок возврата этих денег.
  5. При цене от 1 млрд. руб. для федеральных нужд и от 100 млн. руб. для нужд субъекта — обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех подрядчиках, которых он привлекает к исполнению контракта, если им отдается свыше 10% от общего объема работ. А также ответственность за нарушение этого требования.
  6. Банковское сопровождение только в банках, которые прошли предварительный отбор, применяется для госконтрактов стоимостью от 1 млрд. руб. для нужд субъекта, от 200 млн. руб. для муниципальных нужд (ПП от 20.09.2014 г. N 963).
  7. Сколько субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций можно привлечь. А также ответственность за непривлечение, если заказчик установил такое требование в документации.
  8. Возможность одностороннего отказа от исполнения.

Содержание отдельных видов договора определяются специальными актами. Например, Постановление от 18.08.2010 № 636 устанавливает требования к энергосервисному контракту, Постановление от 12.05.2017 № 563 — на работы по одновременному проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Заказчик вправе не применять эти требования при заключении договора с единственным поставщиком.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе позволяет внести изменения в существенные требования договора. Помните, что изменять их можно только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда можно внести изменения, определяет ст. 95. В контракте можно изменить:

  1. Снижение цены без изменения объемов.
  2. Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
  3. Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
  4. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связанны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
  5. Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.

Уважительной причиной для корректировок будет считаться уменьшение ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. Или ситуация, когда исполнение контракта без изменения невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.

Субподряд по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые запреты и ограничения

Субподряд в рамках 44-ФЗ — это привлечении сторонних организаций для частичного или полного выполнения обязанностей по госконтракту.

В практике государственных закупок довольно часто встречаются ситуации, когда победитель торгов делегирует частичное или полное исполнение обязательств по контракту на третьих лиц.

Предусматривается 2 варианта привлечения субподрядчиков по 44-ФЗ:

когда подрядчик обязан воспользоваться услугами третьих лиц, в случае закупки у СМП, СОНКО, т.к. это отражено в требованиях заказчика;

подрядчик на собственное усмотрение нанимает субподрядчика для исполнения контракта. В данном случае присутствует ряд ограничений, о которых мы расскажем ниже.

Привлечение субподрядчиков из СМП, СОНКО

В ч. 1 ст. 30 44-ФЗ устанавливается, что государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 15% от своего годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно п. 5 ст. 30 44-ФЗ, если заказчик в тендерной документации устанавливает требование к подрядчику, не являющемся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субъекты малого предпринимательства, то он должен четко отразить объем работ, который должен быть выполнен такими организациями. Объем устанавливается в процентном соотношении от НМЦК.

При наличии данного требования, выигравший участник заключает договор субподряда с СМП, СОНКО, а заказчик засчитает объем выполненных работ таким субподрядчиком в счет годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства в отчете о проведенных закупках.

В случае нарушения подрядчиком, не являющимся СМП, СОНКО требования о привлечении таких организаций к исполнению контракта, договор должен быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Тендерный займ на обеспечение участия в торгах

за 2 часа, для любой торговой площадки, единоразовая оплата

Помимо исполнения требования заказчика о привлечении субподрядчика, поставщики могут пойти на такой шаг по собственному усмотрению. Рассмотрим это обстоятельство подробнее.

Читайте так же:  Порядок действия кадастрового паспорта на квартиру

Субподряд на исполнение государственного контракта

Некоторые подрядчики не ставят в известность заказчика о том, что к выполнению договора были привлечены третьи лица, а отследить подобные действия не всегда является возможным.

Почему же заказчику может не понравиться такой подход?

Все просто, составляя тендерную документацию, организатор торгов четко указывает обязательные условия для участников, например, наличие лицензий, СРО или определенного опыта в закупках.

Победитель тендера, подключая к исполнению контракта субподрядчика, может проигнорировать эти условия, что, вероятно, повлияет на качество и другие параметры выполнения работ (оказания услуг или поставку товара).

Естественно, заказчика может не устроить такой подход. Но отследить весь процесс исполнения договора можно только при наличии полной отчетности о движении денежных средств, затраченных на выполнение контракта.

Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.

Запрет на привлечение субподрядчиков по 44-ФЗ

За нарушение запрета о привлечении субподрядчиков для исполнения контракта, к поставщику могут быть применены санкции.

В Федеральном законе о контрактной системе выделено ряд отраслей, в которых победителю торгов запрещено нанимать третьих лиц для выполнения госконтракта.

Ранее это относилось к сфере научно-исследовательских работ, но с 2017 года запрет коснулся субподряда на строительные работы, перечень которых находится ниже.

Видео (кликните для воспроизведения).

25.05.2017 вступило в силу ПП РФ 15.05.17 №570

Данный документ содержит:

список и объем работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно, без привлечения посредников;

изменения, которые были внесены в правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязанностей по контракту.

Перечень видов работ включает в себя 34 пункта:

1. Подготовительные работы

2. Земляные работы

3. Инженерная подготовка территории

4. Инженерная защита территории

5. Свайные работы

6. Устройство фундаментов и оснований

7. Возведение несущих конструкций

8. Возведение наружных ограждающих конструкций

9. Устройство кровли

10. Фасадные работы

11. Внутренние отделочные работы

12. Устройство внутренних санитарно-технических систем

13. Устройство внутренних электротехнических систем

14. Устройство внутренних трубопроводных систем

15. Устройство внутренних слаботочных систем

16. Установка подъемно-транспортного оборудования

17. Монтаж технологического оборудования

18. Пусконаладочные работы

19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи

20. Устройство наружных сетей канализации

21. Устройство наружных сетей водоснабжения

22. Устройство наружных сетей теплоснабжения

23. Устройство наружных сетей газоснабжения

24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог

25. Работы по обустройству автомобильной дороги

26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути

27. Устройство трубопроводов

28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия

29. Устройство туннелей

30. Устройство штолен

31. Устройство искусственных сооружений

32. Дноуглубительные и водолазные работы

33. Гидротехнические работы

Теперь заказчик обязан включить в условия тендерной документации возможные виды работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно.

До 1 июля 2018 года совокупный объем конкретных работ, выполненных подрядчиком по условиям контракта, должен составлять не менее 15% от стоимости заключенного контракта.

После 1 июля 2018 года — объем самостоятельно выполненных работ поставщиком не должен быть меньше 25%.

Важно: в проект контракта заказчик включает только возможные виды работ, которые подрядчик может выполнить самостоятельно. А непосредственно при заключении контракта, по согласованию с подрядчиком, прописываются уже конкретные виды работ.

Все вышеописанные требования и условия распространяются на извещения и контракты, которые были опубликованы и заключены после вступления в силу постановления от 15 мая 2017 №570.

Видео «Субподряд в госзакупках»

Штрафы за нарушение запрета на субподряд по 44-ФЗ

Также новым постановлением предусмотрены санкции за нарушение подрядчиком условия о запрете использования субподряда.

Поставщик, воспользовавшийся услугами субподряда при оказании вышеописанных видов работ, должен оплатить штраф в размере 5% от стоимости выполненных субподрядчиком работ.

Поиск аукционов для участия в торгах по вашей тематике

Подбор соответствующих заданному ОКПД закупок

Субподряд по 223-ФЗ

В 223 Федеральном законе нет ограничений на привлечение третьих лиц для выполнения контракта. Поставщику необходимо внимательно изучить Положение о закупке заказчика. Как и в случае 44-ФЗ, там может быть обозначено требование к привлечению субподрядчиков из субъектов МСП.

Постановление Правительства N 1352 (с изменениями от 16.12.2016) предписывает обязательство оплаты договоров по 223-ФЗ в срок, не позднее 30 дней с даты подписания заказчиком актов о приемке товаров, работ или услуг по контракту.

Поэтому, если субподрядчик подбирается путем проведения закупки по 223 Федеральному закону, оплата за его услуги должна быть осуществлена в вышеуказанный срок после их приемки.

Генподрядчик не может ориентироваться на сроки, указанные в положении о Закупках заказчика для оплаты услуг субподряда, которыми он воспользовался для исполнения обязательств по контракту.

Оценивая нововведения в ограничениях на субподрядные работы можно заключить, что основной целью этого постановления является заставить поставщика выполнять обязательства по контракту самостоятельно, по крайне мере, хотя бы их часть.

Это поможет свести к минимуму деятельность компаний, которые только выигрывают тендер, а его исполнение полностью перекладывают на субподрядчиков, зарабатывая на разнице в стоимости контракта и оплате фактическому исполнителю.

©ООО МКК «РусТендер»

В соответствии с положениями 44-ФЗ заказчик должен заключать контракт или гражданско-правовой договор?

Ольга Беляева

Ответ: Понятия «гражданско-правовой договор» в законе № 44-ФЗ нет, в нем все договоры именуются «контрактами», в том числе и те, которые заключаются по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 100 тыс. руб.
Обратите внимание, что в ч. 15 ст. 34 закона № 44-ФЗ применительно к данным закупкам использовался термин «договор в устной форме», однако и он был исключен согласно поправкам, внесенным федеральным законом от 28.12.2013 г. № 396-ФЗ.

Ольга Беляева
доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Опубликовано: Аукционный вестник, 2014, № 173

Письмо Минфина России от 12.12.2017 № 24-03-08/82756 «О возможности заключения контракта, если исполнитель подрядных работ, строительного контроля и технического надзора — одно лицо»

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Читайте так же:  Какой срок оплаты штрафа гибдд

При этом согласно части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Кроме того, частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании изложенного, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 (далее — Положение).

В пункте 3 Положения установлено, что строительный контроль проводится:
— подрядчиком, то есть лицом, осуществляющим строительство;
— заказчиком либо организацией, привлеченной заказчиком по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).

Пунктами 5, 6 Положения установлены виды контрольных мероприятий, осуществляемых подрядчиком и заказчиком при проведении строительного контроля, различающиеся по содержанию, в связи с чем, по мнению Минфина России, не могут осуществляться одним лицом, поскольку обратное нивелирует цели и задачи строительного контроля заказчика.

Вместе с тем в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в связи с чем по вопросу о наличии в действующем законодательстве Российской Федерации запрета на осуществление подрядчиком функций строительного контроля заказчика Заявитель вправе обратиться в адрес Минстроя России.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ и их изменение

В Федеральном законе №44 понятие существенные условия контракта используется неоднократно. Однако его четкого, да и не четкого тоже, определения не дано. В связи с этим у заказчиков и поставщиков/исполнителей/подрядчиков возникает немало вопросов: что же это за условия, что именно непременно должно оставаться постоянным в тексте контракта. Ведь по закону существенные условия изменяются, в соответствии с частью 3 статьи 34, только в исключительных случаях, определенных статьей 95 44-ФЗ.

Что является существенными условиями

В Федеральном законе №44 и других правовых актах, связанных с государственными закупками, как таковое понятие существенных условия контракта отсутствует. Однако оно есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГКРФ).

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта. Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

Какие условия контракта относятся к существенным

Тем не менее, что бы не было прописано в контракте, с существенными условиями все же стоит быть осторожнее. Логично было бы отнести к ним все, что определено как необходимое содержание, в соответствии со статьей 34 44-ФЗ. В общем случае, основываясь на нормах ГКРФ и Федерального закона №44 это будет следующая информация:

  • предмет контракта (наименование товара/услуги/работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);
  • количество поставляемого товара/объем оказываемых услуг/объем выполняемых работ;
  • срок поставки товара/оказания услуг/выполнения работ, в случае если контракт предусматривает этапы — начало/окончание каждого из них;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты поставленного товара/оказанных услуг/выполненных работ;
  • ответственность каждой из сторон за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика/исполнителя/подрядчика.

Разъяснения, касающиеся вопросов, связанных с существенными условиями контракта, даны Минэкономразвития России в письме №Д28и-2286 от 3 августа 2015 года.

Можно ли изменять существенные условия контракта и в каких случаях

Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта — это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так. Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами. Главное, чтобы такая возможность была прописана в документации и самом контракте, а все «правки» оформлены официально, с заключением дополнительного соглашения.

В 2015 и 2016 году, согласно части 1.1 статьи 95 44-ФЗ было позволено изменять практически все перечисленные выше условия. С 1 января 2017 года, если не будет внесено дополнительных изменений в закон, ситуация несколько ужесточается, придется ориентироваться только на случаи, описанные в части 1 статьи 95 Федерального закона №44. Их не так много и некоторые моменты, действительно, не будут подлежать изменению ни при каких условиях, даже если достигнуто соглашение сторон.

Читайте так же:  Как вернуть деньги или продукцию

Часто возникает еще один вопрос — а можно ли изменить условия контракта при его подписании? Здесь ответ однозначный — нет. Проект должен в точности соответствовать тому, который был предложен в документации. Если стороны пришли к какому-то соглашению, то изменения вносить можно будет только после того, как контракт подписан.

Проще всего внести изменения в условия контракта еще до начала торгов — когда идет подача заявок. Здесь можно менять все. Главное — уложиться в соответствующие сроки, позволяющие вносить изменения в извещения и документацию о закупке.

Чем грозит нарушение существенных условий контракта

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями. В некоторых случаях это может стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке.

Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков.

Может возникнуть еще одна ситуация. Вроде бы, условия изменены по соглашению сторон. Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом. В этом случае, если факт «всплывет» при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны. Чаще всего это штраф, но может быть и более суровое наказание.

Составляем трехсторонний контракт: инструкция и образец

Что такое контракт на три стороны

Трехсторонний договор, образец которого мы предоставим в статье, пригодится в том случае, когда для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги необходимо соединить обязательствами более двух лиц. Помимо поставщика и заказчика, трехсторонний договор на выполнение работ включает еще и третье лицо, напрямую влияющее на благополучную реализацию прав и обязанностей участников. Этим трехсторонние договоры и отличаются от привычных двухсторонних.

Возможность заключения таких соглашений установлена ГК РФ. Случаи, когда это возможно, подразделяются на два типа:

  • в которых одну сторону представляет две организации, а другую — одна;
  • в которых полноправно участвуют три стороны, каждая из которых имеет равные права и обязанности.

В первом случае причиной подписания контракта может быть единое право владения у двух хозяйствующих субъектов, например недвижимость с двумя владельцами или объекты интеллектуальной собственности. Так как такое имущество является совместным, то и в любой сделке, касающейся данного имущества, должны принимать участие все владельцы. Ярким примером будет трехсторонний договор аренды с 2 арендодателями с одной стороны и арендатором — с другой.

Во втором случае речь идет о контрактах с участием посредников (например в сфере услуг) и гарантов. Каждый участник имеет свои индивидуальные права и обязанности. Такими соглашениями будут юридические обязательства по добровольному страхованию, поручительству.

Существует также трехсторонний договор подряда, который заключается в том случае, если на объекте строительства необходимо выполнить ряд узкопрофильных работ, и для этого привлекаются два специализированных подрядчика. Также документ на выполнение строительно-монтажных работ можно оформить как трехстороннее соглашение между заказчиком, подрядчиком и поставщиком материалов.

Еще одна разновидность — это трехсторонний договор поставки, в котором оговаривается соглашение на поставку с заказчиком, поставщиком и перевозчиком в качестве участников.

Заключение трехсторонних контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, госконтракт заключается на тех условиях, которые были включены в извещение о закупке: закупочная документация, заявка и окончательное предложение победителя торгов, с которым в итоге он и заключается. 44-ФЗ регламентирует порядок как заключения, так и исполнения ГК и МК, а также состав хозяйствующих субъектов, принимающих участие в подписании договорных отношений: заказчик — с одной стороны и поставщик (подрядчик, исполнитель) — с другой.

223-ФЗ также не регулирует правоотношения по заключению трехстороннего документа, однако в ГК РФ прописано право организаций на подписание таких соглашений, поэтому в рамах 223-ФЗ возможность заключения таких договорных отношений установлена.

Как подготовить контракт на три стороны

Трехстороннее соглашение (образец) — это многоуровневый документ, поэтому участники должны прописывать все условия и грамотно устанавливать свои права и обязанности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для того чтобы его заключить, необходимо следовать данной инструкции. При составлении юридического документа необходимо:

  1. Обозначить правовой статус каждого из участников сделки.
  2. Определить полномочия всех трех сторон.
  3. Детерминировать обязательства, которые каждый участник в дальнейшем возьмет на себя, и проанализировать каждое такое обязательство, включив в трехсторонний контракт все существенные условия.
  4. Установить сроки исполнения и порядок оплаты по договорным обязательствам.
  5. Указать, что документ составлен в трех экземплярах, по одному для каждой стороны.
  6. Внести реквизиты каждого участника, подписать и поставить печати.

Источники


  1. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.

  2. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.

  3. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
Заключение договора подряда по 44 фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here