Введение суда присяжных год

Важная информация в статье: "Введение суда присяжных год" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Реформа суда присяжных. Изменения, которые вступят в силу с 1 июня 2018 года

Председатель коллегии адвокатов «Мистюков, Погуляев, Ванатский» (адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст. 30 Уголовно-процессуального кодекса). Сама процедура судебного разбирательства такова, что председательствующий (профессиональный) судья имеет столь значительное влияние на ход процесса, что это может существенно отражаться на итоговом мнении присяжных.

Даже при всех имеющихся проблемах суд присяжных иногда является единственным шансом на справедливый приговор. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации процент оправдательных приговоров снижается: 0,54% в 2014 году, 0,43% в 2015 году и 0,36% в 2016 году. Как видно из данных: общество нуждается в развитии независимого суда присяжных.

23 июня 2016 года принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Часть из них вступила в действие, но основные изменения ждут нас 1 июня 2018 года.

Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов (на одну ступень судебной системы ниже, чем до изменений) по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1-2 ст. 105, ч. 4 ст. 111 и ст.277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 Уголовного кодекса. Эти изменения формально призваны расширить применение института суда присяжных заседателей. При этом стоит обратить внимание на то, что новые составы, по которым обвиняемый может избрать суд присяжных, в основном весьма экзотические: ст. 277 УК РФ («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»), ст. 295 УК РФ («Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»), ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»), ст. 357 («Геноцид»). Пожалуй, преступления по ч. 1-2 ст. 105 УК РФ («Убийство») и ч. 4 ст. 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью») будут чаще остальных рассматриваться в суде присяжных.

Как и ранее, после вступления в силу указанных изменений суд присяжных останется недоступным для основной массы обвиняемых. Его компетенция не распространяется на кражи, мошенничество, преступления при осуществлении предпринимательской деятельности.

Еще одно изменение – это сокращение кандидатов в присяжные и сокращение непосредственно количества присяжных. В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек. Для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия присяжных заседателей будет состоять из 8 человек при не менее 14 кандидатах. До изменений закон предусматривает 12 членов коллегии из не менее чем 20 кандидатов.

Изменения не коснулись самого главного – процесса доказывания. По-прежнему, присяжных будут удалять в совещательную комнату каждый раз при обсуждении процессуальных вопросов, в том числе ходатайств о приобщении или исключении доказательств. Практикующие адвокаты сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что именно профессиональный судья решает какие доказательства будут представлены присяжным, и присяжные даже не знают о тех доводах о недействительности доказательств, которые приводит сторона защиты. Существующий порядок позволяет профессиональному судье так «отфильтровать» доказательства, что у присяжных формируется мнение о виновности подсудимого. Многие специалисты считают, что присяжные должны присутствовать при обсуждении относимости и допустимости доказательств.

Анализ перспектив применения нововведений на практике показывает, что изменения коснутся преимущественно организационных аспектов работы судов, но не приведут к значительному улучшению ситуации с защитой прав и свобод граждан. Реформа должна продолжаться и двигаться в направлении увеличения составов преступлений, рассматриваемых судом присяжных, большей открытости процесса для присяжных и реальной, а не мнимой состязательности обвинения и защиты.

Правовой статус суда присяжных

2 История развития суда присяжных в России 5

3 Основы правового статуса суда присяжных 6

3.1 Порядок выбора присяжных заседателей 6

4 Права и обязанности присяжных заседателей 8

5 Заключение 11

Права и свободы человека и гражданина являются основой конституционного строя в Российской Федерации. На государство возлагается обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы.

В число прав и свобод входят и такие права, как политические. К политическим правам граждан относиться их право участвовать в отправлении правосудия, что предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. В настоящее время граждане вправе участвовать в рассмотрении дел судами только в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Присяжные заседатели – это лица, подбираемые или назначаемые для определенного судебного процесса из числа граждан с соблюдением некоторых цензовых установок (возраста, отсутствия судимости и т.д.)

Присяжные заседатели учувствуют в рассмотрении уголовных дел в судах первой инстанции. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

20 августа 2004 года был принят Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (от 20.08.2004г. № 113-ФЗ), который регламентирует участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей. Определены требования, предъявляемые к присяжным заседателям, а также порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

История развития суда присяжных в России

Введения института присяжных заседателей является не только прогрессивным и демократическим шагом, но и значительно сокращает возможность властных структур оказывать давление на судей, рассматривающих конкретные дела.

Основу судоустройства и судопроизводства в России до 1864г. составляли законодательные акты, изданные еще Петром I и Екатериной II, в частности, «Учреждение для управления губерний» от 7 ноября 1775г. Суд присяжных, провозглашенный в России судебной реформой 1864 года, был мерой вынужденной, осуществлен под воздействием демократических идей, проникших в Россию с Запада и Америки, где такие суды давно функционировали.

Но и существовало мнение о том, что по причине отсталости России и неразвитости сознания ее народа было не возможно введение суда присяжных

Читайте так же:  Как оплатить штраф гибдд с 50% скидкой

Однако противники введения суда присяжных в России потерпели поражение. В 1866 году, в соответствии с Положением о введении Судебного устава от 11 октября 1865г., были открыты две первые судебные палаты (в Москве и Петербурге)

Вместе с другими судебными установлениями суд присяжных был ликвидирован октябрьской революцией 1917 г. и отсутствовал 76 лет. Но после большого перерыва этот институт стал реставрироваться. И был введен Закон РФ от 16 июля 1993 г. № 5451-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон о судоустройстве в РСФСР, УПК РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях РСФСР», который положил начало постепенному введению суда присяжных в РФ.

Позже, в соответствии с Концепцией судебной реформы и в целях обеспечения гражданам возможности рассмотрения их дел судом присяжных 16 июля1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно — процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».

Основы правового статуса суда присяжных

Порядок выбора присяжных заседателей

Порядок формирования списков присяжных заседателей закреплен в Федеральном законе «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Существует ряд строгих правил при отборе кандидатов:

    1. не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет
    2. имеющие непогашенную или неснятую судимость
    3. признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности
    4. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств

    Так же в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, к участию в судебном процессе не допускаются лица:

      1. подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления
      2. не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство
      3. имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

      Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.

      В соответствии со статьей 326 Уголовно – Процессуального кодекса РФ, непосредственно после назначения судебного заседания, секретарь заседания или помощник судьи производит отбор присяжных заседателей путем случайной выборки. После проверки кандидатов, на основание препятствующие участию в качестве присяжного, списка заверяются ответственным лицом. Выбранных присяжных заседателей оповещают за 7 суток до начала судебного разбирательства.

      Из списков присяжных заседателей по устному или письменному заявлению могут быть освобождены:

        • лица старше 60 лет
        • женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет
        • лица, которые считают, что не вправе осуществлять правосудие в силу своих религиозных убеждений
        • иные лица имеющие уважительные причины
        • немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами
        • лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно исполнять обязанности присяжных заседателей
        • руководители и заместители руководителей органов представительной и исполнительной власти
        • военнослужащие;
        • судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, а также лица, принадлежащие к руководящему или оперативному составу opгaнов внутренних дел и государственной безопасности
        • священнослужители.

      Районная, городская, краевая, областная администрация обязана регулярно проверять и при необходимости вносить изменения в списки присяжных заседателей, в том числе включая в них и тех, кто был отобран дополнительно в связи с представлением председателя краевого, областного суда.

      Права и обязанности присяжных заседателей

      На всех присяжных заседателей возложена большая ответственность, поэтому присяжный заседатель обязан правдиво ответить на вопросы председательствующего, задаваемые при отборе для участия в рассмотрении дела, а также представить по его требованию иную необходимую информацию о себе и об отношениях с другими лицами, участвующими в деле. Присяжный заседатель обязан соблюдать порядок в судебном заседании и подчиняться законным распоряжениям председательствующего. В случае, если объявляется перерыв в судебном заседании или слушание дела откладывается, присяжный заседатель, участвующий в рассмотрении данного дела, обязан явиться в указанное судом время для продолжения судебного разбирательства.

      В ходе судебного следствия присяжные, в том числе запасные, в соответствии со статьей 333 Уголовно – Процессуального Кодекса имеют права

        1. участвовать в исследовании всех рассматриваемых в суде доказательств, с тем чтобы получить возможность самостоятельно, по своему внутреннему убеждению оценить обстоятельства дела и дать ответы на вопросы, которые будут поставлены перед коллегией присяжных заседателей
        2. задавать через председательствующего вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам
        3. участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов, в производстве осмотров местности и помещения, во всех других производимых в суде следственных действиях
        4. просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к делу, содержание оглашенных в суде документов, признаки преступления, в совершении которого обвиняется подсудимый, и не ясные для него понятия
        5. делать письменные заметки во время судебного заседания.

        То есть приветствуется активное участие присяжных заседателей в процессе расследования дела. Детальный разбор обстоятельств дела влияет на принимаемые решения. Являясь присяжным заседателем, человек несет большую ответственность, именно поэтому каждый народный заседатель принимает присягу, обязуясь честно и беспринципно исполнять обязанности, принимать во внимание все доказательства обеих сторон, принять наиболее верное, по его мнению, решение о виновности или невиновности подсудимого.

        Присяжные заседатели не вправе:

        1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела

        2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта

        3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела

        4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания

        5) нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.

        При нарушении присяжным заседателем своих обязанностей он может быть отстранен от дальнейшего рассмотрения дела и заменен запасным заседателем.

        За уклонение без уважительной причины от исполнения обязанностей присяжного заседателя в суде, а также за нарушение обязанностей, указанных в частях первой и третьей настоящей статьи, на присяжного заседателя судом (председательствующим судьей) может быть наложено денежное взыскание в размере до одного минимального размера оплаты труда. Председательствующий судья выносит решение о наложении денежного взыскания в том же судебном заседании, о чем делается запись в протоколе судебного заседания. Решение суда (председательствующего судьи) о наложении денежного взыскания является окончательным и обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

        Заключение

        Особенность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей состоит в том, что вопрос о виновности или невиновности подсудимого выносят не судьи-профессионалы, а такие же граждане, как сам подсудимый. Поэтому решение принимается не только на основе закона, но и с учетом мнения общества, их житейского опыта, чувства справедливости. Естественно, можно назвать много отрицательных сторон, касающихся его введения и функционирования. Примером могут служить огромные материальные и организационные затраты. Но, вместе с тем, с плюсами этого института нельзя не согласиться. Российское законодательство обязует присяжных заседателей разрешать дело по своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку.

        Читайте так же:  Кто назначает председателя счетной палаты рф

        Можно предположить, что из-за присутствия третьего, независимого лица — суда присяжных требуется высокое качество следствия, доказательства вины должны быть неопровержимы, выступление обвинителя должно быть не менее убедительным, чем речь адвоката. Но, возможно, следует признать, что суд присяжных, на настоящем этапе развития России, недостаточно эффективен.

        Суд присяжных в России: история его становления и развития (Ильюхов А.А.)

        Дата размещения статьи: 03.03.2017

        Первое упоминание о суде присяжных можно встретить еще на рубеже IX века, когда в Русской Правде было указано, что лицо, совершившее преступление, но отрицающее свою вину, должно предстать перед 12-ю мужами, решающими вопрос его виновности. Аналогичный обычай присутствует и в упоминаниях о выборных судьях в договоре Смоленска с немецкими городами (1229 г.) и в Псковской судной грамоте (1467 г.). В Новгородской судной грамоте, датируемой 1471 годом, также имеется упоминание о некоем «суде одрин», являющимся прототипом современного суда присяжных, в состав которого входили от каждого города по одному боярину и свободному человеку, по одному приставу с каждой стороны (обвиняемого и потерпевшего). Заседание проходило под председательством тиуна, а один из судей являлся докладчиком, при этом все судьи вправе были участвовать в исследовании доказательств, в ходе завершения которых выносился приговор. Указанный суд являлся общим судом для свободных новгородцев, как по уголовным, так и по гражданским делам, и считалось, что он представляет вече .
        ———————————
        Мрочек-Дроздовский П. Памятник русского права во времена местных законов. М., 1901. С. 62 — 71.

        О влиянии качества расследования на эффективность отправления правосудия в суде присяжных указывают и данные исследований, проведенных в 1874 г. Министерством юстиции, где было установлено, что:
        — 47,5% оправдательных вердиктов было вынесено по причине плохой работы предварительного следствия — суд не получил весомых улик;
        — 25% оправдательных вердиктов были вынесены ввиду незначительности причиненного вреда;
        — 15% были обусловлены индивидуальными характеристиками подсудимых (в большинстве своем это были дети, престарелые, слабоумные, инвалиды);
        — 11% случаев — обусловлены мотивами совершения преступления;
        — 17% оправдательных вердиктов порождены непонятными причинами;
        — 8% — являлись результатом предвзятости присяжных заседателей в отношении некоторых преступлений .
        ———————————
        РГИА. Ф. 1405. Оп. 77. Д. 13. Л. 2 — 9 об.

        Причиной упразднения указанной формы отправления правосудия явилось то, что Временное правительство не успело завершить законодательную реформу, а то, что ими было введено, не заработало в полную силу из-за того, что власть в стране захватили большевики.
        Анализируя сказанное, можно констатировать, что суд присяжных был самым демократическим из всех институтов, установленных в России в результате буржуазных реформ. Его политический характер проявлялся более отчетливо по сравнению с органами местного самоуправления (земствами и городскими думами): он в широком масштабе обладал правом помилования, являвшимся прежде исключительной прерогативой верховной власти. Жюри олицетворяло волю большинства в осуществлении одной из важнейших частей государственного управления судебной власти. Эта форма суда несовместима с деспотическими и тоталитарными режимами. Она может существовать только в государствах с определенной степенью демократии. Поэтому результаты его деятельности имели большое общественное и политическое значение. Помимо прочего, он предоставил более 10 миллионам граждан дореволюционной России возможность получить элементарные юридические знания и понятия о законности и своих правах.

        Литература

        1. Демичев А.А. Военный суд присяжных // Законность. 1997. N 8.
        2. Демичев А.А. Суд присяжных (теория, практика, исторический опыт): Автореф. дис. . д.ю.н. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003.
        3. Кони А.Ф. Собр. соч. М., 1966. Т. 4.
        4. Мрочек-Дроздовский П. Памятник русского права во времена местных законов. М., 1901.
        5. Немытина М. Суд присяжных в России.
        6. Радутная Н.В. Суд присяжных в континентальной системе права // Российская юстиция. 1995. N 5.
        7. Учреждение судебных установлений / Сост. Н. Шрейбер. 2-е изд., неофиц., доп. СПб., 1914.
        8. Яровая М.В. Особенности англо-американской и континентальной моделей суда присяжных и проблемы его реставрации в России // Российская юстиция. 2006. N 1.

        Введение института присяжных заседателей в районных судах

        И.о. заместителя председателя Орджоникидзевского районного суда
        г. Екатеринбурга Галимова Наталья Рафаиловна

        Свидетельства зарождения суда присяжных мы можем найти еще в Судебнике 1497 года, согласно которому в состав суда включались земские выборные, сотские старосты «добрые» и «лутчие» люди. Эти судные мужи не были наделены правом принятия решения, но служили гарантами правильности судного списка, то есть протокола судебного заседания.

        В России каждые 4 года обновляются 2 списка присяжных заседателей: основной и запасной.

        Суд присяжных впервые был учрежден в России в 1864 году как часть демократических реформ Александра ІІ, который был призван «водворить в России суд скорый, правый и милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и утвердить в народе нашем то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние».

        Безусловно, для всестороннего развития российской (национальной) судебной системы необходимо увеличение ее открытости и доступности для населения, и не последнюю роль в этом развитии должен сыграть именно суд присяжных заседателей.

        Введение института присяжных заседателей в районных судах, согласно принятым поправкам в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусмотрено с 1 июня 2018 года. Ранее законодательство не предусматривало возможности такого порядка рассмотрения дела в районных судах. По мнению законодателя, участие присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов. Сам по себе процесс привлечения присяжных заседателей преследует, в том числе, цель повысить уровень общественного правосознания.

        Передача уголовного дела на рассмотрение суда с участием присяжных зависит исключительно от волеизъявления обвиняемого. При этом право обвиняемого предстать перед судом присяжных не обусловлено отрицанием им своей виновности. Даже если он полностью признает себя виновным, он имеет право на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей. Заявление подсудимого о рассмотрении дела с участием присяжных не влечет какого-либо упрощенного производство по делу, не освобождает государственного обвинителя от обязанности представлять доказательства, а суд – их исследовать.

        С учетом важности объективной и всесторонней оценки обстоятельств конкретного дела, законодатель придает особое значение вопросу о формировании коллегии присяжных заседателей.

        З аконом участие в суде присяжных заседателей обозначено как обязательное. Поэтому нужно иметь вескую причину, чтобы быть освобожденным от этого обязательства. Есть ряд ограничений, закрепленных законодательно, которые не позволяют включить кандидата в число присяжных заседателей. Ими не могут быть:

        Читайте так же:  Бланки строгой отчетности рб

        -лица младше 25 лет;

        -лица, имеющие непогашенную и неснятую в установленном законом порядке судимость;

        -недееспособные лица или ограниченные в своей дееспособности;

        -лица, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере из-за психических расстройств, проблем с алкоголем, наркотиками.

        Кроме того, есть еще ряд причин, по которым граждане не могут стать присяжными заседателями в рамках конкретного разбирательства. Сюда относятся случаи, когда лицо:

        — проходит подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

        — не знает языка, на котором идет судопроизводство;

        — имеет недостатки физического или психического характера, которые могут помешат ему полноценно принимать участие в процессе.

        Если будет выяснено, что претендент на роль присяжного заседателя подпадает под действие хотя бы одного из перечисленных ограничений, то он не допускается к участию в разбирательстве.

        Каждая из сторон может убрать по 2 кандидатуры, которые, по их мнению, могут решить дело не в их пользу.

        В России каждые 4 года обновляются 2 списка присяжных заседателей: основной и запасной. Лица, попавшие в них, могут в любой момент при возникновении необходимости быть призваны для участия в процессе. Но не все вызванные лица становятся присяжными заседателями. Существует прописанный на законодательном уровне процесс, в рамках которого собирается коллегия из присяжных заседателей в количестве 6 человек для каждого дела (основные) и 2 человека (запасные присяжные заседатели).

        Видео (кликните для воспроизведения).

        Вначале сами кандидаты могут высказаться за самоотвод , для этого законом предусмотрен ряд оснований, таких как:

        -достижение 65-летнего возврата;

        -наличие у женщины ребенка младше 3 лет;

        -религиозные убеждения, не позволяющие кандидату в присяжные решать чужую судьбу.

        Если суд поддержит полученное от кандидата в присяжные заседатели ходатайство по вопросу о самоотводе, то заявитель выбывает из участия в процессе.

        Далее обвиняемый и его защитник, а также государственный обвинитель могут заявить мотивированный отвод любому из кандидатов и 2 немотивированных отвода. По сути, каждая из сторон может убрать по 2 кандидатуры, которые, по их мнению, могут решить дело не в их пользу. Чтобы реализовать это право, стороны могут задавать кандидатам вопросы, раскрывающие их отношение к делу. После вычеркивания отведенных кандидатов в списке должно остаться 8 человек; если их меньше, то призываются дополнительные присяжные заседатели, их фамилии берутся из запасного списка. Если больше, то берется 8 первых фамилий в списке. Из этих 8 человек первые 6 становятся присяжными заседателями, а двое оставшихся считаются запасными присяжными заседателями.

        Таким образом, оценивая все требования, предъявляемые к кандидату в присяжные заседатели, можно прийти к выводу, что с учетом важности объективной и всесторонней оценки обстоятельств предстоящего конкретного уголовного дела, законодатель придает особое значение вопросу о формировании коллегии присяжных заседателей.

        Чтобы вступить в свои права, присяжные заседатели принимают присягу, и только после этого начинается рассмотрение дела.

        Необходимо отметить, что для исключения оказания воздействия на коллегию присяжных заседателей (стороной защиты, эмоционально-информационным способом, в том числе через средства массовой информации и иными возможными способами), присяжные заседатели не могут покидать зал заседаний во время слушания, общаться с лицами, не относящимися к суду, собирать сведения о деле самостоятельно и разглашать тайну голосования. Учитывая полномочия присяжных заседателей, можно сказать, что судебный процесс организован так, чтобы они вынесли решение на основании представленных к рассмотрению сведений. А вот какие сведения им будут представлены, решает уже судья.

        Компетенция судьи и присяжных заседателей строго разграничена. Коллегия присяжных, выслушав напутственное слово председательствующего судьи, удаляется в совещательную комнату, где в отсутствие посторонних лиц обсуждает доказательства, письменно отвечает на поставленные вопросы в вопросном листе. Эти вопросы связаны с доказанностью события, причастности к нему подсудимого и виновностью его в совершении данного преступления. Если он признается виновным, присяжные заседатели решают, заслуживает ли он снисхождения. При этом от присяжных сознательно утаиваются сведения по характеристике личности подсудимого, такие как наличие прежних судимостей, его характеризующие данные. Устранены присяжные и от разрешения юридических вопросов. Их при постановлении приговора разрешает судья, фактически дополняя вердикт. Все прочие вопросы дела относятся также к полномочиям судьи: на основании вердикта присяжных будет постановлен приговор, в котором осужденному определяется мера ответственности за совершенное преступление либо констатируется невиновность оправданного.

        При введении суда присяжных законодатель исходил из того, что суд присяжных особенно необходим в случаях, когда правам человека угрожают такие последствия, как тяжкие меры наказания и когда общество и государство должны обеспечить систему гарантий, предупреждающую от нарушений прав личности, от судебной ошибки, а суд присяжных призван быть наиболее надежной системой судебной защиты прав и законных интересов личности.

        Присяжные заседатели в решении главного вопроса правосудия по уголовному делу действуют независимо от профессиональных судов.
        Присяжные заседатели, участвуя в исследовании и решении вопросов фактической стороны уголовного дела, относящихся к событию преступления, причастности в совершении преступления, вкладывают в правосудие необходимые для него практические знания и опыт. Они должны делать это независимо от чьего-либо влияния и давления. Участвуя в судебном разбирательстве, присяжный заседатель, согласно принципу презумпции невиновности, должен исходить из предположения, что стоящее перед судом лицо не виновно, пока иное не будет подтверждено вступившим в законную силу приговором. На них возложена обязанность оценивать исследуемые события и факты и принимать справедливый вердикт.

        Присяжные заседатели считаются судьями факта, профессиональные судьи – судьями права. А.Ф. Кони в 1895 году писал: «… суд присяжных есть суд жизненный, имеющий облагораживающее влияние на надзорную нравственность, служащий проводником народного правосознания. Не отходить в область недалеких преданий, а окончательно укрепиться в русской жизни он должен». Эта оценка суда присяжных не утратила своего значения и в XXI веке. Таким образом, каждый кандидат должен понимать, что участие в коллегии присяжных заседателей – это кропотливая и трудоемкая работа, сопряженная большой ответственностью за принятие решения и участие в отправлении правосудия.

        Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 1 (58) 2018 С.

        История возникновения и развития суда присяжных в России (стр. 1 из 15)

        НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

        ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

        Специальность 030501 Юриспруденция

        Султанова Эльмира Ильдаровна

        ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

        История возникновения и развития суда присяжных в России

        д.м.н., профессор Ермолаев Ю.Н.

        1 ВОЗНИКНОВНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА СИСТЕМЫ СУДОВ ПРИСЯЖНЫХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

        1.1 Учреждение и развитие суда присяжных в России и зарубежных странах

        1.2 Основные этапы эволюции российского законодательства о суде присяжных и практики его применения

        Читайте так же:  Банковская гарантия какие документы нужны

        2 ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА ПРИСЯЖНЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        2.1. Правомочия и юридические основания для рассмотрения дела судом присяжных

        2.2 Расследование уголовных дел, подлежащих рассмотрению судом с участием присяжных заседателей

        2.3 Оправдание судом с участием присяжных заседателей

        2.4 Правовое положение присяжных заседателей

        Одной из фундаментальных основ демократического правового государства, продекларированного в Конституции Российской Федерации, является независимая судебная власть. Важнейшим составным элементом указанной власти является суд с участием присяжных заседателей, в котором главный вопрос правосудия — вопрос о виновности подсудимого — решается «олицетворяющими житейскую мудрость и общественную совесть, рядовыми членами общества — присяжными заседателями», а не состоящими на государственной службе профессиональными судьями.

        Частью 4 ст. 123 Конституции РФ установлено, что в особых случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей, которое представляет собой комплексный институт в современном российском праве. В свое время учреждение суда присяжных было принципиальным демократическим нововведением, решительно покончившим с судейским произволом старорежимных монархий в Европе.

        Суд присяжных явился «краеугольным камнем», составившим фундамент судебной реформы Российской империи 1864 года, хотя он просуществовал лишь до 1917 года. Реставрация суда присяжных в России, законодательно начавшаяся в июле 1993 года, также повлекла за собой масштабные изменения в отраслевом законодательстве, перестройку всей правоохранительной системы государства.

        Как нам представляется, отдельные нормы законодательства о суде присяжных нуждаются в уточнении, так как изложены недостаточно четко и ясно; есть нормы, повторяющие друг друга; более того, между некоторыми нормами имеются несоответствия и даже противоречия. Практика применения законодательства о суде присяжных, в том числе и процессы, проведенные в России в 1994-2003 годы, выявили несовершенство и трудности применения отдельных его норм, а также неоднозначное отношение общественности к этому комплексному институту права в России. Разброс мнений по вопросу возрождения суда присяжных достаточно широк — от полной уверенности в прогрессивности этой формы правосудия до абсолютного ее неприятия — несмотря на то, что суд присяжных предусмотрен Конституцией РФ, и, казалось бы, все дискуссии должны быть завершены. Однако, спор продолжается по двум основным вопросам:

        а) о роли суда присяжных. С одной стороны, утверждается, что суд присяжных является важнейшей гарантией от необоснованного осуждения невиновного; с другой стороны, полагают, что суд присяжных не обеспечивает неотвратимость ответственности за совершенное преступление;

        б) об эффективности суда присяжных. Противники реформы оценивают ее с точки зрения достижения целей правосудия в сопоставлении с большими затратами, каких требует судопроизводство с участием присяжных.
        Указанными обстоятельствами и объясняется актуальность исследования в данной диссертационной работе теоретико-правовых, социально-психологических и организационных проблем, связанных с возрождением и развитием института суда присяжных в России.

        Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием, организацией и деятельностью судов присяжных в России.

        Предметом исследования служат теоретико-правовые основы и главные исторические этапы возникновения, развития и функционирования института суда присяжных в России и зарубежных странах, а также нормы Конституции РФ о судебной власти и осуществлении правосудия в РФ, эволюция законодательства России о суде присяжных в современный период.

        Целью настоящей работы является комплексный анализ основных проблем становления, развития и перспектив суда присяжных как одного из основных элементов судебной власти. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

        1) показать этапы становления, развития и современного состояния института суда присяжных в России;

        2) проанализировать и обобщить практику применения правовых норм,
        регулирующих деятельность суда присяжных;

        3) показать комплексный характер института суда присяжных, перспективы повышения эффективности правовой базы и обосновать
        направления ее совершенствования для конкретизации механизма взаимодействия с другими правоохранительными органами;
        — разработать предложения по совершенствованию законодательства об организации и деятельности суда присяжных, в том числе обосновать необходимость принятия специального федерального закона о суде присяжных в Российской Федерации.

        В основу методологических подходов исследования автором диссертации был положен диалектический метод. Кроме того, широко применялись такие методы исследования, как историко-правовой, сравнительно-правовой, системный, социологический, формально-юридический.

        Практическая значимость исследования определяется тем, что положения и выводы дипломной работы восполняют существующий пробел в исследовании института усыновления и могут быть использованы для совершенствования действующего семейного законодательства. Реализация этих предложений в законе будет способствовать защите прав детей – сирот.

        При написании работы были использованы научные труды таких авторов, как С.С.Алексеева, М.В.Баглая, А.Б.Венгерова, Г.В.Мальцева, М.Н.Марченко, А.И.Исаева, и других.

        Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

        1. ВОЗНИКНОВНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА СИСТЕМЫ СУДОВ ПРИСЯЖНЫХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

        1.1 Учреждение и развитие суда присяжных в России и зарубежных странах

        На протяжении истории возникновения и развития суда его состав -количество судей и распределение полномочий между ними при осуществлении правосудия — менялись неоднократно. Однако такие изменения происходили в пределах трех основных форм. Эти формы следующие: осуществление правосудия единолично судьей, коллегией из профессиональных судей и коллегией из профессиональных и непрофессиональных судей. Последняя из названных форм существовала в двух основных вариантах. Первый — это коллегия, в которой профессиональные и непрофессиональные судьи совместно рассматривали и разрешали и фактические, и юридические вопросы дела. Второй — это коллегия, состоявшая из двух самостоятельных частей, в которой непрофессиональные судьи решали вопросы виновности либо невиновности, а профессиональные судьи на основании этого решения постановляли приговор.

        История суда показывает, что коллегиальной форме принадлежало, как правило, преобладающее место в становлении и развитии судебной системы [15,13]. Корни участия представителей населения в отправлении правосудия прослеживаются в суде геалистов Греции и в суде центуриатных комиций Рима.

        К XV веку суд присяжных окончательно сформировался как независимый и непредвзятый орган, выявляющий фактическую сторону дела. Важное значение для деятельности суда присяжных имело решение, принятое в ходе слушания «дела Бушеля», в соответствии с которым присяжный заседатель не должен штрафоваться или сажаться в тюрьму за оправдание подсудимого, даже если тот действительно совершил преступление. Благодаря этому решению к 1670 году суд присяжных превратился в орган, независимый от воли короля и королевских судей [28,69]. К началу XVIII века для суда присяжных стала характерной практика вынесения решения по судебному делу исключительно на основании предъявленных на процессе доказательств, причем, относящихся только к рассматриваемому делу.

        История развития суда с участием присяжных заседателей

        Дата публикации: 19.04.2016 2016-04-19

        Статья просмотрена: 2441 раз

        Библиографическое описание:

        Ахъядов Э. С. История развития суда с участием присяжных заседателей // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 713-714. — URL https://moluch.ru/archive/112/28681/ (дата обращения: 18.09.2019).

        Как самостоятельный правовой институт суды присяжных в России впервые были введены судебной реформой 1864 году. После такого события, были созданы всесословные суды с участием представителей общества и народа.

        Читайте так же:  Как можно узнать дату выдачи первых водительских прав

        С этого момента в целом, начинается создание и развитие деятельности суда присяжных, которая охватывает несколько этапов.

        Первым периодом становления суда присяжных стали 1864 по 1889 года. В это время разбирательство в суде происходило с участием так называемой коронной и народной коллегии. Коронная коллегия состояла из членов окружного суда, а народную коллегию составляли представители народа в количестве 12 человек. В этот период членами суда присяжных могли быть только мужчины достигшие возраста с 25 и до 70 лет. Участие в данном суде женщин в этот период было запрещено и более того даже не обсуждалось. Этот вопрос получил внимание только в 1917 году, но и тогда не получил положительного разрешения. Для участия в суде были введены еще ряд требований, таким образом в списки присяжных не включались слепые, глухие, бедняки, священники, чиновники и многие другие. Знание русского языка было важным критерием, таким образам понятно, что отбор присяжных был довольно жестким.

        Суд присяжных был возможен только в условиях устности и гласности. Для того чтобы убедить присяжных в своей правильности, адвокат и прокурор должны были приводить доводы, представлять доказательства, которые затронут сердце, разум и чувства.

        В большинстве случаев решения и приговоры присяжных были справедливы и просты. В их приговорах выражалось отношение народа к реальности и явлениям российской действительности, они заставили изменить ряд жестких и давних законов, не соответствовавших мнениям и понятиям народа и представлением общества о соотношении преступления и наказания.

        История суда присяжных в старой дореволюционной России говорит о том, что наше общество по уровню своего развития и по качествам своей нравственности заслужил и был достоин иметь этот институт, который выработался самим человечеством в сфере своего вечного стремления к справедливости.

        Было видно, что именно этот институт, как нельзя лучше оказывает влияние на формирование правосознания, повышает правовую культуру всех участников процесса, а также и всего народа в целом, также дает возможность гражданам принимать участие в правосудии.

        В концепции судебной реформы, принятой 24 октября 1991 года, одним из основных положений является возобновление суда присяжных, который в России действовал с 1864 по 1917 г., после чего был упразднен в 1917 году.

        Возвращение в Россию суда присяжных заседателей стала разработка Концепции судебной реформы, в которой суду присяжных было отведено центральное место в демократизации уголовной юстиции.

        С 1 января 2003 года началось поэтапное введение судов с участием присяжных заседателей и в других регионах России, на всей территории Российской Федерации. Последним регионом, где был введен суд присяжных, стала Чеченская Республика — с 1 января 2010 года.

        Присяжные заседатели, вошедшие в состав коллегии, из присутствующих избирают в совещательной комнате старшину, который в дальнейшем руководит ходом их совещания и служит посредником между присяжными заседателями и председательствующим.

        В судебном следствии существуют некие особенности. Судебное следствие в суде с участием присяжных заседателей начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника.

        Специфика судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей проявляется также в порядке и последствиях признания доказательств недопустимыми в отличие от рассмотрения дела профессиональными судьями, когда все доказательства, включая и признанные недопустимыми, попадают в поле зрения судьи, присяжным заседателям не сообщается о наличии таких доказательств, и последние им не предъявляются.

        Особенностью производства в суде с участием присяжных заседателей является то, что признание подсудимого виновным или невиновным и постановление приговора четко разделены: если первое относится к компетенции коллегии присяжных заседателей, то второй — к компетенции председательствующего судьи. Совещание коллегии присяжных заседателей проходит без участия председательствующего судьи, а принимаемое решение — вердикт — служит основанием для вынесения председательствующим обвинительного или оправдательного приговора.

        Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей больше всего показывает принцип состязательности судопроизводства в РФ.

        Законодатель с учетом конституционного принципа осуществления уголовного судопроизводства на основе состязательности подразделил участников уголовного судопроизводства на три категории: на участников, осуществляющих функцию защиты, на участников, осуществляющих функцию обвинения и на участников, осуществляющих функции разрешения уголовного дела. Как не трудно даже догадаться третьим участником, является суд.

        Состязательность в суде присяжных на всех его стадиях предполагает обеспечение равенства прав сторон, создание необходимых условий для всестороннего и полного исследования дела при сохранении судом объективности и беспристрастности. Если говорить более доходчиво, то это обеспечение обоим сторонам равных процессуальных возможностей.

        Видео (кликните для воспроизведения).

        Эти цели достигаются, в частности, за счет изменения и в определенной мере ограничения процессуальной роли председательствующего судьи.

        1. Суд присяжных: квалификация преступлений и процедура рассмотрения дел: Научно-практическая пособие / Под ред. к. ю. н., доц. А. В. Галаховой. — М.: Норма, 2006. — 484 стр.
        2. Уголовный процесс: учебник для бакалавров под ред. А. И. Бастрыкина, А. А. Усачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 545с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.
        3. Уголовный процесс: учебник / под ред. В. П. Божьева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 541 c. — Серия: Основы наук. — 385 стр.
        4. Безлепкин Б. Д. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (по статейный). — 13.-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2015. — 576 с. — 414 стр.
        5. Лупинская П. А. Уголовно-процессуальное право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. — 345 с. — (Scholae). — 301стр.

        Источники


        1. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.

        2. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.

        3. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.
        Введение суда присяжных год
        Оценка 5 проголосовавших: 1

        ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

        Please enter your comment!
        Please enter your name here