Вопрос о нарушении прав ребенка

Важная информация в статье: "Вопрос о нарушении прав ребенка" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

bilety / 47. Защита прав несовершеннолетних детей

Защита прав несовершеннолетних детей

Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.

Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.

Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.

Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

К первым относятся:

Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);

предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);

непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);

внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);

опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:

предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Помимо этого, органы опеки и попечительства:

предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав,

выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав,

дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления,

дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье,

в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка – закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими.

В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка – 20.11.1989 г.), являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение.

Нарушение прав ребенка

Последние годы о правах ребенка говорится сплошь и рядом. Особенное внимание этому уделяется в образовательных и воспитательных учреждениях. Несмотря на такое усиленное внимание и увеличение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних, они все же нарушаются и, к сожалению, часто.

Защищать своего ребенка обязаны родители, если они не знают, как это сделать или не справляются со своими обязанностями, то должны обратиться в опекунский отдел, где им разъяснят правовые моменты и помогут реализовать необходимый комплекс мер. Дети также, если имеет место нарушение прав ребенка, могут заявить об это, но они не всегда способны понять, что по отношению к ним применяются незаконные меры.

Основные права ребенка

Права детей закреплены законодательными нормами РФ. В главе 11 Семейного кодекса РФ прописаны те права, соблюдение которых регламентируется законом. В этот перечень включены следующие позиции:

Примеры нарушения прав

Несмотря на наличие подробно описанных в законодательстве прав несовершеннолетних, часто происходит их ущемление. Иногда это может носить разовый характер, от этого нарушения не становятся менее значимыми, но могут быть не такими заметными. Но случается и так, что права ребенка нарушаются систематически. При этом сами дети, хотя и имеют возможность заявить о неправомерных деяниях по отношению к ним, не делают этого. Причиной становится недостаточное знание законодательных основ и просто страх перед наказанием.

Читайте так же:  Оформление паспорта сделки валютный контроль

Не все несовершеннолетние понимают, что те действия, которые производятся по отношению к ним, нарушают их права. Для разъяснения ситуации надо уточнить, что же понимается под этим понятием. Итак, приведем примеры нарушения прав ребенка:

  1. Применение насилия. Речь идет не только о физическом или сексуальном насилии, но также и о регулярном моральном давлении, угнетении личности, негативном психологическим влиянием.
  2. Ограничение общения с отцом или матерью или иными родственниками.
  3. Сознательное препятствие развитию личности, например, запрет на посещение секций, кружков, дополнительных занятий, не говоря уже о школе.
  4. Непредоставление своевременной медицинской помощи.
  5. Лишение свободы передвижения.
  6. Оставление детей одних дома, что классифицируется как потенциально опасная ситуация.
  7. Отсутствие заботы, выраженной в пренебрежении нуждами несовершеннолетнего и их обеспечения.
  8. Попытки незаконной продажи имущества, принадлежащего ребенку.

Основной перечень нарушений не содержит все возможные нюансы, но очерчивает круг наиболее часто встречающихся проблем.

Насилие по отношению к детям

Столетиями применение физического наказания к детям считалось не только необходимым, но и поощрялось на уровне государства и религии. Эти установки вкладывались в голову людей веками, хотя далеко не все положительно относились к таким мерам воспитания. Между тем насилие считается одним из наиболее частых фиксируемых нарушений по отношению к детям. И как это ни прискорбно, но зачастую именно родители применяют подобное воздействие, аргументируя его воспитательными мерами.

Под насилием в этом случае подразумевается:

  1. Применение физических наказаний.
  2. Оказание психологического давления.
  3. Моральное угнетение.
  4. Угрозы и унижение.

Этот вид нарушения фиксируется не только со стороны родителей. Часто к словесным унижениям прибегают воспитатели и педагоги, а иногда они применяют и более радикальные меры воздействия.

Запрет на общение с родственниками

Еще одним распространенным примером несоблюдения прав ребенка является ограничение общения с близкими и родными. Ни для кого не секрет, что статистика разводов в РФ выглядит весьма устрашающе. Довольно часто семьи распадаются уже после того, как в них были рождены дети. И если имущество делится между супругами поровну, то с детьми все гораздо сложнее. Зачастую оба родителя или один из них стремится использовать несовершеннолетних как средство сделать больнее второй стороне. Иногда запрет на общение применяется как мера воздействия при неуплате алиментов.

Малолетние, которые и так страдают от того, что их привычный мир рухнул, становятся оружием в руках взрослых. Невозможность мирно договориться о дальнейшем сосуществовании и общении перетекает в судебные залы, но и их решения не всегда принимаются и выполняются. Родитель, с которым остались проживать дети, старается не только оградить их от общения со второй стороной, но и настраивает против. Ограничения, как правило, распространяются и на остальных родственников со стороны второго супруга, а именно на бабушек, дедушек, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер и т.д.

Несовершеннолетний может и должен общаться со всеми своими родственниками, а особенно с отцом или матерью, после развода. Но ему крайне сложно самому настоять на этом, к тому же сознанием ребенка весьма просто манипулировать, настраивая его в ту сторону, которая нужна действующему опекуну.

Игнорирование мнения ребенка

Пренебрежение мнением малолетнего. По закону дети могут официально выражать свое мнение, начиная с 10 лет. Это не означает, что ранее родителям не стоит прислушиваться к нему. В этом вопросе важно соблюдать золотую середину. С одной стороны, дети не способны оценить правильность своего мнения, и понять, какие последствия могут быть после его реализации. С другой стороны, решать вопросы, касающиеся судьбы и интересов малолетнего без учета его мнения также неправомерно.

Когда речь идет о необходимости медицинского вмешательства, именно официальные представители могут заявлять о согласии с ним или отказе от него. Отказаться от получения среднего образования по прихоти подростка также нельзя. Но можно и нужно учитывать его склонности и способности при выборе определенного учебного уклона. Очень часто в мечтах придумывают будущее для ребенка, не обращая внимания на то, что он не хочет быть пианистом, а желает заниматься футболом. Его мучают бесконечными посещениями музыкальной школы, несмотря на все его протесты и нежелание.

Мнение малолетнего может касаться и пристрастий в пище, одежде и иных вещах. Взрослые должны учитывать его, но не позволять ребенку навредить своему здоровью неправильным питанием или одеждой не по сезону.

Выявление фактов

Первым и самым ответственным шагом по отношению к сохранению прав ребенка и защите его интересов считается выявление творящегося беззакония. В большинстве случаев именно из-за несвоевременного обнаружения нарушений и происходят те негативные примеры, о которых мы регулярно узнаем из прессы и телевидения.

Заявить о факте выявленного нарушения может:

  1. Сам несовершеннолетний.
  2. Родители, опекуны, попечители.
  3. Иные родственники.
  4. Друзья, соседи.
  5. Воспитатели, преподаватели, медицинские работники.
  6. Иные лица.

Заявление подается в органы опеки или полицию. И в том, и в другом случае компетентные органы должны не позднее трех дней навестить семью и разобраться в том, насколько поступившая жалоба основательна. Не всегда удается выявить истину, очень часто с виду благополучные семьи могут годами угнетать ребенка, а он, боясь наказания, молчит об этом.

Ответственность

Первостепенной задачей государства считается сохранение семей, так как именно мама с папой могут дать то, что не под силу иным лицам – любовь. Основываясь на этом, представители органов опеки и попечительства должны приложить максимум усилий к устранению ситуации, если это возможно. При незначительных нарушениях семьи ставятся на специальный учет, им могут выписываться штрафы или применяться иные незначительные меры наказания, для того чтобы взрослые осознали неправильность своего поведения и скорректировали его. Нарушителям дается определенное время на исправление ситуации, в течение которого за ними производится постоянный надзор.

Не во всех ситуациях могут применяться столь мягкие меры, иногда детей приходится изымать в экстренном порядке, но это не значит, что шансов на восстановление семьи нет. К нерадивым родителям может применяться определенное воздействие, в том числе административная ответственность.

В ряде случаев совершенное беззаконие влечет уголовное преследование. Оно может быть выражено штрафами, отбыванием наказания в тюрьме или колонии поселении, но, главное, оно сопряжено с лишением осужденного права временно или постоянно заботиться о детях.

Раздел IV. Ответственность за нарушение прав ребенка

Статья 41. Виды ответственности за нарушение прав ребенка

За нарушения законодательства о правах ребенка, в результате которых создаются препятствия осуществлению ребенком прав и свобод либо ребенку причиняется имущественный и (или) моральный вред, должностные лица и граждане, виновные в этом, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность, возмещают вред, причиненный имуществу и (или) здоровью ребенка, компенсируют моральный вред в порядке, предусмотренном гражданским, уголовным, административным законодательством и законодательством о труде.

Читайте так же:  Вопрос по возврату страхового взноса за кредит

Родители и лица, их заменяющие, кроме того, могут быть привлечены к семейно-правовой ответственности.

Статья 42. Ответственность органов исполнительной власти,

органов и должностных лиц органов местного

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Свердловской области, правовые акты органов и должностных лиц органов местного самоуправления, нарушающие права, свободы и охраняемые законом интересы детей, подлежат опротестованию в порядке прокурорского надзора или признанию их недействительными по решению суда с возмещением убытков и компенсацией морального вреда, привлечением должностных лиц к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.

Статья 43. Ответственность учреждений и организаций, в

обязанности которых входит охрана и защита детей

Должностные лица, в обязанности которых входит охрана и защита детей, за непринятие мер по защите прав и интересов ребенка, нарушение норм санитарного законодательства по обеспечению здоровой среды обитания, неисполнение постановления комиссии по защите прав несовершеннолетних, негуманное, унижающее достоинство обращение, уклонение от выполнения воспитательных функций, разглашение сведений, составляющих личную тайну ребенка и его семьи, иное использование информации о ребенке или его семье в ущерб интересам ребенка, подвергаются дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

(Части 2 и 3 статьи утратили силу — Областной Закон N 71-ОЗ от 05.12.97 г.)

Учреждения и организации как юридические лица несут гражданско-правовую ответственность за причинение вреда здоровью ребенка, его имуществу, нарушение других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов ребенка, а также компенсируют моральный вред, причиненный ребенку.

Статья 44. Ответственность работодателей

(Утратила силу — Областной Закон N 71-ОЗ от 05.12.97 г.)

Статья 45. Ответственность граждан

(Часть 1 статьи утратила силу — Областной Закон N 71-ОЗ от 05.12.97 г.)

Склонение несовершеннолетних к употреблению наркотических (алкогольных) и токсических веществ; вступление в половые отношения с несовершеннолетними; вовлечение в проституцию; привлечение к соучастию в противоправных деяниях, торговля детьми, незаконная деятельность по усыновлению, иные уголовно наказуемые деяния влекут за собой уголовную ответственность в порядке, установленном уголовным законодательством.

За причиненный ребенку имущественный и (или) моральный вред граждане несут ответственность в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Статья 46. Ответственность родителей

(Часть 1 статьи утратила силу — Областной Закон N 71-ОЗ от 05.12.97 г.)

Уклонение от выполнения родительских обязанностей, ненадлежащее исполнение родителями (лицами, их заменяющими) обязанностей по воспитанию и содержанию детей, представительству их интересов и защите нарушенных или оспариваемых прав, отказ родителей от ребенка в родильном доме (отделении) или детском лечебном учреждении, оставление детей без надзора, жестокое обращение с детьми, а также иное нарушение прав ребенка влекут лишение родительских прав или их ограничение, отобрание ребенка у лиц, их заменяющих.

С момента отобрания ребенка выплата пособия, а также иные выплаты на ребенка лицу, у которого ребенок отобран прекращаются по решению комиссии по защите прав несовершеннолетних или суда и в дальнейшем производятся по правилам, предусмотренным частями шестой и седьмой статьи 20 настоящего закона.

В случае использования родителями (лицами, их заменяющими) пособий, пенсий и иных выплат на детей не по назначению, если это существенно ущемляет интересы ребенка, органы социальной защиты, органы опеки и попечительства, комиссии по защите прав несовершеннолетних или прокурор в интересах ребенка предъявляют иск о возмещении ему необоснованно израсходованных средств. Взысканные судом средства перечисляются на лицевой счет ребенка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Родители, лишенные родительских прав, не освобождаются от обязанности по уплате алиментов на детей, в отношении которых они лишены родительских прав.

Родители, лишенные родительских прав, если они проживают в домах государственного или муниципального жилищного фонда совместно с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, могут быть выселены в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

Статья 47. Дополнительное страхование ответственности за вред,

причиненный здоровью ребенка

Действие абзаца 1 в 2001 году приостановлено Областным Законом от 22.12.2000 N 43-ОЗ.

Если лицо, причинившее вред здоровью ребенка, не установлено, а медицинская помощь, оказанная ребенку в пределах, гарантированных обязательным медицинским страхованием, недостаточна для восстановления его здоровья и нормального развития, родителям (лицам, их заменяющим) выделяются целевым назначением средства из областного бюджета.

Правила дополнительного страхования ответственности за вред, причиненный здоровью ребенка, утверждаются Правительством Свердловской области в установленном законом порядке.

19. Права ребёнка и формы его правовой защиты.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, установленные СК РФ. Глава 11 СК РФ содержит перечень прав несовершеннолетних детей. В частности, несовершеннолетние дети вправе:

1) жить и воспитываться в семье. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства;

2) общаться с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом;

3) защищать свои права и законные интересы. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка;

Читайте так же:  Правила технической эксплуатации тепловых сетей

4) выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет;

5) иметь имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени или фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия — по фамилии матери;

6) изменить свое имя и фамилию. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия;

Формы защиты прав ребенка в РФ

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК). К первым относятся:

· Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

· предъявление иска о лишении родительских прав (ст.70 СК), ограничении в родительских правах (ст.73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142 СК);

· предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона «О прокуратуре РФ»);

· непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст.35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст. ст.72, 73, 125, 140 СК РФ);

· внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст.24, ст.25 Закона «О прокуратуре РФ»);

· опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст.23 Закона «О прокуратуре РФ»).

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп.14 ст.10 Закона «О милиции», ст.3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:

· предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

· осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

· организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

· подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст.121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

· расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;

· введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите «прикрепляется» патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);

· составление Плана по защите ребенка — акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;

· распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);

Читайте так же:  Валютные ценности представляют собой

· создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);

· разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;

· контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации.

Вопрос о нарушении прав ребенка

При зачислении ребенка в первый класс образовательного учреждения, он автоматически наделяется рядом новых прав и обязанностей. Обычно незнание таковых или их нарушение со стороны администрации школы, приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик — родитель». В связи с этим возникает вопрос: как родителям, да и самим ученикам, отстаивать и защищать права в образовательных учреждениях? Итак, рассмотрим несколько примеров.

Возможным вариантом нарушения прав несовершеннолетних школьников может быть принуждение обучающихся убирать территорию образовательного учреждения или пришкольный участок. В такой ситуации нарушается статья 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что принудительный труд запрещен. Кроме того, в таком случае не соблюдается часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – ФЗ № 273-ФЗ), которая определяет, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Данные нормы указывают на то, что школа не имеет права принуждать школьников брать швабры и мыть школьные помещения, убирать школьную территорию. И даже если ученики изъявили бы желание сами участвовать в трудовом десанте, то директор все равно не смог бы им этого позволить без письменного согласия родителей.

В случае если школа все-таки нарушает права школьников в данном вопросе, то родители могут обжаловать действия образовательного учреждения. Так, можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия педагога, который заставляет детей выполнять ту или иную уборку. Если директор откажется освободить ребенка от этого труда, жалобу можно будет написать в органы управления образованием и органы по защите прав ребенка, обратиться в суд.

Необходимо обратить внимание, что «самообслуживание» в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы руководству школы нужно вместе с учениками и их родителями, руководствуясь действующим законодательством, а не самовольно принуждать школьников к труду.

Обязательное для всех учеников посещение православного монастыря, как внеклассного мероприятия – это еще один пример нарушения прав обучающихся. Среди учеников могут быть не только христиане, но и приверженцы других религий. Этот момент в обязательном порядке должен учитываться, ведь посещение монастыря может противоречить религиозным взглядам и убеждениям таких детей.

Регулируя данную ситуацию, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, то есть каждый имеет право сам выбирать религию. В соответствии с этим ученики имеют полное право отказаться от посещения православного или иного монастыря, предлагаемого к посещению школой.

Если же администрация школы или классный руководитель принудительно привлекают школьников к участию в мероприятиях, имеющих отношение к религии, то родителям в таком случае следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в органы управления образованием, к уполномоченному по правам ребенка и другие органы. Если нарушением религиозных принципов ребенку причинены моральные страдания – можно требовать выплаты компенсации такого вреда.

Еще один пример нарушения прав обучающихся – принуждение со стороны руководства школы посещать дополнительные занятия. В этом случае стоит помнить, что в каждом образовательном учреждении есть свой учебный план, в котором строго прописаны предметы, изучаемые в конкретном классе, и количество часов, которое уделяется на эти предметы. Никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Все кружки, факультативы, секции могут быть только добровольными, и их школьник имеет полное право не посещать.

Восстановить нарушенные права можно теми же способами – обращением к руководству школы, в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд. Действенным способом решения проблемы в этом случае может стать вынесение вопроса на школьный родительских совет, так как при принуждении к факультативным занятиям одними педагогами, уместно поставить этот вопрос на особый родительских контроль, чтобы предотвратить подобные злоупотребления со стороны остальных педагогов.

Унижение учителем ребенка перед одноклассниками или вынесение на всеобщее обсуждение класса мнений или убеждений ученика без его согласия — в данном примере явно прослеживается нарушение норм законодательства, так как согласно части 1 статьи 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Если такая ситуация произошла, родителям ученика для начала необходимо выяснить всю суть конфликта. Не исключено, что ребенок, находясь в напряженном эмоциональном состоянии, мог искаженно воспринимать слова педагога. Но в случае, если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда.

Удаление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка. В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции. Если же поведение школьника не представляет никакой опасности и не требует вмешательства специалистов — учитель не имеет права ограничивать ребенка в посещении урока.

Таким образом, любой из школьников или их родители может столкнуться с вышеперечисленными или иными ситуациями, когда нарушаются их права. Большинство из вопросов можно решить уже на стадии обращения к руководству школы. Причем лучше, если обращение будет не устным, а письменным. При этом один экземпляр документа (с отметкой о принятии) нужно сохранить у себя. Он может пригодиться для дальнейших обращений, если руководство школы никак не отреагирует или откажет в требованиях.

Читайте так же:  Можно ли с украинскими правами ездить в россии

Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Юлия ИСТОМИНА

Нарушение права на образование

Разделы:

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации .

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не зарегистрированных на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

В соответствии с п. 15 Приказа, требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 «О правилах приема в ОУ» на вопрос об обязательности предоставления свидетельства о регистрации на закрепленной территории для приема в школу дан следующий ответ:

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет «несколько отсрочено»: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1 августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1 августа.

При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1-й класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории.

«Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях. Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории. Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Документы по теме:

Новости по теме:

Исследования:

Видео (кликните для воспроизведения).

64% опрошенных поддерживают предложение о запрете приема в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов
3 октября текущего года в Госдуму поступил законопроект, устанавливающий запрет на прием в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов. Согласно проведенному опросу, большинство респондентов (64%) поддерживают этот законопроект, а 31% опрошенных выступают против его реализации.

Источники


  1. Годунов, Н. Мера ответственности / Н. Годунов. — М.: Юридическая литература, 2017. — 176 c.

  2. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.

  3. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.
Вопрос о нарушении прав ребенка
Оценка 3 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here