Виды законов и подзаконных актов

Важная информация в статье: "Виды законов и подзаконных актов" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

ПОНЯТИЕ ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ЗАКОНОВ и подзаконных актов

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 — 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

Понятие и виды закона и подзаконного нормативно-правового акта

Все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные акты (указы президента, постановления правительства и т. д.)

Законы занимают особое место в иерархии нормативно-правовых актов. Они призваны регулировать наиболее важные общественные отношения и этим определяются их специфические отличительные черты. В современных демократических государствах законы принимаются представителями народа (в лице специальных законодательных органов) путем специальной процедуры и должны отражать его (народа) волю, что придает им высшую легитимность по сравнение с другими правовыми актами. Соответственно закон наделяется высшей юридической силой. Это означает, что никакой иной нормативный правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить. И наоборот, закон может отменить или изменить любой другой нормативно-правовой акт. В случае противоречия между нормами закона и подзаконного акта применяется норма закона. Если противоречат друг другу нормы законов, обладающих равной юридической силой, то применяется закон, изданный позднее.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

В силу особой значимости законов они принимаются специально уполномоченными на это органами государства или через референдум, и с соблюдением специальной процедуры. Такая процедура имеет несколько стадий, называемых стадиями законотворчества. Выделяют следующие стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование (промульгация).

Законодательная инициатива представляет собой право, предоставленное строго определенному кругу лиц или учреждений на внесение в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.

Обсуждение законопроекта осуществляется, как правило, в нескольких чтениях. При необходимости он может быть вынесен на всенародное обсуждение. Текст законопроекта обсуждается постатейно, по разделам и в целом. Предложенные поправки голосуются отдельно.

Читайте так же:  Как подделать дату рождения в паспорте

Принятие закона происходит на заседании законодательного органа (или через референдум) путем подачи голосов «за» законопроект или «против». Для принятия закона требуется простое (больше половины) или так называемое квалифицированное большинство (2/3, 3/4 и т. д.) голосов, поданных за законопроект.

Опубликование закона чаще всего состоит из подписания принятого закона главой государства и последующего его официального опубликования (обнародования). Опубликование — современный вид оглашения закона. Имеет большое значение, так как является основой презумпции знания закона и ответственности за его неисполнение. В законодательстве современных государств содержится норма о том, что неопубликованные законы не имеют юридической силы (не применяются).

Виды законов. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные и обыкновенные.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства. К конституционным законам относятся: 1) сама конституция, 2) законы, вносящие в нее изменения и дополнения, 3) законы, прямо предусмотренные конституцией и конкретизирующие ее содержание. В российской правовой системе к числу последних относятся федеральные конституционные законы о введении чрезвычайного положения; об установлении отдельных ограничений прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения; о принятии в РФ и образование в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ; о государственном флаге, гербе и гимне РФ и т. д. (всего 14 законов).

Конституционные законы отличает особая процедура принятия. В Российской Федерации федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон, согласно ст. 108 Конституции РФ в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Обыкновенные законы принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества. Среди них выделяют кодифицированные законы и текущие.

Кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) представляют собой сводные юридические акты, позволяющие комплексно, на основе определенной системы принципов, регулировать какую-либо важную сферу общественной жизни. По общему правилу они имеют приоритет над текущими законами.

Текущие законы не имеют отмеченных выше признаков, их нормативное содержание может укладываться в несколько статей.

По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные.

Постоянные законы не имеют установленных ограничений своего действия во времени, тогда как временные законы действуют лишь в пределах определенного срока (например, закон о государственном бюджете на такой-то год).

Чрезвычайные (исключительные) законы также являются законами, ограниченными во времени, но основаниями для их введения в действие или прекращения действия являются не календарные даты, а наличие или отсутствие оговоренных в законе чрезвычайных обстоятельств (природного или социального характера).

Для сложных государств актуальна классификация законов на законы федеральные (действующие на всей территории государства) и законы субъектов федерации. Законы субъектов федерации не могут противоречить федеральным законам и действуют только на территории субъекта (например, законы Санкт-Петербурга).

Подзаконные акты: понятие и виды. Подзаконный нормативно-правовой акт — это иерархически подчиненный закону письменный правовой текст (официальный письменный документ), содержащий информацию о (общих) правовых нормах. В рамках предложенной классификации нормативно-правовых актов имеется в виду гетерономный нормативно-правовой акт.

Можно выделить несколько разновидностей подзаконных нормативно-правовых актов по сфере действия: общие (действуют на всей территории государства), местные (действуют в отдельной местности), ведомственные (действуют внутри ведомств), локальные (внутриорганизационные — действуют внутри организаций, предприятий, учреждений), индивидуальные (выделяются в случае признания возможности существования индивидуальных правовых норм).

По органам, издающим подзаконные нормативно-правовые акты, выделяют (применительно к системе нормативно-правовых актов Российской Федерации): указы Президента РФ; постановления Правительства, государственных комитетов, краевой, областной, городской, районной администрации, государственных комиссий; приказы, инструкции, указания и иные ведомственные и локальные акты; решения представительных органов местного самоуправления.

В Российской Федерации действуют следующие виды нормативно-правовых актов: 1) Конституция РФ; 2) общепризнанные принципы и нормы международного права; 3) международные договоры, согласие на обязательность которых было принято в форме федерального закона; 46 4) федеральные конституционные законы; 5) федеральные законы; 6) указы (Президента); 7) международные договоры, согласие на обязательность которых выражено не в форме закона, имеющие приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор; 47 Марченко М. Н. Источники права. Учебное пособие. М., 2005. С. 327-328 8) подзаконные нормативно-правовые акты (постановления и распоряжения) Правительства; 9) федеральные ведомственные акты (подзаконные нормативно-правовые акты министерств, ведомств, государственных комитетов — приказы, инструкции и т.д.); 10) акты представительных органов местного самоуправления — решения. В субъектах Российской Федерации действуют уставы (краев, областей, автономных образований, городов федерального значения), а также законы субъектов Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральному законодательству.

Виды законов и подзаконных актов

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона Муромцев Н.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992. № 2. С. 40.:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

По мнению О.В. Мартышина, классификация законов может проводиться по различным основаниям Теория государства и права: Учебник для вузов / Под общ. ред. профессора О.В. Мартышина. М.: Норма, 2006. С. 325.:

— по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

— по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

— по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

— по сроку действия (постоянные законы и временные);

— по характеру (текущие и чрезвычайные);

Читайте так же:  Взыскание неустойки размер неустойки

— по сферам действия (общефедеральные и региональные);

— по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

— по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);

— по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

— по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 — 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. — М.: Издательство «Зерцало», 2000. С. 417..

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. — СПб: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 1999. С. 234..

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. — М.: Издательство «Зерцало», 2000. С. 419..

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Видео (кликните для воспроизведения).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

Виды НПА. Законы и подзаконные акты.

Классификация НПА: по критерию сферы действия: внешние; внутр.; по критерию субъектов правотворчества: акты референдума; акты органов гос-ной власти; акты президента; акты органов гос-ного управления (правит-во, министерства, ведомства); акты должн. лиц. Юрид. сила НПА (какие акты приоритетнее): облад. высшей юрид. силой – законы; облад. меньшей юрид. силой – подзаконные акты.

С юрид. точки зрения разл.: закон в широком смысле слова – синоним права; – закон в узком смысле слова – вид НПА, облад. высшей юрид. силой.

Закон – НПА, принятый в особом порядке органом законодат. власти, регулир. общ-ные отношения и облад. высшей юрид. силой. Наивысшей юрид. силой обладают осн. законы гос-ва: конституция, т. е. в ней изложены наиболее важные юрид. нормы. Затем законод-во по отраслям права и кодексы, законы, принятые в порядке текущего законод-ва.

На основе закона как НПА принимаются подзаконные акты— принятые компетентным органом и устанавл. нормы права юрид. акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Их юрид. сила зависит от положения соответств. органа, изд. подзаконный нормат. акт, в общей иерарх. системе органов гос-ва.

Читайте также:
  1. Асноўныя законы фармальнай логікі ў забеспячэнні камунікатыўнай якасці тэксту
  2. Безымянные контакты. Их виды.
  3. Вазоспастические болезни (синдром Рейно). Предрасполагающие факты. Клиника. Диагностика. Лечение.
  4. Вербальные контракты.
  5. Вербальные, литеральные и безыменные контракты.
  6. Виды: законы, подзаконные акты и т.д.
  7. Возникновение государства Древние Афины. Реформы Тезея. Законы Драконта.
  8. Вопрос 10: Функция вестибулярного анализатора. Адекватные раздражители вестибулярного анализатора. Законы лабиринтологии.
  9. Вопрос 24. Законы денежного обращения.
Видео (кликните для воспроизведения).

В завис-ти от органа, принявшего подзаконный нормат. акт, их можно разделить на:

1) Общие подзаконные акты – НПА общей компетенции, действие которых распростр. на всех лиц в пределах тер-рии страны. К общим подзаконным актам относятся: нормотворческие предписания высших органов исполнит. власти. Они исходят от президента страны или главы правит-ва.

В завис-ти от формы гос-ного правления НПА высшей исполнит. власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов: нормативные указы президента (регламентируют самые разнообразные стороны общ-ной жизни, связ. с гос-ным управлением); постановления правит-ва (подзаконные НПА, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более конкретные вопросы гос-ного управления экономикой, соц. Строит-вом, здравоохранением).

2) Местные подзаконные акты- НПА органов представит. и исполнит. власти на местах (в районах, городах, поселках). В РФ это органы МСУ. В таких актах решаются местные вопросы, они действуют на соответств. тер-рии и обяз. для всех лиц, проживающих или находящихся на этой тер-рии: решения или постановления представит. органа МСУ (совета, думы и др.), постановления, приказы, распоряжения исполнит. структур (мэра, главы администрации, префекта и т. д.).

3) Ведомственные НПА (приказы и инструкции).

4) Внутриорг-ные правовые акты- НПА, которые издаются разл. организациями для регламентации своих внутр. вопросов и распростр. на всех членов этих организаций в рамках, опред. актами высшей юрид. силы, внутриорг-ные НПА регулируют самые разнообразные отношения, возник. в конкретной деят-ти гос-ных учреждений, предприятий, воинских частей.

4.Нормат. договор – соглашение между разл. субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он явл. осн. источником МП. В ряде случаев нормативный договор использ. во внутригос-ном праве (Федерат.договор о создании РФ, договоры между РФ и отд. ее субъектами, кол-ные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

5.Юрид. доктрина мнения, идеи и концепции выдающихся ученых юристов.

6. Религиозные тексты (свящ. книги и сборники, которые непоср-нно применяются в судебной и иной юрид. практике). Этот источник применяется в первую очередь в мусульм. праве (Коран – собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда).

53. Закон: понятие, юрид. св-ва, виды. Проблема правового закона.

Закон — НПА высшей юрид. силы (по отно­шению к иным НПА) и явл. (наряду с Конституцией РФ)осн. источником права.

От ост. актов закон отл. тем, что: принимается спец. уполномоч. органами; принимается при строгом соблюдении процес. порядка; регулирует наиболее значимые, важнейшие общ-ные отношения; общеобязателен; стабилен;обладает высшей юрид. силой.

Органами, уполномоч. принимать законы, явл.: Федер. Собрание РФ (Гос-ная Дума и Совет Федерации) – ФЗ и ФКЗ России; законодат. (представит.) органы субъектов РФ — законы субъектов федерации. Иные органы правомочиями принимать законы не обладают.

Особый процес. порядок принятия закона(вкл. ряд последоват. стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов.

Наиболее знач. общ-ными отношениями, регулир. законом (на уровне гос-ва), явл.: вопросы конституц. хар-ра; порядок образ-я и деят-ти органов гос-ной власти и органов МСУ; права, свободы и обяз-ти человека и гражданина; порядок создания и деят-ти общ-ных организаций; ключевые вопросы в обл. экономики; вопросы обороны и безопасности; междунар. отношения; принятие и изменение бюджета; установление налогов.

Общеобязат-ть законаподразумевает, что его нормы должны ис­полняться всеми гос-ными органами, должн. лицами, гражданами, общ-ными организациями, юрид. лицами без искл.

Стабильность законаобеспеч. особым порядком принятия за­кона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юрид. процедуру, органом, принявшим его, вредких случаях и в силу большой общ-ной необходимости.

Высшая юрид. сила законазакл. в том, что: он занимает гл. (после Конституции РФ) место в иерархии НПА; положения данных актов должны соответств. закону и не противо­речить ему.

Классификация законов может проводиться по разл. основаниям: по их юрид. силе (Конституция, ФКЗ, ФЗ, закон субъектов фе­дерации); по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодат. органом); по предмету правового регулир-я (конституц., администр., гражд., угол., эколог.); по сроку действия (постоянные законы и временные).

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 11 ; Нарушение авторских прав

Законы и подзаконные нормативные акты

3.1. Понятие закона. Под законом обычно понимают принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти (законодательным органом) или непосредственно народом нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой, содержит первичные нормы права и регулирует наиболее важные общественные отношения.Исходя из этого, можно выделить следующие признаки закона.

Во-первых, закон – это определенный нормативно-правовой акт,хотя в практике отдельных государств законами могут быть и ненормативные акты (например, в Великобритании любой акт парламента, в том числе и ненормативный, если он утвержден королевой, считается законом). Как нормативно-правовой акт закон тоже является формой и источником позитивного права. Причем это не рядовой, а наиболее важный источник права, так как в системе нормативно-правовых актов законы занимают центральное место.

Надо заметить, что под законами иногда (как правило, в обиходе, в обыденной жизни) понимают любой нормативно-правовой акт и даже право в целом. Подобная широкая трактовка закона в принципе допустима, однако юридически считается некорректной, ибо вносит путаницу в вопрос о формах (источниках) права. С формально-юридической точки зрения закон – это не любой нормативно-правовой акт и не право в целом, а только определенная разновидность нормативно-правовых актов. Это нормативно-правовой акт, обладающий определенными специфическими признаками, которых нет у других нормативно-правовых актов. Эти признаки мы и рассмотрим далее.

Во-вторых, закон – это нормативно-право­вой акт, который, по общему правилу, принимается высшим представительным органом государственной власти(парламентом, иным законодательным органом) или непосредственно народом. Данный признак считается одним из важнейших признаков закона. Он указывает на то, что круг субъектов, способных принимать законы, довольно ограничен и ими могут быть или законодательные органы (практически всегда), или непосредственно народ (только в порядке референдума). В то же время в некоторых государствах законы или акты, равные по силе законам, могут приниматься также и другими органами, не относящимися к высшим представительным органам государственной власти (например, президентами или правительствами). Чаще всего это имеет место либо при введении чрезвычайного или военного положения в стране, либо в результате делегирования (т. е. передачи) парламентом своих законодательных полномочий президенту или правительству. Например, в Республике Беларусь парламент по просьбе президента может делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. В Португалии правительство может издавать по определенному кругу вопросов декреты-законы на основе полномочий, делегированных ему парламентом.

В-третьих, закон – это нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой. То есть по юридической силе выше закона никакого другого нормативно-правового акта ни в одном государстве не существует. Высшая юридическая сила закона означает, что: а) закон не подлежит утверждению со стороны какого-либо другого органа государства; б) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, издавшего этот закон; в) ни один подзаконный нормативный акт не должен противоречить закону; г) в случае противоречия подзаконного акта закону действует закон.

В-четвертых, закон – это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке. В отличие от процедуры принятия подзаконных нормативных актов процедура принятия закона является более сложной и детально регламентирована законодательством. Основные положения, определяющие порядок принятия законов, как правило, закрепляются в конституции страны. Существуют и специальные законодательные акты, определяющие порядок принятия законов как высшими представительными органами власти, так и народом. Например, порядок принятия закона народом определяется специальным законом о референдуме.

В-пятых, закон – это нормативно-правовой акт, который содержит первичные, исходные нормы права. В тех государствах, где нормативно-правовой акт является основным источником права, основы правового регулирования общественных отношений устанавливаются нормами законов, так как законы обладают высшей юридической силой и занимают центральное место в системе нормативно-правовых актов. Что же касается подзаконных нормативных актов, то их нормы призваны в основном конкретизировать и детализировать нормы законов.

В-шестых, закон – это нормативно-правовой акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения. Поскольку законы содержат первичные, исходные нормы права и закладывают основы правового регулирования, то законами должны регулироваться наиболее важные общественные отношения. И практика это подтверждает. В частности, в законах закрепляются общественный и государственный строй страны, основные права и свободы человека и гражданина, компетенция высших органов государственной власти и т. д., и т. п.

Посубъектамзаконы подразделяются на законы, принятые на референдуме, и законы, принятые высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами).К законам, принятым на референдуме, относится сравнительно небольшое число законов, поскольку проведение референдума является делом дорогостоящим. Как правило, к ним относятся конституции и некоторые другие жизненно важные для страны законы. Например, согласно ст. 29 Основного закона ФРГ, распределение федеральной территории осуществляется посредством издания федерального закона, по которому проводится референдум. В некоторых государствах законы, принятые на референдуме, отсутствуют, так как принятие подобных законов не предусмотрено законодательством. Например, в США проведение референдумов законодательно вообще не признается, а в Швеции референдум носит не законодательный, а только совещательный характер. Что же касается законов, принятых законодательными органами, то они имеются в каждом государстве и составляют основную массу всех действующих в стране законов.

Еще одну классификацию законов можно дать применительно к федеративным государствам. Здесь законы можно подразделить на федеральные(законы федерации) и региональные(законы субъектов федерации). Федеральные законы действуют, как правило, на всей территории государства и обладают приоритетом над региональными законами. Региональные законы действуют только на территории соответствующего субъекта и не должны противоречить федеральным законам.

3.3. Подзаконные нормативные акты. К ним относятся все нормативно-правовые акты, не являющиеся законами. Эти акты могут приниматься самыми различными субъектами, иметь разную юридическую силу и разную сферу действия. Вместе с тем все они должны основываться на законе и не противоречить ему. Подзаконные нормативные акты можно определить как акты правотворческой деятельности государственных и негосударственных организаций, а также народа, которые обычно направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить.

Все подзаконные нормативные акты могут быть разделены на акты государственных организаций, акты негосударственных организаций и акты народного правотворчества.

Основную массу подзаконных нормативных актов составляют подзаконные нормативные акты государственных организаций. Их можно разделить на четыре группы: общие, местные, ведомственные и локальные.

Общиеподзаконные акты – это нормативно-правовые акты, которые принимаются органами общей компетенции и распространяются на всех лиц в пределах территории страны. По своему значению они занимают в системе нормативно-правовых актов второе место после законов. В Российской Федерации к общим подзаконным актам относятся нормативные указы Президента Российской Федерации (Президент может издавать также и ненормативные указы, которые источниками права не являются), нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ – Совета Федерации и Государственной Думы, нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ, а также имеющие общее значение нормативные акты отдельных министерств (например, министерства финансов).

Местныеподзаконные акты – это нормативные правовые акты, которые принимаются местными органами государственной власти. Данные акты действуют только в пределах территории соответствующих административно-территориальных единиц и распространяются на всех лиц, находящихся на этой территории.

Ведомственныеподзаконные акты – это нормативные правовые акты, которые принимаются органами специальной компетенции (ведомствами) и распространяются только на организации и лиц в пределах соответствующего ведомства. В отличие от общих и местных подзаконных актов, которые являются актами внешнего действия, ведомственные акты – это нормативные акты внутреннего действия, поскольку они действуют в пределах соответствующего ведомства и распространяются на организации и работников данного ведомства. Наиболее значимыми среди этих актов являются нормативные акты министерств и государственных комитетов (нормативные постановления, нормативные приказы, инструкции).

Локальныеподзаконные акты (их называют также внутриорганизационными) – это нормативные правовые акты, которые принимаются различными государственными организациями (учреждениями, предприятиями и т. д.) для регулирования своих внутренних вопросов. Данные нормативные акты тоже относятся к актам внутреннего действия, так как действуют в пределах издавшей их организации и распространяются, как правило, только на работников этой организации (например, Правила внутреннего трудового распорядка той или иной государственной организации).

К подзаконным нормативным актам негосударственных организаций относятся нормативно-правовые акты, которые издаются данными организациями с санкции государства. Их можно разделить на общие, местные и локальные. К общим подзаконным актам негосударственных организаций относятся акты, действующие на всей территории страны и распространяющиеся на всех субъектов, проживающих на этой территории. Например, в СССР Высшему Центральному Совету Профессиональных Союзов (ВЦСПС) государство дозволяло издавать нормативно-правовые акты по вопросам охраны труда и санаторно-курортного лечения. К местным подзаконным актам негосударственных организаций относятся, например, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, которые действуют в пределах территории соответствующих административно-территориальных единиц и распространяются на всех лиц, находящихся на этой территории. К локальным подзаконным актам негосударственных организаций относятся, например, нормативно-правовые акты негосударственных учреждений, которые действуют только в пределах этих учреждений и распространяются только на их работников.

К подзаконным нормативным актам народного правотворчества можно отнести, например, нормативно-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации на местных референдумах и сельских сходах.

Дата добавления: 2016-12-08 ; просмотров: 1909 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

4. Система нормативных актов России. Закон и подзаконные акты, их классификация.

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления.

Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта пра- вотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

• нормативные акты государственных органов;

• нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);

• совместные акты (государственных и негосударственных организаций);

• нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

• акты субъектов Федерации;

• акты органов местного самоуправления;

• локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо

организации, предприятия, учреждения).

В зависимости от срока действия различают:

• акты неопределенно длительного действия;

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на: законы и подзаконные акты.

Критерии данной классификации позволяют установить значимость нормативных актов, их место и роль в правовой системе. В этой связи целесообразно более подробно рассмотреть названные выше виды актов.

Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 — 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти(например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды

Источники


  1. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.

  2. Гонюхов, С.О.; Зинченко, В.И. Азбука милиционера; Красноярск: Горница, 2013. — 382 c.

  3. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.
Виды законов и подзаконных актов
Оценка 5 проголосовавших: 1