Виды и методы финансового контроля

Важная информация в статье: "Виды и методы финансового контроля" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Виды и методы финансового контроля

Финансовый контроль — проверка законности и целесообразности действий в области образования,

распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Виды финансового контроля:

1) По содержанию:

а) бюджетный – проводимый такими органами, как парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство и т. д.;

б) налоговый — осуществляют налоговые, таможенные, правоохранительные и другие органы;

в) банковский — проводится ЦБ РФ, аудиторскими фирмами и т. д.;

г) валютный — осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного контроля;

д) контроль за страховой деятельностью — осуществляется Министерством финансов РФ и правоохранительными органами;

е) таможенный — осуществляется Государственным таможенным комитетом.

2) в зависимости от времени осуществления:

а) предварительный — осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств;

б) текущий — проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски;

в) последующий — проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Эта форма’контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

3) в зависимости от оснований проведения:

4) в зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль:

а) контроль представительных органов власти:

б) президентский контроль – осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ.

Функции Главного контрольного управления:

— контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;

— контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

— подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

в) контроль исполнительных органов власти общей компетенции.

Органы исполнительной государственной власти общей компетенции направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, а также сами реализуют финансовый контроль;

г) контроль финансовых кредитных органов — осуществляется Министерством финансов РФ, входящими в него структурными подразделениями, органами Федерального казначейства;

д) ведомственный контроль — контроль министерств и ведомств за деятельностью подотчетных им предприятий, учреждений, организаций;

е) внутрихозяйственный финансовый контроль — является разновидностью ведомственного контроля;

ж) аудиторский контроль — независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, т. е. аудиторской деятельности;

з) общественный финансовый контроль.

Конституция РФ устанавливает:

1) права граждан на участие в управлении делами государства;

2) обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Методы финансового контроля – различные приемы, способы и средства его проведения.

В РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за:

1) исполнением федерального бюджета;

2) исполнением бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

3) организацией денежного обращения;

4) использованием кредитных ресурсов;

5) состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

6) предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Методы финансового контроля:

1. Ревизия — основной метод, который используется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

2. Наблюдение — направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

3. Обследование отдельных сторон финансовой деятельности.

4. Проверка — метод, в ходе которого используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

5. Анализ — метод, который направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Виды, формы и методы финансового контроля.

Финансовый контрольсовокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий органов власти, муниципальных образований, предприятий и учреждений с применением специфических форм и методов. Финансовый контроль – форма реализации контрольной функции финансов. Его объектом являются финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования, налоговые платежи в бюджет и ВБФ, сфера денежно-кредитных отношений, страховой и фондовый рынки.

Задачи финансового контроля:

— обеспечивать соблюдение действующего финансового законодательства, выполнение юридическими и физическими лицами налоговых обязательств;

— содействовать эффективному и рациональному использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов;

— выявлять резервы роста доходной базы бюджетов;

— обеспечивать правильность ведения бухгалтерского учета.

Система ответственности всех участников финансовых отношений включает дисциплинарные, административные, уголовные и экономические меры воздействия.

Существуют следующие виды финансового контроля:

1) государственный контроль, проводимый органами государственной власти (Минфином, Счетной палатой, Центральным банком). Он может быть направлен на любые объекты контроля;

Читайте так же:  Необходимые документы для вступления в наследство

2) ведомственный контроль, проводимый контрольно-ревизионными управлениями министерств (агентств);

3) аудиторский контроль;

4) правовой контроль, проводимый правоохранительными органами в форме ревизий и судебно-бухгалтерских экспертиз.

По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится на стадии составления, рассмот-рения и утверждения бюджетов разных уровней с целью выбора наиболее экономичного решения при выборе направления бюджетных ассигнований.

Текущий контрольявляется основным видом деятельности субъектов финансового контроля и проводится на основе первичных документов бухгалтерского учета и отчетности.

Последующий контрольпроводится по окончании отчетного периода или финансового года. В его ходе проверяются выполнение показателей по каждому виду доходов и расходов в результате исполнения бюджетных планов бюджетов разных уровней и ВБФ.

Методами финансового контроля являются:

1) Проверки, осуществляемые органами государственного финансового контроля. Подразделяются на документальные (выездные) и камеральные;

2) Обследование. Заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Производятся контрольные замеры расхода ресурсов, устанавливаются скрытые объекты финансирования и налогообложения;

3) Анализ смет доходов и расходов бюджетных учреждений, соблюдения нормативов расходования средств, финансовой дисциплины;

4) Ревизия– основной метод финансового контроля. Это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля в целях выявления и предупреждения финансовых нарушений.

Виды ревизий классифицируют по признакам:

— ведомственной принадлежности ревизуемых органов – ведомственныеи внутрихозяйственные;

— полноте охвата ревизуемых материалов – полные и частичные, комплексныеи тематические, сплошные, выборочные и комбинированные;

— по отношению к плану контрольной работы – плановые, внеплановые и внезапные;

— привлекаемым материалам и способам проверки – документальные и фактические;

— очередности использования документов – первичные, дополнительные, повторные.

5) Аудиторская проверка. Проводится с целью установления достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых операций нормативным актам. Аудит бывает внутренний и внешний.

Внутренний аудит осуществляется собственной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений.

Внешний аудит выполняют аудиторские фирмы или частные аудиторы в соответствии с требованиями ФЗ № 119-ФЗ от 7.08.01г. “Об аудиторской деятельности”. Обязательному ежегодному внешнему аудиту подлежат все акционерные общества, банки и другие кредитные учреждения, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные компании, внебюджетные и другие фонды.

Финансовый контроль

Сфера распространения финансового контроля охватывает две крупные его отрасли: государственный (муниципальный) и негосудар­ственный финансовый контроль.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осу­ществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также специально созданными контроли­рующими органами с целью обеспечения законности, целесообразно­сти, результативности и эффективности формирования и использова­ния финансовых ресурсов и доходов государства и муниципальных образований. Однако он не ограничивается только государственным (муниципальным) сектором экономики. Область государственного финансового контроля распространяется также на уровень экономики в целом (контроль инфляции, структуры ВВП по доходам и расходам, валютный и денежно-кредитный контроль) и на ее частный сектор пу­тем проверки соблюдения налогового, банковскоого, страхо­вого, инвестиционного, антимонопольного и иного законодательства, контроля целевого и эффективного использования государственных (муниципальных) заказов, бюджетных кредитов, субсидий и дотаций, мониторинга крупных и сомнительных финансовых операций и сде­лок.

В зависимости от институциональной структуры публичной вла­сти различают финансовый контроль, осуществляемый: органами за­конодательной власти, главой государства (субъек­та федерации) и органами исполнительной власти.

В разрезе пообъектного классификационного признака государ­ственный финансовый контроль делится на денежно-кредитный, валютный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, страховой, банковский, антимонопольный контроль и т.д.

Видовое разнообразие государственного и негосударственного финансового контроля дополняется разнообразием его форм. Под фор­мами финансового контроля понимаются конкретные особенности контрольной деятельности в зависимости от того или иного формального признака. В этой связи можно выделить основные формы финансово­го контроля в зависимости:

— от времени проведения контрольных действий по отношению ко времени совершения подконтрольного финансового дей­ствия (операции): предварительный, текущий и последующий контроль;

— места проведения контрольных действий: камеральный и вы­ездной контроль;

— полноты и масштаба охвата объектов контрольными действия­ми: сплошной и выборочный, комплексный и тематический контроль;

— периодичности проведения контрольных действий: системати­ческий, периодический и разовый контроль.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до мо­мента совершения подконтрольных финансовых операций и действий с целью предотвращения возможных финансовых нарушений и недо­статков. Текущий финансовый контроль проводится в процессе осуществления финансовой деятельности (действий и операций) с целью оценки те­кущего состояния контролируемого объекта, оперативного выявления недостатков и отклонений от параметров финансовых планов. После­дующий финансовый контроль предполагает проведение проверок, ревизий и других контрольных действий после совершения подконт­рольных действий и операций, чаще всего по результатам финансовой деятельности за определенные отчетные периоды (квартал, полугодие, девять месяцев, год), с целью полной оценки состояния контролируе­мого объекта и субъекта, выявления финансовых нарушений и их устра­нения. Обычно по результатам последующего контроля составляются акты, где указываются нарушения и меры по их устранению.

Камеральный финансовый контроль совершается по месту нахож­дения контролирующего органа на основе документов, предоставляе­мых контролируемым субъектом, а выездной финансовый контроль – по месту нахождения контролируемого субъекта на основе первичных документов и непосредственного осмотра объекта контроля.

Читайте так же:  Лицензирование образовательной деятельности

Сплошной финансовый контроль охватывает все финансовые по­токи (операции) подконтрольного субъекта в целом, а выборочный – только ту их часть, которая определена в качестве эталонной (по ней можно судить о состоянии контролируемого объекта и субъекта в це­лом), приоритетной или проблемной. Комплексный и тематический финансовый контроль близки по содержанию и целям сплошному и выборочному контролю соответственно, но охватывают не только финан­совые потоки (операции), но и другие связанные с ними аспекты хо­зяйственной деятельности и объекты (например, контроль путем ревизии).

Систематический финансовый контроль проводится посто­янно, без привязки к конкретным периодам; периодический контроль осуществляется регулярно, но в установленные сроки (чаще всего по итогам отчетных периодов), а разовый контроль – единовременно и, как правило, без установления конкретных сроков.

По методам проведения выделяют следующие виды контроля: проверка, обследование, ана­лиз финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мо­ниторинг), ревизия.

Проверка производится по отдельным вопросам финан­сово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе проверок вы­являются нарушения финансовой дисциплины и намеча­ются мероприятия по устранению их негативных послед­ствий. Исходя из содержания, проверки делятся на комплексные и тематические.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, про­верка скрытых объектов финансирования и налогообло­жения путем опроса анкетирования, инспекции на месте наблюдения и т.д.

Анализ как метод финансового контроля должен быть сис­темным и пофакторным. Он предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финан­сового контроля является ревизия. Можно сформулировать следующее ее определение. Ревизия – это полное обследо­вание финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, це­лесообразности и эффективности.

Организация финансового контроля, его виды, формы и методы

Существуют различные формы, виды и методы финансового контроля.

Под формами контроля понимаются отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Выделяют следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственных и финансовых операций. Его цель предупредить незаконные действия, нецелевое расходование средств, предотвратить другие нарушения и несоблюдение действующего законодательства. Предварительный контроль по своей сути является наиболее эффективной формой контроля, так как носит предупреждающий характер. Он осуществляется в процессе планирования, рассмотрения (до утверждения) планов, смет, бюджетов, а также проектов, законодательных актов, касающихся финансовых вопросов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Такой контроль производят:

-главные бухгалтеры субъектов хозяйствования, иных юридических лиц путем проверки правильности составления платежных документов, соблюдения установленных норм расходов, тарифов, обоснованности расчетов по налогам и др.

− министерства и ведомства путем анализа проектов финансовых планов, смет подведомственных предприятий, организаций, учреждений;

− кредитные учреждения путем проверки правильности оформления платежных документов до оплаты, контролируя наличие средств на счете;

− финансовые органы при рассмотрении проектов бюджетов, при финансировании бюджетных учреждений (до перечисления средств);

− налоговые органы при постановке юридических и физических лиц на налоговый учет, а также при проверке расчетов по налогам до их уплаты в бюджет.

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, смет, бюджета, а точнее — во время оформления и совершения операций. Например, в момент перечисления в бюджет налогов и неналоговых платежей, при открытии кредитов, перечислении бюджетных средств распорядителям кредитов и т. д. Эта форма контроля тесно связана с бухгалтерским учетом. Текущий финансовый контроль возложен на работников экономических служб субъектов хозяйствования, иных юридических лиц, которые следят за своевременным выполнением производственной программы и реализацией готовой продукции, выполнением обязательств перед бюджетом, использованием средств но целевому назначению и т. п. Текущий контроль проводится ежедневно, систематически, путем рассмотрения текущей финансовой информации, анализа для оперативного устранения сбоев, нарушений, закрепления положительного опыта работы.

Последующий контроль осуществляют практически все контрольные органы. Суть последующего контроля состоит в том, что он проводится после совершения операций. При последующем контроле устанавливаются достоверность отчетов, полнота отражения доходов, законность и целесообразность расходов, их целевое направление. На основе последующего контроля принимаются меры по устранению совершенных нарушений: наказываются виновные лица, принимаются меры по возмещению ущерба государству, в случае необходимости вносятся предложения по внесению изменений в действующее законодательство.

Последующий финансовый контроль осуществляется посредством проведения контрольных мероприятий. Под контрольным мероприятием понимается проведение проверок, обследований, ревизий, анализа, других контрольных действий.

Эффективность контроля во многом зависит от разнообразия видов финансового контроля.

Проверка применяется для изучения определенного круга вопросов и отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, иных юридических лиц.

Проверки классифицирую по следующим признакам:

1) по организационному признаку — плановые и внеплановые.

Проведение планового контроля предусматривается в планах работы контрольных органов. Внеплановый контроль проводится при неудовлетворительном состоянии финансово-хозяйственной деятельности, а также по требованию следственных и других органов;

2) по кругу вопросов — комплексные и тематические. При комплексной проверке проверяются все стороны и участки финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, а при тематической — отдельные вопросы и некоторые стороны;

Читайте так же:  Нужно ли менять права после смены фамилии

3) по объему проверяемых объектов — сплошные, выборочные, комбинированные.

При сплошном контроле проверяются все без исключения документы и бухгалтерские записи за проверяемый период времени.

При выборочном — лишь определенная часть. При комбинированном — сочетание этих двух способов. Например, если при выборочном методе установлено много нарушений по определенному участку, то его, как правило, проверяют сплошным методом.

Обследование— комплекс контрольных действий, в процессе которых устанавливается состояние контролируемого объекта по отдельным интересующим проверяющих вопросам. При обследовании проводятся опросы, анкетирование, составляются таблицы, которые анализируются, делаются выводы, все эти действия по своей сути близки к анализу. Обследование может проводиться с целью выявления тенденции и совершенствования действующего механизма, уточнения законодательства. Результаты обследования могут быть положены в основу будущей проверки.

Ревизия — это комплексная документальная проверка производственной и хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования, иного юридического лица, при которой устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также устанавливается правильность постановки и ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами; проверка достоверности учетных, отчетных и статистических показателей; проверка эффективности, результативности ведомственного, в том числе внутрихозяйственного контроля.

По результатам ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений, возмещение ущерба, а также на мобилизацию средств внутренних резервов.

При осуществлении финансового контроля широко используется анализ.

Анализ— это оценка финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, иного юридического лица, выявление причин тех или иных результатов его деятельности, определение факторов улучшения имеющегося положения. Анализ может проводиться как самим юридическим лицом, так и органами, осуществляющими контроль, — финансовыми органами, банками, аудиторскими фирмами.

При проведении контрольных мероприятий применяются различные методы (приемы, способы) установления достоверности и правильности операций:

− формальный (визуальный) метод, который заключается в проверке правильности оформления документов;

− метод фактической проверки (инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей);

− метод встречной проверки, когда достоверность хозяйственной операции подтверждается через партнеров, клиентов;

− корреспондентский метод — сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах, в подразделениях подконтрольного объекта;

− аналитическо-нормативный метод, когда проверяется соблюдение установленных норм и нормативов;

− метод изучения законности операции — установление соответствия произведенной операции действующим законодательным и нормативным актам.

Проведение контрольного мероприятия состоит из нескольких этапов: подготовительного (составление программы и плана проверки), непосредственно проверки, согласования и подписания акта (справки), реализации материалов проверки, контроля за устранением выявленных нарушений. Если в ходе проверки не было установлено каких-либо нарушений составляется справка, во всех остальных случаях — акт.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

§ 3. Виды, формы и методы проведения финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется в установленном порядке всей системой органов государства, а также специальными контрольными органами. Если рассматривать финансовый контроль в зависимости от осуществляющих его субъектов, то различается государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный контроль реализуется через общегосударственный, вневедомственный и ведомственный финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти и управления.

Общегосударственный контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов. Сейчас это Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ. Общегосударственный контроль осуществляется в рамках всего государства и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития страны, проектов бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчетов по их исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов.

Вневедомственный финансовый контроль осуществляется специальными финансово-кредитными органами, такими, как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Федеральное казначейство РФ и др. Деятельность данных органов будет подробно рассмотрена ниже, здесь же отметим, что финансовый контроль этих органов направлен на объекты независимо от их ведомственной принадлежности и имеет повседневный, систематический и регулярный характер.

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Данный контроль осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств, ведомств, подчиненными непосредственно руководителям этих органов. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Ведомственный контроль в настоящее время вызывает обоснованную критику, так как он все более не соответствует своему назначению. Ликвидация отраслевых министерств и связанной с ними системы ведомственного контроля явилась одной из предпосылок создания института аудита в Российской Федерации.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также входящих в него структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).

Читайте так же:  Выплаты инвалидам 3 группы

Независимый (аудиторский) контроль осуществляется физическими лицами — специально аттестованными аудиторами и юридическими лицами — аудиторскими фирмами независимо от вида собственности.

Форма финансового контроля — это способ выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени проведения финансовый контроль можно подразделить на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов и доходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозяйственных органов в целом.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе испол-нения финансовых планов в ходе осуществления хозяйственных или финансовых операций, когда, например, проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Последующий финансовый контроль осуществляется после за-вершения отчетного периода и финансового года в целом. В частности, проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнение финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

Указанные три вида контроля должны следовать один за другим, циклично приобретая качества предварительного, текущего и последующего.

Возможны и иные варианты классификации форм финансового контроля. Можно, например, выделить постоянный, систематический (дискретный) и эпизодический контроль.

Под методами контроля понимаются приемы и способы его осуществления.

Методы осуществления финансового контроля различны. Они могут подразделяться на ревизии, обследования хозяйственной деятельности, проверки, экономический анализ и др. Ревизия — это всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления ее соответствия действующему законодательству. При проведении ревизий (плановых, внеплановых) может использоваться комплекс методов, таких, как встречная проверка, восстановление количественного учета, контрольное сличение и т.д. Существуют также специальные методы контроля, которые можно в свою очередь подразделить на методы документального и фактического контроля.

3.5.2. Виды, формы и методы финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский..

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют государственные органы законодательной и исполнительной власти и специальные государственные органы контроля. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Субъектами общегосударственного финансового контроля являются: ВРУ, КМУ, НБУ, Счетная палата, МФУ, Государственный департамент финансового мониторинга, Государственная налоговая служба, Государственная КРС, Государственное казначейство Украины, Государственная таможенная служба, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Фонд государственного имущества Украины, Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины, а также дирекции государственных целевых фондов и др.

Утверждение правовых основ местного самоуправления и расширение сферы ответственности территориальных общин за решение местных дел дают основания для выделения такого вида финансового контроля как муниципальный.. Это контроль органов местного самоуправления, который осуществляют органы представительской и исполнительной власти местных советов через соответствующие комиссии и местные финансовые органы.

Объектом муниципального контроля являются местные бюджеты, внебюджетные фонды, хозяйственно-финансовая деятельность предприятий и организаций коммунальной собственности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные службы отраслевых министерств, ведомств, концернов и др. органов управления. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений. Функциями ведомственного финансового контроля являются: проверка законности хозяйственных и финансовых операций; контроль использования материальных и финансовых ресурсов; проверка сохранности денежных средств и материальных ценностей; правильность постановки бухгалтерского учета, а также достоверность бухгалтерской отчетности; проведение проверок на подведомственных предприятиях и в организациях.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.), а на частных предприятиях их собственниками. Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов). Непосредственно на главного бухгалтера возложена ответственность за правильную организацию бухгалтерского учета, своевременное составление бухгалтерской отчетности, правильное и своевременное перечисление платежей в бюджет и централизованные целевые государственные фонды, за целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований. В акционерных предприятиях внутрихозяйственный контроль осуществляют контрольно-ревизионные комиссии.

Общественный финансовый контроль осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации). Он может проводиться группами специалистов, которые создаются при комитетах Верховной Рады, комиссиях советов народных депутатов, а также непосредственно на предприятиях.

Аудиторская проверка осуществляется независимыми лицами- аудиторами или аудиторскими фирмами. Аудитор должен иметь квалификационный сертификат, который свидетельствует о его квалификационной пригодности, а также лицензию — т.е. разрешение на занятие аудиторской деятельностью. Сертификацию и лицензирование аудиторской деятельности в Украине осуществляет Аудиторская палата. Аудит может быть обязательным и инициативным. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением, которое является официальным документом, засвидетельствованным подписью и печатью аудитора или аудиторской фирмы. В нем должен быть сделан вывод относительно достоверности отчетности предприятия, ее полноты и соответствия действующему законодательству и нормативам бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.

По сферам финансовой деятельности финансовый контроль можно условно разделить на: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Формы проведения финансового контроля.

По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на:

Читайте так же:  Налоговые льготы для предпенсионного возраста

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Большое значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.

Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен он для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок – по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

4. Ревизия — метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

· комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

· частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

· тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

· плановые и внеплановые;

· сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

6. Наблюдение(мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия – клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Как вы понимаете термин «финансовая политика»?

2. Какие требования необходимо учитывать при разработке финансовой политики?

3. Какие самостоятельные части финансовой политики вы знаете?

4. Охарактеризуйте понятия: «налоговая политика», «бюджетная политика», «денежно-кредитная политика».

5. Что такое «финансовая стратегия» и «финансовая тактика»?

6. Назовите основные звенья финансового механизма?

7. Чем отличаются финансовое планирование от финансового прогнозирования?

8. Какие виды финансовых планов вы знаете?

9. Охарактеризуйте основные методы финансового планирования.

10. Назовите объекты и субъекты управления финансами.

11. Охарактеризуйте термин «финансовое право».

12. Какие органы осуществляют стратегическое, общее управление финансами?

13. Кто осуществляет непосредственное управление финансами?

14. Назовите основные функции Министерства финансов Украины.

15. Дайте определение финансового контроля.

16. Какие органы осуществляют финансовый контроль в Украине?

17. Назовите и охарактеризуйте виды финансового контроля.

18. Охарактеризуйте формы финансового контроля.

Видео (кликните для воспроизведения).

19. Назовите и охарактеризуйте методы финансового контроля.

Источники


  1. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.

  2. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.

  3. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
Виды и методы финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here