В результате установления абсолютизма

Важная информация в статье: "В результате установления абсолютизма" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

История России

Утверждение Абсолютизма

Здание 12 коллегий в Петербурге. Гравюра М. И. Махаева. 1743 год.

Абсолютизм в России складывался во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в. Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии. Абсолютизм пользовался также поддержкой купечества и мануфактуристов, умножавших свои богатства благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности.

Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата и созданием регулярной армии и флота.

В проведении реформ государственного управления было два этапа. Первый из них охватывает 1699—1711 гг. — от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без четко разработанного плана.

Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади. Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств; с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений. При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению». В проведении реформ Петр I проявил выдающиеся способности, исключительную энергию и настойчивость в осуществлении намеченных планов.

Законодательные акты начала XVIII в. закрепили неограниченный характер царской власти: «Его царское величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Вместо Боярской думы, к этому времени сократившейся в своем составе, был учрежден Правительствующий Сенат. Первоначально Сенат был создан в качестве верховного органа управления на период отсутствия царя, лично участвовавшего в Прутском походе, но затем он превратился в высшее бюрократическое учреждение, непосредственно подчиненное царю.

В отличие от Боярской думы, комплектовавшейся по принципу знатности происхождения, Сенат состоял из немногих (9 человек) доверенных лиц, назначенных царем независимо от их родовитости.

Сенат подготовлял новые законы, ведал всей системой центрального и местного управления, занимался комплектованием армии и флота и сбором налогов. Одновременно с Сенатом для тайного надзора за исполнением указов был учрежден институт фискалов. Фискалы в городах и губерниях подчинялись обер-фискалу Сената.

После организации Сената началась замена старинных приказов новыми центральными учреждениями — коллегиями. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Если до того сбором налогов и их распределением ведали десятки разнообразных приказов, то со времени организации коллегий основные статьи бюджета находились в ведении двух учреждений — Камер-коллегии и Штатс-контор-коллегии. В составе новой коллегиальной системы появились ранее отсутствовавшие учреждения, ведавшие юстицией, промышленностью и торговлей.

В коллегиях, каждая из которых состояла из десяти человек (президента, вице-президента, четырех советников и четырех помощников их — асессоров), все решения принимались не единолично, а большинством голосов. В отличие от приказов компетенция коллегий по определенному кругу вопросов распространялась на всю страну.

В 1718—1721 гг. было создано 11 коллегий. Коллегии — Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел составляли группу «трех первейших государственных коллегий». Камер-коллегия ведала расходами, а Штатс-контор-коллегия — доходами государства. Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль. Торговля и промышленность находились в ведении Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии и Коммерц-коллегии. Юстиц-коллегия ведала судами и являлась для них апелляционной инстанцией. Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, охраняла владельческие права дворянства на землю и на крепостных крестьян.

Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что «сие сначала неосмотря учинено было», ибо такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил принципу подчиненности низших учреждений высшему. Президенты большинства коллегий, за исключением «трех первейших», были выведены из состава Сената. В том же году Петр учредил высшую в государстве должность генерал-прокурора. В учредительном указе генерал-прокурор назван «яко око наше и стряпчей о делах государственных». Ему было поручено «накрепко смотреть» за деятельностью Сената и всех государственных учреждений.

Местные учреждения также были преобразованы. Старое дробное деление страны на уезды, подчиненные непосредственно приказам, находившимся в столице, не удовлетворяло новых потребностей государства. По новому административному делению, введенному после подавления восстания на Дону, были установлены более крупные единицы — губернии. Страна была поделена на восемь губерний (Архангелогородская, Петербургская, Московская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская) во главе с губернаторами, обладавшими широкими военными, финансовыми и полицейскими полномочиями. В подчинении губернаторов находились должностные лица, ведавшие определенными отраслями управления (обер-комендант, отвечавший за состояние военного дела, обер-комиссар, ведавший сбором денежных и натуральных налогов, и др.).

Вторая областная реформа (1719 г.) основной единицей административного управления сделала провинцию, более мелкую, чем губерния. Таких провинций было около пятидесяти. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов остались лишь военные дела, а по остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с центральными учреждениями. Провинции, на которые была поделена Россия по второй областной реформе, являлись отдаленными предшественницами губерний, организованных при Екатерине II. Чиновники Губернских и провинциальных учреждений, равно как и члены коллегий, назначались из дворян и составляли дорогостоящую бюрократическую машину управления.

Установление абсолютной монархии в России

—социально—экономических предпосылках российского абсолютизма, времени и стадиях его формирования, его социальной природе, идеологии, взаимодействии культур России и Европы была разработана типология абсолютизма. Она включавшая следующие основные черты:

Читайте так же:  Производство дел в арбитражном процессе

— сосредоточение законодательной, исполнительной, судебной власти в руках наследственного монарха,

— право монарха распоряжаться налоговой системой и государственными финансами,

— наличие обширного разветвленного чиновничье—бюрократического аппарата, осуществляющего от имени монарха управление,

— централизация, унификация и регламентация государственного и местного управления, территориального деления,

— наличие постоянных армии и полиции,

— регламентация всех видов службы и состояния сословий.

Вопрос: Какую форму правление характеризует выражение «Государство-это я!» Абсолютизм в Англии начал складываться в годы? Основная черта абсолютизама? В. Какую форму правление характеризует выражение «Государство-это я!» Абсолютизм в Англии начал складываться в годы? Основная черта абсолютизама? В результате установления абсолютизма?

Какую форму правление характеризует выражение «Государство-это я!» Абсолютизм в Англии начал складываться в годы? Основная черта абсолютизама? В. Какую форму правление характеризует выражение «Государство-это я!» Абсолютизм в Англии начал складываться в годы? Основная черта абсолютизама? В результате установления абсолютизма?

Фраза «Государство-это я» принадлежит Людовику 14. Именно в годы его правления (1643-1715) складывался абсолютизм. Неограниченная власть короля В конце концов Франция была разорена.

Тест по истории Абсолютизм в Европе 7 класс

Тест по истории Абсолютизм в Европе, Усиление королевской власти в XVI-XVII веках для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта , в каждом по 8 заданий.

1. Для характеристики абсолютной монархии подходит выра­жение

1) Рожденный подданным должен повиноваться без рассуждения
2) Каждый воюет против каждого
3) Вассал моего вассала не мой вассал
4) Королю — власть, народу — мнение

2. К чертам абсолютной монархии не относится

1) создание общегосударственных органов управления
2) формирование постоянной армии
3) единая государственная религия
4) наличие у каждого города своей денежной единицы

3. Последствием установления абсолютизма в европейских государствах не является

1) формирование наций и национальных государств
2) создание государственной церкви или подчинение суще­ствующей
3) совершенствование постоянных профессиональных ар­мий
4) единая экономика (налоги, системы мер, таможенных правил и т.п.)

4. В каком ряду указаны даты начала правления французских монархов?

1) 1515 г., 1643 г.
2) 1661 г., 1715 г.
3) 1603 г., 1643 г.
4) 1614 г., 1783 г.

5. Выберите из списка абсолютных монархий лишнее государство и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Франция
2) Голландия
3) Англия
4) Испания

6. Первый монарх, ставший главой церкви в собственной стране

1) Эдуард III
2) Генрих VIII
3) Франциск I
4) Яков I Стюарт

7. Установите соответствие между именем монарха и страной, в которой он правил.

А) Генрих VIII
Б) Елизавета Тюдор
В) Франциск I
Г) Яков I Стюарт

1) Франция
2) Англия

8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

Форма правления, при которой верховная власть неогра­ниченно принадлежит одному лицу, монарху, — это _______________.

1. К правам короля-солнца во Франции не относится право

1) определять государственную религию
2) чеканить монету, собирать налоги
3) назначать главу церкви
4) лишать своих подданных собственности

2. «Глаза и уши короля» — так называли

1) парламентариев
2) мировых судей
3) управляющих графствами
4) депутатов Генеральных штатов

3. Пик абсолютизма во Франции связан с именем короля (королевы)

1) Генриха Мореплавателя
2) Людовика XIV
3) Марии Стюарт
4) Елизаветы Тюдор

4. Принцип комплектования европейских армий в XVI-XVII вв.

1) всеобщая воинская повинность
2) рекрутская повинность
3) народное ополчение
4) наемное войско

5. К политике меркантилизма относятся такие черты, как

1) вывоз товаров из страны должен превышать ввоз их в страну
2) поощрение развития иностранных предприятий в стране
3) отмена внутренних таможенных пошлин
4) снижение налогов на иностранных торговцев

6. Для сословно-представительной монархии характерно

1) наличие неограниченной власти одного правителя
2) сочетание власти монарха и сословного представительного органа власти
3) прекращение созыва парламента
4) неограниченное влияние церкви на монарха

7. Установите соответствие между именем монарха и страной, в которой он правил.

А) Генрих VIII
Б) Елизавета Тюдор
В) Франциск I
Г) Яков I Стюарт

1) Франция
2) Англия

8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

Форма правления, при которой верховная власть неогра­ниченно принадлежит одному лицу, монарху, — это _______________.

Ответы на тест по истории Усиление королевской власти в XVI-XVII веках
1 вариант
1-1
2-4
3-3
4-1
5-2
6-2
7-2212
8. абсолютная монархия
2 вариант
1-4
2-2
3-2
4-4
5-1
6-2
7-2212
8. абсолютная монархия

Причины и предпосылки возникновения абсолютной монархии в России

Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Фактически, абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов. Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных и политических предпосылок.

Отмирание сословно-представительных учреждений и вызревание предпосылок абсолютизма

В исторической науке существует ряд точек зрения на предпосылки возникновения абсолютизма. Так, М.Я. Волков считает, «… что объективные условия для возникновения абсолютизма в России возникли вследствие не одного, а двух основных социально-экономических процессов, составлявших в переходный период (новый период) две неразрывные стороны общего социально-экономического развития России. Один из этих процессов — развитие феодальной системы хозяйства и старых отношений, и другой — развитие в недрах позднего феодализма капиталистических отношений и формирование класса буржуазии. Их развитие определяет соотношение классовых сил, от которого в свою очередь, зависит исход классовых и внутриполитических конфликтов». Волков М.Я. О становлении абсолютизма в России. // История СССР,1970. — № 1. — С. 90.Действительно, параллельно с становлением абсолютизма в России идет возникновение буржуазных отношений, появляются первые мануфактуры.

Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, особенно в первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения возникающих мануфактур рабочей силой решалась путем приписки к ним государственных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей при обязательном условии использования труда на мануфактурах.

Читайте так же:  Можно ли выписаться из квартиры через госуслуги

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за экономическую и политическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война (1558-1583) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-1721 гг.) блестяще справилась с решением этой проблемы.

«Абсолютизм возник и развивался в специальных условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти». 2 Исаев И.А. История государства и права России. — М., 1995. — С. 110.

Итак, абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Однако еще проходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по вопросам: о ценах на товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве (1660, 1662, 1667, 1682 гг.). Укрепилась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г. насчитывало лишь 6000 чел. В то же время постоянное войско состояло из 82000 стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.

Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продаже водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать государственный аппарат.

С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дворянами. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской дуемы лишь 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже из купечества.

Подводя итог данной части контрольной работы хотелось бы сформулировать две основные причины отмирания сословно-представительных институтов. Во-первых, это уже вышеуказанные социально-экономические причины. А, во-вторых, как отмечает О.И. Чистяков, во второй половине XVII в. не только возникла необходимость, но и сложилась возможность установления абсолютной монархии. … Вместо своевольного дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовило армию чиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налог преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не нужно спрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иное серьезное мероприятие. Необходимость в сословно-представительных органах отпала и они были отброшены. Это означало, что власть монарха стала неограниченной, т.е. абсолютной.

Установление абсолютизма в России. Высшие государственные

учреждения.

Преобразование центральных органов государственного управления. Реформа местного управления и самоуправления

Установление абсолютизма в России[2].

Высшие государственные учреждения

Преобразования Петра I коснулись всех областей государствен­ного управления. Они были подготовлены всем ходом развития страны в предшествующем столетии. Изменения в структуре го­сударственного аппарата наметились еще в XVII в. Предпосыл­ки дальнейшей централизацииуправления первой четверти XVIII в. состояли в следующем (выделим десять пунктов для удобства изучения):

1. В XVII в. уменьшилась экономическая разобщенность отдель­ных районов, развивались ремесла, появились первые мануфактуры в железоделательной, стекольной, полотняной и дру­гих отраслях промышленности, возросла товарность сельского хозяйства. На этой основе стал складываться всероссийский рынок, росли торговля и промышленность, купечество. Од­нако Россия отставала от стран Запада, поэтому Петр I и стал проводить политику, направленную на подъем экономики, — такая экономическая политики получила название меркантилизма и протекционизма[3].

2. Московское государство восприняло некоторые черты административного управления, используемого татаро-монгола­ми: порядок налогообложения (Петр I перешел от подворно­го к подушному налогообложению, формированию ямской транспортной службы, организации войска и финансово-ка­зенного ведомства). Деспотическое влияние монголо-татар на государственное управление проявилось в смене вассалитета Древней Руси подданством. Остатки вассалитета, при кото­ром не ущемлялась личная свобода вассала, находившегося под покровительством сеньора, постепенно исчезли в XV— XVI вв. К XVI в. на Руси утверждается господство отноше­ний типа «государь—холоп» в самой жесткой и уничижитель­ной форме (т.е. договорные отношения вассалитета смени­лись отношениями подданства).

3. В XVII в. государственная собственность на землю сохраня­лась в Новгородской земле. В Замосковном крае преобладала вотчина (частная собственность на землю). Общество посте­пенно стало освобождаться от груза государственной земель­ной собственности, который оказался непосильным для стра­ны. Разрушение казенной собственности не сводилось к со­кращению поместного фонда земель. Уступая требованиям дворян, власти разрешили обмен поместий на вотчины, рас­ширили права наследования поместья и пр. Кризис москов­ского дворянства подготовил почву для реформ начала XVIII в. Петр I создал русскую регулярную армию, что привело к уп­разднению дворянского поместного ополчения. Крушение старой военно-служилой системы делало ненужным суще­ствование всеобъемлющей государственной земельной соб­ственности. По указу о единонаследии 1714 г. Петр I закре­пил за дворянами поместья, приравняв их к вотчинам. Тем самым он упразднил огромный фонд государственной поме­стной земельной собственности. В реальной жизни процесс превращения поместья в частное владение дворян был бли­зок к своему завершению в конце XVII в. Таким образом, упразднение государственной собственности имело соответ­ствующие предпосылки, стало действительно одной из круп­нейших реформ петровского времени[4].

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Отмена в 1682 г. местничества — системы распределения служебных мест у феодалов в Русском государстве в XIV—XV вв. при назначении на административную, военную и придвор­ную службу с учетом происхождения, служебного положе­ния предков, а также упоминавшееся выше слияние помест­ного и вотчинного землевладения подготовили указ Петра I о единонаследии и «Табель о рангах всех чинов воинских, стат­ских и придворных» (1722 г.). Последняя установила 14 ран­гов, классных чинов (1-й — высший), при назначении учи­тывалась не только знатность, но и личные способности и заслуги.

Читайте так же:  Письмо о предоставлении скидки образец

5. По мере усиления самодержавия ослабевала роль Земских со­боров. Во второй половине XVII в. они постепенно прекрати­ли свое существование. Уменьшилась и роль боярской Думы. В 1704 г. в источниках последний раз встречается упомина­ние о ней.

6. До преобразований Петра I была начата реорганизация во­оруженных сил. Так, в 30-е гг. XVII в. солдатские, рейтарс­кие и драгунские полки являлись ближайшими предшествен­никами регулярной армии, окончательно сформированной в петровское время.

7. Реформ государственного управления требовала и многолет­няя Северная война (1700—1721 гг.), являвшаяся испытани­ем отечественной государственности. Академик С.Ф. Плато­нов отмечал: «. под давлением военных нужд Петр спешно совершил ряд нововведений, которые разрушали по частям старые московские порядки»[5].

8. Окончательно оформилось крепостное право (Соборное уло­жение 1649 г.), нарастал социальный протест масс (крестьян­ская война под предводительством С. Разина в 1670—1671 гг., городские восстания). Старый государственный аппарат с тру­дом осуществлял карательные функции. Дворянство требо­вало изменения форм правления путем усиления абсолютист­ских начал и перестройки армии.

9. Российская церковь претендовала на власть, и ее позиции были подорваны царизмом задолго до правления Петра I. Патри­арх Никон (1605—1681 гг.) вмешивался в политику государ­ства под лозунгом «священство выше царства», что привело к разрыву царя с патриархом. Светской власти понадобилось 8 лет, чтобы осуществить низложение Никона. Церковный собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь. Такова предпо­сылка огосударствления церкви при Петре I.

Рассмотрим более подробно упомянутую выше опору абсолютизма.

В 1716 г. основной военный закон — воинский устав — по прямому указу Петра I был принят как основополагающий зако­нодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Рас­пространение воинского права на гражданскую сферу вело к при­менению в отношении гражданских служащих тех же мер нака­зания, которым подлежали военные преступления против прися­ги — ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности[6].

II. Второй элемент опоры абсолютизма — бюрократический аппарат государственного управления с его регламентацией. Су­ществование слоя людей, постоянно находящихся на государствен­ной службе, и их правовое положение было оформлено в извест­ной петровской «Табели о рангах» (1722 г.). Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы чиновниками. Он ус­танавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший). Гражданская и военная служба для дворян стала обязательной, рас­ширились возможности привлечения на службу представителей других сословий. При этом учитывалась не только знатность, но и личные способности и заслуги. Каждый, достигший должности низшего, 14-го ранга, мог надеяться по мере способности и усер­дия занять высшую должность и перейти в высший ранг. Потом­ственное дворянство составляло пятую часть чиновничества. Основная масса классных чинов — служащие, которым был пожало­ван статус «личного дворянина». Вступающие на государственную должность принимали присягу — обязательство верно служить Оте­честву и государю, отстаивать государственные интересы, ответ­ственно и добросовестно относиться к делу[7].

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

В результате установления абсолютизма

Опубликовано 12.06.2017 по предмету История от Гость >>

Ответ оставил Гость

Могу ошибаться, но мне кажется 3 вариант, тк абсолютизм это форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит монарху

Нельзя всё время учиться. А для развлечения мы рекомендуем вам поиграть в отличную игру:

Утверждение абсолютизма

В первой четверти XVIII в. переход к абсолютизму в России был ускорен Северной войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются регулярная армия и бюрократи­ческий аппарат государственного управления, происходит как фак­тическое, так и юридическое оформление абсолютизма.

Для абсолютной монархии характерно неограниченное сосредо­точение власти (как светской, так и духовной) в руках одной лич­ности. Однако это не единственный признак. Такой властью обла­дали и египетские фараоны, и римские императоры, но абсолютной монархии в этих государствах не было. Для ее возникновения необ­ходима ситуация перехода от феодализма к капитализму. Несмотря на то что этот переход осуществлялся в разных странах в разные исторические периоды, были общие признаки, характеризовавшие это явление. Для абсолютной монархии характерны наивысшая степень централизации, развитый, полностью зависимый от монар­ха бюрократический аппарат, сильная регулярная армия. Эти при­знаки были присущи и российскому абсолютизму.

Регулярные армия и флот были созданы Петром I уже в начале XVIII в. Рядовой состав комплектовался на основе рекрутских набо­ров из числа крестьян и посадских людей, а офицерский корпус со­стоял в большинстве своем из дворян. Служба в армии как для сол­дат, так и офицеров стала пожизненной. Кроме того, офицеры перестали получать за службу поместные оклады землей и крестья­нами и были переведены на государственное денежное жалованье.

Помимо своей основной внутренней функции по подавлению народных волнений и восстаний, армия выполняла и другие: с пет­ровского времени она широко использовалась в государственном управлении как принудительная сила. Большое распространение по­лучила практика посылки воинских команд на места для понуждения администрации к лучшему выполнению правительственных распоря­жений и указаний. Но иногда и центральные учреждения ставились в такое же положение, например даже деятельность Сената в первые годы его создания находилась под контролем гвардейских офице­ров. Офицеры и солдаты занимались также переписью населения, сбором налогов и недоимок и т.д. Наряду с армией для подавления своих политических противников абсолютизм использовал и специ­ально созданные для этой цели карательные органы — Преобра­женский приказ, Тайную канцелярию и др.

Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он совпал с развитием крепостничества, тогда как в большинстве стран Европы абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены крепостного права.

Утверждение абсолютизма в России в Петровскую эпоху озна­чало радикальную перестройку системы социальных отношений, политических институтов и администрации. Сознательной целью Петра Великого (1672—1725) были важнейшие преобразования, на­правленные на создание особого регулярного государства, в котором монархическая власть с помощью развитого законотворчества осуще­ствляла все функции управления, а воля монарха являлась главной движущей силой прогресса.

Читайте так же:  Cтоимость независимой экспертизы автомобиля

Старая форма управления: царь с Боярской думой — приказы — местная администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обес­печении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функ­ции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлитель­ность в принятии решений. Уезды были разных размеров — от уез- дов-карликов до уездов-великанов, что делало невозможным эффективное использование их администрации для взимания нало­гов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел, представительства родовитой знати, не всегда компетентная в госу­дарственных делах, также не отвечала требованиям Петра. В 1721 г. Петр издал указ о престолонаследии: царствующий государь назна­чает себе преемника по своей воле.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы об­щественной, корпоративной и частной жизни. Россия в эпоху Петра добилась выхода к Балтийскому и Азовскому морям, существенно расширила свою территорию. Персия в результате войны 1722— 1723 гг. уступила России Дербент, Баку и области Гилянь, Мазен- деран и Астрабад.

Петр I проводил политику дальнейшего закрепощения крестьян, принявшую наиболее жесткие формы на исходе XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и соци­альных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолида­ция правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось со­словие дворянства.

Государство, сформировавшееся в начале XVIII в., называют полицейским не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все стороны жизни, регламентируя их.

Административным преобразованиям способствовал и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой необходимые ры­чаги управления, которые он зачастую создавал заново, руководст­вуясь сиюминутными потребностями. Как и во всех других своих начинаниях, Петр при реформе государственной власти не считался

с российскими традициями и широко переносил на русскую почву известные ему по западноевропейским вояжам структуры и методы управления. Не имея четкого плана административных реформ, царь, вероятно, все же представлял желаемый образ государственного аппарата. Это строго централизованный и бюрократический аппа­рат, четко и быстро исполняющий указы государя, в пределах своей компетенции проявляющий разумную инициативу. Это нечто очень похожее на армию, где каждый офицер, исполняя общий приказ главнокомандующего, самостоятельно решает свои частные и кон­кретные задачи. Как мы увидим, петровской государственной ма­шине было далеко до подобного идеала, который просматривался только как тенденция, хотя и четко выраженная.

Установление абсолютизма в России[69]

Читайте также:

  1. VI этап. Установление клинического диагноза.
  2. Англии в период абсолютизма. Судебная система
  3. В период абсолютизма. Судебная система
  4. Влияние спроса на установление цены на товар
  5. Вопрос 19. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма . Дискуссии о генезисе самодержания.
  6. Вопрос №1. Установление связи с корреспондентом в оконечном режиме
  7. Вопрос №2. Порядок установление связи с корреспондентом в оконечном режиме.
  8. Групповая (видовая, родовая) идентификация или установление групповой принадлежности?
  9. Иван III и установление единодержавия.
  10. Идентификация и установление подлинности документов
  11. Идентификация и установление подлинности информации на средствах ее отображения и печати
  12. Идентификация и установление подлинности личности.

Преобразование центральных органов государственного управления. Реформа местного управления и самоуправления

Установление абсолютизма в России. Высшие государственные

Преобразование

Вопросы для самопроверки

/. Как отразилась Смута на системе государственного управления Рос­сии?

2. Как эволюционировала роль Земских соборов в XVII в.?

3. В чем особенности приказно-воеводской системы управления?

4. На каких принципах строилось управление иноэтническими регионами в Московском царстве?

5. Как было организовано церковное управление и какова его роль в государственном механизме?

6. Какова основная тенденция развития государственной службы в XVII в.?

7. В чем проявляется эволюция сословной монархии в абсолютную?

Рекомендуемая литература

Абсолютизм в России (XVII — XVIII вв.). М., 1964.

Вернадский Г.В. Московское царство. Ч. II. М., 1997.

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Рос­тов н/Д, 1995.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

Иоанн, митр. Русь Соборная. Очерки христианской государственнос­ти. СПб., 1995.

Иоанн, митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1994.

Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.2. М., 1991.

Кристенсен С.О. История России XVII в. М., 1989.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государ­стве XVI —XVII вв. М., 1995.

Российское законодательство X—XX вв. Т. 3. М., 1985.

Сахаров A.M. Образование и развитие Российского государства XIV— XVII вв. М., 1969.

Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.

Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

Тихомиров М.Н. Российское государство XV—XVII вв. М., 1979.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XV—XVII вв. М., 1978.

государственности в годы

царствования Петра I

учреждения.

Высшие государственные учреждения

Преобразования Петра I коснулись всех областей государствен­ного управления. Они были подготовлены всем ходом развития страны в предшествующем столетии. Изменения в структуре го­сударственного аппарата наметились еще в XVII в. Предпосыл­ки дальнейшей централизацииуправления первой четверти XVIII в. состояли в следующем (выделим десять пунктов для удобства изучения):

1. В XVII в. уменьшилась экономическая разобщенность отдель­ных районов, развивались ремесла, появились первые мануфактуры в железоделательной, стекольной, полотняной и дру­гих отраслях промышленности, возросла товарность сельского хозяйства. На этой основе стал складываться всероссийский рынок, росли торговля и промышленность, купечество. Од­нако Россия отставала от стран Запада, поэтому Петр I и стал проводить политику, направленную на подъем экономики, — такая экономическая политики получила название меркантилизма и протекционизма[70].

2. Московское государство восприняло некоторые черты административного управления, используемого татаро-монгола­ми: порядок налогообложения (Петр I перешел от подворно­го к подушному налогообложению, формированию ямской транспортной службы, организации войска и финансово-ка­зенного ведомства). Деспотическое влияние монголо-татар на государственное управление проявилось в смене вассалитета Древней Руси подданством. Остатки вассалитета, при кото­ром не ущемлялась личная свобода вассала, находившегося под покровительством сеньора, постепенно исчезли в XV— XVI вв. К XVI в. на Руси утверждается господство отноше­ний типа «государь—холоп» в самой жесткой и уничижитель­ной форме (т.е. договорные отношения вассалитета смени­лись отношениями подданства).

Читайте так же:  Регистрация гбо в гибдд -что нужно знать

3. В XVII в. государственная собственность на землю сохраня­лась в Новгородской земле. В Замосковном крае преобладала вотчина (частная собственность на землю). Общество посте­пенно стало освобождаться от груза государственной земель­ной собственности, который оказался непосильным для стра­ны. Разрушение казенной собственности не сводилось к со­кращению поместного фонда земель. Уступая требованиям дворян, власти разрешили обмен поместий на вотчины, рас­ширили права наследования поместья и пр. Кризис москов­ского дворянства подготовил почву для реформ начала XVIII в. Петр I создал русскую регулярную армию, что привело к уп­разднению дворянского поместного ополчения. Крушение старой военно-служилой системы делало ненужным суще­ствование всеобъемлющей государственной земельной соб­ственности. По указу о единонаследии 1714 г. Петр I закре­пил за дворянами поместья, приравняв их к вотчинам. Тем самым он упразднил огромный фонд государственной поме­стной земельной собственности. В реальной жизни процесс превращения поместья в частное владение дворян был бли­зок к своему завершению в конце XVII в. Таким образом, упразднение государственной собственности имело соответ­ствующие предпосылки, стало действительно одной из круп­нейших реформ петровского времени[71].

4. Отмена в 1682 г. местничества — системы распределения служебных мест у феодалов в Русском государстве в XIV—XV вв. при назначении на административную, военную и придвор­ную службу с учетом происхождения, служебного положе­ния предков, а также упоминавшееся выше слияние помест­ного и вотчинного землевладения подготовили указ Петра I о единонаследии и «Табель о рангах всех чинов воинских, стат­ских и придворных» (1722 г.). Последняя установила 14 ран­гов, классных чинов (1-й — высший), при назначении учи­тывалась не только знатность, но и личные способности и заслуги.

5. По мере усиления самодержавия ослабевала роль Земских со­боров. Во второй половине XVII в. они постепенно прекрати­ли свое существование. Уменьшилась и роль боярской Думы. В 1704 г. в источниках последний раз встречается упомина­ние о ней.

6. До преобразований Петра I была начата реорганизация во­оруженных сил. Так, в 30-е гг. XVII в. солдатские, рейтарс­кие и драгунские полки являлись ближайшими предшествен­никами регулярной армии, окончательно сформированной в петровское время.

7. Реформ государственного управления требовала и многолет­няя Северная война (1700—1721 гг.), являвшаяся испытани­ем отечественной государственности. Академик С.Ф. Плато­нов отмечал: «. под давлением военных нужд Петр спешно совершил ряд нововведений, которые разрушали по частям старые московские порядки»[72].

8. Окончательно оформилось крепостное право (Соборное уло­жение 1649 г.), нарастал социальный протест масс (крестьян­ская война под предводительством С. Разина в 1670—1671 гг., городские восстания). Старый государственный аппарат с тру­дом осуществлял карательные функции. Дворянство требо­вало изменения форм правления путем усиления абсолютист­ских начал и перестройки армии.

9. Российская церковь претендовала на власть, и ее позиции были подорваны царизмом задолго до правления Петра I. Патри­арх Никон (1605—1681 гг.) вмешивался в политику государ­ства под лозунгом «священство выше царства», что привело к разрыву царя с патриархом. Светской власти понадобилось 8 лет, чтобы осуществить низложение Никона. Церковный собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь. Такова предпо­сылка огосударствления церкви при Петре I.

Рассмотрим более подробно упомянутую выше опору абсолютизма.

В 1716 г. основной военный закон — воинский устав — по прямому указу Петра I был принят как основополагающий зако­нодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Рас­пространение воинского права на гражданскую сферу вело к при­менению в отношении гражданских служащих тех же мер нака­зания, которым подлежали военные преступления против прися­ги — ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности[73].

II. Второй элемент опоры абсолютизма — бюрократический аппарат государственного управления с его регламентацией. Су­ществование слоя людей, постоянно находящихся на государствен­ной службе, и их правовое положение было оформлено в извест­ной петровской «Табели о рангах» (1722 г.). Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы чиновниками. Он ус­танавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший). Гражданская и военная служба для дворян стала обязательной, рас­ширились возможности привлечения на службу представителей других сословий. При этом учитывалась не только знатность, но и личные способности и заслуги. Каждый, достигший должности низшего, 14-го ранга, мог надеяться по мере способности и усер­дия занять высшую должность и перейти в высший ранг. Потом­ственное дворянство составляло пятую часть чиновничества. Основная масса классных чинов — служащие, которым был пожало­ван статус «личного дворянина». Вступающие на государственную должность принимали присягу — обязательство верно служить Оте­честву и государю, отстаивать государственные интересы, ответ­ственно и добросовестно относиться к делу[74].

Дата добавления: 2014-12-16 ; Просмотров: 383 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.

  2. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  3. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.
В результате установления абсолютизма
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here