В каких случаях назначается дисквалификация должностного лица

Важная информация в статье: "В каких случаях назначается дисквалификация должностного лица" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Статья 3.11. Дисквалификация

1. Правила ч. 1 ст. 3.11 посвящены дисквалификации. Это новелла в отечественном законодательстве об административном правонарушении: нормы КоАП РСФСР такого института не содержали. Этот вид административного наказания применяется:

1) только к физическим лицам, которые:

— занимают руководящие должности в органах различных юридических лиц. Напомним, что для целей КоАП эти лица приравниваются к должностным (см. коммент. к ст. 2.4). После вступления (с 22.08.09) в силу новой редакции ст. 3.11 (она введена Законом N 160 от 17.07.09) ее положения распространены также на ФЛ, замещающих должности государственной гражданской службы (федеральной или субъекта РФ), а также должности муниципальной службы;

— осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, Законом о банкротстве);

— осуществляют управление юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, если лицо назначено руководителем финансируемого собственником учреждения, если лицо возглавляет некоммерческое партнерство);

2) только судьей.

2. Применяя правила ч. 2 и 3 ст. 3.11, нужно обратить внимание на то, что дисквалификация (как вид административного наказания):

1) устанавливается на определенный срок. При этом:

а) минимальный срок назначения дисквалификации — 6 календарных месяцев. Отсчет начинается со следующего дня (после дня назначения административного наказания) и заканчивается в 24 часа последнего дня 6-го месяца;

б) максимальный срок назначения дисквалификации — 3 года;

2) назначается лицам, указанным в ч. 3 ст. 3.11. В практике возникают вопросы:

допустима ли дисквалификация лица, выполняющего организационно-распорядительные функции в органе иностранного юридического лица? Да, допустима: правила ст. 3.11 этому не препятствуют;

допустима ли дисквалификация иностранного гражданина, назначенного в совет директоров российско-германского ОАО по предложению германского участника юридического лица? Да, допустима: правила ст. 3.11 относятся как к гражданам Российской Федерации, так и к иностранным гражданам, лицам без гражданства (см. также коммент. к ст. 2.6);

3) назначается только в качестве основного административного наказания. При этом дисквалификация может сочетаться и с дополнительным административным наказанием (см. об этом коммент. к ст. 3.3).

3. Необходимо также иметь в виду, что судья, назначая дисквалификацию (как вид административного наказания), должен:

1) исходить из общих правил назначения административного наказания (они установлены в ст. 4.1, см. коммент. к ней);

2) учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.2, 4.3);

3) иметь в виду, что за административное правонарушение, влекущее применение дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — в пределах одного года со дня его обнаружения (см. коммент. к ст. 4.5).

В практике возникает вопрос: вправе ли лицо, которому судья назначил дисквалификацию, обжаловать его постановление в вышестоящий суд? Да, вправе: это прямо предусмотрено в ст. 30.1 (см. коммент. к ней).

Дисквалификация должностного лица

Добрый день, коллеги!

За последние дни вроде бы все законодательство перелопатили, но однозначное мнение по вопросу не сложилось. Прошу поделиться практикой, если таковая была.

Ситуация: физическое лицо, являющееся директором юридического лица, было дисквалифицировано по решению суда на трехлетний срок как должностное лицо по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ. Это физическое лицо уже зарегистрировано как ИП.

  • Может ли это физическое лицо вести деятельность как ИП?
  • Какие должности (в самом широком смысле) не может занимать физическое лицо, получившее судебную дисквалификацию?

В законодательстве четкого указания по дисквалификации не нашли.

  • С одной стороны, есть ч. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», по которой государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не допускается, если не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
  • С другой стороны, есть ст. 3.11 КоАП РФ, в которой нет прямого указания на деятельность ИП – только на управление юридическими лицами.

Дисквалификация руководителя управляющей организации

Недавно узнала, что в одном из регионов нашей необъятной Родины ушлые руководители органов государственного жилищного надзора (далее – ГЖН) (почему-то закрадываются подозрения, что это делалось совместно с руководством города или даже области) решили убирать неугодных, а скорее всего – несговорчивых и не прогибающихся директоров управляющих организаций путем привлечения их к административной ответственности (АО) за нарушение лицензионных требований. Всего лишь нужно было дать команду , чтобы по каждой маломальской жалобе составлялись протоколы об административном правонарушении (АП) и отправлять их быстренько в суд – чем чаще, тем лучше. А там и дисквалификация руководителя управляющей организации не за горами после очередного такого протокола.

Благо, проблемы составить протокол об АП по любой жалобе собственников и направить его в суд не составит труда, особенно при явной поддержке государственных надзорных органов на всех уровнях судебной системы. Подтверждением этому являются единицы прекращенных административных дел и отмененных постановлений об АП. Телефонное право совещательного голоса (совет которого нельзя проигнорировать!) со стороны сильных мира сего всегда действовало и действует в нашей стране: с глубоких советских времен социализма до сегодняшних времен «загнивающего» капитализма, пардон, рыночной экономики.

Изучая судебную практику, заметила, что все-таки такие кардинальные решения суды принимают нечасто. Судебных решений о дисквалификации должностных лиц — в отчетах органов ГЖН – единицы, что не может не вселять надежду на «светлое будущее». Да и поиск в правовых системах выдает редкие решения о дисквалификации руководителей. То есть, практика ушлого региона мало где прижилась. За нарушение лицензионных требований применение судом наказания в виде дисквалификации скорее исключение, чем правило.

Чаще всего органами ГЖН при осуществлении контроля и привлечении к административной ответственности управляющих организаций (УО) применяются три статьи Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) – это ст. 7.23.3 (редко, по милости ВС РФ, который считает все нарушения по надлежащему содержанию многоквартирного дома (МКД) – лицензионными нарушениями), часть 24 ст. 19.5 (неисполнение предписания органа ГЖН) и часть 2 ст. 14.1.3 (применяется практически всегда при наличии лицензии у УО и при любой проверке лицензиатов). Все эти статьи предполагают одной из мер наказания – дисквалификацию должностного лица управляющей организации до 3 лет.

Читайте так же:  Стоимость составления брачного договора

В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, …ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права …занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом… Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, …осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица…

Так как дисквалификация является максимальным видом наказания, справедливо будет считать, что применяться она должна в исключительных случаях, только при неоднократности привлечения к ответственности и наличии отягчающих обстоятельств, а также причинении существенного вреда людям либо имуществу.

Что же касается вопроса о справедливости и соразмерности наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП Российской Федерации, то федеральный законодатель обладает широкой дискрецией в установлении способствующих наиболее эффективному достижению целей административной ответственности на том или ином конкретно-историческом этапе развития государства мер реагирования на совершение административных правонарушений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 4-П); при этом соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, наличием широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания и, кроме того, в силу статьи 2.9 данного Кодекса, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 919-О-О).

С учетом изложенного часть 2 статьи 14.1.3 КоАП Российской Федерации, предусматривающая дифференцированный размер административного штрафа, а также возможность применения дисквалификации за совершение соответствующего административного правонарушения, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте».

Вот так решил Конституционный суд РФ. Дисквалификация директора сроком до 3 лет и штрафы до 300 тысяч рублей вполне себе соразмерное наказание (!?) за отвалившуюся краску на фасаде или течь с кровли МКД, которая, может, уже и капитального ремонта требует. И такие ситуации имеют место быть, об этом все работающие в нашей отрасли прекрасно осведомлены. Но, как говорится, нас бьют, а мы крепчаем…

«Обзор практики рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений, и дел об административных правонарушениях за первое полугодие 2016 года: (утв. постановлением Президиума Приморского краевого суда 29.07.2016)»: «Пункт 5.4. За пределами срока давности привлечения к административной ответственности положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, не может быть ухудшено.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 30 г. Арсеньева Приморского края от 2 декабря 2015 года в отношении заместителя директора ООО «Компания Вита-Прим» М. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

За пределами срока давности привлечения к административной ответственности решением судьи Арсеньевского городского суда Приморского края от 18 марта 2016 года постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Постановлением председателя Приморского краевого суда от 14 июня 2016 года в связи с нарушением принципа недопустимости ухудшения положения лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре дела по жалобам и протестам, решение судьи Арсеньевского городского суда Приморского края от 18 марта 2016 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ».

Определение ВС РФ от 24 октября 2018 г. № 304-АД18-16453: ВС РФ не нашел оснований для отмены решения нижестоящих судов о дисквалификации руководителя ЮЛ, так как правонарушение было совершено повторно. Но часть статьи за повторное нарушение предполагала только дисквалификацию без штрафа. Правда, состав статьи Кодекса немного не про ЖКХ…

Анализ судебной практики последних лет показывает, что применение наказания в виде дисквалификации должностного лица практически отсутствует по статьям, за которые привлекают должностных лиц УО. В основном, суды применяют к должностным лицам УО меры административной ответственности в виде штрафов.

Например, в Обзоре результатов деятельности ГЖН по Оренбургской области за первое полугодие 2018 года, нет ни одного случая вынесения постановления о дисквалификации должностного лица УО.

Но не надо забывать о том, что административное наказание за нарушение лицензионных требований либо невыполнение предписания органа ГЖН должностным лицом расценивается аналогично невыполнению лицензионных требований и неисполнению предписания самим юридическим лицом в плане лишения лицензии за два таких нарушения в течение года.

В статью 198 Жилищного кодекса РФ добавлена часть 5.2. (введена в действие 03.04.2018 г. ФЗ № 59), согласно которой в случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора (ГЖН) из реестра лицензий субъекта РФ исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах (МКД) в порядке, установленном Правительством РФ.

Читайте так же:  Договор с секретарем совета директоров

Для того, чтобы избежать тяжких последствий в виде дисквалификации, руководителю, в первую очередь, нужно обеспечить надлежащее исполнение управляющей организацией своих обязательств по договору управления в соответствии с требованиями закона. Все необходимые вопросы по содержанию МКД разрешать путем проведения общих собраний (если вопрос в компетенции ОСС), а также надлежаще оформлять все выполняемые работы по договору управления. Своевременно направлять обращения третьим лицам и в органы власти в случае, если решение каких-то вопросов не в компетенции управляющей организации.

Кроме того, в случае поступления жалобы в ГЖН и назначения проверки юридического лица необходимо досконально изучать материалы проверок, протоколы об АП и постановления о привлечении к АО для обнаружения процессуальных и иных нарушений при их оформлении. Также важно применять при рассмотрении административных дел нормы КоАП РФ о малозначительности правонарушения (ст. 2.9), снижения штрафа ниже минимального (ст. 4.1.1), снижение размера ответственности за совершенное впервые правонарушение для субъектов малого предпринимательства (ст. 4.1), приводить при рассмотрении дела смягчающие обстоятельства (ст. 4.2), применять нормы о презумпции невиновности (ст. 1.5) при отсутствии вины, срока давности привлечения к АО (ст. 4.5).

Если активно участвовать в процессе, желательно, с привлечением профессионального юриста – особенно в первой инстанции и на стадии проведения проверок, приводить письменные доводы в свою пользу, необходимые доказательства, то с большой вероятностью можно избежать самого тяжкого наказания в виде дисквалификации. Все-таки суды неохотно его назначают и только в случаях, когда действительно имеются тяжкие последствия и (или) статья не предполагает иной меры ответственности.

В случае несогласия с вмененным нарушением – нужно обязательно обжаловать постановление суда, вплоть до Высшей судебной инстанции, соблюдая все нормы процессуального законодательства о порядке обжалования. При обжаловании постановлений и решений судов ставить вопрос о соразмерности примененной меры ответственности, отсутствии вреда имуществу и здоровью граждан, отсутствие отягчающих обстоятельств.

Несмотря на то, что применение наказания в виде дисквалификации руководителя случается нечасто, лучше не доводить дело до того, что суду придется применить его. Путь для этого усматривается один: хорошо работать на домах, иметь нормальные отношения с жильцами своих домов и делать то, что зависит от управляющей организации и ее руководителя. Если еще повезет с судьями и органом ГЖН на вашей территории – жизнь ваша в ЖКХ будет почти сказкой… Надеюсь, со счастливым окончанием.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для УК и ТСЖ. Сервис позволяет автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Вся необходимая информация о сервисе здесь.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Все о дисквалификации руководителей

  • Косульникова Марина | главный бухгалтер ООО «Галан»

Что такое дисквалификация?

О дним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Административные правонарушения, влекущие дисквалификацию

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

Постановление о дисквалификации

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее – Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

Читайте так же:  Особенности договора о вкладе в банке

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 – далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).

Дисквалификация: правовые основания

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2010, N 6

Видео (кликните для воспроизведения).

Дисквалификация: правовые основания

Одним из распространенных в настоящее время наказаний за нарушение трудового законодательства становится дисквалификация. И данное наказание имеет наиболее серьезные последствия, поскольку устанавливает запрет на замещение в течение определенного времени руководящих должностей. Что такое дисквалификация, в каких случаях она применяется, каковы последствия дисквалификации — расскажем в настоящей статье.

Дисквалификация: понятие и порядок назначения

Наиболее часто встречаются такие нарушения норм трудового законодательства:

— невыполнение окончательного расчета в день увольнения работника;

— оплата командировочных не в полном объеме;

— выплата заработной платы один раз в месяц;

— выплата заработной платы работникам без выдачи расчетных листов по заработной плате;

— неознакомление работников с требованиями охраны труда;

— необеспечение учета сверхурочных работ и оплаты работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени работников;

— непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;

— выплата отпускных позже чем за три дня до начала отпуска.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ могут инициировать должностные лица государственной инспекции труда в форме протокола или прокурор — в виде постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Протокол составляется по результатам выявленного факта совершения административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении должны быть указаны:

— дата и место его составления;

— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

— сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

— фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

— место, время совершения и событие административного правонарушения;

— объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

— иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Кроме этого, должностные лица при составлении протокола об административном правонарушении обязаны разъяснить участникам производства по делу их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, и сделать соответствующую запись в протоколе.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) (ст. ст. 23.1 и 28.8 КоАП РФ). В свою очередь, суд, рассмотрев представленные материалы, выносит постановление (решение) о назначении административного наказания в виде дисквалификации либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Копия постановления о дисквалификации (вступившего в законную силу) направляется судом в МВД России и в министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения постановления. Согласно п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 115 «О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях» решение о назначении наказания в виде дисквалификации считается приведенным в исполнение с момента его вступления в законную силу. С указанного момента дисквалифицированное лицо не вправе осуществлять деятельность по управлению юридическим лицом.

В силу ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом, то есть дисквалифицированное лицо должно быть уволено по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Условия применения дисквалификации

В качестве меры ответственности

Необходимо обратить внимание на формулировку «аналогичное административное правонарушение», имеющуюся в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Содержание данного положения было раскрыто в п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. от 11.11.2008, далее — Постановление N 5). В частности, было указано, что под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника).

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения (усн)

В то же время, если было совершено административное правонарушение в виде нарушения законодательства о труде или охране труда, но оно не аналогично совершенному ранее, дисквалификация как мера ответственности не может быть применена. В этом случае следует руководствоваться ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Рассмотрим пример из судебной практики.

Из Постановления ВС РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1 известно, что Л. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на один год. Судами апелляционной и кассационной инстанций судебное постановление мирового судьи по Благовещенскому городскому судебному участку N 7 Амурской области от 03.11.2004 о привлечении к административной ответственности в виде дисквалификации было оставлено без изменения. Но ВС РФ нашел данное решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что Л. являлся президентом Амурской торгово-промышленной палаты (далее — АТПП). По заявлению работника АТПП В. Государственной инспекцией труда в Амурской области проведена проверка соблюдения трудового законодательства, которая выявила нарушение ст. ст. 62, 282 ТК РФ в отношении В., принятой в АТПП на условиях совместительства. Нарушение заключается в том, что с ней не был заключен письменный трудовой договор.

Ранее президент АТПП Л. постановлением Государственной инспекции труда в Амурской области от 11.06.2004 N 63 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 2000 руб. за нарушение ст. 116 ТК РФ (непредоставление работникам ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью восемь календарных дней) и ст. 183 ТК РФ (неоплата листков нетрудоспособности).

Исходя из п. 17 Постановления N 5 вывод судьи о том, что действия Л. должны быть квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным, поскольку нарушения трудового законодательства, допущенные Л., не являются аналогичными. Значит, Л. субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, не является и его действия не могут быть квалифицированы по этой статье. При таких обстоятельствах постановление мирового судьи по Благовещенскому городскому судебному участку N 7 Амурской области от 03.11.2004 и решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 07.02.2005 были отменены.

Кроме того, необходимо помнить о дате совершения первого из аналогичных правонарушений, поскольку для квалификации действий должностного лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение. Это следует из ст. 4.6 КоАП РФ. По ее норме лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Данная позиция Президиума ВС РФ была изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2006 года, утвержденном Постановлением от 07.03.2007. Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении (а не к моменту совершения аналогичного правонарушения) на квалификацию действий лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не влияет.

Поскольку ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ вне зависимости от указанных выше обстоятельств.

Проверка лица на наличие дисквалификации

Заключая трудовой договор с руководителем, уполномоченное лицо должно запросить в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, информацию о наличии у нового руководителя дисквалификации, пользуясь Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД России от 22.11.2006 N 957 (далее — Инструкция).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» (далее — Постановление N 805) этот реестр формируется и ведется МВД России и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных.

В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Постановления N 805):

— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;

— в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

— дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);

— наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

— срок дисквалификации, даты его начала и истечения;

— наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;

— сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;

— основания исключения из реестра дисквалификационных лиц;

— дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретном лице. Непосредственное исполнение запросов на получение информации из реестра в отношении конкретных лиц осуществляется главным информационным аналитическим центром МВД России и информационными центрами МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет не более пяти дней с даты получения указанными центрами соответствующего запроса. При наличии в реестре сведений о проверяемом лице инициатору запроса выдается выписка из реестра, а при отсутствии сведений — справка.

Запросы, направляемые с нарушением предъявленных требований, возвращаются заявителю без исполнения.

Рассмотрим подробнее условия получения сведений о наличии дисквалификации конкретного лица.

Во-первых, непосредственно гражданин, в отношении которого необходимо получить сведения о наличии дисквалификации, может самостоятельно обратиться в управление внутренних дел субъекта РФ с соответствующим запросом и бесплатно получить данные сведения в порядке, указанном выше. Образец заявления установлен в Приложении 4 к Инструкции.

Читайте так же:  Возврат налога за лечение какие нужны документы

Начальнику ИЦ г. Пермь

(наименование субъекта РФ)

(настоящая фамилия, в скобках имевшиеся ранее)

Дисквалификация должностного лица

Как известно, за правонарушение предусмотрена административная ответственность. С учетом тяжести совершённого проступка могут применяться штрафные санкции, обязательные работы, лишение специальных прав. В разрезе нарушений норм права должностными лицами часто встречается дисквалификация. Статья детально расскажет о том, в чём суть этой меры воздействия и как ее применять.

Что такое дисквалификация, к кому и на каком основании может применяться

Рассматриваемый вид наказания представлен в ст. 3.11 КоАП. Процедура его реализации описана в 32.11 КоАП.

Согласно этому отечественному регулятору, дисквалификация должностного лица – это лишение права занимать должность в конкретной сфере на определённый судом срок. При назначении такого наказания гражданин не сможет занимать должности муниципальной, гражданской служб, заниматься частной практикой или предпринимательством. Исходя из этого, главным условием назначения такого наказания будет правомочие должностного лица или открытое ИП.

Основанием для применения дисквалификации считается наличие доказательств совершения проступка. При этом учитывается корыстный мотив, а также форма вины.

Отстранение может сильно повлиять на уровень доходов предпринимателя или служащего. Исходя из этого, рассматриваемая мера воздействия остаётся эффективным наказанием за совершённый проступок. В каких случаях назначается дисквалификация должностного лица? Отстранение применяется за:

  • Повторное нарушение закона о труде, норм охраны труда и пожарной безопасности.
  • Нарушение правил государственной регистрации юридических лиц.
  • Фиктивное или намеренное банкротство.
  • Неприемлемое управление организацией.
  • Незаконные действия при процедуре признания неплатёжеспособности.

Срок дисквалификации должностного лица может составлять минимум шесть месяцев, максимум – три года. Продолжительность определяется судом и зависит от серьёзности проступка, наличия отягчающих обстоятельств.

Подсудность рассмотрения дисквалификации отличается. Так, в отношении должностных лиц решение может применить мировой судья. Если субъектом выступает арбитражный управляющий или ИП – постановление выносит только арбитражный суд.

Как проводится дисквалификация, какие обстоятельства могут смягчить наказание

После того, как административное дело попадает в суд, следует процедура рассмотрения. Изучив все факты, принимая во внимание отягчающие и смягчающие обстоятельства, судья принимает решение.

Стоит отметить, что согласно ст. 31.11 КоАП постановление о дисквалификации вступает в силу немедленно. Согласно процедуре, если в установленные сроки не поступило протеста или жалобы, то решение об отстранении в течение трёх суток передаётся для исполнения уполномоченному органу.

После этого, на протяжении срока, указанного в решении суда, предприятия не могут заключать новое соглашение с дисквалифицированным субъектом. Нарушение этого правила может повлечь негативные последствия для обеих сторон.

Согласно ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ, для виновного лица штраф может достигать 50 МРОТ. Для организации, которая заключила контракт с дисквалифицированным работником – 1000.

Принимая решение об отстранении, судья опирается на наличие позитивных и негативных факторов, которые, в конечном счёте, повлияют на срок наказания.

К смягчающим обстоятельствам закон относит:

  • Признание вины и раскаяние в совершённом проступке.
  • Возмещение ущерба.
  • Нахождение под влиянием злоумышленников.
  • Отсутствие привлечение к ответственности до этого.

Усугубить положение нарушителя может наличие отягчающих обстоятельств. В контексте дисквалификации должностного лица таковыми считаются повторность проступка, игнорирование предупреждений. Если совершённое правонарушение произошло вместе с катастрофой, то такое обстоятельство также будет учтено не в пользу виновного.

Особенности дисквалификации для юридических лиц и ИП

Закон выделяет отстранение от занятия конкретной деятельностью как метод воздействия на физическое лицо. Рассматриваемая мера не может применяться в отношении компании в целом.

При серьёзных нарушениях хозяйственной деятельности избирается приостановка работы предприятия. Этот вид административного воздействия схож с дисквалификацией, но в данном случае прекращает работу не работник, а предприятие в целом. Обычно работа компании останавливается не более чем на три месяца. За этот период времени у администрации есть время устранить выявленные нарушения и привести бизнес в порядок.

В случае с индивидуальным предпринимателем ситуация иная. Известно, что правоспособность ИП приобретается с получением лицензии. Если суд принимает решение о дисквалификации, то разрешительные документы коммерсанта отзываются на определённое время.

Стоит отметить, что вопросы о приостановке деятельности ИП, равно как и решение о принудительном прекращении работы, рассматривается только арбитражным судом.

Дисквалифицировать предпринимателя можно за такие правонарушения, как:

  • Неправомерное получение или распространение информации из кредитной истории лица.
  • Нарушение процедуры банкротства, сокрытие имущества, документов.
  • Совершение недопустимых сделок.
Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, в статье была рассмотрена дисквалификация должностного лица как вид административного наказания. Чаще всего, правосудие ограничивается назначением нестрогих мер вроде предупреждения или штрафа, а к отстранению прибегают при серьёзных проступках. Цель любого административного наказания – заставить нарушителя осознать неправомерность действий и не допустить совершения аналогичного поступка в будущем. Конечно, если проступок совершается повторно, не обойтись без такой строгой меры, как отстранение. Для предпринимателя последствия будут ощутимы, поскольку выгоднее заплатить штраф, чем на длительное время остаться без прибыли. Для других коммерсантов важно своевременно проверять партнёров на предмет наличия сведений о дисквалификации. Если этого не сделать, можно не только поставить под угрозу планируемую сделку, но и навлечь на бизнес штрафные санкции.

Источники


  1. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

  2. Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.

  3. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
В каких случаях назначается дисквалификация должностного лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here