Таможенные пошлины в россии

Важная информация в статье: "Таможенные пошлины в россии" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Таможенные пошлины РФ (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения

Таможенные пошлины РФ

Выполнил: студент группы

Проверил: к. э. н., доцент

1. Понятие, виды и классификация таможенных пошлин.

1.1 Виды таможенных пошлин

1.2 Классификация таможенных пошлин

2. Таможенные тарифы и методы определения таможенной стоимости

2.1 Таможенный тариф

2.2 Методы определения таможенной стоимости

3. Нужно ли снижать сумму таможенной пошлины?

3.1 Повышение таможенных пошлин на автомобили

Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой которого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним экономические отношения.

Некоторые страны влились во всемирное хозяйство в связи с потребностями их собственного развития, другие же были втянуты в международное разделение труда и международные экономические отношения до становления своих национальных рынков. Естественно, что эти обстоятельства обусловили специфику взаимоотношений национальной и мировой экономик в каждом конкретном случае, но, несмотря на наличие характерных черт, существует общее направление международных экономических отношений, которое не обошло на сегодняшний день стороной, вероятно, ни одно государство в мире, — международная торговля товарами и услугами. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.

Таможенная политика государства играет решающую роль в развитии экономических отношений России с другими странами. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики оказывают огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Актуальность темы заключена в том, что таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Особенно эта тема вызывает интерес в свете вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.

На сегодняшний день в импорте, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: РФ пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование и поддержание экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Цель курсовой работы – оценить эффективность таможенного налогообложения, дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.

Для достижения целей нужно рассмотреть понятие, виды и классификацию таможенных пошлин, методы определения таможенной стоимости и исследовать проблемы повышения таможенных пошлин.

При написании курсовой работы использовались нормативные документы («Консультант+»), проблемные статьи и Интернет ресурсы.

1. Понятие, виды и классификация таможенных пошлин

1.1 Экономическая сущность и виды таможенных пошлин

Таможенные пошлины — это денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных органов с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях таможенные платежи, в том числе и таможенные пошлины, удерживаются государственным предприятием связи.

Таможенная пошлина (определение из п.5 ст.5 Закона РФ «О таможенном тарифе») – обязательный взнос, взимаемый Таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Таможенные пошлины относятся к числу налогов на потребление. Основной их целью является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства промышленно развитых стран. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. В развивающихся странах таможенные пошлины используются в значительной мере как средство бюджетных поступлений.

Рис. Виды таможенных пошлин (составлен автором)

В налоговой и таможенной практике различают:

Импортную таможенную пошлину — сбор в связи с ввозом иностранного товара в страну. Применение этой пошлины способствует повышению цен на импортные товары внутри страны и снижению их конкурентоспособности по сравнению с местными товарами;

Экспортную таможенную пошлину — сбор в связи с вывозом отечественного товара за границу. Применение этой пошлины обеспечивает увеличение доходов государственного бюджета за счет развития экспорта и стимулирование поставок товара на внутренний рынок за счет снижения прибыли при экспорте;

Транзитную таможенную пошлину — сбор при провозе иностранного товара через территорию страны. Международный транзит — это перевозки иностранных грузов, при которых пункты направления и назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства. Благодаря географическому положению важными странами транзита являются Германия, Швейцария, Россия и ряд других. Было время, когда транзитные пошлины были существенным источником дохода, но сейчас они почти повсеместно ликвидированы в соответствии с международными договорами.

По способу исчисления различают следующие виды таможенных пошлин:

Адвалорную пошлину, взимаемую с грузовладельца в процентах от таможенной стоимости облагаемого товара. В современной таможенной политике роль адвалорных пошлин растет (например, в Японии большинство пошлин в таможенном тарифе адвалорные), и к настоящему времени 70—80% всех таможенных пошлин приходится на их долю. Адвалорные пошлины более приемлемы при импорте Машино-технических изделий, для которых характерна значительная дифференциация производимой продукции. Эта пошлина чутко реагирует на колебания цен, оставляя неизменным уровень защиты от попыток избежать налогообложения;

Читайте так же:  Порядок подключения газа к частному дому

Специфическую пошлину, взимаемую с грузовладельца по твердым ставкам в зависимости от физических характеристик товара (веса, количества, площади, объема и т. п.). Так, на основании веса устанавливаются пошлины на кофе, табак и др.; на основании длины в метрах — на игровые фильмы; на основании количества в литрах — на вино, коньяк и др. При применении специфических пошлин требуется более детальная разбивка товаров по позициям с тем, чтобы каждый товар имел свой фиксированный уровень налогообложения. Их практическое использование не связано с техническими сложностями. Специфическими являются по преимуществу экспортные таможенные пошлины на сырьевые товары, т. е. стандартные, большие по объему товарные массы;

Альтернативную, или комбинированную, пошлину, взимаемую по ставкам, сочетающим оба вышеприведенные метода начисления. Такая пошлина устанавливается в зависимости от стоимости, но не менее фиксированной величины за единицу товара. Перспективным направлением развития импортных таможенных пошлин является расширение номенклатуры товаров, в отношении которых будут применяться комбинированные ставки.

Применение комбинированных ставок препятствует потерям, которые возникают при занижении таможенной стоимости со стороны импортеров. В России комбинированными пошлинами облагается ввоз автомобилей, готовых мясных продуктов, чая в розничной упаковке, одежды, автомобильных шин, телевизоров и видеомагнитофонов, меховых изделий, мебели, часов. В зависимости от способа установления различают:

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

ВВОЗНАЯ И ВЫВОЗНАЯ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров существует два вида таможенных пошлин:
— ввозная (импортная) таможенная пошлина;
— вывозная (экспортная) таможенная пошлина.

Наибольший перечень товаров (по видам) подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами.

Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный.

Правовые основы применения в РФ таможенных пошлин закреплены в Законе РФ «О таможенном тарифе». Порядок уплаты таможенной пошлины устанавливается ТК РФ.

Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки. Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 4) предусмотрены 3 вида ставок:
а) адвалорная ставка таможенной пошлины;
б) специфическая ставка таможенной пошлины;
в) комбинированная ставка таможенной пошлины.

Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах.

Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро. Например, пиво безалкогольное — 0,6 евро за 1 л или зажигалки карманные газовые (не подлежащие повторной заправке) — 5 евро за 1000 шт.

Комбинированная ставка таможенной пошлины, включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом, в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды меховой овчинной — 20 % там. стоим., но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20 % там. стоим.) и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющих ставки.

Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Комбинированная ставка для спортивной обуви — 15 % там. стоим. плюс 0,7 евро за 1 пару, также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов.

Таможенные пошлины

19 января 2012 г. Комиссия Таможенного союза опубликовала Решение от 09.12.2011 N 904 «О мерах по защите экономических интересов производителей стальных кованых валков для прокатных станов в Таможенном союзе». Данным Решением установлена антидемпинговая пошлина в размере 26 процентов от таможенной стоимости в отношении ввозимых на таможенную территорию стальных кованых валков для прокатных станов (коды 8455 30 310 0, 8455 30 390 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза), происходящих из Украины. Антидемпинговая пошлина будет действовать до 26 июня 2014 г. включительно.

Комиссия Таможенного союза опубликовала Решение от 09.12.2011 N 901 «О корректировке ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов яблочного пюре, включая компоты, и концентрированных яблочных соков». Данным Решением ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды яблочного пюре, включая компоты, и концентрированные яблочные соки (коды 2007 99 970 1, 2009 79 190 1, 2009 79 300 1 ТН ВЭД ТС) обнулены.

С 1 октября 2015 года экспортная пошлина составляет 50 процентов от таможенной стоимости минус 6500 руб., но не менее 10 руб. за тонну. Раньше размер пошлины составлял 50 процентов минус 5500 руб., но не менее 50 руб. за тонну.

Таможенная пошлина — это платеж, который подлежит уплате в качестве условия предоставления разрешения на пересечение товарами таможенной границы РФ. Необходимо отметить, что обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами — интересами государства. В налоговых правоотношениях они возникают независимо от согласия или желания налогоплательщика. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика.

Компания, желающая получить отсрочку уплаты таможенных пошлин или налогов должна подать в Федеральную таможенную службу соответствующее заявление. В нем необходимо указать сведения о плательщике, наименование облагаемых товаров, а также реквизиты международного или внешнеторгового контракта и сумму таможенных сборов, в отношении которой делается запрос. Кроме того, в заявлении важно отразить основания для предоставления рассрочки или отсрочки. В основной части бумаги для таможенников нужно указать желаемый срок запрашиваемый льготы, а также график оплаты отложенных платежей. Помните, в подаваемом документе важно предоставить максимально полную свидетельствующую об отсутствии возможности оплаты пошлин и налогов в настоящем времени информацию, наличие обратных обстоятельств может являться препятствием для предоставления отсрочки.

В зависимости от вида внешнеторговых операций таможенные пошлины делятся на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. Импортная пошлина наиболее широко распространена в мировой практике, экспортная встречается редко. Транзитная пошлина почти повсюду ликвидируется международными договорами, однако может использоваться и как средство экономического давления на сопредельные страны.

Причинами переплаты (излишнего взыскания) таможенных пошлин, налогов могут являться арифметическая ошибка, неправильное применение ставки таможенных пошлин, налогов и другие аналогичные случаи, которые конкретизируются в национальном таможенном законодательстве государств — членов Таможенного союза. Так, например, в силу ч. 2 ст. 130 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100000 рублей.

Читайте так же:  Безналичный расчет с физическими лицами и ккт

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей — пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном гл. 32 ТК РФ. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (ст. 320), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (ст. 352).

Консультации

Какие существуют основания для предоставления отсрочки уплаты ввозной таможенной пошлины на ввозимый на территорию РФ товар?

Правомерны ли действия таможенного органа по взиманию таможенных пошлины и сборов за таможенное оформление при ввозе на территорию РФ оборудования в качестве иностранной технической помощи в рамках международной программы по оказанию безвозмездной помощи (содействия) на том основании, что данное оборудование было приобретено за счет денежных средств, выделенных в рамках указанной программы, и, следовательно, отношения по оказанию помощи носят возмездный характер?

Физические лица могут ввозить без уплаты таможенных пошлин, налогов предназначенные для личного пользования товары в пределах стоимостных и весовых квот. При этом в отношении алкогольных напитков установлено еще и количественное ограничение для ввоза без уплаты таможенных пошлин, налогов. Распространяются ли общие стоимостные и весовые квоты на алкогольные напитки или же при таможенном оформлении данных товаров следует учитывать только количественное ограничение?

Утвержден Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010. Указанным Соглашением между Беларусью, Казахстаном и Россией определены форма, порядок заполнения и предоставления Сертификата, представляющего собой документ, являющийся подтверждением принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Утверждено Приказом ФТС РФ от 22.12.2010 N 2520. Приложение N 2 к Приказу ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2520. Таможенный орган Российской Федерации должен осуществить возврат ошибочно излишне уплаченных организацией при ввозе товара на территорию Российской Федерации таможенных пошлин. В случае самостоятельного обнаружения факта излишней уплаты таможенных пошлин таможенный орган обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта сообщить плательщику о сумме излишне уплаченных таможенных пошлин.

Утверждено Приказом ФТС РФ от 22.12.2010 N 2520. Приложение N 3 к Приказу ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2520. Если при ввозе товаров было внесено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в виде денежного залога, а при их выпуске в свободное обращение таможенные платежи уплачены в полном объеме, то возврат денежного залога осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате (зачете) денежного залога подано лицом, внесшим денежный залог (его правопреемником), в таможенный орган, который осуществляет администрирование данного денежного залога, в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения или прекращения обязательства.

Калькулятор для расчета таможенных платежей

Таможенные платежи – это общее название финансовых операций, связанных с таможенным оформлением экспорта и импорта товаров. В группу входят:

  • ввозные и вывозные пошлины;
  • НДС;
  • акцизные налоги (при ввозе товаров на территорию РФ);
  • дополнительные сборы (за сопровождение и оформление товаров, хранение на складе и другие операции, которые проводятся не регулярно).

Как рассчитываются таможенные платежи

Расчетом таможенных платежей занимаются профессиональные таможенные брокеры или сотрудники ФТС. Этот материал поможет вам примерно оценить размеры сборов. За более точными расчетами обращайтесь к сотрудникам LCM Group. Они помогут вам определить или в деталях разобрать размеры платежей и найти возможности сэкономить на оформлении грузов.

Выделяют шесть методов таможенных расчетов. В приведенном ниже примере расчеты производятся первым, наиболее стандартным, способом.

Итак, таможенные платежи делятся на сборы, налоги и пошлины. В первую очередь при оформлении рассчитываются таможенные сборы.

Расчет сборов за таможенное оформление при разной стоимости товаров

  • 500 рублей взимается за оформление товаров, общая стоимость которых не выходит за пределы 200 000 рублей.
  • 1000 рублей – сбор за оформление товаров, стоимость которых находится в рамках 200 000 – 450 000 рублей.
  • 2000 рублей – за растаможку товаров общей стоимостью до 1,2 миллионов рублей.
  • 5500 рублей при стоимости товаров до 2,5 миллионов рублей.
  • 7 500 рублей при стоимости товаров до 5 миллионов рублей.
  • 20 000 рублей при стоимости товаров до 10 миллионов рублей.
  • 50 000 рублей при стоимости товаров до 30 миллионов рублей.
  • 100 000 при стоимости товаров свыше 30 миллионов рублей.

20 декабря 2010 года Правительство России внесло поправки в этот перечень. Если классификационный номер груза относится к товарам 84-90 групп (медицинские и оптические приборы, детали космических, летательных аппаратов и др.), то размер таможенных сборов при любой заявленной стоимости равняется 5 000 рублей.

Также с 1января 2014 года на таможенные сборы действует скидка в 25% при электронном декларировании товаров.

Размеры таможенных пошлин

Таможенная пошлина рассчитывается в процентном соотношении от стоимости груза, которая заявлена в декларации. Информация о размере пошлины указывается в классификационном решении ТН ВЭД следующим образом:

Наименование товара Код товара Размер пошлины
КОСТЮМЫ СПОРТИВНЫЕ, ТРИКОТАЖНЫЕ ИЗ СИНТЕТИЧЕСКИХ НИТЕЙ, МАШИННОГО ИЛИ РУЧНОГО ВЯЗАНИЯ 6112120000 10 %

Иногда вместе с размером пошлины указывается ее нижний порог (для специфических групп товаров): например, «не менее 3 евро за кг».

Размеры НДС

Стандартная ставка налога на добавленную стоимость – 18% от суммы таможенной пошлины на товар и стоимости товара. В законодательстве прописаны категории товаров, для которых ставка равняется 10% и 0%.

Эта информация также указывается в товарной номенклатуре ВЭД.

Таможенная стоимость груза

Таможенная стоимость товара указывается в декларации на груз и используется для расчета пошлин и сборов при таможенном оформлении импорта или экспорта в ФТС. Приведем пример.

  • Таможенная стоимость равна 10 000 евро.
  • НДС равен 18%.
  • Пошлина – 20 %.
  • Пошлина равна: 10 000 евро * 20% = 2000 евро.
  • НДС равен: (10 000 евро + 2000 евро (таможенная пошлина)) * 18% = 2 160 евро.
  • Окончательная сумма таможенных платежей: 2000 + 2160 = 4160 евро.

В зависимости от характеристик товара и условий, при которых происходит поставка, стоимость может меняться. Сотрудники таможни также имеют право усомниться в заявленной таможенной стоимости товара и предложить внести корректировку.

Похожие расчеты проводит любой калькулятор стоимости таможенных платежей. Он не может дать вам точного результата, так как не учитывает всех особенностей грузоперевозки и груза. Более точные расчеты проводятся экспертами по логистике и таможенному оформлению, которые могут оценить реальные характеристики товара.

Нюансы расчетов таможенных платежей

  • В некоторых государствах сертификат происхождения товара приравнивается к таможенной пошлине и оплата уменьшается почти в два раза.
  • В законодательстве указаны несколько групп товаров, для которых НДС равняется 10% или 0%.
  • Корректировку таможенной стоимости от ФТС можно и нужно оспаривать через доказательство таможенной стоимости.
Читайте так же:  Возврат денег за покупку квартиры в налоговой

Расчет таможенных платежей с таможенным брокером LCM Group

Передавая на аутсорсинг расчет таможенных платежей, вы экономите и время, и деньги. Сертифицированный брокер знает все способы снизить пошлины и налоги, чтобы максимально выгодно оформить груз заказчика. Он проследит за правильностью заполнения товарной номенклатуры, при необходимости, предоставит доказательство таможенной стоимости в органы ФТС и подробно отчитается перед клиентом за каждый рубль, который придется потратить при таможенном оформлении.

LCM Group более 17 лет предоставляет услуги сертифицированного таможенного брокера и является членом Национальной Ассоциации таможенных брокеров (НАТБ) и Региональной Ассоциации таможенных брокеров (РАТБ).

Ваше удовольствие от ВЭД — наша приятная забота!

Вывозные таможенные пошлины: расчет, льготы, порядок уплаты

Ежедневно через границы России провозятся тысячи тонн грузов по всем направлениям. Денежные сборы от таких провозов составляют одну из самых существенных статей пополнения федерального бюджета. Вывозная таможенная пошлина занимает в этой группе ключевое значение.

Основное понятие и виды таможенных пошлин

Таможенными пошлинами именуются денежные взносы, которые взимаются за перевоз товара через границу. Таможенный Кодекс выделяет несколько видов таможенных пошлин:

Под вывозной пошлиной понимается платеж, который таможенные органы взимают за вывоз товара за пределы стран, входящих в Таможенный Союз (ТС). К товарам зарубежного производства этот платеж не применяется. Правила начисления подобных денежных сборов регламентируются ТК ТС. А ставки устанавливают страны, являющиеся членами ТС.

Главными функциями вывозных денежных взносов считается стимулирование экспортных перевозок и, конечно, увеличение государственного бюджета.

Как происходит расчет

Вывозные таможенные пошлины в 2018 г. рассчитывают, исходя из следующих показателей:

  1. Стоимость, в которую оценивается проведенная сделка с экспортируемым товаром.
  2. Стоимость подобной сделки с подобным грузом.
  3. Общая сумма стоимостей.
  4. Разность этих стоимостей.

Кодексом определено, что ставка, устанавливаемая правительством, может быть нескольких видов:

  • Адвалорная. В таком случае для определения вычета на ставку умножают таможенную стоимость.
  • Специфическая. В этом случае на ставку умножают налоговую базу.
  • Комбинированная. При такой ставке выбор будет сделан в пользу той пошлины, которая окажется выше.
Видео (кликните для воспроизведения).

Учтите, что вывозные пошлины начисляются только в местной валюте. Т.е. для России это будут рубли.

Льготы для экспортных пошлин

Законом определен ряд льгот, которые может получить плательщик пошлин. Будут ли они задействованы – это целиком и полностью решение государства, из которого товар уходит на экспорт. Существуют следующие виды льгот:

  1. Упразднение таможенного взноса.
  2. Частичное уменьшение таможенной ставки.
  3. Возможность получить тарифные квоты.
  4. Возврат уже уплаченной денежной суммы.

Российское Правительство устанавливает подобные льготы в отношении ряда стран. В первую очередь это – страны, входящие в СНГ, а также Грузия. Если товары произведены в этих государствах, то таможенные пошлины за них можно не выплачивать. Т.е. данные льготы – это меры общей направленности. Индивидуально они почти никогда не устанавливаются.

Однако претендентам на экспортные льготы стоит учитывать, что товар, провезенный с их помощью, может быть использован лишь в строго ограниченных целях. Если это правило нарушается, то Правительство вправе отменить предоставленные послабления. В России не облагают таможенными сборами следующие группы товаров:

  • Внутренняя валюта иного государства.
  • Товары, предназначенные для гуманитарной помощи.
  • Личные вещи выезжающих за рубеж граждан.
  • Определенные виды морепродуктов.
  • Драгоценные камни и изделия из них.
  • Изделия из меди и алюминия.
  • Отходы металлургической промышленности.

Льготы не устанавливают в ущерб российской казне.

Квоты для экспортных пошлин

Периодически Правительство России устанавливает квоты на экспортируемые грузы. Делается это для того чтобы уменьшить ставку, а значит и таможенные пошлины на вывоз товаров из России.

Подобные меры ограничены во времени. Кроме того применяют их к только строго определенным видам перевозимых грузов. Для России это – добытые на ее территории полезные ископаемые и другие природные ресурсы (древесина и пр.).

Распределение квот находится в руках Правительства РФ. Как правило, проходит оно на конкурсной основе.

Порядок уплаты таможенных пошлин

Взиманием всех таможенных сборов в России прерогатива Главного Казначейства РФ. Заплатить требуемую сумму в его кассах может как юридическое, так и физическое лицо. Им может быть и продавец перевозимого груза, и экспортер. Порядок уплаты таможенной пошлины на вывоз из России изменяется в следующих случаях:

  • Если таможенным органом определен индивидуальный порядок уплаты сбора.
  • В случаях, когда груз перемещается за границу как почтовое отправление.

Таможенному органу предоставляется право производить дополнительные начисления сверх установленной суммы в следующих ситуациях:

  • Когда после проверки обнаруживается, что продавец или экспортер представили неверные сведения о стране – изготовителе перевозимого товара.
  • Если указаны несоответствующие характеристики товара, и как следствие произошли нарушения при классификации его в товарной номенклатуре ВЭД.

В какие сроки необходимо уложиться при уплате вывозных пошлин? Единых временных рамок законом в данном случае не установлено. ТК РФ определяет ряд подобных сроков:

  • Временные рамки ограничиваются течением всего мероприятия по перевозке груза за рубеж.
  • Если в ближайшем будущем предполагается сменить таможенный режим, то ответственные лица обязаны произвести оплату до того момента, пока старый режим не перестал действовать.
  • В случае, когда экспортируемый товар стали использовать не по указанному назначению, то заплатить пошлину необходимо в день нарушения. Если таковой день сложно определить, то отсчет ведется со дня принятия таможенниками декларации.
  • При особых таможенных операциях временные рамки уплаты пошлины устанавливаются индивидуально для каждого случая.

Подводя итог, следует отметить, что экспортные сборы не являются статичной величиной. Они могут быть изменены Правительством по причине меняющейся конъюнктуры на мировом рынке. Так, главной новостью 2017 г. Таможенного Российского законодательства стало увеличение экспортных пошлин на нефть. С 1 ноября она составила 87, 9 доллара за 1 т. сырой нефти. Возросли также вывозные таможенные пошлины на продукты, производимые из нефти (мазут, дизельное топливо, толуол и пр.).
Экспортная пошлина – явление не постоянное. Вводится она, как правило, если нужно привести в некоторое равновесие стоимость экспортируемого товара в РФ и за ее пределами.

Таможенные пошлины

Таможенная пошлина является обязательным, безвозмездным, нецелевым формально (юридически) неналоговым платежом, которому присущи признаки налога.

Легальное определение таможенной пошлины приводится в п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе». Согласно указанной статье таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования ВЭД в экономических интересах РФ.

Обратим внимание на то, что данное определение не содержится ни в ТК РФ (ст. 11 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе»), ни в НК РФ (ст. 11 «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе»), ни в БК РФ (ст. 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»). Думается, что это не верно, поскольку:

Читайте так же:  Пакет документов для рвп

— именно Таможенным кодексом регулируются основы отношений в сфере таможенного дела, следовательно, определение таможенной пошлины должно найти место в ТК РФ;

— легального определения пошлины вообще как налогового платежа нет и в Налоговом кодексе. Вместе с тем это понятие должно быть, поскольку пошлина как категория имеет отличительные признаки, как от налога, так и от сбора. Более того, в ст. 333.16 НК РФ «Государственная пошлина» установлено, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Таким образом, законодатель (на примере государственной пошлины) не разводит такие понятия, как «пошлина» и «сбор». Одновременно мы видим, что на примере таможенных платежей эти понятия разводятся, и это не случайно, поскольку пошлине (в отличие от сбора) должен быть присущ такой признак, как эквивалентность платежа (сбор же взимается в твердой сумме).

Для более четкого понимания природы таможенной пошлины следует еще раз вернуться к дискуссии о ее экономической сущности. Так, многие ученые (как дореволюционные, так и современные) теоретически считают таможенную пошлину косвенным налоговым платежом.

Взаконодательстве (ст. 322 ТК РФ) говорится о налоговой базе для исчисления таможенных пошлин, то есть о стоимостной, физической или иной характеристике объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Таким образом, законодатель не последователен, допуская коллизию норм, что говорит о необходимости внесения изменений в действующее законодательство:

— во-первых, для приведения в соответствие норм бюджетного, налогового и таможенного законодательства (если остаться на позиции бюджетного законодательства, установившего, что таможенная пошлина является неналоговым платежом);

— во-вторых, представляется не случайным, что до 2005 г. таможенная пошлина де-юре была отнесена к налоговым платежам. Если логически проанализировать статьи гл. 28 и 29 ТК РФ, то мы увидим наличие основных элементов налоговой модели (ст. 17 НК РФ). Так:

— ст. 328 ТК РФ устанавливает плательщиков таможенных пошлин;

— ст. 322 ТК РФ — объект обложения таможенными пошлинами;

— ст. 323 ТК РФ — базу для целей исчисления таможенной пошлины;

— ст. 324 ТК РФ — порядок исчисления таможенных пошлин;

— ст. 331 и 329 — порядок и сроки уплаты таможенных пошлин.

Согласно ст. 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Мы видим, что отсутствуют такие элементы налоговой модели, как:

— налоговый период (период формирования налоговой базы). Это объясняется тем, что таможенная пошлина носит нерегулярный (возможно, разовый) характер;

— налоговая ставка. В ст. 325 ТК РФ (п. 2) установлено, что ставки по таможенным пошлинам применяются (по общему правилу) в соответствии с таможенным тарифом Российской Федерации, который утверждается постановлениями Правительства РФ.

Таким образом, мы видим, что таможенная пошлина де-юре имеет все же существенные отличия как от налога (невозможно, в частности, установить период формирования налоговой базы, и ставки устанавливаются не НК РФ, а постановлениями Правительства РФ), так и от сбора (присутствует признак эквивалентности). Это говорит о том, что, как нам представляется, следовало бы признать, что таможенная пошлина, не будучи налогом (нет регламентации всех элементов налоговой модели) или таможенным сбором, является налоговым платежом особого вида, т.е. пошлиной.

Только требованиями финансовой политики можно объяснить тот факт, что в настоящее время таможенная пошлина относится к неналоговым платежам, поскольку это квазиналоговый платеж в виде пошлины. Возможно, в дальнейшем ситуация изменится.

Итак, в настоящее время взимание таможенной пошлины регулируется ТК РФ, Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями), ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ст. 19 подчеркиваются протекционистская и регулирующая функции таможенной пошлины), ФЗ от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (сделан акцент на регулирующей функции). Обратим внимание на то, что налог выполняет прежде всего фискальную функцию.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.

Часть 2 ст. 3 устанавливает, что ввозные и вывозные таможенные пошлины могут использоваться в качестве специальных экономических мер.

Поскольку таможенная пошлина является платежом, носящим квазиналоговый характер, а также, учитывая тот факт, что законодатель в статьях ТК РФ установил отдельные обязательные элементы указанного платежа, рассмотрим их подробнее.

Так, в ст. 328 ТК РФ установлены плательщики таможенных пошлин — декларанты и иные лица (от имени декларанта может выступать таможенный брокер). Вместе с тем в соответствии со ст. 16 и 126 ТК РФ декларантами при перемещении товаров через таможенную границу РФ в коммерческих целях могут быть только российские лица. Одновременно в п. 2 ст. 328 ТК РФ установлено, что любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины за декларанта.

В соответствии со ст. 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Думается, что объектом являются не сами товары, а юридический факт их перемещения (по аналогии с налоговым законодательством), а товары являются предметом обложения.

В соответствии со ст. 322 ТК РФ базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Методы определения таможенной стоимости содержатся в ст. 19 — 24 Закона РФ «О таможенном тарифе». К этим методам относятся следующие их виды:

1) метод по стоимости сделки с ввозимым товаром;

2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метод по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метод вычитания;

5) метод сложения;

6) резервный метод.

Перечисление методов в таком порядке не случайно. Любой из них может быть применен только в том случае, если не могут быть использованы предыдущие. Исключение сделано для методов 4 и 5, которые могут применяться в любой последовательности (ст. 18 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

Как уже было указано выше, поскольку таможенная пошлина не является налогом, для нее не может быть установлен налоговый период.

Ставки таможенных пошлин устанавливают их величину на единицу обложения. В РФ применяются три вида ставок таможенных пошлин:

Читайте так же:  Отмена пониженных тарифов страховых взносов

— адвалорные ставки устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товаров;

— специфические ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара;

— комбинированные ставки сочетают адвалорный и специфический виды таможенного обложения.

Ставки таможенных пошлин утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 324 ТК РФ таможенные пошлины исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 295 ТК РФ). При выставлении требования об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 ТК РФ исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.

Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин установлены в ст. 331 и 329 ТК РФ.

Так, порядок уплаты таможенных пошлин по общему правилу (ст. 331 ТК РФ) предусматривает, что они уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте.

Сроки уплаты установлены в ст. 329 ТК РФ. При этом в ТК РФ установлены различные конкретные сроки уплаты таможенной пошлины, например:

— не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия — при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 1 ст. 329 ТК РФ);

— не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита — в случае если декларирование товаров производится не в месте их прибытия (п. 1 ст. 329 ТК РФ);

— не позднее дня подачи таможенной декларации — при вывозе товаров (п. 2 ст. 329 ТК РФ);

Следует иметь в виду, что помимо таможенных пошлин в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 7) предусмотрены такие виды пошлин, как:

Вместе с тем указанные виды пошлин, являющиеся разновидностями специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, не относятся к таможенным платежам.

Перейдем далее к анализу правового регулирования таможенных сборов. Так, в отличие от пошлины таможенные сборы относятся к обязательным платежам, предполагающим возмездный характер (в виде услуг, оказываемых таможенными органами в процессе таможенной процедуры) и носят тот же пограничный характер, что и таможенные пошлины.

Легальное определение таможенного сбора содержится в ст. 11 (п. 31) ТК РФ. Так, таможенный сбор — это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. В соответствии со ст. 51 БК РФ (п. 1) «неналоговые доходы федерального бюджета» таможенные сборы по нормативу на 100% уплачиваются в федеральный бюджет.

В сущности, хотя таможенные сборы относятся к неналоговым доходам де-юре, фактически в соответствии с определением сбора, представленным в ст. 8 НК РФ, они полностью, на наш взгляд, соотносятся с понятием сбора как налогового платежа.

В соответствии со ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

По мнению некоторых авторов, таможенные сборы являются возмездным платежом за услуги, оказанные таможенными органами. Однако, учитывая изложенное выше, по своей юридической природе таможенные сборы являются именно сборами, а не платой за публичные услуги таможенных органов. В этой связи, на наш взгляд, они, как и таможенная пошлина, представляют собой особый институт парафискалитета (квазиналоговые платежи).

В соответствии со ст. 357.1 «Виды таможенных сборов» ТК РФ к таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за таможенное оформление;

2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

3) таможенные сборы за хранение.

В соответствии со ст. 357.5 ТК РФ плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена обязанность уплачивать таможенные сборы. Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы.

На основании ст. 357.3 ТК РФ таможенные сборы по общему правилу исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно в валюте Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 357.4 ТК РФ для целей исчисления сумм таможенных сборов за:

— таможенное оформление — применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом;

— таможенное сопровождение — применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом;

— хранение — применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

Сроки уплаты таможенных сборов зависят от их вида (ст. 357.6 ТК РФ). Так, таможенные сборы за:

— таможенное оформление — должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации;

— таможенное сопровождение — должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения;

— хранение — должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.

В соответствии со ст. 357.7 «Порядок и формы уплаты таможенных сборов» ТК РФ таможенные сборы уплачиваются по правилам и в формах, которые установлены ТК РФ в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов:

— за таможенное оформление — при декларировании товаров;

— за таможенное сопровождение — при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита;

— за хранение — при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таковы общие положения правового регулирования таможенных пошлин и сборов нормами финансового и таможенного законодательства Российской Федерации.

Источники


  1. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.

  2. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.

  3. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
Таможенные пошлины в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here