Судебное урегулирование налоговых споров

Важная информация в статье: "Судебное урегулирование налоговых споров" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Особенности урегулирования налоговых споров

В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.

Определение категорий и понятий

Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).

Субъекты разделяются на

  • публичные (структуры ФНС или таможенные)
  • и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).

Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).

К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):

  • граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
  • предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
  • структуры ФНС;
  • таможенные структуры.

Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.

Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).

Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).

Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.

Критерии и классификация налоговых разногласий

В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

  • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
  • структур таможни или ФНС.

По основанию (предмету) выделяют типы споров:

  • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
  • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

  • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
  • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

Предметом требований может служить заявление о:

  • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
  • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
  • обеспечении мер;
  • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
  • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

По способу разрешения ситуации делят на:

  • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
  • решаемые административным (досудебным) порядком.

Судебное рассмотрение конфликтов

Заинтересованное лицо (организация, частный предприниматель) имеют право направить в суд иск о признании неправомерными действий или наличии бездействия уполномоченных лиц, правовых актов (полностью или в некоторой части). Доступный период для подачи заявления составляет 3 месяца (ст. 198 АПК).

Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

Налоговая структура может направить иск в течение 60 дней после задержки обязательных бюджетных платежей или пени, при этом могут подниматься вопросы о:

  • выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;
  • удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
  • закрытии организации;
  • установлении недействительности в отношении сделки.

Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).

Досудебный способ урегулирования

С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
  • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

Особенности досудебного обжалования

Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).

В орган, который вынес спорное решение, апелляционную жалобу следует направить до дня вступления в силу документа со спорным пунктом. Несоблюдение срока делает невозможным применение апелляционного варианта разрешения конфликта. Получившая жалобу структура обязана в срок до 3 дней после приема заявления перенаправить материалы в вышестоящий орган.

Читайте так же:  Перечень болезней при которых дают инвалидность

В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

  • оставлено без изменения, это значит, что жалоба не удовлетворяется;
  • в части или в полном объеме изменено или отменено;
  • отменено, но принято новое решение;
  • отменено, а производство по делу прекращается.

Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган. Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней). Результат доводится до плательщика в письменном виде.

Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:

  • претензии должны быть обоснованными и четко сформулированы;
  • в виде доказательств допускается приложение документов по спорному вопросу, прецедентов из арбитражной практики, пояснений МФ РФ, подтверждающих обоснованность жалобы;
  • целесообразно указание подробных контактных данных заявителя (адрес почтовый и электронный, телефонные номера);
  • жалоба от организации должна подписываться руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на выполнение определенных действий, нотариально оформленная доверенность на представительство прикладывается к жалобе.

Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов

Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.

Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.

При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).

Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.

Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).

Судебное урегулирование налоговых споров

Нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции (п.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009).

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (ст.137 НК РФ).

Порядок оспаривания нормативных правовых актов ФНС России в порядке административного судопроизводства

Оспаривание нормативных правовых актов ФНС России осуществляется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Также в порядке административного производства (а не гражданского) рассматриваются дела о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физлица (не ИП).

Порядок оспаривания нормативных правовых актов ФНС России в рамках арбитражного судопроизводства (в арбитражных судах)

Порядок оспаривания нормативных правовых актов ФНС России в рамках арбитражного судопроизводства установлен главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Суд по интеллектуальным правам с заявлениями о признании недействующими нормативных правовых актов, если полагают, что такой оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы (п.1 ст.192 АПК РФ).

Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 193 АПК РФ.

Подача заявления о признании нормативного правового акта недействующим в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (п.1 ст.194 АПК РФ).

Судебный порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст.259 АПК РФ).

Вступившие в законную силу судебные приказы, вынесенные арбитражным судом первой инстанции, решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных АПК РФ (п.1 ст.273 АПК РФ).

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено АПК РФ (п.1 ст.276 АПК РФ).

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора осуществляется по правилам главы 36_1 АПК РФ.

Судебная практика

&nbsp Конституционный суд разрешил оспаривать письма ФНС в суде

Эксперты Консорциума «Кодекс»

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Читайте так же:  Заявление на отчисление из вуза

Практические советы по урегулированию налоговых споров

В настоящее время налогоплательщики могут отстаивать свои интересы не только в суде, но и в налоговых органах, иерархически стоящих выше инстанции, вынесшей спорное решение. И пусть плательщики налогов убеждены в том, что вышестоящий налоговый орган оставит их требования без удовлетворения, так как, по их мнению, все налоговики действуют заодно, тем не менее, это не отменяет работоспособности процедур обжалования решений налоговых органов в вышестоящих инстанциях ФНС.

Согласно последним нововведениям обжаловать действия налоговиков по результатам как выездных налоговых проверок, так и камеральных, необходимо в досудебном порядке. Для этого в налоговый орган подаются возражения в письменной форме. Рассмотрим подробно всю процедуру обжалования решений налоговой инспекции.

Процедура подачи возражений

В соответствии с п.6 ст. 100 НК РФ плательщик налогов (юридическое лицо или предприниматель), деятельность которого проверялась налоговыми органами, лично либо через представителя, при несогласии с её результатами может представить в этот налоговый орган возражения в письменном виде как по всему акту, так и отдельным его положениям. Как правильно написать возражения на акт налоговой проверки ИФНС?

Составляя текст обращения, следует, прежде всего, перечислить пункты акта, с которыми вы не согласны. Целесообразно приводить мотивированные доводы, ссылаясь на нормы законодательства, официальную позицию Минфина РФ и ФНС РФ, судебную практику. Здесь же следует ссылаться на документы вашей организации, которые бы подтверждали вашу правоту в споре. Последние должны быть завизированы в установленном порядке руководителем и заверены печатью организации.

Согласно п.6 ст.100 НК РФ возражения на акт налоговой проверки можно подавать в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Уточнения и дополнения к письменным возражениям добавлять можно, но если только не прошел месяц, отведенный для представления возражений.

По истечению этого срока налоговый орган письменно уведомляет налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки. Если плательщик не извещается об этом, то это признается нарушением процедуры и согласно п.14 ст.101 НК РФ является основанием для отмены решения налогового органа.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом плательщик или его представитель не обязаны лично присутствовать при рассмотрении возражений. Однако присутствие по доброй воле целесообразно, так как некоторые спорные моменты можно разъяснить устно, и такие пояснения должны заноситься в протокол.

Статья 101 НК РФ подробно регламентирует процедуру рассмотрения возражений. Непосредственное руководство процедурой осуществляет один из руководителей налогового органа, проводившего проверку. В процессе рассмотрения уполномоченный сотрудник налогового органа излагает суть допущенных налоговых нарушений. В ответном слове налогоплательщик должен кратко разъяснить суть возражений (развёрнуто они должны быть изложены в письменном виде). На этом процедура, собственно, завершается.

Далее, в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока, отведённого для подачи налогоплательщиком возражений, должностное лицо, руководившее процедурой рассмотрения возражений, должно вынести решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности. Этот срок может быть продлен, но только на один месяц.

Не раскрывайте в ходе процедуры рассмотрения возражений все доказательства своей правоты. Ведь, если будут назначены дополнительная проверка, истребование документов, допрос свидетелей, проведение экспертиз, то ваша доказательная база может быть использована налоговым органом вам во вред. Некоторые факты следует оставить для других стадий урегулирования спора, если до них дойдёт дело.

Обжалование решения налогового органа через вышестоящую инстанцию. Жалоба и апелляция (апелляционная жалоба)

По завершению процедуры рассмотрения акта налоговой проверки должностное лицо, руководившее процедурой, принимает решение о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к налоговой ответственности. При этом, если контрольные мероприятия проводились в отношении налога на добавленную стоимость, выносятся дополнительные решения:

  • Решение о возмещении суммы налога полностью;
  • Решение об отказе в возмещении суммы налога;
  • Решение о частичном возмещении налога;
  • Решение об отказе в возмещении частично суммы налога.

Внесенное решение должно вручаться плательщику под расписку. Решение должны под расписку вручить представителю проверяемой организации не позднее пяти дней с того момента, как оно было вынесено. Если представитель проверяемой организации не явился для получения решения, налоговым органом по истечении отведенного для вручения срока, оно должно быть направлено по почте. На практике часто случается, что инспекция целенаправленно направляет решение на юридический адрес проверяемой организации, затягивая процесс.

Выгода налоговых органов очевидна. Пока у плательщика нет на руках решения, он не может его обжаловать, а пени на платежи начисляются ежедневно. Поэтому лично звоните в налоговый орган и добивайтесь выдачи вам решения!
Вместе с решением плательщик получает требования об уплате налога, пени и штрафных санкций. При уклонении налогоплательщиком от получения решения и требований, они отсылаются ему заказным почтовым отправлением. Согласно п.11 ст.101.4 НК РФ через шесть дней с момента приёма заказного письма почтой оно считается доставленным адресату.

Следует заметить, что с момента получения вами решения у вас есть ещё 30 дней, в течение которых налоговый орган не вправе списать с ваших счетов ни налоги, ни пени.
В течение этого срока данное решение может быть обжаловано в вышестоящей налоговой инстанции, в которую согласно п.2 ст.101.2 НК РФ подаётся апелляционная жалоба. При этом следует учитывать, что апелляционную жалобу необходимо подавать в вышестоящую инстанцию через налоговый орган, на решение которого данная жалоба подаётся. В соответствии с п.1 ст.139 НК РФ с момента поступления апелляционной жалобы от налогоплательщика у налогового органа есть три дня на пересылку её вместе с материалами в вышестоящую инстанцию.

В тексте жалобы, в принципе, указываются все те же моменты, что содержатся в тексте возражений.
Позитивный момент в возможности подачи апелляционной жалобы заключается в том, что после её подачи наступает пауза в исполнении решения налогового органа. И эту приостановку можно использовать для принятия решений, улучшающих ваши позиции в споре.

Читайте так же:  Вычеты из заработной платы по исполнительному листу

Истечение срока подачи апелляционной жалобы не должно вас огорчать. Согласно п.2 ст.139 НК РФ вы всё ещё можете обжаловать решение налогового органа, пусть даже и вступившее в силу, в вышестоящей налоговой инстанции. Срок, отведённый п.2 ст.139 НК РФ на обжалование решения, вступившего в силу, составляет двенадцать месяцев от даты его принятия.

Судебное урегулирование налоговых споров

Поддержка малого и среднего бизнеса, а также налогоплательщиков не имеющих отношения к предпринимательской деятельности в процессе направленном на судебное урегулирование налоговых споров, является одним из направлений практики нашей компании. Сложность налогового права и запутанность содержания Налогового кодекса РФ приводят к необходимости обратиться за квалифицированной помощью. Выявления спорной ситуации может возникнуть не сразу, а лишь после накопления долга, пеней или при получении судебного приказа. При обнаружении долга с которым Вы не согласны, действовать необходимо оперативно, проверив информацию обращаться в суд для отмены судебного приказа, остановки исполнительного производства и разрешению спора с ФНС. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров на практике не приводит к положительному результату, а лишь затягивает решение задачи.

Конфликты с ФНС РФ относятся к наиболее распространенной категории дел в развивающемся обществе. Дела связанные с обжалованием действий или бездействий государственных органов и должностных лиц, незаконным привлечением к ответственности, отказом в возврате или зачёте налоговых переплат, имеют место в каждом регионе России. Судебное урегулирование налоговых споров является действенной мерой защиты Ваших прав и законных интересов, направление жалоб и обращений в ФНС РФ не дают подобного результата.

Судебное урегулирование налоговых споров начинается с административных мер

На практике, добиться действенного исполнения закона самостоятельно достаточно сложно, поскольку из-за динамики законодательства и некомпетентности должностных лиц, не всегда можно разобраться в правильности действий или совершении ошибки инспектором налоговой службы. Сложная система оспаривания действий или бездействий государственных органов и должностных лиц, множество нормативных актов, постоянно меняющихся требований к порядку и процедуре обжалования, изменения сроков исковой давности, приводят к затруднениям в решении спора. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров является наиболее не эффективным способом воздействия и отстаивания своих прав. Для достижения результата и устраивающего Вас решения необходимо судебное урегулирование налоговых споров, которое включает в себя:

  • Анализ направленной документации;
  • Составление искового заявления для урегулирования налогового спора;
  • Направление уведомление и обращений в ФНС РФ;
  • Составление заявления на отмену судебного приказа;
  • Представление интересов в суде по делам об урегулирование налоговых споров;
  • Стоимость услуги составляет 30 000 рублей .

Если у Вас остались вопросы, напишите нам в чат в нижнем углу экрана или воспользуйтесь формой обратной связи, которую находится ниже:

Судебное урегулирование налоговых споров требуется в следующих случаях

В случае нарушения законодательства о налогах и сборах должностными лицами налоговых органов, как правило, требуется подача жалобы в вышестоящий налоговый орган . И лишь только после рассмотрения этой жалобы можно обратиться в суд за отстаиванием своих прав. Судебное урегулирование налоговых споров применяется по следующим категориям дел:

  • незаконное привлечение к ответственности (в том числе с нарушением порядка и сроков проведения проверки);
  • необоснованное взыскание налогов и сборов, наложение штрафов, начисление пеней, а также бесспорное их списание с расчетного счета налогоплательщика;
  • отказ в возмещении налога на добавленную стоимость;
  • приостановление операций по расчетному счету без достаточных на то оснований.

При квалифицированной помощи, появляется возможность успешно бороться за свои права и законные интересы, добиваясь отмены незаконного решения на до судебной стадии .

Что предлагает Вам наша компания если требуется судебное урегулирование налоговых споров

Всегда лучше предотвратить конфликтную ситуацию, чем потом разбираться с ее последствиями. Помощь профессионалов может понадобиться еще до проведения проверки или же на стадии оформления ее результатов и рассмотрения материалов руководителем налогового органа. В таком случае мы проводим:

  • правовое сопровождение в процессе проведения проверок (камеральных/выездных);
  • анализ первичной документации;
  • оформление ответов на запросы проверяющих инспекторов;
  • выстраивание корректных взаимоотношений с налоговиками.

Если же имеет место спор или конфликтная ситуация, то при первом обращении юридического лица, юрист начинает изучение особенностей его деятельности. Проводится анализ существа спора, оценка перспектив его развития и выстраивается стратегия оспаривания результатов налоговой проверки. После проведения всех аналитических действий наши специалисты проведут подготовку необходимой документации необходимой в урегулирование налоговых споров, а именно:

  • возражений на акт; жалоб в вышестоящие органы; заявлений в суд (в том числе апелляционных и надзорных жалоб или отзывов на них, при необходимости);
  • ходатайств о принятии мер по обеспечению иска и о запрете на взыскание денежных сумм.

При невозможности урегулировать спор внесудебными методами, производится сбор доказательств и подготовка к судебному разбирательству.

Блог Юриста Сочи

Судебное урегулирование налоговых споров с юристом, адвокатом Сочи

Судебное урегулирование налоговых споров

Налоговые споры – достаточно объемная и широко распространенная категория гражданских и арбитражных дел. В подавляющем большинстве случаев участниками спора являются налоговый орган с одной стороны и налогоплательщик или налоговый агент с другой стороны. Инициатором спора (истцом) может быть любая из названных сторон, посчитавшая необходимым обратиться в суд за защитой своих прав и интересов, при условии соблюдения требования досудебного урегулирования, если таковое предусмотрено.

Принято выделять две категории налоговых споров:

1. Относительно актов органов ФНС, имеющих нормативных характер.
2. Оспаривание актов, не имеющих нормативного характера, а также действий (бездействия) и решений органов ФНС.

Читайте так же:  Исправленному верить как правильно

В зависимости от категории спора он подлежит рассмотрению либо в общеюрисдикционном суде (первый случай), либо в арбитраже.

Споры относительно актов нормативного характера

В пределах определенной законом компетенции органы ФНС обладают правом издавать нормативные акты — постановления, положения, распоряжения, приказы и некоторые другие. Их оспаривание возможно, если акты вступили в силу, и осуществляется гражданином или организацией, полагающими, что акт нарушает их интересы, свободы и права. Аналогичным правом оспаривания также обладают органы прокураторы в рамках осуществления надзорных функций. Юрист Сочи предлагает всем желающим юридическую защиту от необоснованного взыскания налоговых и иных обязательных платежей, в том числе судебное сопровождение как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах Российской Федерации.
Судебное урегулирование налоговых споров этой категории подразумевает удовлетворение или неудовлетворение требования истца о признании акта в определенной части или полностью незаконным (противоречащим закону). При этом обращение в суд само по себе, до принятия судом соответствующего решения, не влечет приостановления действия документа. Суд первой инстанции рассматривает дело не более месяца.

Судебное урегулирование других налоговых споров

Согласно законодательству судебное урегулирование налоговых споров, касающихся действий (бездействия) или решений органов ФНС, возможно, только если исчерпаны средства досудебного (административного) урегулирования спора, что обычно выражается в направлении жалобы (заявления) в вышестоящий налоговый орган.
Судебное урегулирование осуществляется арбитражем в рамках искового производства. Основаниями для обращения служат ситуации, при которых действия (бездействие) или решение налоговой инспекции (ее должностного лица) предполагаются истцом незаконными, поскольку:
· не соответствуют нормативно-правовым актам;
· нарушают интересы, права истца, а равно создают барьеры для нормального ведения экономической деятельности, в том числе бизнеса;
· возлагают определенные обязанности, вступающие в противоречие с действующими законами.
В данных случаях судебное урегулирование налоговых споров возможно в течение 3-х месяцев с момента, когда истцу стало либо должно было стать известно о нарушении, однако при пропуске срока допустимо его восстановление. С помощью услуг юриста Сочи клиент получил максимально положительный результат рассмотрения в судах налогового спора.

Независимо от повода и основания обращения в суд, как правило, истцу крайне трудно самостоятельно участвовать в процессе и грамотно вести дело. Статистика показывает, что число налоговых споров велико, и налоговые органы, как основные их участники, уже, можно сказать, наработали практику своего успешного участия в судебных процессах. В связи с этим юридическая помощь опытного юриста Сочи, адвоката по налоговым спорам способна оказаться для граждан и организаций бесценной, как при рассмотрении вопроса о целесообразности и перспективе обращения в суд, так и при подготовке к процессу и в его рамках.

Налоги и Право

повышение юридических знаний

Досудебное урегулирование налоговых споров

Налоговый орган на своем сайте разъясняет задачи досудебного урегулирования налоговых споров.

Досудебное урегулирование налоговых споров – комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора.

Задачи и функции

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации;
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрении обращений граждан Российской Федерации»;
  5. Закон Российской Федерации 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;
  6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  7. Концепция развития налогового аудита в системе налоговых органов;
  8. Иные нормативные правовые акты.

Судебное урегулирование налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров — это процедура, применение которой позволяет оперативно урегулировать возникающие конфликты, не доводя разрешение спора до судебного разбирательства.

Досудебный порядок разрешения налоговых споров имеет ряд определённых преимуществ по сравнению с судебным разбирательством: это более простая и менее формализованная процедура обращения, меньшие сроки рассмотрения жалобы, отсутствие расходов, связанных с оплатой государственной пошлины и других судебных издержек.

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в главах 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права [21].

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование невступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Наиболее типичные претензии о нарушении прав лица, рассматриваемые в жалобах:

— нарушение сроков исчисления имущественного налога;

— неправомерное выставление требования об уплате налогов;

— отказ в предоставлении налоговых вычетов;

— вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;

— отказ в возврате налога.

Решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимаются налоговым органом в двух случаях:

В результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки лица (группы налогоплательщиков). В связи с тем, что принятое по результатам налоговой проверки лица решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, срок на подачу апелляционной жалобы составляет один месяц.

Читайте так же:  Оказание бухгалтерских услуг ип для ооо

В результате обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом Российской Федерации. Принятое налоговым органом решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу с момента его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно принято [24].

Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подаётся до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового право- нарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера может быть, в свою очередь, обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Налоговым законодательством закреплён обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.

С 1 января 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные Налоговым кодексом сроки обратиться с апелляционной жалобой на не вступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, либо с жалобой на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера, либо подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа. Решения вышестоящего налогового органа или иной акт ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы как в Федеральную налоговую службу, так и в суд. Решения или иные акты ненормативного характера, вынесенные Федеральной налоговой службой, действия или бездействие её должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются [9].

Видео (кликните для воспроизведения).

С учётом того, что апелляционная жалоба подается до вступления обжалуемого решения в силу, то обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по данной жалобе. Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия. Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.

Источники


  1. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.

  2. Хропанюк, Валентин Теория государства и права / Валентин Хропанюк. — М.: Димов, Ткачев, Дабахов, 1996. — 384 c.

  3. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.
Судебное урегулирование налоговых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here