Система социального страхования в россии

Важная информация в статье: "Система социального страхования в россии" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Государственное социальное страхование

Обязательное государственное страхование было создано с определённой целью – оказывать финансовую помощь застрахованным лицам, при наступлении страховых рисков.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Ответственность за своевременное начисление и перечисление страховых взносов лежит на страхователях, с которыми застрахованные российские граждане состоят в трудовых отношениях.

При наступлении страхового случая застрахованному лицу необходимо обратиться в Фонд Соцстраха и документально подтвердить необходимость получения денежных средств от государства.

Что это такое

Главное предназначение государственного страхования заключается в социальном обеспечении людей, состоящих в трудовых взаимоотношениях со своими работодателями. При начислении заработной платы осуществляется удержание страховых взносов, которые перечисляются на расчётные счета фондов соцстраха в установленные законом сроки.

Рассчитывать на помощь фондов Социального страхования трудоспособные российские граждане могут при наступлении страховых случаев, определённых Федеральным законом.

На территории Российской Федерации гос. социальное страхование представляют:

  • Фонд Занятости (удерживались с работников взносы до 2001 года);
  • Фонд Социального страхования;
  • Пенсионный фонд;
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Федеральный Закон

Порядок начисления и удержания страховых взносов, а также проведение выплат застрахованным лицам, определяется Федеральным законодательством, действующим на территории Российской Федерации:

  • Закон № 81-ФЗ от 19.05.1995г. «О гос. пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Закон № 125-ФЗ от 24.07.1998г. «Об обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний»;
  • Закон № 165-ФЗ от 16.07.1999г. «Об основах обязательного соц. страхования»;
  • Закон № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
  • Закон № 173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ»;
  • Закон № 255-ФЗ от 29.12.2006г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному соц. страхованию»;
  • Закон № 184-ФЗ от 21.07.2007г. «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Политика и система государственного социального страхования

Гос. социальное страхование формирует свою политику следующим образом:

  • делает всё возможное, чтобы между государством застрахованными лицами и страхователями присутствовали партнёрские отношения;
  • формирует и использует при необходимости различные целевые фонды;
  • проводит профилактику социальных рисков;
  • формирует фонды (и осуществляет их финансирование), денежные средства из которых покрывают текущие затраты, связанные с выплатой пособий;
  • проводит работу, направленную на увеличения уровня жизни для всех категорий российских граждан, которые не являются участниками трудового процесса;
  • проводит работу в системе воспроизводства трудовых ресурсов и т. д.

В настоящее время в России действуют следующие виды гос. социального страхования:

  • по временной утрате застрахованным лицом трудоспособности;
  • по медицинскому страхованию;
  • от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по пенсионному страхованию российских граждан, состоящих в трудовых взаимоотношениях со страхователями.

На территории Российской Федерации действует:

  1. Добровольное страхование. В этом виде социального страхования могут принимать участие, как застрахованные лица, так и страховщики, а также российские граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой. В качестве страховщиков могут выступать негосударственные страховые компании, в связи с чем, государство не несёт ответственность за проведение расчётов между ними и застрахованными лицами.
  2. Обязательное страхование. Участниками данного вида страхования являются все российские граждане (кроме неработающих инвалидов и лиц, находящихся в местах лишения свободы), которые работают в отрасли образования, а также на основании: трудовых соглашений, договоров, по которым выполняются работы или оказываются услуги.

Главные цели гос. социального страхования заключаются в следующем:

  • обеспечить надёжную защиту российским гражданам (застрахованным лицам);
  • создание условий (как правовых, так и экономических) для физических лиц, состоящих в трудовых взаимоотношениях с коммерческими организациями и Индивидуальными предпринимателями, а также для граждан РФ, самостоятельно обеспечивающих себя работой для того, чтобы они могли заслужить свои страховые права;
  • создание механизмов (управленческих, организационных и правовых), обеспечивающих учёт страховых взносов, выплат пособий, пенсий и других материальных поощрений;
  • информирование плательщиков страховых взносов и лиц, претендующих на получение пособий, о правилах начисления страховых взносов, а также понятие их прав и обязанностей и т. д.

Какие бывают формы социального страхования, читайте здесь.

Кто является субъектом

Субъектами гос. социального страхования являются:

  1. Застрахованные лица. К этой категории относятся российские граждане, которые состоят в трудовых взаимоотношениях с работодателями (государственным предприятием, коммерческой компанией, индивидуальным предпринимателем);
  2. Страхователи. Эта категория включает в себя юридических и физических лиц, обеспечивающих работой граждан, проживающих на территории Российской Федерации;
  3. Страховщики. В эту категорию входят все органы, осуществляющие государственное социальное страхование.

Взносы и отчисления

В настоящее время на территории Российской Федерации с работников удерживается единый социальный взнос, ставка которого установлена в размере от 26,2% до 34,5%. Благодаря совмещению социальных взносов в один налог предприятиям стало намного проще вести учёт и отчётность.

Также стоит отметить, что с момента введения единого социального взноса значительно сократилось количество проверок, ранее проводимых как налоговым органом, так и внебюджетными фондами.

Работодатели удерживают ЕСВ в размере с наёмных работников, который состоит из следующих налогов:

  • Пенсионный фонд – 20%;
  • социальное страхование – 3,2%;
  • медицинское страхование – 2,8%;
  • страхование от несчастных случаев, полученных на производстве – от 0,2% до 8,5%.

При наступлении страхового риска застрахованные лица могут рассчитывать на следующие выплаты (рассчитываются в процентном соотношении от размера заработной платы).

Сегодня Россия предлагает свою модель финансового обеспечения российских граждан:

  • пенсионные выплаты российским гражданам: после 30 лет перечисления в фонд страховых взносов – 40%; после 40 лет перечисления страховых взносов – 60%;
  • пособия, на случай временной нетрудоспособности: от 80% до 90%;
  • пособия, выплачиваемые в связи с безработицей: от 50% до 60%;
  • помощь государства на приобретение лекарственных препаратов и получение медицинской помощи: лицам, находящимся на амбулаторном лечении — 75%; лицам, находящимся на стационарном лечении — 100%.
Читайте так же:  Возврат прав после лишения за отказ от медосвидетельствования

Выплачиваемые пособия

Граждане Российской Федерации, попадающие под действие программы гос. социального страхования, могут получать помимо пенсий и надбавок и доплат к ним различные пособия:

  • выплачиваемые в связи с потерей работы;
  • выделяемые на погребение;
  • выделяемые женщинам, становящимся на учёт по беременности (в российские медицинские учреждения);
  • выплачиваемые при рождении детей;
  • помощь семьям, у которых на воспитании есть несовершеннолетние дети, не достигшие полуторагодовалого возраста.

Вступая в трудовые взаимоотношения с коммерческой организацией либо индивидуальным предпринимателем, российские граждане будут, в обязательном порядке, подлежать государственному социальному страхованию.

С их заработной платы будет ежемесячно удерживаться единый социальный взнос, благодаря чему при наступлении страхового риска застрахованные лица смогут рассчитывать на помощь государства.

Социальное страхование объединяет группы людей, защищая не только застрахованных лиц, но и членов их семей, обеспечивая правовое урегулирование всех вопросов.Благодаря такой государственной помощи российские граждане получили возможность реализовать свою свободу и ответственность.

Что говорится о добровольном социальном страховании для ИП, узнайте из этой статьи.

Какой бывает процент отчислений на социальное страхование, вы можете прочитать здесь.

Формы социального страхования

Применение социального страхования в различных формах обусловлено многогранностью его субъективной составляющей. Есть виды страхования, обязательные для каждого гражданина, а есть те, которые осуществляются по его волеизъявлению.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое

Понятие формы социального страхования в России может трактоваться по-разному.

Изначально – это способ осуществления страховой деятельности, а кроме этого:

  • элемент государственной системы помощи неработоспособным гражданам, а также тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить в силу других причин;
  • способ перераспределения доходов между различными социальными слоями;
  • разновидность защиты работоспособных граждан от всевозможных рисков;
  • способ реализации социальной политики страны.

Форма соц. страхования является основой государственных отношений в сфере управления рисками. Это то, в чем выражается само социальное страхование.

Формы – это фактические выплаты, которые получает нетрудоспособный работник, беременная или родившая женщина. Они выступают также и способом реализации нормативных актов в сфере страхования.

Для отдельной группы субъектов – это гарантия сохранения привычного образа жизни и материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Форма социального страхования – это стоимость риска на рынке страхования, ведь она всегда воплощается в определенную сумму. Иными словами, база для установления социальной справедливости в обществе.

Основные формы социальной защиты

Какие существуют формы, их описание

По форме закрепления страхование бывает двух видов:

По субъективному составу:

  • обязательное;
  • частичное (обязательное страхование определенных лиц);
  • добровольное.

Обязательное страхование является системой государственных гарантий в случае неработоспособности, беременности, смерти человека, воспитании ребенка и при других случаях отсутствия материальных средств существования. Оно является условием реализации основных конституционных прав.

Все виды социального страхования являются государственными с точки зрения законодательства. Но если учитывать социально-политический аспект, которым обладают все формы такого предотвращения рисков, только обязательное в полной мере может считаться государственным страхованием. Ведь только оно гарантируется государством для всех.

Частичное страхование относится к обязательному, ведь аналогично выступает государственной гарантией перераспределения доходов.

Единственное отличие – оно применяется к определенной группе субъектов. Обязательное страхование осуществляется за счет специальных фондов. Их средства являются автономными и от бюджетных формируются независимо. Наполняют фонды налогоплательщики и работодатели.

При дефиците личных средств бюджет пополняется из гос. казны. Денежные средства на профессиональное страхование предоставляются также внебюджетными организациями, но формируются они только за счет выплат и налогов, которые стягиваются из работодателей и работников.

Именно поэтому люди, которые работают на вредных предприятиях, являются военнослужащими или работниками государственной системы получают заработную плату на порядок выше остальных трудящихся.

Добровольное страхование обеспечивается только персональными материальными ресурсами при наступлении предусмотренного законодательством или договором случая.

Государственное

Обязательное страхование всех работоспособных граждан является основной правовой и социально-политической гарантией для страны и общества в целом.

Без него понятия «слои населения», «справедливость» и «распределение средств» просто не существовали бы. Принято считать государственным личное страхование.

Но с юридической точки зрения только обязательное социальное страхование может быть рычагом перераспределения материальных активов среди обеспеченных и нуждающихся людей во всей стране. Личное касается только определенной группы работников, хотя и гарантируется государством.

Существуют следующие виды обязательного социального страхования:

  • пенсионное;
  • медицинское;
  • профессиональное (при несчастных случаях);
  • при утрате работоспособности, беременности и родах.

Именно эти виды страхования применяются к каждому работнику и гражданину, независимо от наличия у него собственных активов.

Добровольное

Согласно действующему законодательству добровольное страхование основывается на принципах свободы волеизъявления и солидарности. Денежные активы для него формируются независимо от государства или работодателей.

Добровольное страхование является договорным. Субъектов этой формы страхования только двое: страховщик и страхуемый.

Добровольное страхование больше остальных форм подобного обеспечения отвечает смыслу понятия «страхование». Оно не выступает частью социальной политики как обязательное. Оно существует для минимизации возникающих в процессе жизнедеятельности любого человека рисков.

Но если ранее добровольное страхование воспринималось как способ удовлетворения капризов богатых людей, то сейчас оно почти что превратилось в дополнение к обязательному страхованию. Гарантии обязательного страхования оказываются часто недостаточными и спрос на добровольное продолжает расти.

Личное страхование существует в контексте обязательного государственного. Оно применяется относительно отдельных категорий служащих. Этот вид не выступает гарантией социальных прав для всех граждан. Денежные средства для него формируются только за счет выплат работодателей.

Существуют следующие виды личного страхования:

  • пассажирское;
  • страхование жизни и здоровья госслужащих;
  • жизни и здоровья работников опасных профессий.

Личное страхование создает прямую зависимость между ценой страхования и заработной платой. Учитывая этот факт личное страхование можно расценивать как осуществляемое на добровольных началах.

Как происходят расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев, рассматривается тут.

Сравнительная характеристика форм

Все формы социального страхования направлены на перераспределение денежных средств между разными слоями населения. Все формы в той или иной степени гарантируют реализацию основных конституционных прав человека. Но существуют и отличия.

Обязательное страхование гарантировано государственными санкциями за невыполнение его условий.
Оно применяется в обязательном порядке относительно каждого работающего и получающего прибыль человека или отдельной группы людей.

Добровольное осуществляется по персональному желанию. Оно применимо только к одному человеку, который в договорном порядке сам себе создает социальные гарантии.

Обязательное страхование – это минимальная гарантия денежной помощи в случае потери работоспособности. Добровольное выступает как форма 4 фсс и дополнение к обязательному страхованию в современных условиях политической и экономической нестабильности.

Формы использования средств социального страхования

Формы использования средств социального страхования – это не что иное как виды установленных выплат и компенсаций.

Читайте так же:  Исковое заявление в арбитражный суд о взыскании задолженности порядок составления, образец, важные н

Для обязательного страхования они следующие:

  • различные виды пенсий, а также дотаций и надбавок к ним;
  • путевки, страховые выплаты на лечение;
  • пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ним;
  • единовременное пособие при постановлении беременной на учет;
  • компенсации в случае приобретения профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве;
  • пособие на погребение (ст.1.4 ФЗ «Об ОСС»).

Формой использования средств добровольного страхования являются выплаты в случае наступления предусмотренного договором случая.

Их классификация

Классификация использования средств социального страхования по экономическим признакам:

  • выплаты и пособия за участие в трудовой деятельности;
  • выплаты, дотации и пособия для стимулирования трудовой деятельности работников.

Классификация по социальным признакам:

  • выплаты и льготы малоимущим;
  • расходы, связанные с обучением и переподготовкой кадров;
  • пенсии для специальных категорий граждан.

Классификация по виду реализации формы страхования:

  • денежные выплаты;
  • бесплатные или льготные услуги.

Классификация по целевой направленности:

  • для обеспечения жизнедеятельности и сохранения здоровья человека;
  • на детей;
  • на восстановление трудоспособности.

Относительно существующих субъектов выплаты классифицируются на те, которые предоставляются военным, отдельным госслужащим и частным лицам.

Очевидно, что формы социального страхования – это наиболее важные элементы социально-экономической системы любого государства. Они не гарантии права, но способ их реализации.

Про социальное страхование в системе социальной защиты населения читайте в этой статье.

Какие права и обязанности имеют страхователи как субъекты обязательного социального страхования, рассматривается здесь.

Видео: ФСС пример заполнения расчета 4-ФСС и НС без больничных и декретных

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Социальное страхование в России (стр. 1 из 6)

Глава 1. Теоретические аспекты системы социального страхования

1.1 Формы социального страхования

1.2 Особенности современных форм социального страхования

Глава 2. Анализ современных тенденций развития страхового рынка в России

2.1 Общий обзор тенденций российского рынка страховых услуг

2.2 Специализация рынка

2.3 Страхование жизни

Глава 3. Выводы и рекомендации по совершенствованию системы финансирования фондов социального страхования

Список используемой литературы

Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные выплаты); традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи); социальное страхование (добровольное корпоративное и обязательное государственное).

К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в пределах определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды и др.) и обеспечением за счет бюджетной системы государства.

Под социальным вспомоществованием (помощью) как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социального вспомоществования являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума.

Социальное страхование является формой социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенностью социального страхования является его финансирование из внебюджетных фондов, образуемых за счет целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

Система социального страхования состоит из двух частей. Первая часть должна обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий; вторая — гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

1.1 Формы социального страхования

Социальное страхование существует в двух формах: обязательного и добровольного. Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств бюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (государственного бюджета). Отличительными чертами этой формы социального страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей. Фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива обязательного страхования, а как дополнение к нему. Взаимное дополнение этих фондов позволяет компенсировать недостатки одного вида страхования достоинствами другого.

Социальные страховые фонды образуются за счет основных источников: страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.

Взносы застрахованных представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это прямой целевой налог. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах к валовому заработку и является пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается минимальный и максимальный доход, с которого взимаются взносы. Взносы с работодателей взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы занятых, а к заранее установленной максимальной валовой за работной плате, т.е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Читайте так же:  Повторно попался за рулем в нетрезвом виде - что грозит
Видео (кликните для воспроизведения).

Субсидии государства фондам социального страхования включают взносы за неработающих граждан, военнослужащих и государственных служащих, дотации на возмещение дефицита бюджетов этих фондов и налоговые льготы. В последнее десятилетие возрастает значение нового источника финансирования фондов обязательного социального страхования — доходов от капитализации взносов.

Средства социального страхования используются в виде денежных выплат, финансирования услуг и предоставления льгот. Наибольшее социально-экономическое значение принадлежит денежным выплатам, которые занимают первое место и по объему ресурсов. Денежные выплаты представлены пенсиями и пособиями, имеющими целевую направленность как по характеру использования, так и по контингенту получателей.

Пенсия — это гарантированная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с установленным стажем работы в определенных сферах трудовой деятельности. Из пенсионных фондов, создаваемых за счет взносов работодателей и работников, трудящиеся и их семьи получают материальное обеспечение при наступлении страхового случая.

Право на государственную страховую пенсию приобретается при наличии определенного трудового (страхового) стажа и при уплате страховых взносов в государственный Пенсионный фонд. Размер пенсий, как правило, соизмеряется с прошлым заработком и устанавливается в процентах к нему на общих основаниях или на льготных условиях.

Социальные пенсии выплачиваются нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на страховую пенсию. Размеры этих пенсий определяются по категориям получателей в процентах к минимальной пенсии по возрасту.

Пособие — это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе (первая группа пособий), а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях (вторая группа). В первую группу входят пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по уходу за ребенком после его рождения, пособие по беременности и родам. Вторую группу составляют пособия, выплачиваемые при рождении ребенка и на погребение умершего работника или члена его семьи. Особое место среди пособий по социальному страхованию занимает пособие по безработице, которое выплачивается из Государственного фонда занятости населения и негосударственных фондов страхования от безработицы.

Финансирование услуг, предоставляемых через социальное страхование, должно удовлетворить ряд потребностей нетрудоспособных и безработных граждан. Эта форма использования средств социального страхования включает оплату лечебно-профилактической помощи и лекарств, содержание домов-интернатов, возмещение затрат на организацию лечения и отдыха застрахованных граждан и членов их семей, профориентацию и переподготовку безработных и инвалидов, их трудоустройство и социальную реабилитацию.

Назначение льгот связано с получением конкретного материального блага или услуги по льготным ценам. В силу этого льготы занимают промежуточное положение между натуральным и денежным распределением. Они дают возможность увеличения располагаемых доходов отдельных групп населения.

Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков, а также образование негосударственных пенсионных, страховых и других фондов Государственные внебюджетные фонды обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения России.

Становление государственных внебюджетных фондов социального страхования в период экономических реформ обусловило сокращение роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов. Однако финансовое положение фондов социального страхования в РФ характеризуется неустойчивостью, что связано с нестабильностью экономики России в переходный период и с проблемой сбора страховых взносов. Это порождает противоречие между растущими социальными потребностями населения (особенно в годы кризиса) и сокращением ресурсных возможностей внебюджетных фондов.

Доходы фондов зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие расходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.

Один из путей решения финансовых проблем этих фондов связан с ростом ставок страховых социальных платежей, однако пока не предполагается увеличивать их. Напротив, ставится цель уменьшения «налогового бремени» российских предприятий: на социальные страховые взносы уже приходится 25% их обязательных платежей. Возможно также увеличение уровня страховых взносов работников в данные фонды с 1% заработной платы (взносы в Пенсионный фонд РФ) до 3-5% заработка. Кроме того, можно увеличить уровень самофинансирования отдельных внебюджетных фондов за счет части их резервов, направляемых в инвестиционные проекты и банковские депозиты при отсутствии задолженности перед населением по социальным выплатам из этих фондов.

Система социального страхования в РФ

В РФ система страхования была сформирована еще в советский период. Многие подходы к страхованию, заложенные в то время сохраняются и сейчас. Рыночная экономика влияет на общество как положительно, так и негативно.

При ней обеспечивается свобода действий производителей, развивается инициатив и предприимчивость, правильно распределяются ресурсы, что позволяет производить насущно необходимые обществу продукты.

Предложение всегда соответствует спросу, экономика в целом развивается намного лучше, чем при плановой системе.

Негатив рынка в том, что он часто стимулирует чрезмерное потребление, не всегда гарантирует право на труд и доход.

Общество при рыночной экономике поляризуется в зависимости от доходов, не обеспечивается должный уровень соцзащиты для нуждающихся слоев населения, чтобы это предотвратить государство также участвует в экономической деятельности, а также защищает социальные права граждан через систему страхования.

Закон предусматривает, что система социального страхования в РФ носит всеобъемлющий характер

Система обязательного социального страхования в РФ

В Конституции РФ заложены правовые основы страхования и гарантируется функционирование системы обязательного соцстрахования. В России действует 3 социальных фонда внебюджетных фонда: пенсионный, ФСС и ФМС.

Они помогают гражданам реализовать свои права на соцстрахование, пенсионное обеспечение и охрану здоровья. Фонды являются основой системы обязательного социально страхования, которая является частью системы государственной соцзщиты населения.

Эта система призвана сглаживать негативные явления для человека в случае негативного изменения его социального положения по различным обстоятельствам. Благодаря системе социального страхования трудящиеся, внося взносы, сами участвуют в защите своего здоровья и поддержании должного уровня трудоспособности.

Читайте так же:  Оформление каско для такси

В ней создаются отдельные соцфонды, обеспечивающие максимальный уровень защиты граждан. Обеспечиваются конституционные права граждан на соцзащиту, благодаря тому, что они платят взносы самостоятельно, на них не могут повлиять произвольные решения чиновников.

Законом предусмотрены основные принципы, которым подчиняется система обязательного социального страхования в РФ. Система ОСС является устойчивой, ее обеспечивают эквивалентность страховых взносов и страхового обеспечения.

Социальное страхование должно быть максимально доступно для всех застрахованных. Права застрахованных гарантирует государство, независимо от финансового состояния страховщиков, оно же регулирует систему ОСС.

Представители системы ОСС участвуют в органах управления системой на паритетных началах. Страхователи обязаны уплачивать взносы ОСС. Государство несет ответственность ха целевое использование уплаченных средств, а также обеспечивает контроль за системой.

Финансовая система ОСС автономна. Ее субъектами являются страхователи, уплачивающие взносы, страховщики, это некоммерческие организации, которые создаются, чтобы обеспечивать права застрахованных, если наступит страховой случай, сами застрахованные, то есть, граждане, имеющие право на обязательное социальное страхование в ней не может быть посредников.

  • Социальное страхование призвано защитить граждан при временной нетрудоспособности, профессиональном заболевании и увечье, защищаются также инвалиды и женщины, готовящиеся стать матерями, а также пожилые граждане.

Страховым случаем по социальному страхованию является признание человека безработным и потеря кормильца. Смерть застрахованного или нетрудоспособных членов его семьи, которые находились на его иждивении, также является основанием для получения социальных выплат.

Для каждого страхового риска предусматривается определенный вид обеспечения. Государство по системе ОМС оплачивает медучреждениям расходы на лечение застрахованных.

Для инвалидов, пожилых граждан, а также людей, потерявших кормильца предусмотрена пенсия. Если человек получил увечье, временно потерял трудоспособность, получил профессиональное заболевание, предусматривается пособие.

Есть пособия по беременности, родам и уходу за ребенком. Предусмотрено пособие на санаторное лечение, а также на погребение. Бюджеты социальных фондов на выполнение этих обязательств утверждаются государством.

Исполняет их федеральное казначейство. Органы управления фондов составляют отчет об исполнении бюджета и предоставляют его в Правительство. Этот отчет отправляется в Федеральное Собрание и утверждается как федеральный закон.

Социальные фонды имеют право расходовать средства только на цели, определенные законодательством.

Рекомендуем вам также прочесть статью Тарифы социального страхования

Система социального страхования

Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.

Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование.

ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.

Главной из них является ФСС. Этот фонд наделен особым статусом. Благодаря этому саму систему можно считать совокупностью методов при страховании рисков потери нетрудоспособности и ежемесячного дохода. Риски – это обязательный элемент страховой сферы.

Поэтому систему можно также рассматривать как часть государственной политики относительно страхования субъектов и их непосредственной защиты от существующих социально-экономических рисков.

Схема: фонд социального страхования

Как управляют системой

Существует 3 фонда в разных отраслях социального страхования. Они осуществляют управление системой на государственном уровне.

Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – это единые центры в системе социальной защиты, которые координируют и контролируют деятельность территориальных управлений по субъектам федерации.

Очевидно, что данная система централизованна. Руководство для каждого фонда образует правительство страны.

Можно считать, что системой социального страхования управляет Президент и основной законодательный орган государства. Это логично ведь она является частью социальной политики. Но они не вмешиваются в локальную деятельность фондов, потому что те являются внебюджетными, автономными организациями.

Система трехуровневая:

  • первый уровень – государственные федеральные фонды;
  • второй – территориальные ответвления центральных организаций;
  • третий – административные фондовые единицы.

Существование этих элементов гарантирует эффективную реализацию государственных целей в сфере социальной защиты всего населения страны. Органы управления на каждом уровне одинаковые, но лица, отвечающие за выполнение основных социально-политических задач, всегда разные.

Схема: финансирование системы социального страхования

Финансирование

Все внебюджетные организации имеют автономный статус. Они не зависят от бюджета страны и успехов высшего руководства при его реализации. Основные денежные сметы фондов утверждаются отдельными законодательными актами.

Главная цель в предоставлении такой финансовой независимости – гарантия социальной справедливости в обществе, обеспечение перераспределения денежных средств между разными категориями трудоспособного населения.

Фонды выступают гарантией для высшего руководства, что неработоспособные граждане страны будут материально обеспечены в любом случае.

Средства фондов формируются за счет:

  • пожертвований;
  • бюджетных отчислений (в некоторых случаях);
  • налогов;
  • работодательских платежей.

Добровольное страхование также является частью системы социального страхования. Но финансирование его структурных элементов всегда индивидуальное.

Страховщиком может выступать любое заинтересованное в предотвращении существующих рисков лицо. Финансирование на этом уровне носит личный характер.

Про особенности социального страхования, подробнее вы можете узнать здесь.

Роль страховщика

Страховщик выступает основным субъектом в системе социального страхования. Фонды в большей части формируются за счет его отчислений. В системе они на всех уровнях разные.

Общегосударственными гарантами являются фонды. Страховщиком на локальном уровне в системе обязательного страхования обычно выступает работодатель.

Он должен в установленные сроки и в полном объеме платить взносы в фондовые организации. На страховщика такого рода возлагается обязанность в формировании и подачи статистической информации относительно выполнения его обязательств перед государством и работниками.

Но страховые взносы работодателей никак не могут отражаться на доходах работников. Единственное исключение – сумма ежемесячного дохода.

Читайте так же:  Как получить инвалидность по зрению в россии особенности процедуры

Страховщик не имеет права взыскивать плату на обязательное страхование с заработка трудящегося, но может скорректировать в связи с этим размер его ЗП.

Страховщик в системе добровольного страхования – это субъект, который обеспечивает надлежащий уровень жизни при наступлении страхового случая.

Здесь он не выступает гарантом перераспределения денежных средств. Такие отношения носят договорной характер. Характер страхования свою очередь не предусматривает пенсионные выплаты, начисление пособий или компенсаций.

Финансовая система

Фондовые бюджеты формируются независимо от основного годового баланса государства. Средства внебюджетных организаций не подлежат изъятию (ст. 16 ФЗ №165).

Схема: финансовая система социального страхования

Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.

Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны (ст.24 ФЗ №165).

В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.

Схема: источники пополнения бюджета

Система обязательного социального страхования

Система социального страхования в РФ включает в себя:

  • обязательное;
  • добровольное страхование.

Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:

  • страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;
  • ОМС;
  • ОПС.

Схема: система обязательного социального страхования.

Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.

Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.

Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.

Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.

Система обязательного социального страхования – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.

Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.

Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.

История развития системы в России

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.

При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  • ПФ (середина декабря 1990 года);
  • ФСС (декабрь 1990 года).

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.

В результате возникли:

  • фонд занятости населения;
  • ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).

Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ.

Социальные права безработных не остались без внимания. Все выплаты, которые им положены, проводились из федерального бюджета.

Подобная схема действует в наше время. Проблемы безработицы были признаны общегосударственными. Страна и по сей день решает их за свой счет.

Обязательное страхование от несчастных случаев было введено с 2000 года. Оно осуществляется ФСС. На данный момент социальное страхование выступает главным элементом государственной защиты населения.

Система социального страхования обычно приравнивается к гарантиям обязательного социального страхования. Но это явление значительно шире. Это элемент политики, часть государственной системы гарантий и управления рисками.

Оно включает добровольное страхование, ведь этот вид также выступает обеспечением основных социально-политических прав граждан. Работник непросто обязан быть застрахованным государством. Он может управлять рисками самостоятельно (посредством заключения соответствующего договора).

Про социальное страхование работников найдите в этой статье.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что такое отчисления на социальное страхования, вы можете посмотреть здесь.

Источники


  1. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.

  2. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.

  3. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.
Система социального страхования в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here