Процедура принятия федерального закона

Важная информация в статье: "Процедура принятия федерального закона" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Порядок принятия законов в РФ — особенности процедуры

Как принимаются федеральные конституционные законы

Вопрос о том, как принимаются законы в РФ, урегулирован Конституцией РФ, которая выделяет 2 вида законов:

  • федеральные конституционные законы (ФКЗ);
  • федеральные законы (ФЗ).

Согласно ст. 108 Конституции РФ ФКЗ принимаются в случаях, когда это прямо указано в основном законе. В соответствии с ч. 3 ст. 76 Конституции РФ ФЗ не могут противоречить ФКЗ.

Порядок принятия ФКЗ следующий:

  1. Законодательная инициатива. Согласно чч. 1 и 2 ст. 104 Конституции РФ проект вносится в Госдуму определенными субъектами (Президентом РФ, палатами парламента, их членами и депутатами, региональными законодательными органами и высшими судебными органами РФ по вопросам их ведения).
  2. Рассмотрение Госдумой. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ для принятия ФКЗ необходимо набрать 2/3 голосов в Госдуме.
  3. Рассмотрение Советом Федерации. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ для принятия ФКЗ необходимо набрать ¾ голосов в верхней палате парламента.
  4. Подписание и обнародование Президентом. Глава страны не может не подписать ФКЗ, принятый парламентом. Ему дается 14 дней на подписание и официальное опубликование данного правового акта (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).

Следующий раздел статьи будет посвящен принятию ФЗ. О нововведениях в законодательстве РФ в 2019 году читайте в нашей статье по ссылке: «Новое в законодательстве с 2019 года».

Общая схема принятия федеральных законов

Процедура принятия закона (ФЗ) является следующей:

  1. Законодательная инициатива. Правила для ФЗ абсолютно аналогичны правилам для ФКЗ.
  2. Рассмотрение Госдумой. По общему правилу для принятия ФЗ требуется ½ голосов в Госдуме (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).
  3. Рассмотрение Советом Федерации. ФЗ считается принятым, если в течение двух недель не рассмотрен в верхней палате или она одобрила его ½ голосов (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
  4. Подписание и обнародование Президентом. В течение 14 дней после поступления ФЗ главе государства он подписывает его и публикует (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).

Вместе с тем при принятии ФЗ имеются следующие нюансы:

  • При неодобрении ФЗ в верхней палате создается согласительная комиссия, после чего доработанный ФЗ снова рассматривается в нижней палате (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
  • Госдума может настоять на принятии ФЗ в изначальной редакции без изменений, для этого необходимо одобрить закон 2/3 голосов (ч. 5 ст. 105 Конституции РФ).
  • Существуют законы, для принятия которых недостаточно их нерассмотрения в верхней палате в течение двух недель. Верхняя палата обязана их рассмотреть. Такие ФЗ перечислены в ст. 106 Конституции РФ, и к ним относятся, например, ФЗ, связанные с бюджетом, международными договорами, вопросами границы, войны и мира.
  • Глава государства может не подписать ФЗ. Для преодоления такого права вето требуется повторное одобрение ФЗ 2/3 голосов в обеих палатах парламента (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

Итак, порядок принятия законов зависит от того, какой вид закона, ФЗ или ФКЗ, подлежит принятию. В общем виде процесс движения законопроекта проходит следующие этапы: инициирование законодательной работы, рассмотрение закона в Госдуме, рассмотрение вопроса в верхней палате, подписание и опубликование нормативного акта Президентом.

Порядок принятия Федерального конституционного закона

Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Правовето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.

Порядок принятия федеральных законов

Он определяется Конституцией Российской Федерацией [1] и регламентами палат Федерального собрания.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов [2] .

После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов. [2]

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России [3] . Если Президент в течение двух недель подписывает закон, он считается окончательно принятым. Принятый закон подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в течение недели после подписания в Собрании законодательства Российской Федерации, «Российской газете»,«Парламентской газете» или Официальном интернет-портале правовой информации [4] . Закон вступает в силу в течение десяти дней после официального опубликования, либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон [3] (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

В название закона включается его регистрационный номер с буквенным индексом -ФЗ (ЭФЗЭ) (-ФКЗ (ЭФКАЗЭ) для конституционных законов) и дата принятия (подписания президентом). Нумерация законов последовательна, но не является сквозной, а возобновляется с номера 1 каждый год [5] [6] , поэтому наиболее краткой корректной ссылкой на закон может быть его номер и год принятия.

29.Правительство РФ: структура, порядок формирования, полномочия

Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России. Статус правительства и порядок его деятельности определены 6-й главой Конституции РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года

Читайте так же:  Безопасный процент прибыли для налоговой

Полномочия

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

· разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

· обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов президента Российской Федерации правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам президента Российской Федерации могут быть отменены президентом Российской Федерации

Структура

Правительство России состоит из председателя Правительства Российской Федерации, заместителей председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается президентом России с согласия Государственной думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур президент назначает председателя правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Президент России не имеет права распускать Государственную думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

Заместители председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом Российской Федерации по предложению председателя Правительства.

30.Гражданство: понятие, виды, основания приобретения и прекращения

31.Понятие, предмет и метод гражданского права.

32.Понятие брака. Порядок заключения брака. Прекращение брака

Брак — определяется как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния по истечении месячного срока после подачи женихом и невестой совместного заявления. Месячный срок при наличии уважительных причин может быть сокращен или увеличен, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Для заключения брака необходимо наличие следующих условий:

§ взаимное согласие лиц, вступающих в брак;

§ достижение брачного возраста. По общему правилу брачный возраст устанавливается в 18 лет, однако органы местного самоуправления по месту регистрации брака могут снизить его, но не более чем на два года (в законах субъектов РФ могут быть предусмотрены исключительные случаи, когда заключение брака допускается до достижения возраста 16 лет);

§ отсутствие брачных отношении у будущих супругов (не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом браке);

§ отсутствие родственно-семейных связей у жениха и невесты (не могут вступать в брак родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные);

§ дееспособность лиц, вступающих в брак (запрет вступления в брак установлен для лиц, признанных судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия).

Недействительный брак

Несоблюдение этих условий или регистрация брака с их соблюдением, но без намерения создать семью (фиктивный брак) в случае требования заинтересованных лиц или управомоченных органов может повлечь признание в судебном порядке брака недействительным. Сокрытие венерической болезни или ВИЧ-инфекции также дает право другому супругу обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов с момента его заключения. Добросовестный (не знавший о наличии препятствий к заключению брака) супруг имеет право сохранить фамилию, избранную им при регистрации брака. Если один из супругов скрыл, что уже состоит в браке, то лицо, не знавшее об этом, вправе требовать имущественного удержания и раздела имущества в соответствии с нормами Семейного кодекса РФ, т. е. на более выгодных для себя условиях. В любом случае признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в этом браке.

33.Рабочее время. Время отдыха.

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

Видами времени отдыха являются:

§ перерывы в течение рабочего дня (смены);

§ ежедневный (междусменный) отдых;

§ выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

§ нерабочие праздничные дни;

34.Понятие и признаки преступления.

Преступление — это общественно опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.

1) Общественная опасность – это способность деяния причинить вред охраняемым уголовным законом интересам. Х

2) арактер общественной опасности определяется направленностью деяния против того или иного объекта, размером ущерба, причиненного преступлением, формой вины, при которой совершается деяние и в конечном счете выражается в санкции УК РФ.

2) Противоправность – это юридическое выражение общественной опасности в уголовном законе (запрещенность деяния под страхом уголовного наказания).

Читайте так же:  Исполнение бюджетов по доходам предусматривает

3) Виновность – психическое отношение к совершаемому им деянию, его общественной опасности и вредным последствиям. Виновность характеризует внутреннее отношение человека к совершаемому им преступлению, являясь проявлением его сознания и воли.

4) Уголовная наказуемость – наказуемость деяния по одной из статей УК РФ

Состав преступления — это система объективных и субъективных элементов (признаков) деяния, предусмотренных как в гипотезе, так и в диспозиции уголовно-правовых норм и характеризующих конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления.

36.Судебная система РФ (требования предъявляемые на должность судьи).

Судья Российской Федерации — это лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющий свои обязанности на профессиональной основе.

Законы. Порядок принятия и опубликования федеральных законов

Контрольная работа

по дисциплине «Правоведение»

на тему:1) «Законы. Порядок принятия и опубликования федеральных законов»

2) «Правительство Российской Федерации. Система и структура федеральных органов исполнительной власти»

3) «Понятие и виды преступлений. Лица подлежащие уголовной ответственности. Формы вины»

Выполнила: Чеботко М.С.

Проверила: Гринева С.В.

Содержание

1. Законы. Порядок принятия и опубликования федеральных законов______3

2. Правительство Российской Федерации. Система и структура федеральных органов исполнительной власти _____________________________________8

3. Понятие и виды преступлений. Лица подлежащие уголовной ответственности. Формы вины______________________________________12

4. Список источников______________________________________________18

Законы. Порядок принятия и опубликования федеральных законов

Закон – это нормативно правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.[1]

Законы обладают следующими признаками:

§ принимаютсятолько законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;

§ обладаютвысшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;

§ регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.[3]

В зависимости от значимости в системе действующего законодательства России различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации.

Конституционные законы – это сами конституции и законы, которые прямо предусмотрены конституцией. Конституционные законыпринимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

К ним, в частности, относятся законы:

§ о военном положении;

§ о чрезвычайном положении;

§ о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;

§ об изменении статуса субъекта РФ;

§ о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

§ о судебной системе;

§ о судах основного звена;

§ о Конституционном Суде РФ;

§ о Верховном Суде РФ;

§ о Высшем арбитражном суде РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

§ о Конституционном собрании РФ.

Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ.

Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).

Федеральные законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Законы субъектов Российской Федерации издаються представительными органами субъектов РФ, распространяються только на соответствующую территорию, не могут противоречить общефедеральному законодательству. [2]

Виды законов по сроку действия:

§ чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Виды законов по содержанию:

§ общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;

§ специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют особых норм.

Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.

По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.[3]

Порядок принятия и опубликования федеральных законов

Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания, а также Федеральным законом No. 5-ФЗ от 14/06-1994 «О порядке опубликования и вступления в законную силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания».

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Такой поэтапный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для его реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий.

1. Законодательная инициатива. Это право определенных органов и долж- ностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент РФ, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Государственные органы, общественные организации, отдельные граждане, не обладающие правом законодательной инициативы, могут вносить свои предложения только через субъекты, которые этим правом обладают.

2. Подготовка законопроектов. Готовить проекты нормативных актов мо- гут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тот орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе.

3. Обсуждение законопроекта происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на рассмотрение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждаются лишь основные положения законопроекта. Во втором чтении в законопроект депутаты вносят поправки. Третье чтение заключается только в голосовании.

Читайте так же:  Лист записи егрюл о создании юридического лица

4. Принятие закона осуществляется путем открытого голосования. Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. [2]

5. Удтверждение закона. В соответствии с конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов.

Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Он в течение 14 дней должен принять решение. Президент обладает правом вето.

6. Опубликование закона. Законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.[1]

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

5. Порядок принятия федеральных законов

этап – принятие федерального закона Государственной Думой РФ

Примечание: Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты

Принятый Государственной Думой федеральный закон текстуально оформляется на официальном бланке (так называемый «красный бланк»), проходит тщательную юридическую и лингвистическую экспертизу на предмет соответствия проголосованному депутатами тексту и в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

этап – одобрение (или отклонения) Федерального закона Советом Федерации

Примечание: Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 24 часа, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации (или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации) определяет комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон. Так же возможно одобрение федерального закона без рассмотрения. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

Решение об одобрении или отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, а отклоненный закон в тот же срок вместе с постановлением Совета Федерации возвращается в Государственную Думу. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким образом федеральный закон передается на рассмотрение Президента Российской Федерации, минуя повторное рассмотрение в Совете Федерации. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в измененной редакции, этот закон оформляется и направляется в Совет Федерации как вновь принятый.

III. этап – подписание (отклонение), обнародование Федерального закона Президентом РФ

Примечание: Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Обнародованием закона — доведение федерального закона до всеобщего сведения по телевидению и радио, а также путем рассылки государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, передачи по каналам связи, распространения в машиночитаемой форме. Официальное опубликования в «Российскую газету», «Парламентская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Федеральные законы по общему правилу вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.

Президент РФ — не пассивный участник данной стадии законодательного процесса; он вправе в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему принятого федерального закона наложить на него вето (от латинского vеtо — запрещаю). Право вето Президента РФ является не абсолютным, а относительным. Вето Президента Российской Федерации может быть преодолено повторным рассмотрением федерального закона, если он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы. Преодоление парламентом наложенного Президентом Российской Федерации вето на федеральный закон порождает для главы государства безусловную обязанность подписать закон в течение семи дней и обнародовать его. Одновременно глава государства сохраняет право обратиться при наличии соответствующих условий в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности подписанного им и обнародованного федерального закона.

Читайте так же:  План устранения недостатков выявленных в ходе проверки

Примечание: Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Примечание: Местное самоуправление — это система, в которой есть субъекты, объекты, отношения между субъектами по поводу объектов управления, объективная и субъективная сторона этих отношений, нормативные акты и акты индивидуального характера. Субъект местного самоуправления — население. Население самостоятельно решает вопросы местного значения. Под ними понимаются все вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности местного сообщества. Местное самоуправление (как институциональная, нормативная и другая система) обеспечивает решение вопросов местного значения. Нормативная база, организация власти, управленческая деятельность органов местного самоуправления, складывающаяся местная практика — все это служит надлежащему решению местных проблем. Именно населению, местному сообществу в целом принадлежит право самостоятельно решать вопросы, затрагивающие интересы сообщества в целом. Пути осуществления местного самоуправления:

35. Процедура принятия федеральных законов в России.

Процедура принятия законов строго регламентируется. В соответствии с действующей Конституцией РФ федеральные законы принимаются Федеральным собранием по строго определенной процедуре, состоящей из нескольких стадий:

законодательный процесс начинается со стадии законодательной инициативы, т.е. определенного Конституцией порядка представления законов. Проекты законов представляются в Государственную Думу только органами и должностными лицами, перечисленными в ст.104 Конституции:

Члены и депутаты Федерального Собрания

Конституционный, Верховный, Высший арбитражный Суды РФ

Законодательные органы субъектов федерации

законопроекты предварительно рассматриваются в комитетах Государственной думы и в первом чтении (для одобрения общей концепции законопроекта) на заседаниях Государственной думы.

федеральный закон принимается путем голосования депутатов. Для принятия закона необходимо, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

принятый Государственной думой закон, передается на одобрение Совета Федерации и считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если он не был рассмотрен ею в 14-ти дневный срок. Однако некоторые законы требуют обязательного рассмотрения в Совете Федерации – о бюджете, налогах, ратификации международных договоров и др.

закон, не одобренный Советом Федерации, считается не принятым. Он может вновь рассмотреться Государственной думой и принят уже без одобрения Советом Федерации, если за него проголосует не менее 2/3 депутатов Государственной Думы.

принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации (или принятый повторно Государственной Думой квалифицированным большинством) закон передается для подписания Президенту РФ. Президент в течение 14 дней подписывает закон, либо отклоняет его.

В случае отклонения Президентом закона, Государственная Дума и Совет Федерации повторно рассматривают его. Президент обязан подписать закон, если он будет повторно принят большинством не менее 2/3 состава Государственной Думы и Совета Федерации.

законодательная инициатива вышеперечисленных — предложение принять закон дополняется его проектом;

рассмотрение законопроекта Государственной думой — 3 чтения. Рассмотрение законопроекта, внесенного субъектами законодательной инициативы — обязательно. Обсуждение не всегда ограничено пределами правотворческого органа — может выноситься за его пределы — заключение специалистов, правительства, всенародное обсуждение;

принятие закона Государственной думой — принимаются большинством голосов от общего числа депутатов;

передача закона в Совет Федерации — в течение 5 дней после принятия;

одобрение закона в Совете Федерации — если проголосовало более половины от числа членов палаты, или не был рассмотрен в течение 14 дней с момента передачи;

если не одобрен Советом Федерации — согласительная комиссия палат, может быть принят 2/3 голосов Гос.думы при повторном голосовании.

подписание Президентом — 14 дней на подписание по получению после принятия (5 дней на получение).

Отклонен Президентом — Гос.дума + совет федерации =2/3 голосов от общего числа принимают его. (Повторно может не обсуждаться.) В этом случае он подлежит подписанию Президентом в течение 7 деней по получениюв течение

После подписания закон обнародуется в официальном издании : «Собрании законодательства РФ», «Российская газета» и начинает действовать:

в течение 10 дней с момента опубликования (подзаконные акты — с момента публикации . );

срок его вступления в действие прямо указан в нормативном акте, либо в дополнительном документе, который вводит его в действие (например ст. 307 бюджетного кодекса определяет введение его в действие принятием специального закона).

ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ В РОССИИ

В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации федераль­ные законы принимаются Федеральным Собранием по строго определенной процедуре, состоящей из нескольких стадий.

Законодательный процесс начинается со стадии законодательной инициативы, т.е. определенного Конституцией порядка представления проектов законов. Проекты законов представляются в Государственную Думу только органами и должностными лицами, перечисленными в ст. 104 Конституции. Среди них: Президент Российской Федерации, члены и депутаты Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Россий­ской Федерации. Право законодательной инициативы имеют также законодательные органы субъектов федерации.

Законопроекты предварительно рассматриваются в комитетах Государственной Думы и в первом чтении (для одобрения общей концепции законопроекта) на заседаниях Государственной Думы.

Федеральный закон принимается путем голосования депутатов. Для принятия закона необходимо, чтобы за него проголосовало больше половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

Читайте так же:  Требования безопасности при обращении с боеприпасами

Принятый Государственной Думой закон передается на одобрение Совета Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если он не был рассмотрен ею в 14-дневный срок. Однако некоторые законы (о бюджете, налогах, ратификации между­народных договоров и иные) требуют обязательного рассмотрения в Совете Федера­ции.

Закон, не одобренный Советом Федерации, считается не принятым. Однако он вновь может быть рассмотрен Государственной Думой и принят уже без одобрения Советом Федерации, если за него проголосует не менее двух третей депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации (или принятый повторно Государственной Думой квалифицированным большинством) закон передается для подписания Президенту Российской Федерации. Президент в течение 14-ти дней подписывает закон, либо отклоняет его.

В случае отклонения Президентом закона, Государственная Дума и Совет Федерации повторно рассматривают его. Президент обязан подписать закон, если он будет повторно принят большинством не менее двух третей состава Государственной Думы и Совета Федерации.

Определенные особенности имеет порядок принятия федеральных конституционных законов, а также процедура внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Процедура принятия закона в Российской Федерации

Для регулирования, контроля и регламентирования разных сфер жизни, устройства государства, военной службы принимаются законы. Для контроля и урегулирования правоотношений между гражданами, государством, служащими и прочими лицами используются принятые ФЗ. При помощи Федеральных законов можно избежать конфликтов, беспорядков и разрешить возникшие споры в лучшую сторону.

Порядок принятия закона в РФ

Порядок принятия Федеральных законов в РФ регулируется и регламентируется Правительством Российской Федерации и Федеральным собранием. Принятие происходит при помощи голосования в Государственной Думе. В случае, если большинство депутатов проголосовало «за» принятие, он будет принят. Проекты Федерального масштаба должны быть одобрены Советом Федерации. Так вступил в силу закон о госслужбе. Подробности по ссылке:

Схема принятия законов в РФ:

При публикации и принятии Федерального закона ему присваивается идентификационный номер, буквы «ФЗ» и дата его подписания Президентом. Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ №324 тут.

О ФЗ 25 в последней редакции читайте по ссылке:

Кто разрабатывает проект закона?

Проекты законов РФ рассматриваются и разрабатываются Правительством Российской Федерации. После разработки проекта он отправляется вместе со всей документацией в Государственную Думу для проведения голосования.

Среди необходимых бумаг, отправляющихся вместе с ФЗ в Гос. Думу:

  • Отчет экономической и финансовой составляющей вместе с предварительной информацией о социальной стороне, прогнозами и анализом;
  • Дополнительные бумаги, в которых составлены сведения об изменениях или поправках, необходимых для принятия или положениях, анализ и изменения которых нужно произвести;
  • Бумаги с оформленными отчетами и информацией о финансовой составляющей государства в будущем году;
  • Документы с исполненным или подлежащим исполнению минимумом бюджета за прошлые кварталы.

Согласно Конституции Российской Федерации объекты законодательных инициатив имеют право предлагать и подавать документы на рассмотрение для внесения изменений в определенные положения Федеральных законов. В случае, если по предоставленным документам социальная статистика и предполагаемый бюджет на будущий год выше, чем есть на самом деле, то есть социальная и экономическая составляющая снижаются, проводится анализ примерного дохода на будущее по Федеральному бюджету.

О последних изменениях в ФЗ 220 читайте тут:

Когда законодательный акт вступает в силу?

Согласно последовательности принятия закона в РФ по Федеральному закону номер 5 о публикации и вступления в силу федеральных конституционных проектов, ФЗ и актам палат Федерального Собрания, он вступает в силу в момент одобрения его Государственной Думой. Но по настоящему положению вещей закон вступает в силу только через 10 дней после подписания бумаг Президентом России.

Согласно ФЗ номер 5, Конституционные проекты считаются принятыми и вступают в силу после одобрения его членами Парламентом России. В этот момент законопроект получает юридическую силу.

Кто утверждает поправки в ФЗ?

В Государственной Думе проводится несколько чтений. Во время этих чтений депутаты обсуждают, рассматривают, предлагают и регулируют изменения и поправки в положениях ФЗ. После обсуждений в Государственной Думе все рассмотренные изменения в документах и бумагах передаются в Совет Федерации. Там анализируются поправки, предложенные депутатами Государственной Думы в течение нескольких недель. Если Совет Федерации принимает поправки, они передаются на подписание Президенту Российской Федерации, но в случае отклонения Советом поправок, проводятся другие процедуры.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно статье 208 Бюджетного Кодекса, в случае отклонения изменений Советом Федерации бумаги передаются в согласительную комиссию. Уполномоченный орган обязан разрешить разногласия. Согласительная комиссия анализирует бумаги и изменения, предлагает решение и отправляет бумаги Государственной Думе.

Источники


  1. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.

  2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.

  3. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
Процедура принятия федерального закона
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here