Принадлежность к виду юридического лица

Важная информация в статье: "Принадлежность к виду юридического лица" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Государственная принадлежность юридических лиц

В международном частном праве в отношении юридических лиц применяется понятие личного закона или личного статута юридического лица (lex societatis). На основе этого закона можно установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, какова его правоспособность и дееспособность, как определяется ответственность по обязательствам юридического лица.

Кроме того, без определения национальности юридического лица нельзя будет установить, на какие юридические лица распространяется национальный режим, предусмотренный двусторонними договорами о правовой помощи, соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, действующими для России в отношении большого числа государств.

  • 1. Личным статутом (законом) определяется внутренняя организация юридического лица, формы, сферы его деятельности и правоспособность, обязательный вклад учредителей и других участников, начальный капитал и его форма, права и обязанности учредителей и членов, состав и компетенция руководящих органов юридического лица и т.д.;
  • 2. Под национальностью юридического лица следует понимать его принадлежность к определенному государству.

Национальность юридического лица определяет его личный статут. Вопрос о том, является ли вообще данное объединение лиц юридическим лицом или нет, решается прежде всего исходя из его национальности. Например, по праву Великобритании и США полное товарищество (partnership) не является юридическим лицом, а по законодательству Франции, Японии, России оно обладает таким статусом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Национальность юридического лица дает представление об объеме прав, которое оно может иметь. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. — М.: Юристъ. — 2005. — С. 237.

Доктриной международного частного права подавляющего большинства стран признано, что юридические лица подчиняются национальным законам, то есть законам государств, к которым они принадлежат. Основное содержание дискуссии здесь сводится к установлению критерия, который бы позволил определить национальность. Различные государства решают этот вопрос по-разному, опираясь на следующие основные критерии определения национальности юридического лица:

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки сделать определение национальности юридических лиц единообразным. Так, в частности, в статье 1 Гаагской конвенции о признании прав юридического лица за иностранными компаниями, ассоциациями и учреждениями 1956 года был использован комбинированный критерий инкорпорации и места уставного расположения правления. Однако эта конвенция в силу не вступила. Шевчук Д.А. Международное частное право. — М.: Эксмо. — 2009. — С. 55.

В настоящее время все большую роль в определении национальности юридических лиц играют судебные органы. Причем судебная практика нередко прибегает к использованию нескольких критериев. Это означает, что в одном и том же государстве в зависимости от обстоятельств может применяться то один, то другой принцип.

Отсутствие единых четких критериев определения национальности юридического лица, а также наличие несовпадающих коллизионных привязок в законодательстве различных стран, обусловливает необходимость установления согласованных принципов определения национальности юридических лиц на межгосударственном уровне. Как правило, это происходит в рамках двусторонних договоров о защите иностранных инвестиций и торговых договорах.

Государственная принадлежность юридических лиц

Кроме того, без определения «национальности» юридического лица нельзя будет установить, на какие юридические лица распро­страняется национальный режим (или режим наибольшего благопри­ятствования), предусмотренный двусторонними договорами о право­вом помощи (например, по договорам РФ с Латвией и Эстонией), соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве, о поощре­нии и взаимной защите капиталовложений, действующими для Рос­сии в отношении большого числа государств.

Вопрос о критериях определения «национальности» юридических лиц решается по-разному в различных государствах.

Критерий инкорпорации. В праве Великобритании, США и других государств англо-американской системы права, в Скандинавских странах господствующим критерием для определения «национальнос­ти» юридического лица является место его учреждения, т.е. закон того государства, где юридическое лицо создано и где утвержден его устав. Английские авторы называют такой закон законом инкорпорации. При этом если юридическое лицо учреждено в Великобритании и там зарегистрирован его устав, то считается, что это юридическое лицо английского права. В литературе (X. Кох и др.) отмечалось, что в от­ношениях между странами ЕС в соответствии с положениями так на­зываемого европейского права компаний при создании компаний в каком-либо из государств — членов ЕС, учитывая ст. 48 Амстердам­ского договора и Конвенцию о взаимном признании компании, реко­мендовалось применять право страны учреждения компании.

Критерий местонахождения. В континентальных государствах За­падной Европы применяются другие принципы определения «нацио-

§ 2. Государственная принадлежность юридических лиц

нальности» юридического лица. Господствующая тенденция сводится к тому, что в качестве критерия для установления «национальности» юридического лица применяют закон места его нахождения. Под мес­том нахождения юридического лица понимается то место, где нахо­дится его центр управления (совет директоров, правление и т.д.). Такой принцип принят, в частности, во Франции, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Испании. Так, в Лат­вии (где продолжает действовать Гражданский закон 1937 г.) право­способность и дееспособность юридического лица определяются зако­ном места нахождения его органа управления.

В Литве, согласно Гражданскому кодексу (в ред. от 17 мая 1994 г.), гражданская правоспособность иностранного юридического лица ус­танавливается в соответствии с законами государства, на территории которого фактически имеется местонахождение юридического лица (его правление, дирекция и т.д.).

Для судебной практики ряда европейских стран характерен осто­рожный подход к применению критерия места нахождения юридичес­кого лица, поскольку имели место многочисленные случаи создания фиктивного административного центра, в частности в офшорных зонах, с целью избежания налогообложения и по другим основаниям, в функции которого входит лишь регистрация деловой переписки, а не деятельность по руководству компанией. Приведем пример из су­дебной практики ФРГ.

В 1991 г. на острове Мэн было создало общество с ограниченной ответствен­ностью (в форме company limited by shares). Оно занималось таким распространен­ным видом предоставления туристических услуг, как «таймшер» («отдых, разде­ленный по времени»), получивший в конце XX в. широкое распространение. Ком­пания предоставляла своим клиентам право на проживание на основе аренды в течение ими определенных календарных недель в течение года в поселке курорт­ных домиков (бунгало) на острове Гран-Канария (Испания). Компания не только зарегистрирована в торговом реестре острова Мэн, но имеет там свое бюро. Управ­ление компаний, согласно уставу, осуществлялось тремя директорами.

Читайте так же:  Какой минимальный срок осаго

Компания предъявила в суде Германии иск к ответчику, который сначала (в 1992 г.) заключил договор с компанией об аренде двух бунгало на определенный срок, а затем (в январе 1993 г.) письменно уведомил ее о расторжении договора и одновременно аннулировал поручение о переводе компании соответствующих сумм. В подписанном покупателем формуляре договора содержалось следующее условие: «Приобретатель не имеет права отозвать договор о приобретении права проживания», а в приложенных к формуляру условиях разъяснялось, что продавец имеет свое место нахождения на острове Мэн (Великобритания) и что приобрета­тель признает, что к отношениям сторон по покупке права на проживание подле­жит применению права острова Мэн.

Первоначально решением суда г. Эссен от 10 марта 1994 г. в иске было отказа­но со ссылкой, в частности, на то, что процессуальная правоспособность стороны вопреки утверждению истца не может определяться правом острова Мэн. Установ-лено, что на этом острове имеется только почтовый адрес истца (там находится лишь почтовый ящик фирмы для переписки).

По мисник) суда, для определения гражданской и процессуальной правоспо­собности решающим может служить место, где фактически осуществляется управ­ление делами компании. Вопрос о том, обладает ли истец правоспособностью, опре­деляется правом страны по местонахождению его фактического правления. То, что истец на острове Мэн выполняет свои налоговые обязательства, оформляет серти­фикаты на право проживания и регистрирует их, является недостаточным доказа­тельством для признания острова Мэн местом фактического управления. Гораздо более существенным является установление того, где осуществляется деятельность по управлению делами, где принимаются решения и где они реализуются соответ­ствующими представителями.

Истец, но мнению суда, не доказал, что именно на острове Мэн осуществляется деятельность но управлению компанией. Таким образом, суд исходил из примене­ния права той страны, где фактически находилось правление компании.

Такие фирмы, как приведенная в примере, имеющие в какой-то стране только почтовый ящик, получили в литературе образное на­именование компаний почтового ящика (Briefkastenfirmen).

Критерий места деятельности. В литературе по международному частному праву был выдвинут и еще один критерий определения «национальности» юридического лица — место деятельности (центр эксплуатации). Этот критерий получил применение в практике разви­вающихся стран. Под местом деятельности понимается обычно основ­ное место производственной деятельности (правление может нахо­диться в одной стране, а разработка недр, например, осуществляться в другой). Так, в Законе о компаниях 1956 г. Индии применительно к иностранным компаниям особо оговаривается, что компания, учреж­денная в соответствии с законами иностранного государства, может зарегистрироваться в Индии как «иностранная компания, имеющая местом осуществления бизнеса Индию».

Определение «национальности» юридических лиц на основе соче­тания различных критериев характерно для ряда государств. Так, согласно Гражданскому кодексу Египта 1948 г., правовой статус ино­странных юридических лиц подчиняется закону государства, на тер­ритории которого находится местопребывание основного и действен­ного органа управления юридического лица. Однако если это лицо осуществляет свою основную деятельность в Египте, применимым яв­ляется египетский закон.

В Италии Закон о реформе итальянской системы международного частного права 1995 г. исходит из применения в рассматриваемом слу­чае права страны, на территории которой был завершен процесс уч­реждения юридических лиц, т.е. из принципа инкорпорации. «Однако в случае, когда орган управления таких правовых образований нахо­дится в Италии или когда их основная деятельность осуществляется

§ 2. Государственная принадлежность юридических лиц

на территории Италии, применению подлежит итальянское право» (ст. 25 Закона 1995 г.). Согласно Закону о международном частном праве Эстонии 2002 г. к юридическому лицу применяется право госу­дарства, согласно которому оно было учреждено. Если руководство юридическим лицом фактически осуществляется в Эстонии или ос­новная его деятельность осуществляется в Эстонии, то к такому юри­дическому лицу применяется эстонское право (ст. 14).

В ряде случаев в законодательстве и судебной практике упомяну­тые критерии установления «национальности» юридического лица вообще отбрасываются со ссылкой на то, что эти критерии исходят из формальной точки зрения, а подлинную принадлежность капитала по таким формальным признакам определить нельзя.

«Теория контроля». Когда нужно установить, кому в действитель­ности принадлежит юридическое лицо, кто его контролирует, исполь­зуется «теория контроля». Эта теория была первоначально сформули­рована еще во время Первой мировой войны и применялась в судеб­ной практике в борьбе с нарушением законодательства о «враждебных иностранцах».

Этот вопрос впервые возник в английской судебной практике в известном деле Даймлера (1916). В Англии была учреждена акционерная компания по продаже шин. Ее капитал состоял из 25 тыс. акций, из них только одна принадлежала англи­чанину, а остальные находились в руках германских собственников. Компания была зарегистрирована по английским законам. С точки зрения английского права компания — английское юридическое лицо. Однако суд признал, что в данном слу­чае надо установить, кто контролирует юридическое лицо, и соответственно с этим решил вопрос о его фактической принадлежности.

В отличие от критериев формального характера, которые сохраня­ют определенную стабильность, состав капитала непостоянен, он ме­няется; поэтому установление государственной принадлежности на основе критерия контроля не остается неизменным. При перераспре­делении уставного капитала между акционерами из различных госу­дарств национальность юридического лица будет постоянно меняться. Кроме того, в ряде случаев установить состав капитала (например, в анонимных компаниях в отношении акций на предъявителя) вообще нельзя, а от этого зависит определение «национальности» в случае применения «теории контроля».

Читайте так же:  Расчет выплат по осаго

В дальнейшем критерий контроля был воспринят законодательст­вом ряда государств, предусматривающем, что иод «враждебным юри­дическим лицом» понимается юридическое лицо, контролируемое ли­цами враждебной национальности. Критерий контроля применялся после Второй мировой войны во всех случаях, когда особенно важно было установить действительную принадлежность юридического лица. Как и другие правовые категории, этот критерий используется различными государствами в зависимости от целей их экономической

Принцип контроля применяется не только в случаях вооруженных конфликтов, но и при применении экономических санкций, вводимых Советом безопасности ООН.

Для обеспечения дипломатической защиты инвестиций отечест­венных компаний и граждан в создаваемых ими в других странах юри­дических лицах (прежде всего в так называемых развивающихся стра­нах) принцип контроля стал применяться в двусторонних договорах США и некоторых других государств (в частности, стран Юго-Вос­точной Азии) о поощрении и защите капиталовложений. Однако ев­ропейские государства, и прежде всего ФРГ, не используют этот принцип в своих двусторонних договорах подобного рода. Так, в дого­воре СССР и ФРГ о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций 1989 г. (действует для РФ) было установлено, что термин «инвестор» означает юридическое лицо с местом пребывания в соот­ветствующей сфере действия настоящего договора (т.е. на территории соответствующего государства), правомочное осуществлять капита­ловложения.

В практике Международного суда ООН первоначально эта теория отвергалась (в решении по делу Barcelona Traction, 1970 г.), однако затем в деле ELSI (решение 1989 г.) в определенных пределах она была применена, однако в этом случае иск США к Италии основывал­ся на договоре между этими государствами о дружбе, торговле и море­плавании 1948 г., в котором говорилось о контроле в отношении юри­дических лиц.

В современной международной практике принцип контроля при­меняется с оговорками в Вашингтонской конвенции 1965 г. об инвес­тиционных спорах между государствами и лицами других государств, а также в отдельных двусторонних соглашениях о защите инвестиций, заключенных с развивающимися странами. Договор 1994 г. к Энерге­тической хартии, участниками которого являются Россия и другие го­сударства СНГ, предусмотрел такую возможность для отказа в пре­имуществах в отношении юридических лиц, если такие юридические лица принадлежат к гражданам или подданным третьего государства или контролируются ими (ст. 17).

Несмотря на определенные недостатки применения критерия кон­троля для определения государственной принадлежности юридичес­ких лиц, о которых говорилось выше, этот принцип используется и во внутреннем законодательстве с целью защиты, прежде всего экономи­ческих интересов государства от влияния иностранного капитала.

§ 3. Правовое положение иностранных юридических лица в pocci

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8694 —

| 7448 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Какие классификации юридических лиц Вы знаете?

Юридические лица могут классифицироваться:

по формам собственности. В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (в широком смысле, т. е. включая и муниципальные) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. Значение такого деления становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организации на юридические лица публичного и частного права.

по целям деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством. По общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК).

по составу учредителей. В зависимости от состава учредителей можно выделять: юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия и государственные корпорации) или же любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица).

по характеру прав участников. Различный характер прав участников в отношении имущества юридического лица позволяет выделить:

— организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;

— организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства, государственные корпорации;

— организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц и автономные некоммерческие организации.

в зависимости от объема вещных прав организации. В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество можно различать:

— юридические лица, обладающие правом оперативного у правления на имущество: учреждения и казенные предприятия;

Видео (кликните для воспроизведения).

— юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных);

— юридические лица, обладающие правом собственности на имущество: все другие юридические лица.

В зависимости от личного или имущественного участия. Хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому, что более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим по степени увеличения предпринимательского риска участников хозяйственные общества и товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

Читайте так же:  Жалоба участковому на соседей за нарушение тишины

по порядку образования. Порядок создания юридического лица также может выступать в качестве критерия классификации: в таком случае юридические лица делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.

по составу учредительных документов. По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица — хозяйственные товарищества, договорно-уставные — общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства: критерии и проверка

Статьи по теме

Отдельные поставщики обладают преимуществами, установленными в статье 30 Закона № 44-ФЗ. Самая распространенная категория таких поставщиков – субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП). Почему важна принадлежность к СМСП, читайте дальше.

Что дает принадлежность к субъектам малого или среднего предпринимательства

Заказчики, работающие по 44-ФЗ, обязаны не менее 15% годового объема закупок производить среди социально ориентированных некоммерческих организаций и лиц, подтвердивших свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства – СМСП (часть 1 статьи 30 44-ФЗ).

Заказчики, работающие в рамках 223-ФЗ, обязаны обеспечить годовой объем закупок у лиц, подтвердивших свою принадлежность к СМСП в размере не менее 18% годового стоимостного объема закупок. При этом не менее 15% годового объема закупок должны составлять договоры, оформленные по результатам торгов, участниками которых были только СМСП (п. 5 Положения об особенностях участия СМСП., утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).

С 2020 года доля закупок у МСП должна составлять не менее 20 процентов вместо прежних 18. Изменился также обязательный процент закупок — до 18% вместо 15% (постановление Правительства от 01.08.2019 № 1001).

Что такое принадлежность к СМП

В соответствии с требованиями 209-ФЗ (закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007) к ним относятся: индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, производственные и потребкоперативы, если:

  • численность их штата не превышает 250 человек;
  • годовой доход не превышает 2 млрд. рублей (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

Принадлежность к субъектам МСП ССП имеют также хозяйственные товарищества, общества и партнерства, если они кроме указанных выше соответствуют также одному из следующих условий:

  • суммарная доля РФ, ее субъекта, муниципалитета, религиозной организации, благотворительного фонда не превышает 25%, а доля иностранного капитала 49% в уставном или складочном капитале общества или товарищества;
  • иностранное юрлицо не является оффшорным (требования к его участникам не предъявляются);
  • хозобщество, чьи акции отнесены к акциям инновационного сектора экономики, имеет статус участника «Сколково», его деятельность заключается во внедрении результатов интеллектуальной деятельности, его учредители включены в перечень.

Как узнать принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства того или иного лица, расскажем далее.

Как подтвердить принадлежность к субъектам малого предпринимательства

Не достаточно указать принадлежность в анкете, необходимо эту принадлежность задекларировать (часть 3 статьи 30 44-ФЗ). Составьте отдельный документ – декларацию, там укажите принадлежность компании к субъектам МСП.

По 223-ФЗ действует другое правило. Декларацию о принадлежности организации к субъектам малого и среднего предпринимательства могут предоставлять только вновь созданные юрлица или зарегистрированные предприниматели. Остальные свою принадлежность доказывают выпиской из единого реестра СМСП.

Выписка из реестра

Единый реестр СМСП ведет Федеральная налоговая служба. Найти его можно по ссылке.

Чтобы проверить, необходимо ввести название юрлица либо его ИНН, либо ОГРН. Если информация в реестре отсутствует, то выйдет надпись «по заданным параметрам ничего не найдено». Принадлежность к МСП по ИНН будет подтверждена, если сведения об организации есть в реестре. Её подтвердит выписка, которая может быть получена в электронной форме или на бумаге.

Образец выписки содержит в себе:

  • дату, когда сведения были сформированы;
  • номер документа;
  • название лица, чью принадлежность к субъектам МСП по ИНН подтверждает;
  • дату включения юрлица в реестр;
  • категорию СМСП;
  • данные о среднесписочной численности сотрудников и т. д.

Основы российского права

Юридические лица: понятие и виды

Развитой товарно-денежный оборот ставит перед людьми несколько проблем.

  1. Как быть в случае необходимости совершения крупных сделок, если капитала каждого отдельного участника для этого недостаточно, но они желают объединить свои усилия?
  2. Как оформлять сделки, совершаемые от имени всех лиц, сложивших капитал?
  3. Как можно уменьшить риск имущественной ответственности при совершении сделок подобного рода?

Первыми эти проблемы попытались разрешить древние римляне, сообразив, что некоторой совокупности имущества можно даровать самостоятельную активную жизнь, представив ее в виде отдельного лица, участника имущественного оборота. Сама же конструкция самостоятельного лица позволяет сконцентрировать значительный капитал в одних руках, сделать более простым и удобным деловой оборот, а также уменьшить ответственность тех лиц, которые реально стоят за спиной юридического лица, т.е. тех, кто участвует в нем своим имуществом.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет отраженное на самостоятельном балансе или в смете обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Можно выделить следующие признаки юридического лица.

1. Юридическое лицо — это организация. Признак организационного единства предполагает не простую совокупность людей, а и наличие устойчивых существенных связей между ними, структурную и функциональную дифференциацию, определенную иерархию, разделение труда. При этом, как правило, определяющее значение для юридического лица имеют не конкретные личности участников, а указанные связи. Это требование воплощается в четкой внутренней структуре организации, наличии органов управления, структурных подразделений, которые в единстве позволяют решать задачи юридического лица. Организационное единство документально закреплено в уставе, учредительном договоре, где определяются наименование юридического лица, порядок управления деятельностью юридического лица, состав и компетенция органов управления и т.д.

Читайте так же:  Переход на электронные больничные листы для работодателя

2. Наличие обособленного имущества. Данный признак означает следующее:

3. Способность отвечать по обязательствам своим имуществом. По общему правилу юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Обратная сторона этого правила: участники (учредители) юридического лица не отвечают по его долгам своим имуществом. Только в порядке исключения можно возложить бремя имущественной ответственности на собственность участников (например, в полных товариществах).

4. Способность выступать в имущественном обороте от своего имени. Юридическое лицо, выступая в имущественном обороте, обладает фирменным наименованием, закрепленным в учредительных документах. Заключая сделки, юридическое лицо приобретает права и обязанности для себя, а не для участников или структурных подразделений. Это отличает его от представительств и филиалов, которые, не являясь по общему правилу юридическими лицами, действуют по доверенности создавших их юридических лиц и, заключая договоры, приобретают права и обязанности для юридического лица.

5. Возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде.

Виды юридических лиц.

В гражданском законодательстве классификация юр.лиц даётся по целям их деятельности (2).
В соответствии с этим юр.лица делятся на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации – юр.лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Некоммерческие организации – юр.лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Коммерческие организации

Хозяйственные товарищества – договорные объединения нескольких лиц, физических и / или юридических, для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Подразделяются на:
Полные товарищества – ХТ, участники которых солидарно* несут субсидиарную* ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Учредителями полного товарищества могут быть физ.лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью, и юридические лица (коммерческие организации). Управление деятельностью ПТ осуществляется по общему согласию всех участников, специальных органов не создаётся. Имущество ПТ создается за счёт вкладов участников, а также доходов, полученных на законных основаниях, и принадлежит всех участникам на правах долевой собственности. Прибыли и убытки распределяются пропорционально внесённому вкладу. Для создания ПТ достаточно составить учредительный договор. Наличие устава закон не требует. Содержание учредительного договора:
Фирменное наименование, могут быть фамилии всех участников или одного и слово «Компания»
Вклад каждого из участников
Характер распределения прибыли и убытков
Срок функционирования

Ввод нового товарища с согласия всех участников. Выход – необходимо уведомить за 6 месяцев. Выбывшему участнику выплачивается стоимость части имущества, соответствующей его вкладу. Выбывший несёт ответ по обязательствам в течение 2 лет.
Ликвидация на общих основаниях в случае выхода, смерти одного из двух, может быть добровольная в связи с истечением срока функционирования, в связи с достижением цели.
Численность полного товарищества от 2 до 5 человек. Один преобразуется в хозяйственное общество.

Товарищества на вере (коммандитные) – ХТ, состоящие из 2 категорий участников: полных товарищей и вкладчиков (коммандистов). Коммандисты не отвечают по обязательствам товарищества. Коммандисты вносят взнос в складочный капитал и имеют право на получение части прибыли от деятельности предприятия. Они не участвуют в делах, но несут риск потерять свой взнос. Коммандисты не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества, имеют право знакомиться с балансами и отчётами товарищества. Имеют право распоряжаться своим вкладом независимо от полных товарищей. Имеют право передать или продать любому третьему лицу. Он может в любое время выйти из товарищества, но получит вклад и проценты по нему по истечении финансового года (31.12). Правоустанавливающим документом является учредительный договор, который должен быть подписан всеми участниками.

Коммандитные товарищества называется так, потому что, во-первых, вкладчик доверяет полным товарищам распоряжаться своими деньгами и другим имуществом, во-вторых, доверяет полным товарища право осуществления предпринимательской деятельности. Т-н-В прекращает свою деятельность либо при выбытии из него всех полных товарищей, либо при выбытии всех вкладчиков. При ликвидации вкладчики имеют преимущественное право на получение вкладов после удовлетворения требований кредиторов.

* Солидарно – значит, все вместе.
* Субсидиарная ответственность – дополнительная ответственность.

Производственные кооперативы – добровольные объединения граждан и /или (если это предусмотрено учредительными документами) юридических лиц для совместной производственно-хозяйственной деятельности, и основанные на их личном трудовом участии. Число членов кооператива не менее 5. Учредительный документ – устав.
Имущество, которое находится у ПК, делится на паи его членов в соответствии с участием. Кооператив не вправе выпускать акции. Член кооператива к моменту гос.регистрации должен внести не менее 10%, остальное – в течение года. Прибыли и убытки распределяются в соответствии с трудовым участием. По обязательствам кооператива его члены несут субсидиарную ответственность. Высший орган управления – общее собрание его членов. Собрание может избрать председателя кооператива, который будет вести дела, подписывать документы. Может быть наблюдательный совет.
Член кооператива может выйти из него в любое время, передать/продать паи другому лицу.
По единогласному решению кооператив может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.

5.2 Государственная принадлежность юридических лиц

5.2 Государственная принадлежность юридических лиц

Юридические лица – один из основных субъектов международного частного права. Их правовое положение определяется как внутренним правом отдельных государств и создаваемыми на его основе учредительными документами юридического лица, так и, в отдельных случаях, международными нормативными соглашениями. В международном частном праве следующие два понятия являются наиболее существенными для любого юридического лица:

1) личный статут (закон). Им определяется внутренняя организация юридического лица, формы, сферы его деятельности и правоспособность, обязательный вклад учредителей и других участников, начальный капитал и его форма, права и обязанности учредителей и членов, состав и компетенция руководящих органов юридического лица и т. д.;

2) национальность. Она отличается от понятия гражданства физических лиц – института государственного права, в основе которого лежат принципы «права крови» и «права почвы». В МЧП под национальностью юридического лица следует понимать его принадлежность к определенному государству.

Читайте так же:  Поездка за границу где можно ездить с российскими правами

Национальность юридического лица определяет его личный статут. Поэтому вопрос о том, является ли вообще данное объединение лиц юридическим лицом или нет, решается прежде всего исходя из его национальности. Так, например, по праву Великобритании и США полное товарищество (partnership) не является юридическим лицом, а по законодательству Франции, Японии, России оно обладает таким статусом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Национальность юридического лица дает представление об объеме прав, которое оно может иметь.

Доктриной международного частного права подавляющего большинства стран признано, что юридические лица подчиняются национальным законам, то есть законам государств, к которым они прина

длежат. Основное содержание дискуссии здесь сводится к установлению критерия, который бы позволил определить национальность. Различные государства решают этот вопрос по-разному, опираясь на следующие основные критерии определения национальности юридического лица.

1. Критерий инкорпорации. Используется в странах англосаксонской системы права, России, странах восточной Европы и др. В данном случае личный статут определяется правом того государства, где создано юридическое лицо и зарегистрированы (инкорпорированы) его учредительные документы. При этом факторы, имеющие отношение к месту осуществления хозяйственной деятельности и управлению юридическим лицом, во внимание не принимаются.

2. Критерий местонахождения юридических лиц. Его в основном придерживаются страны континентальной системы права (ФРГ, Франция, Австрия, Швейцария и др., а также Польша), Данный критерий в большинстве своем означает, что определение национальности юридического лица ставится в прямую зависимость от его местонахождения, указанного в уставе и свободно определяемого учредителями. Установление личного закона на основании этого критерия достаточно удобно, так как место официального пребывания корпорации легко проверить и, следовательно, не возникает сложностей относительно получения сведений о ее право– и дееспособности.

3. Критерий основного места деятельности юридического лица. В данном случае определяющим для установления национальности является место осуществления юридическим лицом своей основной деятельности. В МЧП под местом основной деятельности понимается страна, где постоянно находится администрация, официально ведутся дела предприятия, административные документы, бухгалтерские книги, постоянно проводятся переговоры с партнерами и т. д.

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки сделать определение национальности юридических лиц единообразным. Так, в частности, в ст. 1 Гаагской конвенции о признании прав юридического лица за иностранными компаниями, ассоциациями и учреждениями 1956 г. был использован комбинированный критерий инкорпорации и места уставного расположения правления. Однако эта конвенция в силу не вступила.

Исторический опыт показывает, что рассмотренные выше критерии не всегда положительно оценивались в зарубежной правовой доктрине и судебной практике. Они рассматривались в качестве слишком формализованных и не отражающих действительную принадлежность капитала. Ведь возможны ситуации, когда компания образуется по законам одной страны, имеет местонахождение в другой, а осуществляет свою основную деятельность – в третьих. Определить национальность такого предприятия с использованием указанных критериев будет достаточно сложно. Так, например, компания, образованная по законам Франции, но имеющая местонахождение в Англии, будет «безродной». И, наоборот, компания, образованная по законам Англии и имеющая местонахождение во Франции станет, по сути, обладательницей двух национальностей.

Такое положение дел обусловило появление критерия контроля, впервые сформулированного в английской судебной практике, в частности, в рамках процесса по делу Даймлера в 1916 г. Во время его рассмотрения встал вопрос о национальности компании по производству шин, подавляющее большинство акций которой принадлежало германским собственникам. Компания была зарегистрирована в Великобритании в соответствии с ее законами и, следовательно, с точки зрения английского права, должна была рассматриваться в качестве английского юридического лица. Однако суд решил, что в данном случае гораздо важнее установить, кто контролирует компанию и в соответствии с этим определить ее истинную национальную принадлежность. Вполне понятно, что при таком подходе это юридическое лицо было признано германским.

Нетрудно заметить, что данный критерий отличает попытка более широкого, неформального подхода к определению личного закона юридического лица, с учетом всех многочисленных аспектов, его характеризующих: места регистрации, и осуществления основной деятельности; национальности акционеров и служащих; государственного происхождения патентов и товарных знаков, используемых компанией, и т. д.

Таким образом, следует признать, что ни один из существующих критериев определения национальности юридических лиц не является безусловным.

Сегодня все большую роль в определении национальности юридических лиц играют судебные органы. Причем в данном случае судебная практика также нередко прибегает к использованию нескольких критериев. Это означает, что в одном и том же государстве в зависимости от обстоятельств может применяться то один, то другой принцип.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отсутствие единых четких критериев определения национальности юридического лица, а также наличие несовпадающих коллизионных привязок в законодательстве различных стран, посвященных этому вопросу, обусловливает необходимость установления согласованных принципов определения национальности юридических лиц на межгосударственном уровне. Как правило, это происходит в рамках двусторонних договоров о защите иностранных инвестиций и торговых договорах.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  2. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.

  3. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
Принадлежность к виду юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here