Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона

Важная информация в статье: "Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона

115184, Москва, Новокузнецкая ул., 27

Исполнительному директору международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»

127051 г. Москва,
Малый Каретный пер., д. 12

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
о недопустимости нарушения закона

Прокуратурой города Москвы проведена проверка по факту издания и распространения в мечетях г. Москвы листовок с оглавлением «Заключение ДУМАЧР по брошюрам движения «Хизб — ут Тахрир», подписанного сопредседателем Совета муфтиев России, председателем ДУМАЧР, Верховным муфтием Азиатской части России шейхом Нафигуллой Ашировым.

Установлено, что указанное «Заключение. » подготовлено Ашировым Н.Х. по просьбе председателя региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», члена Совета правозащитного центра «Мемориал» Ганнушкиной С.А. и передано ей в нескольких экземплярах.

Указанное «Заключение. » было размещено в сети Интернет на сайте http://www.memo.ru, принадлежащем международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», исполнительным директором которой Вы являетесь.

14.02.2003 Верховным Судом Российской Федерации на основании ст. 25 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» международная организация «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») -организация, которая имеет своей целью устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем воссоздания «Всемирного исламского Халифата», основными формами деятельности которой являются: воинствующая исламская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям, целенаправленная работа по внесению раскола в общество, признана террористической и деятельность ее запрещена на территории Российской Федерации.

Согласно заключению судебной социально-психологической экспертизы, указанное «Заключение. » можно расценивать как пропагандистский материал с точки зрения социальной психологии. Главной его характеристикой является фальсификация фактов и сознательное использование своего религиозного авторитета в политических целях. Так, в указанном тексте пропагандируются идеи и идеология партии «Хизб- ут Тахрир», а следовательно идея создания Халифата в России, и используя свой авторитет, Нафигулла Аширов пропагандирует идеи сопротивления «незаконным» (с его точки зрения) действиям исполнительной и судебной властей Российской Федерации.

Учитывая выводы экспертов о том, что с точки зрения психологии социальной перцепции прагматический эффект оцениваемого «Заключения. » является очень сильным, в предположении реальных обстоятельств его восприятия со стороны российских (верующих) мусульман есть достаточные основания полагать, что распространение, в том числе и через сеть Интернет, такого документа, способствует популяризации идей запрещенной международной организации «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»).

Таким образом, Ваши действия, выразившиеся в допущении размещения на сайте организации указанного «Заключения. «, могут быть расценены как направленные на оправдание действий террористической организации, что не допустимо.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» одной из форм экстремистской деятельности является «осуществление террористической деятельности» либо «иное содействие ее осуществлению».

В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности» на территории РФ запрещается деятельность организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательством. Данный запрет влечет за собой, в том числе, и «. запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации».

Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использовать сети связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 22, ст. 25- 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 1, 3, 5, 6, 12, 17 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»,

Вас — исполнительного директора международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» Жемкову Елену Борисовну, о недопустимости нарушений требований ст. 12 и ст. 17 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Прошу в течение 3 дней с момента получения настоящего предостережения исключить из состава информационного материала сайта http://www.memo.ru в сети Интернет «Заключение ДУМАЧР по брошюрам движения «Хизб -ут Тахрир».

В случае невыполнения изложенных в предостережении требований Вы можете быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Настоящее предостережение Вы вправе обжаловать в суде.

Заместитель прокурора города С.Ю. Лапин

Предостережение мне объявлено (подпись Е.Жемковой), его сущность и право на обжалование вышестоящему прокурору или в судебном порядке разъяснены
__Е.Жемкова__ ,
(подпись)
26 февраля в 11.45

Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 июля 1999 года N 39/7

О применении предостережения о недопустимости нарушения закона

(с изменениями на 16 октября 2000 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 134.
____________________________________________________________________

Статьей 25_1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Для обеспечения законности и единообразия применения этого правового средства реагирования в практической деятельности органов прокуратуры

предлагаю:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.

Читайте так же:  Что отражают права человека

1.1. Применение предостережения отнесено Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применять только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

1.2. Предостережение объявлять во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

1.3. При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования.

1.4. Предостережение о недопустимости нарушения закона применять только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

2. Установить, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

2.1. Предостережение объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.

2.2. Предостережение оформлять в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

2.3. Предостережение должностному лицу объявлять под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

3. Обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении. Применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности.

4. Разъяснять должностным лицам, что согласно требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд. В случае удовлетворения жалобы предостережение признается недействительным, о чем сообщается заявителю органом, принявшим такое решение.

5. Ежегодно изучать эффективность объявления должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона. Результаты обсуждать при необходимости на заседаниях коллегии органов прокуратуры с принятием необходимых мер по совершенствованию этой деятельности (пункт в редакции приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 134.

6. Организационно-контрольному управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Смирнову Г.П.) подготовить изменения в статистический отчет о работе прокурора по форме П, утвержденный постановлением Госкомстата России от 16.02.93 N 20 (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 06.08.97 N 49), для отражения результатов применения предостережения о недопустимости нарушения закона (начиная с отчета о работе за 1999 год).

7. Контроль за выполнением настоящего Указания возложить на соответствующих заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным, другим прокурорам специализированных прокуратур.

И.о. Генерального прокурора
Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса
Ю.Я.Чайка

Приложение. Предостережение о недопустимости нарушения закона

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
о недопустимости нарушения закона

Прокурорский надзор

Объявление предостережений о недопустимости нарушения закона

Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 31-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»» восстановлено право прокуроров объявлять предостережение о недопустимости нарушения закона, которыми они ранее обладали в соответствии с Законом о прокуратуре СССР (п. 7 ст. 23). В связи с этим можно говорить о серьезном пополнении арсенала правовых средств прокурора, направленных на предупреждение правонарушений, в том числе и преступлений.

Согласно ст. 25 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Таким образом, законодатель совершенно определенно высказался в том, что:

  • во-первых, правом объявления предостережения обладают только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;
  • во-вторых, предостережение объявляется только должностным лицам;
  • оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
  • предостережение объявляется только в письменной форме;
  • предостережение применяется в целях предупреждения правонарушений. Иными словами, положения ст. 25 Закона о прокуратуре не подлежат расширительному толкованию.

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. или в подготовительных действиях, например в даче распоряжения подчиненным работникам о подготовке проекта правового акта, противоречащего законам, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям.

Читайте так же:  Как прописать человека через госуслуги пошаговая инструкция

Речь может также идти и о бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопущению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причинением вреда публичному и личному (частному) интересу.

Подытоживая сказанное, нельзя не прийти к выводу, что готовящиеся противоправные деяния — это в подавляющем большинстве уже совершенные или совершаемые, но пока еще не представляющие большой общественной опасности правонарушения (нарушения законов), которые, не будучи пресеченными, могут перерасти в более опасные нарушения законов, не исключая и преступления.

Поэтому основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений прокуроры могут использовать внесение протестов и представлений. Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся совершить единоличные противоправные действия (бездействие), не влекущие по своей общественной опасности уголовной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам, либо государственным или общественным интересам.

Применяя предостережение и тем самым непосредственно обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъясняет должностному лицу требования соответствующих правовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправные действия не будут прекращены.

Поэтому предостережение правомерно рассматривать и как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствующих законов должностным лицам, нарушенных ими, повышения их правовых знаний.

Предостережение о недопустимости нарушения закона следует оформлять на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения. Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заявления).

Продолжение противоправной деятельности либо совершение нового правонарушения после применения к должностному лицу предостережения должно влечь за собой более строгие меры прокурорского реагирования. Совершение лицом административного проступка или преступления после применения к нему предостережения следует рассматривать как обстоятельства отягчающие наказание.

Ведь должностное лицо, игнорируя требования прокурора как официального представителя федерального надзорного органа, продолжило совершение противоправных действий. Поэтому было бы целесообразно включить в ст. 63 УК РФ самостоятельный пункт «Совершение преступления лицом, к которому в течении года объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона». Соответствующим пунктом можно было бы дополнить ст. 4.3 «Обстоятельства, отягчающие наказание за административное правонарушение» Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представляется, что предостережение о недопустимости нарушения закона следовало бы применять и к руководителям коммерческих организаций (управляющим, директорам, председателям и их заместителям). В связи с этим было бы разумным внести соответствующие дополнения в ст. 251 Закона о прокуратуре.

На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора. Они должны добиваться, чтобы содержащиеся в актах реагирования требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений закона.

Хорошие результаты в плане предупреждения нарушений законов достигаются тогда, когда вся законоохранная деятельность прокуратуры протекает в условиях гласности. Существенную роль в этом играет информация о состоянии исполнения законов и принимаемых прокуратурой мерах по устранению и предупреждению нарушений законов, направляемые в органы представительной и исполнительной власти.

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» (с изменениями и дополнениями)

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7
«О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»

С изменениями и дополнениями от:

16 октября 2000 г.

Статьей 25.1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Для обеспечения законности и единообразия применения этого правового средства реагирования в практической деятельности органов прокуратуры предлагаю:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.

1.1. Применение предостережения отнесено Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применять только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

1.2. Предостережение объявлять во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Читайте так же:  Споры, связанные с взысканием долгов по расписке

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Видео (кликните для воспроизведения).

1.3. При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования.

1.4. Предостережение о недопустимости нарушения закона применять только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

2. Установить, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

2.1. Предостережение объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.

2.2. Предостережение оформлять в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

2.3. Предостережение должностному лицу объявлять под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

3. Обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении. Применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности.

4. Разъяснять должностным лицам, что согласно требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд. В случае удовлетворения жалобы предостережение признается недействительным, о чем сообщается заявителю органом, принявшим такое решение.

Информация об изменениях:

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 16 октября 2000 г. N 134 в пункт 5 настоящего указания внесены изменения

5. Ежегодно изучать эффективность объявления должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона. Результаты обсуждать при необходимости на заседаниях коллегий органов прокуратуры с принятием необходимых мер по совершенствованию этой деятельности.

6. Организационно-контрольному управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Смирнову Г.П.) подготовить изменения в статистический отчет о работе прокурора по форме П, утвержденный постановлением Госкомстата России от 16.02.93 N 20 (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 06.08.97 N 49), для отражения результатов применения предостережения о недопустимости нарушения закона (начиная с отчета о работе за 1999 г.).

7. Контроль за выполнением настоящего Указания возложить на соответствующих заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным, другим прокурорам специализированных прокуратур.

Приложение: образец предостережения на 1 л.

И. о. Генерального прокурора
Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»

Текст указания официально опубликован не был

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 октября 2000 г. N 134

Объявление прокурором предостережений о недопустимости нарушений закона

Порядок объявления прокурором предостережений. Анализ сущности предостережений. Понятие «готовящиеся противоправные деяния». Цели применения предостережения о недопустимости нарушения закона. Ответственность за продолжение противоправной деятельности.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.01.2016
Размер файла 19,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Объявление прокурором предостережений о недопустимости нарушений закона

Согласно ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения закона:

— руководителям общественных (религиозных) объединений (при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности);

— иным лицам (при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности).

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Таким образом, законодатель совершенно определенно высказался в том, что:

— правом объявления предостережения обладают только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;

— предостережение объявляется только должностным лицам;

— оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;

— предостережение объявляется только в письменной форме;

— предостережение применяется в целях предупреждения правонарушений.

Иными словами, положения ст. 25.1 Закона о прокуратуре не подлежат расширительному толкованию. прокурор предостережение противоправный

Читайте так же:  Инвестиционный договор между физическими лицами

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся совершить единоличные противоправные действия (бездействие), не влекущие по своей общественной опасности уголовной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам, либо государственным или общественным интересам.

Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться:

— в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д.

— в подготовительных действиях, например в даче распоряжения подчиненным работникам о подготовке проекта правового акта, противоречащего законам, вступление, в действие которого приведет к негативным последствиям;

— в бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопущению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причинением вреда публичному и личному (частному) интересу.

Таким образом, готовящиеся противоправные деяния — это в подавляющем большинстве уже совершенные или совершаемые, но пока еще не представляющие большой общественной опасности правонарушения (нарушения законов), которые, не будучи пресеченными, могут перерасти в более опасные нарушения законов, не исключая и преступления.

Поэтому основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

Применяя предостережение и тем самым непосредственно обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъясняет должностному лицу требования соответствующих правовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправные действия не будут прекращены. Поэтому предостережение правомерно рассматривать и как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствующих законов должностным лицам, нарушенных ими, повышения их правовых знаний.

Предостережение о недопустимости нарушения закона оформляется на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения. Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заявления).

Продолжение противоправной деятельности либо совершение нового правонарушения после применения к должностному лицу предостережения должно влечь за собой более строгие меры прокурорского реагирования. Совершение лицом административного проступка или преступления после применения к нему предостережения следует рассматривать как обстоятельства отягчающие наказание.

Ведь должностное лицо, игнорируя требования прокурора как официального представителя федерального надзорного органа, продолжило совершение противоправных действий. Поэтому было бы целесообразно включить в ст. 63 УК РФ самостоятельный пункт «Совершение преступления лицом, к которому в течение года объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона». Соответствующим пунктом можно было бы дополнить ст. 4.3 «Обстоятельства, отягчающие наказание за административное правонарушение» Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представляется, что предостережение о недопустимости нарушения закона следовало бы применять и к руководителям коммерческих организаций (управляющим, директорам, председателям и их заместителям). В связи с этим было бы разумным внести соответствующие дополнения в ст. 251 Закона о прокуратуре.

На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора. Они должны добиваться, чтобы содержащиеся в актах реагирования требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений закона.

Хорошие результаты в плане предупреждения нарушений законов достигаются тогда, когда вся законоохранная деятельность прокуратуры протекает в условиях гласности. Существенную роль в этом играет информация о состоянии исполнения законов и принимаемых прокуратурой мерах по устранению и предупреждению нарушений законов, направляемые в органы представительной и исполнительной власти.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015)

2. Бобров, В. К. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / В. К. Бобров. М.: Издательство Юрайт, 2013. 207 с.


3. Прокурорский надзор : учебник для бакалавров / Ю. Е. Винокуров [и др.] ; под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. 11-е изд., перераб. и доп. М. :Издательство Юрайт, 2014. 479 с.


4. Прокурорский надзор: учебник / ред. А. Я. Сухарев. — Москва: НОРМА: ИНФРА-М, 2015. — 480 с.

Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.

Предостережениео недопустимости нарушения закона имеет целенаправленный профилактический характер и применяется, когда прокурор в процессе осуществления общего надзора получает сведения о том, что должностные лица объектов надзора готовятся совершить противоправные деяния.

При наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, предостережение о недопустимости нарушения закона направляется также руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Применение предостережений – исключительная компетенция прокурора и его заместителя. Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо правам и свободам граждан. Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется лицу под расписку непосредственно в прокуратуре. Прокурорский надзор за исполнением законов осуществляется на всех уровнях,в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов РФ, прокуратурах городов и районов, а также приравненных к ним специализированных прокуратурах.

Читайте так же:  Вопрос о предоставлении отпуска за свой счет

На Генеральную прокуратуру РФвозложен надзор за законностью правовых актов федеральных министерств и ведомств, всероссийских общественных объединений, который обеспечивается Главным управлением по надзору за исполнением федерального законодательства. В состав Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства входят: управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики; управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан; управление по надзору за исполнением законов на транспорте, в таможенной и экологической сферах; организационно-методический отдел.

Соответствующие подразделения по осуществлению общего надзора образованы впрокуратурах субъектов РФи приравненных к ним специализированных прокуратурах. На прокуратуры субъектов РФ возложен надзор за законностью правовых актов республиканских министерств, ведомств и общественных объединений, органов исполнительной власти и управлений субъекта РФ, региональных общественных объединений. Районные (городские) прокуратурыи приравненные к ним специализированные прокуратуры осуществляют надзор за иными местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями. Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов в районных (городских) прокуратурах закрепляется за конкретным работником прокуратуры (помощником).

Надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частямии учреждениями осуществляется военными и соответствующими специализированными прокуратурами.

Прокурорский надзор осуществляется гласно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9262 —

| 7379 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Предостережение о недопустимости нарушения закона

Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов ПН, которыми в соответствии с Законом о прокуратуре являются: протест, постановление, представление и предостережение. Выбор формы реагирования осуществляется по усмотрению прокуро­ра и зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, последствий, вызванных наруше­нием законов, степени вины правонарушителей.

Предостережение о недопустимости нарушения закона име­ет целенаправленный профилактический характер и применяет­ся, когда прокурор в процессе осуществления общего надзора получает сведения о том, что должностные лица объектов над­зора готовятся совершить противоправные деяния.

В целях предупреждения совершения противоправных дея­ний и недопущения их общественно опасных последствий про­курор в тексте предостережения сообщает указанным лицам об имеющейся в его распоряжении информации о готовящихся про­тивоправных деяниях и о том, что при совершении деяний они могут быть привлечены к ответственности в установленном за­коном порядке.

Применение предостережений — исключительная компетенция прокурора и его заместителей.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным инте­ресам, либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется должностному лицу под расписку непосредствен­но в прокуратуре.

Статья 25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. (часть первая в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8288 —

| 7918 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.

  2. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.

  3. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here