Правовые основы соцзащиты и материального обеспечения военнослужащих

Важная информация в статье: "Правовые основы соцзащиты и материального обеспечения военнослужащих" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Правовые основы соцзащиты и материального обеспечения военнослужащих

Название работы: Правовые основы материального обеспечения военнослужащих воинских частей

Предметная область: Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Описание: Правовые основы материального обеспечения военнослужащих воинских частей В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в России разработаны и приняты нормативноправовые акты об их социальном обеспечении.

Дата добавления: 2013-04-04

Размер файла: 108.63 KB

Работу скачали: 47 чел.

Правовые основы материального обеспечения военнослужащих воинских частей

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в России разработаны и приняты нормативно-правовые акты об их социальном обеспечении, правах и льготах. Основными являются федеральные законы: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».

Они способствуют повышению социальной защищенности военнослужащих, укреплению стабильности их социального положения, сохранению значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы.

Согласно статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров и начальников.

Законом «О статусе военнослужащих» установлен широкий спектр социальных льгот для военнослужащих, которые должны компенсировать моральные и физические нагрузки на военнослужащих, обусловленные исполнением служебных обязанностей.

Под льготами для военнослужащих понимаются предусмотренные федеральным законодательством права и преимущества различного характера, а также освобождение (полное или частичное) от установленных государством обязанностей для других категорий граждан Российской Федерации.

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативно-правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей также является функцией государства и предусматривает:

  1. реализацию прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащих органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
  2. совершенствование механизмов и институтов социальной защиты военнослужащих;
  3. охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

В Законе «О статусе военнослужащих» дается перечень лиц, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К таким лицам закон относит:

  1. военнослужащих и членов их семей;
  2. граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Сил государств — участников СНГ, и членов их семей;
  3. граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах СССР, Пограничных, Внутренних и Железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членов их семей.

В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты Государственной Думы по: обороне, безопасности, делам ветеранов и социальной политике.

Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих.

В Совете Федерации этими вопросами в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны.

В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ.

Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Главенствующая роль в организации военно-социальной работы непосредственно в войсках принадлежит командиру воинской части. Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир части издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир в изданных им актах указывает конкретных исполнителей законов и что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и порядок действия подчиненных при их выполнении. Так, в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ командир полка: утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени; принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава; рассматривает и утверждает раскладку продуктов на неделю, организует ежедневный контроль за качеством приготовления и полнотой выдачи пищи, еженедельно лично проверяет качество приготовления пищи.

Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил РФ заместитель командира полка по воспитательной работе отвечает за действенность работы по социально-правовой защите военнослужащих, за социально-правовое обеспечение. На него возлагается обязанность организовывать и проводить работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, знать их нужды и запросы, принимать меры к своевременному разрешению обоснованных жалоб и заявлений, а также восстановлению нарушенных прав.

Обеспечение социальной и правовой защищенности военнослужащих и ее совершенствование — одна из важнейших обязанностей командиров (начальников) всех рангов. Это определено законами, воинскими уставами и является необходимым и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения боевой готовности и боеспособности войск (см. схему 1).

Материальное обеспечение военнослужащих реализуется через право на труд посредством военной службы. Законодательство устанавливает, что государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

Центральное место в системе социально-правовой защиты военнослужащих занимает их денежное довольствие, которое по размеру должно быть сопоставимо с ростом уровня цен в стране, положением защитника Отечества в обществе, а также не должно быть ниже денежного содержания федеральных государственных служащих. Не вызывает сомнений тот факт, что денежное содержание военнослужащих, при наличии моральных стимулов к службе Отечеству, должно стимулировать военную службу.

Денежное довольствие военнослужащих состоит из ежемесячных выплат по воинской должности и по воинскому званию, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания (схема 2).

Нормативно – правовая база социальной защиты военнослужащих

Одним из важных составляющих факторов социальной защиты военнослужащих и членов их семей является правовое закрепление льгот, пособий и компенсаций, которые возмещают трудности прохождения службы, а также ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, обусловленные особенностями и спецификой военной службы. Реализация этих прав протекает в условиях сложной социально-экономической обстановки и правового нигилизма, поэтому является острой проблемой в деле социальной защиты военнослужащих.

Читайте так же:  Акционерное общество (ао)

Гарантированная социальная защищенность военнослужащих создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном итоге, вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом будет зависеть успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.

Основополагающим документом военно-социальной работы является Конституция РФ. Статья 7 Конституции РФ содержит один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики.

В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов», «О ветеранах», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».

Во исполнение этих законодательных актов принято более 50 Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других документов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их предоставления.

Созданная законодательная база является основой для проведения работы по социальной защите человека в военной форме.

Таким образом, законодательство Российской Федерации нацелено, прежде всего, на повышение социальной защищенности военнослужащих, повышение стабильности их социального положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы.
Согласно статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Закон также определяет, что реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей могут также содействовать общественные объединения.

Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, в которой говорится: «Государство гарантирует социальную и правовую защищенность военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшения условий службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагаются на органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного управления и командиров (начальников)».

В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты Государственной Думы по труду и социальной политике, по обороне, по делам ветеранов, по безопасности.

Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих. По инициативе комитета регулярно проводятся парламентские слушания по этим проблемам.

В Совете Федерации вопросами социальной защиты военнослужащих в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны.
При Президенте Российской федерации созданы и действуют Комиссия по правам человека. Временная наблюдательная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан. Совет по социальной политике, другие органы, которые также вносят свой вклад в решение социальных проблем военнослужащих.

В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ, которое согласно статье 15 Федерального закона «Об обороне» несет ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, организует обеспечение Вооруженных Сил материальными средствами и услугами по их запросам, руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, решает другие вопросы на основе и во исполнение принятых Государственной Думой и утвержденных Президентом России законов.

Важное место в системе органов исполнительной власти, занимающихся решением проблем социальной защиты военнослужащих, принадлежит Министерству труда и социального развития, в рамках которого создан и функционирует Департамент по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Значительную роль в обеспечении социальных гарантий военнослужащих занимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Согласно статье 7 Федерального закона «Об обороне» в их функции входит обеспечение потребностей Вооруженных Сил в материальных средствах и других ресурсах и услугах, по их заказам; обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях для граждан в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей.

Вопросами социальной защиты этих категорий граждан в Российской Федерации занимаются также многочисленные общественные объединения — советы, фонды, ассоциации и т. п.

Сегодня в нашей стране зарегистрировано более сотни общественных организаций, которые приоритетным направлением своей деятельности считают социальную защиту военнослужащих, ветеранов и инвалидов военной службы, а также членов их семей. Налаживание конструктивного сотрудничества с этими неправительственными организациями, общественными объединениями, координация их усилий в деле обеспечения социальной защиты военнослужащих относятся к числу важнейших задач военно-социальной работы.

Непосредственно в рамках Вооруженных Сил военно-социальная работа организуется Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об обороне» Министерство обороны заказывает и финансирует производство и закупку продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил, обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала армии и флота, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

С помощью правовых средств министр обороны через Генеральный штаб, своих заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений обеспечивает строгое и точное выполнение в войсках (силах) законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, а также собственных решений по социальной защите военнослужащих на основе выделяемых Министерству обороны материальных и денежных средств, прежде всего — из федерального бюджета.

[1] Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами. Изд. 4-е, доп. и переработ. / Под ред. С.А. Кравченко. М.: Экзамен, 2001. С. 512.

[2] Якушев Л.П. Социальная защита. М.: Государственная академия управления им. Орджоникидзе, 1998. С. 20-23.

[3] Герасимов А.В., Лоза Г.Г. Социальная защищенность военнослужащих. М: Норма, 2001. С.54.

[4] Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к федеральному закону о «Статусе военнослужащих». М.: Норма, 2003. С. 201.

Читайте так же:  Закрытый аукцион в электронной форме 44 фз

[5] Гаврилов Ю. Удовольствие от довольствия // Российская газета. 2011. 12 марта. С. 10.

16. Правовые основы социальной защищенности офицеров и членов их семей

1. Для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

2. Правовая защита офицеров и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

3. Социальная защита офицеров и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

* реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

* совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

* охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров.

5. Никто не вправе ограничивать офицеров и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав офицеров и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

17. Ответственность военнослужащих

1. Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

2. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

3. За административные правонарушения военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

4. За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

6. За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы социальной защиты и социальное обеспечение военнослужащих

Автор: Blast___Off • Ноябрь 18, 2018 • Реферат • 2,667 Слов (11 Страниц) • 65 Просмотры

Министерство образования и науки РФ

Частное учреждение профессионального образования

Юридический полицейский колледж

Кафедра правовых и прикладных дисциплин

по Теории государства и права

Студент гр. 203/204 ПС _____________ Шадыкин И.М.

«Право и организация социального

Руководитель работы _____________ Мануева Ю.А.

Актуальность темы работы. Социально-экономические процессы, связанные с развитием рыночных отношений в Российской Федерации, затронули практически все слои общества. Они существенно изменили отношения граждан к устроившимся за многие годы экономическим ценностям. Естественно, данные процессы нашли свое отражение и в Вооруженных Силах, и во всем оборонном комплексе России.

Назрели серьезные вопросы экономического обеспечения национальной безопасности и могущества страны, военной экономики и оборонно-промышленного потенциала, коммерциализации военно-экономических процессов, стали очевидны ограниченные возможности государства по всестороннему обеспечению Вооруженных Сил.

При этом в ходе социальных реформ все большее значение приобретают социальные вопросы в отношении военнослужащих. Именно поэтому в системе государственного регулирования военной службы особое место занимают законодательные акты, закрепляющие социально-экономические гарантии военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Функционирование Вооруженных Сил в условиях рыночных отношений требует от органов государственного и военного управления проведения активной социальной политики в отношении военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности.

По нашему мнению, неотъемлемой частью социально-экономической политики государства является совершенствование пенсионного обеспечения и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей. Реально действующая система социально-экономических гарантий военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в значительной мере определяет отношение общества к военнослужащим, значимость Вооруженных Сил как важнейшего института государства.

Кроме этого, одним из важнейших параметров, влияющих на боеготовность армии и флота, является проводимая государством политика в вопросах повышения престижа военной службы, формирования у граждан страны уважение к военной профессии. Указанные мероприятия должны быть подкреплены социальной защищенностью военнослужащих и членов их семей не только в период службы, но и после увольнения в запас (отставку). Все это позволит увеличить приток в армию высокообразованных, хорошо подготовленных специалистов, способных внести существенный вклад в укрепление обороноспособности государства.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: наличием проблем социально-экономического положения военнослужащих ввиду сокращения бюджетных ассигнований в сферу обороны страны; несовершенством действующей системы удовлетворения потребностей военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей, недостаточно адаптировавшейся к функционированию в рыночных условиях; особенностями функционирования рынка труда, формирования его отраслевой структуры.

Объект исследования — система государственного социального обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей, на современном этапе развития Российской Федерации.

Энциклопедия

Совокупность социально-экономических и организационных предпосылок, условий, средств, способов, способствующих полной реализации прав и свобод военнослужащих и членов их семей. После закрепления в нормативных правовых актах социальные гарантии приобретают признаки юридических (правовых) гарантий, становясь юридическим механизмом защиты прав, свобод и компенсаций.

Так, например, можно выделить следующие группы и виды С.г. военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:

Гарантии реализации права на труд: назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе; повышение квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора; увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении; время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы; время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

Читайте так же:  Кто в первую очередь попадает под сокращение

Гарантии продовольственного, вещевого обеспечения, торгово-бытового обслуживания: организация питания по месту военной службы – для отдельных категорий военнослужащих; обеспечение вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ; право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации в размере и порядке, устанавливаемых Правительством РФ; обеспечение банно-прачечным обслуживанием по нормам, установленным Правительством РФ.

Страховые гарантии. Право на возмещение вреда: военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета; в случае гибели (смерти), наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, либо их смерти членам семей выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия; при досрочном увольнении военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) с военной службы (военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия; убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Гарантии обжалования неправомерных действий: право на использование несудебных способов защиты; право на обращение в суд.

Гарантии на получение юридической помощи: обеспечивается право на защиту в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральными законами могут быть установлены и другие гарантии как для различных категорий военнослужащих, так и для военнослужащих, проходящих военную службу в особых условиях.

Особенности социальной и правовой защиты военнослужащих: кто и как обеспечивает их права

Военнослужащие пользуются социальными льготами и привилегиями, общими для всех граждан Российской федерации. Однако защита военнослужащих в правовом и социальном плане имеет свои отличительные свойства по сравнению с государственной защитой интересов остальных групп населения, что связанно с особенностями их службы в интересах государства и общества.

Правовые основы статуса и правового положения военнослужащего устанавливаются Конституцией РФ, Федеральными законами и законодательными нормами.

Особенности государственной поддержки военнослужащих

Военнослужащие имеют целый ряд значительных ограничений, связанных с тем, что единственным средством существования для них является получение доходов от государства, они не вправе заниматься другими видами деятельности для извлечения доходов.

Кроме того, в отличие от других граждан, военнослужащий имеет ограничение свободного передвижения и нескольких других прав, характерных для обычных граждан.

Поэтому всесторонняя поддержка лиц, находящихся в действующей армии или уволенных с военной службы, и членов их семей входит в число первоочередных задач государства и подразумевает целый комплекс мер:

  1. Военнослужащие обеспечиваются льготами и гарантиями через органы федеральной и местной власти, в соответствии с их военными должностями, полученными званиями, стажем, сложностью, условиями и порядком несения службы.
  2. Обеспечивается возможность для полноценной жизни и деятельности, в зависимости от роли и места военной службы в государстве, с целью наиболее эффективного исполнения служебных обязанностей.
  3. Поддерживается жизнь и здоровье военнослужащих.
  4. Государство гарантирует правовую и социальную защиту прав.
  5. Совершенствуются меры и средства по обеспечению этих прав.

В статье 3Федерального закона «О статусе военнослужащего» прописано, что социальная и правовая защита военнослужащих считается областью деятельности:

  • органов федеральной власти и местного самоуправления;
  • правоохранительных органов (в границах их полномочий);
  • командиров частей и органов военного управления;
  • федеральных судов общей юрисдикции.

Важно!Государство занимается реализацией целого комплекса мер по социально-правовой защите военнослужащих с целью превращения их в активную социальную группу, способную полноценно защищать интересы страны и имеющую высокий авторитет.

Это определено положениями закона «О статусе военнослужащего» (ФЗ №76 от 27.05.1998 г), Положением «О прохождении воинской службы» от 16.09.1999. Для военнослужащих настоящими правовыми актами создана всеобъемлющая правовая база, а также условия по улучшению их экономического положения.

Социальная защита военнослужащих

Социальными гарантиями, различными видами компенсаций обеспечивают военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей.

Членом семьи считают:

  • супруга (супругу);
  • ребенка младше 18 лет;
  • детей старше 18 лет — инвалидов детства;
  • детей до 23 лет — студентов дневных отделений ВУЗов;
  • иждивенцев военнослужащих.

Социальное обеспечение охватывает систему наделения льготами, денежным довольствием, дополнительными выплатами, страхованием.На сегодняшний день государственная защита военнослужащих реализуется через несколько программ для обеспечения военнослужащих жильем.

Для этих целей внедрена практика:

  • выделения военнослужащим и гражданам, нуждающимся в переселении из военных городков, жилищных сертификатов;
  • выплаты денежных сумм на компенсацию найма (поднайма) квартир военнослужащим по контракту;
  • выделения служебного жилья на период службы с одновременным накоплением средств на счетах военнослужащих для покупки жилья при увольнении.

Это дает возможность после 15 лет службы купить жилье в любом выбранном самим военнослужащим населенном пункте.

Военнослужащий имеет право на следующие виды довольствия:

  1. Государство выплачивает заработную плату и иные выплаты в зависимости от воинской должности и присвоенного звания.
  2. В частях, где предусматривается, в соответствии с законодательством, система премирования, а также воинам-контрактникам по окончании календарного года или за отличное выполнение своих обязанностей, выделяется премия в размере трех окладов.
  3. При переезде воина-контрактника на новое место, с получением новой должности, при поступлении в военные образовательные учреждения, при передислокации части предусмотрена денежная компенсация.
  4. Производятся дифференцированные выплаты в связи со сложностью, напряженностью, специальным режимом службы (до 120% оклада).
  5. При прохождении службы в условиях Крайнего севера, в регионах с неблагоприятными условиями установлены коэффициенты и процентные надбавки. Это же касается тех, кто служит за рубежом

Кроме того, некоторые военнослужащие вправе получить средства на обзаведение имуществом в течение 3-х месяцев при назначении на службу после окончания военного учебного заведения, заключении первого контракта на срок более 5 лет, а также при заключении первого брака.

Командировочные выплаты производятся в порядке и размерах, установленных законодательством РФ.

Кроме того, предусмотрены следующие льготы:

  1. При выходе на пенсию по выслуге, полагается ежемесячная выплата до 50% от суммы той пенсии, которая могла бы быть назначена.
  2. Право на 50% снижение суммы коммунальных выплат, жилья после 20 лет службы.
  3. Военнослужащим–контрактникам компенсируется сумма взимаемого с их денежного довольствия НДФЛ.
  4. При совмещении должностей контрактником, ему выплачивается 50% оклада по дополнительной должности.

Важно! Денежное довольствие военнослужащих имеет поступательный рост, к нему полагаются надбавки за командование (руководство подразделением), с учетом сложности, напряженности и специального режима. Размер оклада военнослужащего приравнен к категории федеральных государственных служащих.

Кроме того, за счет монетизации некоторых льгот выплачивается денежная компенсация за отказ от права получать те или иные виды поддержки.

Читайте так же:  Оказание бытовых услуг населению что входит

Супруга сохраняет свое право на рабочий стаж весь период ее нахождения по месту службы супруга, если служба проходит в особых условиях.

Полагаются льготы и военнослужащим по призыву. При увольнении ему выплачивается 2 оклада по воинской должности, а военнослужащий из числа сирот получает до 5 окладов.

После увольнения он имеет право вернуться на свое рабочее место, которое сохраняется за ним весь период его службы. При поступлении на новое место работы полагаются средства на обзаведение хозяйством. В течение месяца дети обеспечиваются местами в детских учреждениях.

Создана система по обучению и переподготовке лиц, уволившихся с военной службы их трудоустройству. Эта функция возлагается на органы государственной власти на местах.

Система правовой защиты

Содержание понятия правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы,членов их семей раскрывает ст. 21 ФЗ «О статусе военнослужащего».

Эта деятельность ведется в трех направлениях:

  • досудебные способы;
  • судебная защита;
  • несудебные методы.

Обжалование неправомерных или незаконных действий (или бездействия) командиров или органов военного управления производится в административном порядке. Это относится к досудебному способу защиты интересов и прав военнослужащего, членов его семьи

Военнослужащий имеет право на защиту своих законных прав, свобод и интересов в судебном порядке, установленном Гражданско-процессуальным кодексом РФ (ст. 21 ФЗ №76).

Судебный способ защиты нарушенных прав выражается в обращении в суд РФ общей юрисдикции, в военный суд, в исключительных случаях – в Европейский суд по правам человека, который занимается разрешением споров гражданина с государством.

Закон о защите военнослужащих предусматривает способы несудебного решения проблем с защитой его свобод, прав и интересов путем подачи жалобы в:

  • вышестоящие органы военного управления;
  • военную прокуратуру;
  • уполномоченному по правам человека;
  • комиссию по правам человека при Президенте РФ.

Обращение к нотариусу для оформления каких-либо документов или сделок также относится к несудебным способам защиты прав, вернее сказать, становится способом предупредить возможное нарушение прав и свобод в будущем.

Важно! За неисполнение обязанностей по реализации мер по защите прав, свобод и интересов военнослужащего предусмотрена ответственность в соответствии с законами РФ.

Правовые основы социальной защищенности военнослужащих и членов их семей

Согласно ст. 3, п. 2 закона правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита (ст. 3, п. 3) уволенных с военной службы и членов их семей согласно закону также является функцией государства и предусматривает:

— реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

— совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

— охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

К лицам, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, предусмотренных настоящим федеральным законом, федеральными конституционными законами, феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 2 п. 5), относятся:

— военнослужащие и члены их семей;

— граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, Объединенных Вооруженных Сил государств — участников Содружества Независимых Государств, и члены их семей;

— граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск, войск гражданской обороны, органов и войск государственной безопасности, других воинских формирований СССР, и члены их семей.

К членам семей указанных лиц закон относит:

— детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

— детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных уч­реждениях по очной форме обучения;

— лиц, находящихся на иждивении у военнослужащих.

В ст. 2, п. 8 закона закреплены гарантии социальной защиты военнослужащих, захваченных в плен, а также интернированных в нейтральных странах. Установлено, что за указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения.

Закон гарантирует защиту чести и достоинства военнослужащих. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными законами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания с содержанием на гауптвахте, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

В качестве дополнительной гарантии защиты свободы, чести и достоинства военнослужащих (ст. 5, п. 3) вводится норма, согласно которой о задержании военнослужащих вне расположения воинской части, где они проходят военную службу, должны немедленно уведомляться органы военного управления и органы военной прокуратуры.

Закон предоставляет военнослужащим право на свободу передвижения и выбор места жительства.

Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, а при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве.

Статья 7 закрепляет право на свободу слова. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

Статья 7, п. 3, устраняет ограничение на участие военнослужащих в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (в свободное от исполнения обязанностей военной службы время, мирно, без оружия), проводимых вне территории воинской части.

Статья 8 закрепляет право военнослужащих на свободу совести и вероисповедания. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. В ст. 8, п. 5, определено, что религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

Читайте так же:  Езда без путевого листа какой штраф

Статья 9 закрепляет право военнослужащих на участие в управлении делами государства и общественными объединениями. Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдумах, а также в других формах осуществления самоуправления.

Статья 9, п. 2, закрепляет право на создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих в соответствии с федеральным законом.

Право на труд (ст. 10):

Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

Установлено, что государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

Время нахождения на военной службе:

— по контракту засчитывается в общий трудовой стаж — один день службы за один день работы;

— по призыву, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Феде­рации, — один день военной службы за два дня работы.

Закреплено положение о том, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Введены дополнительные гарантии защиты трудовых прав членов семей военнослужащих. Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитывается весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если, по заключению учреждения здравоохранения, их дети нуждались в постороннем уходе. Указанные периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию.

Существенно расширен и конкретизирован перечень видов деятельности, в которых запрещено участвовать военнослужащим.

Военнослужащие не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним.

Служебное время и право на отдых(ст. 10)

Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени. Дни отдыха предоставляются в выходные и праздничные дни:

по призыву — не менее одних суток отдыха еженедельно;

по контракту — не менее одних суток еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.

Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставить данную компенсацию время переработки суммируется и предоставляется в виде дополнительных суток отдыха, которые по желанию военнослужащего могут быть присоединены к основному отпуску.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск (военнослужащим, общая выслуга которых менее 10 лет, — 30 суток).

Настоящим законом расширены основания, по которым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, может быть предоставлен отпуск по личным обстоятельствам до 10 суток:

— в случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) отца, матери, супруга;

— в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо (по решению командира воинской части).

Законодательно закреплено право супругов военнослужащих на получение по месту их работы отпуска одновременно с отпуском военнослужащих. При этом продолжительность отпусков супругов военнослужащих может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих. Часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9174 —

| 7250 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.

  2. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.

  3. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
Правовые основы соцзащиты и материального обеспечения военнослужащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here