Правовые меры охраны атмосферного воздуха

Важная информация в статье: "Правовые меры охраны атмосферного воздуха" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Понятие атмосферного воздуха. Правовые меры его охраны.

Атмосферный воздух играет огромную роль в жизни общества. Трудно переоценить его экологическое и экономическое значение как природного ресурса. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, как сказано в пре­амбуле к Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха».

Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние природной сре­ды. По данным Всемирной организации здравоохранения, от 40 до 505% заболеваний человека в наше время могут быть связаны с из­менением окружающей среды и, в первую очередь, с загрязнением атмосферы .

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружа­ющей среды» объектами охраны окружающей среды являются атмос­ферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космиче­ское пространство.

Атмосферный воздух — это жизненно важный компонент окружа­ющей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производствен­ных и иных помещений.

Озоновый слой — это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 20 до 50 км, предохраняющая живые организмы от ради­ационного и ультрафиолетового воздействия. Правовому регулирова­нию и охране подлежат производство и применение озоноразрушаю­щих веществ, изменения целостности озонового слоя, температурного режима и т. п.

Важное значение имеет озоновый слой для поддержания темпера­турного баланса на Земле, сочетая в себе парниковые и антипарнико- вые свойства. Он же — активный участник формирования погоды — служит, по мнению специалистов, аккумулятором и преобразователем энергии, вносимой в атмосферу волновым излучением Солнца .

В середине XX века стало понятным надвигающееся разрушение озонового слоя как одно из проявлений антропогенной деформации окружающей среды, ведущей к нарушению функционирования эко­логических систем и биосферы Земли. Озон, находящийся на высоте около 30 км от земной поверхности, представляет собой тончайший слой толщиной около 3 мм и является одним из обязательных условий сохранения жизни на нашей планете, так как защищает ее от ультра­фиолетового излучения на биомассу планктона — главного произво­дителя кислорода, на все живое, произрастающее и двигающееся на Земле.

В соответствие с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» регулируются общественные от­ношения в области охраны атмосферного воздуха, предусматриваю­щие улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий, вызывающих неблагоприятные последствия для населе­ния, растительною и животного мира. Охрана атмосферного воздуха осуществляется посредством:

— нормирования качества атмосферного воздуха и вредных физи­ческих воздействий на атмосферный воздух (существуют гигиениче­ские и экологические нормативы, технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы);

— государственной регистрации вредных (затрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ;

— установлением требования о том, что производство и исполь­зование топлива на территории РФ допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;

— обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационар­ные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и др.

Кроме того, Закон запрещает:

— выбросы в атмосферный воздух веществ, степень опасности ко­торых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

— размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и инои де­ятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

— производство и эксплуатацию транспортных и иных передвиж­ных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в вы­бросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Правовые меры охраны атмосферного воздуха

В соответствии со ст. 14. Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установление лимитов на вы­бросы, сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также установле­ние платы за негативное воздействие на окружающую среду являются одними из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружаю­щую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются в том числе следующие нормативы допустимого воздействия на окружаю­щую среду:

— нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ и микроорганизмов;

— нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Для оценки состоянии атмосферною воздуха законодательством

РФ устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нормативы являются едиными для всей территории страны. Но с учетом природно-климатических осо­бенностей и повышенной социальной ценности отдельных террито­рий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных или иных рекреационных зон) могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных ве­ществ стационарными и передвижными источниками загрязнения учитывают производственную мощность конкретных объектов и их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобы сумма их выбросов с учетом перспектив развития данного райо­на не привела к превышению вредных веществ в атмосферном воздухе. Устанавливаются также и нормативы предельно допустимых кон­центраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воз­действий, и ряд других.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполни­тельной власти в области охраны окружающей среды, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществля­ющими государственное управление в области охраны окружающей среды — Минприроды России.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) вешеств в атмос­ферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным орга­ном исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допуска­ются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации .

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмо­тренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в по­рядке, установленном законодательством Российской Федерации

Порядок выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлен Административным регла­ментом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выда­че разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружа­ющую среду, утвержденный приказом Министерства природных ре­сурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 288.

Читайте так же:  Когда работнику положен первый отпуск

Государственный надзор за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:

— условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физиче­ские воздействия на него;

— стандартов, нормативов, правил и иных требовании охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

— режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стаци­онарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

— выполнения федеральных целевых программ охраны атмосфер­ного воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;

— иных требований юконодательства Российской Федерации в области охраны ашисферного воздуха.

Государственный надзор ta охраной атмосферного воздуха осу­ществляет Росприроднадзор и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосфер­ный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Юридические лица, которые имеют источники вредных хими­ческих, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Новой мерой по охране атмосферного воздуха является сертифи­кация. Производство и использование топлива, а также производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств, и установок на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие требова­ниям охраны атмосферного воздуха.

При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вы­звано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здо­ровью человека, принимаются экстренные меры по защите населе­ния в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера.

В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха 1 . В частности, запрещается —

— выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности ко­торых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

— внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудова­ния и других технических средств, если они не отвечают установлен­ным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;

— проектирование, размещение и строительство объектов хозяй­ственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фон­да растений и генетического фонда животных, наступлению необрати­мых последствий для людей и окружающей природной среды;

— размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмос­ферный воздух;

— производство и эксплуатация транспортных и иных передвиж­ных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8288 —

| 7918 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовые меры защиты атмосферного воздуха

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; — обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; — недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; — обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; — гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении; — научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом; -обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Статья 11. Нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

1. В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

Статья 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

технические нормативы выбросов;

предельно допустимые выбросы.

2. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

3. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

4. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

5. В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

6. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Статья 13. Государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ

Федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет организацию регистрационных испытаний вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:  Заключать договор страховой агент

Статья 15. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух

1. В целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.

7. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.

8. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

1. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническим а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

2. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.

3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарно-гигиенической организаций.

4. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти.

5. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами.

6. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

8. Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.

Статья 18. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ при хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления

1. Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

2. Юридические лица, отходы производства и потребления которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.

3. Места хранения и захоронения загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления должны быть согласованы с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 20. Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха

В целях уменьшения трансграничного загрязнения атмосферного воздуха источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенными на территории Российской Федерации, Российская Федерация обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет иные меры в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8288 —

| 7918 — или читать все.

Правовые меры охраны атмосферного воздуха

Задачи по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупреж-дению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на него, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в соответствующих планах. Проекты планов, разрабатываемые министерствами, государствен-ными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, согласовываются с органами, осуществляющими госу-дарственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в порядке, уста-навливаемом законодательством. В плановых заданиях предусматриваются снижение загрязнения атмосферы за счет строительства и ремонта очист-ных сооружений и совершенствования технологических процессов. В целях оценки состояния атмосферного воздуха Минздравом Рф установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) за-грязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровни вредных физических воздействий на него. Эти нормативы отвечают интересам охраны здоровья людей и окружающей среды, являются едиными для всей территории Российской Федерации; в необходимых случаях устанавливаются более строгие нормативы для отдельных районов.

Важное значение в решении проблемы охраны атмосферного воздуха имеют ГОСТ 17.2.3.02-78 «Правила установления допустимых вы-бросов вредных веществ промышленными предприятиями», введенный в действие с 1 января 1980 г., и постановление Совета Министров СССР от 16 декабря 1981 г. «О нормативах предельно допустимых выбросов загряз-няющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее».

Читайте так же:  Растаможка грузовых автомобилей

При проектировании и эксплуатации транспортных и иных передвиж-ных средств и установок (ст. 11 Закона) должны разрабатываться и осуще-ствляться мероприятия по предотвращению и сокращению выбросов загрязняющих веществ, а их количество не должно превышать нормативы ПДВ. Производство и эксплуатация таких средств и установок не допуска-ются, если в их выбросах содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

Для охраны атмосферного воздуха необходим целый комплекс мер по охране воздуха в целом. Наиболее эффективными мерами следует признать установку газопылеулавливающих, газоочистных сооружений, внедрение в производство безотходной технологии, перевод железнодорожного транс-порта на электронику и т.д .

В 1982 г. в РФ был принят Закон об охране атмосферного воздуха. Задачей Закона является регулирование общественных отношений в этой области, улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воз-действий, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, рас-тительного и животного мира.

Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Основанием ддя ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха являются правонарушения, предусмотренные в Законе (об охране атм. Воздуха от 82 г.). В соответствии с действующим законодательством должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, или предупреждению за совершение следующих правонарушений: нарушение нормативов предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; и пр. (ст. 77 КоАП РСФСР); нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппа-ратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу (ст. 79 КоАП

РСФСР); ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосфер-ного воздуха (ст. 78 КоАП РСФСР); и пр.

Уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздух а пре-дусмотрена ст. 251 УКРФ и соответствующими статьями уголовных кодек-сов республик. Данные статьи предусматривают ответственность за загрязнение воздуха вредными для здоровья людей отходами промышлен-ного производства, а также за действия, причинившие существенный вред здоровью людей. К указанному составу преступления относятся разъясне-ния Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 7 июля 1983 г. «О практике применения судами законодательства об охране природы». В п. 4 этого постановления отмечается, что загрязнение воздуха рабочей зоны произ-водственных помещений вредными для здоровья людей веществами (выше предельно допустимых концентраций) надлежит рассматривать при нали-чии к тому оснований как нарушение правил охраны труда.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возме-стить вред. причиненный нарушением законодательства об охране атмос-

ферного воздуха, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательст-вом.

Правовые меры охраны атмосферного воздуха.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством устанавливаются нормативы воздействия на атмосферный воздух:

1) производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;

2) территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов как стационарных, так и передвижных, с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования. Производственные нормативы устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств.

Оздоровлению воздушного бассейна в определенной мере способствует закрепленный в законодательстве институт платы за вредное воздействие на атмосферный воздух. Так, взимается плата за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками: за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов и в повышенных размерах – за выбросы этих веществ сверх установленных лимитов. Рациональному использованию воздуха способствует установленная законодательством плата за его пользование в производственных целях. Внесение платы за загрязнение атмосферного воздуха и за его потребление не освобождает природопользователя от выполнения воздухоохранных мероприятий и возмещения ущерба, причиненного нарушением экологических требований.

— осуществление выбросов загрязняющих веществ и иных вредных воздействий на атмосферный воздух без соответствующего разрешения органа;

— превышение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ и уровней воздействия на состояние здоровья человека и окружающую среду производственного и транспортного шума, вибрации, электромагнитных полей, иных вредных физических воздействий;

— осуществление действий, направленных на искусственное изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, если они приводят к неблагоприятному воздействию на погоду и климат;

Запрещается также ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха; нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование имеющихся сооружений, оборудования, аппаратуры очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля осуществляется государственный учет (инвентаризация) неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение (мониторинг) за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.

Предупреждению загрязнения атмосферного воздуха служит право органов представительной и исполнительной власти, органов специализированного контроля принимать решения о приостановке эксплуатации или даже о закрытии (запрещении эксплуатации) предприятий, цехов, участков, агрегатов, а также передвижных средств, загрязняющих атмосферу и создающих угрозу жизни и здоровью людей.

Законодательством предусматривается также создание зеленых зон вокруг предприятий-загрязнителей, проведение лесопосадок в целях нейтрализации вредных выбросов.

Таков далеко не полный перечень предусмотренных законодательством мер, направленных на охрану атмосферного воздуха.

25. ФЗ «Об охране окружающей среды». Общая характеристика и место в системе источников экологического права.

Основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды», Принят

Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.

Охрана жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, и рациональное, бережное использование природных ресурсов лежат в основе этого Закона. В нем закреплена компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней, а также органов экологического контроля в области природопользования и охраны окружающей среды (ст.ст. 5–10, 64–69). Одно из достоинств Закона – закрепление стройной системы нормативов вредного воздействия как критериев качества окружающей природной среды (ст.ст. 19–31).

В Законе установлены экологические требования к хозяйственным, военным, оборонным и иным объектам (глава 7). В Законе закреплены полномочия граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды (ст.ст. 11–12), а также установление всеобщности, комплексности и непрерывности экологического воспитания и образования граждан (ст.ст. 71–74).

Читайте так же:  Взыскание по исполнительному листу через судебных приставов

В Законе закреплен экономический механизм охраны окружающей природной среды.

Закон содержит также нормы, касающиеся порядка и оснований проведения экологической экспертизы (ст.ст. 32–33), разрешения споров в области охраны окружающей природной среды (ст. 76), ответственности за совершение экологических правонарушений (ст.ст. 75, 80), возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями (ст.ст. 77–79), и ряда других вопросов.

Правовые меры охраны атмосферного воздуха

Читайте также:
  1. I. Международно-правовые, законодательные и нормативные акты
  2. V. ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
  3. VI. Правовые основания и порядок работы с военнослужащими по контракту, не справившимися с обучением по программе интенсивной общевойсковой подготовке с курсом «выживания»
  4. Августа стартует акция по раздельному сбору отходов «Разделяй и используй», организованная Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы
  5. Автомобильный озонатор воздуха HG-08
  6. Административно-правовые методы менеджмента
  7. Анионный озонатор воздухаHG-01
  8. Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Юридическое понятие «атмосферный воздух»
  9. Будова деаераторів атмосферного і підвищеного тиску.
  10. В 3. Организационно-правовые формы бизнеса. Фирма.
  11. В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ
  12. В целях охраны вод от засорения запрещается

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды являются атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Атмосферный воздух — это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. «Озоновый слой — это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 20 до 50 км, предохраняющая живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия. Правовому регулированию и охране подлежат производство и применение озоноразрушающих веществ, изменения целостности озонового слоя, температурного режима и т.п.» (Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. С. 340).

В соответствии со ст. 54 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством Российской Федерации.

«В 1985 г. в Вене состоялась конференция, принявшая Конвенцию об охране озонового слоя. Был установлен список веществ, отрицательно влияющих на озоновый слой, и принято решение о взаимном информировании государств о производстве и использовании этих веществ, о принимаемых мерах. Решающим стало подписание Монреальского протокола в 1987 г., согласно которому устанавливался контроль за производством и использованием фреонов и хлорфторуглеродов, наиболее разрушающих озоновый слой. Протокол подписали более 70 стран, в том числе обязательства по нему взяла Российская Федерация. В настоящее время приобретают актуальность подписание и выполнение требований Киотского протокола, предусматривающего выделение странам квот на загрязнение глобальной атмосферы. В случае неиспользования своей квоты государство может ее продать другому государству

«Российская Федерация исходит из того, что обязательства, налагаемые Протоколом на Российскую Федерацию, будут иметь серьезные последствия для ее экономического и социального развития. В связи с этим решение о ратификации было принято после тщательного анализа всех факторов, в том числе с учетом значения Протокола для развития международного сотрудничества, а также с учетом того, что Протокол вступит в силу только при условии участия в нем Российской Федерации.

Протокол определяет для каждой из подписавших его Сторон обязательства по количественным показателям сокращений эмиссии парниковых газов в атмосферу в первый период его действия — с 2008 по 2012 гг.

Важное значение имеет озоновый слой для поддержания температурного баланса на Земле, сочетая в себе парниковые и антипарниковые свойства.

Основным нормативно-правовым актом законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха — Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха»:

§ устанавливается нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух (существуют гигиенические и экологические нормативы, технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы);

§ устанавливается государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, устанавливается обязательность получения специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух для стационарных источников;

§ закреплено требование о том, что производство и использование топлива на территории РФ допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;

§ запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

§ устанавливаются обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; и многое другое.

Административная ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха закреплена в ст. 8.21-8.23 КоАП РФ, уголовная — в ст. 251 УК РФ.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Правовые меры охраны атмосферного воздуха

Охрана атмосферного воздуха представляет собой совокупность организационных, экономических, технических, правовых и иных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмо­сферного воздуха. Основными мерами охраны атмосферного воздуха являются:

• нормирование качества атмосферного воздуха (установление нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативов предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух, а также нормативов предельно допустимых концентраций биологических веществ в атмосферном воздухе);

• установление экологических требований по охране атмосферного воздуха при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе объектов в эксплуатацию, эксплуатации таких объектов;

• государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха;

• государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, эксплуатация которых может повлиять на состояние атмосферного воздуха;

• мониторинг атмосферного воздуха;

• государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух;

• взимание налога за выбросы загрязняющих веществ в атмо­сферный воздух.

С целью установления обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на атмосферный воздух, гарантирующих безопасность здоровью населения и окружающей среде, проводится нормирование качества атмосферного воздуха, которое является основным способом охраны атмосферного воздуха от неблагоприятных последствий антропогенной деятельности. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на атмосферный воздух, а также методы их определения утверждаются органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных правил и стандартов. При нарушении нормативов качества атмо­сферного воздуха деятельность субъектов, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, может быть ограничена или приостановлена по предписанию органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.

Для достижения и сохранения благоприятного качества атмо­сферного воздуха устанавливаются нормативы качества атмосферного воздуха, к которым в соответствии со ст. 20 Закона об охране атмосферного воздуха относятся:

Читайте так же:  Как вернуть авиабилеты купленные через интернет

• нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него;

• нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него;

• нормативы предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;

• нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;

• нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух;

• нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него, гарантирующие безопасность здоровью людей
и окружающей среде, устанавливаются для оценки состояния атмо­сферного воздуха и являются едиными для всей территории Респуб­лики Беларусь. В случае необходимости органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, для отдельных районов могут устанавливаться более жесткие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него. Указанные нормативы и методы их определения утверждаются и вводятся в действие республиканским органом, осуществляющим государственный санитарный надзор, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Для оценки экологической безопасности различных источников вредного воздействия на атмосферный воздух проводится нормирование вредных воздействий на атмосферный воздух. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и других вредных воздействий на него устанавливаются:

• для каждого стационарного источника выбросов, за исключением источников загрязнения атмосферного воздуха, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов за­грязняющих веществ в атмосферный воздух, по перечню, установленному Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

• для различных технологических процессов, технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;

• для каждого типа передвижных источников, производимых и (или) эксплуатируемых на территории Республики Беларусь.

Данные нормативы, методы их определения и виды источников, для которых они разрабатываются, утверждаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды или его территориальными органами в пределах их полномочий. Так, нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические и иные воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмо­сферном воздухе и предельно допустимых уровней вредных физических и иных воздействий на него.

Разработка проекта нормативов, согласование, утверждение и пересмотр нормативов выбросов обеспечиваются природопользователем на основе проектной документации в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности и данных инвентаризации вы­бросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности. Инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов более 0,001 тонны в год. При проведении инвентаризации природопользователь обязан выявить и учесть все поступающие в атмосферный воздух загрязняющие вещества от всех стационарных источников выделений и выбросов; возможные источники выделений и выбросов, организованные и неорганизованные, в том числе резервные и неработающие, а также передвижные источники.

Законом Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрены требования по охране атмосферного воздуха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на всех этапах такой деятельности:

• при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов;

• при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых производственных и сель­скохозяйственных комплексов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования;

• при внедрении открытий, изобретений, новых технических систем;

• при применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов.

С целью охраны атмосферного воздуха запрещается:

• ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, не соответствующих требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха;

• внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, транспортных и иных передвижных средств и установок, веществ и материалов, если они не соответствуют установленным в Республике Беларусь требованиям по охране атмосферного воздуха и не обеспечены техническими средствами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредными физическими и иными воздействиями на него;

• применение и разведение биологических микроорганизмов, не свойственных природе данного региона, а также полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения.

Охрана атмосферного воздуха на международном уровнеурегулирована Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.) многосторонним рамочным соглашением, содержащим общие обязательства государств по контролю за загрязнением; обмену информацией о состоянии окружающей среды; взаимным консультациям; мониторингу атмосферного воздуха; оценке трансграничного воздействия. Конвенция дополнена протоколами по сокращению выбросов конкретных загрязняющих веществ в атмосферу: о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков на 30 %; об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков.

Видео (кликните для воспроизведения).

На международном уровне урегулировано исключительно трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния, понимаемое как загрязнение воздуха, физический источник которого находится полностью или частично в пределах территории, находящейся под национальной юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства, на таком расстоянии, что в целом невозможно определить долю отдельных источников или групп источников выбросов.

Источники


  1. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  2. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.

  3. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.
Правовые меры охраны атмосферного воздуха
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here