Правовое регулирование муниципальных выборов

Важная информация в статье: "Правовое регулирование муниципальных выборов" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Муниципальные выборы, их правовое регулирование

Статья 23. Муниципальные выборы

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Народная правотворческая инициатива. Обращения граждан в органы местного самоуправления

Статья 26. Правотворческая инициатива граждан.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9174 —

| 7250 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Муниципальные выборы проблемы правового регулирования

Содержание

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы 3
Отзыв руководителя 4
Рецензия специалиста 5
Введение 6
Глава 1. Нормативная основа муниципальных выборов в Российской Федерации 8
§1. Муниципальные выборы: понятие, принципы, характерные черты 8
§2. Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации о муниципальных выборах 15
Глава 2. Избирательный процесс 17

§1. Газначесние выборов. Избирательные комиссии 17
§2. Выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация. Голосование и определение результатов выборов 27
Заключение 50
Список литературы 54

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

1. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР».
2. Закон Калининградской области от 18 января 1996 г. «Об основах местного самоуправления в Калининградской области» // Справочная система «Гарант».2003.
3. Закон Калининградской области от 21.05.2004 г. №400 «О выборах депутатов представительных органы местного самоуправления Калининградской области». СПС «Гарант».
4. Закон Калининградской области от 21 мая 2004 г. №400 «О выборах глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления Калининградской области». СПС «Гарант».
5. Устав муниципального образования «Город Калининград» утвержден Решением городского Совета депутатов от 18 января 2006 г. №14. СПС «Консультант Плюс».

2. Специальная литература

Правовая основа муниципальных выборов. Принципы муниципального избирательного права

Правовая основа муниципальных выборов

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются:

    Федеральным законом
      от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;законами субъектов РФ, принимаемыми в соответствии с №67-ФЗ .

Законом субъекта РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

В случае, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования (за исключением представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов) часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов.

Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Как известно, любые выборы депутатов и выборных должностных лиц населением считаются институтом непосредственной демократии. Это относится и к муниципальным выборам. Поэтому они обозначены в Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» как одна из форм осуществления населением местного самоуправления.

Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 32) не имеют права избирать и быть избранными депутатами представительных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях. «, существенно расширил перечень лиц, не имеющих права быть избранными (пассивного избирательного права), который включает:

Муниципальные выборы имеют некоторые особенности по сравнению с выборами органов государственной власти. Как известно, на федеральном уровне избираются депутаты Государственной Думы и Президент РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ не избирается населением, кандидатуру на пост предлагает Президент РФ, а законодательный орган субъекта РФ принимает решение о наделении кандидата полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ.

По Федеральному закону 2003 г. муниципальные выборы проводятся в целях избрания:

  • депутатов;
  • членов выборного органа местного самоуправления;
  • выборных должностных лиц местного самоуправления

на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Таким образом, круг лиц, избираемых населением на уровне местного самоуправления шире, чем на уровне органов государственной власти. В зависимости от того, что будет закреплено в законах субъектов РФ о местном самоуправлении, и особенно в уставах муниципальных образований, избираться могут:

  • депутаты представительного органа муниципального образования;
  • члены иного выборного органа местного самоуправления — это может быть, например, контрольная или контрольно-ревизионная комиссия муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • иные выборные должностные лица муниципального образования (например, вице-глава города, района).

Муниципальные выборы проводятся по общим правилам, являющимся едиными для страны и закрепленными в Федеральном законе 2002 г. В их развитие каждый субъект РФ принимает свои законы о муниципальных выборах либо включает соответствующие разделы в избирательный кодекс субъекта. Отдельные дополнительные правила, особенно связанные с уточнением наименований представительных органов муниципальных образований, должностей выборных лиц, сроков полномочий, порядком назначения выборов, могут содержать уставы муниципальных образований.

Федеральный закон 2003 г. не содержит подробных правил проведения муниципальных выборов. Он говорит о том, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принципы муниципального избирательного права

Принципы муниципального избирательного права — такие руководящие идеи, как свободное, подлинное, всеобщее, равное избирательное право при соблюдении тайны волеизъявления и проведение выборов с регулярной периодичностью, в которых концентрированно выражается демократический характер муниципального избирательного процесса. Именно они влияют на характер выборов, их демократичность, легитимность избранного органа или должностного лица.

Указанные принципы, как правило, закрепляются в избирательном законодательстве субъектов Федерации и в уставах муниципальных образований.

Принципы муниципального избирательного права:

    1. свободные муниципальные выборы;
    2. принцип подлинности выборов;
    3. всеобщее муниципальное избирательное право;
    4. равное избирательное право;
    5. принцип тайного голосования;
    6. разумная периодичность.

Свободные муниципальные выборы — один из признаков демократического правового государства, каковым является Российская Федерация (ст. 1 Конституции РФ). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. № 1-П свободные выборы предопределяют, в частности, право любых лиц, отвечающих установленным избирательным законодательством условиям и выполнивших предусмотренные им требования, участвовать в выборах в качестве кандидатов и право других лиц свободно выражать свое отношение к ним, голосуя «за» или «против». Для обеспечения свободного формирования мнения избирателя необходимо, чтобы государство и все общественные органы были беспристрастными. Свободное волеизъявление избирателей требует строгого соблюдения процедуры голосования. Закон должен предусматривать наказание за нарушения этих прав и обязанностей и государством, и гражданами.

Принцип подлинности выборов , по признанию Венецианской комиссии, основной принцип. Когда мы говорим о демократических выборах, мы подразумеваем подлинные выборы, что предполагает выявление свободно выраженной воли избирателей и непосредственное ее осуществление, посредством чего определяется реальная и основанная на праве и законе возможность для граждан выбирать кандидатов в рамках реального политического плюрализма, идеологического многообразия и многопартийности при участии сторон, чья законная деятельность находится под юридической защитой государства.

Всеобщее муниципальное избирательное право относится к активному и пассивному избирательным правам, другими словами, к праву голосовать и праву выставлять свою кандидатуру на выборах. Венецианская комиссия заключает по этому поводу, что в принципе каждый человек имеет право избирать и быть избранным. Однако это право может, и должно, ограничиваться определенными условиями: возрастом, наличием гражданства, местом жительства, обстоятельствами, влекущими за собой лишение права избирать и быть избранным. Особенности реализации принципа всеобщего избирательного права на муниципальных выборах состоят в том, что в этом виде выборов могут принимать участие иностранные граждане, если они постоянно проживают в муниципальном образовании и при наличии международного договора.

Равное избирательное право подразумевает следующие положения:

    1. каждый избиратель имеет один голос или равное с избирателями число голосов, причем его голос имеет такой же вес, как и голоса других избирателей, а на равный вес голоса избирателей не может влиять применяемая в государстве избирательная система;
    2. при проведении голосования по территориальным избирательным округам (одномандатным и (или) многомандатным) и избирательным участкам эти округа и участки должны образовываться на справедливой основе, так, чтобы результаты голосования наиболее точно и полно выражали волю избирателей, принявших участие в голосовании, при этом одним из оснований образования округов и участков может быть соблюдение равенства числа избирателей с допустимым максимальным отклонением от средней нормы представительства на избирательный округ, в том числе, с учетом компактности проживания национальных меньшинств и этнических групп;
    3. каждый гражданин должен иметь равные правовые условия для выдвижения своей кандидатуры на выборах, а также для участия в выдвижении кандидатов.

Принцип тайного голосования , закрепляемый избирательным законодательством, призван исключить возможность какого-либо контроля над волеизъявлением гражданина на муниципальных выборах.

Муниципальные выборы должны проводиться с разумной периодичностью . Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты (члены) указанных органов или выборные должностные лица местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Если уполномоченный орган не назначит муниципальные выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный орган отсутствует, выборы назначаются избирательной комиссией. Если указанная комиссия не назначит в установленный законом срок муниципальные выборы либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном законом, то суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора определяет порядок выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с рамочным Федеральным законом. Данные дела рассматриваются судом в течение 10 дней со дня получения заявления прокурора или жалобы.

Правовое регулирование муниципальных выборов

Актуальность исследования объясняется существующим противоречием между избирательными предпочтениями при формировании местного самоуправления и затруднённостью реализации данных ожиданий в условиях действующего избирательного законодательства. Таким образом, цель исследования заключается в определении степени правовой разработанности процедур формирования органов местного самоуправления.

Роль местного самоуправления в государстве в разных странах и в разные исторические эпохи не была одинаковой. Общепризнанными примерами расцвета местного самоуправления с максимальным избранием должностей и органов публичной власти, определявших высокую степень политической свободы и административно-хозяйственной самостоятельности, считаются античные демократии, вольные ганзейские города, Новгородская феодальная республика и др. Однако даже во времена жёсткой централизации и абсолютизации власти, например античной тирании Дионисия I, деспотии Ивана Грозного, тоталитарных режимов нового и новейшего времени, на уровне местного самоуправления сохранялись выборные и избираемые по жребию представительства и должности. История местного самоуправления обнаруживает многовековой опыт граждан в решении местных проблем, устоявшиеся традиции взаимодействия с государственной властью и максимальное разнообразие процедур вовлечения населения в муниципальную деятельность.

Исторически выборы и избирательные процедуры в Русском государстве получают юридическое оформление в XVI-XVII вв. К этому времени относится и правовое оформление местных выборов, которое связано с переносом на государственный уровень элементов выборных начал и народного представительства Великого Новгорода. Основными источниками общерусского права в этот период были: великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов. К источникам, напрямую или косвенно закреплявшим выборность на местном уровне, можно отнести: Судебник 1550 г. (наряду с провозглашением единственного в России источника права и расширением полномочия выборных органов ввёл институт выборных представителей местного населения в суде и предоставил поддержку местного самоуправления); «Приговор царский о кормлениях и о службе» 1556 г. (ограничил наместничество и кормления, заложил основы выборности органов местного самоуправления); Протокол собрания (на местном уровне свидетельство избрания того или иного лица к земской службе, содержащий как перечень присутствовавших на сходе жителей, так и указание на избранных с детализацией полномочий) [10].

На современном этапе правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется на трёх уровнях публичной власти — федеральном, региональном, муниципальном. Федеральный уровень правового регулирования муниципальных выборов представлен следующими нормативными правовыми актами:

Правовое регулирование муниципальных выборов на федеральном уровне характеризует детальной проработанностью и значительным объёмом. Однако процесс детализации федерального законодательства вызвал общественную дискуссию по вопросу о «навязывании субъектам Российской Федерации правовых норм, не столько гарантирующих избирательные права граждан, сколько отражающих представление федерального законодательства о должном» [8]. В развитии данного тезиса в теории права сложилось направление, сторонники которого видят перспективу развития избирательного законодательства в придании федеральному регулированию региональных и местных выборов рамочного характера. Не смотря на спорность этого тезиса, приходиться констатировать тот факт, что всё чаще законы субъектов РФ о муниципальных выборах дублируют положения, урегулированные на федеральном уровне. В структурном плане законодательство субъектов РФ о муниципальных выборах представлено двумя видами региональных нормативных систем: к первой относятся регионы с одним законом о муниципальных выборах, ко второй — территории с отдельными законами о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, о выборах глав муниципальных образований и иных должностных лиц местного самоуправления.

Законодательство о муниципальных выборах Новгородской области относится ко второму типу структурирования и состоит из Областных законов: «О выборах главы Муниципального образования Новгородской области» от 21 июня 2007 г. № 121-ОЗ (в редакции от 29.05.2015 N 777-ОЗ), «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородкой области» от 30 июля 2007 г. № 147-ОЗ (в редакции от 29.05.2015 N 777-ОЗ), «О местном референдуме и опросе граждан в Новгородской области» от 29 мая 2007 г. №102-ОЗ (в редакции от 29.05.2015 N 777-ОЗ), «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Новгородской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Новгородской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Новгородской области» от 02.12.2014 г. № 674-ОЗ.

В отношении законодательства о референдуме, следует отметить, что оно не вызвало практических вопросов, вероятно, в силу минимального количества местных референдумов. В период с 2007 г. по настоящее время на территории Новгородской области прошёл один местный референдум и одно голосование по решению территориальных вопросов.

Иная ситуация складывается с выборами глав муниципальных образований Новгородской области. С принятием Областного закона «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Новгородской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Новгородской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Новгородской области» установлен порядок избрания глав городского округа представительными органами из своего состава. При этом действующая редакция Областного закона «О выборах главы Муниципального образования Новгородской области» сохраняет формулировку о выборах главы муниципального образования по мажоритарной системе по единому избирательному округу. Возможная двойственность трактовки не только усугубляет недовольство граждан уменьшением объёма избираемых муниципальных должностей, но и снижает прозрачность выборов главы городского округа, создавая почву для сомнений в легитимности власти. Таким образом, основным направлением развития избирательного законодательства Новгородской области должно стать уточнение и конкретизация процедуры выборов глав муниципальных образований с учётом электоральных ожиданий населения и позитивного опыта других регионов.

Код 201786
Дата создания 22 мая 2017
Страниц 54
Видео (кликните для воспроизведения).

Рецензенты:

Митина С.И., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой юридического факультета НовГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород;

Синькевич Н.А., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой юридического факультета НовГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород.

Понятие и правовое регулирование организации и проведения местных выборов

Муниципальные выборы — это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации голосует на муниципальных выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Голосование на муниципальных выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная).

Мажоритарная избирательная система — это избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства голосов избирателей. Большинство голосов может быть абсолютным, когда превышена половина от общего числа избирателей; относительным, когда количество голосов избирателей, полученных одним кандидатом, превышает количество голосов, поданных за других кандидатов в отдельности; квалифицированным, когда избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое превышает абсолютное большинство. Мажоритарная избирательная система была применена первой при выборах в представительные учреждения

Пропорциональная избирательная система — это избирательная система, в соответствии с которой мандаты в выборном органе распределяются пропорционально полученному партией или списком кандидатов числу голосов избирателей по всей стране или в одном из нескольких многомандатных избирательных округов. Пропорциональная избирательная система в настоящее время в мире более распространена, чем мажоритарная избирательная система. Применение пропорциональной избирательной системы позволяет решить основной недостаток мажоритарной избирательной системы и учесть при выборах голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования в конкретном избирательном округе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8290 —

| 7918 — или читать все.

Муниципальные выборы: понятие, виды, правовое регулирование, порядок назначения и проведения.16

Осуществление местного самоуправления путем выборов относится к установлениям Конституции РФ (п. 2 ст. 3, п. 3 ст. 130). При этом согласно п. 3 ст. 3 Конституции выборы (наряду с референдумом) являются высшим непосредственным выражением власти народа.

Государство в рамках обеспечения реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, законодательно определяет гарантии своевременного назначения даты выборов в органы местного самоуправления и гарантии периодического проведения выборов.

В Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на проведение референдума граждан Российской Федерации” выборы определяются следующим образом:

“форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица”.

При этом в глоссарии названного Закона определено, что под органами местного самоуправления понимаются “представительный и иные органы местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление, в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований”.

Определение понятия “муниципальные выборы” в действующем федеральном законодательстве отсутствует. Этот термин был введен в юридическую практику Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, хотя в глоссарии названного Федерального закона (как в нынешней, так и в предыдущей его редакции) данное определение отсутствует.

При рассмотрении вариантов определения муниципальных выборов следует указать, что в настоящее время встречаются различные значения толкования термина “муниципальные выборы”:

— выборы представительных органов местного самоуправления;

— выборы коллегиальных (представительных и иных выборных) органов местного самоуправления;

— выборы представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

— выборы коллегиальных (представительных и иных выборных) органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Представляется, что термин “муниципальные выборы” в наибольшей мере соответствует последнему — наиболее широкому из изложенных вариантов.

В понимание термина “муниципальные выборы” не включается избрание органов территориального общественного самоуправления, а также иных лиц, в целях участия в реализации отдельных полномочий местного самоуправления. Это избрание традиционно осуществляется на собраниях, сходах, конференциях граждан, а также через механизмы сбора подписей по петиционным листам.

Голосование в рамках выборов должно в обязательном порядке быть всеобщим, равным, прямым, тайным (ст. 3—7 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”). Данное требование воспроизведено и в ст. 23 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Важнейшей характеристикой выборов как формы волеизъявления граждан является их периодичность. Это следует из ограничения Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” предельного срока полномочий выборных лиц 5 годами. На принципиальную важность названной характеристики указывается и в преамбуле названного Федерального закона, содержащей следующее положение: “Демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти”. О периодичности выборов как важнейшей их характеристике говорится и в ряде решений Конституционного Суда РФ [27].

Стартовым моментом выборов является прекращение полномочий ранее избранных выборных лиц. Согласно ст. 10 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня (календарного срока) истечения полномочий соответствующего лица (лиц), а в случае досрочного прекращения их полномочий — не позднее, чем через 14 дней со дня прекращения полномочий. Голосование на муниципальных выборах должно быть проведено не позднее чем через 80 и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

Полномочиями на назначение муниципальных выборов обладает представительный орган муниципального образования. Если в силу каких-либо объективных или субъективных причин он не принимает решения о проведении выборов, решение о назначении выборов должна принять соответствующая избирательная комиссия, а в случае, если эта комиссия не назначает выборы, отсутствует или не может быть сформирована, — выборы назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.

Правом обращения в суд по вопросу назначения выборов обладают избиратели, избирательные объединения, избирательные блоки, органы государственной власти, органы местного самоуправления, прокуроры.

Подробно вопрос о назначении муниципальных выборов в судебном порядке рассмотрен в Федеральном законе “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”. Данным Федеральным законом утверждено также Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, подлежащее применению (в целом или в части) в случае отсутствия необходимых для проведения муниципальных выборов нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней.

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона он применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:

— законами субъекта Российской Федерации не установлены порядок проведения муниципальных выборов, а также порядок образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований;

— не принят устав муниципального образования;

— отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

— полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

— истекли установленные сроки полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;

— выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

— отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить муниципальные выборы;

— муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

— органы местного самоуправления упразднены или распущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

— в иных случаях, когда в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

С позиции норм права организация муниципальных выборов в целом проходит в том же порядке, что и организация выборов в органы государственной власти.

Вместе с тем имеется ряд особенностей, присущих исключительно муниципальным выборам.

1. Избирательными правами при муниципальных выборах могут обладать иностранцы.

Статьей 12 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” установлено: “Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме”.

О допустимости участия иностранцев в муниципальных выборах говорится и в Федеральных законах “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в ред. от 6 октября 2003 г.).

Однако в настоящее время возможность участия иностранцев в муниципальных выборах остается в значительной мере потенциальной, поскольку соответствующих международных договоров, за исключением Договора о союзе Беларуси и России, не заключено.

2. Участие в муниципальных выборах военнослужащих имеет свою специфику. В статье 17 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав…” установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, если до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей.

Цель данной нормы вполне очевидна — защита прав “коренного” населения муниципальных образований, исключение влияния на формирование органов местного самоуправления лиц, не имеющих постоянных интересов в данном муниципальном образовании, но составляющих значительную часть (в ряде случаев даже более половины) населения муниципального образования [28].

Однако данный подход к решению проблемы следует рассматривать как носящий переходной характер. Поскольку в рамках действующего законодательства остается открытым вопрос о порядке участия в муниципальных выборах граждан, являющихся военнослужащими срочной службы, проходящими службу не в “своем” муниципальном образовании. В условиях ограничения свободы передвижения, являющейся неотъемлемой частью срочной военной службы, эти граждане согласно действующим нормам законодательства по существу лишаются права на участие в местном самоуправлении.

Радикально данная проблема будет решена при переходе на формирование армии на контрактной основе, т.е. ликвидации срочной службы как таковой.

3. При проведении муниципальных выборов, в отличие от иных выборов допускается досрочное голосование. Избиратель, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, вправе проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 4—15 дней до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). Избиратель, голосующий досрочно, обязан подать в соответствующую комиссию заявление с изложением конкретной причины досрочного голосования. При этом Законом установлен перечень причин, признаваемых уважительными: отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья.

4. В соответствии со ст. 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации” при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления со средней нормой представительства менее 10 тыс. человек законом субъекта Федерации может быть установлен порядок выдвижения кандидатов, не предусматривающий сбор подписей в поддержку кандидата. При этом названный Федеральный закон не накладывает каких-либо требований к указанному особому порядку.

5. При проведении муниципальных выборов, в отличие от иных выборов, допускается безальтернативное голосование. Согласно ст. 38 вышеназванного Федерального закона законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено проведение на выборах муниципальных депутатов голосование по одной кандидатуре в случае, если ко дню голосования в избирательном округе останется только один кандидат. Такой кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, участвовавших в голосовании.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.

  2. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.

  3. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
Правовое регулирование муниципальных выборов
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Переходящий отпуск в 6 ндфл как отразить