Правовое регулирование деятельности конституционного суда рф

Важная информация в статье: "Правовое регулирование деятельности конституционного суда рф" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

4. Конституционные правосудие в рф. Полномочия, порядок образования деятельности Конституционного Суда рф. Решение Конституционного Суда рф и их юридическая сила.

Конституционное правосудие осуществляет Конституционный суд РФ. Его деятельность регулируется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Основная функция Конституционного Суда — осуществление конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории РФ. Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также в принятии мер по устранению этих отклонений.

Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Место Конституционного Суда в судебной системе Российской Федерации характеризуется следующими чертами:

— правовой статус — судебный орган;

— функция — осуществление конституционного контроля;

— главные принципы деятельности — самостоятельное и независимое осуществление судебной власти;

— процессуальная форма деятельности — конституционное судопроизводство.

Конституционный Суд России состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Назначаются на должность сроком на 12 лет. Предельный возраст пребывания судьи в должности — 70 лет, причем назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Требования к кандидатам на пост судьи Конституционного суда РФ:

1) возраст не менее 40 лет,

2) безупречная репутация,

3) высшее юридическое образование,

4) стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет,

5) признанная высокая квалификация в области права.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих 9 и 10 судей но наиболее важные вопросы разрешаются на пленарных заседаниях, где присутствуют все судьи Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации:

обладает полномочиями в сфере правотворчества;

обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения;

обладает правом толкования Конституции;

обладают полномочиями по рассмотрению дел, касающихся конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан;

рассматривают дела не по своей инициативе, а только на основе жалоб и заявлений.

К решениям принимаемым Конституционным Судом РФ относятся :

Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

5.Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в рф.

Прокуратура РФ — Единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; принимает участие в правотворческой деятельности Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются:

1-централизация — означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую. Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами, назначаемыми в соответствии с Конституцией РФ, стоят общие, единые для всей прокурорской системы задач;

2- независимость — состоит в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений;

3- законность — означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

4- гласность — выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

82. Правовая основа организации деятельности кс рф:

Правовую основу организации и деятельности Конституционного Суда РФ составляют: Конституция РФ, ФКЗ «О судебной системе» и «О Конституционном Суде РФ», ФЗ «о статусе судей РФ»

83. Конституционный суд рф: место среди органов судебной власти, состав, порядок формирования,срок полномочий

Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Читайте так же:  При усн доходы как учитываются страховые взносы

Особое место этого суда определяют следующие признаки:

• особый предмет деятельности: проверка соответствия Конституции РФ федеральных законов;

• исключительное право дачи толкования норм Конституции;

• особый порядок наделения судей полномочиями, высокий уровень требований к кандидатам, а также особый порядок организации и работы.

Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный суд состоит из 19-ти судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.

Ранее срок полномочий ограничивался 15-ю годами, но с 2005 года полномочия судьи Конституционного суда сроком не ограничены, установлен предельный возраст пребывания в должности — 70 лет.

84. Структура и полномочия кс рф:

Конституционный суд осуществляет судопроизводство в двух организационных формах: в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ. Конституционный суд РФ состоит из 2-х палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой установлен Регламентом Конституционного Суда РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат члены этих палат. Каждые 3 года состав их меняется.

Председатель и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты. Именно на пленарных заседаниях судьи выбирают путем тайного голосования Председателя, Заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного суда РФ.

Полномочии КС РФ(ст.125 Конституции РФ, ст.З ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»):

1) Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерацией совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

4.Роль Конституционного Суда рф в развитии и совершенствовании законодательства об организации и деятельности судов и других правоохранительных органов.

Конституционный контроль — это специальный вид государственной

деятельности, направленный на обеспечение правильного применения

Конституции РФ и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного

в них конституционного строя государства, на устранение нарушений

предписаний Конституции РФ. Этот контроль осуществляется

Конституционным Судом РФ.

Данные суды не наделены правом издавать какие-либо нормативно-правовые акты, обязательные к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами. Но, в свою очередь, принятые ими постановления имеют большое практическое значение. Организация и деятельность судов, прокуратур и других правоохранительных органов регламентируется Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами различного уровня и неодинаковой юридической силы.

Все большее значение для регламентации деятельности правоохранительных органов в последние годы приобретают постановления Конституционного суда РФ. Так, постановлением Конституционного суда РФ от 6 июля 1998 года было признано несоответствующим Конституции РФ положение уголовно-процессуального законодательства, которое не давало осужденным право кассационного обжалования приговоров Верховного суда РФ. В ходе реализации

этого постановления был принят 4 января 1999 года закон, на основе которого в структуре Верховного суда РФ была образована Кассационная коллегия, призванная рассматривать приговоры и другие решения Верховного суда РФ в кассационном порядке.

Исходя из изложенного, следует указать, что организация и деятельность судов и правоохранительных органов, правовой статус судей, правовое положение должностных лиц правоохранительных органов регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и другими

Так же, решения Конституционного Суда РФ могут повлечь за собой

приостановление действия нормативно-правовых актов, если они

противоречат Конституции РФ. В результате, компетентный орган будет

обязан изменить или отменить не соответствующий Конституции акт.

5. Понятие, основные признаки судебной власти и её полномочия. Конституция рф о судебной власти.

Понятие и основные признаки судебной власти

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

Читайте так же:  Куда жаловаться на газовую службу

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Судебно-правовые акты Конституционного Суда РФ и высших судебных инстанций в системе источников права, регулирующих предпринимательскую деятельность

Одним из средств правового регулирования предпринимательской деятельности выступает судебная практика в форме актов высших судов: постановлений и определений Конституционного Суда РФ, принимаемых при проверке норм федеральных законов или их отдельных положений на соответствие Конституции РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ и (или) Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и информационных писем Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики.

Судебная практика имеет теоретическое и практическое значение для развития любой системы права, где она в той или иной мере выступает в качестве регулятора общественных отношений. Изучение отношения к судебной практике необходимо для более глубокого понимания природы судебной практики, определения вместе с другими источниками права возможностей таких ее форм, как решения Конституционного Суда РФ и акты Верховного Суда РФ и (или) Высшего Арбитражного Суда РФ, а также повышения эффективности правового регулирования предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Конституционный Суд РФ входит в судебную систему Российской Федерации, являясь федеральным судом. Его полномочия отражены в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»: Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля (ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»), который: разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов всех уровней, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации).

Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Суд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ и принимает решения по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием сложившейся правоприменительной практики, а также исходя из его места в системе правовых актов (ст. 1, 74 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Конституционный Суд РФ окончательно разрешает все спорные вопросы толкования Конституции РФ и соответствие ей федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов или иных нормативных актов субъектов РФ, изданных в пределах своей компетенции (ст. 125 Конституции РФ).

Читайте так же:  Льготный проезд для пенсионеров на городском транспорте

Что касается Высшего Арбитражного Суда РФ, то в постановлениях его Пленума по вопросам судебной практики судебные правоположения направлены главным образом на устранение пробелов в законе и выявленных в правоприменительной деятельности противоречий, разъяснение действующих норм закона. Судебные правоположения формально действующую норму не изменяют и не ставят перед собой задачу заменить действующую норму закона на другую, но наполняют ее конкретным содержанием, например, расширяя сферу ее применения, уточняя механизм ее реализации или, наоборот, устанавливая границы ее действия. Устраняя противоречия, высшие суды разрешают юридически тупиковую ситуацию. При этом судебная практика исходит из приоритета закона.

Вместе с тем современное состояние законодательства в России в области предпринимательской деятельности, объективная невозможность принятия совершенных нормативно-правовых актов, адекватно регулирующих многообразные развивающие общественные отношения, вызывают необходимость оптимального сочетания нормативного и судебного регулирования предпринимательской деятельности. Существует тесная связь между правоприменением и правотворчеством. В деятельности высших судов накапливается материал, который в будущем используется законодателем при создании новых норм, и акты высших судов являются одним из важнейших источников для правотворчества. Формирующаяся судебная практика высших судов выступает как в качестве предварительной стадии (этапа) к последующему законодательному и соответственно нормативному регулированию, так и самостоятельного непосредственного источника регулирования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

2.1 Функции Конституционного суда

Назначение Конституционного суда РФ проявляется в его целях:

· защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина;

· обеспечении верховенства и прямого действия конституционной законности.

К задачам Конституционного суда РФ относят:

· способствование утверждению законности;

· воспитание в должностных лицах и гражданах уважения к Основному закону РФ.

К основным функциям Конституционного суда РФ относят:

· толкование Конституции РФ;

В соответствии со ст. 3 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» установлено 7 групп полномочий Конституционного суда РФ.

К первой группе относятся полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов, договоров между Российской Федерацией и субъектами РФ, договоров между субъектами РФ, не вступившими в законную силу международных договоров Российской Федерации.

Вторая группа полномочий Конституционного суда РФ — это правовые средства разрешения споров о компетенции между высшими федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

Третью группу образуют полномочия по проверке соответствия Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по поступившим в Конституционный суд РФ жалобам на нарушения прав и свобод граждан и по запросам судов.

В четвертую группу входят полномочия по толкованию Конституции РФ.

Пятая группа полномочий связана с предоставленным Конституционному суду РФ правом оценки соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

В шестую группу входят полномочия, связанные с предоставленным правом законодательной инициативы, где реализуется правотворческая функция Конституционного суда РФ.

В седьмой группе объединены все иные полномочия, которые предоставлены Конституционному суду Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и иными правовыми актами.

В большинстве западных государств (за исключением Франции) существуют правовые основы для рассмотрения судами конфликтов, возникающих в ходе деятельности государственного аппарата. При этом надо отметить, что процедура споров о компетенции государственных органов может придавать этим решениям более однозначный и политически ярко выраженный характер, нежели в США, где все решения Верховного Суда подпадают под формулу «конкретного судебного дела». С формально-правовой позиции можно представить себе деятельность конституционного суда как арбитра между остальными органами, окончательно определяющего содержание их конституционных обязанностей и проверяющего конституционность их решений.

Однако такой образ часто не подтверждается в политической практике западноевропейских государств и почти несопоставим с реалиями процесса осуществления власти. Следует подчеркнуть, что любой политический конфликт в рамках государственного аппарата попадает в перечень дел, подлежащих рассмотрению в конституционном суде. Однако в представлении общественного мнения и политической доктрины такой путь не является необходимым в разрешении конфликтов. Главную роль призваны играть здесь политические партии и группы интересов, выступающие через парламент или правительственные органы. Не каждый политический спор трактуется как конституционный конфликт, и этот подход становится проявлением одного из отличий, например от американской модели юридизации политики.

Результаты практики конституционного суда могут придавать им высокий авторитет в общественном мнении. Конституционный Суд считается органом, гарантирующим конституционную законность и защищающими гражданина от политически конъюнктурных действий партий. Вместе с тем получение поддержки конституционного суда в отношении введенных в действие законов или иных действий является несомненно политически привлекательным для их создателей подобно тому, как решение суда о противоречии конституции может быть выгодно для их противников. Даже в тех странах, где авторитет суда еще недостаточно укрепился, его решения могут стать одним из аргументов, свидетельствующих о значимости оцененных им норм либо действий.

Таким образом, положение конституционного суда обусловлено его политическим престижем, а следовательно, степенью убеждения, удерживающегося в общественном мнении и в политических кругах, в том, что принимаемые им решения являются авторитетными по отношению к установленным конституционным рамкам деятельности остальных элементов государственного аппарата. Чем сильнее будет убеждение, что решениям суда необходимо подчиняться, тем рискованнее будет игнорировать его мнение и тем больше шансов получит суд в укреплении своей позиции, даже если будет создаваться конфликтная ситуация с другими участниками процесса управления. Однако нелегко достигнуть порога политического престижа. К настоящему времени его достигли Конституционный Суд ФРГ, Австрии, Франции и Италии.

Читайте так же:  Вещные права на земельные участки

Кроме того, позиция конституционного суда зависит и от способностей политических партий к самостоятельному разрешению возникающих конфликтов. Слабость партийной системы или значительное усиление внутренних противоречий в политической системе могут создавать ситуацию, когда суд становится на позицию арбитра, что укрепляет. его самостоятельность и авторитет. Конституционный суд также может стимулировать или даже «вынуждать» другие органы предпринимать определенные действия, которые эти органы ранее не могли осуществлять по собственной инициативе из-за блокировки противоположных политических взглядов или групп интересов.

Нормативно-правовое регулирование конституционного контроля.

Нормативно-правовое регулирование конституционного контроля.

В Конституции России нормы о Конституционном Суде включены в главу 7, «Судебная власть», где говорится об осуществлении судебной власти посредством конституционного и иных видов судопроизводства (ч. 2 статьи 118) и имеется специальная статья о нем (статья 125). Тем самым подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной ветви государственной власти. К федеральным судам относит Конституционный Суд и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (п. 3 статьи 4).

Статьи Конституции об институтах власти обычно начинаются с определения, характеризующего в краткой форме юридическую природу, функциональную направленность и место в системе власти соответствующего органа (статьи 80, 94, 110, 126 и 127). Однако статья 125 Конституции о Конституционном Суде не содержит его определения в отличие от названных статей. Судя по всему, составители проекта Конституции к моменту вынесения его на всенародное голосование в 1993 г. не сумели прийти к единству в характеристике статуса Конституционного Суда, выраженного в четком определении.

Этот пробел в Конституции восполнил Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Деятельность судебных органов регулируется ФКЗ «О суд системе в РФ».

Конституционный суд РФ как орган государственной власти, его место. (см в тетради)

Конституционный Суд РФ в государственной системе рассматривается: во-первых, как орган судебной власти; во-вторых, как высший орган государственной власти наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ; в-третьих, как орган, осуществляющий самостоятельный вид государственной власти так называемую контрольную власть.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе России. Его статус обусловлен спецификой компетенции в рамках судебного конституционного контроля, разрешением дел в сфере организации и осуществления публичной власти, взаимоотношений государства и личности. Конституционный Суд РФ является учреждением одного уровня с Федеральным Собранием, Президентом РФ и Правительством РФ. Деятельность Суда направлена на обеспечение сбалансированного взаимодействия названных органов, гармоничное развитие системы российского права. Вместе с тем Конституционный Суд РФ является судебным органом, который призван решать исключительно вопросы права.

Конституционный Суд РФ в судебных заседаниях рассматривает и разрешает споры между высшими органами государственной власти, как федеральными, так и региональными (1). Помимо собственно правосудия, Конституционный Суд РФ реализует в рамках судебного конституционного контроля такие полномочия, как осуществление толкования Конституции РФ (2). Разрешение дел о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов федеральных и региональных органов государственной власти, внутригосударственных договоров и не вступивших в силу международных договоров РФ (3). Участие в процедуре отрешения Президента РФ от должности принятие заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (4). Участие в процедуре назначения референдума РФ принятие заключения о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) (5).

Конституционный Суд РФ воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Это означает, что Конституционный Суд РФ не применяет соответствующую норму по конкретному делу для разрешения соответствующего дела, а исследует ее на предмет соответствия или несоответствия Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ вправе давать официальное толкование Конституции РФ. Необходимость такого толкования обусловлена неопределенностью в понимании конституционных норм, как правило, по причине их общего характера, наличию пробелов или противоречивости, что на практике приводит к неправильному применению данных норм в процессе правотворчества, судебного и иного правоприменения.

Таким образом, толкование Конституции РФ представляет собой деятельность по уяснению ее текста, разъяснению, конкретизации содержания толкуемых положений. Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции РФ по запросам уполномоченных субъектов на своих пленарных заседаниях, причем в отличие от решений по иным делам за постановление о толковании должно проголосовать большинство не менее 2/3 от общего числа судей.

Понятие и пределы компетенции (юрисдикции) конституционных судов.

Конституционный Суд РФ — государственный орган, отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства.

В компетенции Конституционного Суда РФ можно выделить следующие группы полномочий:

1) проверка конституционности правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля (нормоконтроля);

2) проверка конституционности законов в порядке конкретного конституционного контроля;

3) разрешение споров о компетенции;

4) официальное толкование Конституции РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

В первой группе полномочий важным является вопрос о предмете и пределах конституционного контроля. Конституционный Суд проверяет конституционность следующих правовых актов:

1. Акты федерального уровня – федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ

2. Акты регионального уровня – конституции, уставы, законы и иные (в том числе и подзаконные) нормативные правовые акты субъектов РФ. Здесь принципиальным является положение о том, что конституционному контролю подлежат изданные по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов/

3. Внутрифедеративные договоры, т. е. договоры между федеральными и региональными органами государственной власти, и между региональными органами государственной власти.

4. Не вступившие в силу международные договоры РФ. Объектом конституционного контроля являются подлежащие ратификации или иному утверждению федеральными органами государственной власти (межгосударственные договоры).

Структура Конституционного Суда.

В Конституционном Суде РФ нет структурных подразделений, осуществляющих правосудие. Им рассматриваются и разрешаются дела в заседаниях с проведением слушаний или без проведения слушаний.
Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивается аппаратом Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к его полномочиям.
Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей.
Аппарат Конституционного Суда РФ состоит из Секретариата, Управления государственной службы и кадров, Финансового управления, Управления делами и Представительства Конституционного Суда в Москве.
Для обеспечения деятельности руководства Конституционного Суда РФ и судей также созданы Секретариат Председателя Конституционного Суда РФ, Секретариаты Заместителей Председателя Конституционного Суда РФ и Аппараты судей.

Читайте так же:  Какой второй документ нужен для кредита

Основания для отложения и прекращения производства по делу в конституционном суде.

Отложение заседания

Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд Российской Федерации найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Конституционный Суд Российской Федерации назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.

Нормативно-правовое регулирование конституционного контроля.

В Конституции России нормы о Конституционном Суде включены в главу 7, «Судебная власть», где говорится об осуществлении судебной власти посредством конституционного и иных видов судопроизводства (ч. 2 статьи 118) и имеется специальная статья о нем (статья 125). Тем самым подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной ветви государственной власти. К федеральным судам относит Конституционный Суд и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (п. 3 статьи 4).

Статьи Конституции об институтах власти обычно начинаются с определения, характеризующего в краткой форме юридическую природу, функциональную направленность и место в системе власти соответствующего органа (статьи 80, 94, 110, 126 и 127). Однако статья 125 Конституции о Конституционном Суде не содержит его определения в отличие от названных статей. Судя по всему, составители проекта Конституции к моменту вынесения его на всенародное голосование в 1993 г. не сумели прийти к единству в характеристике статуса Конституционного Суда, выраженного в четком определении.

Этот пробел в Конституции восполнил Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Деятельность судебных органов регулируется ФКЗ «О суд системе в РФ».

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы

Организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент.

Регламент Конституционного Суда РФ регулирует вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда РФ, устанавливает порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Конституционном Суде РФ, требования к работникам аппарата и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда РФ с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных ст. 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», также без проведения слушаний.

Конституционный Суд РФ может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции РФ указанных в п. 1 ч.1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» нормативных правовых актов, проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что вопрос о конституционности нормативного правового акта может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановления Конституционного Суда РФ правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав заявителя — гражданина или объединения граждан.

Ходатайство с возражением против применения процедуры разрешения дела без проведения слушания вправе подать орган государственной власти в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции РФ принятого соответствующим органом государственной власти нормативного правового акта, или заявитель.

Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к его полномочиям, установленным Конституцией РФ и ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Конституционный Суд РФ в заседаниях также: принимает послания Конституционного Суда РФ; принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения; принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным конституционным законом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8346 —

| 7277 — или читать все.

Источники


  1. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.

  2. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.

  3. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
Правовое регулирование деятельности конституционного суда рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here