Право выхода субъекта федерации из ее состава

Важная информация в статье: "Право выхода субъекта федерации из ее состава" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

20.Федеративное устройство рф

Понятие федеративного устройства.

Федеративное устройство— форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.

Принципы федеративного устройства.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:

Государственная целостность РФ. Российская Федерация — единое и неделимое государство. Государства и государственные образования — субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Единство системы государственной власти. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу — республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.

Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с Российской Федерацией и другими её субъектами.

Особенности федеративного устройства России.

Российская Федерация — неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения — по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов — краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область

Федеративное устройство Российской Федерации было установлено в январе 1918 года III съездом Советов, на котором была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая:

Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Таким образом унитарное государство было преобразовано в федерацию.

В настоящее время (на 2009 год) согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

17.2. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России, их особенности

Конституционные основы национально-государственного устройства Российской Федерации установлены нормами гл. 1 Конституции РФ, которая не может быть изменена в обычном законодательном порядке, а требует для своего изменения фактически принятия новой Конституции. Такое положение направлено на недопустимость кардинального изменения всей системы федеративных отношений в России. Кроме того, основы конституционного строя распространяют суверенитет Российской Федерации на всю ее территорию, включая все без исключения ее субъекты, а Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.

В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:

единство системы государственной власти;

разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Прежде всего, Россия была в историческом плане провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Следовательно, Россия может быть отнесена к конституционной федерации, поскольку она создана на основе Конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной властью.

С самого начала своего образования Россия представляла собой не конституционно-договорную федерацию (как США или Швейцария), а конституционно-правовую федерацию. Россия в отличие от абсолютного большинства других федераций создавалась как федерация асимметричная с различными видами субъектов Федерации, созданными как по национально-территориальному (21 республика-государство, 10 автономных округов и 1 автономная область), так и по территориальному признаку (6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения).

Субъекты Федерации с самого начала не обладали правом выхода из ее состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона мог быть изменен. Конституция РФ предусмотрела возможность вступления новых субъектов в состав Российской Федерации.

Федеративное устройство РФ.

Федеративное устройство — объединения двух и более государственно-территориальных образований в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) – понятия идентичны.

Субъект РФ – государственно-правовые образования, образующие в совокупности РФ. Конституция РФ 1993г. устанавливает 6 видов субъектов:
— республики в составе РФ — 21
— край — 6
— область — 49
— город федерального назначения — 2
— автономная область — 1
— автономный округ — 10

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
В состав РФ входят 21 республика, 6 краев. 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Обобщенно все составные части РФ называются субъектами. Таким образом, в состав РФ входят 89 равноправных субъектов.

Читайте так же:  Повышающий коэффициент на электроэнергию с

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Понятие федеративного устройства России.

Федеративное устройство Российская Федерация унаследовала от Советского Союза. Территориально она идентична РСФСР плюс Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Впервые федеративное устройство России было провозглашено Учредительным собранием в 1918 году. В настоящее время федерализм РФ обусловлен Конституцией, принятой в 1993 году.

Субъекты РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации:

  • одна автономная область (Еврейская Автономная область);
  • три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
  • а также 22 республики и 46 областей.

Все эти субъекты группируются в:

  • 9 федеральных округов;
  • 12 экономических районов;
  • 4 военных округа;
  • 11 часовых поясов.

Условно четвертым городом федерального значения является Байконур, который находится на территории Казахстана, но он арендован РФ до 2050 года, и там действует российское законодательство.

Из соседних государств, ориентированных на Россию (в том числе непризнанных и частично-признанных) стать субъектом Российской Федерации стремятся Южная Осетия, ДНР, ЛНР и Приднестровье. Беларусь и Абхазия предпочитают войти в Союзное Государство с Россией, сохранив свой государственный суверенитет.

Федеративное устройство России

Читайте также:

  1. II.2. Устройство токарно-винторезных станков
  2. III этап промышленного переворота в России
  3. IV. Осведомление в России и Европе 1 страница
  4. IV. Осведомление в России и Европе 2 страница
  5. IV. Осведомление в России и Европе 3 страница
  6. IV. Осведомление в России и Европе 4 страница
  7. VI. Проникновение России в степь и пустыни
  8. Актуальность энергосбережения в России и мире
  9. Алкогольная катастрофа в России
  10. Анализ финансовой устойчивости бюджетной системы России
  11. АНАТОМИЯ В РОССИИ
  12. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
  1. Право народа на самоопределение означает

a) Возможность выхода из состава федерации и образование собственной государственности

b) Возможность отделения от государства и присоединения к другому государству

c) Право иметь свою государственность в виде субъекта федерации

d) Право на культурное самоопределение и осознание собственной национальной идентичности

e) Право на государственную поддержку родного языка, культуры, традиций, обычаев, уклада жизни

f) Право на создание национально-культурной автономии

g) Право на включение в перечень коренных малочисленных народов

  1. Федерация в России построена на принципах

a) Суверенитета республик в составе федерации

b) Равноправия и самоопределения народов

c) Признания республик независимыми государствами

d) Равенства прав субъектов федерации

e) Равенства правового статуса субъектов федерации

  1. Отношения между федерацией и субъектами могут строиться на основе

a) Договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

b) Федеральных законов о статусе субъектов РФ

c) Федеральных конституционных законов о статусе субъектов РФ

d) Федеративного договора

  1. Может ли суверенное государство стать субъектом Российской Федерации

a) Нет, не может ни при каких условиях

b) Может на основании международного договора

c) Может на основании насильственного захвата территории этого государства

d) Может на основании норм российского законодательства

  1. Имеются ли в составе Российской Федерации территории, не обладающие статусом субъектов федерации

a) Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург

b) Калининградская область

c) Нет, не имеются

d) Автономные округа

  1. Квазигосударственная территория – это

a) Территория морских и воздушных судов, приписанных к портам Российской Федерации

b) Территориальное море

c) Территории посольств и консульств России за рубежом

d) Нет правильного ответа

  1. Образование новых субъектов федерации возможно

a) Путем слияния двух и более любых субъектов

b) Путем разделения территории одного субъекта на два и более

c) Путем слияния граничащих между собой субъектов

d) Только путем образования на территории сложноустроенного субъекта нового единого субъекта

e) Путем передачи части территории иностранного государства по международному договору

  1. Отметьте особенности правового статуса автономий

a) Правовой статус автономных образований может регулироваться специальным федеральным законом, принятым по инициативе органов законодательной власти автономий

b) Автономии не имеют собственных органов законодательной (представительной) власти

c) Территория автономий поглощается территорией краев, областей

d) Население автономии может участвовать в выборах органов государственной власти области, края

e) Еврейская автономная область входит в состав Российской Федерации непосредственно

f) Решения государственных органов края, области, осуществляемые в порядке реализации полномочий по совместному ведению федерации и субъектов, распространяются и на автономии

  1. Обладают ли субъекты федерации международной правосубъектностью?

a) Да, частичной – они могут заключать внешнеэкономические сделки и осуществлять иные международные связи

b) Нет, не обладают в силу отсутствия суверенитета – все полномочия в сфере международных отношений осуществляют федеральные органы государственной власти

  1. Сецессия – это

a) Право выхода субъекта из состава федерации

b) Право федеральных органов власти вмешиваться в полномочия субъектов федерации

c) Право аннулировать акты федерации и признавать их недействующими на территории субъекта федерации

d) Обязательность соответствия закона субъекта федерации, принятому по вопросам совместного ведения, федеральному закону

  1. При противоречии нормативно-правового акта субъекта федерации, принятого по вопросам ведения субъекта, федеральному закону

a) Действует федеральный закон

b) Действует закон субъекта федерации

c) Конституционный Суд разрешает вопрос о соответствии акта субъекта федеральному закону

d) Президент РФ применяет согласительные процедуры

  1. Положение ч.2 ст. 5 Конституции РФ о том, что республики – это государства означает:

a) Наличие у республик государственного суверенитета

b) Особый правовой статус республик, характеризующийся большим объемом прав и полномочий

c) Несет политическую нагрузку, отражая определенные особенности статуса республик, связанные с историческими, национальными и иными факторами

  1. Республики, в отличие от других субъектов федерации, обладают следующими особенностями правового статуса:

a) Являются субъектами международного права

b) Вправе устанавливать собственное гражданство и решать вопросы приема в гражданство

c) Имеют право представительствовать в международных организациях

Читайте так же:  Осаго после замены водительского удостоверения

d) Имеют право собственности на землю и другие природные ресурсы, расположенные на их территории

e) Имеют свои конституции

f) Имеют свои государственные символы и государственный язык

  1. К числу институтов федерального вмешательства могут быть отнесены:

a) Право Президента отменять действие правовых актов субъектов федерации

b) Право Президента приостанавливать действие правовых актов субъектов федерации до судебного решения

c) Прекращение полномочий представительного органа власти субъекта

d) Введение прямого президентского правления

e) Введение чрезвычайного положения

f) Обращение Президента РФ в Конституционный Суд РФ с ходатайством о разрешении спора о компетенции между органами государственной власти федерации и органами государственной власти субъектов федерации

  1. Новый субъект федерации может образоваться следующими способами:

a) Объединение двух и более граничащих между собой субъектов

b) Разделение субъекта на несколько новых субъектов

c) Принятие в Российскую Федерацию на правах субъекта иностранного государства или части иностранного государства

d) Преобразования существующих субъектов путем изменения их статуса

16. Какие из перечисленных вопросов правового регулирования относятся к сфере совместного ведения российской Федерации и ее субъектов?

a) Порядок использования наркотических средств

c) Административно-процессуальное право

d) Законодательство об охране окружающей среды

e) Разграничение государственной собственности

Видео (кликните для воспроизведения).

f) Официальный бухучет

g) Выполнение международных договоров РФ

17. Обязательны ли для исполнения органами власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, расположенных на территории Тюменской области, нормативно-правовые акты последней?

a) Да, во всех случаях без исключения

b) Таких актов вообще не может быть, так как субъекты Российской Федерации равноправны

c) Обязательны в случае регулирования вопросов совместного ведения федерации и субъектов

d) Пробельность этого вопроса правового регулирования должна быть устранена федеральным законом о статусе автономного округа, принимаемым по инициативе его органов власти

18. Включает ли в себя изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации изменение его названия (переименование)?

a) Да, это всегда неразделимые правовые процедуры, которые должны осуществляться в соответствии с федеральным конституционным законом

b) Они не связаны друг с другом, осуществляются каждый по собственной процедуре

c) Изменение статуса субъекта влечет за собой изменение его наименования

d) Субъекты РФ в настоящее время могут изменить свое наименование, но не могут изменить конституционно-правовой статус по причине отсутствия нормативно закрепленной процедуры. Изменения в ст. 65 Конституции РФ вносятся на основании Указа Президента РФ.

e) Субъекты РФ в настоящее время могут изменить свое наименование, но не могут изменить конституционно-правовой статус по причине отсутствия нормативно закрепленной процедуры. Изменения в ст. 65 Конституции РФ вносятся на основании федерального конституционного закона.

19. Изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации означает:

a) изменение его наименования

b) изменение его границ

c) образование нового субъекта РФ путем слияния двух граничащих между собой субъектов РФ

d) выход из состава Российской Федерации

e) образование национально-культурной автономии

f) преобразование субъекта одного вида в субъект другого вида

g) непосредственное вхождение автономного округа или автономной области в состав Российской Федерации

h) принятие федерального закона о статусе автономного округа по инициативе органов государственной власти округа

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 325 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тема 15. Федеративное устройство России

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.

С 1 марта 2008 года таких субъектов федерации 83.

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.

Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.

В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:

— единство системы государственной власти;

— разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

— равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, коим является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Российский федерализм обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от федерализма в других странах.

Прежде всего, Россия была в историческом плане провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Следовательно, Россия может быть отнесена к конституционной Федерации, поскольку она создана на основе Конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной властью.

С самого начала своего образования Россия представляла собой не конституционно-договорную федерацию (как США или Швейцария), а конституционно-правовую федерацию. Россия в отличие от абсолютного большинства других федераций создавалась как федерация асимметричная с различными видами субъектов Федерации, созданными как по национально-территориальному (21 республика-государство, 10 автономных округов и 1 автономная область), так и по территориальному признаку (6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения).

Субъекты Федерации с самого начала не обладали правом выхода из ее состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона мог быть изменен. Конституция РФ предусмотрела возможность вступления новых субъектов в состав Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации: виды и правовой статус (стр. 1 из 7)

Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Избранная новой Россией форма государственности — федерализм — не имеет единого международного образца, а российский федерализм, имеющий свою специфику, к тому же исключительно динамичен.

Читайте так же:  Акт технической экспертизы на списание образец

«Федерализм в классическом его понимании — принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях»[1]

Федерализм является важнейшим принципом организации и функционирования российской государственной и общественной системы, что, естественно, находит отражение в различных положениях Конституции, начиная с первой статьи.

Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции РФ. Это обусловлено как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.

В ст. 1 Основного Закона записано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

Однако нормы Конституции РФ, устанавливающие основу конституционного статуса субъектов РФ, по ряду причин являются неоднозначными и внутренне противоречивыми, что вызывает определенные сложности для федерального и региональных законодателей при их развитии в текущем законодательстве, а также для всех правоприменителей при их практической реализации.

В то же время, чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем яснее становится противоречивость и недоработанность ряда конституционных положений, острее выражается потребность в дальнейшем развитии конституционных норм, касающихся Федерации.

Именно этим и обусловливается актуальность выбранной темы.

Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ.

Достижение цели требует выполнение следующих задач:

проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;

рассмотреть виды субъектов РФ;

выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;

рассмотреть проблему асимметрии конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Форма государственного устройства России определена в Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация является федеративным государством. В настоящее время в мире существует немало различных федераций, включая такие крупные федерации, как США, ФРГ, Бразилия, однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, которые отличают её от других федераций.

Федерация обычно образуется вследствие объединения нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло иным путём. Россия как федерация не является объединением нескольких государств, она была образована путём создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населявших её территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования были признаны субъектами РФ.

Такой порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорный, а конституционный характер. Конституция РФ 1993 года, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, подтвердила их выбор. Все субъекты РФ изначально находятся в её составе, сохраняя исторически сложившееся государственное единство Российской Федерации (преамбула и ч.1 ст.65 Конституции РФ) [2] .

В России федерализм – это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации, он означает свободное развитие наций и народностей. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов РФ – республик, автономной области, автономных округов.

Однако российский федерализм – не только форма разрешения национального вопроса, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти, распределение её по регионам – существенная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в этом случае теряет монополию на власть и потому не может употребить её произвольно. Предоставляется больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам другого.

Федеративное устройство РФ базируется на ряде принципов, которые являются исходными началами территориального устройства не только Федерации, но и её субъектов. Согласно ч.3 ст.5 Конституции РФ таковыми являются: государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Государственная целостность РФ.

Данный принцип означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации.

В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов; осуществляет территориальное верховенство; обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; единое гражданство. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Единство системы государственной власти.

Этот принцип тесно связан с государственной целостностью и ею обусловлен. Целостная, но в то же время федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны приз навать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.

В РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент РФ, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Конституция РФ определяет:

перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;

Читайте так же:  Как не платить за капремонт законно инструкция

Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам совместного ведения.

Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот «остаток» федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы.

Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта

В последнее десятилетие важной и позитивной тенденцией развития российского федерализма является укрупнение и, следовательно, сокращение субъектов РФ посредством объединения двух и более субъектов в один новый субъект Федерации.

Образование в составе Российской Федерации укрупненного субъекта в результате объединения двух и более субъектов, а также порядок принятия в Федерацию нового субъекта регулируются Федеральным конституционным законом от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта – процедура, предусматривающая такое изменение состава субъектов РФ, которое не связано с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

Основными требованиями, предъявляемыми к принятию в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта, являются: добровольность; соблюдение государственных интересов Российской Федерации, принципов федеративного устройства России, прав и свобод человека и гражданина, а также сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов РФ, их социально- экономических возможностей.

Субъектом присоединения к России может быть иностранное государство или его часть. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства. Основанием этого является заключенный Россией с данным иностранным государством международный (межгосударственный) договор о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части.

Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключения соответствующего международного договора является данное иностранное государство.

Президент РФ после поступления данного предложения уведомляет обе палаты Федерального Собрания, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

После подписания международного договора Президент обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора. При положительном заключении Конституционного Суда РФ в Государственную Думу вносится на ратификацию международный договор и проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Федерации, заинтересованным в объединении. Соответствующее предложение с обоснованием и указанием предполагаемого наименования, статуса и границ нового субъекта, а также прогноза социально-экономических и иных последствий этого процесса направляется Президенту РФ. Президент России уведомляет о полученном предложении палаты Федерального Собрания, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

По вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта обязателен референдум на территории заинтересованных субъектов Федерации. Результаты референдума представляются Президенту РФ. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта и т.д.

В случае положительного решения об образовании нового субъекта Федерации на референдуме проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта может быть Президентом РФ внесен в Государственную Думу. Федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания в порядке, предусмотренном ст. 108 Конституции РФ.

Тенденцией развития Российской Федерации в последние годы явилось укрупнение субъектов РФ посредством объединения двух и более субъектов в один субъект Федерации. В результате число субъектов РФ сократилось с 89 до 83. Факторами, способствующими укрупнению субъектов РФ, являются историческая, географическая, природноресурсная, демографически-языковая общность, политические, хозяйственные, транспортные, торгово-финансовые связи, общие интересы. Укрупнение субъектов позволяет сократить число дотационных субъектов РФ, создать крупные самодостаточные субъекты Федерации со своей экономикой, уменьшить затраты на управление территориями субъектов Федерации, сократить количество границ между субъектами Федерации и, как следствие, создать более благоприятные условия для развития внутреннего рынка.

Конституционное право России

Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации

В силу множественности и разнородности субъектов Российской Федерации отдельные их виды обладают рядом особенностей, которыми они отличаются от основной массы регионов.

Республики в составе Российской Федерации. Они выступают в качестве государств. Такая дефиниция используется как федеральной Конституцией, так и республиканскими конституциями. Отсюда отличительные признаки, свойственные лишь данной категории российских регионов.

Республики принимают конституции, тогда как остальные субъекты принимают уставы. Причем Конституция РФ не регламентирует порядок принятия республиканских конституций, в то время как остальные субъекты должны принимать собственные уставы посредством своих законодательных (представительных) органов (ч. 2 ст. 66). И республиканские конституции, и уставы иных регионов выступают в качестве основных законов соответствующих субъектов, в силу чего они находятся на одном уровне по своему функциональному назначению и по юридической силе в рамках собственных правовых систем.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки.

В то же время в соответствии с «Федеральным законом «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами.

Государственные языки республик употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). Другие субъекты Федерации, построенные по национально-этническому принципу (автономная область, автономные округа), таким правом не обладают.

Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Другие субъекты Федерации вправе учреждать уставные суды. Оба вида судебных органов выполняют однотипные функции и поэтому различия в их наименованиях не являются решающими. Республикам свойствен институт президентства. Высшими должностными лицами остальных субъектов Федерации, как правило, является губернаторы.

Читайте так же:  Какие документы нужны для декрета по беременности

В качестве атрибутивного признака государства можно «расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.

Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.

Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Автономная область, автономные округа в составе Российской федерации. Автономии — национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. Если автономная область учреждалась как универсальная форма автономии, применяемая в любой части федерации (Поволжье, Северный Кавказ, Дальний Восток), то автономный округ (до 1977 г. — национальный округ) рассматривался как форма национальной государственности малочисленных народов и этнических групп Севера, Сибири и Дальнего Востока. В условиях конституционного закрепления принципа равноправия всех субъектов Федерации сохранение в наименовании данных субъектов термина «автономный» не представляется логичным.

Статус всех субъектов Федерации, как известно, определяется федеральной Конституцией и в зависимости от вида субъекта — его конституцией или уставом. Однако, согласно Конституции РФ, статус автономной области и автономного округа, кроме того, может регламентироваться законом о соответствующей автономии.

Такой закон может быть принят по представлению законодательных и исполнительных органов названных субъектов (ч. 3 ст. 66). К настоящему времени ни одна из автономий не представила в федеральный парламент соответствующего законопроекта.

Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Действующая Конституция права автономий на выход из состава области не предусматривает, закрепляя лишь возможность договорного решения вопросов, представляющих взаимный интерес. Теоретически предметом такого договора может стать и вопрос о непосредственном вхождении в Федерацию автономного округа, т.е. о фактическом выходе округа из состава области. Здесь, однако, требуется взаимное согласие таких субъектов, а также юридическое «оформление» такого решения на федеральном уровне.

В соответствии с Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» от 15 декабря 1990 г., все автономные области были выведены из состава краев и включены в Российскую Федерацию непосредственно. Таким образом, в настоящее время 9 автономий из 11 входят в Российскую Федерацию и одновременно в состав краев или областей.

Края, области в составе Российской Федерации. Некоторые российские регионы являются сложносоставными, т.е. включают в свой состав другие субъекты — автономные округа. В условиях закрепления равноправия всех субъектов необходимы определенные юридические формы регулирования статуса таких субъектов, их взаимоотношений, разрешения возможных споров и т.п. Конституция РФ в качестве таких форм называет внутренние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.

Например, такие договоры заключены между органами государственной власти Иркутской области и органами государственной власти входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, между органами государственной власти Тюменской области и органами государственной власти входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Предыдущая российская Конституция предусматривала для автономных округов и автономных областей возможность самостоятельного решения вопроса о том, находиться ли им в составе края, области или войти в Российскую Федерацию непосредственно. Тогда правом выхода из состава области воспользовался лишь один автономный округ — Чукотский, что было закреплено Законом РФ «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» от 17 июня 1992 г.

Конституционность этого Закона была проверена Конституционным Судом РФ. Суд пришел к выводу, что выход Чукотского автономного округа из состава Магаданской области и непосредственное его вхождение в состав Российской Федерации не влияют на национально-государственное устройство и состав Федерации, а также на конституционно-правовой статус автономного округа. Закон был признан конституционным.

В составе Российской Федерации имеются две области, которые отделены от основной части территории государства: Сахалинская область отделена от материковой части России Татарским проливом, а Калининградская область — территорией иностранных государств. Естественно, что последняя область имеет гораздо больше особенностей по сравнению со всеми остальными регионами страны. С учетом этого был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 г.

Города федерального значения в составе Российской Федерации. Эти города занимают анклавное положение, т.е. их территория окружена территорией другого субъекта — области (Московской и Ленинградской). В Конституции ничего не сказано по поводу взаимоотношений этих городов и соответствующих областей. Думается, что по аналогии с областями и входящими в их состав автономными округами эти взаимоотношения могут быть урегулированы договорами, а в случае крайней необходимости также федеральными законами при обязательном учете интересов обеих сторон.

Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных членов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта — города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наконец, статус Москвы включает в себя, по меньшей мере, четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта — города; субъекта Федерации — города федерального значения; административного центра другою субъекта — Московской области; столицы Российской Федерации. Статус столицы, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 70), устанавливается федеральным законом.

Источники


  1. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.

  2. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.

  3. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.
Право выхода субъекта федерации из ее состава
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here