Право в системе социального регулирования кратко

Важная информация в статье: "Право в системе социального регулирования кратко" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Нормативное регулирование общественных отношений

Право как система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную и классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, непосредственно направленно на регулирование общественных отношений. Государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров. Право как нормативное выражение государственной воли непосредственно регулирует общественные отношения в классовых или в общесоциальных интересах. Право служит инструментом политики государства, средством организации управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций. Право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве социального регулятора общественных отношений. В отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм. «Система нормативного регулирования – это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой».

Являясь важнейшим элементом нормативного регулирования общественных отношений, право занимает особое место в системе социальных норм. Как формально-определенные, правовые нормы являются единственными из социальных норм, которые санкционируются и обеспечиваются государством.

Система социальных норм состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязях друг с другом. «Социальные нормы – это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений».К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и др. В процессе регулирования общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Социальные нормы по своей природе означают определенный стандарт поведения.

Право и мораль

В теории государства и права соотношение права и морали рассматривается с позиций их единства, различия и взаимодействия. Единство права и морали характеризуется:

  • нормативностью права и морали, заключающейся в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения;
  • универсальностью права и морали, которая проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, т.е. являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм;
  • общностью права и морали, которая выражается в одинаковой оценке ими экономического базиса, идеологии, политики и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Различие между нормами права и морали:

  • по происхождению: нормы права устанавливаются и санкционируются государством, нормы морали формируются обществом. Нормы морали возникли раньше правовых норм, сформировавшихся только после образования государства и права;
  • по сфере действия: нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом;
  • по структуре: правовые нормы состоят обычно из трех элементов – гипотезы, диспозиции, санкции, в результате чего очень детально формулируются дозволения, запреты или предписания. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения и принципов;
  • по способу обеспечения: реализация норм права поддерживается принудительной силой государства, мораль обращается к совести индивида. В случае нарушения норм права к виновному могут быть применены виды наказания, предусмотренные нормами права, в случае нарушения моральных норм применяется лишь общественное порицание.

Взаимодействие права и морали проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии: моральные принципы справедливости, равенства, гуманизма стали основополагающими положениями действующего законодательства. Право поддерживает требования морали юридическими санкциями, защищая минимум нравственности. Мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права.

Право и обычаи

Обычай – правило поведения, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Под обычаями понимаются сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи складываются в рамках жизнедеятельности народа, профессиональных и иных групп. Обычаи – исторически первая группа социальных норм, возникающих одновременно с обществом. Обычаи представляют собой определенный итог жизнедеятельности, общественный опыт. Древнейшее право возникало в основном из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая юридический характер. Обычаи являются правилами поведения, «которые никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей…в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех действий и теми же лицами или группами (группой) лиц. Одноразовые или эпизодически повторяющиеся действия не создают и не могут создать обычаев».

Сходство норм права и обычаев состоит в том, что право и обычаи представляют собой совокупность норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Отличие норм права от обычаев состоит в том, что в сферу регулирования права входит значительно большая часть общественных отношений по сравнению с обычаями. Взаимовлияние права и обычаев состоит в том, что прогрессивные обычаи стимулируются правом, оказывая влияние на право. В частности, гражданское право РФ признает обычаи делового оборота в качестве источников права. Удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Правовые обычаи достаточно широко применяются в международном публичном и частном праве.

Правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, но правовые нормы также должны запрещать социально вредные обычаи. В ряде случаев законы обнаруживают нейтральное отношение к тем обычаям, которые не имеют особо социально ценного или вредного характера. В области бытовых, семейных, религиозных отношений обычаи и традиции проявляются в обрядах и ритуалах, занимая немалое место в системе нормативных регуляторов общественного поведения.

Читайте так же:  Порядок поступления в вузы

Право и религиозные нормы

Конституция РФ, Федеральный закон «О свободе совести» гарантируют в России свободу совести и вероисповедания, равноправия конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедования. В тоже время законодательство запрещает деятельность тоталитарных сект и оккультных религий, подавляющих личность. В соответствие с законом «Об общественных объединениях» существует норма, запрещающая деятельность религиозных организаций, если она связана с проявлениями насилия над личностью и иным причинением вреда жизни, здоровью, или с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Участие в деятельности подобных религиозных организаций уголовно наказуемо.

Религиозные нормы, религиозная (духовная) власть в мире не перестала оказывать влияние на общество и государственную власть. В настоящее время, например, конституционные монархии во многом используют отдельные религиозные нормы и традиции даже на уровне государственного права. Законодательство Великобритании признает монарха и главой государства и главой Церкви, не говоря о том, что во многих странах мира отдельные религиозные праздники считаются и государственными праздниками. Церкви разрешено участвовать в общесоциальной деятельности. В Греции, например, статус Церкви регулируется на конституционном уровне, закреплено особое положение православной конфессии по сравнению с другими, установлен религиозный текст присяги главы государства и др. В большинстве стран мира, и прежде всего в мусульманских государствах религиозные нормы являются одним из основных источников права.

Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы – это правила поведения, устанавливаемые различными организациями в их актах и охраняемые мерами социального воздействия; это особая разновидность социальных норм, призванных регулировать отношения, которые складываются между членами и участниками данных организаций.

Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения этих организаций. Эти нормы выражают волю участников общественных объединений, компетенцию, объем прав и обязанностей их членов и т.д. Общие черты норм права и норм общественных организаций состоят в том, что они содержат четкие, детализированные правила поведения, закреплены в специальных актах и представляют собой систему норм. Корпоративные нормы схожи с правовыми нормами тем, что они имеют обязательный характер, обладают фиксированным набором средств защиты.

Различие между правовыми и корпоративными нормами состоит в том, что нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, а нормы общественных организаций принимаются ими самостоятельно. Нормы права имеют приоритетное значение по отношению к корпоративным нормам. «Корпоративные нормы регулируют только внутренние задачи и цели данной общественной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм (в частности, мерами общественного воздействия)».

Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им деятельности общественных объединений. Закон «Об общественных объединениях» предусматривает, что несоблюдение уставных норм или осуществление объединениями деятельности, противоречащей нормам уставов, является основанием для приостановления и ликвидации деятельности общественного объединения.

Правовые и корпоративные нормы могут взаимодействовать между собой в сфере установления правоспособности различных организаций. Корпоративные нормы общественных организаций могут содержаться в актах, издаваемых совместно с государственными органами. В этом случае они приобретают значение нормативного правового акта. При возникновении правовых коллизий, безусловно, корпоративные нормы не могут ни в каком случае иметь приоритета перед правовыми нормами.

Социальные и технические нормы

Система социальных норм представляет собой правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые, моральные, религиозные, обычные, корпоративные нормы и др. Социальные нормы – это правила социально значимого поведения людей.

Система технических норм – это совокупность норм, определяющих правила рационального обращения с орудиями труда, предметами материального мира в целом. Особенности технических норм состоят в специальном предмете регулирования, «субъектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой и техникой. К техническим нормам в широком смысле относятся нормы, регулирующие отношения типа «человек – машина», «человек – производство», «человек – природа» и др. Основное отличие технических норм заключается в том, что они регулируют отношения между людьми и внешним миром (природой и техникой). Существуют некоторые группы технических норм, находящих закрепление в законодательстве, превращаясь в нормы технико-юридического характера. К этим нормам относятся – технические условия (ТУ), различные ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации транспорта, оборудования), индексы загрязнения окружающей среды и др. За нарушения этих норм установлена юридическая ответственность: имущественная, административная, уголовная.

Конспекты юриста

Право в системе социально-нормативного регулирования

Социально-нормативное регулирование – целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания. Существуют 5 основных регуляторов: право, мораль, религиозные нормы, корпоративные нормы, обычаи.

Мораль создается обществом и подкреплено общественным осуждением.

Религиозные нормы создаются какой-либо концессией, распространяется на членов, приверженцев этой организации, подкрепляются, как правило, обещанием благополучия и неблагополучия в будущем.

Обычаи создаются обществом и подкрепляются мерами общественного принуждения.

Корпоративные нормы создаются конкретной организацией, распространяются на членов этой организации и подкрепляются мерами корпоративного принуждения. Например, дресскод.

Право создается государством, распространяется на всех членов общества и подкреплено мерами государственного принуждения.

В системе социально-нормативного регулирования государственно-организованного общества право занимает центральное место и играет определяющую роль, т.к.:

    1. Право в отличие от других социальных норм представляет собой единую в масштабах страны систему норм. Наличие единой в стране системы правовых норм позволяет единообразно регулировать наиболее важные общественные отношения и создавать в обществе единый порядок. Тогда как мораль, обычаи и корпоративные нормы не способны создать единого порядка, поскольку в обществе не существует единой системы норм морали, единой системы обычаев, единой системы корпоративных норм.

Право в системе социального регулирования

1. Понятие и виды социальных норм

2. Право и мораль

Читайте так же:  Когда увольнять сотрудников в связи с ликвидацией предприятия

3. Право и справедливость

4. Право и экономика

5. Право и политика

Основные понятия и определения:

Социальные нормы, мораль, религиозные нормы, справедливость, экономические нормы, политика, политические нормы,

Система социальных норм отражает уровень экономического, социального, политического и культурного развития общества, поэтому она не остается неизменной. С развитием общества совершенствуются и его социальные нормы, меняется их характер и содержание.

Для классификации социальных норм используются различные критерии. Например, такие, как специфика возникновения, сфера действия и особенности регулирования общественных отношений, способы обеспечения.

В зависимости от специфики действия норм и от качественных характеристик правил поведения социальные нормы делятся на нормы морали, экономики, политики, права, религии и др.

К основным признакам социальных норм относятся следующие: регулируют общественные отношения; являются правилами поведения, т.е. определяют каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества и его собственных интересов; носят общий характер, т.е. обращены к неопределенному кругу лиц, неперсонофицированы и обладают многократностью действия; носят объективный характер, т.е. базируются на базисных социально-экономических отношениях; субъективны, поскольку создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей.

2. Формула взаимодействия морали и права представляется таковой “Мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах и требовать исполнения безнравственных поступков”. Мораль как и нравственность воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям. По большому счету мораль первична, право вторично.

Право и мораль поддерживают друг друга в деле упорядочения одних и тех же общественных отношений.

Требования морали и права во многом совпадают, так, например, мораль осуждает все виды правонарушений, один и тот же поступок в глазах окружающих получает и правовую и моральную оценку. Тенденция же в соотношении права и морали — их сближение. Более того, исходя из нравственной концепции правопонимания, право есть нормативно закрепленная справедливость. И вместе с тем сближение права и морали не означает, что право должно превратиться в саму мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами которых право рискует утратить свою уникальность.

И в тоже время мораль и право опираются на единый экономический и политический фундамент, имеют один и тот же объект регулирования – поведение человека и его отношения с другими людьми в обществе, основываются на свободе воли индивидов, являются показателями социального и культурного развития общества и содержат такие общечеловеческие ценности как жизнь, свобода, равенство.

3. О соотношении права и справедливости можно было бы говорить и в рамках соотношения права и морали, поскольку справедливость считается основной и общей для морали и права категорией.

В общей теории права понятия права и справедливости рассматриваются как очень близкие и взаимодополняющие. В латинском языке – это слова одного корня (jus – право и justitia – справедливость). Это слово вошло во многие языки как правосудие, правда, правильно и т.д.

С древнейших времен предпринимались попытки найти справедливость в праве. Однако сущность и содержание справедливости всеми понимается по-разному. Интуитивно под справедливостью подразумевается уравнивание, согласование, соответствие.

В позитивных теориях права понятие справедливости выражается в формальных правовых институтах – равенство всех перед законом, презумпция невиновности, соответствие между преступлением и наказанием и т.д.

4. Требования экономических законов (Закон денежного обращения, производства и сбыта, спроса и предложения и другие) находят свое выражение в государственно-правовых актах. Так, конституции различных стран фиксируют принципы экономического базиса государства и задачи экономического развития. Законы, как правило, определяют формы собственности, гарантируют ее защиту, устанавливают систему налогов, бюджет, кредитную систему, финансовую и денежную политику. Гражданский кодекс каждого государства – это своеобразная экономическая конституция.

Говоря о соотношении экономических и правовых норм важно определить пределы государственно-правового вмешательства в экономику. Юридические нормы должны определить цели, задачи, принципы рыночных отношений, законодательным путем, зафиксировать рамки и пределы вмешательства государства в экономику, закрепить и гарантировать все формы собственности, запретить монополию и недобросовестную конкуренцию, определить порядок разрешения хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров.

5. На соотношение права и политики существует две точки зрения. Первая состоит в том, что право доминирует над политикой, такое понимание сложилось в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства, ограничения всевластия государства правами человека. Правовые нормы сдерживают и обуздывают политическую власть, которая зачастую стремиться удержаться неправовыми методами. Вторая точка зрения состоит в том, что политика доминирует над правом. Это аксиома марксизма: “Политика – концентрированное выражение экономики, а право – концентрированное выражение политики”. Такое соотношение характерно для тоталитарных режимов, которые возникают там, где политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где естественные права человека не выступают в качестве цели, осуществления политики.

Несомненно, категория собственности является основой и правовых и политических норм, поскольку тот, кто обладает собственностью, обладает и юридической свободой и политической властью. Правовые нормы возникают из отношений людей, собственности и в результате правотворческой деятельности государства становятся юридическим, а политические нормы, как бы абстрагируясь от своей первоосновы – собственности, выступают как нормы, регулирующие отношения партий по поводу политической власти.

Исторически признано, что в демократическом обществе соотношение права и политики должно быть таким: с одной стороны право должно стать средством осуществления государственной политики через нормы публичного права, с другой стороны, политическая деятельность всех субъектов должна быть жестко регламентирована правом и не выходить за его рамки.

Гражданин как объект политических отношений обладает свободой слова, правом на объединения, на участие в собраниях, шествиях и демонстрациях, правом на участие в управлении государством, правом, на равный доступ к государственной службе и другими.

Читайте так же:  Налоговый вычет за приобретение квартиры

Контрольные вопросы к теме 21

1. Что понимается под социальными нормами?

2. Назовите признаки социальных норм.

3. Перечислите виды социальных норм.

4. От чего зависит соотношение права и морали?

5. Как соотносятся право и справедливость?

6. Какие способы управления экономикой возможны в результате различного соотношения права и экономики?

7. Какие точки зрения существуют по поводу соотношения права и политики?

1.3. Система социального регулирования в догосударственном обществе

Система социального регулирования представляет собой совокуп­ность средств и методов воздействия на поведение индивида, по­средством которых ему придается состояние, желаемое и необходи­мое для общества.

Система социального регулирования включает в себя ненорма­тивные (ценностный, информационный, предсказания, приказы и т.д.) и нормативные регуляторы (нормы права, морали, религии, тра­диций, обычаев и т.д.). Действие этих групп регуляторов различно.

Ненормативная подсистема влияет на сознание, чувства, при­вычки, эмоции индивида, стремясь убедить его в полезности опре­деленного поведения. Так, например, ценностный регулятор воз­действует на поведение людей посредством убеждения в выгодности следования исторически сложившимся стереотипам (устойчивым ожиданиям), психологическим установкам, целям, которые разде­ляет большинство группы, общества, устоявшемуся распределению социальных ролей между мужчинами и женщинами, детьми и взрослыми.

Однако в процессе самоорганизации рода, племени складыва­лась и нормативная подсистема. Ее действие основано на установ­лении четких правил поведения (норм), содержащих равный мас­штаб свободы. Такие правила характеризуются обязательностью ис­полнения и наличием санкций за их нарушение. На основе этих правил люди организовывали и регулировали совместный труд, охо­ту, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между мужчиной и женщиной, процедуры раз­решения возникающих споров и т.д. Наличие этих общеобязатель­ных правил ограничивало эгоизм человека, делало его поведение предсказуемым. Более того, эти нормы касались правил взаимопо­мощи, самозащиты и способствовали выживанию человека. По этой причине человек стремился неукоснительно выполнять дан­ные правила. Нормы догосударственного общества исторически были первой разновидностью социальных норм.

Видео (кликните для воспроизведения).

Социальные нормы — это правила поведения, принятые большин­ством общества. К ним можно отнести нормы морали, традиции, обычаи, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормативная природа этих правил выражается в том, что они определяют масштаб возможного и должного поведения, который является общепринятым в данном обществе. Несоблюдение правил сопровождается применением санкций — неблагоприятных послед­ствий для нарушителя. Неблагоприятные последствия выражаются в применении как мер общественного воздействия (замечаний, ли­шения статусов, привилегий, порицания, отлучения от церкви), так и принуждения (изгнания из общины, рода, телесных наказаний, членовредительства и др.).

Право в системе социального регулирования

Блок V

Резюме

Материалы для обсуждения

A. «Отмечая определяющее значение в системе нормативного регулирования права и морали, необходимо, однако, избегать упрощенной, прямолинейной трактовки их взаимосвязи, например, когда право рассматривается всего лишь как «минимум морали» (эта формула требует вообще более основательного разбора). Право и мораль – самостоятельные, суверенные нормативно-регулятивные институты, каждый из которых имеет свою общую ценность… Сами по себе моральные нормы, следовательно, не нуждаются в такой степени институциализации, когда бы они выступали в виде особого институционного образования, и таким образом, в принципе им не нужны ни формальное закрепление, ни обеспечение организованной принудительной силой. Они действуют через оценку поступков людей, через механизм общественного мнения» (Алексеев С.С. Теория права. – М., 1995. – С. 135).

B. «… Соотношение права и экономики можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества, право – это средство в достижении социального компромисса. Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменение правовой базы, корректируя ее и изменяя» (Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко. – М., 2005. – С. 279).

C. «Справедливость – это ценность моральная, духовная, идеальная. Это «вещь», которую нельзя увидеть, услышать, взвесить, измерить, пощупать и т.д. «Справедливость, – отмечал Ф. Энгельс, – это выражение существующих экономических отношений, масштаб, которым измеряются все дела человеческие …» Начиная с Аристотеля, выделяют две основные формы справедливости. Уравнивающая справедливость предполагает воздаяние равным за равное, основывается на принципах эквивалентности, соразмерности. Распределяющая справедливость допускает неравное распределение благ и тягот с учетом каких-либо качеств субъектов (их происхождения, возраста, пола, общественного положения, заслуг и т.п.) (Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. – М., 1999. – С. 334–335).

Общество как целостный социальный организм нуждается в упорядочении, регулировании. Регулировать – значит определять поведение людей, вводить его в определенные рамки с помощью меры, масштаба. Определяющую роль в процессе регулирования общественных отношений играют собственность, власть, идеология.

Способами социального регулирования выступают: побуждение, понуждение, принуждение. Систему социальных регуляторов делят на индивидуальную и общественную, нормативную и ненормативную.
В основе нормативных лежит норма, масштаб поведения. К нормативным регуляторам относятся: правовые, моральные, политические, экономические, религиозные, корпоративные, юридико-технические, нормативно-технические и др. нормы.

К ненормативным способам регулирования общественных отношений относят ценностный, директивный, информационный способы, социальный институт предсказаний и др.

Появление социальной нормы – скачок в регулировании общества. Норма имеет объективно-субъективный характер. Центральное место в системе регулирования занимает право. Это обусловлено его социальной энергией, направленностью на решение коренных вопросов, формализованностью, общеобязательностью, опорой на материальный и духовный потенциал государства.

Все другие нормы не только взаимосвязаны, но и имеют свой предмет нормативного регулирования.

Право тесно связано со справедливостью. Справедливость – это духовная ценность, идеальный масштаб, образец того, как распределять блага и обязанности между людьми, как регулировать противоречащие интересы и цели отдельных личностей, личности и общества, личности и государства. Право должно соответствовать, прежде всего, требованиям справедливости, быть законным. Справедливость юриста – это, прежде всего, законность.

Читайте так же:  Когда начнут выдавать кредиты

Тест А

Выберите один правильный ответ:

1. Какой из названных регуляторов не является нормативным?

2. Какой из регуляторов поведения является нормативным?

4. Социальный институт предсказаний.

3. Какому ненормативному регулятору соответствует данное определение: «Способ воздействия на общественные процессы с помощью приказа, исходящий от органа власти или общественной организации»?

4. Определите, что это такое: «Упорядочение поведения людей при помощи общих правил, моделей, критериев, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи аналогичного характера»?

5. К какой норме подходит данное определение: «Общеобязательное, формально определенное, установленное или санкционированное государством правило поведения»?

6. Какой из названных признаков не относится к морали?

1. Свод неписанных правил в виде поучений и притч.

2. Обеспечивается привычкой или силой общественного мнения.

3. Заранее регламентированы формы и меры принуждения.

4. Всесторонне оценивает любое поведение человека.

5. Носит социальный характер.

7. Какие признаки не относятся к праву?

1. Предъявление требований не только к поступкам, но и к мыслям и чувствам людей.

2. Возникает вместе с государством.

3. Характеризуется конкретностью, определенностью.

4. Предписывает оценку поведения правонарушителя.

5. Характеризуется процедурностью и формализованностью.

8. Какие нормы регулируют отношения социальных групп, классов, граждан с государственной властью, отношения между классами, нациями, народностями?

9. В нормах какой отрасли права наиболее ярко выражены политические нормы в юридической форме?

4. Социальное обеспечение.

10. Какой вид норм характеризует данное положение: «Нормы, связанные с производством, характеристикой машин, аппаратов, правила обращения людей с орудиями и предметами труда»?

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 531 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Лекция 1. Право в системе социального регулирования

Читайте также:

  1. I начало ТД обобщает закон сохранения энергии для ТД процессов: количество теплоты, сообщаемое системе, идет на изменение ее внутренней энергии и совершение системой работы.
  2. I. Конституционное право России как отрасль российской правовой системы.
  3. I. Правомерное поведение личности.
  4. I. Система социального регулирования общественных отношений.
  5. I. Суды, т.е. органы, осуществляющие правосудие в его различных формах.
  6. I. Теория государства и права как наука. Ее место в системе юридических наук.
  7. II . Понятие и виды правонарушений по Российскому праву.
  8. II этап социального рассмотрения и издание нормативного акта
  9. II. Виды правовых отношений.
  10. II. Возникновение и развитие идеи правового государства.
  11. II. Конституционное право России как наука.
  12. II. Структура правовой нормы.

План:

1. Понятие социальных норм.

2. Виды социальных норм.

3. Место права в системе социальных норм.

1.Слово «норма» происходит от латинского «norma», что означает правило, образец, стандарт. На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны. Они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей, знакомых, поведения в общественных местах, на работе и т. д. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм, то есть таких правил, выполнение которых помогают человеку безвредно использовать в своей деятельности достижения техники, работать с естественными (природными) и искусственными объектами. Примерами технических норм могут служить правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья и т. д.

Ко второй группе правил относятся нормы, регулирующие общественные отношения. Их называют социальными нормами. Под социальными нормами понимаются общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе. Социальные нормы разнообразны. Одни из них воплощают в себе интересы отдельных социальных групп, другие носят всеобщий характер, выражают ценностные ориентации, свойственные всем людям. Последние нормы оказывают особенно большое воздействие на жизнь общества.

Система социальных норм отражает достигнутую обществом ступень экономического, социально-политического и духовного развития. В ней находят отражение образ жизни, исторические особенности народа, его менталитет, характер существующей в стране государственной власти.

2.Существуют различные классификации социальных норм:

Правовые нормы
Корпоративные нормы
Религиозные нормы

Виды социальных норм
Нормы этикета
Нормы морали
Нормы обычаев

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Первые обычаи начали складываться еще в эпоху родового строя. На ранних этапах развития человеческого общества особая роль регулирования отношений между людьми принадлежит такой разновидности, как ритуалы. Ритуалом называется правило поведения, в котором самым главным является строго заданная заранее форма его исполнения. Особую группу ритуальных действий составляют обряды. Обряд – это правило поведения, заключающееся в выполнении некоторых символических действий. Обычаи нравственного характера называются нравами. В этих обычаях, как правило, выражается психология определенных социальных групп. В нравах чаще всего отражаются пережитки прошлого в области морали. Прогрессивное общество, используя культурные, правовые, организационные и иные меры, ведет борьбу с неприемлемыми, устаревшими нравами. Разновидностью обычаев также являются традиции – элементы социального и культурного наследия человечества, передающиеся от поколения к поколению.

Нормами морали называют правила поведения, являющиеся производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Моральные нормы предписывают людям вести себя в соответствии с этими представлениями. Они формируются и воспроизводятся в рамках общественного общежития практически ежедневно. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в человеке способности самостоятельно вырабатывать и оценивать свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях как совесть, честь и чувство собственного достоинства. Санкции за нарушение моральных норм состоят в укоре совести и переживании нарушителем чувства вины за содеянное. Однако за нарушение общепризнанных моральных норм и осуждение человека со стороны общества.

Читайте так же:  Кто пломбирует счетчики на воду в квартире

Нормы этикета представляют собой правила поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Как правило, нормы этикета призваны показать другому человеку благожелательность, располагающее к нему отношение.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах (Библии, Коране и др.), либо установленные церковью. В средневековых и теократических государствах религиозные нормы играли ведущую роль в регулировании общественных отношений, тесно переплетаясь с обычаями, моралью и правом. В современных светских государствах религиозные нормы регулируют частную жизнь и внутренний мир верующего человека.

Правовые нормы – это правила поведения, установленные или санкционированные государством, иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства. Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значительные общественные отношения – экономические, политические, социально-культурные и другие. Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом.

3.Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами. В некоторых странах нормы права, морали, религиозные нормы могут даже совпадать между собой (запрет убийства, кража).

Наиболее тесную взаимосвязь право имеет с моралью. С точки зрения современной системы ценностей право должно соответствовать основным требованиям морали. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловлено тем, насколько люди считают данные нормы справедливыми. В то же время некоторые нормы права (в частности уголовные нормы) непосредственно закрепляют в законе моральные нормы., подкрепляя их юридическими санкциями (например, запрещение лжесвидетельства). Однако правовых нормах невозможно закрепить все без исключения требования морали. Связано это с тем что нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом: они регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. д.).

Соотношение права с нормами обычаев различно и зависит от того, как к последним относится государство. К некоторым из обычаев государство относится безразлично (например, к обычаю делать подарки на день рождения), с другими оно при помощи правовых норм борется, ограничивает сферу их действия, либо запрещает (например, обычай многоженства запрещен нормами семейного права). С одной стороны некоторые обычаи могут наделяться государством санкцией и принимать норму правовых обычаев. Правовые обычаи фиксируются в юридических документах, либо «молчаливо» признаются государством. В последнем случае они нигде записываются, но всеми неукоснительно соблюдаются и обеспечиваются принудительной силой государства или органов самоуправления. С другой стороны правовые нормы, которые действительно выражают интересы населения и обеспечивают удовлетворение его потребностей, со временем входят в привычку и приобретают устойчивость, характерную для обычаев. В результате законопослушное поведение людей становится обычным и массовым явлением.

Что же касается взаимоотношения права и религии, то степень и характер взаимодействия правовых и религиозных норм зависит от правовой системы конкретной страны: в некоторых правовых системах эта связь настолько тесна, что ученые-юристы называют их религиозными правовыми системами. В таких странах религиозные нормы обеспечиваются принудительной силой государства и фактически превращаются в нормы права. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом (например, брачно-семейные отношения). Нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Например, Конституция РФ создает правовую основу для деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения.

Таким образом, право не является и не может являться единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, именно право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувство справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для общества. Для отдельной личности ценность права состоит с том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 3331 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.

  2. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

  3. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.
Право в системе социального регулирования кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here