Право на доступ к правосудию

Важная информация в статье: "Право на доступ к правосудию" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Право на доступ к правосудию в системе конституционно-правовых гарантий справедливого суда (Вилова М.Г.)

Дата размещения статьи: 08.11.2016

Право на судебную защиту, равно как и право на справедливое судебное разбирательство, невозможно реализовать, не воспользовавшись правом на доступ к правосудию. Позиция Европейского суда по правам человека, касающаяся права на доступ к правосудию, императивна: в силу особой важности права на справедливое судебное разбирательство в демократическом обществе право на доступ к правосудию должно быть гарантировано применимым на практике и эффективным способом .
———————————
Постановление Европейского суда по правам человека от 14 января 2014 г. «Дело Джонс и другие (Jones and Others) против Соединенного Королевства» (жалоба N 34356/06 и 40528/06) // Прецеденты Европейского суда по правам человека. 2014. N 6 (06).

Вместе с тем факт возбуждения судебного разбирательства сам по себе может и не оправдать ожидания заявителя в справедливом суде. Прежде всего это связано с возможным несоблюдением принципов правосудия, а также реализацией таких процессуальных правил, как прекращение производства по делу, оставление искового заявления без рассмотрения . При этом важно, чтобы внутреннее убеждение судьи формировалось не под влиянием его симпатий (антипатий) к стороне по делу и не представляло собой его личного мнения относительно предмета рассмотрения дела, а было основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств при условии уяснения подлинного смысла нормы права, подлежащей применению в конкретном деле.
———————————
Главы 17, 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (официальный текст принят Гос. Думой РФ 14 июня 2002 г.) // Парламентская газета. 2002. N 140 — 141; главы 18, 19 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (официальный текст принят Гос. Думой РФ 23 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

При прекращении производства по делу суды обязаны проверять, исчерпаны ли у заявителя возможности защиты прав и законных интересов в суде общей юрисдикции или арбитражном суде .
———————————
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2013 г. по делу N А66-10146/2012 // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2012 г. по делу N А13-7094/2012 // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2012 г. по делу N А13-349/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

Наряду с этим суд, решая вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока, обязан убедиться в том, имеется ли у него возможность содействовать исправлению допущенных стороной процессуальных нарушений. Формальный отказ в восстановлении пропущенного процессуального срока нарушает право на доступ к правосудию. Суду необходимо установить отсутствие (наличие) недобросовестности лица, участвующего в деле, и злоупотреблений с его стороны процессуальными правами . В зависимости от установления данных обстоятельств должен быть решен вопрос об удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
———————————
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2015 г. по делу N А56-15471/2014 // СПС «КонсультантПлюс».

Важно учитывать, что лицо, обратившееся в суд, вправе рассчитывать на процессуально эффективную защиту своих прав и законных интересов. Это обязывает суд не совершать действия (бездействие), которые могли бы привести к волоките и нарушению прав лиц, участвующих в деле (например, нарушение судом первой инстанции срока направления апелляционной (кассационной) жалобы в суд вышестоящей инстанции). Подобные действия (бездействие) следует расценивать как нарушение права на доступ к правосудию, умаление авторитета судебной власти и подрыв доверия к правосудию .
———————————
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N ДК15-4 // СПС «КонсультантПлюс».

1.5.9. Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию

Смысл этого принципа выражен в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему. на справедливое и публичное разбирательство дела компе­тентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании Закона».

В ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

В уголовном процессе этот принцип выражается и гарантиру­ется рядом правил, относящихся к организации и деятельности суда, а также предоставлением только суду права признать обви­няемого виновным.

Ограничение конституционных прав и свобод граждан мерами уголовно-процессуального принуждения требует судебного разре­шения (ст. 23, 25 и др. Конституции РФ).

Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию (ст. 52 Конституции РФ).

Это означает, что обращение потерпевшего в суд в порядке ст. 27 УПК не должно быть связано какими-либо условиями, кроме указанных в УПК.

Потерпевший имеет право обжаловать в суд отказ в возбужде­нии уголовного дела, если этот отказ лишает его возможности защищать свои права и свободы в суде.

Потерпевший имеет право жаловаться в суд на необоснован­ность прекращения дела на предварительном следствии, поскольку такое решение нарушает его конституционное право на судебную защиту и компенсацию причиненного вреда (ст. 6, 7 У ПК).*

* Постановление Конституционного Суда от 13 ноября 1995 г. по делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 209 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан Р.Н. Самигуллиной и А А. Аланасенко // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1746.

Подозреваемый, обвиняемый (а в случае смерти обвиняемого его близкие родственники), не согласные с прекращением дела по основаниям, которые затрагивают их доброе имя, нарушают их права, могут требовать судебного разбирательства дела для полной реабилитации (п. 8ч. 1, п. 3, 4 ч. 5 ст. 5, ст. 6, 7 УПК).

С правом на судебную защиту тесно связано правило о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (п. 1 ст. 47 Конституции). Это требует четкого определения в законе дел, подсудных каждому суду, недопустимости вышестоя­щего суда принимать к своему рассмотрению дело, подсудное нижестоящему суду без ходатайства об этом обвиняемого (ст. 35— 38, 40 УПК).

В предусмотренных федеральным законом случаях обвиняе­мый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47 Конституции, ст. 424 УПК).

1.5.10. Самостоятельность судов. Независимость судей, народных и присяжных заседателей

Самостоятельность суда определяется конституционным принци­пом разделения государственной власти на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ, гл. 7 Консти­туции РФ «Судебная власть»).

Самостоятельность суда определяют принципы правосудия и организации судебной системы РФ.

Самостоятельность суда требует реализации судебной власти независимыми судьями, присяжными и народными заседателями.

В ст. 120 Конституции РФ записано: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону». Их независимость гарантируется организационными принципами судебной системы, порядком формирования судейского корпуса и привлечением к судопроизводству присяжных и народных заседа­телей, мерами государственной, социальной защиты судей, при­сяжных и народных заседателей, процессуальными принципами их деятельности, определенным в законе порядком рассмотрения и разрешения дел.

Эти гарантии нашли свое закрепление в ряде законов, приня­тых в последние годы. В них определены важные положения, обеспечивающие самостоятельность суда и независимость судей. Это:

формирование корпуса суда, присяжных и народных заседате­лей (ст. 13 Закона о судебной системе, ст. 3—6 Закона о статусе судей, ст. 80—85 Закона о судоустройстве);

Читайте так же:  Осаго после замены водительского удостоверения

неприкосновенность судей, присяжных и народных заседате­лей (ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о судебной системе);

меры государственной защиты судей (ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контроли­рующих органов» (СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 1455) и др.

Судьи, присяжные, народные заседатели рассматривают и раз­решают уголовные дела, руководствуясь Конституцией РФ, уголовно-процессуальным, уголовным законом и другими федераль­ными законами. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Никто не вправе оказывать давление на судей, присяжных, народных засе­дателей и указывать, как должно быть разрешено конкретное уголовное дело. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия наказывается в уголовном порядке (ст. 294 УК).

Как указано выше, независимость судьи, присяжного, народ­ного заседателя обеспечивается «предусмотренной законом проце­дурой осуществления правосудия». Это означает, что сама проце­дура осуществления правосудия должна обеспечивать судьям сво­бодное от чьих-либо влияний, мнений, в том числе и сложившихся в ходе предварительного расследования, рассмотрение и разреше­ние дела, в том числе и выражение своего убеждения по делу при совещании судей («тайна совещательной комнаты»).

Гарантией от незаконного воздействия на присяжного заседа­теля является запрет участникам процесса, а также свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам на протяжении всего разбирательства дела судом присяжных общаться, помимо установ­ленного порядка, с присяжным заседателем, участвующим в рас­смотрении этого дела (ст. 445 УПК).

Присяжный заседатель может быть отстранен председательст­вующим от дальнейшего участия в деле в случае, когда у него возникнут основания полагать, что этот присяжный заседатель утратил объективность, необходимую для разрешения дела в соответствии с законом, в результате оказанного на него незакон­ного воздействия. Судья не обязан давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом (ст. 10 Закона «О статусе судей в Российской Феде­рации»).

Подзаконность и независимость судей — две стороны одной и той же медали. Независимость судей возможна при условии подчинения их только закону, а подзаконность возможна при условии ограждения судей от влияний внешних и внутренних факторов. Независимость без подчинения закону может породить произвол.

Во всех судебных стадиях процесса судья решает все вопросы на основании закона, по своей совести, по своему внутреннему убеждению, в результате исследования всех обстоятельств дела в их совокупности и собственной оценки доказательств (ст. 71 УПК). В судебном разбирательстве суд не связан выводами, изложенными в обвинительном заключении, как не связан мнени­ем сторон при решении вопросов, возникающих в ходе рассмотре­ния дела и при решении дела по существу. Суд (судья) может не признать доказанным все обвинение лица или его часть и в соответствии со своим убеждением изменить обвинение или оправ­дать подсудимого (ст. 254, 309 УПК).

В суде присяжных в случаях, когда обвиняемый полностью признает себя виновным, при наличии определенных в законе условий, судья может ограничить судебное следствие или объявить судебное следствие оконченным. Однако такое решение судьи не зависит только от мнения и поведения сторон, а возможно только тогда, когда сделанное признание «не вызывает у судьи сомнений» (ст. 446 УПК).

Принцип независимости судей и подчинения их только закону определяет также взаимоотношения судов различных инстанций. Кассационная и надзорная инстанции, отменяя приговор и направ­ляя дело на новое судебное рассмотрение, не вправе предрешать выводы судей и связывать своим решением их независимость и

самостоятельность (ч. 2 ст. 352, ч. 7 ст. 380 УПК). При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции независим в выводах от вышестоящего суда и самостоятелен не только в части оценки доказательств и установления фактов, но и в отношении примене­ния уголовного закона и назначения наказания. Иное придало бы решению вышестоящего суда, отражающему толкование уголовно­го закона, силу нормативного акта.

Суд принимает решения в соответствии с правовыми положе­ниями, имеющими наибольшую юридическую силу (ч. 3 ст. 5 Закона «О судебной системе РФ»). Суды общей юрисдикции обладают безусловным правом не применять законы, которые они считают не соответствующими Конституции РФ и руководство­ваться при решении конкретного дела (правового вопроса) непо­средственно действующими нормами Конституции РФ.

Вместе с тем во имя конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом, суд, обнаруживший неконститу­ционность закона, который подлежит применению или был при­менен, обязан обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности этого закона. Сами суды общей юрисдикции не вправе признавать закон не соответствующим Конституции РФ и потому утрачивающим юридическую силу. *

* См постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ // РГ 1998 30 июня, Заявление пресс-службы Конституционного Суда РФ // РГ. 1998 15 июля

Независимость судей и подчинение их только закону проявляет себя не только вовне, но и внутри самой судебной коллегии, усиливая в ней коллегиальное начало. Каждый судья, присяжный, народный заседатель свободно выражают свое мнение по всем обсуждаемым вопросам и при несогласии с вынесенным решением могут изложить свое особое мнение, которое приобщается к делу.

Судья при разрешении дела должен быть свободен от собствен­ных впечатлений, ранее выраженных убеждений по рассматрива­емому делу, поэтому судья, принимавший участие в рассмотрении дела в одной судебной инстанции, не вправе участвовать в рас­смотрении того же дела в другой судебной инстанции, а равно участвовать в новом рассмотрении дела в суде первой инстанции после отмены приговора или определения о прекращении дела, постановленного с его участием (ч. 1 ст. 60 УПК).

Принцип независимости судей и подчинения их только зако­ну — проводник законности и справедливости в правосудии. Его содержание глубоко демократично, нравственно, гуманно. Осо­знание судьями необходимости свято блюсти закон при отправлении правосудия в силу своего долга, принимать по делу справедливые решения по своей совести и внутреннему убеждению независимо от политических взглядов и симпатий (в личностном качестве), решительно пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел и в предусмотренном законом порядке ставить вопрос о привлечении виновных в этом к ответственности — это и юридический, и нравственно этический аспект независимости судебной деятельности

Исполнение предписаний этого принципа требует от судей высоких профессиональных и морально психологических качеств, мужества и твердости характера, обостренного чувства справедливости, осознания своей независимости, чтобы противостоять любому посягательству на нее и выполнить свой долг так, как повелевает закон и голос совести

Использование систем видеоконференц-связи как гарантия реализации права на доступ у правосудию

Ст. 46 Конституции РФ, закрепляет гарантию каждому на судебную защиту его прав и свобод [4]. Данное положение Конституции РФ соответствует Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а именно ст.6 согласно которой, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом.

Право на обращение в суд, то есть право на доступ к правосудию также закреплено в ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) [2].

В то же время лица, участвующие в деле, не всегда имеют возможность присутствовать лично в судебном заседании ввиду объективных причин, а именно: проживают далеко от места судебного заседания (в другом городе, районе, субъекте), находятся под стражей или в местах отбывания наказания в виде лишения свободы. В связи с чем, у них возникает потребность участвовать в судебном заседании удаленно, например, через использование систем видеоконференц-связи (далее — ВКС), чтобы реализовать свое право на доступ к правосудию. Применение систем ВКС в судопроизводстве очень важно, поскольку, чем обширнее будет круг способов участия заинтересованных лиц в деле, тем эффективнее будет реализовываться право на доступ к правосудию, ведь у участников процесса появляется выбор, каким способом участвовать в заседании суда.

Читайте так же:  Правила оказания первой медицинской помощи

О необходимости введения в судах общей юрисдикции систем ВКС, было впервые упомянуто в Постановлении Правительства от 27.12.2012 № 1406, которым была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы». Данная программа предполагала развитие информационно-коммуникационных технологий в судах общей юрисдикции посредствам осуществления мероприятий по повышению открытости, доступности и прозрачности деятельности судов за счет применения систем видео- и аудио- протоколирования хода судебных заседаний, программно-технических средств оцифровки документов и оборудования ВКС [6]. Федеральный закон от 26.04.2013 № 66-ФЗ «О внесении изменений в ГПК РФ» (далее — Закон № 66-ФЗ), который вступил в силу 26.04.2013, закрепил порядок использования в гражданском судопроизводстве систем ВКС при рассмотрении дел в первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при рассмотрении заявлений о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам [8].

Важным аспектом доступности правосудия при использовании систем ВКС является то, что возможность ее применения в судах общей юрисдикции и у мировых судей предоставляется лицам, участвующим в деле, их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам бесплатно, то есть организация и проведение ВКС происходит за счет бюджета государства.[5, 7]

Но несмотря на позитивную роль ВКС в судопроизводстве нами отмечен ряд проблем ее применения. До внесения изменений в ГПК РФ суды отказывали в участии в судебном заседании с помощью систем ВКС, ссылаясь на то, что ГПК РФ не предусматривает такую возможность.

Но, к сожалению, и после внесения изменений суды неохотно идут на применение ВКС. Так, например, в кассационном постановлении Кемеровского областного суда от 02.02.2015 по делу № 4Г-72/2015 отмечается, что «По смыслу ст.151.1 ГПК РФ возможность участия в судебном заседании путем использования систем ВКС, является правом, а не императивной обязанностью суда, необходимость которой, определяется судом исходя из существа рассматриваемого дела. Суд исходил из того, что, во-первых, заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела; во-вторых, в кассационной жалобе были подробно изложены доводы, которые обосновывали незаконность обжалуемых судебных постановлений; в-третьих, заявитель в своем ходатайстве не привел доводов, которые бы свидетельствовали о доказательствах или пояснениях, которые бы он мог бы представить на рассмотрение дела иным способом и их предоставление любым иным образом невозможно; в-четвертых, заявитель в ходатайстве не обозначил того, что его личное присутствие в судебном заседании обеспечило бы возможность принятия правосудного решения. И на основании вышеизложенного, президиум не нашел оснований для удовлетворения ходатайства и посчитал возможным рассмотреть кассационную жалобу заявителя без участия его представителя »[3].

Другой пример — в апелляционном определении Алтайского краевого суда от 03.12.2014 по делу № 33-10142/2014 было отмечено, что «Истец не привел доводов в ходатайстве, каким образом его участие посредством видеоконференц-связи скажется на результатах рассмотрения апелляционной жалобы. Судебная коллегия, исходя из положений ст.155.1 ГПК РФ, не усматривает необходимости в обеспечении участия истца в судебном заседании апелляционной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи, ввиду того, что реализовать свои процессуальные права и обязанности, с учетом отбывания им наказания в местах лишения свободы, он имеет возможность иными способами, в т.ч через представителя, путем дачи письменных объяснений по делу, заявления письменных ходатайств.»[1].

Подобные отказы мотивированы тем, что заявители не достаточно обосновали необходимость своего участия, что, по нашему мнению, нарушает их право на доступ к правосудию, поскольку зачастую отказ продиктован не реальными причинами, а нежеланием суда «усложнить» производство по делу применением ВКС. Кроме того, суды достаточно часто отказывают в использовании ВКС, мотивируя отказ отсутствием технической возможности.

Согласно ст. 155.1 ГПК РФ, сеанс с использованием систем ВКС допустим только при наличии у судов технической возможности, при этом выяснение такой возможности возложено не на заявителя ходатайства, а на суд. Обеспечение сеансом ВКС происходит судом-поручителем, в производстве которого находится дело, в котором было заявлено ходатайство о проведении ВКС, а также судом-исполнителем, непосредственно организующим проведение ВКС [5, 7]. Проверить отсутствие у суда технической или иной возможности (например, проведение в указанное время другого заседания с использованием ВКС) заявитель не может, а отказом может существенно ограничиваться право гражданина на доступ к правосудию, при этом ГПК РФ прямо не предусмотрел возможность обжалования определения суда об отказе в использовании систем ВКС, и такой отказ не исключает дальнейшего движения дела (ч.1 ст. 331 ГПК РФ).

Полагаем, что отказ в применении ВКС должен содержать указание не просто на отсутствие возможности, но быть более мотивированным, указывать конкретную причину отсутствия возможности, более того, логичным было бы закрепление в ГПК РФ возможности обжаловать отказ в использовании ВКС.

Но проблема не только в этом. Законодательное закрепление в ГПК РФ права на применение системы ВКС породило создание новых требований к их использованию. Справедливо отмечает профессор В. Решетняк, что с технической точки зрения ВКС – это интерактивное участие двух и более удаленных абонентов телекоммуникационных технологий, при которой в режиме реального времени происходит между абонентами обмен аудио- и видеоинформацией [7, 154]. Весь смысл данной технологии заключается в том, что в момент ее пользования происходит замена физического присутствия лица в суде, изображением на мониторе, то есть данное лицо является полноценным и полноправным участником гражданского процесса.

Представляется интересным мнение профессора А. Лейба, касательно того, что судья не обладает (и не должен обладать) необходимыми знаниями в технической области, поэтому при использовании ВКС необходимо участие технического, отвечающего за сопровождение сеанса ВКС.[5, 7]

Кроме того, законодательстве остался не освещенным вопрос качества видео — и аудиосвязи, хотя это немаловажный элемент всей системы. Трансляция может сопровождаться различными неполадками, например, эффект эха, искажения звука, помехи. Все эти неполадки являются техническими. Признать результаты применения ВКС соответствующими ГПК РФ при потере каких-либо качеств, а именно звука, либо изображения представляется невозможным. Единственным выходом в ситуации технических сбоев остается предусмотренная законом возможность отложить разбирательство дела.

Есть и иные проблемы, как отмечает профессор И. Черных, ГПК РФ не предусмотрел последствия отказа заявителя от проведения судебного заседания с использованием ВКС, то есть, когда лица, заявившие ходатайство, просто передумывают участвовать в данном сеансе. С точки зрения здравого смысла вероятность того, что кто-то передумает, минимальна, но все же она имеет место быть [9, 36].

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, о том, что эффективная практика применения внесенных Законом № 66-ФЗ в ГПК РФ изменений еще не сформировалась, тем не менее, внедрение систем ВКС в гражданский процесс, сделало огромный шаг к реализации ст. 46 Конституции РФ, в том числе в части обеспечения права граждан на доступ к правосудию, а также к реализации принципов открытости, гласности и непосредственности.

Читайте так же:  Истек срок поверки счетчика воды как начисляется

1. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 03.12.2014 по делу № 33-10142/2014. URL:​ http://oblsud.kmr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=907510&delo_ >

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Российская газета. 2002. №220.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Кассационное постановление Кемеровского областного суда от 02.02.2015 по делу № 4Г-72/2015. URL:​ http://oblsud.kmr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=907510&delo_ >

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.

5. Лейба А. Видеоконференцсвязь: недостатки и неполадки // ЭЖ-Юрист. 2013. № 27. C.7.

6. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 25.12.2014) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2013. №1. ст. 13.

7. Решетняк В.И. Применение видеоконференцсвязи арбитражном судопроизводстве // Российский юридический журнал. 2013. № 1. С. 154 — 159.

8. Федеральный закон от 26.04.2013 № 66-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2013. № 94.

9. Черных И.И. Использование видеоконференцсвязи в арбитражном процессе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 10. С. 32 — 36.

Право на доступ к правосудию через призму оказания бесплатной юридическом помощи (Рябцева Е.В.)

Дата размещения статьи: 19.05.2015

Обеспечение права на судебную защиту, свободного доступа к правосудию имеет множество аспектов: от территориального до материального, позволяющего гражданам с низким достатком получить квалифицированную защиту в случаях судебного спора. Перспективы реализации этого принципа разнообразны: это меры материального и процессуального характера, направленные как на совершенствование механизмов судебной защиты граждан, так и на развитие самой судебной системы .

———————————
Правосудие в современном мире / Под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М., 2014. 720 стр.

Оказание бесплатной юридической помощи на безвозмездной основе является одной из важных составляющих права на судебную защиту. Возможность пользоваться помощью профессионального юриста, в том числе и бесплатно в тех случаях, когда лицо не может оплатить юридические услуги, является одной из гарантий защиты прав и законных интересов личности. Данный вид деятельности включает в себя pro bono (от лат. pro bono publico — ради общественного блага) , которое как направление бесплатной юридической помощи в международном праве известно достаточно давно.
———————————
Юридический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/word/p/Pro-bono-128686.html.

Спрос на благотворительные услуги во всем мире растет. В ходе финансового кризиса, начавшегося в 2008 г., правительства снижали (и продолжают снижать до сих пор) финансирование программ бесплатной юридической помощи населению. Британская организация-координатор LawWorks в ходе социологического исследования установила рост числа запросов на юридическую помощь pro bono на 69% в первой половине 2013 г., по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, Bar Pro Bono Unit — на 30% .
———————————
Watt Nicholas. Legal aid cuts criticised after underspend [Электронный ресурс]. URL: http://www.theguardian.com/law/2013/nov/26/legal-aid-cuts-underspend.

Традиция pro bono в современном ее понимании пришла к нам из англо-американской системы права и возникла еще в XIX в. в контексте оказания юристами бесплатной юридической помощи малоимущим . В России такая бесплатная юридическая помощь тоже начала оказываться еще в позапрошлом веке, после реформ 1864 года.
———————————
Лапидус А., Сучкова М. Социальная ответственность юриста [Электронный ресурс]. URL: www.advgazeta.ru/rubrics/10/114.

О праве потерпевшего на доступ к правосудию

Шинкевич Н.Е., доцент кафедры уголовного права и процесса НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет», кандидат юридических наук.

Одной из гарантий защиты прав жертв преступлений является ст. 52 Конституции РФ, где сказано, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Согласно ст. 8 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом. Очевидно, что в результате совершения преступлений нарушаются многие конституционные права человека: на жизнь, на неприкосновенность жилища, на защиту чести и доброго имени, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им и др.

Спустя 60 лет после принятия Всеобщей декларации прав человека и 15 лет после принятия Основного Закона России можно отметить положительные сдвиги в плане обеспечения прав и законных интересов участников уголовного процесса как со стороны защиты, так и со стороны обвинения. Вместе с тем по-прежнему остаются актуальными некоторые вопросы, связанные с уголовно-процессуальным статусом потерпевшего.

По данным статистики, ежегодно каждый десятый житель России становится жертвой того или иного преступления и в соответствии с законом приобретает статус потерпевшего. Вред, причиненный гражданам и организациям преступлениями, огромен и исчисляется миллиардами рублей. Так, по данным статистических отчетов Судебного департамента при Верховном Суде РФ, прямой материальный ущерб от преступлений, определенный по приговорам и решениям судов, в 2007 г. составил 17,5 млрд. руб. При этом из присужденных сумм ущерба реально взыскивается не более одной трети .

Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Российская газета. 2008. 4 июня. С. 21.

Реализация потерпевшим права на доступ к правосудию становится возможной только в случае своевременного возбуждения уголовного дела и признания лица потерпевшим. По результатам наших исследований, только в 3% случаев лицо признавалось потерпевшим не позднее 3 дней с момента возбуждения уголовного дела, в 57% — от 20 до 40 дней, а в 40% — свыше 40 дней. При этом следует отметить, что во всех случаях лицо, которому преступлением причинен вред, было известно с самого начала .

Всего было проанализировано 60 уголовных дел ОД ОВД по Мещанскому району г. Москвы.

На данную проблему обратил внимание Уполномоченный по правам человека в РФ в вышеназванном докладе: «Срок принятия постановления о признании потерпевшим законом не установлен. В силу этого пострадавший от преступления зачастую признается потерпевшим только на завершающей стадии досудебного производства. До тех пор пока его не признают потерпевшим, пострадавший от преступления рассматривается в качестве заявителя. Это, в свою очередь, ведет к нарушению права пострадавшего на получение информации о ходе и результатах предварительного расследования, на предоставление предметов и документов, подтверждающих его заявление о преступлении и др. С учетом сказанного представляется необходимым дополнить ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положением о том, что пострадавшее от преступления лицо признается потерпевшим одновременно с возбуждением уголовного дела». Законодатели некоторых стран СНГ более удачно решили обозначенный вопрос. В соответствии с ч. 2 ст. 49 УПК Республики Беларусь и ч. 2 ст. 59 УПК Молдовы , если при возбуждении уголовного дела основания для признания лица потерпевшим отсутствуют, указанное решение принимается немедленно по установлении таких оснований.

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 24.06.1999. Одобрен Советом Республики 30.06.1999. Текст Кодекса по состоянию на 20.03.2003 Минск: Амалфея, 2003. 384 с.
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Молдова N 122-XV от 14.03.2003. Мониторул Офичиал ал Р. Молдова N 104-110 от 07.06.2003.

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что УПК РФ не предоставляет заявителю права знакомиться с материалами проверки сообщения о преступлении, что может препятствовать реализации права на обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18.02.2000 N 3-П сформулировал такую правовую позицию: гражданам должны предоставляться для ознакомления материалы, непосредственно затрагивающие их права и свободы, даже если такое право прямо не предусмотрено законом. Поэтому при наличии ходатайства потерпевший (хотя ему пока не присвоен данный статус) должен быть ознакомлен с материалами проверки сообщения о преступлении, чтобы в жалобе четко обосновать свою позицию. Данная мысль подчеркивается и в более поздних решениях Конституционного Суда РФ, например в Определении от 11.07.2006 N 300-О.

Читайте так же:  Выход на пенсию раньше пенсионного возраста

Одним из составляющих компонентов права потерпевшего на доступ к правосудию является обеспечение безопасности данного лица. В последние годы данной теме уделяют внимание многие ученые: Л.В. Брусницын, А.Ю. Епихин, О.А. Зайцев, Т.Е. Сарсенбаев, С.П. Щерба и др.

Уполномоченный по правам человека в РФ приводит следующие данные: около 60% лиц, пострадавших от преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, уверенные в том, что защиты они не получат. Статья 11 УПК РФ предусматривает пять уголовно-процессуальных мер безопасности. Однако практика показала, что их эффективность недостаточно высока. Во многом это вызвано несовершенством законодательной регламентации. Так, из текста ч. 3 ст. 11 УПК РФ можно сделать вывод о том, что применение перечисленных здесь мер безопасности возможно при условии начавшегося противоправного воздействия в отношении участника уголовного процесса. Очевидно, что злоумышленникам, оказывающим такое воздействие, уже известны данные о потерпевшем. В таком случае уполномоченные органы должны выносить решение о применении мер безопасности уже при потенциальной возможности противоправного воздействия.

Использование псевдонима в целях сохранения в тайне данных о личности потерпевшего не допускается при принятии сообщения о преступлении, так как допрос проводится только после возбуждения уголовного дела, а правила ст. 166 УПК РФ распространяются лишь на протокол следственного действия. Напомним, что в соответствии со ст. 141 УПК РФ письменное заявление гражданина о преступлении должно быть подписано заявителем, а устное заносится в протокол, который должен содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность.

Отметим, что УПК РФ не содержит правового разрешения ситуации, когда человек допрошен под настоящей фамилией, соответственно, в деле имеется протокол допроса с его анкетными данными, а уже после этого лицу начинают угрожать. Думается, что в этом случае первоначальный протокол допроса должен изыматься из материалов уголовного дела и храниться в конверте вместе с постановлением о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия, а вместо этого в деле должен появиться протокол допроса под псевдонимом. На практике этот механизм уже применялся, хотя в УПК пока не предусмотрен .

Чекулаев Д. Применение мер безопасности в отношении потерпевших и других участников процесса // Законность. 2005. N 5.

Есть и другие проблемы применения мер безопасности, предусмотренных УПК РФ. Например, для случаев предъявления лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (согласно ч. 8 ст. 193 УПК), в законе не решен вопрос о том, где должен находиться защитник подозреваемого или обвиняемого.

Кроме того, ч. 5 ст. 278 УПК РФ не указывает на способ, исключающий визуальное наблюдение допрашиваемого другими участниками процесса. В соответствии с ч. 6 ст. 278 УПК РФ при заявлении сторонами обоснованного ходатайства суд может принять решение о раскрытии подлинных данных о допрашиваемом лице, что сводит на нет значение такой меры безопасности, как использование псевдонима.

Некоторые ученые отмечают, что право потерпевшего на доступ к правосудию нарушается также на этапе ознакомления с материалами уголовного дела. Так, С.М. Кузнецова пишет, что нередко обвиняемые и их защитники при ознакомлении с материалами уголовного дела умышленно злоупотребляют своим правом, затягивая срок ознакомления. Закон предусматривает возможность судебного ограничения срока ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемого и защитника, но только в отношении обвиняемых, содержащихся под стражей. Представляется целесообразным использовать ч. 3 ст. 217 УПК РФ по аналогии закона и в отношении обвиняемых, не содержащихся под стражей, по жалобе потерпевшего на нарушение его конституционного права на доступ к правосудию умышленным затягиванием срока расследования .

Кузнецова С.М. Проблемы реализации потерпевшим права на доступ к правосудию на этапе ознакомления с материалами уголовного дела // Правовая защита частных и публичных интересов: Материалы V Международной межвузовской научно-практической интернет-конференции: Сб. статей / Отв. редактор Б.И. Ровный. Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-Мастер», 2008. С. 214 — 216.

Следует отметить, что в течение 15 лет действия Конституции РФ было принято много решений Конституционного Суда РФ, так или иначе связанных с правом потерпевшего на доступ к правосудию. Например, это касается обжалования потерпевшим судебных решений в порядке надзора, а также ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Право потерпевшего на доступ к правосудию, по нашему мнению, нарушают положения действующего законодательства о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности, ведь мнение потерпевшего при этом вообще не учитывается. Поэтому вполне справедливыми являются предложения о том, что применение норм о сроках давности допустимо только в случае возмещения потерпевшему причиненного вреда, проведения примирительных процедур .

Куликов В. Убийцы возвращаются на волю // Российская газета. 2008. 6 ноября.

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ отметил, что правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту прав и интересов лиц, пострадавших от совершенных преступлений . В этом направлении следует совершенствовать законодательную базу и правоприменительную практику.

Право иностранцев на доступ к правосудию

Секинаева Зарина Ахсарбековна — аспирантка ИЗиСП.

Разбирательство дел с участием иностранных лиц в арбитражных судах ведется преимущественно в соответствии с национальным процессуальным законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Возникает необходимость анализа правил судопроизводства: во-первых, особенностей правового регулирования рассмотрения дел, осложненных иностранным элементом, с точки зрения национального законодательства, и во-вторых, применения и в целом реализации положений международных договоров РФ и иностранного процессуального законодательства.

СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143; СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1489.
Ведомости СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

Можно отметить, что такой подход — равенство гражданских и процессуальных прав иностранных лиц на основе взаимности — распространен в материальном и процессуальном законодательстве многих стран, например в ст. 21 Закона Грузии о международном частном праве, ст. 4 ГК Греции, ст. 11 ГК Франции и других стран. Вместе с тем его не следует понимать буквально, поскольку в каждой стране допуск к системе судебной и иной юридической защиты может быть весьма специфичен.
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472. Настоящая Конвенция прекращает свое действие для государств — участников Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. Однако в отношениях с государствами — участниками настоящей Конвенции, не подписавшими Кишиневскую конвенцию, настоящая Конвенция продолжает действовать. Россией депонировано 31 декабря 2004 г. (внутригосударственные процедуры выполняются).

Такой же порядок предусмотрен ст. 3 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992 г.) (далее — Киевское соглашение) , в котором установлено, что хозяйствующие субъекты каждого из государств — участников СНГ пользуются на территории другого государства — участника СНГ правовой и судебной защитой своих имущественных прав и законных интересов, равной с хозяйствующими субъектами данного государства. Они имеют право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение хозяйственных дел, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.

Читайте так же:  Можно ли уволиться одним днем без отработки

Вестник ВАС РФ. 1992. N 1.

Согласно ГК РФ (гл. 1, 10 и 49) иностранные лица имеют право участвовать в экономическом обороте на территории Российской Федерации через своих представителей. Последнее относится и к праву иностранных лиц на судебную защиту в Российской Федерации (ст. 46 Конституции РФ, разд. V АПК РФ). Отказ в приеме государственной пошлины в этом случае может рассматриваться как отказ в осуществлении правосудия.

СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

Таким образом, до законодательного решения вопроса о порядке уплаты иностранными лицами-нерезидентами государственной пошлины арбитражные суды вправе принимать свидетельства перечисления государственной пошлины по иску нерезидента его надлежащими представителями. Ведение судебного процесса может быть весьма дорогостоящим, оно может потребовать оплаты судебных пошлин, других судебных расходов, например на проведение экспертизы, оплату услуг адвоката. Во многих странах невозможно ведение дела без помощи местного и допущенного к судебной практике, иногда только в определенном суде, адвоката. В данной сфере основополагающее значение имеют акты Совета Европы, в частности ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку право на эффективную судебную защиту включает в себя и возможность воспользоваться поддержкой при несении расходов, связанных с отправлением правосудия. Можно отметить также Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. . Ряд ее положений, в частности правила, затрагивающие процессуальное положение лиц, выступающих в судах другого государства, сохраняют свое действие .

Сведения о ратификациях получены с сервера Гаагской конференции по международному частному праву // http://www.hcch.net.
Журнал российского права. 2001. N 6.

Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. проф. В.В. Яркова. М., 2006.
Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124 — 147.

Иностранные лица могут участвовать в суде не только в качестве истцов и ответчиков. Формой защиты их прав может быть участие в качестве третьих лиц. Если права и законные интересы иностранных лиц затрагиваются, необходимо их привлечение в возникший судебный процесс между двумя российскими лицами. В соответствии с ч. 3 ст. 254 АПК РФ правовой статус иностранных лиц определяется на основании доказательств, подтверждающих их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности . В России по общему правилу личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет (п. 1 ст. 1195 ГК РФ) , личным законом юридического лица — право страны, где учреждено юридическое лицо (п. 1 ст. 1202 ГК РФ). Наряду с общими правилами есть ряд других положений, определяющих в зависимости от фактической ситуации особенности права, подлежащего применению при определении правового положения лиц в гражданском обороте (см. гл. 67 ГК РФ).

Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. проф. В.В. Яркова. М., 2006.
СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.

В отношениях, осложненных иностранным элементом, российский арбитражный суд в судебном процессе для определения статуса иностранного лица в любом случае применяет и использует иностранное право, исходя как из ГК РФ, так и из международных договоров РФ. В частности, согласно ст. 23 Минской конвенции дееспособность физического лица определяется законодательством государства, гражданином которого является это лицо, дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой оно имеет постоянное место жительства, а правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено. Эти же требования распространяются согласно ст. 40 Минской конвенции и на доверенность для представительства в суде, поскольку форма доверенности и срок ее действия определяются по законодательству государства, на территории которого доверенность выдана.

СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.

Статья 11 Киевского соглашения также регулирует вопросы определения статуса юридических лиц и предпринимателей в соответствии с законодательством государства — участника СНГ, на территории которого учреждено юридическое лицо, зарегистрирован предприниматель. Практически юридический статус иностранного лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения или другого эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного лица в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного места жительства . Требования к документам, подтверждающим статус иностранных лиц, зависят от того, необходима для них легализация или нет. Если соответствующим международным договором РФ не предусмотрена легализация, то документы принимаются на условиях, установленных данным договором, либо на условиях Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (5 октября 1961 г.) .

Кудашкин В.В. Правовое регулирование международных частных отношений. М., 2004. С. 172.
Вестник ВАС РФ. 1996. N 12. С. 112 — 116.

В соответствии с ч. 4 ст. 254 АПК РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан, так называемые реторсии. Аналогичное положение отражено в ст. 1194 ГК РФ .

Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. проф. В.В. Яркова. М., 2006.

Сотрудничество государств в области оказания правовой помощи является важной формой международного сотрудничества в правовой сфере. Российская Федерация участвует во всех важнейших универсальных соглашениях об оказании международной правовой помощи и имеет оформленные отношения в этой сфере более чем с тридцатью государствами. Работа в этом направлении продолжается, так как у России нет договоров о правовой помощи с Великобританией, Германией, Израилем, Швейцарией, Японией, со многими странами Латинской Америки, хотя на практике часто возникает необходимость взаимодействия в этой сфере международных отношений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Россия должна быть участником Конвенции о международном доступе к правосудию (25 октября 1980 г.). На сегодняшний день сторонами — участниками данной Конвенции являются 27 государств. Присоединение России к Конвенции о доступе к правосудию будет соответствовать принципам, провозглашенным в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (24 июня 1994 г.) , и создаст мощную правовую базу для гармонизации законодательства Российской Федерации с законодательством ЕС.

Источники


  1. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.

  2. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

  3. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
Право на доступ к правосудию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here