Правила внутреннего контроля банка

Важная информация в статье: "Правила внутреннего контроля банка" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Типовые правила внутреннего контроля больше разрабатывать не будут

Типовые правила внутреннего контроля больше разрабатывать не будут 01.04.2017 00:58

Типовые правила внутреннего контроля больше разрабатывать не будут

Мы неоднократно в своих различных публикациях поднимали проблему правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ), в т.ч. проблему использования типовых правил внутреннего контроля.

Одним из самых известных типовых шаблонов ПВК является документ, разработанный Ассоциацией российских банков (АРБ), который можно найти как в различных правовых системах, так и в сети Интернет.

В 2016 году вопрос о возможности разработки правил внутреннего контроля в качестве документа, который выступил бы в качестве некоего эталона ПВК для кредитных организаций (и, кстати, отчасти и для некредитных финансовых организаций, поскольку требования Банка России к правилам внутреннего контроля банков и НФО во многом схожи) поднимался на 14 ежегодной конференции АРБ «Актуальные вопросы исполнения кредитными организациями требований Российского законодательства по ПОД/ФТ», участие в которой принимало в т.ч. руководство Росфинмониторинга, Банка России, представители кредитных организаций, пресса, автор настоящей статьи и многие другие. Тогда представители ЦБ пообещали проработать эту возможность, однако отметили, что не приветствуют создание такого документа, т.к. такие ПВК не эффективны и делаются в основном «под копирку».

26 января 2017 года состоялось заседание комитета по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам АРБ, на котором был поднят вопрос разработки типовых правил внутреннего контроля. В ходе обсуждения этого вопроса участниками комитета было принято решение работу по актуализации типовых Правил внутреннего контроля не продолжать в связи с большими трудозатратами по поддержанию их в актуальном состоянии, а также с учетом позиции Банка России, озвученной Координатором Комитета Кормош Юрием Ивановичем, о нецелесообразности использования кредитными организациями типовых ПВК, разработанных комитетом.

Также на заседании комитета было принято решение проработать вопросы о процедуре отмены действующих типовых правил внутреннего контроля и изменения их статуса на официальном сайте АРБ, в действующих правовых системах «Консультант», «Гарант» и др.

Между тем, были приняты два важных решения, которые поспособствовали бы улучшению качества самостоятельной разработки правил внутреннего контроля организациями:

— осуществлять работу по формированию свода типовых нарушений Правил внутреннего контроля, допускаемых кредитными организациями, с последующим их размещением на официальном сайте АРБ;

— поручить Координатору Комитета осуществлять работу по получению в Банке России информации о нарушениях, выявленных в ходе проверок Правил внутреннего контроля кредитных организаций.

Таким образом, АРБ больше не будет разрабатывать типовые ПВК по ПОД/ФТ. Типовые правила внутреннего контроля образца 2017 года в свет так и не выйдут.

Фрагмент протокола комитета по вопросам ПОД/ФИ и комплаенс рискам АРБ от 26.01.2017

Мы хотели бы обратить внимание наших читателей о том, что имеющий место у некоторых организаций формальный подход к созданию правил внутреннего контроля действительно чреват мерами административного воздействия со стороны надзорных органов. Ведь зачастую, многие организации, найдя шаблон ПВК по ПОД/ФТ, просто меняют в нем свое название, даже не задумываясь о том, что содержится в тексте правил внутреннего контроля и насколько они актуальны. При проверке таких организаций надзорные органы выявляют многочисленные нарушения, по результатам которых возбуждают административные дела.

Правила внутреннего контроля банка

Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

21 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым был изменен порядок утверждения правил внутреннего контроля, в соответствии с которым согласование правил внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, с Росфинмониторингом не требуется.

При разработке правил внутреннего контроля организациям необходимо учитывать положения:

Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Кроме того, при разработке правил внутреннего контроля, следует руководствоваться:

Рекомендациями по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103;

Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203;

Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени(уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59.

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ и другие вопросы: на что обратить внимание при подготовке ответов в Банк России

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ и другие вопросы: на что обратить внимание при подготовке ответов в Банк России 13.06.2017 18:16

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ: на что обратить внимание при их подготовке к сдаче на проверку в Банк России

Лето 2017 года началось с активных проверок Банком России исполнения норм ПОД/ФТ в некредитных финансовых организациях: ломбардах, кредитных кооперативах, микрофинансовых организациях, профучастниках рынка ценных бумаг, страховых компаниях и многих других.

Читайте так же:  Коды платежей в бюджет

С разных регионов нашей страны организации присылают нам «письма счастья», полученные ими от регулятора, с требованиями предоставить на проверку правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ).

Иногда запросы Банка России сопровождаются Приложениями-опросниками. Цель таких опросников – получить более подробные сведения об организации и принимаемых ею нормах по ПОД/ФТ, оценить, насколько представленные на проверку правила внутреннего контроля соответствуют особенностям вида и масштаба деятельности компании, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых клиентам.

Сегодня мы рассмотрим с Вами один из таких опросников Банка России и дадим к некоторым вопросам в нем свои комментарии.

Вопрос ЦБ: Отметьте, есть ли у вашей организации территориально обособленные подразделения.

Напомним читателям, что наличие обособленных подразделений у организации отражается в правилах внутреннего контроля и существенно влияет на их содержание. Если у Вас есть обособленные подразделения, но в ПВК по ПОД/ФТ о них не сказано ни слова, либо сказано недостаточно, это будет посчитано как нарушение.


Вопросы ЦБ: Укажите среднесписочную численность работников Вашей организации за предшествующий календарный год. Укажите размер дохода, полученного Вашей организацией за предшествующий календарный год.

Такими вопросами Банк России определяет, относится ли Ваша организация к малым и микропредприятиям, или же нет. Напомним, что требования к правилам внутреннего контроля, установленные Положением ЦБ №445-П от 15.12.2014, применяются некредитными финансовыми организациями в том числе в зависимости от критериев отнесения к малым предприятиям и микропредприятиям исходя из среднесписочной численности работников и полученного от осуществления предпринимательской деятельности дохода.
Так, например, если у Вас работает более 100 человек, у Вас должны быть большие и сложные правила внутреннего контроля, а если Вы сдадите на проверку ПВК по ПОД/ФТ малого предприятия, то проверку они не пройдут.

Вопрос ЦБ: Укажите дату утверждения последней редакции Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Вашей организации. Если в действующую редакцию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ вносились изменения, укажите дату утверждения последних изменений.

Озвученный вопрос касается актуальности правил внутреннего контроля. Меняется законодательство РФ, влияющее на содержание ПВК по ПОД/ФТ, должны вслед за ним и меняться правила внутреннего контроля.
Скажем так, что если Вы разработали правила внутреннего контроля в 2015 году и ранее – такие ПВК проверку точно не пройдут. Если Вы разработали правила внутреннего контроля до 15 октября 2016 года, этот документ также будет забракован ЦБ. Многочисленные изменения в ПВК организаций вносились в октябре, ноябре, декабре 2016 г.
Напомним, что правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией в соответствие с требованиями законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон №115-ФЗ от 07.08.2001 г., если иное прямо не установлено соответствующим федеральным законом.
Правила внутреннего контроля также должны быть приведены организацией в соответствие с требованиями нормативного акта в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления его в силу, если иное прямо не установлено соответствующим нормативным актом.
Следующие масштабные изменения правил внутреннего контроля ожидается осенью 2017 года. Кстати, большинство изменений нам уже известно.

Вопросы ЦБ. Назначено ли в Вашей организации специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ? Если специальное должностное лицо назначено, укажите дату его назначения.

Назначение специального должностного лица по ПОД/ФТ – обязанность некредитных финансовых организаций. Назначение такого лица производится изданием соответствующего приказа руководителя организации. Если Вы работаете вот уже много лет, а специальное должностное лицо назначили «только-только», Вас за это могут наказать. Срок давности привлечения организации к административной ответственности за такое правонарушение составляет 1 год с даты правонарушения. Также напомним, что о назначении специального должностного лица по ПОД/ФТ НФО обязаны уведомлять территориальные учреждения Банка России. Поэтому сделать приказ о назначении должностного лица «задним числом», попытаться конечно можно, но вот сделать таким же нечистым способом уведомление в ЦБ уже не получится.

Вопросы ЦБ. Отметьте уровень образования сотрудника, назначенного специальным должностным лицом. Отметьте наличие/отсутствие у сотрудника, назначенного специальным должностным лицом, опыта работы в сфере ПОД/ФТ.

Эти несложные вопросы позволяют проверяющим Банка России установить соответствие Вашего ответственного сотрудника по ПОД/ФТ определенным квалификационным требованиям. У малых и микропредприятий они очень простые: их специальные должностные лица должны иметь высшее образование, или опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет, или образование не ниже среднего профессионального и опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее одного года

Вопрос ЦБ. Укажите год последнего повышения квалификации специального должностного лица по вопросу противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Ежегодное повышение квалификации специального должностного лица по вопросам ПОД/ФТ – обязанность организаций. Если, например, Ваш ответственный сотрудник прошел обучение в 2015 году и ранее – к Вам возникнут претензии со стороны регулятора. Последний раз Ваш сотрудник должен был пройти обучение по ПОД/ФТ как минимум в 2016 году.

Вопросы ЦБ. Использует ли Ваша организация личный кабинет, открытый на сайте Росфинмониторинга. Укажите количество входов в личный кабинет, открытый на сайте Росфинмониторинга в период с 01.01.2017 года по 01.06.2017.

У каждой организации, на которую распространяются требования «антиотмывочного» законодательства должен быть личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Напомним, что тем организациям, у которых личного кабинета на сайте Росфинмониторинга нет, Банк России активно рассылал письма «счастья» в самом начале 2016 года с требованиями дать пояснения, как они работают в отсутствие доступа на портал, о чем мы писали ранее. И действительно, без использования личного кабинета на сайте Росфинмониторинга некоторые процедуры по ПОД/ФТ, например, идентификация, сдача отчетности в уполномоченный орган и другие, станут невыполнимыми.
Одна из организаций, отвечавших на вопрос Банка России о количестве входов в личный кабинет, открытый на сайте Росфинмониторинга в период с 01.01.2017 года по 01.06.2017, ответила, что сделала это аж «целых три раза». В действительно же посещение личного кабинета на сайте Росфинмониторинга всего 3 раза за 4 месяцев – ничтожно мало. Напомним, что посещать кабинет на портале вообще-то необходимо в ежедневном режиме.

Читайте так же:  Инструкция по ликвидации аварийных режимов в электроустановках

Вопрос ЦБ. Укажите количество сообщений о результатах проверок наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, направленных в Росфинмониторинг в период с 01.01.2017 по 01.06.2017.

Сообщения о результатах проверок наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, направляются организациями в Росфинмониторинг не реже 1 раза в 3 месяца. Если за 5 месяцев 2017 года Вы ни разу этого не сделали, то очевидно, что у Вас есть нарушение.

В своих вопросниках Банк России задает и иные вопросы. На такие вопросы как «Укажите количество сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, направленных Вашей организацией в Росфинмониторинг в период с 01.01.2017 по 01.06.2017», «Укажите количество сообщений об операциях, по которым возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, направленных Вашей организацией в Росфинмониторинг в период с 01.01.2017 по 01.06.2017», «Укажите количество сообщений о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направленных Вашей организацией в Росфинмониторинг в период с 01.01.2017 по 01.06.2017» и т.д. дать ответ не так уж и сложно. Были такие сообщения – указываем их количество, не было, ставим «0». Дело все в том, что отчеты об обязательном контроле, необычных операциях, замораживании, приостановлении, отказах носят характер нерегулярных и их могло и не быть в Вашей деятельности.

Письмо Отделения по Красноярскому краю Банка России от 05.06.2017

Скачать анкету-опросник по ПОД/ФТ Банка России можно ТУТ .

Мы желаем нашим читателям успешного прохождения проверок правил внутреннего контроля со стороны надзорных органов.

Ответ на вопрос что такое «ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ»?

В этой статье я постараюсь в короткой и доступной форме ответить на распространенный вопрос: Что из себя представляет документ, который называют правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ?»

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля. Требования к правилам внутреннего контроля установлены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667 (далее постановление №667).

Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации или индивидуальным предпринимателем (пункт 6 постановления №667).

Вам также может быт интересно:

Согласование правил внутреннего контроля с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторингом) и другими надзорными органами не требуется.

Вместе с тем, после утверждения правил внутреннего контроля необходимо загрузить текст правил в личный кабинет Росфинмониторинга в целях поддержания индекса оценки на уровне «Низкий». Если Вы затрудняетесь загрузить правила самостоятельно наши специалисты готовы оказать Вам необходимую помощь на платной основе.

Важно отметить, что правила внутреннего контроля не являются статичным документом. То есть будет недостаточно утвердить единственную редакцию правил в начале своей предпринимательской деятельности и забыть об их существовании.

В соответствии с абз. 2 п. 1.1 постановления №667 правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами. Таким образом, правила внутреннего контроля являются динамичным документом, содержание которого должно отвечать требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: [email protected]

Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.

Дата актуализации статьи — 04.10.2018. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

Что такое Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ?

Правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ) – основной документ, определяющий порядок осуществления мероприятий в сфере ПОД/ФТ. Поэтому надзорные органы уделяют особое внимание проверке содержания ПВК по ПОД/ФТ.

Однако, помимо ПВК по ПОД/ФТ требуется наличие еще целого ряда документов.

С 23 июля 2018 года правильно использовать аббревиатуру ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Ознакомьтесь с обзором новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ от 23.07.2018.

Общие требования к форме, структуре и содержанию ПВК по ПОД/ФТ

Форма ПВК по ПОД/ФТ

ПВК по ПОД/ФТ являются документом, который оформлен на бумажном носителе.

Часто надзорные органы запрашивают ПВК по ПОД/ФТ в электронном виде. Причем не скан-копии, а именно электронный файл в формате *.doc или *.docx.

Подобные требования, как правило, предъявляются сотрудниками Банка России и Прокуратуры РФ, хотя действующим законодательством не предусмотрена обязанность хранить электронный файл с текстом ПВК по ПОД/ФТ. Просто проверяющим удобнее проверять ПВК по ПОД/ФТ в электронном виде, нежели листать бумажный вариант.

В случае выявления нарушений у Вас обязательно затребуют заверенную копию ПВК по ПОД/ФТ на бумажном носителе, чтобы приобщить ее к материалам административного дела.

Структура и содержание ПВК по ПОД/ФТ

Видео (кликните для воспроизведения).

ПВК по ПОД/ФТ состоят из разделов — программ реализации внутреннего контроля.

Что должны содержать программы, включаемые ПВК по ПОД/ФТ?

Каждая программа регламентирует исполнение конкретных обязанностей, например: по идентификации, выявлению операций, замораживанию (блокированию) и др.

Также в содержание ПВК по ПОД/ФТ могут включаться приложения — справочная и вспомогательная информация, формы анкет для идентификации, различных актов, журналов и иных документов, необходимых в повседневной деятельности.

С точки зрения удобства использования и обновления нецелесообразно сильно «раздувать» перечень приложений в ПВК по ПОД/ФТ.

Читайте так же:  Как получить инвалидность ребенку

В то же время есть формы, наличие которых в ПВК по ПОД/ФТ является строго обязательным. Например, форма внутреннего сообщения (сообщения об операции).

Структура ПВК по ПОД/ФТ определена нормативными актами и значительно различается для НФО и неНФО.

Требования Банка России к содержанию ПВК по ПОД/ФТ значительно подробнее, что на практике часто приводит к проявлениям субъективизма со стороны проверяющих.

Правила внутреннего контроля для НФО

Структуру и содержание ПВК по ПОД/ФТ для НФО определяет Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П).

Согласно пункту 1.7 Положения N 445-П:

ПВК по ПОД/ФТ включают в себя следующие программы:

В ПВК по ПОД/ФТ могут включаться иные программы, разработанные некредитной финансовой организацией по своему усмотрению.

Также НФО следует регламентировать в ПВК по ПОД/ФТ порядок сохранения конфиденциальности сведений о мерах, принимаемых НФО в целях ПОД/ФТ.

Правила внутреннего контроля для неНФО

Структуру и содержание ПВК по ПОД/ФТ для неНФО определяет Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667:

ПВК по ПОД/ФТ также должны предусматривать обеспечение конфиденциальности информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля, а также мер, принимаемых организацией и индивидуальным предпринимателем при реализации таких правил в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При отсутствии опыта работы в сфере ПОД/ФТ практически невозможно самостоятельно разработать ПВК по ПОД/ФТ, соответствующие всем требованиям законодательства.

Воспользуйтесь нашей помощью в разработке ПВК по ПОД/ФТ или выстраивании системы ПОД/ФТ «с нуля».

Правила внутреннего контроля банка

Грядут новые изменения требований к ПВК КПК

Банк России разработал и опубликовал для публичного обсуждения проект указания «О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. N445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Документ исключает перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, из текста Положения N445-П, перечень будет публиковаться на официальном сайте Банка России. Также уточняются требования к периодичности проведения мероприятий в рамках самооценки рисков ОД/ФТ и способу фиксирования их результатов.

Предложения и замечания по проекту принимаются до 28.06.2018 включительно и могут быть направлены на е-mail: [email protected], [email protected]

Регулятор внес изменения в Положение N 445-П: что необходимо сделать кредитному кооперативу

7 ноября Банк России опубликовал Указание от 05.10.2017 г. N 4568-У «О внесении изменения в главу 3 Положения Банка России от 15 декабря 2014 г. N 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Читать далее

Нововведения по ПОД/ФТ

Главный экономист отдела разработки нормативных правовых актов Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Екатерина Самофалова рассказывает для наших читателей о нормативных актах в сфере ПОД/ФТ, принятых Банком России, подчеркивает, какие новеллы в них включены, а также объясняет, почему не все требования одинаковы для участников рынка кредитной кооперации.

Об увеличивающейся нагрузке на КПК по отчётности, нормативам и об Указании ЦБ РФ № 3073-У

По словам советника по правовым вопросам НАУМИР Анны Байтеновой, на секции «Совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью КПК»IX Форума кредитных союзов России, получился живой диалог с представителями Банка России. Поднимались проблемы увеличивающейся нагрузки по отчётности и нормативным требованиям к кооперативам, проблемы маленьких КПК и расчетов наличными согласно указанию № 3073-У. Читать далее

Новые требования к ПВК

Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с 1 марта 2015 г. устанавливает НОВЫЕ требования к структуре и содержанию Правил внутреннего контроля и других документов кредитного кооператива по соблюдению им законодательства в сфере ПОД/ФТ, а также НОВЫЕ требования к процедурам и мероприятиям внутреннего контроля по ПОД/ФТ, НОВЫЙ порядок предоставления информации в Росфинмониторинг. Читать далее

До 4 августа кредитным кооперативам нужно внести изменения в Правила внутреннего контроля

Новые требования к разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем установлены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2014 N 577 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Постановление вступило в силу 04.07.2014 г., а в течение одного месяца (т.е. до 04 августа 2014 г.) необходимо дополнить Правила внутреннего контроля следующими программами: Читать далее

Целевые правила внутреннего контроля у банков

Целевые правила внутреннего контроля у банков 20.03.2019 12:25

18.03.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.03.2019 №32-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части регулирования обмена информацией и документами, полученными при проведении идентификации, между организациями, входящими в банковскую группу или банковский холдинг, и использования таких информации и документов».

Поправками было установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками одной банковской группы или одного банковского холдинга, вправе осуществлять обмен полученными ими информацией и документами в порядке, установленном целевыми правилами внутреннего контроля, при одновременном соблюдении ряда установленных законом условий.

Определено, что такое целевые правила внутреннего контроля. Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга разрабатывает и утверждает целевые правила внутреннего контроля, включающие в том числе правила обмена информацией, а также осуществляет контроль за их соблюдением.

Влияние на внутренний контроль и ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ прочих субъектов 115-ФЗ указанный нормативный акт не оказал, разве только что на тех, кто любит воспроизводить в тексте ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ положения ФЗ №115, например, «термины и определения», т.к. были скорректированы такие понятия, как «организация внутреннего контроля» и «осуществление внутреннего контроля».

Читайте так же:  Въезд на 3 транспортное кольцо кому можно

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Когда должна быть утверждена последняя редакция ПВК по ПОД/ФТ?

При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.

Дата актуализации статьи — 26.05.2019. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

Когда утвердить последнюю редакцию ПВК для ломбарда, МФО, КПК, ювелира, риэлтора, лизинга и т.д.?

Общие положения

Дата утверждения актуальной редакции Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее — ПВК по ПОД/ФТ) зависит от того, когда вступили в силу соответствующие изменения законодательства, требующие обновления правил.

Субъекты ПОД/ФТ делятся на две группы:

  1. Поднадзорные Банку России (кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, ломбарды);
  2. Неподнадзорные Банку России (риэлторы, ювелиры, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей, операторы связи, тотализаторы и букмекерские конторы)

Соответственно, права и обязанности субъектов ПОД/ФТ регламентирют разные подзаконные нормативные акты. И, как следствие, могут различаться сроки для приведения ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в соответствие с требованиями законодательства.

Читайте об основаниях, сроках и способах обновления ПВК по ПОД/ФТ.

Воспользуйтесь нашей помощью в разработке ПВК по ПОД/ФТ.

Редакции ПВК для НФО (ломбарда, МФО, КПК, НПФ, управляющей компании, страховой организации и иных)

Актуальная редакция (на дату актуализации статьи) Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, по нашему мнению, должна быть утверждена для всех НФО не позднее 05.05.2019 в связи со следующими изменениями законодательства :

В ступление в силу с 05.04.2019 Указания Банка России от 22.02.2019 N 5075-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения».

При утверждении данной редакции Правил рекомендуем также учесть:

  • обновленную редакцию Положения Банка России N 445-П от 15.12.2014 (вступила в силу с 05.04.2019);
  • новую версию отчетности НФО в Росфинмониторинг (применяется с 23.03.2019).

Читайте подробнее о новых требованиях Банка России к ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Также предлагаем ознакомиться с изменениями в новой редакции ПВК по ПОД/ФТ от 29.04.2019, разработанных ЮЦ «Догма».

Предыдущую редакцию ПВК по ПОД/ФТ для НФО следовало утвердить не позднее 23.10.2018 в связи с вступлением в силу с 23.07.2018 новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ (в части противодействия ФРОМУ).

Также обновление ПВК по ПОД/ФТ могло потребоваться в связи с вступлением в силу с 07 ноября 2018 г. Постановления Правительства РФ от 26.10.2018 N 1277 «Об утверждении Правил формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации» (читайте подробнее).

Узнайте стоимость разработки ПВК по ПОД/ФТ для Вашей НФО.

Редакции ПВК для неНФО (риэлтора, ювелира, лизинга, факторинга и иных)

Актуальная редакция (на дату актуализации статьи) Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, по нашему мнению, должна быть утверждена не позднее 23.03.2019 в связи со следующими изменениями законодательства :

Вступление в силу с 23.02.2019 Приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

Предыдущую редакцию ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ следовало утвердить не позднее 07.12.2018 в связи с вступлением в силу с 07 ноября 2018 г. Постановления Правительства РФ от 26.10.2018 N 1277 «Об утверждении Правил формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации»

Правила внутреннего контроля будут едиными для всех

Популярное

Росфинмониторинг, ФСФР и Банк России ищут пути разрешения двойного согласования правил внутреннего контроля банков, имеющих лицензию профучастника, а также двойного обучения сотрудников.

Глава ФСФР Владимир Миловидов называет проблему «высосанной из пальца», отмечая, что треть банков уже согласовала свои правила в ФСФР. В Росфинмониторинге РБК daily рассказали, как предлагается концептуально организовать работу по противодействию отмыванию.

Вчера на конференции «Модернизация системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма в посткризисный период» президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян поднял проблему двойного обучения сотрудников банков и двойного согласования правил внутреннего контроля в Банке России и ФСФР. Спорную ситуацию вызвал принятый в конце 2008 года приказ Росфинмониторинга, касающийся подготовки и обучения сотрудников организаций для противодействия отмыванию. По мнению ФСФР, приказ распространяется и на банки, имеющие лицензию профучастника.

«Белые придут — бьют, красные придут — бьют. Непонятно, под кого из регуляторов подстраиваться», — пожаловался г-н Тосунян. Он сообщил, что из 121 банковской организации, обратившейся в ФСФР, только одна сумела согласовать правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Однако г-н Миловидов заявил, что «эти цифры не имеют под собой никаких оснований, они неверны». По его словам, из 283 банков, подавших документы в ФСФР, правила внутреннего контроля были согласованы примерно сотней банков. «Проблема высосана из пальца», — заявил Владимир Миловидов. После чего г-н Тосунян выразил уверенность в том, что совместное решение будет найдено. Г-н Миловидов сообщил РБК daily, что между ФСФР, Росфинмониторингом и ЦБ проводится работа по вопросам двойного обучения сотрудников банков и двойного согласования правил.

Правила внутреннего контроля в редакции сентябрь-октябрь 2018 года

В сентябре 2018 года установлены новые требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма. Так, 21 сентября 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 11 сентября 2018 г. №1081 которым внесены изменения и дополнения в Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерациип, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667. Таким образом, по правилу 30 дней, новая редакция правил внутреннего контроля должна быть утверждена в период с 21.09.2018 по 21.10.2018 гг. Рассмотрим более подробнее указанные изменения.

Читайте так же:  Какую причину увольнения указать в резюме

В соответствии с требованиями Федерального закона №90-ФЗ в Требованиях употребляется новое определение правил внутреннего контроля – Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Образец правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ

Далее в пп. «а» п. 3 Требований установлено, что Правила внутреннего контроля являются документом, который оформлен на бумажном носителе и который регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в организации.

Две программы правил внутреннего контроля получили новое наименование:

  • программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Программа идентификации должна включать в себя новую процедуру — проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 7.4 и абз. 2 п. 1 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

Напомним, что порядок формирования уполномоченным органом перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и его доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и о физических лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях в порядке, сроки и объеме, которые определены Правительством Российской Федерации. Официальные периодические издания, в которых подлежит опубликованию перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, определяются Правительством Российской Федерации.

Программа выявления операций правил внутреннего контроля должна предусматривать процедуру выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии с п. 1 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ. В дополнение к операциям, указанным в ст. 6 Федерального закона №115-ЗФ, подлежит обязательному контролю операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Программа документального фиксирования информации должна предусматривать документальное фиксирование информации об операции (сделке), подлежащей обязательному контролю в соответствии с п. 1 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

Программа по приостановлению операций включает в себя:

  • порядок выявления среди участников операции с денежными средствами или иным имуществом физических или юридических лиц, указанных в абз. 1 п. 8 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;
  • порядок действий, направленных на приостановление операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с п. 8 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;
  • порядок действий, направленных на реализацию требований, абз. 3 п. 8 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ, и связанных с осуществлением операции или дальнейшим приостановлением операции с денежными средствами или иным имуществом в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу, изданного на основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона.

В программу, регламентирующую порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, следует включить:

  • порядок получения информации от Федеральной службы по финансовому мониторингу об организациях и физических лицах, включенных в соответствии со ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
  • порядок принятия решения, направленного на выполнение требований абз. 2 п. 2.5 ст. 6, абз. 4 п. 4 и абз. 2 п. 7 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

Наши специалисты подготовили новую редакцию правил внутреннего контроля в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 11 сентября 2018 г. №1081 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Заказать ее Вы можете по электронной почте [email protected]

Видео (кликните для воспроизведения).

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

Источники


  1. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.

  2. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.
Правила внутреннего контроля банка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here