Порядок рассмотрения предложений заявлений и жалоб военнослужащих

Важная информация в статье: "Порядок рассмотрения предложений заявлений и жалоб военнослужащих" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Приказ Министра обороны РФ от 18 августа 2014 г. N 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Приказ Министра обороны РФ от 18 августа 2014 г. N 555
«О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

В целях реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации возложить контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан в подчиненных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, организациях на заместителей командиров (начальников) по работе с личным составом, а при их отсутствии — на одного из заместителей командиров (начальников); военным комиссарам — на одного из начальников отделов военного комиссариата.

3. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации:

от 28 декабря 2006 г. N 500 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 марта 2007 г., регистрационный N 9000);

от 21 октября 2008 г. N 537 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 500» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 декабря 2008 г., регистрационный N 12781);

от 26 марта 2011 г. N 380 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 500» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 мая 2011 г., регистрационный N 20677);

от 26 июля 2012 г. N 2045 «О внесении изменений в Инструкцию по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденную приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 500» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 августа 2012 г., регистрационный N 25187).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Российской Федерации — руководителя Аппарата Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 сентября 2014 г.
Регистрационный N 34100

Установлен новый порядок работы с обращениями граждан в Вооруженных Силах РФ.

Необходимые действия совершаются в соответствии с Регламентом Минобороны России. Ранее речь шла об административном регламенте по оказанию одноименной госуслуги.

Работу с обращениями, поступившими в воинскую часть, организует командир (начальник). Назначается ответственное лицо.

Как и ранее, обращения рассматриваются в течение 30 дней с даты регистрации. В исключительных случаях этот срок могут продлить максимум на столько же.

Ежемесячно по результатам рассмотрения обращений составляется статотчет. Приведена его форма.

При необходимости воинская часть или должностное лицо вправе запрашивать, в т. ч. в электронной форме, в других госорганах, органах местного самоуправления, воинских частях и у должностных лиц документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения по существу.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней с даты регистрации возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования.

Прием граждан проводится командирами (начальниками) воинских частей или уполномоченными должностными лицами. Отводятся специальные помещения. Определяются часы приема.

Ответ на обращение, поданное при личном приеме, дается гражданину при его согласии устно, если изложенные в факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки.

Для проверки соблюдения порядка рассмотрения обращений в воинской части приказом командира (начальника) создается комиссия. Мероприятия проводятся не реже 1 раза в квартал. По результатам составляется аналитическая справка. Также организуется контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений.

Прежний порядок с учетом изменений признан утратившим силу.

Приказ Министра обороны РФ от 18 августа 2014 г. N 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 сентября 2014 г.
Регистрационный N 34100

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 17 октября 2014 г. N 238 (без Приложений 1-4 к Инструкции)

Порядок рассмотрения заявлений, обращений и жалоб военнослужащих ФСБ РФ (стр. 1 из 5)

Глава I. Общие положения института заявлений, предложений и жалоб в Российской Федерации

§1. Понятие и признаки заявлений, предложений и жалоб граждан и военнослужащих ФСБ России

§2. Правовое регулирование института заявлений, предложений и жалоб военнослужащих ФСБ России

Глава II. Особенности рассмотрения заявлений предложений и жалоб военнослужащих ФСБ России

§1.Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб военнослужащих в органах федеральной службы безопасности

§2.Гарантии при реализации права на обращения военнослужащих ФСБ России

Список используемой литературы

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическом правом.

Читайте так же:  Должны ли платить за лифт первые этажи

Одна из форм деятельности субъектов административного права — их обращение друг к другу, к иным государственным и общественным структурам. Однако если государственные органы и их должностные лица свои обращения облекают в формы обязательных предписаний (приказов, распоряжений и т.д.), докладных записок, актов о результатах проверок, обследований и т.п., то граждане такой возможности не имеют, поскольку они не носители государственно-властных полномочий. Поэтому для них определены особые формы их обращения в государственные и иные организации. Более того, право обращения в государственные и иные органы закреплено в Конституции в качестве одного из основных прав гражданина. Причем это право в Конституции, по сравнению с прежними конституциями, значительно расширено и уточнено: обращаться можно устно и письменно, индивидуально и коллективно (ст. 33). Естественно, обращения граждан подлежат рассмотрению адресатами в установленном порядке, что вытекает из положений гл. 2 Конституции о правах и свободах человека и гражданина, в частности, из ст. 55 о недопустимости ограничения этих прав и свобод.

Для меня, как курсанта института федеральной службы безопасности особую актуальность и интерес представляет особенности и порядок рассмотрения обращений военнослужащих ФСБ России.

Целью работы является рассмотрение института обращений граждан в Российской Федерации через реализацию данного института военнослужащими ФСБ России, анализ особенностей порядка осуществления обращений и законодательства, регулирующего данную сферу административно-правовых отношений.

Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач :

— раскрыть понятие и признаки заявлений, предложений и жалоб военнослужащих ФСБ РФ

— назвать и дать краткую характеристику нормативно-правовым актам, регулирующим данную сферу правоотношений

— рассмотреть порядок и особенности рассмотрения заявлений, предложений и жалоб военнослужащих ФСБ России

-выделить основные гарантии при осуществлении права военнослужащих ФСБ России на обращения.

Объект исследования : общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации права военнослужащих ФСБ на заявления, предложения, жалобы.

Предмет исследования: — правовые нормы, регулирующие основания и порядок осуществления права военнослужащих на обращения.

Методология и методика исследования: Исследование избранной темы базируется на общем диалектико-материалистическом методе понимания государтвенно-правовых явлений. В ходе его проведения использовались также и частные методы научного познания: формально-юридический, сравнительно-правовой и основные общелогические методы (анализ, синтез, обобщение).

Степень разработанности темы: Значительный вклад в. разработку теоретических аспектов института обращений граждан в целом, и обращений военнослужащих в частности, внесли отечественные ученые. как советского, так и постсоветского периода: Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, К.С.. Бирюков, А.Б. Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, С.Ф. Мазурин, А.П. Шергин, И.А. Слободанюк и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Военнослужащим ФСБ России предоставлено право подавать предложения, заявления и жалобы должностным лицам, в органы государственного управления, а также обращаться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц наравне с иными гражданами Российской Федерации.

2. Правовое регулирование обращений военнослужащих ФСБ осуществляется различными нормативно-правовыми актами как общегосударственного, так и ведомственного характера.

3. Порядок подачи предложения, заявления, жалобы военнослужащими ФСБ России имеет свои особенности: срок рассмотрения обращений устанавливается в пределах 30 суток, имеется специальная форма регистрации обращений военнослужащих ФСБ России, есть особенности по рассмотрению обращений содержащих государственную тайну.

4. Военнослужащие ФСБ России имеют право на защиту своих прав и законных интересов путём обращения в суд в порядке, установленном Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Глава I. Общие положения института заявлений, предложений и жалоб в Российской Федерации

§1. Понятие и признаки заявлений, предложений и жалоб военнослужащих ФСБ РФ

Переход к гражданскому обществу и правовому государству, безусловно, выдвигает требование о том, чтобы обращения членов гражданского общества — граждан — постепенно становились одной из первых форм их участия в государственной и общественной жизни, важным источником информации о реальном состоянии дел на разных участках хозяйственной и социальной жизни. Они должны рассматриваться в срочном и оперативном порядке и по ним надлежит принимать необходимые меры.

Обращения граждан в государственные и иные организации имеют определенные формы, давно выработанные, широко применяемые на практике и традиционно закрепляемые в законодательстве. В настоящее время, как граждане, так и органы, куда направляются обращения, руководствуются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Об отдельных формах обращения граждан — заявлениях и особенно жалобах — и порядке их рассмотрения установлены специальные, частные правила, которыми и руководствуются соответствующие органы и должностные лица, например, в КоАП РФ определен порядок подачи, рассмотрения жалоб и исполнения принятых по ним решений (ст. 30.1-30.11) КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.).

Итак, обращения граждан- направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления[1] .

Заявление — обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации. Заявление гражданина содержит обычно просьбы об удовлетворении его личных прав, законных интересов, оказания помощи материальными или иными способами, приеме на работу (службу), поступлении в профессиональное учебное заведение, вступлении в общественное объединение и т.д. Словом, реализация прав гражданина, которые являются только правами, а не обязанностями, осуществляются в основном через заявления.

Предложение — обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов внутренних дел и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства. Предложение содержит мнения автора, которые могут быть и обоснованными: по борьбе с правонарушениями, совершенствованию и улучшению хозяйственных дел и социальной жизни деятельности государственного аппарата и т.д., короче говоря, по любому вопросу государственной и общественной жизни в плане ее улучшения.

Жалобы — обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или иных законных интересов. Жалобы гражданина имеют иное содержание и особый правовой статус:

Читайте так же:  Где проверить задолженность по налогам

а) основанием для обращения с жалобой служит только нарушение прав и законных интересов гражданина по его мнению, в заявлениях и предложениях, если и говорится о нарушениях закона, то для пояснения и обоснования просьб и предложений;

б) право подачи жалобы законодательству принадлежит лишь тому лицу, чьи права или законные интересы нарушены или от его имени его законному представителю (родителям, усыновителям, опекунам, попечителям) и адвокату;

в) для подачи жалобы обычно устанавливаются сроки, как правило, в 10 суток, например, по КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течении этого срока (ст. 30.3), а продлен срок может быть только по уважительным причинам;

г) для жалобы установлена письменная форма.

Также выделяется еще 3 формы обращений, но менее распространенные, чем вышеперечисленные[2] :

ходатайства — письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод.

коллективные обращения граждан — обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.

петиции — коллективные обращения граждан в органы города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

Регламент направления заявлений и жалоб военнослужащими

Существует определенный порядок подачи военнослужащими предложений, заявлений и жалоб, например, связанный с восстановлением нарушенных прав и интересов. Такой вариант защиты своих полномочий в юриспруденции называется административным. При этом военнослужащий сам решает, как будет выстраиваться его линия защиты.

Разновидности обращений

Имеются разные виды обращений, посредством которых допускается отстаивать свои права. К таковым относятся следующие:

  • предложение носит характер рекомендаций по улучшению каких-то законных актов, совершенствованию той или иной области деятельности, развитию правоотношений;
  • заявление или рапорт, что представляет собой просьбу о реализации прав, либо сообщение о правонарушении действующего законодательства, указание о недостатках в работе каких-либо лиц или критика их действий;
  • жалоба представляет собой требование о восстановлении или защите прав, устранении незаконного бездействия (наоборот, действия лица), либо отмену принятых соответствующих решений;
  • под откликом подразумевается изложение мнения по политическим аспектам или общественным вопросам;
  • запрос — это просьба о предоставлении каких-либо данных.

Чаще всего отстаивание прав происходит в виде заявлений или жалоб. Для рассмотрения они не должны носить анонимный характер. Если же по обращению установить автора невозможно (нет подписи, фамилии, адреса), к тому же суть вопроса не ясна, то рассматриваться оно не будет. Если имеются четкие данные о том, что совершено или готовится преступление, то обращение обязаны в срочном порядке перенаправить в уполномоченные инстанции, где оно подлежит проверке.

Основные положения подачи обращения

Соответствующие гарантии определены в законе «О статусе военнослужащих». Так, защита армейца, направившего требование, реализуется командирами и лицами из военного управления. Они ответственны за исполнение данной обязанности. Также военные могут обжаловать действия и этих лиц. Ввиду специфики службы реализация защиты данной категории граждан отличается от остальных.

Под разрешением ситуации понимают такие действия уполномоченных лиц, в результате которых были рассмотрены вопросы, даны ответы, а также приняты нужные меры. Любой служащий, который не находится на боевом дежурстве, в строю, карауле, вахте, наряде или занятии, имеет право подавать жалобу. Обращение направляется непосредственно на имя начальника. Если лицо, нарушившее права подчиненного, является неизвестным, то бумаги направляются по команде. Вне зависимости от характера ситуации служащий обязан продолжать выполнять приказы и соответствующие обязанности по службе. Однако он имеет право на то, чтобы лично изложить имеющиеся доводы, знакомиться с материалами проверки, подавать дополнительные бумаги, а также требовать возмещение ущерба.

Никто не вправе препятствовать ему в подаче обращения или наказывать за это. Помимо того, что заявление может быть подано в письменном виде, непосредственно на опросе это допускается сделать устно.

Сроки рассмотрения

Командир должен рассмотреть содержание устного либо письменного сообщения в течение 3-х дней. Если оно является правильным, то должны быть приняты незамедлительные меры для исполнения просьбы или предложения, устранения причин жалобы и прочего. Если заявитель сам не может принять такое решение, ему дается 5 дней для того, чтобы направить обращение в надлежащем порядке. Жалобы не могут передаваться лицам, на имя которых они были поданы.

Если принято решение про отказ в изложенном требовании или просьбе, об этом оповещают служащего с разъяснениями, ссылками на законы и нормы.

Решения должны быть приняты в следующие периоды:

  • в ВЧ, не откладывая и не позже недельного срока;
  • в управлениях и МО, не позднее 15-ти суток.

Если для принятия решения в компетенцию должностного лица воинской части входит проведение проверки, то период, предусмотренный для рассмотрения обращений, может увеличиваться, но не более чем на 15 суток. Об этом нужно сообщить заявителю.

Тот, кто рассматривает жалобу, не имеет права разглашать сведения о ее содержании, а также информацию, касающуюся частной жизни служащего, если на то не получено его собственное согласие.

Командиры ВЧ должны хотя бы раз в 3 месяца вести проверку учета письменных жалоб и заявлений, а также решений по ним. По результатам этих действий составляется отдельный акт.

Все заявления хранятся в ВЧ. Обращения, поданные устно, заносятся в специальную книгу, которая подвергается регулярной проверке. Она имеет строго определенную форму, нумерацию и крепления.

Если вам есть что добавить по теме статьи, или вы желаете поделиться своим опытом, оставляйте комментарии.

Порядок обращения военнослужащих в суд при нарушении их прав и свобод

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения правового информирования с личным составом войсковой части

ТЕМА: «Порядок обращения военнослужащих в суд при нарушении их прав и свобод» (Закон РФ 1993 г. № 4866 – 1).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы также в суд.

Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.

Читайте так же:  Подпись по доверенности за директора образец
Видео (кликните для воспроизведения).

Военнослужащий, обнаруживший хищение или порчу военного имущества, незаконное расходование денежных средств, злоупотребления в снабжении войск, недостатки в содержании вооружения и военной техники или другие факты нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, обязан доложить об этом непосредственному начальнику, а также может направить письменное предложение по устранению этих недостатков или заявление старшему начальнику до Министра обороны Российской Федерации включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления.

Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные

действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;

знакомиться с материалами проверки по жалобе;

представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;

требовать возмещения ущерба в установленном порядке.

Предложение (заявление, жалоба) может быть изложено устно или подано в письменном виде.

Письменное обращение военнослужащего, другого гражданина должно быть подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы (службы) или учебы. Письменное обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и своих служебных обязанностей.

Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.

На опросе военнослужащих жалоба может быть заявлена устно или подана письменно непосредственному лицу, производящему опрос.

Запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и другими гражданами, подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник) так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

Командир (начальник) несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Командир (начальник) обязан рассмотреть полученное предложение (заявление, жалобу) в трехдневный срок и, если предложение (заявление, жалоба) будет признана правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу).

Командир (начальник), получивший предложение (заявление, жалобу), не имеющий достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего предложение (заявление, жалобу), не позднее чем в пятидневный срок направляет предложение (заявление, жалобу) по команде в установленном порядке.

Запрещается пересылать заявления и жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются. О направлении предложения (жалобы, заявления) в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется заявитель.

Предложения, заявления и жалобы военнослужащих, а также заявления и жалобы членов их семей разрешаются:

в воинских частях – безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

в управлениях военных округов, флотов, Министерстве обороны Российской Федерации – в срок до 15 дней со дня поступления.

В случаях, когда для разрешения предложения, заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения обращений могут быть, в порядке исключения, продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней с сообщением об этом заявителю.

Заявления и жалобы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не более 15 дней со дня их поступления в воинскую часть, обязанную разрешать вопросы по существу. При необходимости проведения специальной проверки

Предложения, заявления, жалобы считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству.

Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в предложении (заявлении, жалобе), доводится до сведения военнослужащего, подавшего его, со ссылкой на закон или воинские уставы и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Командир воинской части обязан проводить не реже двух раз в месяц личный прием военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других граждан по служебным и личным вопросам. В исключительных случаях проведение приема указанных лиц может поручаться другому должностному лицу, правомочному решать затрагиваемые вопросы.

Прием должен проводиться в установленные приказом командира (начальника) и доведенные до военнослужащих, гражданского персонала дни и часы.

Подразделения юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации оказывают необходимую юридическую помощь командирам и начальникам при разрешении предложений, заявлений, жалоб, прием посетителей.

Военнослужащие также имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Суд приступает к рассмотрению гражданского дела по заявлению лица, обратившегося за защитой своего права или охраняемого законом интереса.

По делам искового производства подаются исковые заявления, по делам вытекающим, из административно – правовых отношений, и по делам особого производства – жалобы и заявления.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы.

В военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих.

Граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы во время прохождения ими военной службы, по своему усмотрению в суд общей юрисдикции или в военный суд.

Читайте так же:  Инструкция по охране жизни и здоровья детей

Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих являются как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых:

нарушены права и свободы военнослужащих;

созданы препятствия к осуществлению военнослужащего прав и свобод;

на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой- либо ответственности (статья 2 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Военнослужащий вправе обратиться с жалобой непосредственно в военный суд либо в вышестоящий орган военного управления, к воинскому должностному лицу.

Жалоба подается военнослужащим в военный суд по месту жительства и службы либо по месту нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, действия которых обжалуются.

В том случае, если при принятии жалобы военным судом будет установлено, что имеется спор о праве, подведомственный общим судам, то военнослужащему подавшему жалобу, разъясняется, что этот спор может быть разрешен путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.

Жалоба подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права, или в месячный срок со дня получения военнослужащим письменного уведомления об отказе вышестоящего органа военного управления или воинского должностного лица в удовлетворении жалобы либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если военнослужащим не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба, с которой военнослужащий обращается в суд, оформляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 126, 127 ГПК РФ.

Жалоба оплачивается государственной пошлиной в установленном Законом Российской Федерации от 9 декабря 19991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» размере.

Жалоба должна быть рассмотрена судом в десятидневный срок с момента ее подачи и по правилам гражданского судопроизводства. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Порядок рассмотрения предложений заявлений и жалоб военнослужащих

Глава 5. О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ЗАЯВЛЕНИЯХ И ЖАЛОБАХ

109. Военнослужащий, обнаруживший хищение или порчу военного имущества, незаконное расходование денежных средств, злоупотребления в снабжении войск, недостатки в содержании вооружения и военной техники или другие факты нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федераций, обязан доложить об этом непосредственному начальнику, а также может направить письменное предложение по устранению этих недостатков или заявление старшему начальнику до министра обороны Российской Федерации включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления. Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

110. Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.
Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.
Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и своих служебных обязанностей.

111. Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:
— лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;
— знакомиться с материалами проверки по жалобе;
— представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;
— требовать возмещения ущерба в установленном законом порядке.

112. Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.

113. Запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе.
Виновный в этом командир (начальник), так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

114. На опросе военнослужащих жалоба может быть заявлена устно или подана письменно непосредственно лицу, производящему опрос.
Военнослужащие, отсутствовавшие по какой-либо причине на опросе, могут подавать жалобы в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.

115. Предложение (заявление, жалоба) может быть изложено устно или подано в письменном виде. В последнем случае оно должно быть подписано военнослужащим с указанием фамилии, имени и отчества, а также должно содержать данные о месте его жительства или службы (учебы). Предложение (заявление, жалоба), не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

116. Командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.
Командир (начальник) обязан рассмотреть полученное предложение (заявление, жалобу) в трехдневный срок и, если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу); принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях.
Если командир (начальник), получивший предложение (заявление, жалобу), не имеет достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего заявление (жалобу), не позднее чем в пятидневный срок он направляет предложение (заярление, жалобу) по команде в установленном порядке.

117. В случаях когда предложение (заявление, жалоба) военнослужащего не содержит необходимых сведений для решения о том, куда следует направить предложение (заявление, жалобу) для рассмотрения, или когда требуются дополнительные данные или иное оформление для передачи его по команде или в соответствующее учреждение (военное образовательное учреждение профессионального образования), предложение (заявление, жалоба) немедленно возвращается военнослужащему, подавшему его, с соответствующими разъяснениями.
Запрещается пересылать заявления .и жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются.
О направлении предложения (заявления, жалобы) в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется военнослужащий, додавший предложение (заявление, жалобу).

118. Предложения, заявления и жалобы считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству.
Отказ, в удовлетворении запросов, изложенных в предложении (заявлении, жалобе), доводится до сведения военнослужащего, подавшего его, со ссылкой на закон или воинские уставы и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Читайте так же:  Как закрыть счет в сбербанке физическому лицу

119. Решения по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих принимаются:
— в воинских частях — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;
— в управлениях округов, групп войск, флотов и в Министерстве обороны Российской Федерации — в срок до 15 дней со дня их поступления.
В тех случаях, когда для .разрешения предложения (заявления, жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения предложения (заявления, жалобы) могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему Предложение (заявление, жалобу).

120. При рассмотрении предложения (заявления, жалобы) не допускается разглашение командиром (начальником) или .другим лицом, принимающим участие в его рассмотрении, сведений о личной жизни военнослужащего без его согласия.

121. Командиры воинских частей и соединений обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению предложений, заявлений, жалоб и принятию решений по предложениям, заявлениям и жалобам, для чего назначается комиссия, О результатах проверки составляется акт.

122. Все предложения, заявления и жалобы в день их поступления заносятся, в книгу предложений, заявлений и жалоб (приложение 4), которая ведется и хранится в каждой воинской части.
Жалобы, заявляемые на опросе военнослужащих во время инспектирования (проверки), в книгу предложений, заявлений и жалоб не заносятся.

123. В книге предложений, заявлений и жалоб делается запись решения, которое последовало по каждому предложению (заявлению, жалобе).
Книга предложений, заявлений и жалоб представляется для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: командиру воинской части — ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) — по их требованию.
Книга предложений, заявлений и жалоб должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром воинской части.

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Военное дело Порядок подачи предложений, заявлений и жалоб.

Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Военнослужащий, которому стало известно о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, злоупотреблениях, недостатках в содержании вооружения и военной техники или других фактах нанесения ущерба ВС РФ, обязан доложить об этом непосредственному командиру (начальнику), а также направить письменное обращение (предложение) об устранении этих недостатков или заявление (жалобу) вышестоящему командиру (начальнику).

В отличии от гражданских учреждений, где письменные обращения оформляются в форме заявления в ВС РФ обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.

Должностные лица воинской части:

— должны внимательно относиться к поступившим обращениям (предложениям, заявлениям или жалобам). Οʜᴎ несут личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

— обязаны рассмотреть полученное обращение (предложение, заявление или жалобу) и, в случае если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу), выявления и устранения вызвавших его причин, а также использовать содержащуюся в обращении (предложении, заявлении или жалобе) информацию для изучения положения дел в воинской части (подразделœении).

Кому подает жалобу военнослужащий на незаконные в отношении его действия (бездействие).

1. В случае если знает кто виноват, то непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалует.

2. В случае если не знает, по чьей винœе нарушены его права, жалоба подается по команде. То есть своему прямому непосредственному начальнику.

Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей.

Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), вправе:

представлять дополнительные материалы;

знакомиться с документами, касающимися рассмотрения его обращения;

получать письменный ответ;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Когда запрещается подавать обращение (предложение, заявление или жалобу):

во время несения боевого дежурства,

при нахождении в строю (искл. «опрос военнослужащих»),

в карауле, а также в другом наряде

В случае если в обращении содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции должностного лица воинской части, то в семидневный срок со дня регистрации он направляет обращение в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу.

Обращение (предложение, заявление или жалоба) считается разрешенным, если рассмотрены всœе поставленные в нем вопросы, по нему приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении должен быть мотивированным.

Срок рассмотрения обращения: до 30 суток со дня регистрации. В исключительных случаях, срок разрешения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 суток, с уведомлением об этом военнослужащего.

Не допускается разглашение содержащихся в обращении сведений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязанности командира (начальника)

Источники


  1. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.

  2. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.

  3. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
Порядок рассмотрения предложений заявлений и жалоб военнослужащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here