Порядок рассмотрения дел в конституционном суде рф

Важная информация в статье: "Порядок рассмотрения дел в конституционном суде рф" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Порядок рассмотрения дел в Конституционном суде РФ

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в суд форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающей требованиями закона. Такая форма обращения, как запрос, соответствует вопросам толкования Конституции РФ; проверке конституционности того или иного акта; разрешению вопроса о соблюдении Государственной Думой установленного законом порядка выдвижения обвинения Президента РФ в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Ходатайство приносится в случае возникновения спора о компетенции; во всех остальных случаях в Суд подается жалоба.

С запросом в Конституционный Суд Российской Федерации обращаются:

2. Совет Федерации;

3. Государственная Дума,

4. одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,

5. Правительство РФ;

6. Верховный Суд РФ,

7. Высший Арбитражный Суд РФ

8. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

С ходатайством в Конституционный Суд РФ обращаются:

2. федеральные органы исполнительной власти;

3. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

С жалобами в Конституционный Суд РФ обращаются:

1. граждане, чьи права и свободы нарушаются примененным или подлежащим применению законом;

2. объединения граждан;

3. иные органы и лица, указанные в федеральном конституционном законе.

Рассмотрение вопросов в Конституционном Суде РФ происходит в несколько этапов.

Первый этап — проверка соблюдения формальных требований, предъявляемых к обращению.Поступившее в суд обращение регистрируется в Секретариате суда, после чего специалисты Секретариата рассматривают его для выяснения следующих обстоятельств:

1. относится ли данное обращение к компетенции Конституционного Суда РФ;

2. соответствует ли обращение требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», а именно:

а) обращение должно быть подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

б) обращение по форме и содержанию должно отвечать требованиям ст.ст. 37 и 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;

в) обращение должно исходить от надлежащего органа или лица;

г) должна быть оплачена государственная пошлина, если иное не установлено ФКЗ «О Конституционном суде РФ».

3. не выносилось ли ранее постановление Конституционного Суда по предмету обращению;

4. не состоялось ли ранее решение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства.

По результатам такого рассмотрения могут быть приняты следующие решения.

1. Если Секретариат Конституционного Суда приходит к выводу, что данное обращение не соответствует предъявляемым требованиям, то он обязан уведомить об этом заявителя. При этом заявитель вправе как потребовать принятия Конституционным Судом решения по этому вопросу (то есть получить от Конституционного суда официальное уведомление), так и устранить недостатки и вновь направить обращение в Конституционный Суд РФ.

2. Если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду, Секретариат может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.

3. Если Секретариат приходит к выводу, что обращение полностью соответствует всем предъявляемым требованиям, то Председатель поручает его предварительное изучение одному или нескольким судьям. На изучение этого вопроса отводится не более 2-х месяцев с момента регистрации поступившего обращения.

Дата добавления: 2014-10-23 ; Просмотров: 1982 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ (ст.ст. 45 — 70)

Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации

>
Созыв заседаний
Содержание
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

2.3. Порядок рассмотрения дел в Конституционном суде рф

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в суд форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающей требованиями закона. Такая форма обращения, как запрос, соответствует вопросам толкования Конституции РФ; проверке конституционности того или иного акта; разрешению вопроса о соблюдении Государственной Думой установленного законом порядка выдвижения обвинения Президента РФ в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Ходатайство приносится в случае возникновения спора о компетенции; во всех остальных случаях в Суд подается жалоба.

С запросом в Конституционный Суд Российской Федерации обращаются:

2. Совет Федерации;

3. Государственная Дума,

4. одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,

5. Правительство РФ;

6. Верховный Суд РФ,

7. Высший Арбитражный Суд РФ

8. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

С ходатайством в Конституционный Суд РФ обращаются:

федеральные органы исполнительной власти;

органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

С жалобами в Конституционный Суд РФ обращаются:

граждане, чьи права и свободы нарушаются примененным или подлежащим применению законом;

иные органы и лица, указанные в федеральном конституционном законе.

Рассмотрение вопросов в Конституционном Суде РФ происходит в несколько этапов.

Первый этап — проверка соблюдения формальных требований, предъявляемых к обращению. Поступившее в суд обращение регистрируется в Секретариате суда, после чего специалисты Секретариата рассматривают его для выяснения следующих обстоятельств:

относится ли данное обращение к компетенции Конституционного Суда РФ;

соответствует ли обращение требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», а именно:

а) обращение должно быть подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

б) обращение по форме и содержанию должно отвечать требованиям ст.ст. 37 и 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;

в) обращение должно исходить от надлежащего органа или лица;

г) должна быть оплачена государственная пошлина, если иное не установлено ФКЗ «О Конституционном суде РФ».

не выносилось ли ранее постановление Конституционного Суда по предмету обращению;

не состоялось ли ранее решение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства.

По результатам такого рассмотрения могут быть приняты следующие решения.

Читайте так же:  Взыскание неустойки размер неустойки

1. Если Секретариат Конституционного Суда приходит к выводу, что данное обращение не соответствует предъявляемым требованиям, то он обязан уведомить об этом заявителя. При этом заявитель вправе как потребовать принятия Конституционным Судом решения по этому вопросу (то есть получить от Конституционного суда официальное уведомление), так и устранить недостатки и вновь направить обращение в Конституционный Суд РФ.

2. Если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду, Секретариат может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.

3. Если Секретариат приходит к выводу, что обращение полностью соответствует всем предъявляемым требованиям, то Председатель поручает его предварительное изучение одному или нескольким судьям. На изучение этого вопроса отводится не более 2-х месяцев с момента регистрации поступившего обращения.

Второй этап включает в себя изучение фактического соответствия обращения компетенции Конституционного Суда.

На этом этапе необходимо, в первую очередь, определить, есть ли основания для рассмотрения дела Конституционным Судом. Таким основанием является:

неопределенность в вопросе о соответствии Конституции РФ нормативного акта, договора между органами государственной власти или не вступившего в силу международного договора;

противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции;

неопределенность в понимании положений Конституции РФ; или

выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Заключение судьи или судей Конституционного Суда по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда РФ не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения.

На основании этого заключения суд может принять два решения:

1. о принятии обращения к рассмотрению;

2. об отказе в принятии обращения.

Основания для отказа в принятии обращения определены в ст. 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

1. разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2. обращение в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» не является допустимым;

3. по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Третий этап – подготовка судебного заседания. На этом этапе назначается дата судебного заседания, решается вопрос о том, кто будет представлять стороны в судебном процессе и решаются иные организационные вопросы.

В качестве сторон в конституционном процессе могут выступать должностные лица органов государственной власти, принявших проверяемый (оспариваемый) нормативный правовой акт или участвующих в споре о компетенции; представители Президента; адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности в качестве представителей граждан, общественных объединений и т.д.; депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации и другие лица.

Четвёртый этап – непосредственно судебное заседание. По сравнению с этапами подготовки вопроса к рассмотрению, само судебное заседание Конституционного Суда относительно скоротечно. В ходе судебного заседания заслушивается судья-докладчик, затем выступают представители сторон, им задаются уточняющие вопросы, затем заслушиваются итоговые выступления представителей. После чего суд удаляется для обсуждения вопроса и принятия итогового решения.

Оно обсуждается в совещательной комнате, в которой могут присутствовать только судьи, рассматривающие данное дело, а также сотрудники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

В ходе совещания судьи Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования.

Свобода правовой позиции судьи Конституционного Суда РФ проявляется в положениях ст. 76 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» о том, что судья, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда РФ, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда РФ».

По подавляющему большинству вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ, решения принимаются простым большинством голосов. Исключение составляет толкование Конституции РФ – здесь для принятия решения требуется большинство в 2/3 голосов.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Протокол совещания подписывается всеми присутствующими судьями и не подлежит оглашению. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования (ст. 70 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» предусматривает два вида итоговых решений Конституционного Суда:

1. заключение, которое принимается по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

2. постановление Конституционного Суда РФ, принимаемое по существу всех других вопросов, входящих в полномочия Конституционного Суда РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства (т. е. не итоговые решения), именуются определениями.

Пятый этап – исполнение решений Конституционного Суда РФ.

Итоговые решения не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

1. судьям Конституционного Суда РФ;

2. сторонам конституционного процесса;

3. Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека;

4. Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ.

При необходимости решения могут быть направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Читайте так же:  Сдача авто на утилизация по закону

Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ (ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

В случае неисполнения решения Конституционного Суда РФ, действия либо бездействие соответствующих должностных лиц могут быть обжалованы в суды общей юрисдикции либо арбитражные суды в рамках судебного контроля или пересмотра дела по новым обстоятельствам.

Порядок рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ

Заседания Конституционного Суда РФ по общему правилу проходят открыто. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом киносъемка, фотосъемка, видеозапись, прямая радиотрансляция и телевизионная трансляция допускаются с разрешения Конституционного Суда РФ. Председатель Конституционного Суда РФ с согласия Суда может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре. Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду РФ и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.

Поддержание порядка в заседании возлагается на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих. Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Суда может после предупреждения удалить публику в случае, если ею допущено нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания. Конституционный Суд РФ может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, штрафу в размере до одной тысячи рублей.

Закрытое заседание назначается в случаях, когда это необходимо для обеспечения охраняемой законом тайны, безопасности граждан, защиты нравственности. На закрытом заседании присутствуют судьи, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников аппарата Суда определяется председательствующим по согласованию с судьями. Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

Судья Конституционного Суда РФ отстраняется от участия в рассмотрении дела, если он ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения, а также при наличии родственных или супружеских связей с представителями сторон, которые могут поставить под сомнение объективность судьи в разрешении дела. При наличии данных обстоятельств судья обязан заявить самоотвод до начала слушания дела. Отстранение судьи от участия в деле производится мотивированным решением Суда, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого должен быть решен.

В заседании Конституционного Суда РФ ведется протокол и может вестись стенограмма. Протокол заседания подписывается Председателем Конституционного Суда РФ или по его уполномочию – одним из заместителей. Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой, приносить на них свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом и стенограммой с разрешения Суда. Замечания на протокол и стенограмму рассматриваются совместно председательствующим и судьей-докладчиком с участием в случае необходимости лиц, подавших замечания. Замечания и решение об удостоверении их правильности или об их отклонении приобщаются к протоколу или стенограмме.

Если Конституционный Суд РФ принял обращение к рассмотрению, оно должно быть рассмотрено Судом в установленной законом процедуре. Сначала дело назначается к слушанию специальным решением Конституционного Суда РФ, а затем оно рассматривается в заседании Суда. С момента назначения дела к слушанию до начала рассмотрения в заседании оно должно быть подготовлено к слушанию, что предполагает: назначение судей-докладчиков, истребование документов, поручение производства проверок, исследований, экспертиз, пользование консультациями специалистов, направление запросов, рассылку материалов, оповещение о заседании. Осуществление названных действий на более ранних стадиях конституционного судопроизводства лишалось бы смысла вследствие неопределенности в вопросах о том, будет ли вообще Конституционный Суд РФ рассматривать соответствующее дело и когда именно Суд будет его рассматривать. Если же решение о назначении дела к слушанию принято, необходима тщательная и всесторонняя подготовка к его рассмотрению.

В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда РФ и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. Если Конституционный Суд РФ признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается. Председательствующий разъясняет участникам процесса их права и обязанности, а свидетелям, экспертам и переводчикам – также их ответственность.

Председательствующий руководит заседанием, принимает необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они не имеют отношения к разбирательству; лишает их слова при самовольном нарушении последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.

Исследование по существу рассматриваемого в заседании дела начинается с сообщения судьи-докладчика, который излагает поводы и основания к рассмотрению дела, существо вопроса, содержание имеющихся материалов и меры, предпринятые в целях подготовки дела к рассмотрению. Другие судьи вправе задать судье-докладчику вопросы.

Далее в соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда РФ, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать объяснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. Объяснения сторон выслушиваются Судом в полном объеме. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями и другой стороной, а с разрешения Суда – также экспертами.

Далее Конституционный Суд исследует доказательства по рассматриваемому делу, что включает в себя заслушивание заключений экспертов, показаний свидетелей, оглашение документов. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон, после чего председательствующий объявляет об окончании слушания дела и судьи приступают к закрытому совещанию.

Читайте так же:  Должностная инструкция разнорабочего образец

Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, которые не исследовались Конституционным Судом РФ. Если после заключительных выступлений Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, выносится решение о возобновлении рассмотрения вопроса. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.

Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд РФ найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении. При подобных обстоятельствах Суд назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.

Конституционный Суд РФ может прекратить производство по делу без вынесения решения по существу рассматриваемого дела. Это возможно в случаях, если в ходе заседания обнаружились основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или было установлено, что разрешаемый вопрос не получил своего выражения в Конституции РФ, не относится к числу конституционных.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом РФ в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи, рассматривающие данное дело, однако допускается присутствие сотрудников аппарата Суда для протоколирования и иного организационного обеспечения хода закрытого совещания. На совещании судьи вправе свободно излагать свои позиции и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не ограничиваются. Содержание дискуссии и результаты голосования разглашению не подлежат.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Порядок рассмотрения обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Особенности актов Конституционного Суда Российской Федерации

Согласно ч. 5 Ст. 125 Конституции Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Правом на обращение в КС РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица (ст. 96 ФКЗ «О КС»). Граждане и организации при обращении в КС РФ составляют заявление по правилам, установленным ст. 37 ФКЗ «О КС».

Конституционное судопроизводство состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Они охватывают комплекс действий конституционного суда и участников судебного конституционного процесса, направленных на разрешение конкретной правовой ситуации.

Законодательством Российской Федерации об органах конституционного контроля предусмотрены следующие стадии судебного конституционного процесса:

  • 1) внесение обращения в конституционный суд;
  • 2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном суде;
  • 3) принятие обращения конституционным судом к рассмотрению либо его отклонение;
  • 4) подготовка к судебному разбирательству;
  • 5) судебное разбирательство;
  • 6) совещание, голосование и принятие конституционным судом итогового решения;
  • 7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решения конституционного суда;
  • 8) исполнение решения конституционного суда.

Внесение обращений в конституционный суд:

Данная стадия конституционного судопроизводства преследует цель инициировать возбуждение разбирательства дела и имеет место применительно ко всем категориям дел.

Обращениями в конституционный суд могут служить запрос, ходатайство, индивидуальная жалоба, иск и т.д., отвечающие требованиям закона и являющиеся поводом к рассмотрению дела. Обращения, поступающие в органы конституционного контроля и надзора, подлежат обязательной регистрации и должны содержать следующие данные:

  • а) Конституционный Суд, в который направляется обращение;
  • б) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
  • в) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
  • г) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
  • д) нормы конституции, дающие право на обращение в Конституционный Суд Федерации;
  • е) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте;
  • ж) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции ;
  • з) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду;
  • и) перечень прилагаемых к обращению документов.

Предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде:

Данная стадия конституционного судопроизводства имеет цель проверку обращения заявителя в Конституционный Суд на соответствие его требованиям закона как по материальным, так и формальным основаниям.

Каждое зарегистрированное обращение рассматривается в Конституционном Суде в предварительном порядке. Прежде всего, оно может быть рассмотрено структурными подразделениями аппарата конституционного суда.

В процессе предварительного изучения обращений судья вправе истребовать дополнительные документы и материалы, что оформляется письменным запросом. Письменно оформляется и поручение экспертам о производстве соответствующих экспертиз либо специальных исследований.

Судья организует работу по выполнению своих поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве. Законодательством РФ об органах конституционного контроля и надзора установлено, что требования суда или судьи обязательны для всех органов и лиц, которым они адресованы, и должны быть рассмотрены в течение месяца со дня их получения.

По результатам предварительного изучения обращения судьей составляется заключение и докладывается в заседании Конституционного Суда. Если судья пришел к выводу, что обращение не может быть принято к рассмотрению судом, то он вместо заключения, либо наряду с заключением готовит проект определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

Принятие конституционными судами обращений к рассмотрению. Отклонение обращений:

Целью данной стадии конституционного судопроизводства является принятие окончательного решения относительно того, будет ли обращение заявителя рассматриваться по существу, либо в этом ему будет отказано. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается всем составом Конституционного Суда.

После принятия Судом обращения к рассмотрению аппарат направляет сторонам уведомление о принятом решении.

Обращения в КС могут быть отклонены, что будет означать отказ в возбуждении конституционного судопроизводства. Обычно в законах о конституционных судах дается перечень оснований отклонения ходатайств:

  • 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственного суду;
  • 2) обращение в соответствии с требованиями Конституционного закона не является допустимым;
  • 3) по предмету обращения судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Читайте так же:  Закладная по ипотеке

Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению обычно излагается в виде отдельного документа и обязательно должно быть мотивированным.

Подготовка к судебному разбирательству.

Решение о назначении дел к слушанию принимается КС. Активную роль в подготовке слушания дела в судебном заседании играет Судья-докладчик, который, как правило, готовит проект решения по делу. Судью-докладчика назначает председатель КС. Судья-докладчик осуществляет, как правило, следующие действия:

  • а) направляет копии обращения и прилагаемые к нему документы и иные материалы другой стороне;
  • б) изучает письменные объяснения другой стороны относительно обращения в случае их представления;
  • в) истребует от соответствующих органов и должностных лиц материалы, имеющие отношение к делу;
  • г) разрешает вопрос о производстве экспертизы, назначает экспертов, составляет список вопросов для эксперта;
  • д) составляет проект итогового решения;
  • е) принимает иные меры, необходимые для разрешения дела.

Все действия судьи-докладчика по подготовке дела к рассмотрению осуществляются от имени соответствующего КС. Требования судьи-докладчика являются обязательными для исполнения.

Процесс подготовки обращения к рассмотрению заканчивается составлением Судьей-докладчиком проекта итогового решения конституционного суда. В зависимости от характера и сложности дела Судья-докладчик составляет также перечень вопросов, подлежащих, по их мнению, обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения.

Данная стадия конституционного судопроизводства имеет целью рассмотрение всех обстоятельств дела, уяснение правовой позиции сторон. Обычно эта стадия проходит в форме устного разбирательства.

«Классическое» конституционное судопроизводство в обязательном порядке включает стадию судебного разбирательства, открытого, публичного слушания дела.

Для судебного разбирательства, прежде всего, важен вопрос обеспечения законного состава суда и наличие кворума, при котором суд правомочен рассматривать дела.

Судья не имеет права отсутствовать на заседании. Дело рассматривается конституционным судом при неизменном составе судей.

Принятие КС итоговых решений. Особое мнение судьи:

На данной стадии конституционного судопроизводства идет процесс выработки итогового решения. В зависимости от специфики содержания итоговые решения подразделяются на постановления и заключения.

Итоговое решение КС по существу рассмотрения дела о конституционности договора, нормативного акта, толкования Конституции Российской Федерации именуется постановлением.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. В ходе совещания каждый судья вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.

После окончания слушания дела Судья-докладчик представляет проект итогового решения, основывающийся на материалах, исследованных судом.

Итоговое решение Суда всегда принимается в совещательной комнате открытым голосованием путем поименного опроса судей. Во всех случаях председательствующий голосует последним.

Судья не вправе воздерживаться при голосовании или уклоняться от голосования.

Решение суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом.

Провозглашение, опубликование и вступление в силу решений конституционных судов:

Решение КС провозглашается в открытом заседании после совещания судей, немедленно после его подписания.

Как правило, решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме.

Решения конституционного суда направляются Судьям, сторонам, главе государства, Парламенту, Правительству, высшим судебным инстанциям, Министру Юстиции, Прокурору, Уполномоченному по правам человека. Этот список не является исчерпывающим, он определяется КС с учетом содержания вынесенного им итогового решения.

Итоговые решения КС подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти и в официальных изданиях самих Конституционных Судов.

Исполнение решений конституционных судов:

Исполнение решений КС — обязанность всех тех, к кому они обращены. Решение конституционного суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.

Таким образом, Конституционный Суд РФ, как судебный орган конституционного контроля, призван решать исключительно вопросы права. Это исходное положение закона направлено не на то, чтобы отрицать всякую связь права и политики, а на то, чтобы не подменять право политикой. Конституционному Суду РФ, несомненно, приходится рассматривать в той или иной мере и политические вопросы и выносить решения, имеющие и политическое значение. Другое дело, что Конституционный Суд РФ рассматривает только правовую, конституционную сторону этих вопросов (например, конституционность актов различных ветвей политической власти или споры о компетенции между различными органами государственной власти как субъектами политики) и выносит свои решения, опираясь исключительно на конституционное законодательство, на право, а не на политическую целесообразность и другие политические факторы.

Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ. Передача дела палатой Конституционного Суда РФ на рассмотрение в пленарном заседании

Общие процедурные правила рассмотрения дел в КС РФ регламентиро­ваны гл. VII Федерального закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конститу­ционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон). Федеральным конституционным законом от 03.11.2010 № 7-ФКЗ в ст. 45 и 47 были внесены изменения, ст. 46, касающаяся порядка рассмотрения вопросов в пленарных заседаниях и заседаниях палат, утратила силу. При этом введена ст. 47.1, описывающая разрешение дел без проведения слушания.

В силу законодательных изменений теперь все заседания КС РФ созываются Председателем КС РФ. Также решение о назначении дел к слушанию в заседании КС РФ принимается КС РФ, в то время как ранее решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании КС РФ или в заседаниях палат принимались КС РФ в пленарном за­седании.

Новая норма ст. 47.1 регламентирует порядок разрешения дел без проведения слушания, в частности КС РФ может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции РФ нормативных пра­вовых актов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона консти­туции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на на­рушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспари­ваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогич­ны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлением КС РФ, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановле­нием КС РФ, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение КС РФ неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Читайте так же:  Общее собрание членов ао

Однако дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если:

1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ или органом государственной власти субъекта РФ в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции РФ принятого соответствующим органом нормативного правового акта;

2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слуша­ний необходимо для обеспечения его прав.

Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в засе­дании КС РФ. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.

В случае если КС РФ предполагает разрешить дело без проведения слушания, копии обращения заявителя и приложенных к нему докумен­тов и материалов направляются судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представ­ления письменного отзыва в КС РФ. Отзыв, представленный в КС РФ, направляется заявителю для ознакомления и представления возраже­ний на него.

Процедура рассмотрения дел в КС РФ предусматривает возмож­ность соединения в одно производство дел по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

Для проведения подготовки дела к слушанию, составления проекта решения КС РФ, изложения материалов дела в заседании КС РФ на­значается один или несколько судей-докладчиков. Судья-докладчик вправе истребовать необходимые документы и иные материалы, пору­чать производство проверок, исследований, экспертиз, пользоваться консультациями специалистов, направлять запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежа­щих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об опове­щении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Требования КС РФ обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы, и должны быть рассмотрены с направ­лением ответа в течение месяца со дня получения этих требований. КС РФ может установить иной срок.

Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежа­щее исполнение требований КС РФ, а также умышленное введение его в заблуждение влекут как административную, так и уголовную ответст­венность. Процедура рассмотрения дел предусматривает рассылку уведомле­ний о дате заседания с направлением судьям и лицам, участвующим в конституционном судопроизводстве, материалов не позднее чем за 10 дней до начала заседания.

Участниками процесса в КС РФ считаются стороны, их представите­ли, свидетели, эксперты, переводчики.

Стороны обладают равными процессуальными правами и обязанно­стями.

Заседания КС РФ проходят открыто, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспече­ния безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

Процедура предусматривает порядок проведения судебного засе­дания. В частности, проверка кворума, явка участников, разъяснение сторонам и их представителям их прав и обязанностей, а другим участ­никам процесса — их прав, обязанностей и ответственности.

В заседании КС РФ ведется протокол сотрудниками Секретариата КС РФ. Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания. Стороны имеют право на ознакомление с про­токолом судебного заседания и принесения на него замечаний.

Рассмотрение дела по существу начинается с сообщения судьи-до­кладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопро­са, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по под­готовке дела к рассмотрению. Далее КС РФ заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела. В процессе рассмотрение дела стороны могут дать свои объяснения. В заседание может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемо­го дела. В заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах. Также в заседании КС РФ по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы.

По окончании судебного исследования заслушиваются заключитель­ные выступления сторон. Если после заключительных выступлений возникнет необходимость выяснения дополнительных обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения дела, или исследова­ния новых доказательств, суд выносит решение о возобновлении рас­смотрения вопроса.

После признания КС РФ исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела. Судьи удаляются на совещание по принятию итогового решения. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол под­писывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглаше­нию. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.

По окончании совещания КС РФ выносит итоговое решение.

Видео (кликните для воспроизведения).

После окончания слушания дела в палате и до завершения закрытого совещания судей по принятию итогового решения любой из судей, уча­ствующих в рассмотрении дела, вправе поставить вопрос о несоответ­ствии предлагаемого решения по делу правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях КС РФ. Если большинство участвующих в рассмотрении дела судей признают предлагаемое решение по делу не соответствующим правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях КС РФ и при этом большинство из них выскажется в пользу необходимости его принятия, председательствующий, не проводя голосования по принятию предлагаемого решения, объявляет о прекраще­нии закрытого совещания судей и передает все материалы дела и прото­колы заседания по делу Председателю КС РФ, который направляет их всем судьям.

Источники


  1. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.

  2. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

  3. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
Порядок рассмотрения дел в конституционном суде рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here