Поддержка освободившимся из мест лишения свободы

Важная информация в статье: "Поддержка освободившимся из мест лишения свободы" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Помощь освободившимся из мест лишения свободы

От сумы да тюрьмы не зарекайся. Да и после тюрьмы обычному бедолаге весьма сложно влиться в социум, найти достойную работу и начать жить по новому. Достаточно часто нас спрашивают существует ли некая материальная, социальная помощь осуждённым при освобождении из мест лишения свободы. Вот лишь самые банальные случаи.

Неделю назад освободился из МЛС. При освобождении выдали 950 рублей. Живу один, денег на одежду и предметы первой необходимости нет. На работу никуда не берут.

Социальная и материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы

В настоящий момент действующее законодательство России не предусматривает обязанности государственных и местных органов по оказанию лицам, освобождающимся из мест отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, помимо предусмотренного статьёй 181 Уголовно-исполнительного кодекса РФ обеспечения их во время проезда из места лишения свободы к месту жительства продуктами питания или денежными средствами, а также (при необходимости) одеждой.

Однако статья 180 того же УИК РФ устанавливает обязанности администраций мест отбывания наказания по подготовке лиц, освобождающихся из этих мест, к их освобождению.

Кроме того, во многих регионах России функционируют специальные государственные и общественные органы, оказывающие названным выше лицам различную (в том числе в ряде случаев денежную) помощь по их адаптации (приспособлению) к «свободной» жизни. Узнать места нахождения этих органов (очень часто они называются реабилитационными центрами) Вы можете в органах социальной защиты населения, полиции и местных Администрациях. Эти же органы могут оказать Вам помощь в подыскании работы и жилья.

Если у Вас отсутствует жильё для проживания, Вы можете обратиться в соответствующую местную Администрацию с заявлением о постановке Вас на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении статьи 49-52 Жилищного кодекса РФ). К сожалению, стоять в этой очереди Вам, скорее всего, придётся достаточно долго в связи с недостаточным развитием в современной России строительства муниципального жилья.

Рекомендуем Вам также незамедлительно после прибытия к месту намеченного Вами и согласованного с Администрацией места отбывания наказания жительства обратиться в Службу занятости населения для подыскания Вам работы и выплаты пособия по безработицы.

Не совсем понятны Ваши слова о наличии у Вас дома, не принадлежащего к жилью. Если этот дом не поставлен на государственный учёт в качестве жилого, Вам невозможно будет зарегистрироваться («прописаться») в нём. Однако, если он принадлежат Вам на праве собственности и это право подтверждено документально, Вы можете продать его, получив от продажи некоторую денежную сумму.

Помощь лицам, освобожденным из мест лишения свободы и контроль над ними

Трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы

Как уже указывалось, отбывание наказания в местах лишения свободы, как правило, приводит к разрыву социально полезных связей с семьей, родственниками, трудовым коллективом по прежнему месту работы. Испытываемые лицом, отбывшим наказание в виде лишения свободы, трудности в бытовом и трудовом устройстве нередко толкают этих граждан к совершению новых преступлений. Поэтому законодатель совершенно справедливо включил в Уголовно-исполнительный кодекс РФ главу, посвященную вопросам помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, и контролю над ними.

На администрацию учреждения, исполняющего наказание, возлагается обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Проводится психологическая работа с осужденными, ознакомление с действующим законодательством, в частности, разъясняются их права и обязанности.

Но оказания одной лишь информационной поддержки бывает недостаточно. Необходима и материальная помощь, так как не все осужденные, содержащиеся в исправительном учреждении, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Оказание этой помощи возложено законодателем на администрацию учреждения, исполняющего наказание (ст.181 УИК РФ). Данная помощь выражается, прежде всего, в оплате транспортных расходов, в предоставлении необходимой по сезону одежды или средств па ее приобретение, снабжение освобожденного продуктами питания на время следования до места жительства или деньгами по установленным нормам.

Кроме указанных видов материальной помощи, при наличии денежных средств из специального фонда может быть выдано единовременное пособие в размере установленного законом минимального размера оплаты труда. Однако стоит заметить, что в Российской Федерации не так уж много исправительных учреждений имеет свободные денежные средства не только для выдачи указанного пособия, но и для элементарной оплаты проезда освобожденного.

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ проявляет особое внимание и к осужденным, нуждающимся в постороннем уходе, обязывая администрацию исправительного учреждения заблаговременно извещать родственников осужденного об его освобождении, а в случае их отсутствия других лиц, достигших совершеннолетия и заслуживающих доверия.

При неприбытии родственников либо иных лиц, способных сопровождать освобожденного, данное лицо направляется к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

Не вызывает сомнения, что закрепление в законе описанных выше норм об оказании помощи осужденным, освобождаемым от наказания, способствует первоначальному вхождению в среду жизни на свободе, препятствует совершению правонарушений в течение нескольких первых дней пребывания вне пределов исправительного учреждения.

Важен и тот факт, что важнейшим фактором, устраняющим причины и условия преступлений, является труд. «В процессе труда. формируются основные нравственные качества личности; трудолюбие, потребность вести честный образ жизни». Труд является способом самовыражения личности, ее самоутверждения. Незанятость трудовой деятельностью не исключает потребности человека в самоутверждении и приводит к извращенным способам удовлетворения этой потребности, в частности, к совершению преступлений. Незанятость трудом лишает освобожденного из мест лишения свободы возможности быстро восстановить в полном объеме общественные связи. Поэтому даже если он живет на личные сбережения, средства родственников, случайные заработки отсутствие постоянной трудовой деятельности — само по себе неблагоприятный фактор, увеличивающий вероятность рецидива преступлений.

Труд важнейший фактор ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы, а их трудовое устройство — основное условие возвращения их к нормальной жизни на свободе.

Не случайно, поэтому кроме помощи предоставляемой осужденным при освобождении законодатель предусматривает возможность первоочередного трудоустройства данных граждан через центры занятости населения. Закон Российской Федерации «О занятости населения»Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19. 04.1991 года (в ред. ФЗ № 11 от 23. 02.2013 года и изм., внесенными Проставлением Конституционного Суда РФ от 16. 12.1997 г. № 20-П, от 23. 04.2012 г. № 10-П) относит этих лиц к числу, пользующихся повышенной социальной защитой. Чтобы местные администрации и центры занятости населения могли оказать своевременную помощь освобожденным, закон предписывает администрацию исправительного учреждения не позднее сроков, указанных в ст.180 УИК РФ, уведомлять органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Но, не смотря на это, освобожденные не всегда обращаются в центры занятости населения в целях поиска работы, да и сами центры занятости иногда не могут помочь данной категории лиц. Так, в 2012 г. в Центр занятости населения г. Котлас Архангельской области обратилось по поводу трудоустройства 85 освобожденных из мест лишения свободы, из них нашли работу’ только 15 человек. Данный вывод подтверждает и наше анкетное исследование. Только 2% респондентов устроились на работу с помощью депутатов, администрации города, центров занятости населения, 1% с помощью администрации ИУ. 12% — с помощью родственников. Подавляющее же большинство (67%) нашли работу самостоятельно. 13% респондентов так и не могли найти работу’. Примечательно то, что после освобождения практически все 100% опрошенных лиц стремились трудоустроиться, и лишь 3% не хотели работать.

Читайте так же:  После колледжа на бюджет в вуз

Можно объяснить столь низкий спрос на освобожденных па рынке труда низкой квалификацией их (59% анкетированных лиц — рабочие. 23% — вообще без определенного рода занятий), вследствие чего они не представляют интереса для производства, а обязать администрацию предприятия принять их на работу практически невозможно

В связи с этим, мы считаем верным решение законодателя предоставлять право местным, региональным и федеральным органам власти устанавливать предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, к числу которых отнесены и лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Причиной же того, что некоторая часть освобожденных от отбывания наказания не стремится найти работу, скорее всего, связано с тем, что труд перестал быть конституционно закрепленной обязанностью каждого гражданина страны, поэтому «более заманчивым для них в силу глубокой нравственной деформации, является поиск легких заработков, лежащих за пределами общественного производства.

Определенной эффективностью обладают общественные работы, призванные обеспечивать сохранение мотивации к труду, социальную поддержку лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы (именно к этой категории относится большинство освобожденных из мест лишения свободы). Но надо указать на тот факт, что в настоящее время многие лица отказываются от участия в общественных работах, мотивируя это низким заработком, которые они получат за свои услуги.

С вопросом трудоустройства неразрывно связан и вопрос обеспечения освобожденных лиц жильем.

Как уже отмечалось, по результатам проведенного автором исследования выяснилось, что 95% опрошенных лиц имеет постоянное место жительства, и лишь 5% не имеют его.

Поэтому для этих 5% опрошенных и других 500 тысяч лиц без определенного места жительства и лиц, потерявших жилье вследствие отбытия наказания, поиск ночлега в первую ночь после прибытия превращается в сложнейшую, острую проблему. Решение ее во многом способствует, по нашему мнению, рецидиву.

Предоставление временного жилища нуждающимся освобожденным в день их прибытия — одна из насущных проблем организации работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

На данный момент Федеральным законом РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» Федеральный закон от 10. 12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23. 07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусмотрено создание социальных служб, действующих на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности, профилактической направленности (ст.5).

Следует отметить также то, что на территории Архангельской области действует всего лишь один дом ночного пребывания, расположенный в городе Архангельск, а отделы социального обслуживания открыты только в городах: Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе и Онеге, то есть в пяти районах области, и конечно, этого количества центров явно недостаточно для оказания повсеместного содействия освобожденным.

Представляются интересными результаты нашего анкетного исследования по поводу существования подобных центров в нашей стране. Был задан вопрос «Как вы относитесь к содержанию центров социальной адаптации?». Подавляющее большинство (57%) считают нужным существование подобных центров, 25% — бесполезным, 16% выразило желание обратиться в такой центр после освобождения и только 0,6% (1 человек из 160) имеет опыт обращения в такой центр. При этом лишь 11% респондентов знают, где находится подобный центр. В связи с этим представляется уместным, чтобы администрация исправительного учреждения сообщала освобождаемым лицам о местонахождении центров социальной адаптации, причем не только по выбранному ими постоянному месту жительства, но и находящихся на пути следования.

Особо стоит вопрос адаптации к жизни на свободе освобожденных пенсионного возраста и инвалидов 1, 2 групп. Для них законодатель предусматривает возможность направления данных лиц органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых. Кроме того, во исполнение Закона РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. ФЗ от 10. 01.2003 № 15-ФЗ, от 22. 08.2004 № 122-ФЗ, от 21. 11.2011 № 326-ФЗ) от 02. 08.1995 г. № 122-ФЗ создаются центры социального обслуживания населения, о которых уже упоминалось. Одной из главных задач их деятельности является социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.

Подобные центры создаются в целях оказания отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в материальном положении, а также психологического статуса.

Зачисление граждан на обслуживание центром производится приказом администрации центра на основании следующих документов:

заключения специалиста по социальной работе;

направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, общественных организаций и объединений;

справки учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.

В составе центра возможно создание 13 отделений, в том числе социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, дневного пребывания, временного проживания в центре.

Но, тем не менее, в связи с переполненностью домов-интернатов и непринятием органами социальной защиты действенных мер к расширению сети названных учреждений, повсеместно возникают препятствия при устройстве туда указанной категории лиц.

Очевидно, что оказание помощи лицам, отбывшим лишение свободы, в бытовом и трудовом устройстве имеет своей целью не только создание нормальных условий, но и предполагает обратную взаимосвязь — их активное включение в созидательную деятельность. Без взаимного стремления освобожденных и государства к успешной адаптации первых в условиях жизни на свободе невозможно достичь этой цели.

И оказывающие помощь государственные и общественные органы имеют право знать, насколько эффективна и достаточна оказанная ими помощь.

Специфика социальной работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы (стр. 1 из 6)

Работа 33 с., 20 источников

Исправительные учреждения, места лишения свободы, пенитенциарная система, социальный работник, специалист по социальной работе, социальная ситуация, социальные проблемы, социальная работа, медико-социальная работа, технологии социальной работы, теория социальной работы, социальная защита населения, социальное обслуживание

Курсовая работа посвящена актуальной теме научного и прикладного значения – изучению теоретических основ преодоления проблем, возникающих в связи с освобождением лиц из мест лишения свободы. Лица, освобождающиеся из заключения, берут на себя огромную ответственность перед обществом – реабилитация себя перед семьей, обществом, государством. Социальная работа берет на себя обязанность дилера между государственными органами и бывшим заключенным, исполняя медико-социальную, образовательную, правовую и подобные социальные роли. Социальная работа проводится с гражданами, нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. В данной работе раскрывается сущность некоторых социальных проблем освобождающихся и указывается путь их разрешения, апеллируя к социологическим, психологическим, правовым знаниям и умениям. Социальная работа проводится с бывшими осужденными, с их семьями, малой группой, стараясь в синергии с клиентом, помочь его ресоциализации и реабилитации.

Читайте так же:  Освобождение от армии по здоровью список

1 Лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, как объект социальной работы

1.1 Характер феномена преступности

1.2 Социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы

1.3 Проблемы социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы

2 Социальная работа по подготовке к освобождению из мест лишения свободы

2.1 Школа подготовки к освобождению

2.2 Факторы, обуславливающие эффективность процесса реабилитации несовершеннолетних осужденных

2.3 Взаимодействие клиента с социальным работником

3 Изучение социальной работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы

3.1 Административные обязанности по отношению к лицам, освобождающихся из мест лишения свободы

3.2 Исследование социальной работы с освобождающимися из мест лишения свободы на примере УИН МЮ РФ по Курской области

Приложение А. Образец заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства

Приложение Б. Дневник индивидуальной воспитательной работы с осужденным в исправительном учреждении

Степень изученности темы: исходя из общения с заключенными в ИК видно, что институт социальной работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы лишь антиципируется в сознании тех, кому некуда идти после освобождения. По большему счету данный институт выступает априори не только в сознании заключенного, но, к сожалению и в сознании у самих социальный работников. Встает вопрос – достижимы ли цели, поставленные правовым демократическим государством? Правовое государство реально только при наличии гражданского общества, а последнее – при активном функционировании институтов социальной работы на подвижнических началах, руководствуясь принципами альтруизма и совершенствования, любви и терпения, милосердия и сострадания.

Преодоление антиномий частного и общего, свободы и необходимости на поприще социальной работы достижимо лишь в творческой интеграции феноменов этих понятий и в личностном раскрытии сущности внутрибытийного аспекта человека, отдающего себя на служение добру.

Актуальность: на данный период исторического развития наблюдается большой рост преступности во всех аспектах жизнедеятельности. Как сделать общество здоровым, как достичь снижения переполненности Российский тюрем и лагерей, как прекратить рецидив преступлений? Эти вопросы показывают, что социальная работа с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы сегодня особенно актуальна.

Проблема: социально-психологическая подготовка осужденных к освобождению, консультация их по социально-правовым вопросам с целью предупреждения рецидива, качественная социальная защита и социальное обеспечение граждан по освобождению из мест лишения свободы.

Объект: осужденные, освобождающиеся из мест лишения свободы.

Предмет: сущность, принципы и методы социальной работы с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.

Цель: выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль социальной работы с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.

Задачи: выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.

Проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника и социальных служб с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.

Проанализировать основные принципы социальной работы с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.

Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.

1 ЛИЦА, ОСВОБОЖДАЮЩИЕСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1 Характер феномена преступности

Преступление представляет собой один из специфических видов сознательной человеческой деятельности, т.е. волевой акт, предполагающий цель, выбор средств, мотив и оценку действий. В этом качестве оно составляет важнейшую характеристику субъекта преступления как личности, его сознания, психики. Преступление состоит во внешне выраженном акте человека — действии или бездействии, осуществляющем как объективную, так и субъективную сторону соответствующего состава. Это — общественно опасное, виновное и наказуемое деяние, признаки которого точно предусмотрены в уголовном законе.

Личность преступника как явление типологического порядка есть носитель наиболее общих, устойчивых, существенных социально-психологических черт и свойств. Специфика личности как типа заключается именно в том, что в ней имеются особенности, которые выступают в качестве внутренних психологических причин преступного поведения. Ведь любое преступление, в какой бы форме оно не совершалось, не есть случайное по отношению к личности. В своей основе оно подготовлено развитием его социальных, нравственных, социально-психологических свойств.

Механизм преступного поведения представляет собой динамическое явление, определенное взаимодействием составляющих его элементов. В самом общем виде он характеризуется как «переработка личностью» воздействий внешней среды на основе социальной и генетической информации, формирование отношения к деятельности и деятельность, определяемая психологическими процессами и воспрещенная уголовным законом. Элементы механизма преступного поведения — это психические процессы и состояния, рассматриваемые не в статистике, а в динамике, и притом не изолированно, а во взаимодействии с факторами внешней среды, детерминирующими это поведение.

Никакой внешний акт совершения сознательного поступка, в том числе преступления, не происходит спонтанно; он почти всегда подготовлен более или менее длительным периодом формирования мотивов, планирования и принятия решения о его осуществлении. Ему предшествует ряд этапов психической деятельности субъекта, которые постепенно формируют направленность поступка на его фактическое выполнение. Преступное поведение человека есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени и включающий не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические явления и процессы, которые определяют генезис противоправного поступка.

Анализ механизма преступного поведения показывает, что поведение становится антиобщественным и противоправным не в одной какой-то точке причинной цепи, ведущей к преступному акту. Здесь уместно отметить два обстоятельства: во-первых, как правило, антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социально одобряемых норм; во-вторых, «критическая точка» развития, после которой поведение явно приобретает антиобщественную направленность, может быть расположена в самых различных местах причинной цепочки, образующей это поведение.

1.2 Социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы

Видео (кликните для воспроизведения).

Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, начинается не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя:

— проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;

— проведение занятий с освобождающимися осужденными в «Школе подготовки осужденных к освобождению»;

— получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства (Приложение А );

— рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.

На основании письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желания трудоустроиться администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.

Пособие освободившимся из мест лишения свободы 2017

Содержание статьи

В какие сроки должны выплатить пособие при освобождении из мест лишения свободы?

Доброй ночи. У меня такой вопрос я 15 марта этого года освободился с мест лишения свободы ,20 числа обратился в соц защиту , подал все необходимые документы для выплаты мне пособия в сумме 5000 рублей,там же мне сказали что начислены мне они будут на карту месяца через 3. Подскажите пожалуйста так ли это должно быть на самом деле и от чего все это зависит. Нахожусь в трудном финансовом положение ,они очень мне не обходимы так как даже не могу доехать до работы,да и кушать тоже хочется.

Читайте так же:  Как выглядит лицензия на оружие

Ваш вопрос можно решить положительно. Я подробно проконсультирую Вас.

Ваш вопрос можно решить положительно. Я подробно проконсультирую Вас.

Можно ли получить социальную выплату после освобождения из МЛС?

здравствуйте.Вот у меня такой вопрос я только освободился из млс по закону мне должны выплать какие то деньги на срок моей реабилитации сидел 2 г 10 мец

Вадим Здравствуйте, Согласно п. 2 ст. 181 УИК РФ

При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета.Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.12.2006 N 800 (ред. от 03.11.2011) «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы», размер пособия составляет 850 рублей и выплачивается оно единовременно.

Могу ли я получить пособие, если я освободился из мест лишения свободы?

Я освободился из мест лишения свободы я не могу устроиться на работу поскольку я востанавливаю инн и снилс но жить мне неначто могу я почить пособия или помощь в продуктах питания? Если да то где?

Можно попробовать обратиться в администрацию муниципального образования за разовой денежной помощью, как лицо попавшее в трудную жизненную ситуацию. Размер помощи и основания устанавливаются местными властями.

Ну и как вариант, стать на учет в центр занятости населения, копейки, но платить будут. Если не ошибаюсь минимальное пособие -850 рублей.

Если есть еще вопросы или нужна помощь в составлении документов, пишите в чат, обсудим.

Константин, добрый вечер

вам необходимо встать на учет на биржу трудоустройства, тогда:

1) пока вы стоите на бирже, то вам будут выплачивать пособие по безработице

2) вам постараются найти в дальнейшем работу

Рекомендую обратится в местную администрацию. в комиссию по оказанию помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
вопросы местного значения межпоселенческого характера — часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;
органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

Специфика социальной работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы (стр. 2 из 6)

В случае поступления от осужденного просьбы об оказании ему содействия в трудовом или бытовом устройстве направляются соответствующие запросы, при отсутствии необходимости в оказании содействия — направляются сообщения.

В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации ИУ.

В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения. В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях. Осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

За 30 дней до окончания срока отбывания наказания, а при освобождении по иным основаниям в течение 10 рабочих дней после освобождения в органы внутренних дел направляются письма-сообщения. Учет осужденных, срок лишения свободы которых истекает через 6 месяцев, ведется в специальном журнале. Все материалы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры направляются адресатам. Вторые экземпляры приобщаются к личным делам осужденных.

При освобождении из мест лишения свободы осужденному, в отношении которого предварительно решен вопрос о трудоустройстве, выдается соответствующее письмо в службу занятости, предприятие или организацию.

По просьбе осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в орган социальной защиты представление о помещении их в дома инвалидов и престарелых.

С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация ИУ решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы. Подготовка к освобождению из мест лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты осужденных в контакте с медицинскими работниками ИУ. Выясняется возможность регистрации и трудового устройства освобождаемых, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по избираемому ими месту жительства.

В случае, когда вопрос трудового и бытового устройства освобождаемых беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, по избранному месту жительства решить невозможно, принимаются меры к установлению их родственных связей. Выясняется возможность их регистрации, трудового устройства, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по месту жительства родственников.

В отношении освобождаемых женщин, имеющих при себе малолетних детей, больных острыми заболеваниями или с обострением хронических заболеваний, сотрудники группы социальной защиты осужденных совместно с медицинскими работниками ИУ оказывают содействие в помещении таких детей в учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения по избранному ими месту жительства.

Осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ.

Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц. Родственникам либо иным лицам сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства. Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных лиц, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью.

Читайте так же:  Доплата пенсионерам за стаж более 40 лет

В необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения в установленном порядке может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства. Несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ. К решению вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства освобождающихся несовершеннолетних осужденных привлекаются попечительские советы, создаваемые при каждой воспитательной колонии /10, 1 – 17/.

1.3 Проблемы социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы

Важное значение в предупреждении совершения новых преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеет непосредственная организация на местах мероприятий по их социальной адаптации, оказанию помощи по трудовому и бытовому устройству и контроля за ними.

Многие осужденные по отбытии длительных сроков лишения свободы за совершенные ими тяжкие и особо тяжкие преступления возвращаются в совсем иное, чем до осуждения, общество. Как правило, у них существуют жилищные проблемы, утрачены связи с родственниками, установленные законом гарантии по обеспечению их правового статуса не могут быть осуществлены в сложившихся в России социально-экономических условиях. Подобная же участь ждет и многих освобожденных, отбывших и менее длительные сроки. Принятые персоналом исправительного учреждения меры по бытовому и трудовому устройству таких лиц оказываются недейственными в силу их несостоятельности по причинам растущей безработицы, отсутствия мест в домах престарелых, отсутствия жилья, негативного отношения к таким лицам со стороны общества.

Сотрудники исправительных учреждений и других правоохранительных органов свидетельствуют о том, что треть лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в том числе и в связи с амнистией, в скором времени возвращаются обратно. Не случайно рецидив преступлений чаще имеет место именно в первое после освобождения время. Отсутствие действенной системы социальной реабилитации лиц, отбывших наказание, практическая невозможность трудоустройства, отсутствие жилья, могут служить основанием для роста рецидивной преступности. В настоящее время большое количество осужденных освобождается из исправительных учреждений, не имея на лицевых счетах денежных средств. Это одна из причин того, что процент рецидива преступлений в Российской Федерации один из самых больших в мире.

В современный период к решению проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из ИУ, необходимо подходить комплексно, придавая особо важное значение оказанию им реальной помощи в первое после освобождения время. Заслуживают внимания предложения о создании фондов оказания социальной помощи лицам, освобожденными из мест лишения свободы, о подготовке специальных кадров. В задачу таких фондов входило бы: решение вопросов социальной адаптации освобождаемых; открытие в банках специальных счетов для оказания помощи особо нуждающимся лицам, освобожденным из исправительного учреждения; ввод в действие современных технических средств по наблюдению за лицами, поведение которых в местах изоляции от общества вызывало сомнения.

2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

2.1 Школа подготовки к освобождению

Нахождение в местах лишения свободы отражается на психологии человека. Особенности психологии осужденных, прежде всего, проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. Социальная изоляция усиливает угнетенное состояние, которое является результатом фрустрации, следствием полного краха жизненных планов, целей, крушения надежд. У осужденного может появиться неверие в свои силы, в возможность снова обрести нормальную жизнь. К моменту прибытия в колонию (тюрьму) некоторые осужденные уже испытывают состояние угнетенности, подавленности от сознания своей вины перед обществом, семьей. Эти осужденные не нарушают режим, хорошо работают, выполняют требования администрации ИУ.

За три месяца до истечения срока наказания сотрудники ИУ должны провести ряд организационных и воспитательных мероприятий, подготавливающих осужденного к освобождению. Вся работа должна проводиться в индивидуальном порядке, с учетом характера совершенного преступления, прошлой преступной деятельности, срока отбывания наказания, поведения в период отбывания наказания, состояния здоровья и других особенностей личности осужденного. Администрация ИУ выясняет возможность трудоустройства осужденного и заблаговременно решает вопросы об устройстве его на работу, о создании ему после освобождения жилищно-бытовых условий, определяет необходимость установления административного надзора после освобождения, проводит воспитательную работу в связи с предстоящим освобождением.

ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

© 2015 В. К. Жуковская

Пермский институт ФСИН России

В статье на основе комплексного анализа норм международного права и отечественного законодательства рассматриваются правовое регулирование жилищных прав осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, актуальные проблемы осуществления ими жилищных прав.

Жилищный вопрос для осужденных, можно по праву считать одним из самых актуальных. Именно он в сочетании с проблемами трудоустройства порождает для лица, освободившегося из мест лишения свободы, трудности, преодолеть которые не каждый в состоянии.

Жилищная проблема является острой социальной проблемой для многих жителей России. А для некоторых категорий граждан, она остается практически неразрешимой, как, например, для бывших осужденных. В данном случае речь не идет о какой-либо отдельной квартире, а хотя бы о комнате в общежитии.

Если лицо, освободившееся из мест лишения свободы, не обеспечить жильем, то оно в скором времени становится бомжем, зачастую, совершит преступление повторно.

Все мы знаем, что право на жилище выступает конституционным правом каждого гражданина Российской Федерации (и. 1 ст. 40 Конституции РФ) 1 . Конституция закрепляет, что каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен. Малоимущим и иным лицам, указанным в законе, которые нуждаются в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (и. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными (положения данных правил рекомендованы государствам- членам ООН для учета в законодательной деятельности и административной практике), обязанности государства не прекращаются с освобождением заключенных. Государственные и негосударственные органы, которые способны повлиять на действенную заботу о лицах, освобождаемых из мест лишения свободы, должны помогать им вновь включиться в жизнь общества (п. 64 Правил) 2 .

Вопросы помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, представлены также в гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ), но стоит заметить, что их реализация не имеет разработанной нормативной базы 3 . Особенно это качается жилищной проблемы бывших заключенных.

Специальный порядок по предоставлению жилья лицам, которые освободились из мест лишения свободы и не имеют жилья, в законодательстве не предусмотрен, то есть получение жилья осуществляется на общих основаниях. Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) предусматривает внеочередное получение жилья по договорам социального найма для некоторых категорий лиц, к таковым относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей 4 . То есть, для лиц, возвращающихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, такой порядок не предусматривается.

Согласно ст. 180 УИК РФ, заключенный сам вправе, по своему усмотрению, избрать место жительства после освобождения из мест лишения свободы. Администрация учреждения должна в запросить, в письменном виде, у заключенного, какое место он изберет после освобождения. Администрация обязана также разъяснить осужденному, что в некоторых крупных городах, например Москве, предусмотрены ограничения на регистрацию вновь прибывающих граждан, ранее там не проживавших. Такие ограничения касаются не только лиц, имеющих судимость, они касаются всех граждан без исключения.

Читайте так же:  Как получить лицензию на травматическое оружие

Инструкция «Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовноисполнительной системы» сообщает нам о том, что по избранному осужденным лицом месту жительства администрацией учреждения должны быть направлены запросы в орган внутренних дел, должна быть выяснена возможность проживания лица по данному адресу 5 . Администрация исполнительного учреждения также направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по месту жительства, которое избрал заключенный, о возможности его трудоустройства, предоставления жилья и регистрации. Предварительные результаты должны быть доведены осужденного (п.п. 6, 7 Инструкции).

В случаях когда администрация получает отрицательный ответ — о невозможности трудового и бытового устройства по месту жительства, которое избрал заключенный, то старший инспектор (инспектор) сообщает об этом освобождаемому осужденному. В некоторых случаях возможна переписка с родственниками, о возможности проживания после освобождения.

Для осужденных, которые не имели до осуждения постоянного места жительства и (или) работы и отказались от помощи в бытовом и трудовом устройстве после освобождения, запросы направляются в органы местного самоуправления, органы внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания родственников данных осужденных. Если родственники отсутствуют, то запросы направляются по месту осуждения или месту дислокации учреждения.

Естественно, до совершения преступления, лицо проживало в каком-либо городе, оно имеет право на возвращение именно в этот город, вне зависимости отбытого срока наказания, числа судимостей, от характера совершенного преступления, основания освобождения и т. д.

В случае отсутствия жилья у осужденного лица, оно может обратиться в жилищные органы с заявлением о постановке его на учет. Там его обязаны поставить на учет, как нуждающегося в ее получении. Самый простой вариант для данной категории населения — общежитие или другая жилая площадь от работы, на которую лица поступают. В центрах занятости имеются сведения о предприятиях, которые нуждаются в рабочей силе и располагают жилой площадью для работников.

К сожалению, решение жилищного вопроса лиц престарелого возраста и инвалидов, которые не способны сами обеспечить себя, либо нуждающихся в уходе, зачастую решаются (с их согласия) путем помещения в дома инвалидов (интернаты) и престарелых. В случаях с несовершеннолетними, ситуация не лучше — несовершеннолетних освободившихся из мест лишения свободы, которые не имеют родителей и родственников, помещают в школы-интернаты или иные детские учреждения либо передаются на попечительство.

Возможность регистрации определяется наличием жилья и согласием родственников, либо возможностью получения общежития или иного жилого помещения для проживания.

Исходя из этого, хотим отметить Постановление Конституционного суда Российской Федерации, которое отменило положение Жилищного кодекса РСФСР, согласно которому вступление приговора в силу автоматически влекло за собой лишение осужденного права на занимаемую им жилищную площадь 6 . Далее отметим, что в принятый в 1997 г. УИК РФ не была включена норма, которая была предусмотрена в ст. 104 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, на основании которой лицу, освобожденному из мест лишения свободы, жилье предоставлялось органами местной исполнительной власти, если родственники отказывались прописать его у себя.

Выходит, что, в результате этого, большое чисто граждан, будучи лишенными жилья до вступления в силу данного Постановления, попали в правовую неурядицу. По сути, они становятся бездомными — бесспорно, на наш взгляд, такой вопрос требует решения.

На сегодняшний день, согласно ст. 71 ЖК РФ, бывшему заключенному следует знать, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан, не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.

Случается, что недобросовестные родственники приватизируют квартиру, при этом, не включают лицо, находящееся в местах заключения в число собственников. А после этого пытаются от полученного жилья избавиться, порой им это удается. В этом случае, необходимо быть внимательным покупателем, иначе, не став собственником приватизированного жилья, осужденный, освободившийся из мест лишения свободы, имеет право проживать в нем пожизненно.

Следует также сказать, что из ч. 2 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) следует, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу выступает основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом 7 .

Рассматривая ч. 1 ст. 558 ГК РФ, перечень лиц, которые сохраняют право пользования жилым помещением после его приобретения покупателем, с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением, является существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых данные лица проживают.

Исходя из этой нормы, следует сказать, что при отчуждении жилого помещения в договоре должно быть указано право лица, которое в нем проживает, на пользование данным жилым помещением, в ином случае договор не может быть заключен. Получается, что если бывший член семьи собственника на момент приватизации имел равные права с лицом, которое впоследствии приобрело в собственность данное жилое помещение, но отказался от приватизации, дав согласие на приватизацию иному лицу, то при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу он не может быть выселен из этого жилого помещения, поскольку имеет право пользования им. Следует отметить, что в данном случае, право пользования носит бессрочный характер.

Бывший заключенный, освободившийся из мест лишения свободы, имеет право восстановить через суд свое право на проживание на той жилплощади, на которой он был прописан ранее. Такое вполне реально и имеет место быть, но не каждый заключенный знает об этом.

Видео (кликните для воспроизведения).

В заключение следует сказать, что о жилищных проблемах бывших заключенных говорится постоянно и очень давно, но на их решение до сих пор не направлено средств. Если смотреть на опыт зарубежных стран по ресоциализации бывших заключенных, то многое вполне выполнимо и в нашей стране. На наш взгляд, если не выйти из этого замкнутого круга, рецидивная преступность никогда не пойдет на убыль. Нельзя требовать от бывшего заключенного интеграции в общество, не предоставив ему элементарных средств для нормальной жизни и социальной адаптации. [1]

Источники


  1. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.

  2. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.

  3. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.
Поддержка освободившимся из мест лишения свободы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here