Первый договор о таможенном союзе заключен в

Важная информация в статье: "Первый договор о таможенном союзе заключен в" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Первый договор о таможенном союзе заключен в

Hewlett-Packard

Корпорация Intel выпустила программный инструмент дистанционного управления серверами различных производителей

Таможенный союз Казахстана, России и Белоруссии

С 6 июля 2010 года на территории Беларуси, Казахстана и России вступил в силу Таможенный кодекс, который ознаменовал начало сотрудничества трех государств. Но путь к этому знаменательному событию был долгим и трудным.

История Таможенного союза

Первый договор, который можно назвать первой предпосылкой создания Таможенного союза, был подписан 24 сентября 1993 года и назывался «О создании Экономического союза». А в январе 1995 года было подписано Соглашение о Таможенном союзе, которое приняли сегодняшние страны-участницы Союза. В этом документе были предусмотрены и продуманны все пункты экономической интеграции, распланированы сроки по реорганизации таможенных служб и так далее.

Но этим планам так и не суждено было сбыться. Во внутренней политике государств стали происходить кардинальные изменения, повлекшие за собой смену законодательств. В этих переменах о создании Таможенного союза на время забыли.

Но все-таки некоторые пункты все же были выполнены. К середине 1995 года был отменен таможенный контроль на границе России с Белоруссией. В марте 1996 года к Таможенному союзу присоединилась Киргизия. Но уже в 1998 году Киргизия «предала» интересы своих партнеров и вступила в ВТО.

Дефолт в России, негативные изменения в таможенной структуре стран повлекли за собой крах планов по созданию Таможенного союза. В апреле 2000 года Россия восстановила таможенный контроль на границе с Белоруссией, а в 2001 году была введена таможенная граница и с Казахстаном.

10 октября 2000 года в Астане руководителями государств Белоруссии, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии был подписан документ, положивший начало Евразийскому экономическому сообществу. В этом Договоре оговорены все этапы торгово-экономического сотрудничества в рамках Таможенного союза.

В 2005 году на саммите в Казани было принято решение о необходимости создания нового Таможенного союза. И уже 6 октября 2007 года в Душанбе между Россией, Белоруссией и Казахстаном был заключен Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

Учитывая прошлые ошибки, был выбран достаточно жесткий вариант структуры и законодательства.

Долгожданное событие случилось 1 июля 2011 года – Таможенный кодекс вступил в свою силу на территории Казахстана и России. А уже 6 июля он начал действовать на всей территории Таможенного союза.

1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии был отменен таможенный контроль. Он был перенесен на внешний контур границ Таможенного союза.

В Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС 19 октября 2011 года было принято решение, что Киргизия тоже присоединится к Таможенному союзу, но произойдет это в 2012 году.

Плюсы и минусы Таможенного союза

Как уже говорилось выше, путь к созданию Таможенного союза был непростым. Но вот все препятствия пройдены, и долгожданная цель достигнута. Теперь обыватели задаются вопросом: Что даст стране вступление в Таможенный союз?

Президент алматинской Ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев заявил: «Мы сейчас только гадаем, чего от Таможенного союза будет больше: пользы, бесполезности или вреда?».

Давайте рассмотрим этот вопрос.

Таможенный союз действует сравнительно недавно, но уже сейчас можно с уверенностью сказать о его ощутимых достоинствах.

— Сформирована Единая таможенная территория, не нарушающая государственных границ государств-участников.
— На территории Таможенного союза можно беспошлинно перемещать товары собственного или иностранного производства, естественно, при наличии соответствующих документов.
— Возрастут обороты взаимной торговли в связи с отменой таможенных барьеров (затраты на брокеров и оформление экспортных деклараций).
— С 15 дней до четырех месяцев увеличен срок подачи деклараций, что дает преимущества малому и среднему бизнесу.
— Изменен нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение. Его значительно сократили.
— Отменено нетарифное регулирование: требование лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам ВЭД.

Какие преимущества дает Таможенный союз Казахстану?

— Экономическая и политическая стабильность.
— Существенно расширятся рынки сбыта топливно-энергетической продукции, цветной и черной металлургии, зернового хозяйства.
— Появилась надежда на возрождение отраслей, пришедших в упадок – виноделие, выращивание фруктов и овощей и так далее.
— Будут созданы более благоприятные условия для кросс-страновых переливов капитала и рабочей силы.
— Возрастет конкуренция, что благоприятно влияет на общеэкономическую динамику.

Но вместе с тем нельзя не заметить и явные минусы, которые повлекло за собой вступление в ТС.

Во-первых, это существенное повышение цен на многие товары на 10-20%. Таможенные тарифы у России и Белоруссии совпадают, а у Казахстана они были значительно ниже. Следовательно, на 80% товарных позиций будут применены российские тарифы, несмотря на просьбу Казахстана растянуть этот процесс на пять-десять лет. Казахстанцев ждет повышение цен на одежду, строительные материалы, машиностроение, бытовую технику, электрооборудование, канцтовары, детские игрушки, косметику, бытовую химию, лекарства.

Также неприятная новость имеется и для автолюбителей. Скорее всего, в скором времени на казахстанский рынок будет закрыт доступ для дешевых поддержанных иномарок. На смену им хлынет поток российских «лад».

К тому же, преимущественное право голоса у России. В Комиссии Таможенного союза России принадлежит 57% голосов, Казахстану и Белоруссии – по 21,5%. Если Казахстан или Белоруссия захотят внести какие-либо изменения, они имеет право сделать это только с одобрения России. Следовательно, Казахстану трудно будет отстаивать собственные экономические интересы.

Но все же пока рано делать поспешные выводы. Как говорится, время покажет. А пока на нас никак не сказались негативные стороны вступления в Таможенный союз, надо по достоинству оценить проделанную работу правительства.

Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями)

Договор
о Евразийском экономическом союзе
(Астана, 29 мая 2014 г.)

С изменениями и дополнениями от:

10 октября, 23 декабря 2014 г., 8 мая 2015 г., 15 марта 2018 г.

Протоколом, подписанным в Нур-Султане 29 мая 2019 г., в настоящий Договор внесены изменения. Протокол не вступил в силу

О разъяснении положений настоящего Договора см. Консультативные заключения Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 1 ноября 2016 г., от 4 апреля 2017 г., от 30 октября 2017 г., от 11 декабря 2017 г. N СЕ-2-3/1-17-БК, от 10 июля 2018 г. и от 7 декабря 2018 г.

Читайте так же:  Найти юриста по международному праву

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,

основываясь на Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года,

руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина,

желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций,

выражая убежденность в том, что дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам Сторон,

движимые стремлением укрепить экономики государств — членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию,

обеспечивая экономический прогресс путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами — членами Евразийского экономического союза общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики,

подтверждая стремление к дальнейшему укреплению экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, а также международными интеграционными объединениями и международными организациями,

принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права, договорились о нижеследующем.

Совершено в городе Астане 29 мая 2014 года в одном экземпляре на белорусском, казахском и русском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

В случае возникновения разногласий для целей толкования настоящего Договора используется текст на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Договора, направит каждой Стороне его заверенную копию.

Подписан Договор о Таможенном кодексе

В феврале 1999 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Документ предполагал отмену таможенного контроля на внутренних границах, проведение общей экономической политики и формирование общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики; однако он не имел конкретных сроков реализации.

Уже в октябре 2000 г. было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В его состав вошли те страны, которые подписали Договор 1999 г. В 2002 г. статус наблюдателей при ЕврАзЭС получили Украина и Молдова, в 2003 г. – Армения. В декабре того же года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. В 2006 г. были подписаны протоколы о присоединении к ЕврАзЭС Узбекистана, однако через два года его членство в сообществе было приостановлено.

Летом 2006 г. в Сочи на встрече глав государств-членов ЕврАзЭС было принято решение о создании в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза (ТС) Беларуси, Казахстана и России. Для утверждения этого решения 27 ноября 2009 г. произошло подписание Договора о Таможенном кодексе президентами этих стран. В нем были утверждены единый таможенный тариф, единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и другие международные документы, направленные на осуществление единого таможенно-тарифного регулирования. Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу летом 2010 г., а на следующий год был полностью снят таможенный контроль на границах между его участниками.

В ноябре 2011 г. в ходе встречи президентов России, Беларуси и Казахстана в Москве была подписана декларация о Евразийской экономической интеграции. В ней было провозглашено создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 29 мая 2012 г. в Астане на встрече глав государств-членов Таможенного союза был одобрен план работы по подготовке проекта Договора о Евразийском экономическом союзе. С 1 января 2015 г. ЕАЭС заменил собой ЕврАзЭС, открыв новый этап развития евразийской интеграции.

Vneshtorg Business

Соглашения о таможенном союзе. Соглашения ЕврАзЭС

Вопросы, связанные с созданием таможенного союза России с государствами-участниками СНГ, нашли отражение в ряде соглашений.

Первым соглашением, в котором была зафиксирована цель создания таможенного союза, был указанный выше Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года. Договор предусматривает, что Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ, в том числе и через таможенный союз. Договор содержит лишь самые общие положения о таможенном союзе и не устанавливает каких-либо временных этапов его создания.

Поставленная указанным Договором цель создания таможенного союза получила свое развитие в Соглашении и Таможенном союзе, заключенном между Россией и Беларусью 6 января 1995 года. Стороны определяют Таможенный союз как экономическое объединение государств, основывающееся на следующих принципах:

а) наличие единой таможенной территории государств — участников Таможенного союза. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

  • отмены в торговле между государствами Сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;
  • установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;
  • формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 года;

б) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

Стороны договорились осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий по формированию Таможенного союза. На первом этапе предусматривается практическое применение механизма функционирования Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и, прежде всего, отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле. При этом отмена ограничений во взаимной торговле должна происходить на основе создания полностью идентичных систем регулирования внешних экономических связей (в том числе тарифного и нетарифного регулирования), а также установления одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
Соглашение предусматривало унификацию в течение четырех месяцев с даты его подписания внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательств, затрагивающих внешнеэкономическую деятельность.

Второй этап создания Таможенного союза предполагает объединение таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию, решение вопроса о международной правосубъектности Таможенного союза и судьбе действующих международных договоров.

Соглашение допускает введение временных ограничений во взаимной торговле путем использования тарифных, количественных либо иных равнозначных мер в случаях:

  • острого дефицита товара на внутреннем рынке — до стабилизации положения на рынке;
  • острого дефицита платежного баланса — до стабилизации положения с платежным балансом;
  • если какой-либо товар ввозится на территорию одной из Договаривающихся Сторон в таких возросших количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.
Читайте так же:  Обязан ли человек носить с собой паспорт

Соглашение также содержит положение о том, что оно не затрагивает права любой Стороны на принятие в соответствии с международным правом, а также ее внутренним законодательством мер, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, культурно-исторического наследия своих народов, охраны редких животных и растений.

Анализ указанных положений позволяет сделать следующие выводы.

По заявленным принципам и механизму создания таможенного союза Соглашение отвечает требованиям Статьи XXIV ГАТТ-1994 и, с точки зрения этой Статьи, его можно было бы рассматривать в качестве временного соглашения, ведущего к созданию таможенного союза. Однако следует отметить, что в нем не установлен конкретный срок по реализации мероприятий по созданию таможенного союза.

26 февраля 1999 года Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В соответствии с условиями этого Договора Стороны приняли на себя обязательство завершить формирование Таможенного союза и создать на его основе Единое экономическое пространство. Договор предусматривает, что реализация этого обязательства обеспечивается органами управления интеграцией: Межгосударственным Советом, Советом глав правительств, Интеграционным Комитетом и Межпарламентским Комитетом.

Первый этап по созданию Единого экономического пространства имеет целью завершение формирования Таможенного союза. В качестве первого шага на этом пути Стороны договорились обеспечивать во взаимной торговле реализацию в полном объеме режима свободной торговли товарами без изъятий и ограничений на основе действующих между ними двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле.

В Договоре устанавливается, что Стороны в соответствии с общепризнанными международными нормами и правилами создают Таможенный союз в качестве торгово-экономического объединения, имеющего:

  • единую таможенную территорию;
  • общий таможенный тариф;
  • режим, не допускающий каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных Договором;
  • упрощение и последующую отмену таможенного контроля на внутренних таможенных границах;
  • однотипные механизмы регулирования экономики и торговли, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;
  • органы управления;
  • единую таможенную политику и применение единых таможенных режимов.

Договор предусматривает, что Стороны определят дополнительными договоренностями временные рамки завершения формирования Таможенного союза с учетом общепризнанных международных норм и правил. Стороны обеспечат объединение таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию после завершения создания для этого необходимых правовых, экономических и международных условий. В этих целях Стороны договорились заключить договор о завершении создания Таможенного союза, регулирующий механизм функционирования единой таможенной территории.

Рассматривая указанные выше положения Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, можно сделать вывод, что цели, содержание и пути формирования Таможенного союза участников Договора в целом отвечают требованиям Соглашений ВТО. Поскольку из Договора следует, что Таможенный союз еще не сформирован, данный Договор можно было бы рассматривать в качестве временного соглашения, ведущего к созданию Таможенного союза. Однако в Договоре не указан срок завершения формирования Таможенного союза, что ставит под вопрос признание этого Договора временным соглашением, ведущим к созданию Таможенного союза, в контексте Статьи XXIV:5(c) ГАТТ-1994.
В связи с тем, что в качестве первого шага на пути формирования Таможенного союза Стороны договорились обеспечивать во взаимной торговле реализацию в полном объеме режима свободной торговли товарами без изъятий и ограничений на основе действующих между ними двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле, следует иметь в виду сделанные выше комментарии к таким соглашениям.

Следующим шагом на пути развития процессов интеграции между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном стало подписание 10 октября 2000 года Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. В преамбуле Договора Стороны выразили готовность в полной мере выполнять обязательства, принятые ими в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе от 6 января 1995 года, Соглашением о Таможенном союзе от 20 января
1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.

В Договоре устанавливается, что ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве в соответствии с намеченными в этих документах этапами.

Ранее заключенные Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продолжают действовать в части, не противоречащей Договору.

История становления Таможенного союза

В момент развала Советского Союза теперь уже бывшие советские республики, констатируя, что СССР перестал быть геополитической реальностью, все же договорились сотрудничать «в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков» в рамках Содружества Независимых Государств.

Необходимо особо отметить, что первым почувствовал необходимость создания экономической организации после образования Содружества Независимых Государств президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

29 марта 1994 года в Москве Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой создания Евразийского союза. В его основу предполагалось положить общность интересов постсоветских государств. По его мнению, это необходимо для беспрепятственного движения товаров и услуг. Создание Таможенного союза СНГ он считал первоначальным этапом формирования будущего Евразийского экономического сообщества. Эта идея начала реализовываться в ряде нормативно правовых документов.

С первых дней деятельности СНГ перед его членами встал вопрос об альтернативных структурах, способных обеспечить национальную экономическую безопасность. Для этого в январе 1997 года Президенты Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России подписали решение «О мерах по реализации соглашений о Таможенном союзе».

Таможенный союз (ТС) – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагал отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза, унификацию методов оценки качества и сертификации, создание единой базы данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза являлось основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Стороны также договорились о едином решении по определению основных направлений, этапов и сроков проведения экономических реформ, о создании общего рынка; обеспечении равного права на имущество, приобретаемого в собственность, владение, пользование и распоряжение им на территории любого из этих государств в соответствии с их национальным законодательством; о создании единой модельной нормативной базы гражданского законодательства и государственного регулирования экономики.

Читайте так же:  Аудит кассовых операций

Была достигнута договоренность о создании стабильности в денежно-валютной и валютно-финансовой областях, эффективности платежно-расчетной системы. На начальном этапе решено «добиваться существенного снижения инфляции и стабилизации обменных курсов национальных валют, полной контролируемости национальных валют, обеспечивать равный доступ субъектов — резидентов сторон на рынки валют государств — участников Договора. Центральные банки сторон должны создать межбанковский союз в целях взаимных консультаций по осуществляемым мерам. На последующих этапах стороны реализуют переход к единым стандартам и практике регулирования банковской деятельности и в зависимости от достигнутой степени интеграции будут вводить единую валюту».

В целях реализации этого Решения были сформированы совместные управления интеграции вышеназванных задач: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентский комитет. 22 октября 1997 года председателем Межгосударственного союза был избран президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Видео (кликните для воспроизведения).

28 апреля 1998 года к Таможенному союзу присоединилась Республика Таджикистан, а через год главами пяти государств был заключен Договор «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве».

Позднее, в июне 1998 года, по инициативе России и Казахстана сфера стран — участниц Таможенного союза значительно расширилась. Были заключены в его рамках новые соглашения: «О формировании Транспортного союза», «О международном автомобильном сообщении», «О единых условиях транзита через территории стран-участников Таможенного союза», «О взаимодействии энергетических систем» и другие межведомственные соглашения и протоколы.

26 февраля 1999 года главами государств был подписан Договор «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». Эти документы позволили значительно упростить процедуры внутри граничного контроля, активизировать совместную деятельность по расширению торгово-экономического сотрудничества, усовершенствовать основы общего таможенного тарифа и определить закономерности применения защитных мер в торговых отношениях, укрепить национальные валютно-финансовые структуры.

По многим видам товаров были утверждены единые таможенные тарифы, оговорен порядок нетарифного регулирования. При активном участии и по инициативе России и Казахстана были сформированы основные направления по сближению национальных законодательств, что явилось началом формирования единого правового пространства.

Сложившийся в те годы экономический союз стран-участниц заложил в непростых обстоятельствах довольно прочную основу под Таможенный союз. Затем развитие интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС привело к возобновлению попыток стран-участниц создать Таможенный союз.

Принципиальное решение по этому вопросу было принято еще в 2006 года на сочинском неформальном саммите сообщества. Вместе с тем Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, рассмотренный 6 октября 2007 года в Душанбе на заседании Межгоссовета, подписали только Белоруссия, Казахстан и Россия, тогда как другие страны СНГ выразили намерение присоединиться к ним «по мере готовности».

Это обстоятельство подтвердило заметное отличие стран — участниц ЕврАзЭС друг от друга по методам, темпам, направлениям и показателям экономического развития.

На основе Договора были учреждены Межгосударственный совет на уровне президентов стран-участниц как высший орган и Комиссия Таможенного Союза как единый постоянно действующий орган данного интеграционного объединения. Доминирующую позицию в комиссии заняла Россия (57% голосов), Беларусь и Казахстан получили по 21,5%. Все решения принимаются 2/3 голосов.

В этой связи уместно отметить, что интенсивность, например, в торговле между государствами ТС, уже в 2009 года была выше, чем средний уровень торговли любых других стран, состоящих в любом другом таможенном союзе. И это очень важный показатель, который свидетельствует о большом взаимном потенциале. Поэтому задача стран-участниц состоит в повышении конкурентоспособности их экономик, что является императивом, так как экономическая политика трех стран должна быть направлена на модернизацию и диверсификацию экономики, на рост отраслей, связанных с высокими технологиями.

Официально Таможенный союз стал функционировать с 1 января 2010 года с введением единого таможенного тарифа. Затем, с 1 июля 2010 года, вступил в силу общий Таможенный кодекс. Ровно через год внутри ТС был отменен таможенный контроль на границах между странами-участницами.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что его механизм планомерно совершенствуется, укрепляется договорно-правовая база. В результате торговый оборот постоянно увеличивался, ради чего и создавался Таможенный союз. При этом страны — участницы ТС на неформальном саммите, прошедшем 19 декабря 2009 года в Алматы решили создать Единое экономическое пространство (ЕЭП).

9 декабря 2010 года президенты трех стран — участниц Таможенного союза подписали в Москве декларацию о формировании Единого экономического пространства. При этом уже официально было зафиксировано их стремление «к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом». Всего было подписано 17 документов по созданию Единого экономического пространства.

С формированием Таможенного союза и Единого экономического пространства в странах-участниц расширились возможности для создания совместных предприятий, которые стали работать на единый рынок и получили защиту от поставок китайских товаров по бросовым ценам.

Первый договор о таможенном союзе заключен в

а) наличие единой таможенной территории государств — участников Таможенного союза;

б) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

— отмены в торговле между государствами товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

— установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

— формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г. В ст. 2 Соглашения определены механизмы и этапы создания Таможенного союза. На первом этапе осуществляются следующие мероприятия:

— практическое применение механизма функционирования Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.;

— унификация внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность;

— формирование механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями на основе делегирования соответствующих полномочий одной из Договаривающихся Сторон. Договаривающиеся Стороны организуют контроль за правоприменительной практикой и обеспечением единообразия осуществления методов:

— установления надежных механизмов контроля за недопущением несанкционированного реэкспорта товаров в третьи страны;

Читайте так же:  Проверка штрафа гибдд по инн

— осуществления платежно-расчетных отношений по торговым и неторговым операциям на двусторонней и многосторонней основе;

— применения единого регулирования внешних экономических связей в отношении третьих стран;

— сближения экономических условий хозяйствования;

— ведения таможенной статистики внешней торговли;

— осуществления надежного таможенного контроля на внешних таможенных границах. После выполнения всех мероприятий, предусмотренных первым этапом, на втором этапе производится объединение таможенных территорий государств-участников в единую таможенную территорию, решается вопрос о международной правосубъектности Таможенного союза и судьбе действующих международных договоров. Договаривающиеся Стороны применяют:

— Основы таможенных законодательств государств — участников СНГ, одобренные Советом глав правительств Содружества 10 декабря 1994 г.;

— Единую методологию таможенной статистики внешней торговли государств — участников СНГ, утвержденную Советом глав правительств государств Содружества 10 декабря 1994 г.;

— Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Советом глав правительств государств Содружества 24 сентября 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями;

— Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт, подписанное в Москве 15 апреля 1994 г. Распределение таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, установлено в ст. 4 Соглашения: «1. Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара. 2. Суммы вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны и вывозимые с территории государства любой Договаривающейся Стороны на территорию государства другой Договаривающейся Стороны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар вывозится. 3. Суммы вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, вывозимые с территории любой Договаривающейся Стороны в третью страну:

а) в отношении товаров, происходящих с территории государства любой Договаривающейся Стороны, с учетом положений подпункта б) пункта 3 настоящей статьи, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар происходит;

б) в отношении товаров, изготовленных на территории любой Договаривающейся Стороны из сырья и/или материалов, происходящих с территории любой другой Договаривающейся Стороны, зачисляются в бюджеты государств Договаривающихся Сторон в соответствии с согласованным распределением сумм вывозных таможенных пошлин;

в) в отношении товаров, происходящих с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар вывозится. 4. Договаривающиеся Стороны согласуют порядок взаимного зачисления таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие». Порядок взаимного зачисления таможенных платежей установлен в указании ГТК от 28 ноября 1996 г. № 01-14/1310. Временные ограничения во взаимной торговле путем использования тарифных, количественных либо иных равнозначных мер могут применяться только в случаях:

— острого дефицита данного товара на внутреннем рынке — до стабилизации положения на рынке;

— острого дефицита платежного баланса — до стабилизации положения с платежным балансом;

— если какой-либо товар ввозится на территорию одной из Договаривающихся Сторон в таких возросших количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров (п. 1 ст. 5 Соглашения). В сфере таможенного контроля стороны обязались (ст. 6 Соглашения):

— обеспечить единство управления своими таможенными службами;

— организовать совместный контроль за перемещением товаров и транспортных средств;

— отменить таможенный контроль на общей границе при безусловном обеспечении надежного таможенного контроля на своих внешних границах. Соглашение между РФ и Республикой Беларусь о единстве управления таможенными службами заключено в Минске 21 февраля 1995 г. Таможенный контроль отменен на границе РФ:

— с Республикой Беларусь (Указ Президента РФ от 25 мая 1995 г. № 525);

— с Республикой Казахстан (Указ Президента РФ от 31 декабря 1995 г. № 1343).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Список стран-участников Таможенного союза в 2018 году

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:
  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Россия Казахстан Беларусь Кыргызстан Армения
85,33% 7,11% 4,55% 1,9% 1,11%

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Этапы формирования

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

Читайте так же:  Какую причину увольнения назвать на собеседовании

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС. Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа:

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс. В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий:

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений, т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Анализ деятельности

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

Источники


  1. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.

  2. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.

  3. ред. Шубин, В.В. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961-1983 гг.); М.: Юридическая литература, 2012. — 432 c.
  4. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.
Первый договор о таможенном союзе заключен в
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here