Пбу по налогам и сборам

Важная информация в статье: "Пбу по налогам и сборам" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)

ПБУ 1/2008
Учетная политика организации

ПБУ 2/2008
Учет договоров строительного подряда

ПБУ 3/2006
Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

ПБУ 4/99
Бухгалтерская отчетность организации

ПБУ 5/01
Учет материально-производственных запасов

ПБУ 6/01
Учет основных средств

ПБУ 7/98
События после отчетной даты

ПБУ 8/2010
Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

ПБУ 11/2008
Информация о связанных сторонах

ПБУ 12/2010
Информация по сегментам

ПБУ 13/2000
Учет государственной помощи

ПБУ 14/2007
Учет нематериальных активов

ПБУ 15/2008
Учет расходов по займам и кредитам

ПБУ 16/02
Информация по прекращаемой деятельности

ПБУ 17/02
Учет расходов на научно — исследовательские, опытно — конструкторские и технологические работы

ПБУ 18/02
Учет расчетов по налогу на прибыль

ПБУ 19/02
Учет финансовых вложений

ПБУ 20/03
Информация об участии в совместной деятельности

ПБУ 21/2008
Изменения оценочных значений

ПБУ 22/2010
Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности

ПБУ 23/2011
Отчет о движении денежных средств

ПБУ 24/2011
Учет затрат на освоение природных ресурсов

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ФСБУ (ПБУ) для коммерческого сектора

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ — положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период с 1 октября 1998 г. до 1 января 2013 г., признаны федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Перечень действующих ФСБУ (ПБУ):

Информация предоставлена сайтом КонсультантПлюс

Проекты ФСБУ, разрабатываемые Фондом «НРБУ «БМЦ»:

(Проекты ФСБУ разрабатываются Фондом «НРБУ «БМЦ» в соответствии со статьей 24 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019-2021 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 05.06.2019 № 83н.)

Нормативно-правовое регулирование учета расчетов по налогам и сборам

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень документов составляют законы и законодательные акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации, а также представление бухгалтерской отчетности.

Самым важным документом системы первого уровня является Налоговый кодекс Российской Федерации. В налоговом кодексе установлены основы налогообложения физических и юридических лиц, определены элементы налогообложения и льготы по налогам, а также основания для их использования.

Особое место в первой группе документов занимают Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете», где закреплен ряд важных принципов и правил бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, изложены основы его ведения.

Второй уровень системы нормативного регулирования формируют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Минфином России, которые фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики. Ко второму уровню нормативного регулирования относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н, с изменениями и дополнениями от 11 февраля 2008 г., 25 октября, 24 декабря 2010 г.). Положение устанавливает требования и принципы ведения учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

В ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» установлен порядок формирования суммы налога на прибыль в бухгалтерском учете и раскрытия информации о расчетах по налогу на прибыль в бухгалтерской отчетности. Согласно этому стандарту в бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты не только текущие обязательства по налогу на прибыль, но и отложенные налоги, которые приведут в последующих периодах к изменению обязательств организации по уплате налога на прибыль в бюджет.

Документы третьего уровня — методические указания, инструкции и разъяснения министерств и ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета данных операций.

Важным документом третьего уровня регулирования бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам является План счетов и инструкция по его применению. Для учета расчетов по налогам и сборам Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены балансовые счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Четвертый уровень в системе регулирования должны имеют рабочие документы организации, формирующие учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения в методическом, техническом и организационном аспектах, а также ряд других документов, необходимых для успешной организации и ведения бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

— документ по учетной политике предприятия;

— утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

— утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

— утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Основные нормативные документы:

«О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402- ФЗ.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.14 г. №69-ФЗ).

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.03.15 г. № 167-ФЗ).

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н, с последующими изменениями и дополнениями(в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» — ПБУ 18/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н.

Организации, которые находятся на ОСН, признаются плательщиками налога на прибыль, а потому должны вести учет расчетов по этому налогу и раскрывать соответствующую информацию в бухгалтерской отчетности. В общем случае делать это нужно в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина от 19.11.2002 № 114н).

Читайте так же:  Ликвидация фирм с долгами

Об основах применения ПБУ 18 02 для «чайников» расскажем в нашей консультации.

Кто может не применять ПБУ 18 02

Кто освобождается от использования стандарта, а кто обязан применять ПБУ 18 02, указано в п. 2 ПБУ 18/02 . Так, указывается, что «прибыльным» ПБУ могут не руководствоваться организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В первую очередь, это малые предприятия (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ). Подробнее о категориях лиц, которые могут не использовать в своей работе ПБУ 18/02, мы рассказывали здесь.

Соответственно, иные организации применять ПБУ 18/02 обязаны.

Конечно, те организации, которые освобождены от обязательного применения ПБУ 18/02, могут применять это ПБУ на основе собственного решения, отраженного в Учетной политике в целях бухгалтерского учета.

ПБУ 18 02 – последняя редакция 2018

В 2018 году ПБУ 18/02 применяется в редакции, последняя из которых была утверждена Приказом Минфина от 06.04.2015 № 57н.

Предполагается, что начиная с 01.01.2020 ПБУ 18/02 будет применяться в новой редакции.

Налог на прибыль по ПБУ 18 02 для чайников

Мы указали выше применительно к ПБУ 18 02, кто должен применять стандарт, а как это делать, расскажем ниже.

Плательщики налога на прибыль знают, что бухгалтерская прибыль и прибыль налоговая – это не одно и то же. Применение ПБУ 18/02 направлено на то, чтобы отражать в бухучете и отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток) от налога на налогооблагаемую прибыль (убыток) (п. 1 ПБУ 18/02 ).

Проводки по ПБУ 18/02 делаются либо по мере возникновения разниц в бухгалтерском и налоговом учете, либо уже при расчете налога на прибыль по итогам отчетного периода или года. Первый вариант распространен тогда, когда учет по ПБУ 18/02 ведется в автоматическом режиме в бухгалтерской программе. При ручном учете расчетов по налогу на прибыль обычно применяется второй вариант.

Простейшие и базовые понятия при применении ПБУ 18/02 – условный расход (УРНП) и условный доход (УДНП) по налогу на прибыль.

УРНП – это условная величина налога на прибыль, исчисленная с бухгалтерской прибыли, а УДНП – с бухгалтерского убытка (п. 20 ПБУ 18/02 ).

Рассмотрим основы применения ПБУ 18 для чайников с примерами.

Предположим, что по итогам отчетного периода бухгалтерская прибыль организации составила 1 000 000 рублей. Эта сумма соответствует превышению за отчетный период кредитового оборота счета 99 «Прибыли и убытки» (с дебета счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы») над дебетовым оборотом счета 99 в корреспонденции с теми же счетами 90, 91 (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Следовательно, условный расход по налогу на прибыль составит 200 000 рублей (1 000 000 рублей * 20%) и будет отражен так:

Дебет счета 99 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчет налога на прибыль» на сумму 200 000 рублей

Если бы у организации был убыток, то делалась бы обратная проводка на условный доход по налогу на прибыль.

УРНП (УДНП) нужно отличать от текущего налога на прибыль (ТНП). ТНП – это налог на прибыль, исчисленный с прибыли, сформированной по правилам налогового учета. Если у конкретной организации разниц между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью в отчетном периоде не было (а такое тоже может быть), то УРНП = ТНП (п. 21 ПБУ 18/02 ). Но обычно различия есть. И обусловлены они постоянными и временными разницами.

Рассчитывая налог на прибыль по ПБУ 18/02, после исчисления УРНП (УДНП) нужно определить, есть ли между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью постоянные разницы, т. е. те разницы, которые в будущем не повлияют на бухгалтерскую или налогооблагаемую прибыль (п. 4 ПБУ 18/02 ).

К примеру, суммы материальной помощи в бухгалтерском учете уменьшают прибыль, а в налоговом учете не признаются в качестве расхода (п. 23 ст. 270 НК РФ, п.п. 4,5, 11 ПБУ 10/99 ). Постоянные разницы, умноженные на ставку налога на прибыль, — это постоянные налоговые обязательства (ПНО) (когда из-за постоянных разниц уменьшается бухгалтерская прибыль, а налогооблагаемая прибыль не изменяется) или постоянные налоговые активы (ПНА) (когда из-за постоянных разниц бухгалтерская прибыль увеличивается, а налогооблагаемая не изменяется). Когда возникает ПНА? Например, организация дооценила по рыночной стоимости свои финансовые вложения в виде ценных бумаг. В бухгалтерском учете доход признается, а в налоговом – нет (п. 20 ПБУ 19/02 , пп. 25 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Продолжим наш пример. Организация в отчетном периоде начислила материальную помощь работникам в размере 60 000 рублей. Следовательно, ПНО в сумме 12 000 рублей (60 000 рублей * 20%) будет отражено так (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 99 – Кредит счета 68, субсчет «Расчет налога на прибыль» на сумму 12 000 рублей

Далее нужно определить временные разницы, из-за которых бухгалтерская и налогооблагаемая прибыль различаются потому, что какие-то доходы или расходы признаются в бухгалтерском учете в этом отчетном периоде, а в налоговом учете в следующем периоде или наоборот (п. 8 ПБУ 18/02 ). Так возникают отложенные налоговые активы (ОНА) и отложенные налоговые обязательства (ОНО) (п.п.14, 15 ПБУ 18/02 ). Рассчитываются ОНА и ОНО как произведение временных разниц на ставку налога на прибыль.

Повторим, ОНА появляются, когда из-за возникших разниц налог на прибыль будет уменьшен в следующих отчетных периодах, а ОНО – если будет увеличен.

Типичный пример – формирование резерва на предстоящую оплату отпусков, когда в налоговом учете такой резерв не создается. Другой пример – использование разных методов амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.

Предположим в нашем примере, что в отчетном периоде в организации был создан резерв на оплату отпусков в размере 370 000 рублей. В бухгалтерском учете расходы будут признаны в отчетном периоде, а в налоговом – только по мере ухода работников в отпуск. Следовательно, возникает ОНА в размере 74 000 рублей (370 000 рублей * 20%) (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 09 «Отложенные налоговые активы» — Кредит счета 68, субсчет «Расчет налога на прибыль» на сумму 74 000 рублей

Если в отчетном периоде резерв был частично использован, отражается уменьшение ОНА. К примеру, за счет резерва были начислены отпускные со взносами на сумму 90 000 рублей. Поэтому исчисленный ранее ОНА уменьшится на 18 000 рублей (90 000 рублей * 20%) (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета счета 68, субсчет «Расчет налога на прибыль» — Кредит счета 09 на сумму 18 000 рублей

Отложенные налоговые обязательства формируются по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции со счетом 68, а уменьшение ОНО показывается по дебету счета 77.

Текущий налог на прибыль (ТНП) с учетом требований ПБУ 18/02 определяется так (п. 21 ПБУ 18/02 ):

ТНП = УРНП – УДНП + ПНО – ПНА + ОНА – ОНО

В нашем примере предположим, что иных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом у организации не было. Следовательно, ТНП составит:

ТНП = 200 000 + 12 000 + 74 000 – 18 000 = 268 000

Читайте так же:  Не выдают зарплату куда обращаться

По итогам произведенных подсчетов субсчет «Расчет налога на прибыль» счета 68 обнуляется:

Дебет счета 68, субсчет «Расчет налога на прибыль» — Кредит счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом» на сумму 268 000 рублей

При этом на субсчете «Расчеты с бюджетом» счета 68 ТНП распределяется между федеральным и региональным бюджетами.

Если по итогам отчетного периода в налоговом учете сформировался убыток, то на величину «налога на прибыль» с налогового убытка отражается ОНА:

Дебет счета 09, субсчет «Убыток» — Кредит счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом»

ПБУ 18/02 и бухгалтерская отчетность

На отчетную дату дебетовое сальдо счета 09 в бухгалтерском балансе организации отражается в составе внеоборотных активов по строке 1180 «Отложенные налоговые активы». А кредитовое сальдо счета 77 показывается в составе долгосрочных обязательств по строке 1420 «Отложенные налоговые обязательства».

Сальдо счета 99, на котором в течение года ведется учет расчетов по налогу на прибыль, участвует в формировании остатка по строке 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

В отчете о финансовых результатах ТНП нужно показать по строке 2410 «Текущий налог на прибыль» и дополнительно заполнить строки (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н):

  • 2421 «в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)»;
  • 2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств»;
  • 2450 «Изменение отложенных налоговых активов».

Как применять на практике ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

Данная статья представляет собой инструкцию для бухгалтеров, которым нужно быстро изучить или освежить в памяти ключевые вопросы, связанные с учетом налога на прибыль, формированием постоянных и временных разниц, а также постоянных и отложенных налоговых обязательств и активов. Материал будет обновляться каждый раз после внесения изменений в законодательство, поэтому обращать внимание на дату размещения статьи не нужно — шпаргалка будет актуальной всегда.

Кто применяет

Компании, которые являются плательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Исключение предусмотрено для некоммерческих организаций, а также для субъектов малого предпринимательства (о том, кто относится к субъектам малого предпринимательства см. в статье «Чем бухучет и отчетность «упрощенщиков» будут отличаться от учета и отчетности «обычных» организаций»). Такие компании вправе выбирать — применять ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н), либо отказаться от него. Каким бы ни был выбор, его необходимо закрепить в учетной политике.

Цель применения

Правила учета доходов и расходов в налоговом учете (НУ) и в бухгалтерском учете (БУ) установлены разными нормативами. Для НУ нормативом является Налоговый кодекс, а для БУ — различные положения по бухгалтерскому учету (в частности, ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Из-за этого налоговый учет далеко не всегда совпадает с бухгалтерским.

Так, некоторые затраты в БУ отражаются в полной сумме, а в НУ — в пределах лимита (например, представительские расходы). Есть затраты, которые отражаются только в бухгалтерском учете, а в налоговом учете отсутствуют (например, премии к празднику). Наконец, момент учета доходов и расходов в БУ может отличаться от момента учета доходов и расходов в НУ (в частности, у тех, кто использует кассовый метод). И это далеко не все случаи, когда показатели налогового и бухгалтерского учета расходятся.

В результате может получиться, что прибыль (то есть разница между доходами и расходами) в декларации по налогу на прибыль одна, а в отчете о финансовых результатах — другая. Тогда следует сделать специальные проводки, и с их помощью «подогнать» прибыль из отчета о финансовых результатах под прибыль из декларации. Иными словами, при помощи специальных проводок нужно показать связь между «налоговой» и «бухгалтерской» прибылью. О том, как создать такие проводки, говорится в ПБУ 18/02.

Разницы между данными НУ и БУ

Каждый раз, когда какой-либо доход или расход в налоговом и бухгалтерском учете отражается по-разному, возникает так называемая разница. Существует два вида разниц: временные и постоянные. Для бухгалтера крайне важно определить, к какому из видов относится та или иная сумма.

Временные разницы

Временные разницы — это доходы и расходы, которые в БУ отражаются в одном отчетном периоде, а в НУ — в другом периоде. Отличительная черта временной разницы в том, что рано или поздно наступит момент, когда расхождение между налоговым и бухгалтерским учетом будет сведено к нулю.

Компания ввела в эксплуатацию объект основных средств. Его первоначальная стоимость равна 120 000 руб., срок полезного использования пять лет.

В учетной политике закреплено, что для целей НУ используется линейный метод амортизации, а для целей БУ — способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Из-за этого сумма ежемесячных амортизационных отчислений по данным налогового учета отличатся от суммы отчислений по данным бухучета. Как следствие, каждый месяц возникает разница.

По окончании срока полезного использования первоначальная стоимость будет полностью списана как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. При этом общая сумма амортизации, начисленной в течение пяти лет, и в НУ и в БУ составит 120 000 руб. Значит, расхождение между налоговым и бухучетом будет сведено к нулю.
На основании этого бухгалтер сделал вывод, что разница, возникающая из-за несовпадения ежемесячной суммы амортизации, является временной.

Организация по-разному отражает отпускные в бухгалтерском и налоговом учете.

В БУ компания формирует резерв предстоящих расходов по отпускам. Для этого ежемесячно определенная сумма списывается по дебету «затратного» счета и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

В НУ отпускные списываются в затраты того месяца, на который приходится отпуск.

Таким образом, ежемесячно возникает разница в виде сумм, списанных на расходы в бухгалтерском учете.

Видео (кликните для воспроизведения).

После того, как сотрудник использует отпуск, в налоговом учете будут сформированы затраты на полную величину отпускных. При этом итоговая сумма отпускных по данным НУ совпадет с суммой, которая в течение предыдущих месяцев была отнесена в резерв по данным БУ. Значит, расхождение между налоговым и бухучетом будет сведено к нулю.

На основании этого бухгалтер сделал вывод, что разница, возникающая из-за ежемесячного отражения затрат в бухгалтерском учете, является временной.

Добавим, что временные разницы надо учитывать по каждому виду активов и обязательств. Это означает, что необходимо организовать аналитический учет временных разниц в разрезе основных средств, резервов и проч.

Постоянные разницы

Постоянные разницы — это доходы и расходы, которые отражаются только в одном учете: либо в налоговом, либо в бухгалтерском. Отличительная черта постоянной разницы в том, что расхождение между НУ и БУ никогда не будет аннулировано.

Компания потратила на рекламу 200 000 руб. В бухгалтерском учете данные затраты списаны в полном объеме. Для целей налогообложения расходы списаны в пределах 1 % выручки от реализации, что составило 50 000 руб. В итоге образовалась разница, равная 150 000 руб.(200 00 руб. – 50 000 руб.).

Ни в текущем, ни в последующих периодах часть рекламных затрат в размере 150 000 руб. не будет признана в НУ. На основании этого бухгалтер сделал вывод, что разница является постоянной.

Какие проводки создать в случае временной разницы

Прежде всего, необходимо определить, является временная разница вычитаемой или налогооблагаемой. Для этого нужно понять, какая прибыль — «налоговая» или «бухгалтерская» — оказалась больше после возникновения этой временной разницы.

Читайте так же:  Штрафы гибдд когда сгорают и стоит ли этого ждать

Если «налоговая» прибыль БОЛЬШЕ, чем «бухгалтерская», то временная разница является вычитаемой. В этом случае в учете следует отразить отложенный налоговый актив (ОНА). Его величина равна вычитаемой временной разнице, умноженной на налоговую ставку. При этом бухгалтер должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 — отражен отложенный налоговый актив (ОНА).

Если «налоговая» прибыль МЕНЬШЕ, чем «бухгалтерская», то временная разница является налогооблагаемой. В этом случае в учете следует отразить отложенное налоговое обязательство (ОНО). Его величина равна налогооблагаемой временной разнице, умноженной на налоговую ставку. При этом бухгалтер должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77 — отражено отложенное налоговое обязательство (ОНО).

Какие проводки создать в случае постоянной разницы

Прежде всего, необходимо определить, является постоянная разница положительной или отрицательной. Для этого нужно понять, какая прибыль — «налоговая» или «бухгалтерская» — оказалась больше после возникновения этой постоянной разницы.

Если «налоговая» прибыль БОЛЬШЕ, чем «бухгалтерская», то постоянная разница является положительной. В этом случае в учете следует отразить постоянное налоговое обязательство (ПНО). Его величина равна положительной постоянной разнице, умноженной на налоговую ставку. При этом бухгалтер должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 — отражено постоянное налоговое обязательство (ПНО).

Если «налоговая» прибыль МЕНЬШЕ, чем «бухгалтерская», то постоянная разница является отрицательной. В этом случае в учете следует отразить постоянный налоговый актив (ПНА). Его величина равна отрицательной постоянной разнице, умноженной на налоговую ставку. При этом бухгалтер должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 — отражен постоянный налоговый актив (ПНА).

Как разницы влияют на налог на прибыль

Согласно ПБУ 18/02 прибыль по данным бухгалтерского учета, умноженная на налоговую ставку (она равна 20%), называется условным расходом по налогу на прибыль. Соответственно, убыток по данным бухучета, умноженный на налоговую ставку, называется условным доходом по налогу на прибыль. Условный расход по налогу на прибыль отражают по дебету счета 99 и кредиту счета 68, условный доход по налогу на прибыль — по дебету счета 68 и кредиту счета 99.

Прибыль по данным налогового учета, умноженная на налоговую ставку, называется текущим налогом на прибыль. Никакой отдельной проводки на сумму текущего налога на прибыль делать не надо.

Условный расход (или доход) по налогу на прибыль «подгоняется» к текущему налогу на прибыль при помощи ОНА, ОНО, ПНО и ПНА.

По итогам периода «бухгалтерская» прибыль составила 1 000 000 руб., и условный расход по налогу на прибыль — 200 000 руб.(1 000 000 руб. х 20%).
«Налоговая» прибыль за этот же период составила 700 000 руб., и текущий налог на прибыль — 140 000 руб.(700 000 руб. х 20%).

В течение периода образовалась постоянная отрицательная разница в размере 400 000 руб., и вычитаемая временная разница в размере 100 000 руб.
Бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 200 000 руб. – отражен условный расход по налогу на прибыль;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 99
— 80 000 руб. (400 000 руб. х 20%) – отражен постоянный налоговый актив;
ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 20 000 руб. (100 000 руб. х 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

В итоге по кредиту счета 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» образовалось сальдо в сумме 140 000 руб.(200 000 руб. – 80 000 руб. + 20 000 руб.), что соответствует величине текущего налога на прибыль.

Как погасить отложенные налоговые обязательства и активы

Как говорилось выше, временные разницы возникают в случае, когда расхождение между НУ и БУ рано или поздно будет выведено в ноль. По мере его сокращения или полного аннулирования, следует гасить и отложенные налоговые активы и обязательства. Для этого нужно делать следующие проводки:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 09 — погашен отложенный налоговый актив (ОНА);
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 — погашено отложенное налоговое обязательство (ОНО).

Может случиться так, что часть временной разницы останется непогашенной. Это произойдет, например, если основное средство продано или ликвидировано до окончания срока полезного использования. Тогда расхождение, возникшее из-за разных способов амортизации в налоговом учете и бухучете (или по иной причине), не будет полностью аннулировано.

В такой ситуации остаток ОНО или ОНА нужно списать на счет 91 «Прочие доходы расходы». Проводки буду следующие:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 09 — списан остаток непогашенного ОНА;
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 91 — списан остаток непогашенного ОНО.

Как отразить отложенные налоговые обязательства и активы в бухгалтерской отчетности

В балансе бухгалтер должен показать отложенные налоговые активы и обязательства: ОНА — в составе внеоборотных активов, ОНО — в составе долгосрочных обязательств. Что касается постоянных налоговых активов и обязательств, то они в балансе не отражаются.

В отчете о финансовых результатах нужно показать ПНО и ПНА, а также изменения отложенных налоговых активов и обязательств. Под изменениями понимаются временные разницы, возникшие или погашенные в отчетном периоде, и умноженные на налоговую ставку.

Текущий налог на прибыль отражается в отчете о финансовых результатах, где для данного показателя предусмотрена отдельная строка. В балансе следует показать только переплату, либо недоимку по текущему налогу на прибыль: переплату — в составе дебиторской задолженности, недоимку — в составе краткосрочных обязательств. Условный расход и доход по налогу на прибыль ни в балансе, ни в отчете о финансовых результатах не указывается.

Кроме того, в пояснениях к балансу и к отчету о финансовых результатах нужно раскрыть следующие сведения:
— условный расход (доход) по налогу на прибыль;
— постоянные и временные разницы, возникшие в отчетном периоде;
— постоянные и временные разницы, возникшие в прошлых отчетных периодах;
— суммы ПНО, ПНА, ОНА и ОНО;
— суммы ОНА и ОНО, списанные в связи с выбытием (продажей, ликвидацией или безвозмездной передачей) актива или обязательства.

Все ПБУ по бухучету на 2016 год

В нашей консультации мы рассказывали о четырехуровневой системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ и указывали, что Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) относятся к 2-ому уровню. В этом материале напомним обо всех ПБУ, действовавших по состоянию на 31.12.2016.

Сколько всего ПБУ

На 2016 года количество ПБУ составляет 24 штуки.

При этом с точки зрения нормативного регулирования часто вместе с ПБУ упоминаются Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 №34н) и Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина от 30.12.1993 № 160).

ПБУ 2016: перечень

Приведем перечень действующих на 31.12.2016 Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) в таблице:

Все ПБУ по бухучету на 2018-2019 годы — перечень

Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.

ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

Читайте так же:  Как купить землю у государства

В 2017 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2017 году

Правила бухучета, применяемые в РФ в 2017 году, представлены следующим перечнем:

  • ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
  • ПБУ 4/99— устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
  • ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
  • ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;

О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.

Новые ПБУ в 2018–2021 годах

С 2017 года Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2018–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета. » от 18.04.2018 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Название проекта ПБУ

Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения

Таблица ПБУ 2019 года в последней редакции

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2019 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2019 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица действующих в 2019 году ПБУ

№ 106н от 06.10.2008

№ 69н от 28.04.2017

№ 116н от 24.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 154н от 27.11.2006

№ 180н от 09.11.2017

№ 43н от 06.07.1999

№ 142н от 08.11.2010

№ 44н от 09.06.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 26н от 30.03.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 56н от 25.11.1998

№ 57н от 06.04.2015

№ 167н от 13.12.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 32н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 33н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 48н от 29.04.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 143н от 08.11.2010

№ 143н от 08.11.2010

№ 92н от 16.10.2000

№ 115н от 18.09.2006

№ 153н от 27.12.2007

№ 64н от 16.05.2016

№ 107н от 06.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 66н от 02.07.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 115н от 19.11.2002

№ 64н от 16.05.2016

№ 114н от 19.11.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 126н от 10.12.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 105н от 24.11.2003

№ 116н от 18.09.2006

№ 106н от 06.10.2008

№ 132н от 25.10.2010

№ 63н от 28.06.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 11н от 02.02.2011

№ 11н от 02.02.2011

№ 125н от 06.10.2011

№ 125н от 06.10.2011

В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Также право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, другим ведомствам. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Третий (методологический) уровень — инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень — документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету – учетная политика организации. Цель этого уровня – определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и ведение бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

С момента государственной регистрации любая организация или индивидуальный предприниматель приобретают статус налогоплательщика. Это означает, что они должны уплачивать в бюджет и во внебюджетные фонды налоги, акцизы, сборы и иные обязательные платежи.

Основными нормативными документами, регламентирующими организацию и ведение бухгалтерского учета расчетов с бюджетом, являются следующие:

  • 1. Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  • 2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  • 3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н.
  • 4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
  • 5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» — ПБУ18/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н.

Согласно Налоговому кодексу, в российской налоговой системе устанавливается три уровня налогов: федеральные, региональные и местные. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, а также водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и государственная пошлина. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Местными налогами являются земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговые сборы.

Федеральным налогам посвящен радел VIII Налогового кодекса РФ, для региональных налогов и сборов предусмотрен раздел IX, информация о местных налогах и сборах расположена в разделе Х. Каждому из налогов в данных разделах отведена отдельная глава, в которой постатейно содержится информация о том, кто обязан уплачивать данные налоги, что является объектом налогообложения, как определить налоговую базу и исчислить сумму налога к уплате. Также указаны сроки уплаты налогов и виды отчетности, заполняемой налогоплательщиком для представления в налоговые органы.

Помимо Налогового кодекса, налог на прибыль регламентируется также Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», разработанным Министерством Финансов РФ России для максимального сближения бухгалтерского и налогового учета. Основная цель этого нормативного документа ? системное формирование в бухгалтерском учете суммы налога на прибыль.

Основными задачами ПБУ 18/02 являются:

  • 1. Приведение российского бухгалтерского законодательства в России к соответствию с международными стандартами учета, согласно которым в отчетности требуется раскрытие как текущих обязательств по налогу на прибыль (суммы налога, подлежащей к уплате за отчетный период), так и отложенных налоговых активов и обязательств, которые приведут к изменению налоговых платежей в будущих периодах.
  • 2. Повышение уровня достоверности бухгалтерской отчетности. Достоверность является главным качественным показателем бухгалтерского учета. Отражение суммы налога на прибыль в отчетности по «кассовому» методу (только суммы к уплате по итогам периода) не дает пользователю отчетности возможности получить информацию о причинах отклонения бухгалтерской и налоговой прибыли, причинах изменений налоговых платежей по периодам, а также сделать вывод о возможных будущих расходах организации на уплату налога. Иначе говоря, порядок, применявшийся без использования данного положения, недостоверно отражал обязательства текущего периода, что могло привести к значительным изменениям финансовых результатов деятельности организации в будущем.

В бухгалтерской периодике высказывается мнение, что причиной введения ПБУ 18/02 является также возможность для организации рассчитывать сумму налога на прибыль, основываясь исключительно на данных бухгалтерского учета. Налоговый кодекс дает такое право налогоплательщикам, а именно, согласно ст. 313 НК РФ организации имеют право не вести отдельно регистры налогового учета, если в регистрах бухгалтерского учета, дополненных необходимыми реквизитами, содержится достаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями налогового законодательства.[16, c.50]

Налог на прибыль по праву признают одним из самых сложных для исчисления, с его огромным количеством нюансов, касающихся определения налоговой базы. Гораздо более простым, но не менее важным федеральным сбором является плата за негативное воздействие на окружающую среду — один из элементов экономико-правового механизма охраны окружающей среды. Такая плата рассматривается в экологическом праве России как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, инициативно принимали меры по обеспечению соблюдения требований экологического законодательства. Действия налогоплательщиков по отношению к окружающей среде регламентированы огромным количеством нормативно-правовых источников, начиная с Конституции РФ (ее статья 42 гласит: каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением) заканчивая письмами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Учитывая, что система законодательства в области охраны окружающей среды включает в себя как федеральные законы, так и подзаконные нормативные правовые акты, перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области негативного воздействия на окружающую среду, следующий: 1) Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; 2) Федеральный закон от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; 3) Федеральный закон от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды и ее предельных размеров установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632.

В отношении таких налогов как земельный, транспортный и налог на имущество, субъектам Российской федерации и представительным органам власти муниципальных образований разрешено устанавливать свои налоговые ставки в пределах допустимых Налоговым кодексом. В законах субъектов РФ о налоге на имущество организаций могут быть установлены льготы по этому налогу для отдельных категорий налогоплательщиков. Соответственно, к регламентирующей ведение и учет расчетов с бюджетов нормативной документации можно отнести Законы субъектов Российской Федерации и решения представительных органов власти муниципальных образований.

Достаточно широк перечень нормативно-правовой документации, относящейся к транспортному налогу. В соответствии со статьей 358 НК РФ объект налогообложения должен быть зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная регистрация наземных транспортных средств осуществляется согласно следующим положениям: 1) Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности движения»; 2) Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»; 3) Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»; 4) Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.[18, c.298]

Не менее строго регламентируется регистрация прав на земельный участок для последующей уплаты земельного налога. В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ и п.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», обязательная государственная регистрация вещных прав является единственным доказательством этого права.

Прочие правовые отношения относительно данного объекта налогообложения регулируются Земельным кодексом, введенным Федеральным законом от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ. [15, c.160]

Обобщив всю информацию о нормативно-правовой документации, регламентирующей ведение учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, можно сказать, что, несмотря на многообразие соответствующих документов различного уровня, большую часть регламентирующих функций выполняет Налоговый кодекс, преподнося пользователям возможность получить исчерпывающую информацию по каждому из видов налогов и сборов в одном источнике.

Источники


  1. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.

  2. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  4. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
Пбу по налогам и сборам
Оценка 5 проголосовавших: 1
Номер ПБУ Наименование ПБУ Приказ Минфина Последнее изменение
без номера Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н от 29.07.1998 № 74н от 11.104.2018

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here