Особая роль международного права

Важная информация в статье: "Особая роль международного права" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Роль международного права в современных международных отношениях (стр. 1 из 6)

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

1.1 Предмет регулирования международного права

1.2 Особенности международного права

1.3 Сущность современного международного права

1.4 Функции современного международного права

1.5 Понятие международного права и его эволюция в эпоху глобализации международных отношений

1.5.1 Понятие международного права

1.5.2 Эволюция международного права в условиях глобализации международных отношений

Список использованных источников

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

1.1 Предмет регулирования международного права

Современный мир характеризуется многообразием международных отношений политического, экономического, научно- технического, культурного, гуманитарного, религиозного, правового характера. Эти отношения осуществляются государствами, их объединениями, международными организациями, создаваемыми ими комитетами и комиссиями, международными судебными учреждениями, народами, борющимися за свою независимость, международными неправительственными организациями (молодежными, женскими, ветеранскими, религиозными), транснациональными корпорациями, физическими и юридическими лицами. Все указанные субъекты и отношения, возникающие между ними, как на международной арене, так и в рамках национальных правовых систем, образуют в совокупности международную систему в широком смысле.

Система международных отношений в узком смысле включает отношения, осуществляемые особой категорией акторов (участников), а именно: государствами, межгосударственными образованиями, нациями (народами), борющимися за свое самоопределение, международными межправительственными и неправительственными организациями, международными судебными учреждениями, государственно-подобными образованиями, индивидами, транснациональными корпорациями.

Международные отношения (сотрудничество) можно классифицировать по субъектам на:

1) межгосударственные (между государствами в рамках двусторонних и многосторонних договоров во всех сферах coтрудничества, между государствами и международными межправительственными организациями, и последних между собой в рамках соглашений о сотрудничестве);

2) смешанные (между государствами и нациями (народами), в лице учрежденных ими органов при решении вопроса о форме самоопределения, между нациями (народами) и международными межправительственными организациями по вопросам относительно представительства органов, учрежденных нациями при международных организациях, между межправительственными международными организациями и неправительственными организациями по вопросу предоставления консультативного статуса последним, между государствами и государственно-подобными образованиями (Ватикан) об установлении дипломатических отношений, между международными судебными учреждениями и государствами, (например, о передаче преступников, о предоставлении территории для отбывания наказания лиц, осужденных международным уголовным трибуналом, между государством и транснациональной корпорацией, в частности, концессионные соглашения);

3) негосударственные (отношения между индивидами, неправительственными организациями и комитетами, комиссиями, международными судебными учреждениями по правам человека).

При всем разнообразии указанных отношений их объединяет общее: они носят публичный характер и являются предметом регулирования международного публичного права.

В литературе и международно-правовых документах используется термин «международное право», исторически произошедший от римского понятия «право народов» (jus gentium), регулировавшего отношения римских граждан с иностранцами. Первым использовал термин «международное право» вместо «право народов» английский ученый XVII в. Р. Зеч. С тех пор международное право как регулятор международных отношений публичного характера прочно вошло в международно-правовой обиход.

В отличие от международного публичного права международное частное право регулирует гражданско-правовые отношения между государствами и иностранными физическими и юридическими лицами либо определяет правовой режим иностранных физических и юридических лиц на территории государства. Поэтому источниками международного частного права являются не только международные договоры и обычаи, но и внутреннее законодательство и судебная практика государства. Таким образом, хотя международное частное право тесно связано с международным публичным правом, базируясь на общих принципах международного права, оно имеет свои специфические субъекты и источники и является самостоятельной системой права.

1.2 Особенности международного права

Международное право представляет собой компонент автономной системы, объединяющий институты и отрасли международного права. Комплекс норм одинаковой целевой направленности, касающихся конкретного объекта правового регулирования, образует институт международного права (например, институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности государств).

Отрасль международного права — это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом регулирования, и регламентирующих отношения субъектов международного права в определенной сфере сотрудничества.

В систему отраслей международного права входят:

— право международных договоров;

— право международных организаций;

— право внешних сношений, международное морское право;

— международное воздушное право;

— международное космическое право;

— международное экологическое право;

— международное уголовное право;

— право прав человека;

— право международной безопасности;

— международное экономическое право;

— международное гуманитарное право.

По мере расширения правовой регламентации конкретной сферы сотрудничества увеличивается число отраслей международного права. Так, к новым отраслям международного права относятся: международное информационное право, международное процессуальное право, международное таможенное право.

Международное право как система права отличается от любой национальной системы права по субъекту, объекту, способу разработки и обеспечения норм права.

По субъекту. Если субъектом национального права являются физические и юридические лица, то субъектом международного права — преимущественно коллективные образования, государства, нации (народы), международные организации. Причем среди субъектов международного права полным объемом правосубъектности пользуются государства, нации (народы) — целевой правосубъектностью, связанной с решением вопроса о формах их самоопределения; международные межправительственные организации — функциональной правосубъектностью в соответствии с компетенцией, закрепленной в их учредительных актах (уставах).

По объекту. Объект национального права закреплен в кодексах, законах и иных нормативных актах, регулирующих отдельные отрасли внутригосударственного права. Объект международного права в международно-правовых документах не закреплен и не является стабильным.

Объектом международного права является все то, что, по мнению государств, может быть предметом международно-правового регулирования. Иными словами, все, что не относится к внутренней компетенции государства, может по согласию государств стать объектом международного права. Поэтому объект международного права не стабилен, он расширяется за счет включения в него вопросов, по усмотрению государств, ранее относившихся к их исключительной внутренней компетенции. Так, вопросы обороны, экономики, защиты прав человека, борьбы с преступностью стали предметом совместного регулирования национального права и международного права. В тесных интеграционных объединениях (в частности, в ЕС) процесс расширения объекта международно-правового регулирования затрагивает практически все сферы, ранее входившие в исключительную внутреннюю компетенцию государств — членов ЕС.

Читайте так же:  Как пешеходу по фамилии проверить свои штрафы

По способу разработки норм. В национальном праве, в конституциях, законах, иных нормативных правовых актах (в Республике Беларусь — в декретах и указах Президента Республики Беларусь), являющихся основными источниками национального права, закрепляются органы, компетентные принимать указанные нормативные акты. Международное право отличается от внутреннего права как по источникам, так и по механизму принятия международных договоров и международных обычаев — основных источников международного права.

В международном праве отсутствует единый орган, принимающий международно-правовые акты. Государства как субъекты международного права сами разрабатывают и принимают международные договоры в лице уполномоченных представителей или вырабатывают в своей практике международные обычаи. В силу суверенитета и равенства государств процесс разработки и принятия международного договора — это длительный процесс согласования позиций государств относительно содержания статей международного договора. Причем, независимо от международного престижа и экономической развитости государства, норма, закрепленная в международном договоре, особенно многостороннем, не идентична первоначальной позиции этого государства. Она является результатом компромисса, к которому пришли государства — разработчики договора. Поэтому с учетом разнообразия законодательной и судебной практики государств, их политических целей разработка договора может затянуться на десятилетия. Например, работа над проектом статей, касающимся международно-правовой ответственности государств за международные правонарушения, была начата КМП ООН в 1956 г., и завершилась в 2001 г. принятием к сведению ГА ООН первой редакции этого проекта.

По способу обеспечения норм. Соблюдение норм национального права обеспечивается системой государственных органов и учреждений правоприменительного и правообеспечительного характера: суд, прокуратура, министерство внутренних дел. В международном праве такая централизованная система органов отсутствует. Вследствие равенства государств как основных субъектов международного права нормы международного права носят преимущественно координационный характер. Они создаются государствами и обеспечиваются ими через систему индивидуальных и коллективных принудительных мер. Так, если одно из государств — участников двустороннего договора не выполняет договорные обязательства, другое государство может приостановить или прекратить действия договора с государством-нарушителем.

Международное право как особая система права

К.К. Гасанов и соавторы (2011) дают следующее расширенное определение: современное международное право – это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, создаваемых путем согласования воль участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необходимости принуждением, которое осуществляется государствами индивидуально, коллективно или в рамках международных организаций

Авторы верно подчеркивают, что большое теоретическое и практическое значение имеют проблемы источников международного права. Различают формальные и материальные источники международного права.

Формальные источники международного права – формы, в которых существуют нормы международного права, это особые, специфические формы закрепления его норм и принципов.

Материальные источники международного права – социальные феномены, которые оказывают влияние на процесс создания норм международного права, это материальные условия жизни общества.

Важное значение для правильного решения вопроса об источниках международного права, подлежащих применению при решении конкретных споров, имеет Статут Международного Суда (далее – Статут), которыйявляется главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН).

В ст. 38 Статута установлено:

«1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

2. Это постановление не ограничивает право Суда разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны».

Согласно ст. 59 Статута решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу.

Выражение «ex aequo et bono» обычно переводят как «из добра и справедливости».

К.К. Гасанов и др. (2011) отмечают, что в теории современного международного права его источники принято подразделять следующим образом:

1) основные – международный договор; международный обычай; общие принципы права;

2) вспомогательные – решения международных и арбитражных судов; доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву; нормативные резолюции межгосударственных организаций; резолюции международных общественных организаций.

С.И. Некрасов (2012) подчеркивает, что международный обычай – это длительно повторяемое в аналогичной ситуации (обстановке) правило поведения, которое молчаливо признается и выполняется субъектами международного права в их международной практике в ка­честве обычной международно-правовой нормы.

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН и детализируются, в частности,Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года, в которой указаны следующие принципы:

Принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства.

Принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Принцип не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства.

Обязанность государств сотрудничать друг с другом.

Принцип равноправия и самоопределения народов.

Принцип суверенного равенства государств.

Читайте так же:  Оплата штрафов гибдд со скидкой 50% процентов в течение льготного периода

Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств.

Сложной юридической проблемой является соотношение международного и национального права.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Необходимо сделать акцент на международном договоре как основном источнике международного права. В преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) определено, что международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры — существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В ст. 3 Федерального закона № 101-ФЗ указано:

«1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

2. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера)».

Обобщая сказанное, можно констатировать, что международное право отличается от внутригосударственно­го права своими источниками. Основным источником между­народного права является договор, заключаемый представителя­ми различных государств.

От внутригосударственного права международное право от­личает процесс его образования. Если в праве конкретного государства выражена воля только этого государства, то в меж­дународном праве выражается согласованная воля различных государств.

Особенность норм международного права опреде­ляется также его субъектами. Ими могут быть не только государства, но и различные международные организации.

Особенность норм международного права состоит еще и в том, что многие из них начинают действовать на территории конкретного государства, если будут специально ратифицированы его законодательным органом.

Дата добавления: 2015-08-04 ; просмотров: 824 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Роль международного права в современных международных отношениях (стр. 2 из 6)

В случае совершения тяжких международных правонарушений (международных преступлений) в рамках международных межправительственных организаций, особенно ООН, применяются коллективные принудительные меры через создаваемые государствами специальные органы, например, СБ ООН, наделенный компетенцией принимать резолюции о санкциях политического или экономического характера против государства-нарушителя, а в случае их недейственности — о коллективных военных действиях. Кроме того, государства создают международные судебные учреждения для привлечения к уголовной ответственности физических лиц — непосредственных исполнителей международных преступлений (Нюрнбергский военный трибунал 1945-1946 гг., Международный уголовный суд, действующий с 2002 г.).

1.3 Сущность современного международного права

Международное право возникало вместе с государствами как необходимость регулирования зарождающихся международных отношений и прошло длительный путь развития, тесно связанный с историей формирования и развития мирового сообщества.

Становление международного права как системы принципов и норм относится к середине XVII в. — времени первых буржуазных революций, положивших начало эпохе создания и развития буржуазных государств, научно-техническому прогрессу, ускорившему развитие торгово-экономических отношений в рамках создаваемого всемирного рынка, потребовавших, в свою очередь, должного международно-правового регулирования. Указанные процессы способствовали признанию международного права как самостоятельной правовой системы, необходимого инструмента дипломатической практики и международного сотрудничества, получившего название классического международного права, действовавшего вплоть до Второй мировой войны. Создание ООН после Второй мировой войны, в Уставе которой были закреплены принципы нового международного правопорядка, положило начало функционированию современного международного права.

Современное международное право существенно отличается от классического по субъектам, содержанию и территориальной сфере действия. Субъектом классического международного права признавались только цивилизованные европейские народы и государства, что нашло отражение в доктрине международного права того периода. Так, русский ученый XIX в. Ф.Ф. Мартене утверждал, что «пространство действия международного права ограничивается только теми народами, которые признают основные начала Европейской культуры и достойны названия образованных народов». Схожей точки зрения придерживался немецкий ученый Ф. Лист, который определил международное право как «право Европейских христианских государств». Поэтому весь афро-азиатский регион, народы которого находились в колониальной и полуколониальной зависимости от цивилизованных европейских государств и США, был вне сферы регулирования международного права.

В начале XX в. колонии и протектораты были легализованы мандатной системой Лиги Наций, первой политической межправительственной организацией, созданной в 1919 г. Война была провозглашена правомерным средством разрешения межгосударственных споров, если конфликтующие государства не сумели урегулировать их мирными средствами. Этим объясняется то, что наиболее успешно кодификация международного права осуществлялась в области разработки международных договоров, касающихся законов и обычаев войны. Так, на Гаагской конференции 1906-1907 гг. было принято 13’международных договоров в этой области.

Сущность современного международного права выражается в его общедемократичности, универсальности, антидискриминационности. Международное право является общим правом. Оно не имеет национальной окраски, не входит в качестве отрасли в правовую систему какого-либо государства. Его нор- мы обязательны для любого государства, независимо от политической или экономической системы либо географической принадлежности. Международное право является общим кодексом поведения государств на международной арене, выражает интересы всего мирового сообщества.

Международное право характеризуется универсальностью:

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Письмо о приостановлении работ по договору подряда

• в субъектной сфере — любое государство, независимо от количества населения, степени развития, размера территории обладает равными правами и обязанностями в международных правоотношениях;

• в пространственной сфере — объектом регулирования международного права является космическое пространство, международное воздушное пространство, дно мировых океанов и морей, с находящимися в них ресурсами.

Международное право — антидискриминационное право, не признающее ни внутреннюю, ни внешнюю дискриминацию. Запрещается умаление прав человека по мотивам национальности, языка, пола, религии, принадлежности к социальной группе. Геноцид — политика государства, направленная на уничтожение нации, народности, этнической группы, апартеид — узаконенное государством разделение и ограничение прав населения по расовому признаку — квалифицируются международным правом как преступление против человечества.

В Уставе ООН демократическое содержание международного права проявляется в закреплении таких общечеловеческих ценностей, как: достоинство и ценность человеческой личности, равноправие мужчин и женщин, равенство больших и малых наций, неприменение силы и угрозы силой против территориальной целостности и политической независимости любого государства.

международное отношение право норма

1.4 Функции современного международного права

В международно-правовых документах отсутствует понятие функций международного права и их классификация. В доктрине международного права наиболее часто используется термин «функционировние», определяемый как процесс реализации функций, либо термин «функция» отождествляется с «задачей» или «целью». Имеющиеся определения функций международного права базируются на понятии функции, выработанном общей теорией права, согласно которой функция — это направление правового воздействия, выражающее роль права в организации (упорядочении) общественных отношений.

Применительно к международному праву профессор Г.И. Тункин дал следующее определение функций в 7-томном курсе международного права: «Направление или характер воздействия, которое международное право оказывает в процессе взаимодействия с другими явлениями». Профессор И.И. Jlyкашук в своем авторском учебнике конкретизирует понятие функций как воздействие международного права на социальную среду, определяемое его общественным назначением, обусловив это тем, что характер социальных функций выражает природу права.

Классификация функций, приводимых в теории международного права, разнообразная. Так, профессор Г.И. Тункин в качестве общей основной функции международного права называл обеспечение функционирования межгосударственной системы в параметрах, определяемых международным правом. Реализация основной функции осуществляется с помощью стабилизирующей и созидательной функций международного права. Выделяется также программная функция международного права.

Профессор И.И. Лукашук главными функциями считает: социальную, направленную на обеспечение существующих международных отношений, и юридическую, состоящую в правовом регулировании межгосударственных отношений. Кроме того, в качестве самостоятельных функций называются функция противодействия появлению новых отношений, противоречащих целям и принципам международного права, информационно-воспитательная, функция интернационализации, направленная на расширение и углубление взаимосвязи между государствами.

Профессор Ю.М. Колосов выделяет четыре функции: координирующую, регулирующую, обеспечительную, охранительную. Очевидно, что при всем терминологическом разнообразии указанных функций содержательно они совпадают. Представляется, что более полно отражает сущностные характеристики функций международного права их классификация на регулирующую, обеспечительную, охранительную, программную, информационно-образовательную.

Основной функцией международного права является регулирующая функция, обеспечивающая функционирование всей системы международных отношений. Указанная функция реализуется преимущественно путем заключения международных договоров двустороннего и многостороннего характера во всех сферах сотрудничества государств, международных межправительственных организаций и иных акторов международных отношений, устанавливающих права и обязанности участников таких соглашений. Причем содержание правил поведения на международной арене вырабатывается в процессе взаимодействия внешней политики государств, отражающей их национальные интересы, и международного права.

Влияние внешней политики государства проявляется в позиции государства при разработке текста договора и признании обязательности договорных либо обычных норм. Влияние международного права выражается в том, что реализация внешнеполитических задач любым государством может осуществляться лишь в рамках принципов и норм международного права, исключающих диктат и насилие со стороны государства либо группы государств, признающих лишь дипломатические методы (переговоры, консультации) пригодными для достижения взаимоприемлемого баланса интересов при разрешении международных проблем.

Тема 1: Понятие, сущность и роль международного права в современных международных отношениях

1. Международное право и международные отношения как составные части международной системы

2. Формирование и основные черты современного международного права

3. Международное право как особая система права

Правовая регламентация международных отношений представляет собой одну из форм возможного регулирования организационной человеческой деятельности, основанного на правовых средствах обеспечения их проведения в жизнь. Основными компонентами системы международного права являются государства, народы и нации, борющиеся за свою независимость, межгосударственные международные организации, международные конференции, объединения государств, не являющихся международными организациями, различные международные органы (международные суды, международные комиссии, международные арбитражи), международное право и другие социальные нормы, действующие в этой системе, отношения и взаимодействия между перечисленными компонентами.

Международное право — это совокупность юридических норм, договорных и обычных, выработанных в результате соглашения между государствами и регулирующих отношения между участниками международного сообщества. Предметом международного права являются правоотношения субъектов международного права, которые складываются в процессе реализации ими прав и обязанностей.

Особенности международного права:

Ø регулирует исключительно межвластные отношения между государствами;

Ø действует только в отношениях между государствами как таковыми;

Ø не предусматривает наличие надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний;

Ø международное право имеет согласительную природу;

Ø оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику государства и его дипломатию

Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений, то есть выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права.

Функции международного права: координирующая, регулирующая, обеспечительная, охранительная.

Представляется наиболее предпочтительной следующая периодиза­цияистории международного права:

Ø Международное право Древнего мира (4 тыс. до н. э. – 476 г. н. э.) — период рабовладельческой общественно-экономической формации;

Ø Международное право Средних веков (476 – 1648 гг.) – период феодальной общественно-экономической формации;

Ø Классическое международное право (1648 – 1919 гг.) – период становления капиталистического способа производства;

Ø Современное международное право (1919 – начало XXI вв.).

Читайте так же:  Доплата пенсионерам за стаж более 40 лет

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права.

Выделяют нормы-принципы, которые носят наиболее общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка.

Среди принципов выделяются основные принципы международного права, составляющие фундамент международного правопорядка. К ним относятся принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и др.

Соглашение субъектов международного права относительно международно-правовых норм может быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае соглашение называется договором, а во втором — обычаем. Соответственно и нормы, содержащиеся в договорах, являются договорными нормами, а содержащиеся в обычаях — обычными либо обычно-правовыми.

По способу (методу) правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на диспозитивные и императивные По действию в отношении круга участников международно-правовых отношений нормы подразделяются на универсальные и партикулярные (действующие среди ограниченного числа участников).

Общей целью МПП и МЧПявляется создание правовых условий для международного сотрудничества в различных областях.

Регулируютмеждународные отношения

Международные договорыпо МЧП не могут противоречить основным принципам международного права.

Субъекты:

МП –государства, нации и народы, борющиеся за свое освобождение и др.

МЧП –физические лица, юридические лица, государства, международные организации.

Объект:

МП –межгосударственные (властные) отношения.

МЧП –гражданско-правовые (невластные) отношения, осложненные иностранным субъектом.

Методы регулирования:

МП –согласование воль государств (координационный).

МЧП –преодоление коллизий (коллизионный).

Источники:

МП –международный договор, международный обычай и др.

МЧП – национальное законодательство, международные договоры, судебная и арбитражная практика, торговые обычаи.

Сферы действия:

МП –все государства и другие субъекты МП (глобальная).

МЧП – в каждом государстве свое МЧП (национальная).

Ответственности: МП –международно-правовая.

МЧП –гражданско-правовая.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Роль международного права в российском законодательстве. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 4 декабря 2015 г. Государственная дума РФ Госдума приняла во втором и в третьем, окончательном, чтении законопроект, разрешающий Конституционному суду (КС) РФ признавать неисполнимыми решения международных судов, в том числе Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в случае их противоречия российской Конституции. Авторами поправок выступили представители всех думских фракций во главе с председателем комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимиром Плигиным.

Общепризнанные нормы международного права

Под общепризнанными нормами международного права понимают принципы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека (1948), Уставе Организации Объединенных Наций (ООН; 1945), Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970); Международном пакте о гражданских и политических правах (1966); Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966) и других международных договорах, пактах и конвенциях.

Роль международного права в законодательстве РФ

Согласно ч. 4 ст. 15 конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются «составной частью правовой системы» страны. Международное право выступает в качестве критерия юридического обеспечения прав и свобод человека и гражданина РФ, кроме того оно составляет основу конституционного статуса коренных малочисленных народов России.

В случае если международный договор, ратифицированный РФ, устанавливает иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, международные договоры России, будучи равны по статусу федеральному закону, обладают приоритетом в применении. Межправительственные и межведомственные соглашения международного характера преимуществом по отношению к национальному закону не обладают.

Роль КС в согласовании правовых норм

Вопросы предварительного согласования национального и международного права относятся к компетенции Конституционного суда РФ, который обладает полномочиями проверять конституционность не вступивших в силу для Российской Федерации международных договоров (п. «г» ч. 2 ст. 125 конституции РФ). Вступление в силу для РФ и включение международного договора в правовую систему страны возможно только в случае одобрения КС РФ.

Соответствие международного права Конституции РФ

Как отмечено в комментариях к Основному закону под редакцией главы КС РФ Валерия Зорькина, Конституция занимает доминирующее положение в иерархии правовой системы России. В случае конфликта между нею и нормами международного договора первенство принадлежит Основному закону (в силу ч. 1 ст. 15). Принцип верховенства Конституции РФ был дополнительно подтвержден в постановлении КС РФ по делу К.А. Маркина от 6 декабря 2013 г. В нем было указано, что исполнение в России решений международных судов возможно только в случае их соответствия Конституции РФ и позициям Конституционного суда РФ.

Роль и значение международного права

Читайте также:

  1. A. Назначение.
  2. I. Нормы международного права
  3. I. Отмена крепостного права в России
  4. I. Права и обязанности, возникающие в ходе выполнения работ
  5. II) СПП с объектным значением.
  6. II. Диспозиция – часть нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать субъекты права.
  7. II. По правовому основанию различались иски цивильного права и иски преторские.
  8. II. Права и обязанности, возникающие по завершению работ
  9. III Значение эволюции в философии и практике.
  10. IV.5. Переходные процессы при КЗ. Начальное значение периодической составляющей тока КЗ. Ударный ток КЗ. Ударный коэффициент КЗ
  11. IX. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера.
  12. NB! Следует отличать значение и смысл.
Читайте так же:  Как проверить водительские права на лишение

Лекция 17. Теория международного права и мораль в международных отношениях.

Если исходить из классической трактовки понятия международного права как права именно в отношениях между народами, то можно считать, что первые международно-правовые обычаи зародились еще в период первобытнообщинного строя. Если же толковать понятие «международное право» как право межгосударственное, то следует признать, что оно возникло одновременно с возникновением государственности. Именно с оформлением государства происходит становление и развитие международного права в современном понимании.

Вопрос об источниках международного права связан с тем, что в отличие от государства, где есть законодательная власть, в международном праве такого центрального органа не существует. В настоящее время, согласно статье 38 Статута Международного Суда, источниками международного права являются:

1. международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2. международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанный в качестве правовой нормы; общие принципы права,признанныецивилизованными нациями;

5. с оговоркой, указанной встатье 59 Статута, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных стран, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международное право позволяет уменьшить неопределенность в международной среде, стабилизировать международные отношения. Различают международное публичное право и международное частное право. Оба они регулируют правовую сферу, относящуюся к международной деятельности. При этом международное публичное, или просто международное, право призвано регулировать отношения, прежде всего между государствами. В «Дипломатическом словаре» оно и трактуется как «система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и определяющих их взаимные права и обязанности». К международному частному праву относятся вопросы, связанные с взаимодействием на международной арене отдельных лиц, корпораций, неправительственных организаций и т.п. Оно регулирует международную торговлю, обмен международной информацией, международный туризм и другие подобные сферы деятельности.

В современном мире, как считает Дж. Т. Рурке, международное право лучше регулирует то, что относится к политике низкого уровня: торговлю, сотрудничество в экономике, технологиях, информации, туризм — сферу преимущественно международного частного права. Хуже обстоят дела в политике высокого уровня, т.е. в сфере международного публичного права. Когда затрагиваются жизненно важные интересы, указывает Дж. Т. Рурке, государства порой нарушают международные нормы. Однако, несмотря на это, в области безопасности международное право является важнейшим регулятором международных отношений. На базе существующих международных договоров ведутся новые переговоры. Международные договоры являются и одним из наиболее важных элементов формирования международных режимов в области безопасности.

После подписания Вестфальского мира в международном праве центральное место занимает идея государственного (национального) суверенитета, означающая, что государство обладает властными полномочиями на принадлежащей ему территории и самостоятельно в международных делах. Согласно этому, другие государства и иные акторы не имеют права вмешиваться во внутренние дела государства.

Суверенитет является ключевым понятием в международном праве. В теоретическом плане он теснейшим образом связан с теорией политического реализма, отражающей представления о государственно-центристской модели мира.

Важнейшим, вытекающим из идеи суверенитета принципом международного права является принцип суверенного равенства государств. Он означает, что государства юридически равны независимо от территории, населения, военной, экономической мощи и т.д. Все они обладают одинаковыми правами. Данный принцип зафиксирован в статье п. 1 статьи 2 Устава ООН, где говорится: «Организация основана на принципе суверенного равенства ее членов». А в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами (1970) в соответствии с Уставом ООН раскрывается содержание этого положения. Суверенитет лежит в основе и других принципов международного права — нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела.

Кроме названных, к принципам международного права относятся также: принцип мирного разрешения международных споров; принцип неприменения силы или угрозы силы; принцип сотрудничества и др. Все они зафиксированы в Уставе ООН, упомянутой Декларации 1970 г. и других международных документах. Возможные споры между государствами должны разрешаться путем переговоров или юридических процедур. Согласно данным К. Холсти, в период с 1919 по 1986 г. было предпринято 168 попыток разрешить споры между государствами мирными средствами. Более того, после завершения Первой мировой войны в ряде случаев межгосударственные конфликты и споры были успешно разрешены.

| следующая лекция ==>
| Международные правовые организации

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1616 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.

  2. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.

  3. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
  4. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.
Особая роль международного права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here