Основные законодательные акты в области охраны труда

Важная информация в статье: "Основные законодательные акты в области охраны труда" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Основные законодательные документы в области охраны труда.

//Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, соц-экон. Организац-технические, спн-гигиенические и иные мероприятия.

Основные законодательные документы в области охраны труда:

-Трудовой Кодекс РФ

-ФЗ «Об основах труда в РФ»

-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на пр-ве и проф. Заболеваний»

-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

-ФЗ «О сан- эпидемологическом благополучии населения»

-ФЗ «О пожарной безопасности»

Законодательство РФ об охране труда. Законодательство как совокупность законов и норм в области охраны труда подразделяется по вертикали: Правовые акты органов законода-ной и исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. По горизонтали: законы, нормативно-правовые акты, иные нормативные документы.

Закон — нормативный акт, принятый или утвержденный законодательным органом власти РФ и ее субъектами.

По уровню действия зак-ные, нормативные, правовые акты подразделяются на 5 видов:

1 Единые акты — действующие на всей территории РФ и обязательные для всех предприятий и учреждений;

2 Межотраслевые акты — действующие во всех отраслях экономики;

3 Отраслевые акты — действующие ток в определенной отрасли и не имеющие юридической силы в других;

4 Акты субъектов РФ — действуют только на территории субъекта;

5 Акты предприятий — действуют ток на территории предприятия.

Срок действия нормативных документов – 5 лет.

8. Структура охраны труда на предприятии?

Организация работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда.

К основным структурным моментам организации охраны труда на предприятии можно отнести следующие пункты:

-санитарно-гигиенические требования к организации рабочего места;

-обеспечение необходимой безопасности труда сотрудника на рабочем месте;

-организация противопожарной безопасности.

По всем этим пунктам осуществляется планирование, проводятся проверки по соблюдению норм, применяются меры в случае выявления нарушений.

Основные задачи службы охраны труда на предпр:

1. Совершенствование профилактической работы по предупреждению производст. травматизма и улучшению условий труда.

2. Консультирование работодателя и работника по вопросам охраны труда.

3. Организационная работа по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда

4. Организация и аттестация рабочих мест.

Структуру службы и её численность определяет работодатель в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности и других факторов.

В организации с численностью работников >50 создается служба охраны труда или должность специалиста по охране труда. При численности

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

Законодательные акты в области охраны труда

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Законодательные акты в области охраны труда

Общеизвестно, что правовые основы охраны труда вытекают из статей Конституции Российской Федерации (РФ):

— ст. 7 п. 2. «В РФ охраняется труд и здоровье человека . »;

— ст. 9 п. 1. «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов . »;

— ст. 19 п. 3. «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»;

— ст. 30 п. 1. «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов»;

— ст. 37 п. 1,2,3,5. «Труд свободен. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Каждый имеет право на отдых . »;

— ст. 38 п. 1. «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства»;

— ст. 39 п. 1. «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей . »;

— ст. 41 п. 1,3. «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность . »;

— ст. 42. «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

К иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, относятся:

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ и нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

— нормативно правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

— нормативно правовые акты органов местного самоуправления.

Законодательные акты РФ о труде и охране труда представляют собой цельную систему (рисунок 2.1).

В сфере трудовых отношений главенствующая правовая позиция принадлежит Трудовому кодексу, установлено, что нормы трудового права, содержащиеся в других федеральных законах, не должны ему противоречить.

Трудовые отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.

Работодатели предприятий и организаций принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции и учитывают мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Локальные нормативные акты работодателя в сфере охраны труда являются непосредственной правовой базой управления охраной труда на уровне работодателя (на корпоративном уровне).

Рисунок 2.1 – Схема системы законодательных актов РФ о труде и охране труда

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. A)простые, синтетические, аналитические, основные
  3. B. Основные приложения метода координат на плоскости.
  4. D) Взыскании сумм оплаты труда.
  5. I) Основные компоненты и методы их оценки
  6. I. Закон Костромской области о прогнозировании, программе социально-экономического развития Костромской области и областных целевых программах
  7. I. Нормативные документы
  8. I. Общие требования охраны труда
  9. I. Основные богословские положения
  10. I. Основные показатели вариации
| следующая лекция ==>
Можно выделить конкретные направления использования отдельных методов в практике социальной работы. | Основные направления государственной политики в области охраны труда

Дата добавления: 2017-06-02 ; просмотров: 525 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Законодательные акты и нормативные документы в области охраны труда

Основные положения законодательства Российской Федерации об охране труда. Общие понятия системы стандартов безопасности труда. Виды нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда. Защита жизни или здоровья граждан.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.03.2016
Размер файла 393,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Основные понятия и термины, применяемые в охране труда. Законодательные документы, определяющие правовые основы охраны труда в Российской Федерации. Нормативные документы по охране труда. Надзор и контроль над соблюдением законодательства об охране труда.

реферат [24,2 K], добавлен 18.05.2015

Нормативно-правовые акты и законодательные документы, регламентирующие охрану труда. Органы, несущие ответственость за соблюдение безопасности на производстве, обязанности работников. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

презентация [801,0 K], добавлен 05.10.2011

Основные законодательные акты Республики Беларусь по охране труда. Виды производственного освещения. Защита от шума и вибрации. Классификация вредных веществ по их функциональному воздействию. Основные положения санитарии и охраны труда на производстве.

шпаргалка [87,1 K], добавлен 05.10.2009

Правовые и нормативные основы безопасности труда на предприятиях общественного питания. Основные законодательные акты, регулирующие охрану труда в Российской Федерации. Создание службы охраны труда в форме самостоятельного структурного подразделения.

реферат [453,2 K], добавлен 07.01.2011

Основные понятия в области охраны труда, законодательные и нормативно правовые акты. Международный стандарт OHSAS 18001. Система стандартов безопасности труда и управления охраной труда на предприятии. Ресурсное обеспечение деятельности по охране труда.

реферат [42,4 K], добавлен 01.12.2011

Основные положения законодательства об охране труда. Организационно-правовая характеристика системы охраны труда в РФ на производстве. Права, обязанности работников и работодателей. Ответственность и учет за нарушение законодательства в этой сфере.

дипломная работа [104,1 K], добавлен 08.04.2011

Обзор законодательных актов и нормативных документов по охране труда. Изучение системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Описания аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации производств.

реферат [273,3 K], добавлен 18.01.2012

Основные документы по охране труда. Инструктажи, их виды и методика проведения. Служба охраны труда на предприятии. Права и обязанности должностных лиц по охране труда. Акты о несчастных случаях, порядок их оформления.

шпаргалка [99,5 K], добавлен 07.11.2003

Вредные и опасные производственные факторы, их виды. Правовые, социально-экономические, лечебно-профилактические мероприятия по обеспечению охраны труда. Основные принципы государственной политики в области охраны труда, методы агитационной пропаганды.

контрольная работа [23,8 K], добавлен 17.12.2014

Цели и задачи охраны труда. Факторы, влияющие на условия и безопасность труда. Опасные и вредные производственные факторы. Травматизм на рабочий местах, причины травматизма. Основные законодательные акты по охране труда.

курс лекций [786,6 K], добавлен 22.04.2007

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Основные законодательные акты в области охраны труда

Глава 2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

2.1. Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда

Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. 41, 45, 46).

Ст. 41 гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Ст. 45 гарантирует гражданам Республики Беларусь право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, а ст. 46 – право на благоприятную окружающую среду.

Положения Конституции конкретизированы в Трудовом кодексе Республики Беларусь, а также в постановлениях, приказах, распоряжениях государственных органов, министерств и ведомств.

Трудовой кодекс определяет основные обязанности, права работников и нанимателей, гарантии прав работников, ответственность нанимателей и работников; предусматривает систему государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; регламентирует деятельность службы охраны труда.

Существует также целый ряд нормативных документов, регулирующих вопросы охраны труда:

Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г . № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в рамках общих вопросов страхования граждан предусматривает вопросы страхования их также от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности» от 15.06.1993 г. устанавливает государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, государственными комитетами, концернами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, а также гражданами. Закон определяет правовую основу и принципы организации пожарной безопасности.

Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23.11.1993 г. №2583-ХИ (в редакции Закона от 23.05.2000 г. №397-3, с изм. и доп. от 29.06.2003 г. №217-3) направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения, устанавливает государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.

Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 10.01.2000 г. определяет правовые, экономические и социальные основы производственных объектов. Закон направлен на предупреждение аварий на них и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий производственных аварий.

Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 г. №269-3 определяет правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг.

Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г. №262-3 регламентирует правовые отношения в области стандартизации, а также государственный надзор за выполнением требований стандартов и строительных норм. Закон определяет нормативные документы по стандартизации: государственные стандарты; государственные строительные нормы; государственные классификаторы технико-экономической информации; отраслевые нормативные документы по стандартизации; стандарты предприятий; предусматривает порядок их разработки, принятия и отмены.

Закон Республики Беларусь «О коллективных договорах и соглашениях» регулирует трудовые и социально-экономические отношения между нанимателями и работающими у него работниками. Исполнение законов о труде контролируется специальными органами.

Нарушение их нанимателем, рабочими и служащими считается преступлением.

Важное место в системе нормативных документов занимают инструкции по охране труда. Они подразделяются на типовые, разработанные научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими, технологическими и другими институтами и организациями, а также предприятиями по указанию соответствующих министерств; инструкции для работающих, разрабатываемые на каждом предприятии руководителями цехов, участков, отделений и учитывающие, в отличие от типовых, специфику каждого отдельного предприятия и его подразделения.

По сфере действия все нормы и правила по охране труда подразделяются на единые и отраслевые.

Единые нормы и правила закрепляют важнейшие одинаковые для всех отраслей хозяйства требования охраны труда. К ним относятся

«Строительные нормы и правила» (СНиП), «Санитарные правила и нормы» (СанПиН), «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ), «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и др.

Отраслевые нормы и правила действуют в отдельной отрасли хозяйства и содержат требования по охране труда, характерные только для данной отрасли.

Одним из основных нормативных документов по охране труда является «Система стандартов безопасности труда» (ССБТ). Она представляет собой комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.001-82).

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения и отношении реально существующих или потенциальных задач.

Основными задачами стандартизации являются: определение единой системы показателей необходимого уровня надежности в зависимости от назначения машин, механизмов, оборудования, станков и условий их применения; установление единых терминов и обозначений в области безопасности труда, создание системы стандартов безопасности труда.

Важнейшими результатами деятельности по стандартизации выступают повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству. (СТБ 1.0-96. «Государственная система стандартизации Республики Беларусь. Основные положения»).

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе согласия большинства заинтересованных сторон, утвержденный (принятый) и признанный органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной области (СТБ 1.0-96. «Государственная система стандартизации Республики Беларусь. Основные положения»). ССБТ является составной частью государственной системы стандартов (ГСС).

Установлены следующие категории стандартов: ГОСТ – межгосударственный стандарт; СТБ – государственный стандарт; ОСТ – отраслевой стандарт; СТП – стандарт предприятия.

Стандарты, входящие в ССБТ, подразделяются на подсистемы, обозначаемые цифрами от 0 до 9.

Подсистема 0 – организационно-методические стандарты основ построения системы, устанавливающие цели, задачи, структуру ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов, порядок внедрения и контроля за соблюдением стандартов.

Подсистема 1 – стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, устанавливающие их предельно допустимые значения, методы контроля и защиты работающих.

Подсистема 2 – стандарты требований безопасности к производственному оборудованию.

Подсистема 3 – стандарты требований безопасности к производственным процессам.

Подсистема 4 – стандарты требований к средствам защиты работающих.

Подсистема 5 – стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям.

Подсистема 6…9 являются резервными для дальнейшего развития ССБТ .

Пример : ГОСТ 12.4.089-1986 ССБТ «Строительство. Пояса предохранительные . о бщие технические условия» расшифровывается следующим образом: ГОСТ – индекс, обозначающий государственный стандарт; 12 – шифр госстандартов ; 4 – номер подсистемы, обозначающий требования к средствам защиты работающих ; 089 – порядковый номер в подсистеме; 1986 – последние цифры года регистрации стандарта.

Государственные стандарты ССБТ разрабатывают по координационным планам, утвержденным Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации. Окончательные редакции проектов Государственных стандартов ССБТ согласовывают с Департаментом инспекции труда Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь и в необходимых случаях – с органами государственного надзора. Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями и организациями государства.

Отраслевые и республиканские стандарты разрабатывают на основе государственных с учетом особенностей безопасности труда в отрасли, республике. Их проекты согласовывают соответственно с отраслевыми комитетами профсоюзов, а также с органами Государственного санитарного надзора, а при необходимости – и с другими органами надзора. Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли (например, строительной).

Стандарты предприятий ССБТ разрабатывают в соответствии с планами стандартизации предприятий соответствующими специалистами, отделами, службами и согласовывают с профсоюзным комитетом предприятия. Стандарты предприятия устанавливают порядок организации работ по обеспечению безопасности труда на предприятии (в том числе планирование, контроль, обучение и др.); порядок организации внедрения и контроля за внедрением, соблюдением стандартов ССБТ, норм и правил органов госнадзора и другой нормативно-технической документации по безопасности труда; порядок организации работ по обеспечению пожар о — , взрывоопасности, требования к организации обеспечения эксплуатации, хранения средств защиты работающих. Стандарты предприятий обязательны только для предприятий, утвердивших их.

Принята следующая структура обозначения стандартов СТБ:

_________ Последние четыре цифры – год регистрации стандарта

____________________ Порядковый номер

________________________________ Индекс, обозначающий стандарт

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, СТБ 1394-2003 «Двери, ворота и люки противопожарные. Технические условия» расшифровывается следующим образом: СТБ – индекс, обозначающий государственный стандарт; 1394 – порядковый номер стандарта; 2003 – год регистрации стандарта.

Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда — это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации, являются:

— Конституция Российской Федерации;

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

В соответствии со ст. 7 Конституции РФв Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. В ст.37 Конституции РФ сказано:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» и др. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти. Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляет трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:

— указы Президента Российской Федерации:

— конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

— акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соответствовать трудовому кодексу. В трудовом кодексе вид источников и их юридическая сила определены в зависимости от иерархии государственных органов и их компетенции. В случае противоречий между трудовым кодексом и иными федеральными законами,содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.

ГК РФ устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возме­щения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083-1101).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1160 от 27.12.2010г. «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих гос. норм. требования по охране труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает:

— межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО);

— межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) правила безопасности (ПБ);

— правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

— государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

— строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

Официальными изданиями в соответствии с «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» являются только публикации в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов Администрации Президента Российской Федерации». Все остальные издания официальными не являются.

Конвенция — международный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), предусматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил. Конвенция принимается на ежегодной Международной конференции труда, которая является высшим органом Международной организации труда. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы нашей страны. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 ТК РФ). Международные рекомендации в сфере труда рассматриваются в качестве международных инструментов и являются важными источниками для разработки политики. Однако они не подлежат ратификации странами — членами Международной организации труда. Основные Конвенции МОТ:

-Конвенция «Об инспекции труда» 1947 год

-Конвенции «О регулировании вопросов труда» 1978 год

-Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» 1981 г.

-Конвенция МОТ от 31.05.2006 г. «О содействии в создании национальной системы и национальных программ в области охраны труда» и др.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и законодательства об охране труда распространяется:

— на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

— на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии;

— на студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику;

— на военнослужащих, направляемых на работы в организации;

— на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

Законодательные акты по охране труда

Правовые нормы о труде и охране труда содержат следующие законы и подзаконные акты:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ);

3) Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

4) Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

5) указы Президента Российской Федерации;

6) постановления правительства Российской Федерации;

7) указы губернаторов и постановления правительств субъектовРФ.

Законодательство о труде и охране труда основано на положениях Конституции РФ, закрепленных в статьях 34, 37 и 39.

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

В структуреТрудового кодекса Российской Федерации имеется раздел X«Охрана труда».

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»устанавливает гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда (ОТ) и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, направленный на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и всвязи с ней.

В главе «Общие положения» дается определение понятия «охрана труда» (см. выше) и других понятий, очерчивается круг правовых норм, образующих законодательство РФ об охране труда, указывается сфера действия закона, излагаются основные направления государственной политики в области охраны труда.

Условия трудасовокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Безопасные условия трудаусловия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее местоместо, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвеннонаходится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работниковтехнические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности)документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельностьсовокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда (ОТ) являются:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

— принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ;

— государственное управление охраной труда;

— государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на основе обязательного социального страхования;

– установление компенсаций за тяжелую работу и работус вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современномуровнепроизводства и организации труда;

– координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

– участие государства в финансировании мероприятийпо охране труда;

– подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда и др.

В Законе декларируются права работника в области охраны труда.

Согласно Закону каждый работник имеет право на охрану труда. Это право распространяется на следующие объекты и направления работ, обеспечивающих ОТ:

– рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

– обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;

– получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

– отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

– обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

– обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;

– профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

– запрос о проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

– обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

– личное участие (или через своих представителей) в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на рабочем месте, и в расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

– внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);

– компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

На время приостановки работ в учреждении, на участке, рабочем месте вследствие нарушения законодательства и нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок.

При ликвидации рабочего места (участка, цеха) по требованию органов государственного надзора вследствие невозможности обеспечения нормальных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по ОТ, запрещается.

Закон «Об основах охраны труда в РФ» предусматривает следующие ограничения на тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.

На тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц в возрасте до 18 лет, а также лиц, для которых эти работы противопоказаны по состоянию здоровья. Список таких работ утверждается постановлением правительства.

При обнаружении у работника признаков профзаболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу.

Нормативные документы по охране труда

В соответствии с законодательством РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда в организации возложены на работодателя. Для реализации этой задачи в организации должна быть создана система управления охраны труда, регламентированная законодательными, подзаконными нормативными правовыми актами и организационно-методическими документами. Наличие комплекта таких документов должен обеспечить работодатель с учетом специфики деятельности организации (ст. 212 ТК РФ).

В нашей стране за последние годы произошли серьезные позитивные изменения в законотворческой деятельности в сфере охраны труда. И наиболее важным моментом явилось принятие Трудового кодекса РФ, который не только закрепил ранее действовавшие положения об охране труда, но и поднял на более высокий уровень обеспечение гарантий прав работников на здоровые безопасные условия труда, закрепленные ст. 7 и ст. 37 Конституции РФ.

Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты по охране труда

Основополагающими среди документов по обеспечению безопасности условий труда, которые должны быть в организации, являются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ об охране труда, которыми устанавливаются требования, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности.

Федеральные нормативные документы

Источник: Информационный портал Алтайского края по труду и занятости населения
(http://trud22.ru/ohrana_truda/npa/)

Нормативные документы субъектов РФ и муниципалитетов

Перечень документов, используемых при создании служб по охране труда и локальной документации может быть увеличен и за счет регионального законодательства, ведь органы местного самоуправления на основании норм закона также имеют право издать нормативные акты регулирующие некоторые виды правоотношений в субъектах федерации.

Локальные акты организации по охране труда

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В него могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по всему комплексу вопросов социально-трудовых отношений в организации с учетом ее финансово-экономического положения.

Отдельным разделом в колдоговор включаются обязательства по улучшению условий и охраны труда и здоровья работников, выплатам компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, режиму труда и отдыха, санитарно-бытовому и лечебно-профилактическому обслуживанию, а также обучению и профессиональной подготовке в области охраны труда и другие вопросы, определенные сторонами.

Соглашение по охране труда входит в колдоговор в качестве приложения или разрабатывается и утверждается в виде самостоятельного правового акта, включающего обязательства работодателя по улучшению условий и охраны труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ст. 226 ТК РФ).

Нарушение работодателем требований законодательства, регламентирующих порядок заключения и выполнения коллективного договора, соглашения об охране труда, относится к административным правонарушениям, за которые устанавливается административная ответственность (в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях).

Право наложения административных взысканий ТК РФ возложено на государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ).

Основным нормативным документом, устанавливающим требования безопасности при выполнении всех видов работ, является инструкция по охране труда для работников конкретной организации.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (либо межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), с учетом требований безопасности, изложенных в эксплуатационной, ремонтной и технологической документации и конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности или профессии работника либо с учетом выполняемой работы (постановление Минтруда России от 17.12.02 № 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований по охране труда»).

Инструкции для работников организации разрабатываются руководителями цехов (или участков при безцеховой структуре), отделов, лабораторий и других соответствующих им подразделений после проведения предварительных консультаций с выборным профсоюзным органом (либо другим представительным органом работников) и службой охраны труда.

Контроль за изучением и выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей организаций и их структурных подразделений (служб), руководителей цехов, участков, а также бригадиров.

Одним из основных условий для обеспечения эффективного функционирования системы управления охраной труда является принятие в организации распорядительных документов. К таким мерам административного характера относится издание приказов: – о назначении специалиста по охране труда (или о создании службы) либо о возложении этих обязанностей на одного из технических специалистов; – о распределении функциональных обязанностей по охране труда среди руководящего состава организации, в т. ч. руководителей структурных подразделений; – о назначении ответственных лиц по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов, сосудов, работающих под давлением, газового хозяйства, паровых и водогрейных котлов, энергетического оборудования, других объектов и работ повышенной опасности; – об утверждении инструкций (положений) по охране труда руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации оборудования, объектов и работ.

Источник: Кадровый портал КАДРОВИК.РУ
(www.kadrovik.ru)

Учетные и отчетные документы организации по охране труда

Немаловажная роль в организации работы по охране труда отводится ведению учетно-отчетной документации по всем направлениям деятельности. Рассмотрим виды учетно-отчетных документов внутреннего пользования.

Прежде всего, это журналы регистрации и программы проведения вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или технический специалист, на которого возложены эти обязанности приказом по организации. Вводный инструктаж должны проходить все поступающие на работу без исключения.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит руководитель (начальник отдела, цеха, участка, мастер и др.), в чье непосредственное подчинение поступает работник. Инструктаж проводится индивидуально с каждым работником, с учетом его индивидуальных особенностей (стажа работы, профессии и т. п.). Список работников, освобождаемых от первичного инструктажа, утверждается руководителем организации.

Журналы инструктажей должны быть скреплены подписями инструктируемого и инструктирующего. Программы инструктажей должны соответствовать типовым, изложенным в ГОСТ 12.0.004–90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», с учетом особенностей предприятия и конкретного рабочего места.

Журнал распоряжений рекомендуется иметь на участке, в цехе, отделе. В нем должны фиксироваться все распоряжения, касающиеся стажировки, допуска к самостоятельной работе, закрепления ответственных лиц, дисциплинарных наказаний, поощрения работников и т. п.

Все лица, поименованные в распоряжениях, должны быть ознакомлены с ними под роспись, что повышает ответственность и дисциплинированность.

График периодических медицинских освидетельствований обычно составляет отдел кадров совместно с руководителями подразделений на основании утвержденного в организации перечня производств (и профессий), при работе в которых обязательно прохождение медицинских осмотров. При уклонении работника от прохождения медицинского освидетельствования работодатель обязан не допускать его к выполнению трудовых обязанностей.

Личная карточка учета сертифицированных средств индивидуальной защиты,утв. постановлением Минтруда России от 18.12.98 № 51, заводится на каждого работника, в которой он расписывается за получение и сдачу СИЗ. Эти записи в личной карточке работника будут являться основанием, подтверждающим выдачу работнику СИЗ, при расследовании произошедшего с ним несчастного случая.

Еще один вид отчетной документации – приказ о назначении комиссий по обучению и проверке знаний по вопросам охраны труда. Как правило, в организации создаются комиссии двух уровней: одна для проверки знаний руководителей подразделений и специалистов, вторая – для рабочих.

Председатель первой комиссии – главный инженер или другое лицо, осуществляющее техническое руководство предприятием, члены комиссии – ведущие специалисты, представители профкома и отдела по охране труда. Председатель второй комиссии – руководитель подразделения (филиала, цеха и др.), а члены комиссии – мастера и уполномоченные по охране труда. Члены первой комиссии должны пройти обучение и проверку знаний охраны труда в одном из региональных учебных центров. Проведение проверки знаний обучающихся должно быть скреплено подписями членов комиссии (не менее трех) и экзаменуемого.

Программа обучения рабочих безопасным методам труда должна быть составлена по всем профессиям и видам работ с использованием технических средств.

С экзаменационными билетами или специальными вопросниками по проверке знаний по охране труда все работники (руководители, специалисты и рабочие) должны быть ознакомлены до начала проверки знаний (минимум за месяц). Рекомендуется проводить семинары и занятия с экзаменуемыми.

Перечень действующих инструкций по охране труда должен охватывать все виды работ и профессий организации. Этот перечень согласовывается с профсоюзной организацией или с другим уполномоченным работниками представительным органом. Количество инструкций должно соответствовать перечню. Пересмотр должен проводиться не реже одного раза в пять лет, а для профессий с повышенной опасностью – раз в три года.

Журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности хранится на участке в цехе. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью организации. Наряд-допуск на проведение работ повышенной опасности заполняется лицами, которые назначаются приказом руководителя организации с учетом структуры и местных условий, в соответствии с требованиями межотраслевых и отраслевых правил по охране труда. Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах: первый находится у лица, выдавшего наряд, второй – у ответственного исполнителя работ. Наряд-допуск подлежит хранению в течение года.

Кроме того, чтобы регистрировать всю входящую документацию по охране труда, ведутся специальные журналы регистрации входящей и выходящей документации по охране труда. Инженер по охране труда должен знакомить работников со всей новой документацией и литературой по охране труда под роспись и под роспись выдавать ее работникам организации.

Каждый расследованный и оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (уполномоченным лицом) в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме, предусмотренной положением о расследовании, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73. Акты о несчастных случаях на производстве хранятся в течение 45 лет и включаются в годовую форму государственной статистической отчетности.

Во всех организациях, деятельность которых затрагивает автоперевозки, должны быть подготовлены приказы по организации работы автотранспортных средств: о порядке перевозки негабаритных грузов, о назначении ответственных лиц за техническое состояние автотранспорта, за перевозку людей, о проведении медицинских осмотров водителей, допущенных к этой работе, и др.Среди других учетных документов предусмотрен перечень должностей руководителей, специалистов и электротехнического персонала, которые должны иметь группу по электробезопасности.

Работники, принимаемые для выполнения работ на электроустановках, должны иметь соответствующую характеру работы профессиональную подготовку (группу допуска).

Руководители, в подчинении которых находится электротехнический персонал, должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала. Эти работники для допуска к самостоятельной работе должны быть обучены в специализированных центрах подготовки персонала.

Неэлектротехнический персонал, выполняющий работы, связанные с возможностью возникновения опасности поражения электрическим током ( в т. ч. и пользователи ПЭВМ), должен иметь первую квалификационную группу по электробезопасности.

Источники


  1. Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.

  2. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.

  3. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
  4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
Основные законодательные акты в области охраны труда
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Как происходит снятие судимости

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here