Опрос граждан муниципальное право

Важная информация в статье: "Опрос граждан муниципальное право" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Раздел 7. Формы непосредственной демократии на уровне местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление

Лекция 8. Формы непосредственной демократии на уровне местного самоуправления

9. Опрос граждан

В отличие от местного референдума, голосования по вопросам изменения территории граждане не могут быть инициаторами опроса. Он может проводиться по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета – при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В опросе могут участвовать все жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Они участвуют в опросе непосредственно. Каждый житель муниципального образования, имеющий право голосовать, имеет только один голос. Участие в опросе является свободным и добровольным. Во время опроса никто не может быть принужден к выражению своих мнений или отказу от них. Подготовка, проведение и подсчет результатов опроса осуществляются открыто и гласно.

На опрос могут выноситься вопросы местного значения. Вопросы, как и на местном референдуме, должны быть сформулированы четко и ясно, не допускается возможность их различного толкования.

Опрос проводится путем тайного, поименного или открытого голосования в течение одного или нескольких дней. Тайное голосование проводится по опросным листам в местах проведения опроса, поименное голосование – по опросным листам или по месту жительства участников опроса. Опрос может проводиться также в форме открытого голосования на собраниях жителей. Процедура опроса внешне похожа на процедуру проведения местного референдума. Но в отличие от местного референдума результаты опроса носят рекомендательный характер.

После проведения опроса комиссия подсчитывает результаты голосования и составляет протокол, в котором указываются следующие данные:

— общее число граждан, имеющих право на участие в опросе;

— число граждан, принявших участие в опросе;

— число записей в опросных листах, оказавшихся недействительными и число опросных листов, признанных недействительными;

— количество голосов, поданных «за» вопрос, вынесенный на опрос;

— количество голосов, поданных «против» вопроса, вынесенного на опрос;

— одно из следующих решений: признание опроса состоявшимся, несостоявшимся или недействительным.

[15] Мерсиянова И.В. Власть и общественность: инновационные формы взаимодействия. Новосибирск, 2005 .С. 180.

Опрос граждан в муниципальных образованиях

Опрос граждан также является самостоятельным ин­ститутом непосредственной демократии. Опрос граждан муниципального образования проводится с целью выявления мнений жителей соответствующих территорий и учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, жилищные, экологические и другие законные интересы населения этой территории. Опрос в данном смысле носит социологический характер и этим отличается от консультативного голосования. Отличительная черта этого института в том, что его результаты носят рекомендательный характер.

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории выявления мнения населения и его учета при принятии решений.

В опросе граждан должны участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. В соответствии с законом об общих принципах организации местного самоуправления в РФ опрос граждан может проводиться только по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципально­го образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не ме­нее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подго­товкой и проведением опроса граждан, может осуще­ствляться за счет средств местного бюджета (при про­ведении опроса по инициативе органов местного само­управления), а также за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (при проведении опроса по ини­циативе органов государственной власти соответствую­щего субъекта Российской Федерации).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8346 —

| 7275 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Читайте так же:  Оформление полиса осаго в другом регионе

Опрос граждан

Опрос граждан – это форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления, используемая на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления , а также органами государственной власти.

Опрос граждан проводится по инициативе:

представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения ;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

дата и сроки проведения опроса;

формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

методика проведения опроса;

форма опросного листа;

минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

По смыслу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» опрос должен проводиться в форме, близкой к социологическому опросу, но с достаточно большой выборкой.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета — при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации — при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Аналогичные институты известны законодательству ряда субъектов Российской Федерации. Например, Закон Санкт-Петербурга «Об учете мнения граждан при установлении и изменении границ муниципальных образований» 31 предусматривает проведение представительных опросов для выявления мнения граждан при установлении и изменении границ муниципальных образований. Данным Законом установлены минимальные значения охвата населения при опросе по регрессивному принципу: для муниципальных образований с численностью населения более 70 тысяч человек — не менее 1,5 процента населения, а для муниципальных образований с численностью населения менее 1 тысячи человек — не менее 50 процентов населения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8288 —

| 7918 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Публичные слушания. Опрос граждан

Согласно Закону 2003 г. опрос граждан — это самостоятель­ный институт прямой демократии (ст. 31). Прежде опрос лишь упоминался в категории «иные формы прямого волеизъявления граждан». Всякое упоминание об опросе сводилось главным об­разом к тому, что его результаты в отличие от референдума но­сят не обязательный, а рекомендательный характер. Вот почему опросы граждан, проведенные в форме их голосования, часто именуют консультативным референдумом’.

Законом установлено, что опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на ее части. Цель опроса заключается в необходимости выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления. В частности, речь идет о процедуре изменения границ муниципальных обра­зований, их преобразовании, которая при определенных усло­виях требует учета мнения населения (ч. 4 ст. 12, ч. 4 ст. 13 За­кона 2003 г.).

Опрос граждан проводится по инициативе: органов местно­го самоуправления (представительных или глав муниципальных образований) — по вопросам местного значения; органов госу­дарственной власти субъектов Федерации — при принятии ре­шений об изменении целевого назначения земель муниципаль­ного образования для объектов регионального и межрегиональ­ного значения.

Закон 2003 г. оставляет без ответа вопрос о том, в каких формах проводится опрос граждан. Решение этой проблемы пе­редается муниципальным властям, ведь порядок назначения и проведения опроса должен определяться уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами местного представительного органа. Практике известны случаи, опросов, проводимых в форме голосования жителей муниципального образования (подобный опрос проводился в Екатеринбурге в 1994 г. по вопросу переименования отдельных улиц города). В таком варианте опрос организуется на избирательных участках, осуществляется избирательными комиссиями, проводится, как правило, вместе с голосованием по выборам 1 органов государственной или муниципальной власти. Иной по­рядок опроса, когда мнение граждан оформляется через опрос­ный лист, предусмотрен Законом Челябинской области от 1 марта 1996 г. «О территориальном общественном самоуправлении в Челябинской области». Каждый опросный лист должен , содержать: вопрос, на который гражданин должен ответить, и варианты ответа; фамилию, имя, отчество опрашиваемого и адрес его проживания. Каждый опросный лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос.

Выбор порядка проведения опроса проводится представитель­ным органом муниципального образования, который принимает решение о назначении опроса граждан. В решении должны быть установлены: дата и сроки проведения опроса; формулировка во­проса; методика проведения опроса; форма опросного листа; ми­нимальная численность жителей, участвующих в опросе.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муници­пального образования, обладающие избирательным правом. Они должны быть проинформированы о проведении опроса не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств местного бюджета, если инициатива его организации принад­лежит органам местного самоуправления, либо за счет средств регионального бюджета, если инициаторами опроса граждан

выступают органы государственной власти субъектов Федера­ции.

Это новый институт прямой демократии, получивший зако­нодательное закрепление» на уровне местного самоуправления (ст. 28 Закона 2003 г.). Публичные слушания могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актовповопросам местного значения. Их цель очевидна — привлечь внимание жителей муниципального образования к проблемам, спорный характер или острота которых не вызывает никаких сомнений. Публичные слушания проводятся по инициативе на­селения, представительного органа и главы муниципального образования. Стремление организаторов публичных слушаний опереться на мнение широкого круга жителей придает норма­тивным актам муниципального образования дополнительную легитимность. Публичные слушания, проводимые по инициа­тиве населения или представительного органа, назначаются ме­стной думой, а по инициативе руководителя муниципального образования — им самим.

Читайте так же:  Информационные ресурсы в здравоохранении

Закон 2003 г. устанавливает два вида публичных слушаний:

обязательные и необязательные. По большинству вопросов ме­стного значения публичные слушания «могут проводиться». В данном случае любой из трех возможных субъектов (населе­ние, представительный орган, глава самоуправляющейся терри­тории) вправе выступить инициатором публичных слушаний. В обязательном порядке публичные слушания организуются по: проекту устава муниципального образования, проекту муници­пального правового акта о внесении изменений в устав; проек­ту местного бюджета и отчета о его исполнении; проектам пла­нов и программ развития муниципального образования; вопро­сам о преобразовании муниципального образования (ч. 3 ст. 28 Закона 2003 г.). В таких ситуациях назначение публичных слу­шаний — это прерогатива представительного органа местного самоуправления.

На нем же лежит обязанность определения порядка орга­низации и проведения публичных слушаний, который должен быть зафиксирован в уставе муниципального образования или в отдельном нормативном акте. Федеральное законода­тельство очерчивает контуры такого акта. Он должен преду­сматривать заблаговременное оповещение жителей муници­пального образования о времени и месте проведения публич­ных слушаний, предварительное ознакомление с проектом муниципального правового акта, опубликование результатов публичных слушаний, а также другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального об­разования.

Обращения граждан в органы местного самоуправления. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Право граждан РФ на обращение в органы местного само­управления является частью более широкой категории права на обращение в органы власти вообще, которое относится к разря­ду гражданских прав высшей категории, получивших непосред­ственное отражение в Конституции РФ (ст. 33). Между тем со­ответствующая конституционная норма нуждается в законода­тельной конкретизации на федеральном уровне. Дело в том, что процедура работы с обращениями граждан регулируется до настоящего времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложе­ний, заявлений и жалоб граждан». Законом 2003 г. (ч. 3 ст. 32) опре­делено, что порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В сравнении с федеральным уровнем становление соответст­вующего законодательства в регионах происходит опережаю­щими темпами. Законы об обращениях граждан, принятые в Москве 2 , Свердловской области 3 , детальным образом регламен­тируют подобные отношения.

По форме обращения могут быть устными или письменны­ми. Обращения могут быть индивидуальными и коллективными. В отличие от нормативных актов советского периода, со­временное законодательство предоставляет право обращения в органы власти иностранным гражданам и лицам без граждан­ства.

Подведомственность дел, возникших в связи с обращениями граждан, определяется следующими правилами:

1) обращения рассматриваются муниципальными органами в соответствии с их компетенцией. Если обращение не подве­домственно органу или должностному лицу, оно отправляется компетентному субъекту, о чем извещается гражданин;

2) жалобы подаются в те органы, которым непосредственно подчинены субъекты, чьи действия или решения обжалуются. Например, действия руководителя муниципального предпри­ятия гражданин вправе обжаловать главе администрации (му­ниципального образования). Решение главы муниципального образования обжалуются в прокуратуру или в судебном поряд­ке. Жалобы на действия органов территориального обществен­ного самоуправления подаются в муниципальные органы;

3) запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем ор­ганам и должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются;

4) споры о подведомственности обращений граждан разре­шаются вышестоящим муниципальным органом (должностным лицом) либо в судебном порядке.

Отношения, возникшие по обращениям граждан, налагают на органы местного самоуправления следующие обязанности:

1) своевременно и по существу рассматривать обращения и принимать по ним обоснованные решения;

2) исполнять принятые по обращениям решения;

3) сообщать гражданам о принятых решениях;

4) разъяснять порядок обжалования принятых решений;

5) контролировать состояние дел по рассмотрению обраще­ний граждан и принимать меры к устранению причин, вызы­вающих поступление повторных обращений.

Должностные лица обязаны дать письменный ответ по су­ществу обращений в течение одного месяца. В подавляющем большинстве случаев этот срок является общим для рассмотре­ния всех обращений граждан. Однако законы субъектов Феде­рации допускают увеличенные сроки рассмотрения обращений, требующих специальной проверки, изучения дополнительных материалов. Сроки рассмотрения таких обращений могут быть продлены еще на один месяц.

Существуют сокращенные сроки работы с обращениями граждан. Например, заявления, касающиеся защиты прав ре­бенка (Свердловская область), жалоб военнослужащих и членов их семей (Москва), рассматриваются органами местного само­управления в течение 15 дней.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8692 —

| 7446 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ОПРОС ГРАЖДАН

Опрос граждан как институт непосредственного участия населе­ния в осуществлении местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок выявления мнения жителей МО по вопросам местной жизни и отдельным во­просам государственного значения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с тем Федеральный закон от 6 октября 2003 г. совер­шенно определенно предписывает использовать опрос граждан и как метод выявления мнения населения по общественно значимым вопросам. Без применения этого метода в исследовательских про­цедурах нельзя собрать доброкачественную информацию о субъек­тивной оценке гражданами деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, об эффективности решения слож­ных экономических, социальных и экологических проблем муни­ципального образования.

По своей природе опрос граждан является консультативным ин­ститутом непосредственной демократии. Федеральный закон 2003 г. предусматривает проведение опроса граждан на всей или части тер­ритории муниципального образования, но вместе с тем четко опре­деляет, что его результаты носят рекомендательный характер. Орга­ны государственной и муниципальной власти могут учитывать вы­раженное путем опроса мнение жителей в своей деятельности в со­держании нормативных правовых актов и управленческих решений.

Читайте так же:  Не знаю что делать со своей жизнью
Видео (кликните для воспроизведения).

В опросе граждан могут участвовать все жители муниципально­го образования, достигшие 18-летнего возраста, обладающие изби­рательным правом. С учетом этих нормативных требований в опро­се граждан смогут принимать участие жители муниципального об­разования, обладающие не только определенными знаниями и жиз­ненным опытом, но и психическим здоровьем.

Опрос граждан можно охарактеризовать как пассивную форму участия жителей муниципального образования в осуществлении ме­стного самоуправления и решении отдельных государственных во­просов, так как население не наделено правом выдвигать инициативу о его проведении. Опрос граждан проводится по инициативе:

■ представительного органа или главы муниципального образо­вания — по вопросам местного значения;

■ органов государственной власти субъекта Российской Феде­рации — для учета мнения населения при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для строительства объектов регионального и межрегионального значения.

Опрос граждан как форма непосредственного осуществления местного самоуправления предусмотрен в законах Красноярского края, Читинской и Владимирской областей. В их числе выделяется Закон Владимирской области «О порядке организации и проведении опроса граждан на территории Владимирской области» от 28 сентяб­ря 2000 г., который обстоятельно урегулировал отношения по выяв­лению общественного мнения и использованию его результатов в деятельности органов государственной и муниципальной власти.

Однако в уставах МО закреплены лишь отдельные нормы о проведении опроса граждан.

Для устранения пробелов в правовом регулировании отношений по организации и проведению опросов граждан на муниципальном уровне Федеральный закон 2003 г. устанавливает, что порядок его назначения и проведения определяется уставом муниципального обра­зования и (или) нормативным правовым актом представительного ор­гана местного самоуправления.

Такой подход к регулированию отношений по организации и проведению опроса граждан следует признать оправданным. Инсти­тут опроса может быть востребован в первую очередь при необхо­димости учета мнения жителей крупных городских округов, когда сложно организовать местный референдум, провести собрание или конференцию граждан. Поэтому даже в рамках полномочий органов местного самоуправления, предоставленных Федеральным законом 2003 г., должен присутствовать элемент усмотрения в организации и проведении опроса граждан на территории конкретного муници­пального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представи­тельным органом муниципального образования. В этих целях изда­ется муниципальный правовой акт, в котором закрепляются основ­

ные мероприятия по подготовке и проведению опроса граждан. В его содержании обязательно должны быть отражены:

■ дата и сроки проведения опроса;

■ формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагае­мых) при проведении опроса;

■ методика проведения опроса;

■ форма опросного листа;

■ минимальная численность жителей муниципального образо­вания, участвующих в опросе.

Федеральный закон 2003 г. устанавливает определенные требова­ния к методологии проведения социологических опросов граждан. Они должны проводиться только в форме анкетирования, путем получе­ния ответов граждан на вопросы, поставленные в опросном листе. Сами вопросы должны быть сформулированы наиболее понятным образом, поставлены в некотором логическом контексте и исклю­чать в ответах случайность выбора той или иной альтернативы. Ва­рианты возможных ответов должны отражать всю палитру мнений граждан по существу поставленных вопросов.

Проведение опроса граждан должно предполагать: случайную выборку некоторого процента жителей, которые будут опрошены, обеспечение при этом репрезентативности, возможность машинной обработки опросных листов, использование статистических методов для оценки результатов опроса.

Опрос граждан на муниципальном уровне должен проводиться на основе принципов открытости, гласности, научной обоснован­ности, документирования полученных результатов и верификации (возможности проверки). Жители муниципального образования долж­ны быть проинформированы о проведении опроса граждан не ме­нее чем за 10 дней до его проведения.

Источники финансирования подготовки и проведения опроса граждан, определяются в зависимости от субъектов выдвижения инициативы о назначении опроса. Если с инициативой опроса гра­ждан выступили представительный орган местного самоуправления, то финансирование всех мероприятий по его подготовке и проведе­нию осуществляется за счет средств местного бюджета. Когда с та­кой инициативой выступают органы государственной власти субъ­екта Российской Федерации, все затраты по подготовке и проведе­нию опроса граждан покрываются из регионального бюджета.

Опрос граждан

Для выявления мнения населения, а также для учета мнения населения при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти на всей территории муниципального образования или на части его территории проводится опрос граждан.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Опрос граждан проводится по инициативе:

— представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения

— органов государственной власти субъектов РФ — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования.

В нормативно-правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

— дата и сроки проведения опроса

— методика проведения опроса

— форма опросного листа

— минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса не менее чем за 10 дней до его проведения.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

— за счет средств местного бюджета — при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления

— за счет средств бюджета субъекта РФ — при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования (ст. 24 Закона 2003 г.).

Как известно, Конституцией в ч.2 ст.131 установлено, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих муниципальных образований.

Закон 1995 г. лишь продублировал эту конституционную формулировку. Гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ муниципальных образований должны были установить законы субъектов Федерации, что не всегда имело место на практике.

Конституционный Суд в своем Постановлении от 17 апреля 1996 г. №1-П установил, что наиболее адекватной формой учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, является референдум. В Законе 2003 г. введены подробные нормы, содержащие правовые гарантии учета мнения населения при изменении границ муниципального образования или его преобразования.

Согласно ч.1 ст.12 и ч.1 ст.13 Закона 2003 г. изменение границ и преобразование муниципального образования осуществляется законом субъекта Федерации по инициативе:

населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Федерации, федеральных органов государственной власти.

Основаниями изменения границ, преобразования муниципальных образований, например, могут быть: улучшение или ухудшение транспортной и социальной инфраструктуры отдельных поселений и населенных пунктов, изменение экономических условий хозяйствования, строительство или ликвидация крупных промышленных или сельскохозяйственных объектов и т.п.

У вас уже была лекция, посвященная территориальным основам местного самоуправления, где вы рассматривали вопросы, связанные с изменением границ и преобразованием муниципального образования.

Поэтому в рамках данного вопроса мы рассмотрим только те случаи изменения границ и преобразования муниципального образования, которые предполагают голосование населения.

Электронная библиотека

Федеральный закон от 6 октября 2003 года в число форм непосредственной демократии на муниципальном уровне впервые включил опрос граждан, одновременно установив основные принципы его проведения в муниципальных образованиях. В ст.31 федерального закона определено, что по инициативе представительного органа на всей территории или на части территории муниципального образования с целью выявления мнения населения и его учета при принятии какого-либо решения представительным органом может проводиться опрос граждан. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан должны быть установлены:

· дата и сроки проведения опроса;

· формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

· методика проведения опроса;

· форма опросного листа;

· минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Опрос граждан, таким образом, является одной из гарантированных законом форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Особенно важен опрос для выявления мнения населения по проектам нормативных правовых актов, регламентирующим наиболее важные вопросы местного значения, поскольку решение, принимаемое представительными органами муниципального образования после

выявления мнения населения, объективно должно быть более продуктивно, чем самостоятельно принятое указанными органами.

Опрос граждан является факультативной стадией нормотворческого процесса в представительных органах муниципальных образований, которая может включена в качестве дополнительной части основной стадии – рассмотрения проекта нормативного правового акта.

Порядок проведения опроса детально разработан в Модельном положении о порядке проведения опроса граждан в муниципальном образовании, подготовленным коллективом преподавателей юридического факультета Хабаровской государственной академии экономики и права совместно со специалистами города Биробиджана. Адаптировав нормы данного Модельного положения к опросу граждан как факультативной стадии нормотворческого процесса в представительном органе муниципального образования, можно предложить следующий порядок проведения опроса для выявления мнения населения по проекту нормативного правового акта, принимаемого представительным органом муниципального образования.

Инициатива проведения опроса граждан может исходить от депутатов или постоянных комиссий представительного органа муниципального образования.

В нормативном правовом акте о назначении опроса должно быть указано:

· нормативный правовой акт, мнение о котором (об отдельных положениях этого акта), должно высказать население муниципального образования;

· обосновании необходимости проведения опроса;

· инициаторы проведения опроса;

· дата и сроки проведения опроса;

· формулировки вопросов, предлагаемых при проведении опросов;

· методика проведения опроса;

· форма опросного листа;

· минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе;

· состав комиссии по проведению опроса;

· дата первого заседания комиссии и ее адрес.

Решение о назначении опроса подлежит обязательному опубликованию. Комиссия назначается представительным органом муниципального образования в количестве 3 — 15 человек в зависимости от территории проведения опроса на основе предложений инициаторов, общественных объединений, жителей муниципального образования. В состав комиссии в обязательном порядке включаются, помимо депутатов представительного органа, представители главы муниципального образования, местной администрации, а также представители территории, на которой производится опрос.

Деятельность комиссии осуществляется на общественных началах и на основе коллегиальности. Комиссия осуществляет следующие функции:

· организует проведение опроса; не позднее чем за 10 дней до проведения опроса оповещает жителей муниципального образования о дате и сроках, времени, методике проведения опроса, вопросах, предлагаемых при проведении опроса, форме опросного листа, своем местонахождении и другие данные;

· обеспечивает изготовление опросных листов;

· организует сбор подписей;

· устанавливает итоги опроса и опубликовывает их.

Мнение населения, выявленное в ходе опроса, носит рекомендательный характер, рассматривается представительным органом муниципального образования и учитывается при принятии нормативного правового акта. В случае невозможности принятия решения в том варианте, за который высказалось большинство при опросе, представительный орган принимает аргументированное решение и опубликовывает его в средствах массовой информации.

В настоящее время в муниципальных образованиях только идет подготовка нормативных правовых актов, регламентирующих проведение опросов для выявления мнения населения по наиболее общезначимым вопросам. Практики проведения опросов населения тоже пока не существует. Ожидается, что в полной мере данная форма непосредственной демократии начнет применяться в нормотворческой

деятельности представительных органов с 1 января 2009 года, и в муниципальных образованиях с этого времени должны появиться нормативные правовые акты, принятые представительными органами муниципальных образований с учетом мнения населения, выявленного путем опросов.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Опрос граждан

1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

3. Опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

5. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

6. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета — при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации — при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

муниципальное право (шпоры). 1. мп РФ как отрасль права, наука и уч

Название 1. мп РФ как отрасль права, наука и уч
Анкор муниципальное право (шпоры).doc
Дата 28.02.2017
Размер 317 Kb.
Формат файла
Имя файла муниципальное право (шпоры).doc
Тип Документы
#3222
Категория Юриспруденция. Право
страница 3 из 6
Читайте так же:  Документы для оформления осаго

Тре­бования: 1) соотв-щие органы в теч 3-х мес рассм-вают проект мун правового акта, внесенного в порядке правотв-й инициативы; 2) при рассмотрении представителям ини­ц группы обеспеч-тся возможность изложения своей позиции; 3) проведения открытого заседания в случае, если внесенный проект относится к компетенции представит-го органа му­н образования.

Могут:1) принять проект мест нормативного акта; 2) вынести проект на местный референдум;3) отклонить проект, аргументировано обосновав причины.

Результаты рассмотрения инициативы д б, во-первых, официально в письм форме до­ведены до сведения иниц группы и, во-вторых, опуб­ликованы в сми.

31.Обращения граждан в органы мсу. Г раждане имеют право на инд-ные и коллект-ные об­ращения в органы мсу. Должн лица мсу обязаны дать письм ответ по существу обращений граждан в теч 1 мес. За нарушение порядка и срока письм ответа законом субъекта РФ уст-вается адм ответ-сть. Обращения граждан можно классиф-ть: 1) По форме:письм и устные. На практике преобладают письм. Обращение в уст форме излагается на личном приеме долж лиц мсу, и предусматривает запись о нем в журнале личного приема. И письм и уст имеют одинаковую юр силу 2) По колич-ву обращающихся : инд-ные и коллект-ные (обращение 2-х и более гр-дан, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования, сбора подписей). 3) По способу внесения обращения : непосредствен­ные и опосредованные.Гра-нин вправе внести обра­щение след способами: а) лично; б) через представителя, в качестве кот могут выступать депутаты, адвокаты, прокурор, органы опеки и попечительства, доверенные лица; в) через сми; г) через выступления на собраниях и конференциях граждан. Последние 3 способа явл-тся опосредованными. 4) По хар-ру юр природы: заявления, жалобы, просьбы, ходатайства, предложения и т.п.

Заявление – обращ-е по поводу реализации принадлежащего права или интереса, закрепленного зако­нодательно. Жалоба — обращ-е по поводу восстановления наруш-х прав и интересов. Предложение — обращ-е, направленное на улучшение порядка организации и деят-сти органов. Ходатайство – обр-е с просьбой о призна­нии за к-л лицом опр-го статуса, прав или сво­бод. Поступившее обр-ние д б зарегистрировано.

32.Территориальное общественное самоуправление населения; порядок избрания, правовой статус.

35.Исп-но-распорядит-ный орган мун образования. Местная адм-ация — это исп-­но-распорядит-ный орган, наличие кот в стр-ре омсу явл-ся обязат-ным.Наимено-вание мест адм-ции уст-вают законы субъектов Ф (адм-ция поселения, района, города, мэрия). Руководит глава мест адм-ции на принципах единоначалия. Мест адм-ция обладает правами юр лица (подлежит гос). Стр-ра — это офиц-но уст-­ные состав и наименование стр-рных подразделений (комитетов, управлений, отделов и др.) и долж лиц мест адм-ции, их соподчиненность, взаимосвязи и функции. Стр-ра утвержд-тся представит-ным органом мун образования по представлению главы мест адм-ции.

Порядок выборов главы мун образования непосредственно населением опр-ется зак-ством, регулирующим мун выборы. При главе мест адм-ции м б сформирована кол­легия адм-ции, кот явл-ся совещат-ным органом, рас­сматривающим особо важные вопросы мест значения. В стр-ру входят департаменты, комитеты, управления, отделы, инспекции, службы, комиссии и др подразделения.

Источники


  1. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.

  2. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.

  3. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.
  4. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.
Опрос граждан муниципальное право
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here