Оформление земельного участка под многоквартирным домом

Важная информация в статье: "Оформление земельного участка под многоквартирным домом" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Как оформить землю под многоквартирным домом в собственность жильцов

Оформление земельного участка рядом с многоквартирным домом дает его жильцам много преимуществ, например, они могут сделать во дворе детскую площадку или огородить территорию. Сайт «РИА Недвижимость» спросил у экспертов, как правильно оформить землю в собственность и какие обязанности лягут на плечи собственников.

Земельная выгода

Положений, обязывающих оформлять придомовую и дворовую территорию в совместную собственность жильцов МКД, нет. Кто будет собственником земельного участка дворовой территории — решение жителей. Они могут оставить территорию в собственности муниципалитета, а могут принять решение о ее оформлении в совместное владение жильцов МКД, говорит президент ГАСИС НИУ ВШЭ Павел Жбанов.

У оформленной земли есть неоспоримый плюс — она может быть использована как элемент хозяйственного ведения, к примеру, для размещения там спортивных или детских площадок. «Построенные там объекты будут находиться в собственности жителей многоквартирного дома. Позже спортивную площадку можно сдавать в аренду и получать доход. Землю можно также сдавать в аренду для проведения ярмарок выходного дня, выставок и так далее. Пока земля не оформлена и находится в муниципалитете, они не могут получать с нее доход», — объясняет эксперт.

Если земля не оформлена в собственность, рядом с МКД может появиться шумное кафе или автостоянка, жители дома не получают от таких объектов никаких финансовых поступлений, но испытают существенные неудобства, добавляет Жбанов.

Также жильцы домов могут установить на границах своей территории оградительные сооружения (за собственные средства), например, разместить шлагбаум на въездных путях в пределах придомового участка. Им никто не помешает обустроить и собственную автостоянку для машин, клумбы для выращивания цветов и овощей, продолжает собеседник агентства.

Кстати, оформленные в собственность земельные участки дворовой территории не облагаются налогом. Однако на плечи собственников лягут финансовые затраты на содержание объектов благоустройства, указывает Жбанов. Это означает, что увеличатся платежи за содержание общедомового имущества (ОДН).

При этом эти платежи увеличатся соразмерно с занимаемой собственником жилой площадью. Чем больше площадь, тем больше придется платить за содержание придомовой территории. Ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности также возлагается на собственников.

Проблема при оформлении придомового участка МКД заключается в том, что чем более густонаселенный город, тем сложнее будет отхватить землю, предупреждает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Например, в Москве собственники могут столкнуться со многими препятствиями, чтобы получить тот или иной участок.

«Часто выделяли участок минимальной площади, «под цоколь», но не больше. В других регионах, где много земли, а доходов у муниципалитетов мало, наоборот, старались повесить на собственников как можно больше земли. Жителям тех домов, которые строятся по программе реновации, скорее всего, будут выдавать землю по новым правилам, будет определен новый участок и т.д. Также в Москве не всегда дают жителям распоряжаться участками по своему усмотрению», — указывает Разворотнева.

Алгоритм оформления

Чтобы оформить земельный участок под МКД, необходимо провести общее собрание собственников и составить протокол собрания, инструктирует адвокат Олег Сухов. У жителей дома должна быть возможность очно проголосовать за оформление участка. Далее следует обратиться в уполномоченные органы (в Москве — департамент городского имущества) с заявлением о формировании земельного участка.

На общем собрании собственников назначается представитель жильцов дома, который и будет оформлять и подавать документы. Его полномочия должны быть прописаны в протоколе собрания, а также на него необходимо оформить доверенность у нотариуса. Жители также должны предоставить документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме.

Перед передачей пакета документов в муниципалитет, представителю собственников необходимо обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана. Также важно подготовить документы для кадастрового учета и регистрации права общей долевой собственности на земельный участок. В их список входят: заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме; документ, удостоверяющий личность заявителя; документы, подтверждающие уплату госпошлины. Размер госпошлины за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме составляет 200 рублей, уточняет Сухов.

«Протокол решения собственников с приложением пакета документов передается в муниципалитет. Дальше муниципалитет должен все оформить», — объясняет Жбанов. Он подчеркивает, что никто не будет заниматься «нарезкой» земли в отношении каждого жителя дома. Если это придомовая территория, то она будет относиться к дому, если дворовая — то к нескольким домам.

Право собственности и кадастровый учет будут удостоверяться выпиской из ЕГРН, говорит Сухов. «Где именно будет храниться выписка из реестра, решать собственникам. Документ, например, может находиться у управляющей компании», — добавляет Жбанов.

Нагрузка для собственников

Жильцам нужно понимать, что любая эксплуатация земельного участка требует денег, а, следовательно, должен соблюдаться определенный порядок обращения денежных средств, планирование их затрат. Конечно, управление эксплуатацией благоустроенной территорией будут осуществляться не самими собственниками непосредственно, говорит Жбанов. Поэтому очень важно определить, кому делегировать задачу содержания и ремонта объектов благоустройства дворовой территории. «Это может быть управляющая организация, ТСЖ или Территориальное общественное самоуправление (ТОС). Решение об управлении земельным участком также принимается путем проведения общего голосования собственников», — говорит эксперт.

По его словам, порядок платы за содержание дворовых территорий не регулируется федеральным законодательством и нормативными актами. Однако на федеральном уровне установлено, что все расчеты по содержанию и ремонту объектов придомовой территории должны содержаться в приложении к договору управления МКД, если объекты благоустройства и земельный участок входят в состав общедомового имущества.

Оформление земельного участка под многоквартирным домом

Главная » Земля » Оформление земельного участка под многоквартирным домом

Процедуру оформления земельного участка, на котором расположился многоквартирный дом, внесли в число актуальных тем. На практике оказывается всегда гораздо больше нюансов и сюрпризов, которые не всегда бывают приятными для собственников. Необходимо отметить один важный нюанс: каждый владелец недвижимого имущества имеет право претендовать также на земельный участок под домом.

Необходимо всего лишь пройти процедуру оформления земельного надела, который будет принадлежать каждому из собственников квартиры. На них возлагаются обязательства следить за сохранностью многоэтажного дома, ухаживать за зелеными насаждениями вокруг этой территории.

Как оформить землю под многоквартирным домом

Согласно действующему законодательству, земельный надел под многоэтажным домом будет принадлежать каждому из владельцев недвижимости. В ст.16 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» сказано, что земельные наделы, которые ранее были поставлены на госучет, являются общей долевой собственностью с непосредственного момента начала действия Жилищного кодекса.

Читайте так же:  Признак метода трудового права

Если они были сформированы после этого времени, тогда осуществляется переход в категорию долевой собственности непосредственно с момента проведения кадастрового учета. Такое право возникает обычно в силу действующего законодательства и не обязательно использовать какие-либо иные акты органов власти.

Переход земельного участка осуществляется на бесплатной основе. У владельца земли есть право игнорировать процедуру кадастрового учета земли, а также начало регистрационного процесса права собственности на землю под многоэтажкой.

Эта процедура стоит немалых денег, поэтому оптимальный вариант если вы вместе с госрегистрацией и кадастровым учетом на землю проведете эту процедуру, при участии муниципалитета (который выступает собственников квартир, занимаемым согласно договорам соцнайма). В эту категорию также входят владельцы других жилых и нежилых комнат в многоэтажном доме.

Процедура оформления земельного надела под многоэтажным домом в общей долевой собственности делится на несколько ключевых этапов:

  • Проводится собрание владельцем недвижимого имущества и выбирается уполномоченное лицо;
  • Необходимо обратиться с заявлением о формировании земельного участка для осуществления передачи в долевую собственность владельцем помещений;
  • Происходит процесс формирования земельного надела;
  • Принимается решение о том, будет ли предоставлена земля в общее долевое владение;
  • С этого момента возникает право собственности группы лиц на землю;
  • Осуществляется процесс государственной регистрации права общей долевой собственности.

Согласно общим требованиям, которые были предусмотрены положениями ЗК РФ и Градостроительного Кодекса страны, проводится процедура формирования земельного надела под многоэтажным домом.

Она включает в себя такие этапы:

  • должен быть подготовлен и утвержден в обязательном порядке проект межевания участка и планировка данной территории;
  • выполняются все ключевые требования, согласно установленному ФЗ о проведении необходимых кадастровых работ, а также процедуре госкадастрового учета земли.

Кадастровый инженер проводит все необходимые работы, руководствуясь ГК и принятым законом N 221-ФЗ на основании договорных обязательств выполнения кадастровых работ по инициативе владельца земли, то есть заказчика.

Также важно не забыть о заключении договора с кадастровым инженером, эту операцию может осуществить любое лицо. Органы, которые предоставляют земельные наделы, также выдвигают решение о дальнейшем образовании земельного надела, согласно основаниям обращения заинтересованной стороны.

После того, как будет осуществлена процедура формирования земельных границ, следует поставить на кадастровый государственный учет землю, где расположен многоквартирное жилое имущество. По закону, кроме владельцев имущества, с заявлением о постановке на кадастровый учет могут обращаться любые заинтересованные лица. В документах обязательно должно быть указано, что на территории земельного участка расположился многоквартирный дом.

Схема расположения земельного надела должна быть утверждена органами местного самоуправления, либо же органами госвласти.

Указывается важная информация о том, что земельный участок был включен в состав приложения к межевому плану и есть пункт об однозначном понимании использования земли (например, разрешается ее использовать для размещения многоквартирного дома).

После процедуры постановки кадастровыми органами земельного участка на учет заявитель получает важный документ под названием кадастровый паспорт земельного надела. Он выгладит как выписка из госкадастра недвижимости, в которой содержится вся необходимая информация для заключения сделок. Таким земельным наделам не будет присвоен статус временного характера.

В обязательном порядке в строке 15 под названием «Сведения о правах» должны быть указаны такие данные кадастрового паспорта:

  • вид права с комментарием о долевой собственности;
  • информация о правообладателе, то есть о каждом из владельцев квартир дома;
  • любые другие отметки, в том числе и доля в праве, которая должна быть пропорциональна размеру общей площади такого помещения.

Порядок оформления земельного участка под многоквартирным домом.

Как оформить парковочное место во дворе в собственность, читайте тут.

Документы для оформления земельного участка под многоквартирным домом

Любое уполномоченное лицо либо же председатель ТСЖ должен подать:

  • заявление в письменном виде;
  • заполненный протокол собрания;
  • копии бюллетней, которые использовались для голосования;
  • бумаги, в которых прописаны данные о размере долевой собственности каждого жильца;
  • оригиналы документов из госкадастра;
  • заявление, в котором указаны данные о формировании земельного надела;
  • любые другие документы, которые имеются.

Для регистрации права собственности на земельный надел под многоэтажным строением необходимо в Росреестр предоставить такие бумаги:

  • заявление о проведении процедуры госрегистрации;
  • пакет документов, выступающих подтверждением полномочий каждого из членов ТСЖ;
  • оплаченная квитанция;
  • бумаги, в которых содержатся важные данные о каждом собственнике недвижимого имущества;
  • документы, которые выступают подтверждением права собственности заявителей на совместное имущество;
  • технический паспорт на многоэтажное строение.

Сколько стоит оформить землю под многоквартирным домом в собственность

Процедура перехода земли в собственность бесплатная.

Собственникам необходимо оплатить госпошлину, которая является обязательной, и она взимается непосредственно за проведенную процедуру оформления. С каждого собственника – 100 рублей, это установленный размер госпошлины.

Нужно ли оформлять землю под многоквартирным домом в собственность

Как быть, если под окном дома построили ночной клуб, либо прокладывают магистраль? Обычно в таких ситуациях никто не спрашивает мнения жильцов, земельным участком распоряжается владелец. Если права не представлены, тогда землей распоряжается муниципалитет, используя участок в своих целях.

Часто бывают ситуации, жители посадили деревья, а потом их просто выкорчевывают, освобождая территорию для новых построек. Лавочки убирают, и теперь у детей нет возможности играть на улице, пенсионеры не могут провести время на свежем воздухе.

Развития такого неприятного сценария можно избежать, достаточно взять земельный участок в собственность. Каждый землевладелец должен отчислять налоги государству, и в ближайшее время законодатели планируют поднять их в зависимости от того, в каких целях будет использован земельный участок. Если у каждого собственника кроме квартиры есть еще и небольшой земельный надел, тогда себестоимость недвижимого имущества может возрасти в несколько раз.

Жители могут принять решение сдать пустующую территорию в аренду и получить при этом дополнительную прибыль.

В таких ситуациях процедура оформления должна быть обязательно осуществлена, только владельцы имеют право распоряжаться своим имуществом. На жителей возлагается ряд обязанностей, необходимо следить за чистотой и порядком на территории, дворовые постройки должны быть в хорошем состоянии, ремонтные работы должны вовремя проводиться.

Однако на имущественный оборот таких земельных участков влияет действующее законодательство и многочисленные нормативные акты, согласно которым совершить сделку купли либо же продажи доли своего имущества никто не может. Провести данную операцию вам никто не позволит, это уж точно.

Прежде чем вы примите стратегически важное решение необходимо провести анализ ситуации, изучить плюсы и минусы такой покупки. Если есть какие-то сомнения обязательно необходимо проконсультироваться с грамотным юристом, который поможет разобраться во всех многочисленных деталях и нюансах.

Читайте так же:  Вопрос по начислению военной пенсии

Кто может оформить земельный участок под многоквартирным домом

Закон разрешает несколько видов оформления земельного надела под многоквартирный дом:

  • можно оформить права собственности на каждого владельца отдельно;
  • получить документ о коллективной собственности, в котором будет прописана доля каждого владельца.

Первый вариант используют очень редко, все это из-за кропотливой процедуры определения доли для каждого собственника недвижимого имущества.

Коллективную собственность оформить гораздо проще, но обязательно прописывается в документе доля каждого владельца недвижимости. Процедура оформления занимает гораздо меньше времени во втором случае, нежели в первом. К тому же, владельцы квартир может быть спокойны, документ будет выдан на законных основаниях.

Как оформить в собственность земельный участок под многоквартирным домом?

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Примечание. Получить информацию о факте формирования участка под многоквартирным домом и постановке его на кадастровый учет можно на публичной кадастровой карте на сайте Росреестра.

Для оформления в собственность земельного участка под многоквартирным домом рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Проведите общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка

При проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия (проведении общего собрания посредством очного голосования) потребуются следующие документы (ст. 44.1 ЖК РФ; п. 1 Состава документов, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2007 N 569-ПП):

1. Схема распределения долей собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

2. Копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка.

3. Лист регистрации собственников помещений или их представителей, принявших участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка.

4. Доверенности представителей собственников помещений, оформленные в установленном законом порядке.

5. Письменные решения собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка.

6. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка.

Примечание. При проведении общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования потребуется иной перечень документов ( п. 2 Состава документов, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2007 N 569-ПП).

Шаг 2. Обратитесь в уполномоченные органы с заявлением о формировании земельного участка

Формированием земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом, занимаются органы государственной власти или местного самоуправления (ч. 3, 4 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 05.10.2017 N Д23и-5777).

В г. Москве функции по формированию земельных участков возложены на Департамент городского имущества.

Департамент городского имущества г. Москвы проверяет наличие проекта межевания квартала, на котором расположен земельный участок. При его наличии он выдает распоряжение об утверждении границ участка на кадастровой карте территории. Если земельный участок находится на неразмежеванной территории, то квартал вносится в соответствующий план межевания.

Шаг 3. Обратитесь к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана

Образование земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В целях постановки земельного участка на кадастровый учет обратитесь к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана (ст. 22 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Межевой план может быть помещен на временное хранение в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав.

В договоре на выполнение кадастровых работ может быть предусмотрена обязанность кадастрового инженера по помещению в электронное хранилище подготовленного им межевого плана (ч. 3, 5 ст. 20 Закона N 218-ФЗ).

Шаг 4. Подготовьте документы для кадастрового учета и регистрации права общей долевой собственности на земельный участок

Для кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на земельный участок под многоквартирным домом могут потребоваться следующие документы (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ст. 18, ч. 1 ст. 42 Закона N 218-ФЗ; п. 157 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943):

1. Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности (при представлении заявления посредством личного обращения).

3. Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

5. Решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

6. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до 31.01.1998 (если на момент представления документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости помещений в многоквартирном доме в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости) отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав указанных собственников).

7. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в случаях, установленных законодательством РФ.

За государственную регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину. Представление документа об ее уплате вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления Росреестр возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ст. 17, ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).

Размер госпошлины за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме составляет 200 руб. При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с учетом коэффициента 0,7 ( пп. 23 п. 1 ст. 333.33 , п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

В случае помещения межевого плана в электронное хранилище в заявлении можно указать его идентифицирующий номер. В таком случае представление межевого плана не потребуется (ч. 4 ст. 20 Закона N 218-ФЗ).

Шаг 5. Обратитесь в Росреестр для кадастрового учета и регистрации права общей долевой собственности

Заявление и необходимые документы можно представить в Росреестр одним из следующих способов (ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 218-ФЗ; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883):

  • непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.
Читайте так же:  Как поменять паспорт если нет прописки

Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты за конкретную услугу уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить (Информация Росреестра от 26.07.2017; Информация Росреестра от 17.10.2017; п. 3 Приложения 5 к Положению о платежной системе Банка России, утв. Банком России 29.06.2012 N 384-П).

О ходе оказания услуги (например, поступлении информации об уплате госпошлины, проведении регистрации) заявитель может быть уведомлен посредством сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона (п. п. 3, 4 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2016 N 137).

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

Проведенные кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок под многоквартирным жилым домом удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).

С 2015 г. не облагаются земельным налогом земельные участки, входящие в состав общего имущества МКД ( пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ).

Как провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме? Узнать →

Оформление земельного участка под многоквартирным домом

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка». Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, — исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка .

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Читайте так же:  Как вписать нового владельца в птс, если нет места

Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности

Директор
Департамента недвижимости
А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Разъяснены некоторые вопросы формирования земельного участка под многоквартирным домом.

Формирование указанного участка включает в себя подготовку и утверждение проекта планировки и межевания территории, кадастровые работы и государственный кадастровый учет.

Подготовка проекта планировки и межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Кадастровый учет недвижимости осуществляется Росреестром.

В результате кадастровых работ инженер передает заказчику межевой и технический планы и акт обследования.

Земельный участок, находящийся в федеральной собственности, формируется федеральными органами власти, принадлежащий субъекту Федерации — регионом, состоящий в муниципальной собственности — муниципалитетом.

Если собственность на участок не разграничена, то он формируется муниципалитетом.

Решение об образовании участка принимают органы, предоставляющие его.

Местоположение границ и размер участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки.

При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе или в тех, что закрепляли нахождение границ при его образовании.

Если указанные документы отсутствуют, то границами участка являются те, что существуют на местности 15 и более лет и закреплены с использованием природных или искусственных объектов.

Если участки должны образовываться с учетом проекта межевания или иного документа, то при определении местоположения границ они принимаются во внимание.

В целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должен разрабатываться проект планировки и межевания территории.

Оформление земельного участка под многоквартирным домом

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 сентября 2011 г. № Д23-1395 “Об оформлении прав на земельный участок, занятый многоквартирным домом”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел Ваше обращение по вопросу оформления прав на земельный участок, занятый многоквартирным домом, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем по вопросам, изложенным в обращении, полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Таким образом, Закон № 189-ФЗ связывает момент возникновения права общей долевой собственности на земельный участок с датой осуществления государственного кадастрового учета.

Вместе с тем в действующем законодательстве отсутствует четкое понятие «формирование земельного участка». Так, подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень работ по формированию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставление которых осуществляется в целях строительства. Однако перечень работ по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, действующим законодательством не установлен.

Кроме того, следует отметить, что требования к описанию местоположения границ земельных участков, установленные законодательством Российской Федерации до и после вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) различались. При этом согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре.

Вместе с тем при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ ранее учтенного земельного участка местоположение таких границ подлежит уточнению в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Читайте так же:  Два осаго на одну машину

Таким образом, право на общее имущество (в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества) возникает независимо от факта государственной регистрации права общей долевой собственности на такое имущество.

Учитывая положения статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 16 Закона № 189-ФЗ, статьи 23 Закона о регистрации, государственная регистрация права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.

При этом согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной приказом Минюста России от 14 февраля 2007 г. № 29, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, в отношении ранее учтенного земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка с даты его государственного кадастрового учета у собственников помещений возникает право общей долевой собственности.

При этом в отношении указанного земельного участка могут быть проведены кадастровые работы по уточнению местоположения его границ и (или) площади с последующим изменением соответствующих сведений государственного кадастра недвижимости в порядке государственного кадастрового учета изменений.

В этой связи необходимо отметить, что согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Учитывая Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова», по мнению Департамента недвижимости, собственники помещений в многоквартирном доме могут выступать заказчиками кадастровых работ по уточнению местоположения границ и (или) площади ранее учтенного земельного участка, выполняемых в соответствии с утвержденными проектом планировки и проектом межевания.

Кроме того, согласно части 3 статьи 20 Закона о кадастре собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений, в связи с изменением описания местоположения границ ранее учтенного земельного участка.

Дополнительно считаем необходимым отметить, что в настоящее время ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации дорабатывается проект федерального закона № 455471-5 «О внесении изменений в статьи 11.2 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект), который предусматривает упрощение порядка образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.В. Абрамченко

Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 сентября 2011 г. N Д23-1395 «Об оформлении прав на земельный участок, занятый многоквартирным домом»

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимости и который сформирован до введения в действие ЖК РФ, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений. Если участок не сформирован, собственники вправе обратиться в органы власти с заявлением о его формировании и проведении кадастровых работ. Право общей долевой собственности на земельный участок возникает с даты осуществления государственного кадастрового учета независимо от факта его госрегистрации. В данном случае госрегистрация носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.

По мнению Минэкономразвития России, в отношении ранее учтенного земельного участка с даты его кадастрового учета у собственников помещений возникает право общей долевой собственности на него независимо от наличия в кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек его границ. При этом могут быть проведены кадастровые работы по уточнению местоположения его границ и (или) площади с последующим изменением соответствующих сведений кадастра в порядке государственного кадастрового учета изменений. Собственники помещений в многоквартирном доме могут выступать заказчиками кадастровых работ, выполняемых в соответствии с утвержденными проектами планировки и межевания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что в настоящее время ко II чтению в ГД ФС РФ дорабатывается законопроект об упрощении порядка образования земельного участка под многоквартирным домом.

Источники


  1. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.

  2. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.

  3. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.
  4. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
Оформление земельного участка под многоквартирным домом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here