Нормативный договор как форма права

Важная информация в статье: "Нормативный договор как форма права" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Конспекты юриста

Нормативно-правовые договоры как источники земельного права

Нормативно-правовой договор – соглашение двух или более субъектов права, содержащее общеобязательные правила, юридические нормы.

Могут называться по-разному: «контракт», «соглашение», «договоренность» и т.п., но главное для него как для источника нрава – данный документ должен содержать юридические правила (нормы).

Для нормативно-правового договора как источника права характерны следующие черты:

  • — представляет собой соглашение двух или более субъектов права;
  • — выступает как акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения;
  • — стороны имеют равное правовое положение;
  • — является добровольным волеизъявлением сторон (в отличие от НПА, который является актом одностороннего волеизъявления законодательного органа);
  • — содержит юридические нормы;
  • — по своим юридическим особенностям подобен нормативным юридическим актам.

Нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов.

Нормативно-правовой договор от договора как индивидуального акта отличается неперсонифицированностью своих предписаний, неоднократностью и долговременностью своего действия.

Соглашения между различными субъектами права могут содержать правовые нормы не только устанавливать права и обязанности сторон, но и устанавливать общие правила поведения, которым должны в будущем подчиняться все участники (например, договоры об общих и специальных земельных сервитутах).

Наибольшее значение имеет для международного и конституционного права. В международном праве нормативно-правовой договор вообще является основным источником права. Часть 4 ст.15 Конституции РФ провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Соответственно общепризнанный принцип международного права, как и иной обычай или международный договор, не является источником внутригосударственного права. Но, становясь, согласно отсылочным нормам, составной частью правовой системы государства, нормы международных договоров оказывают такое же регулирующее воздействие на внутригосударственные отношения, как и закон.

В условиях федеративного устройства приобретают значение соглашения между гос. органами Федерации и ее субъектов. К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и частью субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, и это не удивительно, так как Конституцией РФ (ст. 72) эти вопросы отнесены к совместному ведению.

Нормативный договор как источник права

В Российской Федерации в качестве источника права используются так же нормативные договоры, отличающиеся от обычных договоров, заключаемых в различных сферах деятельности (торговли, обмена и др.) тем, что в их состав входят правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. То есть в отличие от договоров сделок, нормативный договор не носит персонифицированного характера.

Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства:

содержит норму общего характера;

согласие участников по всем существенным аспектам договора;

эквивалентность и, как правило, возмездность;

взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее

выполнение принятых обязательств;

В отечественной и зарубежной практике нормативные договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями. На основе таких договоров всегда строятся отношения между государствами, образующими конфедерацию.

Не так давно в Российской Федерации стал использоваться в качестве источника права такой вид нормативного договора, как Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и органами субъектов РФ. Первый в многовековой истории России Федеративный договор был заключен 31 марта 1992 года, который субъектами РФ признавал автономные области и автономные округа устанавливал полнокровные федеративные отношения. Федеративные договоры могут заключаться по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Многие положения договоров носят оперативно-хозяйственный характер (о помощи в природоохранительной деятельности, поддержке отраслей хозяйства и т.д. ). Но большинство положений все же направлено на уточнение и расширение разграничения предметов ведения и полномочий между органами РФ и ее субъектов в рамках предметов совместного ведения.

Действующая Конституция РФ устанавливает также, что с помощью договоров могут регулироваться взаимоотношения внутри субъектов РФ.

Согласно ст. 66 ч. 4 Конституции РФ с помощью федерального закона и договора могут регулироваться взаимоотношения входящих субъектов Федерации (края или области) автономных округов. Такие договоры заключаются между органами государственной власти автономного округа с одной стороны, и соответственно органами государственной власти края или области с другой.

Допуская широкую возможность регулирования отношений, возникающих между различными субъектами и внутри самих субъектов, с помощью договоров российский законодатель в то же время официально закрепляет положение, согласно которому в случае несоответствия. Конституции РФ положений Федеративного договора, а также других договоров между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ — действуют положения Конституции РФ (Конституция РФ, Раздел второй, часть первая).

Одним из видов договоров с нормативным содержанием является международный договор, который «представляет собой выраженное соглашение между различными субъектами международного права и, в первую очередь, между государствами, призванное регулировать возникшие между ними отношения путем установления, прекращения или изменения их взаимных прав и обязанно-стей.

Международные договоры с иностранными государствами и общепризнанные принципы и нормы международного права в соответствии со ст. 15 Конституции РФ подлежат применению на территории России как по отношению к российским гражданам, так и к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Это означает, что международные договоры входят в систему права России и обладают приоритетом в отношении Российского законодательства, то есть в том случае, когда нормы российского права противоречат нормам международного договора, заключенного Российской Федерацией с иностранным государством, действуют нормы международного договора.

Читайте так же:  Кто возглавляет совет безопасности рф

Конституция РФ также устанавливает, что международные договоры РФ относятся к ведению Федерации (ст. 77), но в то же время не исключает и право субъектов РФ заключать международные договоры в пределах своей компетенции и при условии, что они не вступят в противоречие с международными договорами самой Федерации. «Как правило, международные договоры субъектов федерации (как в России, так и в других федеративных государствах) относятся к сфере внешнеэкономических и культурных связей».

Примерами международных договоров могут быть: Международный пакт о гражданских и политических правах, которые были приняты 16 декабря 1966 года. Приняты они были по инициативе СССР и поддержаны большинством членов ООН.

Существует ряд условий применения международных договоров. В законе «О международных договорах» сказано «международный договор подлежит выполнению РФ с момента вступления его в силу» (ч.З ст. 31). Не вступивший в силу договор не является частью правовой системы России и поэтому не подлежит применению в той же мере, что и не вступивший в силу закон. Дело в том, что ратифицированные договоры не сразу вступают в законную силу. Двусторонний договор, ратифицированный обеими сторонами, обычно вступает в силу после обмена ратифицированными грамотами. Ратифицированный Россией международный договор может не вступить в силу в течение многих лет, пока число государств, выразивших свое согласие на его обязательность, не достигнет того минимума, который указан в договоре.

Как только государство выразило согласие на обязательность договора (например, ратифицировало его), с этого момента отказ от согласия или признания его недействительным могут иметь место только на основе международного права, то есть, если даже договор будет противоречить Конституции государства, то на этом основании он не может быть отменен в одностороннем порядке.

Итак, сейчас большую роль в качестве источника права играют нормативные договоры, которые обладают различной юридической силой, при этом все нормативные договоры имеют большое значение, так как содержат норму права, регулирующие различные общественные отношения. Конечно же, высшей юридической силой обладают международные договоры, так как в них содержатся основополагающие нормы права.

Нормативный договор

Значимость нормативного договора как одного из источников определяется тем, что право по своей сути, за незначительным исключением, «договаривается» с субъектами права о характере юридически значимого поведения в обществе в той или иной ситуации по различным поводам. Такое понимание права зародилось еще в античности. Римские юристы согласие народа считали универсальным правообразующим фактором. Это нашло свое отражение в доктрине естественного права, признавающей договор в качестве единственного правомерного источника позитивного права. В то же время сторонники естественно-правовой школы договор рассматривали как фактический, но не юридический источник, как средство добровольного самоограничения свободной личности.

Нормативный договор — соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО).

Для нормативных договоров как особых видов договоров характерны следующие основные черты:

предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений;

заключаются в публичных интересах для достижения общественно полезных целей;

охватывая широкий круг общественных отношений, они носят комплексный характер и могут выступать в качестве самостоятельных источников права;

распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц;

рассчитаны на неоднократное применение;

как правило, не имеют фиксированного срока действия (если речь идет о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит устанавливаемый в определенных рамках временный характер);

содержащиеся в них требования обязательны для исполнения;

продолжают свое общее действие независимо от возникновения или прекращения предусмотренных ими конкретных правоотношений;

содержат правила поведения, юридически значимые не только для непосредственных участников договорных отношений (внутреннее юридическое воздействие), но и для иных лиц (внешнее юридическое воздействие);

при возникновении спорных ситуаций, связанных с их исполнением, предусматривается специальная процедура разрешения юридического конфликта, связанная с определением уполномоченных субъектов (Конституционный Суд РФ, подобные суды в субъектах Российской Федерации — конституционные или уставные).

Федеративные государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной властью и субъектами федерации. Они регулируют предметы ведения сторон и их полномочия.

С распадом СССР и обретением государственного суверенитета в Российской Федерации начался процесс формирования законодательства, определяющего правовые основы создаваемого института федерального вмешательства как необходимого условия функционирования государства с федеративной формой территориального устройства. Первым шагом на пути решения этой проблемы было разграничение на конституционном уровне предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации (ст. 71 — 72). Затем стали приниматься нормативные правовые акты, детализирующие это положение Конституции Российской Федерации. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами является наиболее сложной проблемой на теоретическом и практическом уровнях. Этот процесс в значительной степени является предметом конституционно-правового (определение полномочий) и административно-правового (механизм реализации) регулирования.

В предметы ведения федерального центра включаются наиболее важные вопросы государственной жизни: оборона страны, внешняя политика, финансы, налогообложение, организация высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, введение особых правовых режимов и т.д. К исключительному ведению субъектов федерации отнесены: вопросы организации деятельности территориальных органов власти; обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка; охрана окружающей среды и т.д. К предметам совместного ведения отнесены вопросы, решение которых необходимо, соблюдая баланс интересов, решать на различных управленческих уровнях в силу их специфического характера.

31 марта 1992 г. в городе Москве были ратифицированы три федеративных договора о разграничении предметов ведения и полномочий. Они закрепляли допустимость взаимного делегирования прав на основе специальных соглашений между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации; федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации.

Читайте так же:  Новое в сзв м с октября

В период заключения договорных отношений они, несомненно, сыграли положительную роль в вопросах формирования фактически нового государства, приостановив «центробежные» настроения отдельных регионов. По прошествии определенного времени содержание подписанных договоров практически свелось на нет. Президент России В.В. Путин высказывается за необходимость формирования внешней политики государства при активном участии регионов. Ведь 46 из 88 субъектов Российской Федерации являются приграничными. Сейчас наблюдается обратный процесс, выражающийся уже в заключении договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по поводу прекращения действия ранее заключенных между ними договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. По состоянию на декабрь 2002 г. были расторгнуты или находились в стадии оформления расторжения договоры с 30 субъектами Российской Федерации. К 1 июля 2003 г. предполагалось завершение этого процесса. Однако этого не произошло.

В одном из проектов Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривается, что подобные договоры могут заключаться только в исключительных случаях, исходя из экономических, географических и иных особенностей регионов. Такое возможно лишь в той мере, «в которой указанные особенности обусловливают иное, чем установленное в федеральных законах, разграничение полномочий». Договоры должны содержать конкретные права и обязанности сторон и утверждаться федеральным законом.

ТГП Нормативный договор как источник права

Нормативный договор как источник права

Нормативный договор – это добровольное соглашение двух и более сторон, интерпретация которого образует правовую норму, т.е. общезначимое, общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер. И в этом плане этот договор нужно отличать «от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договора купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила (нормы), а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов». Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Нормативный договор оформляется в следующих видах: Федеративный – представляет собой источник права федеративных отношений; Международный – соглашение, которое регулирует соглашение между государствами, и действует по принципам издаваемых международных актов; Акт соглашения между муниципальным органом и федерацией; Источник права, который регулирует отношения между субъектами федерации; Соглашение как источник права между муниципальными структурами; Коллективный трудовой акт по ТК РФ.

Далеко не всякий договор является источником права. Источником права является только нормативный договор. Или его еще называют договором с нормативным содержанием, нормативно-правовым договором, автономным правовым актом (договором).

Исторические примеры показывают, что роль важнейшего источника права неоднократно выпадала на долю договора. Так феодальные государства, как правило, не имели писаных конституций. Длительное время государственный строй феодальных стран определялся разного рода соглашениями королей, князей и их вассалов, королей и городов, договорами сеньоров с их вассалами. Соглашениями этого рода являются договоры Новгорода с князьями, например, договор Новгорода с тверским князем Ярославом Ярославичей 1260 г. Известный пример соглашения короля и баронов, определявшего государственный строй средневековой Англии, – Великая хартия вольностей 1215 г. Законодательство само первоначально было результатом соглашений между отдельными носителями политической власти. Недаром писаное право в Средние века, в отличие от неписаного обычного, носило наименование соглашений. Государствоведы последней четверти XIX – начала XX вв. обратили внимание на то, что договоры не только устанавливают права и обязанности их участников, но в некоторых случаях направлены на установление норм права, которым обязуются в будущем подчиняться участники такого рода соглашений.

Таким образом, нормативный договор, имея свою историю, представляет собой соглашение субъектов (двух и более), которое регулирует между ними длительное время отношения на основе определенных норм и круга прав и обязанностей. Нормативный договор должен обладать такими признаками, как: добровольность заключения и равенство его участников; участие в нем одной из сторон государства, органа государственной власти, других юридических лиц, обладающих нормотворческими полномочиями; целевая направленность договора, заключающаяся в преобладании его публичных целей; многочисленность и неопределенность адресатов договорных норм; длительность действия и неоднократность применения; особая процедура заключения нормативных договоров и специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением.

Особое место среди договоров нормативного содержания занимают внутригосударственные и международные договоры. Внутригосударственные договоры представляют собой: общий договор, определяющий основы формы государственного устройства страны и взаимоотношений между государством и его частями; договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти страны и органами государственной власти субъектов; соглашения о делегировании полномочий; соглашения между общими и региональными органами исполнительной власти. Международные же договоры делятся на следующие виды: межгосударственные договоры, заключаемые на уровне глав государств; межправительственные договоры, заключаемые руководителями исполнительной власти государств; межведомственные договоры, регулирующих отношения на уровне органов государственной власти различных государств.

Конституцией РФ предусмотрены международные договоры, определены виды внутригосударственных договоров: Федеративный договор от 31 марта 1992 года; договоры между органами государственной власти автономного округа, входящего в состав края или области и органами государственной власти края или области; договоры между органами государственной власти субъектов РФ. Нормативные договоры используются и в других отраслях, например, в трудовом праве, для которого характерны коллективные договоры, направленные регулировать трудовые правоотношения между работодателем и работниками, между предпринимателем и профсоюзами. Нормативные договоры заключаются в механизме государства между министерствами, госкомитетами, службами, департаментами и другими органами государства о сотрудничестве, о делегировании полномочий.

Международный договор является очень важным видом нормативных договоров. Международный договор – это соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес. Содержащиеся в них нормы призваны регулировать правоотношения между этими государствами и обществами. В ст. 2 Венской Конвенции о праве международных договоров (заключена 23 мая 1969 г. в г. Вене) содержится даже определение этого источника права: «Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». Так Минюст России за прошедший год заключил десятки договоров с соответствующими органами юстиции зарубежных стран и принял участие в выполнении обязательств по всем международным договорам Российской Федерации в области деятельности органов юстиции.

Читайте так же:  Как перевести ребенка на индивидуальное обучение

Конституция Российской Федерации гласит, что “если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”. Это положение воспроизведено в федеральном законе “О международных договорах Российской Федерации” (часть 2 ст. 5). Приведенные формулировки дают основание утверждать, что в российской правовой системе презюмируется примат международных договоров над законами (но не над Конституцией, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации — часть 1 ст. 15). В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в случае расхождения норм международного договора РФ с нормами внутригосударственных законов применяются правила международного договора, но такой договор должен быть ратифицирован и утвержден Государственной Думой Федерального собрания РФ в качестве закона.

Некоторые отечественные ученые при изучении нормативных договоров, договорного правотворчества обращали внимание на проблему соотношения договора и закона, а в широком смысле — договора и нормативного акта. Здесь можно представить несколько точек зрения.

Я.М. Магазинер писал, что “по соглашению может быть установлена такая норма, которая прямо противоречит закону, если все высшие учреждения, которые имеют право возражать против подобных соглашений, молчаливо в них участвуют или на них соглашаются, то эта норма будет действовать и будет иметь силу не только в том случае, для которого она специально создана, но и на будущее время…”.

Близкая по духу точка зрения высказана Н.С. Соколовой, рассматривающей договор как соглашение нормативного характера, имеющее силу закона.

В концепции Ю.А. Тихомирова, однажды назвавшего закон “отцом договора”, договор предстает “зависимым” правовым актом. Закон, по мнению указанного автора:

Видео (кликните для воспроизведения).

— признает договор как нормативно значимый способ регулирования общественных отношений в разных сферах государственной и общественной жизни; — определяет “договорное поле”, т. е., типологию вопросов, для регулирования которых используются договоры или, напротив, где использование договоров нежелательно; — допускает договорное регулирование за пределами сферы собственно законодательного регулирования; — устанавливает конкретные виды и формы договоров; — вводит процедуры заключения договоров, их признания, исполнения; — вводит судебную защиту прав и интересов партнеров по договорам в суде.

Ю. А. Тихомиров прямо называет договор “подзаконным источником права”. Тезис о “зависимости” нормативных договоров от законов находит подтверждение на примере международных договоров. В государствах существуют разные порядки взаимодействия международного и внутреннего права, и во всех случаях они определяются правом страны.

5. Нормативный договор как форма права

Договор как юридическая конструкция используется в правовой системе широко и многообразно. Так, существует федеративный договор, гражданско-правовые, трудовые, брачные и иные договоры. Не все эти договоры представляют собой форму права.

Формой права являются только нормативные договоры, которые представляют собой соглашение двух и более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Основная характеристика нормативного договора как формы права заключается в том, что он представляет собой добровольное волеизъявление сторон. В отличие от нормативного акта, который является актом одностороннего волеизъявления, договор предполагает элемент добровольности в принятии на себя обязанности следовать установленным правовым нормам.

Велика роль договора как источника права в конституционном и международном праве. Следует отметить, что союзы государств также образуются на договорной основе. Так, например, конфедерации и федерации являются чаще всего результатом соглашений, которые устанавливают новый порядок, и, следовательно, имеют значение формы права. Такого рода договоры называют учредительными. В частности, нормативное значение имеет включенный в Конституцию Российской Федерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992г. полномочными представителями Российской Федерации и субъектов Федерации.

Формами права могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в. регламентации различных сторон общественной и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями.

Велика роль договоров в регулировании международных отношений. Международный договор — это определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормативными (например, Договор о нераспространении верного оружия; Договор о Содружестве Независимых Государств).

Международные договоры классифицируются по разным основаниям и делятся на: двусторонние и многосторонние; политические, экономические договоры и договоры по специальным вопросам. Каждый из них содержит в себе общие правила поведения и выступает как результат согласования воль субъектов — участников того или иного договора. Международные договоры ряда государств, включая Россию, рассматриваются как составная часть правовой системы.

Нормативный договор

Нормативный договор — соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содер­жаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО).

Для нормативных договоров, как особых видов договоров, характерны следую­щие основные черты:

■ предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды обще­ственных отношений;

■ заключаются в публичных интересах для достижения общественно полез­ных целей;

Читайте так же:  Нужно ли пенсионерам платить налог на недвижимость

■ охватывая широкий круг общественных отношений, они носят комплекс­ный характер и могут выступать в качестве самостоятельных источников права;

■ распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц;

■ рассчитаны на неоднократное применение;

■ как правило, не имеют фиксированного срока действия (если речь идет о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит устанавливае­мый в определенных рамках временный характер);

■ содержащиеся в них требования обязательны для исполнения;

■ продолжают свое общее действие независимо от возникновения или прекра­щения предусмотренных ими конкретных правоотношений;

■ содержат правила поведения, юридически значимые не только для непо­средственных участников договорных отношений (внутреннее юридическое воз­действие), но и для иных лиц (внешнее юридическое воздействие);

■ при возникновении спорных ситуаций, связанных с их исполнением, преду­сматривается специальная процедура разрешения юридического конфликта, свя­занная с определением уполномоченных субъектов (Конституционный Суд РФ, подобные суды в субъектах Российской Федерации — конституционные или устав­ные).

Федеративные государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной властью и субъектами федерации. Они регулируют предметы ведения сторон и их полномочия.

С распадом СССР и обретением государственного суверенитета в Российской Федерации начался процесс формирования законодательства, определяющего пра­вовые основы создаваемого института федерального вмешательства как необходи­мого условия функционирования государства с федеративной формой территори­ального устройства. Первым шагом на пути решения этой проблемы было разгра­ничение на конституционном уровне предметов ведения между федеральным центром и субъектами федерации (ст.

В предметы ведения федерального центра включаются наиболее важные вопро­сы государственной жизни: оборона страны, внешняя политика, финансы, налого­обложение, организация высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, введение особых правовых режимов и т. д. К исключитель­ному ведению субъектов федерации отнесены: вопросы организации деятельности территориальных органов власти; обеспечение общественной безопасности и охра­на общественного порядка; охрана окружающей среды и т. д. К предметам совмест­ного ведения отнесены вопросы, решение которых необходимо, соблюдая баланс интересов, решать на различных управленческих уровнях в силу их специфическо­го характера.

31 марта 1992 г. в городе Москве были ратифицированы три федеративных до­говора о разграничении предметов ведения и полномочий. Они закрепляли допус­тимость взаимного делегирования прав на основе специальных соглашений меж­ду федеральными органами государственной власти Российской Федерации и ор­ганами власти суверенных республик в составе Российской Федерации[171];

федеральными органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации[172]; федеральными органами государственной власти Российской Феде­рации и органами власти автономной области и автономных округов в составе Рос­сийской Федерации[173].

В период заключения договорных отношений они, несомненно, сыграли поло­жительную роль в вопросах формирования фактически нового государства, при­остановив «центробежные» настроения отдельных регионов. По прошествии оп­ределенного времени содержание подписанных договоров практически свелось на нет. Президент России В. В. Путин высказывается за необходимость форми­рования внешней политики государства при активном участии регионов. Ведь 46 из 88 субъектов Российской Федерации являются приграничными[174]. Сейчас наблюдается обратный процесс, выражающийся уже в заключении договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами го­сударственной власти субъектов Российской Федерации по поводу прекраще­ния действия ранее заключенных между ними договоров о разграничении пред­метов ведения и полномочий[175]. По состоянию на декабрь 2002 г. были расторгну­ты или находились в стадии оформления расторжения договоры с 30 субъектами Российской Федерации. К 1 июля 2003 г. предполагалось завершение этого про- цесса[176]. Однако этого не произошло.

В одном из проектов Федерального закона «О внесении изменений и дополне­ний в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[177] предусматривается, что подобные договоры могут заклю­чаться только в исключительных случаях, исходя из экономических, географиче­ских и иных особенностей регионов. Такое возможно лишь в той мере, «в которой указанные особенности обусловливают иное, чем установленное в федеральных за­конах, разграничение полномочий». Договоры должны содержать конкретные пра­ва и обязанности сторон и утверждаться федеральным законом.

Нормативный договор как источник российского права

Признание высшей ценности прав и свобод человека выдвигает на передний план задачу не только связать законом деятельность государства, но и обеспечить возможность взаимовыгодного согласования интересов индивида с государством и индивидов между собой. Наиболее эффективным элементом такого согласования является диалог, правовой формой которого выступает договор.

Широко применяемый и теоретически обоснованный в советский период лишь как источник международного права, нормативный договор был впервые признан Конституцией Российской Федерации 1993 года полноценным источником права внутригосударственного. Однако, уровень разработки теории нормативного договора в отраслевых юридических науках, изучающих государственно-правовое регулирование в национальной системе права, существенно «отстает» от уровня развития теории нормативного договора в науке международного права.

Изменения в правовой жизни России последних лет привели к трансформации современного правопонимания, что повлекло за собой востребованность теоретико-правового осмысления проблем источников права. Правовые реформы затронули весь механизм правового регулирования, глубинные пласты правового сознания. В условиях изменения господствующего типа правового регулирования, когда на смену императивному, разрешительному механизму приходит диспозитивная, дозволительная модель, в системе источников права все большую роль играют формы права, которые в недавнем прошлом, по существу, были вытеснены лишь одной из ее форм – нормативными правовыми актами. Расширение сферы усмотрения граждан в их инициативном правомерном поведении, принятие в качестве приоритетных общепризнанных принципов и норм международного права, внедрение международных договоров в правовую систему Российской Федерации позволяют по – новому взглянуть на такую форму российского права, как нормативный договор.

Договор – правовое явление, степень изученности которого, в целом, достаточно высока, но внимание ученых-юристов к различным видам договоров распределено непропорционально. При изучении нормативного договора следует различать понятия «источник права» и «форма права» как явления, характеризующие различные его стороны. Нормативный договор как «форма права» – это его внешнее проявление, договор-документ. Нормативный договор как «источник права» – это его внутренние, сущностные характеристики, договор-соглашение.

Читайте так же:  Штрафы за грязные автомобильные номера

Нормативный договор как форму права можно определить как акт согласования индивидуальных, свободных, равных волеизъявлений публичных субъектов, сформированный в процессе особого договорного правотворчества, цель которого – на эквивалентной основе установить, изменить или отменить предписание, имеющее силу нормы права.

Для публичного права наибольшую значимость имеют характеристики договора-документа, для частного права – договора-соглашения, однако любой договорный акт сочетает в себе признаки договора-документа и договора-соглашения, несмотря на то, применяется он в публичном или частном праве, устанавливает норму права или индивидуальное предписание.

Изучение договора как общеправовой категории следует проводить через выявление его содержательных (договор-соглашение) и формальных (договор-документ) признаков. К первым мы относим: свободу волеизъявления сторон, согласование индивидуальных волеизъявлений сторон, равенство волеизъявлений сторон, наличие юридической цели, эквивалентность (взаимность прав и обязанностей сторон). К формальным признакам договора, договора-документа мы относим способы внешнего выражения, закрепления и передачи договорной информации.

К универсальным признакам нормативных договоров относятся следующие:

— это надлежаще оформленный договорный акт;

— это добровольно заключенный акт;

— это универсальный правовой акт;

— это самостоятельно существующий правовой акт;

— договорные нормы всегда рассчитаны на длительное действие и неоднократное применение.

Специальные признаки нормативного договора состоят в:

— установлении норм-самобязательств для участников соглашения;

— установлении правовых норм для неопределенного круга лиц;

— том, что нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их целевая направленность – это достижение правового регулирования определенных общественных отношений;

— специфике сторон, в качестве которых чаще всего выступают носители публичных интересов (государство и его органы, межгосударственные, общественные объединения и т.п.).

— порождении (в виде нормативного следствия) подзаконных актов и субдоговоров между конкретными юридическими и физическими лицами. Подобно другим источникам права, нормативный договор является основой для издания отдельных категорий нормативных правовых актов; актов применения, содержащихся в нем норм права;

Выделяются следующие юридические признаки нормативного договора, присущие ему независимо от вида и отраслевой принадлежности:

— обособленность как субъектов договора, так и их волеизъявлений;

— согласование интересов субъектов договоров (собственно, согласие – consensus);

— предполагаемое обязательное исполнение договорных условий;

— эластичность договорной свободы;

— эквивалентный, возмездный характер;

— законодательное обеспечение договоров, придающих им юридическую силу.

Нормативный договор как форму права можно признать особой разновидностью нормативного акта, поскольку их формальные признаки схожи, различие же заключается в содержательном характере нормативного договора. Одной из важнейших существующих классификаций нормативных договоров следует признать деление их на координационные договоры, заключаемые между субъектами, имеющими формально равный статус и субординационные договоры, заключаемые между субъектами, имеющими формально различный статус.

К первой группе относятся: международные договоры Российской Федерации; договоры и соглашения о международных и внешнеэкономических связях субъектов Российской Федерации; договоры и соглашения между субъектами Российской Федерации; договоры и соглашения между органами местного самоуправления; межведомственные договоры и соглашения,

Ко второй группе относятся: договоры о разграничении полномочий и соглашения о передаче осуществления части полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоры и соглашения в области социально-трудовых отношений; договоры и соглашения органов власти с коммерческими и некоммерческими организациями.

Ценность нормативного договора как источника права определяется тем, что это свободная форма права, ибо она основана на добровольном принятии норм сторонами, участвующими в правотворческой деятельности

Среди классификаций по данному аспекту можно выделить наиболее часто употребляемые в юридической литературе. Среди них деление нормативных договоров на договоры-источники права, заключаемые между субъектами, которым присвоена нормативная власть, и договоры-предисточники права, приобретающие значение источников при условии государственной санкции; на договоры внутриаппаратные, заключенные между субъектами, имеющими государственно-властные полномочия, и внешние, заключенные уполномоченными субъектами государственной власти с гражданами, организациями; на договоры общего действия (универсального характера) и специальные (по определенным вопросам); на равностатусные (координационные договоры) и разностатусные (субординационные).

К координационным следует отнести международные договоры Российской Федерации, договоры и соглашения о международных и внешнеэкономических связях субъектов Российской Федерации, договоры и соглашения между субъектами Российской Федерации (межрегиональные), договоры и соглашения между органами местного самоуправления (межмуниципальные), межведомственные договоры и соглашения.

К субординационным следует отнести договоры о разграничении полномочий и соглашения о передаче осуществления части полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (внутрифедеральные договоры), договоры и соглашения в области социально-трудовых отношений, договоры и соглашения органов власти с коммерческими и некоммерческими организациями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.

  2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.

  3. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.
  4. Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.
Нормативный договор как форма права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here