Нарушение прав человека в сми

Важная информация в статье: "Нарушение прав человека в сми" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Основные нарушения прав человека и угрозы правам человека в России

Основные нарушения прав человека

Применение незаконных методов дознания и следствия — сегодня обыденность. Избиения задержанных, пытки подследственных — общеизвестный, но, благодаря корпоративной солидарности правоохранительных органов, трудно доказуемый факт. В прокуратуру любого крупного российского города ежегодно поступают сотни заявлений о пытках и избиениях российских граждан сотрудниками правоохранительных органов. Но, как правило, «факты не находят подтверждения», и только в исключительных случаях дело доходит до суда.

По-прежнему зоной особой концентрации нарушений прав человека является армия. Несмотря на непрекращающиеся протесты общественности и уже нередкие судебные процессы, в армии сохраняются варварские обычаи издевательств старослужащих над новичками, по-прежнему многие офицеры эксплуатируют «дедовщину» в интересах «поддержания дисциплины».

Унижениям и всевозможным тяготам подвергаются сироты в детских домах, душевнобольные в «психушках» (иначе трудно назвать большинство этих медицинских учреждений), старики и инвалиды в специальных интернатах. Живя за проходными в скудных казенных условиях, которые и сами-то по себе тяжелы, а, подчас и невыносимы, подопечные этих «богоугодных заведений» страдают еще и от злоупотреблений и грубости со стороны недобросовестного персонала. Во многих из этих учреждений сформировались свои, не менее жестокие, чем в армии, «неуставные отношения», в детских домах — своя «дедовщина».

Наиболее очевидными, значимыми и тяжело переживаемыми большинством граждан являются нарушения социально-экономических прав, призванных гарантировать достойный для человека уровень жизни. По всем опросам общественного мнения, по опыту правозащитных организаций наибольшую обеспокоенность граждан вызывают нарушения прав в сфере труда, занятости, социального обеспечения (невыплата зарплаты, незаконные увольнения, невыплата или отказ в предоставлении пенсий, пособий, льгот и т.п.).

Наиболее запущенная государством сфера прав человека — это права, определяющие качество жизни: право на образование и медицинское обслуживание. Бесправное положение пациентов, учащихся и их родителей даже не формулируется соответствующими государственными органами как проблема. Не меньшим препятствием для реализации этих прав становится и лавинообразное ухудшение качества предоставления образовательных и медицинских услуг, что напрямую связано с обнищанием государственного образования и здравоохранения, с соответствующим «вымыванием» наиболее квалифицированных кадров и падением «профессиональных нравов».

Казалось бы, решенная в России проблема свободы совести сегодня приобретает новое звучание. Становясь модным, формально-обрядовым, православие постепенно превращается в государственную религию. Бюджетные деньги вкладываются в строительство православных храмов и проведение религиозных праздников.

В соответствии с Конституцией, одной из гарантий свободы совести является право на альтернативную гражданскую службу для тех граждан, которые по убеждениям не могут служить в армии. Однако в большинстве субъектов Федерации это право остается фикцией.

Постоянным испытаниям в России подвергается свобода слова. Не являясь прибыльным бизнесом (из-за низкой платежеспособность потребителей — читателей и зрителей) большинство СМИ вынуждены продавать себя не за деньги потребителям и рекламодателям, а за политические услуги спонсорам.

В итоге свобода слова в России зависит от заказов и капризов собственников СМИ, в том числе государственных.

Несмотря на наличие в российском законодательстве норм, запрещающих ограничение права граждан на свободу передвижения и торжество свободы выезда за рубеж, у части россиян остаются серьезные проблемы со свободой передвижения внутри страны.

Проблемы эти, прежде всего, связаны с институтом прописки; формально отмененном, но фактически продолжающем ограничивать свободу граждан в форме «регистрации».

Связано это с тем, что реализация многих социальных прав граждан производится соответствующими органами и организациями, как правило, по месту жительства, т.е. регистрации. Тесно привязано к «официальному» месту жительства предоставление медицинской помощи и оплата ее государством.

Наиболее массово и повсеместно нарушается право граждан на доступ к информации о себе и право на доступ к государственным и муниципальным информационным ресурсам.

Почти ежедневно на бытовом уровне большинство граждан сталкиваются с затруднениями или невозможностью получить ту или иную справку в домоуправлении или органе социальной защиты, ознакомиться с решением суда или заключением врача, получить копии документов, непосредственно затрагивающих их права и законные интересы.

Основные угрозы правам человека в России

1. Правоохранительные органы

Точнее сказать, угрозой правам человека является правозащитная несостоятельность правоохранительных органов, печально известных как «силовые». Милиция, прокуратура, суды оказались сегодня не в состоянии защитить основную массу населения от наиболее распространенных посягательств на права человека. Более того, правоохранительные органы сами становятся все более опасным для населения источником нарушений гражданских прав.

2. Закрытые учреждения

Наиболее серьезные нарушения прав человека происходят в государственных и муниципальных учреждениях, которые в той или иной степени ограничивают свободу граждан. Причем этими наиболее опасными для прав человека объектами являются не только традиционно упоминаемые места принудительного содержания граждан (тюрьмы, армейские казармы и психиатрические больницы), но и детские дома, интернаты для инвалидов и престарелых, всевозможные муниципальные приюты для дезадаптированных граждан, а также медицинские стационары: клиники, больницы, госпитали. Одним словом, любые государственные или муниципальные учреждения, в которых человек вынужден какое-то время жить, но при этом он отделен от мира проходной, его связи с внешней жизнью ограничены не им самим, а режимом, а его собственное благополучие полностью или частично зависит от воли администрации и персонала учреждения.

3. Несвобода информации

В стране отсутствует свободный оборот информации, прежде всего той, что контролируется государственными и муниципальными органами. Власть на всех уровнях заняла круговую информационную оборону. Чиновники понимают, что информированный гражданин — хороший гражданин, а хороший гражданин — плохой подданный. Ситуация настолько остра, что впору вводить новое право человека — право на справку.

Нарушение права на получение информации может показаться не очень серьезным нарушением прав человека. Но именно полноценная реализация этого права обеспечивает соблюдение и защиту всех остальных прав, да и просто делает жизнь цивилизованной. Но именно это право наиболее часто и массово нарушается в России.

4. Диктатура ведомственного права

Реальную жизнь россиян «нормируют» не законы, принятые публично в рамках демократических процедур специально избранными для этого народными представителями — депутатами. Реальные «правила игры» в России устанавливают так называемые «подзаконные акты»: всевозможные инструкции, постановления, указы и приказы, созданные кулуарно в неподотчетных гражданам ведомствах. Это, конечно, естественно для страны, в которой традиционно реальная власть принадлежит не политикам, а чиновникам. Но очень неестественно и вредно для прав человека.

Это не означает, что у прав человека в России ничего не получится, это лишь означает, что укоренение прав человека в России потребует гораздо больших усилий, чем предполагалось.

Читайте так же:  Минимальный трудовой стаж для начисления пенсии

Speak Up, Speak Out

Руководство по докладу о вопросах прав человека

Медиа, журналистика и права человека

За и Против журналистики по правам человека

За:

Против:

  • Защитники прав человека часто работают против политических и экономических интересов, и последствия могут быть серьезными.
  • Вера и культурные аспекты многих журналистов не соответствуют идеалам прав человека.
  • Во время кризиса правительства могут внедрить законы, нарушающие права человека.
  • В развивающихся странах ограниченная технологическая инфраструктура, например, мобильный телефон и Интернет. Это замедляет процесс работы журналистов в высокоскоростной новостной среде.
  • В большинстве развивающихся стран, журналисты не получают должного финансирования, отсутствуют основные средства — компьютеры, фотоаппараты, оборудование для передачи, финансы, на транспорт и проживание.
  • Многие журналисты являются внештатными сотрудниками или стрингерами. Они изо всех сил пытаются «продать» истории о правах человека, которые не освещались в СМИ, но говорят о насущных проблемах – плохое медицинское обслуживание, нехватка воды, недостаточное образование — редакторам, связанным бюджетом.
  • В некоторых местах СМИ все еще контролируется государством.
  • Государство все еще имеет право закрыть доступ к Интернету или вводить цензуру на онлайн трансляции.

Связь Медиа с вопросами о правах человека

  • Средства массовой информации являются производителями информации для широкой общественности. Журналисты собирают и представляют большую часть информации о правах человека, которую мы получаем.
  • Средства массовой информации также включают информацию, полученную от организаций по правам человека.
  • Средства массовой информации решают, на какие вопросы или аспекты обратить особое внимание. В принятии этих решений, средства массовой информации имеют власть над тем, что мы знаем и чего не знаем о правах человека.
  • Средства массовой информации также комментируют информацию, высказываемую в газетах, в ток-шоу, на круглых столах, и т.д. Поэтому Медиа имеют право на формирование общественной морали и общественного мнения о правах человека.

Какой должна быть роль журналистов по отношению к правам человека?

Каковы обязанности журналистов по отношению к правам человека? Несут ли журналисты особую ответственность за доклад о правах человека?

Стоит задуматься над этими вопросами, потому как, ваш ответ будет определять ваш подход к освещению вопросов о правах человека. Есть несколько правильных ответов, отражающих различные точки зрения о журналистике.

Как вы определяете вашу роль?

  • Медиа это зеркало. Роль журналистов в том, чтобы отражать обществу то, что они видят. Сюда относятся и вопросы прав человека.
  • Журналисты имеют моральное обязательство продвигать права человека постоянно во всех статьях. Медиа это «сторожевые псы» чья задача лаять громко, чтобы остерегать людей от покушений на их свободу, безопасность, образ жизни и культуру.
  • Права человека это моральный компас хорошей журналистики. Знание и понимание прав человека сделает вас лучшим и более профессиональным журналистом.
  • Журналисты имеют особый, личный интерес в области прав человека. Хорошая журналистика умирает там, где ослабевают права человека. Поэтому они обязаны разоблачать злоупотребления и повышать осведомленность о правах человека.
  • Права человека основа хорошей журналистики. Вы не будете хорошим журналистом, пока не освоите права человека.
  • Права человека могут заслуживать освещения в печати лишь время от времени, но основная ценность в знании о правах человека в том, что они помогают видеть новые аспекты в старых событиях. Права человека дают другие «зацепки» или углы для освещения ваших статей.
  • Роль журналиста в том, чтобы докладывать о новостях, они не имеют обязательства уделять особое внимание правам человека. Вопрос о правах человека не важнее любого другого вопроса.

Кем вы видите себя?

Некоторые журналисты считают себя борцами — активно, сознательно и намеренно раскрывая несправедливость, исправляя ситуации, повышая уровень информированности, влияя на ход событий. Они журналисты, потому что хотят изменить мир.

Другие журналисты занимают позицию «СМИ как зеркало». Они могут быть также твердо убеждены в изменении мира, но рассматривают это, как неизбежное следствие хорошей журналистики. Они избегают тактики борцовской журналистики, или намеренного влияния на ход событий.

Ваш выбор может также быть определен тем, где вы работаете:

  • Местное радио или ТВ канал, например, для развития осведомленности общества, может поручить вам провести журналистскую агитацию о правах человека на жилье, или осветить вопросы малоимущих. Мост через местную дорогу может быть представлен как вопрос «права на жизнь» или «права на безопасность».
  • Общественное радио или ТВ канал, по всей вероятности будет более отстраненным в своих высказываниях, обеспечивая отношение, справедливое ко всем сторонам вопроса.
  • Если вы ведете блог, ваш материал будет основываться на ваших собственных убеждениях и ценностях, в целях вашего блога.
  • Коммерческое телевидение или радио станция во избежание разногласий, будет вести более спокойную политику, чтобы не идти на конфликт с рекламистами.

Критика освещения вопросов о правах человека в СМИ

Многие наблюдатели отмечают улучшение освещения вопросов прав человека, но есть еще место для прогресса. Вот основная критика:

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ

Средства массовой информации — один из основных институтов гражданского общества. СМИ являются выразителями социально-экономических и политических интересов людей, обеспечивают гласность обсуждения социально значимых проблем и механизмов их решения, способствуют осуществлению функций общественного контроля за деятельностью органов власти, органов местного самоуправления, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфере общественной жизни.

Как любой из институтов гражданского общества, СМИ стремятся оказывать влияние на происходящие в обществе процессы и на принятие управленческих решений органами государственной власти и местного самоуправления, что и закрепило за ними обозначение «четвертой власти».

Важно учитывать, что согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 30 декабря 2015 г.) «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (ст. 2). Таким образом, СМИ — это собирательное понятие, в которое включаются различные формы распространения информации, предназначенной для неограниченного круга лиц. Из этого следует, что средство массовой информации не может быть субъектом правоотношений и, как было отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июля 2010 г. № 16 (ред. «О практике применения судами Закона РФ «О средствах массовой информации»), само по себе средство массовой информации не имеет каких-либо прав и обязанностей и, соответственно, не является лицом, участвующим в деле. Главными субъектами деятельности СМИ, определяющими информационную политику издания или программы, являются учредитель, главный редактор и редакционная коллегия, журналистский коллектив. Именно в их лице СМИ вступает в систему правоотношений гражданского общества.

Главным отличительным качеством СМИ, связанным с самой сутью их деятельности, является публичность, одновременное обращение к большой аудитории, способность формировать определенное общественное мнение по той или иной проблеме, возможность воздействия на органы власти разных уровней.

Читайте так же:  Практикум по гражданскому процессу

В качестве основных способов защиты прав человека в деятельности СМИ можно выделить следующие:

«Генератор» нарушения прав человека: влияние СМИ на общественное сознание

Становление информационной цивилизации характеризуется возрастанием роли общественного сознания во всех сферах жизнедеятельности. Высокие технологии, воплощающие в себе силу и мощь интеллекта, становятся решающим фактором общественного воспроизводства в материальной и духовной сферах. Развитие информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия информационных потоков, массовой коммуникации и общественного сознания.

При этом общественное сознание формируется и моделируется посредством множества факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации. Подобная роль СМИ в процессе формирования общественного сознания достигается оперативностью предоставления информации, доступностью, широким охватом аудитории, многоплановостью (СМИ включают в себя информацию различного характера), социальной ориентированностью (выражение мнения и интересов разных социальных групп, страт, организаций, партий, компаний и т.п.) и др.

О воздействии прессы, печатного слова на индивидуальное и общественное сознание начали говорить очень давно. История показывает, что изначально только правящая верхушка общества осознавала потенциальное социальное воздействие печатного слова. Многие государственные лидеры, опасаясь последствий всеобщей грамотности и доступности печатной продукции, стремились к осуществлению контроля над публикациями, чтобы лишить оппозицию права голоса. Подобный страх перед влиятельностью СМИ все еще существует во многих обществах, где лидеры подавляют или контролируют деятельность масс-медиа, чтобы оставаться у власти.

Вторым по времени появления средством массовой информации (после печатной прессы) является радиовещание. Использование радиоволн позволяет передавать информацию на неограниченные расстояния, причем и в прямом эфире. Известно множество примеров воздействия радиовещания на общественное сознание. Это влияние может иметь как положительный, так и отрицательный эффект.

Появление телевидения ознаменовало новый этап в развитии технологий формирования общественного сознания. На сегодняшний день телевидение — самый распространенный канал информационного воздействия на массы, который, благодаря широким коммуникационным возможностям — оперативности, «эффекту присутствия» — является наиболее эффективным инструментом управления мировоззрением личности на современном этапе.

Телевидение (в отличие от печатных СМИ и радио) воздействует сразу на два органа восприятия — слух и зрение, благодаря чему зритель нагружаем большим объемом информации, нежели слушатель или читатель за то же время. В свою очередь, это сказывается и на воздействии телевидения на общественное сознание: возможности телевещания позволяют передать максимальное количество информации в том виде, в котором она наиболее легко усваивается, оказывая наибольшее воздействие.

В последние десятилетия активно развивается всемирная компьютерная сеть, в которой значительное место занимает массовая информация. Во всемирной паутине существует множество электронных версий и дайджестов печатных СМИ (меняющих содержание в режиме реального времени), Интернет-радио, сетевое телевещание — компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ. Таким образом, в условиях информационного общества люди подвержены одновременному влиянию печатных и электронных СМИ, радио и телевидения — своего рода манипулированию. Так за счет чего подобное манипулирование становится возможным, и кто является «манипулятором»?

В большинстве своем СМИ — проекты коммерческие, следовательно, они стараются максимизировать свою прибыль (в том числе от размещения рекламы). А сделать это несложно — стоит увеличить число потребителей (читателей, зрителей, слушателей), что достигается злободневностью, сенсационностью преподносимой информации, оперативностью реагирования на события и другими средствами. С другой стороны, манипулятором могут выступать политики, власти, при этом через СМИ органы власти стараются «навязать» обществу, массам определенные смыслы, побудить к действию, повысить свою авторитетность или, напротив, снизить политический вес своих оппонентов. При этом характерной чертой политической борьбы является и создание образов политических оппонентов — «опасный», «никчемный», «смешной», «маргинальный» и тому подобное.

СМИ используют довольно широкий арсенал методов влияния на общественное сознание, в первую очередь можно выделить преобразование коммуникативно-содержательной стороны информации и эмоциональное воздействие, которые достигаются в основном лингвистическими средствами. Прежде всего, необходимо рассмотреть целенаправленное преобразование коммуникативно-содержательной стороны информации. Оно связано с созданием лжесобытий, искажением, утаиванием информации, манипулированием со временем и местом ее подачи.

Искажение информации (прямая ложь либо смещение понятия по семантическому полю), как прием, позволяет создавать определенное отражение действительности в общественном сознании, в котором искаженные факты будут являться как бы частью реальности. Включение прямой лжи практикуется СМИ все в больших масштабах как прием недорогой, но эффективный в решении срочных задач. При этом наглая ложь оказывается предпочтительной, потому что она разрушает всякую возможность диалога.

Утаивание информации (замалчивание, избирательная подача материала) позволяет скрыть от широких масс часть информации нежелательной для манипулятора. Кроме утаивания информации, в СМИ используется принцип «демократии шума» — потопления сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом потоке информационного шума.

Манипулирование со временем и местом подачи информации — порядок подачи сведений, время и место их публикации непосредственно влияют на оценку и усвоение информации.

Перегрузка адресатов сведениями, отобранными по определенному критерию, направлена на то, чтобы адресат отказался от предоставляемой информации. С этим часто связано формирование (скрытое, естественно) у адресатов убеждения в том, что информация им, якобы, не нужна, или она для них крайне опасна.

Изоляция адресата — успех воздействия зачастую зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата от постороннего информационного влияния. Идеальным вариантом изоляции является полное отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнения, что возможно при тоталитарном подчинении СМИ властям.

Создание лжесобытий, мистификация — в данном случае под видом реального факта кроется событие, которого не было в действительности, но образ которого, смысловая нагрузка на вольных или невольных потребителей информации будет иметь существенное воздействие, достигнуть которого планируют манипуляторы.

Следующим важным моментом в рассмотрении воздействия СМИ на общественное сознание является обращение к эмоциям адресата.

Такое обращение к чувствам и эмоциям можно объяснить тем, что подобное влияние на человека является более сильным, эффективным, нежели методы рационального воздействия. В восприятии информации эмоции человека первичны. Разум подключается после того, как информация уже воспринята. Обращение к эмоциям призвано помочь скрыть истину. Под влиянием возбуждаемых эмоций недоказуемое логически неистинное может выглядеть как правильное, приемлемое.

К основным методам эмоционального воздействия, используемых в СМИ, можно отнести сенсационность, метод запугивания, медианасилие.

Сенсационность — использование сенсаций, то есть таких событий, которым придается настолько высокая важность и уникальность, что внимание публики практически полностью концентрируется на них. Благодаря использованию сенсаций можно умолчать о каких-либо фактах и событиях или ослабить реакцию на какое-либо событие, предшествующее сенсационному или происходящее в это же время.

Метод запугивания состоит в том, что аудиторию ставят перед «выбором меньшего из двух зол». То есть, создается ситуация альтернативы, построенная на противопоставлении двух и более заведомо неблагоприятных исходов. В результате живописного рассказа обо всей ужасности большего зла меньшее представляется уже почти как добро.

Читайте так же:  Отчет об оказанных услугах образец

Медианасилие представляет собой эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью изображения (многократной трансляции) сцен кровопролития, насилия, убийств, катастроф и т.д. Выделяют ряд психологических процессов, связанных с возбуждением, ослаблением сдерживающего действия социальных санкций, желанием воспроизвести сцену насилия в реальной жизни, испугом, страхом, преувеличенным восприятием опасности реального мира и т.д.

Однако большинство методов воздействия СМИ на общественное сознание связано с лингвистическими средствами, которые включают в себя композиционные и стилистические особенности построения текста, определенный выбор языковых единиц на разных уровнях (лексика, грамматика, фразеология и т.д.)

Видео (кликните для воспроизведения).

Метод фрагментации заключается в дроблении информационного потока на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом, в результате чего аудитории не удается сформировать правильной, полноценной и адекватной действительности картины событий и цельного восприятия мира.

Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в краткой, энергичной и впечатляющей форме — в форме утверждения. Подобная форма исключает всевозможные обсуждения, заставляя аудиторию принимать описываемый факт как данность.

Повторение придает утверждениям дополнительный вес, заставляет аудиторию акцентировать внимание на наиболее важных для манипулятора моментах. Именно на методе повторения основана большая часть рекламы.

Итак, на земле вместо одной очень большой семьи появилось множество племен и народов, у которых были не только свои языки, но и собственные боги. Иметь собственного бога удобно и выгодно. Можно объявить соседей иноверцами и без зазрения совести грабить их и убивать. Можно возомнить себя лучшими из лучших. Да мало ли что еще можно отчебучить, если иметь мифического покровителя или обожествленного вождя-изувера…

С другой стороны, людям ничто не помешало «во имя единого Господа» убивать миллионами даже своих одноверцев!

Как видим из этого примера, «суть любой басни» может недобросовестными толкователями и злонамеренными манипуляторами «быть раскрыта» с самыми разными, часто противоположными, смыслами. Именно таким искажением информации и смыслов заняты большинство абсолютно не свободных СМИ, осуществляющих программу насилия над личностью и общественным сознанием. И, таким образом, эта деятельность является одним из величайших «генераторов» нарушения прав человека в современном мире, и в том, который известен нам из описанной истории. И, не понимая сути такой деятельности СМИ, не видя за их действиями рук манипуляторов, практически невозможно организовать борьбу за права человека, тем более — достичь цели, чтобы природные, естественные и законные права человека были защищены и удовлетворены государством и обществом.

Подводя итог изложенному хочется заметить, что формирование четкой адресной группы людей для построения завершенной государственной политики как цели, является причиной введения на Украине языкового квотирования в средствах массовой информации и, в первую очередь — в наиболее влиятельных, оказывающих на население аудиовизуальное воздействие. Второй целью является исключение из указанной группы лиц тех, кто не владеет государственным языком, или не желает им владеть.

Вполне можно предположить, что использование языковых квот для телевидения и радиовещания положит начало внедрению подобных квот и в других отраслях и сферах государственной и общественной жизни.

Современные методы обмена информацией бесспорно свидетельствуют о слиянии культурных и экономических образов жизни людей в разных уголках планеты. В последнее время режим работы многих людей привязан не ко времени суток или сезону, а к времени деловой активности партнеров. Следовательно, и инструмент общения будет сливаться в один общий знаменатель. Закрытие или запрет на использование способов общения между людьми создаст препоны в расширении экономических, политических и культурных связей. Однако, в определенных случаях, именно этого и добиваются авторы изменения законодательства, вводя квотирования. Во всяком случае — касательно использования русского языка, с целью разрыва всех видов связей с субъектами и объектами, находящимися на территории Российской Федерации.

В то же время, под воздействием общемировой тенденции транснационализации, нормы данных ограничений в конце концов потеряют свой смысл в связи с потерей субъекта регулирования. Вряд ли может считаться нормальным для большинства людей запрет слушать и смотреть то, что нравиться и на том языке, на котором хочется. Будут ли эти запреты почвой для обострения социальной обстановки — покажет время. Многое будет зависеть, конечно, от умения политиков, несущих ответственность за государство и порядок в обществе, обходить наиболее острые углы и опасные повороты…

Защита прав человека и гражданина в сфере СМИ и телекоммуникаций

Наиболее сложное решение прав субъекта в информационной сфере связано с определением объема и порядка реализации этих прав для такого субъекта, как физическое лицо. Эта категория субъектов может быть представлена в правовых актах как «гражданин», «индивид», «человек», «личность», «лицо» (при наличии оговорки, что оно физическое) Алфёров А.Н. Человек как явный субъект права в информационной сфере // Сибирский юридический вестник. 2010. 1№ 3 (50). С. 3..

Декларация прав человека и гражданина так и названа, потому что относится не только к индивиду, привязанному к определенному государству, его гражданству, но ко всем индивидам, безотносительно к территории нахождения. Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, Е. А. Лукашева пишет, что права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства… Права человека являются одной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие. В идее прав человека осуществилась кристаллизация исторического богатства гуманитарного мышления — политического, правового, нравственного, религиозного, социокультурного Права человека: учебник / отв. ред. К.А. Лукашева. М.: Норма, 2013. С. 36..

Основными источниками права в области обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина являются: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», Положение «Об уполномоченном по правам человека», а также некоторые другие законы, указы Президента Российской Федерации, а также Европейская конвенция о защите прав и основных свобод и Всеобщая декларация прав человека Алфёров А.Н. Человек как явный субъект права в информационной сфере // Сибирский юридический вестник. 2010. № 3 (50). С. 3..

Объем прав, входящих в единый правовой статус, в определенной мере зависит от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина. Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного вмешательства.

Читайте так же:  Право на объединение включает в себя

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. К числу наиболее серьезных недостатков правового обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере следует отнести Утехина Е.Н. Об основных формах общественного контроля за нравственностью в российских СМИ // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. № 1-2. С. 148.:

— неопределенность механизмов обеспечения доступа к открытой информации органов государственной власти и органов местного самоуправления, создающая условия для ущемления прав и свобод человека и гражданина, включая право на информацию о состоянии окружающей среды, фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей;

— отсутствие установленных норм ответственности за ограничение или нарушение права на доступ к открытой информации;

— отсутствие правового регулирования общественных отношений в области сбора и использования персональных данных, механизмов их внесудебной защиты, реализации права на личную и семейную тайны, неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений;

— недостаточную согласованность и полноту правовых норм, регулирующих установление режимов ограничения доступа к информации, обязанностей субъектов правоотношений по защите информации с ограниченным доступом, ответственности за нарушения установленных режимов ограничения доступа к информации;

— неурегулированность прав государства на объекты интеллектуальной собственности, полученные в результате выполнения работ, полностью или частично финансируемых за счет средств государственного бюджета, а также недостаточное правовое регулирование общественных отношений в области охраны таких объектов интеллектуальной собственности, как ноу-хау, изобретения, составляющие государственную или служебную тайны, фирменные наименования;

— слабое развитие правового регулирования отношений, связанных с ограничением распространения массовой информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

— отсутствие правового регулирования распространения информации, предназначенной для неограниченного круга потребителей, в открытых информационно-телекоммуникационных сетях.

Как уже отмечалось, в качестве субъектов информационных правоотношений могут выступать либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельными индивидами могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Для осуществления своих информационных прав и реализации обязанностей конкретные лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособностью здесь будет называться способность лица (журналиста, автора программы для ЭВМ и др.) иметь информационные права и обязанности. Дееспособность будет характеризовать способность лица претворять в жизнь, на практике своими действиями имеющиеся у него информационные права и обязанности Алфёров А.Н. Человек как явный субъект права в информационной сфере // Сибирский юридический вестник. 2010. № 3 (50). С. 5..

Проблема гарантии права на информацию, права на защиту от вредного информационного воздействия на здоровье еще не родившегося ребенка может быть отражена в нормах информационного права. Право на доступ к завещанию, которое было составлено на имя не родившегося еще к моменту составления и вступления в силу документа ребенка, должно осуществляться уполномоченными лицами в соответствии с защитой прав, принадлежащих адресату завещания. Право на защиту здоровья матери в период декрета от вредных воздействий на здоровье, в том числе и от вредной информации, может рассматриваться в ряду гарантий права на здоровье матери и ребенка и действовать как ограничение для субъектов, ответственных за создание соответствующих условий.

Ребенок, не будучи еще дееспособным, может сам реализовать право на доступ к информации в период дошкольного и школьного воспитания и образования. Книги, аудио-, телепередачи, доступные для него с согласия родителей или без такого согласия, формируют его информационное поле. Задача права, в данном случае, создать такие гарантии, чтобы оградить ребенка от нежелательного информационного воздействия и обязать ответственных лиц (родителей, персонал дошкольных учреждений, начальной школы) обеспечивать необходимые условия для здорового информационного развития ребенка Алфёров А.Н. Человек как явный субъект права в информационной сфере // Сибирский юридический вестник. 2010. № 3 (50). С. 6..

При реализации своих прав в области информации надо иметь в виду п. 2 ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами (приобретать печатные издания, аудиопродукцию, иные объекты информационных ресурсов); «осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности», т. е. создавать информационную продукцию, иметь электронную карту при распоряжении своим вкладом в кредитном учреждении. До шестилетнего возраста малолетние могут совершать мелкие бытовые сделки: получать телефонные услуги, выходить в Интернет с согласия родителей и совершать иные действия, за последствия которых, согласно ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность несут родители.

Можно сказать, что гражданин с момента своего рождения находится в различных формах связи с информационным пространством своего местопребывания. И в этой связи важно установить, кто призван гарантировать его право на информацию, кто обязан обеспечить защиту его интересов в рассматриваемой области. Наиболее тесные связи у гражданина возникают с органами исполнительной власти и местного самоуправления. Регистрация рождения, получение имени, получение паспорта, прописка или регистрация, оформление жилищно-коммунальных проблем, прикрепление к учреждениям здравоохранения и получение полиса, решение вопросов пенсионного обеспечения и т. д. — все это действия, которые порождают определенные документы и создают блоки документированной информации, определяющие статус гражданина.

Правовая охрана и защита прав в сфере массовой информации.

В ст.29 Конституции записано, что каждый имеет право «производить и распространять информацию любым законным способом». В ч.5 статьи указано: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Подробно деятельность прессы, радио и телевидения регламентируется ФЗ «О СМИ».

В соответствии с этим законом под СМИ понимается периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, выходящие в свет не реже 1 раза в год), а также радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, либо иная форма периодического распространения массовой информации. Разъясняет ФЗ «О СМИ». Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой материалов для редакции зарегистрированного СМИ, занимающееся такой деятельностью по её уполномочию.

В ст.13.16 КоАП РФ вводится запрет чинить препятствия распространению продукции СМИ либо устанавливать незаконные ограничения на розничную продажу тиража периодического печатного издания. Ст.13.18 КоАП РФ устанавливает запрет препятствовать приёму радио- и телепрограмм путём создания искусственных помех. Деятельность СМИ регламентируют также ст.13.21 (Нарушение порядка изготовления или распространения продукции СМИ), 13.22 (Нарушение порядка объявления выходных данных) и 13.15 КоАП РФ. В последней статье вводится запрет на изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, а также информационных компьютерных файлов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Читайте так же:  Зимняя резина с 1 ноября 2015

Также гл.70 ГК РФ, где речь идёт об авторском праве, и ст.146 в УК РФ (Нарушение авторских и смежных прав). Авторское право на произведение возникает с момента его создания. Под созданием литературного произведения имеется в виду его написание; для возникновения авторского права обнародование произведения не требуется. Деятельность СМИ регулируется также большим числом других федеральных законов и целым рядом подзаконных актов:

•Трудовой кодекс РФ;

•Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»;

•Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

•Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 года № 859 «Об обязательном экземпляре изданий» и др.

Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства РФ о СМИ.

Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста в том случае, если эти сведения:

присутствуют в обязательных сообщениях;

получены от информационных агентств;

содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах, сессиях, заседаниях, конференциях, пленумах общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию и соответствии с Законом «О СМИ»;

являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой ин формации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о СМИ.

Ущемление свободы массовой информации, т.е. воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лип государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

К правонарушениям в этой области относятся:

вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции;

незаконное прекращение либо приостановление деятельности средства массовой информации;

нарушение права редакции на запрос и получение информации;

незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части,

принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

(установление ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

нарушение прав журналиста, установленных законом. Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством РФ,

Злоупотребление свободой массовой информации влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Злоупотребление правами журналиста либо несоблюдение обязанностей журналиста — влечет уголовную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Нарушение законодательства РФ о СМИ влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. К таким нарушениям относятся:

учреждение СМИ через подставное лицо, получение свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание обманным путем, скрытая уступка лицензии, уклонение от уплаты регистрационного сбора или неправомерного получения льгот, установленных для специализированных СМИ

незаконное изготовление продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности, уклонение от перерегистрации, а также предъявление при регистрации не предусмотренных Законом «О СМИ»;

воспрепятствование осуществляемому на законном основании и распространению продукции СМИ, установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;

незаконное распространение продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности или без разрешения на выход в эфир, незаконное коммерческое распространение, вещание без лицензии либо с нарушением лицензионных условий;

нарушение правил распространения обязательных сообщений, рекламы, эротических изданий и программ;

нарушение порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров, хранения материалов теле- и радиопередач;

создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм.

Могут быть обжалованы в суд следующие действия:

отказ в регистрации СМИ, нарушения регистрирующим органом порядка и сроков регистрации, иные неправомерные действия регистрирующего органа;

решение комиссии по телерадиовещанию об аннулировании лицензии на вещание:

отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации либо несоблюдение должностными лицами, работниками пресс служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений требований ст.40 указанного Закона;

отказ в аккредитации, лишение аккредитации, а равно нарушение прав аккредитованного журналиста.

Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязанности устранить допущенное нарушение и возместить убытки, включая неполученные доходы, понесенные учредителем, редакцией, держателем лицензии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения СМИ не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда СМИ, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Источники


  1. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.

  2. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.

  3. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.
  4. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.
Нарушение прав человека в сми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here