Налогообложение малых предприятий

Важная информация в статье: "Налогообложение малых предприятий" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Налогообложение малого бизнеса

Актуально 2018 год:

Налоговый учет, обложение для малого бизнеса разрешено вести по упрощенным налоговым схемам и правилам. Но для того, чтобы платить меньше (и меньше, соответственно, отчитываться), надо предварительно, во время регистрации налогового учета в ИФНС, выбрать именно упрощенные методики. Подавать заявления на использование наиболее выгодной, перспективной методики, системы налогообложения.Налоговый Кодекс позволяет применить различные режимы расчета и взимания налогов с малого предпринимательства:

  1. Упрощенная налоговая система (УСН).
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  4. Патентная налоговая система (ПНС).

Выбор не всегда целиком и полностью зависит от желания потенциального плательщика. Использование конкретных видов упрощенных режимов ограничено требованием к отрасли, субъекту, типу деятельности или общей величине выручки, полученной плательщиком.

Выгода от использования режимов:

  • отменяют налог на имущество (кроме имущества физлиц);
  • нивелируют необходимость учитывать и уплачивать НДС;
  • предприниматель (ИП) освобожден от платежа НДФЛ (только того дохода, который связан с его предпринимательской деятельностью.

УСН (Упрощённая система налогообложения)

Возможна к применению широким кругом лиц, как физических (ИП), так и юрлиц (ООО), работающих в сфере малого бизнеса. Существуют два вида объектов тспользования по УСН, и бизнесмены обязаны определиться в ИФНС, какой конкретно они желают использовать:

  1. По доходам минус расходам. Ставка по нему -15% от разности доходов (выручки), полученной от ведения бизнеса и расходов (затрат) по нему. Подойдет для компаний, частников, у которых отражаются фиксированные затраты, которые можно вычесть для уменьшения облагаемой базы. Например, для торговли (вычитается сумма приобретенных у поставщиков продуктов), монтажа (вычитается стоимость оборудования, закупка комплектующих), производственных работ (амортизация, материалы, электроэнергия, иные производственные расходы). Осуществлять платежи по УСН нужно ежеквартально, до 20 числа следующего за окончанием квартала месяца.
  2. По доходам. Ставка – 6% от суммы заработанной от бизнеса выручки. Подойдет для тех видов, по котором сложно учесть расходы. Например, сфера оказания разнообразных услуг: по ведению бухгалтерского учета, юридических, информационных заказов. Этот налоговый учет предельно упрощен в ведении, отчеты и платежи по нему перечисляются и предоставляются ежеквартально, в те же сроки, что и плата УСН (предыдущий метод – разность доходов и расходов).

ЕНВД (Единый налог на вмененный доход)

Объект обложения в рамках этой методики признан вмененный доход. То есть, некая определенная посредством статистических вычислений сумма, определяющая фиксированную к получению выручку в той или иной отрасли, по регионам. База определяется посредством умножения этой фиксированной величины на ставку налога (15%) и уточняющие, корректирующие коэффициенты. Они устанавливаются в зависимости от:

  • местонахождения точки;
  • запланированного и фактического уровня инфляции;
  • иных, влияющих на бизнес факторов.

ЕНВД зачисляется в бюджет поквартально, до 25 числа каждого месяца, следующего за окончанием отчетного квартала, то есть, до 25 апреля, июля, октября и января.

На ЕНВД выгодно перейти динамично развивающимся компаниям, выручка которых равна или выше среднего областной по конкретному виду бизнеса. Практика показывает, что лица, изначально использовавшие УСН, по мере развития переводят обложение на ЕНВД. Это позволит существенно сэкономить на услугах бухгалтера.

ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог)

Льготный режим, введенный для стимулирования развития сельскохозяйственных производителей. ЕСХН предусматривает наименьшую нагрузку, платеж по нему составляет всего 6% от разницы доходов и расходов предпринимателей.Но он фиксирует и четкие условия работы в системе: применить такой режим разрешено лишь тем, чьи доходы от изготовления и продажи сельхозпродукции больше 70% от общего оборота. Нарушение такого требования грозит переводом фирмы на общий режим обложение и пересчетом всех налогов за период, когда выявлено нарушение, штрафами и иными санкциями.

ЕСХН по закону необходимо начислить и заплатить дважды в год – авансовый платеж за полугодие – до 25 июля текущего года, полный расчет произвести за год, до 31 марта следующего года.

ПНС (Патентная система налогообложения)

Патенты вводятся не для всех видов деятельности, а лишь для тех категорий, которые в субъекте Федерации считаются приоритетными. Список утверждается и публикуется в региональных официальных источниках, в него регулярно вносятся изменения.Этот тип обложения позволяет минимизировать расходы на осуществление учета, как налогового, так и бухучета, поскольку не требует предоставления налоговой деклараций и отчетов. Разрешен к использованию лишь физическими лицами (индивидуальными предпринимателями). Сумма перечисления снижена по сравнению с иными видами, это стало мерой для стимулирования нужных региону отраслей, позволяющей развивать частную деятельность и бизнес в государстве.Плата за патент направляется в бюджет дважды в год. Первая часть – одна треть от суммы – в течение первого квартала года или 90 дней с даты перехода на патент (если компания образована и приняла ПНС не с 1 января). Вторая – две трети, до конца налогового периода. Квитанцию на перечисление можно взять непосредственно в местном ИФНС.

Применение ПНС строго ограничено по величине выручки (до 60 миллионов рублей в год) и численности сотрудников (до 15 человек).

Кроме этих платежей, введены и применяются иные, приравненные к налогам, обязательные платежи для малого бизнеса.

Особенности налогообложения малых предприятий (стр. 1 из 3)

Кафедра экономических дисциплин

По дисциплине «Налоги и налогообложение»

«Особенности налогообложения малых предприятий»

студентка группы 42бв2 4 курса

г. Иваново 2010г

2. Определение малого предприятия и его роль на рынке

3. Государственное регулирование деятельности субъектов малых предприятий

3.1 Программы поддержки малого предпринимательства

3.2 Финансовая поддержка малых предприятий

3.3 Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства

4. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства

5. Патентная система

7. Используемая литература

Организационно-правовых форм предпринимательства имеется достаточно много. Как показывает практика российского хозяйствования, самыми распространенными формами предпринимательской деятельности в настоящий момент выступают такие формы, как частное предприятие, индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью.

Данная работа обращает внимание на такой организационно-правовой форме, как предприниматель без образования юридического лица или индивидуальный предприниматель. Доля индивидуальных предпринимателей в обороте не сильно значима, но в странах с рыночной экономикой они составляют подавляющую долю среди всех форм организации предпринимательства.

Единоличное предпринимательство является наиболее простой формой предпринимательства. А популярность ее обусловлена простотой организации и оформления, а также наличием целого ряда преимуществ: оперативностью и гибкостью, сильной мотивацией.

Основная характеристика современной российской экономики — активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. И предпринимательство должно играть основную роль в этих процессах. Мировой опыт свидетельствует, что при наличии большого числа возможностей для расширения границ своей деятельности у класса предпринимателей ведет к еще более высокими темпам развития национальной экономики. Российская экономическая жизнь такова, что в практической деятельности предприниматели сталкиваются как с организационными, экономическими, правовыми трудностями в процессе создания и развития своего дела, так и с отрицательным и противоречивым воздействием некоторых субъектов.

При таких обстоятельствах важным фактором является создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в стране, а также обеспечение для предпринимательства необходимого уровня экономической безопасности.

Читайте так же:  Первичные документы должны быть составлены

2. Определение малого предприятия и его роль на рынке

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов),

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Нужно отметить, что на данный момент малые предприятия действительно нуждаются в государственной поддержке, именно они могут реально противостоять крупнейшим монополиям, захватившим товарный рынок. За рубежом давно пришли к выводу, что малый бизнес служит одним из краеугольных камней жизнестойкой экономики. Именно форма малых предприятий создает наиболее благоприятные возможности для предпринимательской деятельности, особенно на ее начальной стадии. Присутствие на рынке значительного количества малых предприятий обусловливает наличие конкуренции. Для малого предприятия всегда найдется ниша на рынке. Ведь она, как правило, имеет гибкое, быстро переналаживаемое производство. Стимулируя конкуренцию, малый бизнес способствует повышению эффективности производства и производительности общественного труда, а, следовательно, реальному подъему экономики. Малые предприятия выполняют важнейшие социальные функции, задействуя трудовые ресурсы, высвободившиеся из государственного сектора экономики вследствие снижения объемов производства. В Москве почти каждый пятый работающий полностью или частично занят в сфере малого предпринимательства. Малый бизнес функционирует преимущественно на местном рынке, но может весьма активно оказывать влияние и на национальный рынок.

Государственная поддержка малого бизнеса через прямое инвестирование невозможна или, во всяком случае, крайне ограничена из-за нынешнего финансового положения страны дефицита бюджета. А попытки создания в регионах различных фондов поддержки малых предприятий — просто капля в море. Льготные ссуды и кредиты получить практически невозможно, коммерческие банки, соблюдая свои финансовые интересы, предпочитают не рисковать без достаточных гарантий. В такой ситуации естественно возможно представляется путь стимулирования через налоговую систему.

3. Государственное регулирование деятельности субъектов малых предприятий

3.1 Программы поддержки малого предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995г.,издаваемые в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

— формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

— создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

— установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

— поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными , отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию. Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

— меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

— перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

— меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

— меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

— предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

— меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно — конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

Специфика налогообложения малых предприятий

С 1 января 2003 года для малых предприятий введены специальные налоговые режимы в соответствии с главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ.

Следовательно, со вступлением новой главы Налогового кодекса в сфере малого бизнеса определялись три режима налогообложения:

— общий режим налогообложения;

— упрощенная система налогообложения (УСН);

— единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Упрощенная система налогообложения является разновидностью специальных налоговых режимов, к которым также относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога, налогообложения игорного бизнеса и др. Она применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Это означает, что субъекты упрощенной системы уплачивают вместо налога на прибыль (доход), НДС, налога на имущество организаций, ЕСН единый налог. При этом сохраняется обязанность малых предприятий по уплате всех других налогов и сборов согласно налоговому законодательству РФ.

Переход на упрощенную систему, а также возврат к общему режиму налогообложения являются добровольными. При этом малые предприятия и индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября текущего года в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, в котором сообщают о размере дохода за девять месяцев текущего года. Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется с 1 января следующего года. Если вновь создаваемые организации изъявляют желание работать в режиме упрощенного налогообложения, то они обязаны подать заявление об этом вместе с заявлением о постановке на учет в налоговых органах. В этих случаях упрощенный режим налогообложения вводится с момента регистрации организации или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Организации, желающие перейти на общий режим налогообложения, должны уведомить налоговый орган об этом не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения.

Законодательством РФ определены критерии, согласно которым организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками единого налога. К ним относятся организации:

Читайте так же:  Как получить медицинский страховой полис

— не имеющие филиалов или предпринимательств;

— доля участия в которых других организаций не превышает 25%;

— средняя численность которых работников не превышает 100 человек;

— где стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, не превышает 100 млн. руб.;

— в которых доход в течение года составляет не более 15 млн. руб.;

— которые не занимаются специфическими видами деятельности (банки, биржи, ломбарды, профессиональные рынки ценных бумаг, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды и др.).

Налоговым периодом по единому налогу является календарный год. Отчетным периодом считается первый квартал, полугодие и девять месяцев. Таким образом, установленный лимит средней численности должен соблюдаться во всех отчетных периодах и за год в целом.

Объектом налогообложения по единому налогу при УСН является:

— доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самостоятельно. При этом выбранный объект должен быть закреплен в учетной политике и не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения УСН. Налоговые ставки по единому налогу зависят от объекта налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка – 6 %. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 %.

Система УСН может быть применена к индивидуальным предпринимателям, если они соответствуют следующим критериям:

1) средняя численность работников не превышает 100 человек;

2) доход в течение года составляет не более 20 млн. рублей (ст. 346.15 и ст. 346.25 НК РФ – часть 2);

3) не занимается специфическими видами деятельности;

4) не применяют иные специальные налоговые режимы.

Согласно гл. 26.3 НК РФ налогообложение отдельных видов деятельности осуществляется в виде единого налога на вмененный доход. ЕНВД – это система налогообложения отдельного вида деятельности, при которой налог уплачивается с заранее объявленного (вмененного) дохода.

По решению субъектов РФ доход от отдельных видов деятельности может применяться в отношении:

— оказания бытовых услуг;

— оказание ветеринарных услуг;

— оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

— розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150 м², палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

— оказания автотранспортных услуг по перевозки грузов и пассажиров, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, которые используют для этих целей не более 20 автомобилей.

— оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м² по каждому объекту организации общественного питания.

Применение ЕНВД для отдельных видов деятельности, предусмотренные законодательством субъектов РФ, является обязательным. При этом заменяется этим налогом уплата основных налогов: налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций и ЕСН.

При налогообложении ЕНВД налогоплательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством. Кроме того, производят уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9263 —

| 7380 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Сущность налогообложения малого и среднего предпринимательства. Общепринятая и упрощенная система налогообложения малого предпринимательства в Российской Федерации. Анализ систем налогообложения деятельности предприятия. Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В рамках данной темы у обучаемых формируется: знание основ налогообложения малого и среднего бизнеса; понимание преимуществ и недостатков различных систем налогообложения; знание нормативно-правовых основ налогообложения.

СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Видео (кликните для воспроизведения).

В большинстве европейских стран налоговые льготы для малых предприятий предоставляются в форме специальных (пониженных) ставок. Льготные налоговые ставки чаще всего применяются в рамках прогрессивной шкалы налогообложения. При этом абсолютно отдельная, специально для субъектов малого предпринимательства, система правил определения налогооблагаемой прибыли — явление достаточно редкое.

В ряде стран субъектам малого предпринимательства разрешается единовременное списание (в определенных пределах) инвестиций в основные фонды. В других применяется ускоренная амортизация. В США предоставляются специальные налоговые льготы на венчурные инвестиции в малые предприятия отдельных категорий, а также действуют льготные ставки налога на прирост капитальной стоимости в части реализации акций малых предприятий.

В некоторых странах для субъектов малого предпринимательства установлен более высокий максимальный уровень вычитаемых в целях налогообложения расходов на НИОКР. Итальянские предприниматели используют упрощенную и ускоренную систему возврата НДС. В Австралии к субъектам малого предпринимательства применяется упрощенная система налогообложения, направленная на снижение административного бремени соблюдения налогового законодательства.

Главные задачи, стоящие в настоящее время перед налоговой системой, включают в себя две, на первый взгляд, противоречивые проблемы: повышение собираемости налогов и ослабление налогового бремени. К числу актуальных и конъюнктурных проблем можно отнести упрощение изъятия налога: техники исчисления, учета сокращения количества инструктивного и методологического материала. Очевидно, что, несмотря на постоянно изменяющееся законодательство, налоговая система не успевает за бурно развивающимися рыночными отношениями.

Российская система налогообложения существенно дифферен- цированна по отраслям и сферам деятельности предприятий. Так, схема расчета налогов для предприятий финансового сектора (например, для банков) отличается от налогообложения промышленных предприятий; сфера развлекательных услуг (казино, игровые автоматы и т.д.) имеет собственную специфику налогообложения. Это же касается и предприятий малого бизнеса.

Отличительной особенностью системы налогообложения российского бизнеса является ее относительная сложность и многовариантность. Поэтому при обосновании стратегии развития малого предприятия необходимо обоснованно выбрать наиболее приемлемую схему налогообложения.

Специальные налоговые режимы используются государством в целях:

  • 1) поддержки субъектов малого предпринимательства и развития малого бизнеса;
  • 2) поддержки сельскохозяйственного производителя и стимулирования отрасли сельского хозяйства;
  • 3) привлечения инвестиций в разработку недр и стимулирования добывающих и связанных с ними отраслей.

Суть специальных налоговых режимов сводится к замене для определенной категории малых предприятий большинства федеральных и региональных налогов единым налогом, который исчисляется за отчетные и налоговый периоды.

Таким образом, установление специальных налоговых режимов в конечном итоге служит целям укрепления и дальнейшего развития экономики Российской Федерации и является реализацией регулирующей функции налога (ее стимулирующей подфункции).

В настоящее время налоговый вклад малого предпринимательства в бюджетную систему России формируется с учетом четырех режимов налогообложения: классического (налога на прибыль и прочих налоговых платежей), двух специальных: упрощенной и системы налогообложения в виде ЕНВД, а также налога на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства была введена с 1 января 1996 г., и первоначально этот льготный налоговый режим применялся наряду с налоговыми льготами для малых предприятий по налогам на прибыль и добавленную стоимость. Однако с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ, в том числе гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций», налоговые льготы для малых предприятий по налогам на прибыль и добавленную стоимость были отменены.

Читайте так же:  Где менять паспорт в 45 лет

Режимы налогообложения малого бизнеса

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.12.2016 2016-12-04

Статья просмотрена: 243 раза

Библиографическое описание:

Логвинова Е. С., Плахов А. В. Режимы налогообложения малого бизнеса // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 340-342. — URL https://moluch.ru/archive/130/36015/ (дата обращения: 19.09.2019).

Малый бизнес — это бизнес, который осуществляется в малых формах и опирается на предпринимательскую деятельность мелких и средних частных предпринимателей.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики любого государства, поскольку благодаря ему появляются новые рабочие места, отчисляются налоги, осваиваются новые виды продукции и услуг, предлагаемые конечному потребителю, формируется конкурентная среда. Малый бизнес, как правило, использует местное сырье для производства, он способствует ускоренному развитию различных отраслей и при этом проявляет гибкость при изменениях в сфере экономики государства, его легче перестроить и модернизировать, чем крупное предприятие.

Плюсы малого предпринимательства очевидны, поэтому государство заинтересовано в его поддержке и развитии, в этом аспекте большое значение имеет помощь на уровне налогообложения.

Итак, на данный момент в Российской Федерации существует 5 режимов налогообложения, один из них может выбрать начинающий предприниматель.

Разумеется, при таком режиме налогообложения существуют ограничения: количество сотрудников — не более 15 человек, максимальная сумма прибыли в год устанавливается местными властями. Использование ККТ не обязательно, но нужно вести книгу учета доходов и расходов. Чтобы иметь возможность работать в других регионах, нужно покупать отдельные патенты. [2]

В последнее время на государственном уровне особое внимание уделяется доходам бюджетной системы Российской Федерации от субъектов малого бизнеса. Это обстоятельство вызвано тем, что субъекты малого бизнеса являются основным элементом рыночной экономики, поскольку входят в структуру современной модели свободного рыночного хозяйства и оказывают существенное влияние: как на темпы экономического роста, так и на состав и динамику валового внутреннего продукта. [4]

Бизнесмен может выбрать любой режим налогообложения в зависимости от вида деятельности предприятия, его объемов и если он сделал это корректно, вовремя сдает отчетность и уплачивает все необходимые налоги, не скрывая дополнительных доходов, то его бизнес будет развиваться успешно.

Итак, мы рассмотрели все возможные режимы налогообложения в РФ и виды налогов, которые уплачиваются начинающим предпринимателем в каждом из режимов, но к сожалению, даже такая поддержка государства не ведет к глобальному росту и процветанию малого бизнеса, поскольку налоговые сборы все же высоки для вновь образовавшихся предприятий с небольшим капиталом, также сами создатели бизнеса не всегда компетентны в организационных вопросах и боятся вкладывать денежные средства в свое дело. А вот крупный бизнес, наоборот, пользуется всеми благами, чтобы сократить налоговые расходы крупные предприятия начинают массовую реорганизацию.

Чтобы предотвратить такое развитие событий, необходимо стремиться к понижению налоговых ставок, повышению информированности населения по вопросам создания и ведения малого бизнеса и, конечно же, корректировать законодательную базу в сфере поддержки малого и среднего бизнеса на всех уровнях.

Особенности налогообложения малого бизнеса

Современная экономическая ситуация в РФ требует особого внимания к развитию структуры малого и среднего бизнеса. Экономика развитых государств базируется именно на ВВП от малого и среднего предпринимательства. От того, как эффективно будут работать механизмы государственной поддержки предприятий малого бизнеса, зависит тенденция к их возникновению и развитию.

К одному из таких механизмов можно отнести систему налогообложения для малого бизнеса. В 2005 году были внесены изменения в законодательную базу, касающуюся поддержки малого предпринимательства в России. И с 1 января малые предприятия лишились государственной «подпитки». Был отменен четырехлетний мораторий, форсированная амортизация, государственная денежная поддержка мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса и другие привилегии. Так государство «позаботилось» о самой незащищенной категории предпринимателей. Особенности налогообложения – это одна из самых волнующих тем для малого бизнеса.

Основные формы и особенности налогообложения малого бизнеса

В настоящий момент действуют четыре схемы налогообложения:

  1. Общий режим;
  2. Упрощенная система налогообложения;
  3. Патентная система налогообложения;
  4. Единый налог на вмененный доход.

Основные формы и особенности этих видов налогообложения будут раскрыты ниже:

Общий режим (ОСНО)

Если предприниматель не останавливается на какой-либо схеме налогообложения, то к нему применяется общий режим, так сказать «по умолчанию». При таком налогообложении предприятие ведет бухгалтерию и налоговый учет, и платит государству следующие налоги:

  • на прибыль;
  • НДФЛ (13 %);
  • НДС (10% или 18%, зависит от того, чем занимается предприятие);
  • единый социальный налог;
  • акцизы и другие.

При применении общего режима налогообложения имеются преимущества:

  • предприниматель может заниматься различными видами деятельности, не имея при этом ограничений на размер дохода от предприятия;
  • есть возможность возмещения НДС из бюджета по разным основаниям;
  • привлечение любого количества наемных работников и другие.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

или «упрощенка», как ее любят называть. При этом виде налогообложения предприятие может выбрать из двух вариантов уплаты налогов:

  1. Выплата 6 % от всех доходов;
  2. Выплата 15 % от разницы между доходом и расходом.

Эта схема может применяться, если:

  • доход предприятия не более 60000000 рублей;
  • число наемных работников не должно быть больше 100 человек;
  • общая оценка имущества не более 100000000 рублей.

У данной схемы налогообложения имеется основное преимущество: предприятие не платит следующие налоги: на прибыль (юридические лица), на имущество, НДС. Эти налоги заменяются одним, расчет которого выбирается по желанию предпринимателя.

Но здесь нужно отметить, что если раньше ООО на УСН могло не вести бухгалтерский учет, то с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» это сделать невозможно. Для ИП это пока не является обязательным.

Патентная схема налогообложения

Применяется только для ИП, и то только для тех, кто укладывается в список, обозначенный Налоговым кодексом РФ (ст. 346.43). Суть данной схемы заключается в том, что предприниматель в начале года платит определенную сумму в бюджет за право заниматься конкретным видом деятельности.

Итоговая сумма патента исходит из ставки 6% от предполагаемого годового дохода предприятия.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Рассчитывается с момента постановки на учет, исходя из количества фактически отработанных дней в месяце. Данная схема налогообложения предполагает уплату налога в 15% от установленной базы доходности. Если предприятие поучило больший доход, то он остается и не облагается налогом.

Численность работников при данном виде налогообложения не должна превышать 100 человек.

При применении этой схемы налогообложения имеется огромное преимущество в том, что предприятие освобождается от уплаты ряда налогов: НДС, на прибыль для юридических лиц и на доходы для ИП, налога на имущество. Перечисленные налоговые выплаты требуют довольно сложного налогового и бухгалтерского документооборота, поэтому эта функция несколько упрощается.

При регистрации организации, предприниматель добровольно выбирает схему налогообложения.

Индивидуальные предприниматели чаще выбирают схему ЕНВД. Давайте посмотрим, почему.

  • Во-первых, единый налог на вмененный доход довольно просто рассчитывается.
  • Во-вторых, имеется большое количество программ, которые помогут рассчитать налог и оформить налоговую декларацию.
  • В-третьих, доход, заработанный организацией сверх базы, не облагается налогом и остается «в кармане».
  • В-четвертых, данная схема освобождает предпринимателя от уплаты нескольких налогов, поэтому она «дешевле» других схем налогообложения.
Читайте так же:  Порядок формирования идентификационного кода закупки

Описанные выше системы налогообложения, применяемые на предприятиях малого бизнеса, на первый взгляд кажутся довольно просты, на практике же все оказывается гораздо сложнее. Для эффективного подбора схемы налогообложения лучше обратиться к бухгалтеру. Особенно начинающий предприниматель окажется в довольно трудной ситуации, не зная тонкости налогообложения.

Общая система налогообложения для малого бизнеса должна строиться по принципу «чем меньше, тем лучше». Ведь маленькие компании, индивидуальные предприниматели порой работают, не привлекая дополнительных рабочих сил. Финансовая нагрузка налоговых выплат становится достаточно ощутимой, и без государственной поддержки такие предприятия достаточно быстро ликвидируются.

В современном развитом экономическом обществе некрупные предприятия развиваются очень активно, поэтому государство должно быть заинтересованно в эффективных и не агрессивных спецификах налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса.

Принимаются новые законы, улучшающие процесс налогообложения, появляются различные льготы, но на практике все оказывается не так радужно. Начинающий предприниматель, посчитав сумму, которую он обязан будет отдать государству в виде налогов, быстренько отказывается от интересных проективных идей, и просто начинает спекулировать вещами или продуктами.

Очень важна поддержка начинающего бизнесмена со стороны государства и эффективная система налогообложения малого бизнеса, потому что развитая структура малого и среднего предпринимательства – это показатель эффективной экономики страны.

налогообложение малых предприятий

Малые предприятия, независимо от вида их деятельности, могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Так, в число работающих включают работников по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работников филиалов и подразделений малого предприятия.

Суть упрощенной налоговой системы заключается в замене совокупности федеральных, региональных, местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.

Доходы и расходы по этой системе определяются кассовым методом. Такая система может применяться до тех пор, пока выручка от предпринимательской деятельности не превысит 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость), либо средняя численность работников не превысит 100 человек или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 тыс. руб., либо налогоплательщик займется видами деятельности, которые не попадают под данный специальный режим.

Объектами налогообложения по упрощенной системе являются доходы или прибыль, т.е. доходы, уменьшенные на величину расходов. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают заявление в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего тому, с которого налогоплательщики переходят на эту систему налогообложения.

В заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые была применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения объекта налогообложения налогоплательщик должен уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые была применена упрощенная система налогообложения.

Организациям предоставляется право вести книгу учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения двойной записи, и план счетов, а также соблюдать иные требования, предусмотренные Федеральным законом о бухгалтерском учете, Положениями по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Форма книги учета доходов и расходов утверждена приказом Министерства финансов РФ от 22 февраля 1996 г. № 18н. Этот документ открывается на один год. Книга должна быть прошнурована и пронумерована, на последней странице записывают общее число страниц. Итоговая страница книги заверяется подписью руководителя организации с печатью налогового органа. Запись в книге ведется на основе первичных документов в хронологической последовательности хозяйственных операций.

В этом документе указывают: 1) среднюю численность работников за отчетный период; 2) фонд заработной платы; 3) размер выручки от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (без НДС и акцизов); 4) затраты на производство и реализацию продукции; 5) полученную прибыль; 6) объем продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в отпускных ценах; 7) объем инвестиций в основной капитал.

Налогоплательщиками являются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Единый налог для индивидуальных предпринимателей заменяет уплату следующих налогов: 1) единого социального (за исключением взносов на обязательное пенсионное страхование); 2) на прибыль; 3) на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности); 4) на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Для организаций единый налог заменяет уплату налога: 1) на прибыль; 2) на имущество организации; 3) единого социального; 4)

добавленную стоимость, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу РФ.

Преимущества упрощенной системы налогообложения 1.

Существенное снижение налоговых обязательств большинства налогоплательщиков по сравнению с общим режимом налогообложения. Перечень расходов для исчисления единого налога (если объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов) теперь содержит все основные статьи расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций: материальные, на оплату труда, ремонт основных средств (в том числе арендованных), проценты по кредитам, арендные платежи, расходы на командировки, содержание служебного транспорта, на аудиторские, рекламные и иные услуги. При исчислении единого налога единовременно принимаются расходы в виде стоимости приобретенных основных средств и нематериальных активов. В перечень расходов не включены расходы на добровольное страхование имущества, судебные расходы и арбитражные сборы, расходы на юридические и консультационные услуги. При учете большей части этих расходов придется руководствоваться порядком учета расходов по налогу на прибыль, т.е. необходимо будет нормировать расходы на рекламу, расходы на компенсацию за использование личного транспорта, проценты по кредитам и займам.

Ставка налога на прибыль составляет 24%, а ставка единого налога — 15%, поэтому предполагается, что упрощенная система налогообложения позволит многим налогоплательщикам снизить общие налоговые обязательства. 2.

Значительное упрощение процедур налогового и бухгалтерского учета. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет налогов в книге учета доходов и расходов. Эти предприятия освобождены от требования составлять счета-фактуры и вести книгу продаж и книгу покупок, они также не ведут учета выплат каждому работнику и не вносят единый социальный налог (ЕСН) по ним. 3.

Сокращение объема отчетности, меньшее число налогов и более редкие сроки их уплаты и представления сведений по ним. Если единый налог заменяет собой несколько налогов, то уменьшается объем налоговой отчетности, что позволяет уменьшить объем работ в бухгалтерии. Отчетность по единому налогу представляется в налоговые органы один раз в квартал, по НДС и налогу на прибыль — ежемесячно. Налогоплательщики, которые применяют упрощенную систему, являются также налоговыми агентами, обязанности которых предусмотрены в Налоговом кодексе РФ (НК РФ).

Недостатки упрощенной системы налогообложения 1.

Возможность потери клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС. Поставщик, который применяет упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС, он не включает НДС в цену, следовательно, покупатель не может принять сумму налога к вычету. Покупатель (плательщик НДС) определяет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, как разницу между исчисленной суммой налога и налоговыми вычетами, т.е. при сохранении прибыли продавца покупателям (плательщикам НДС) выгоднее работать с теми продавцами, которые применяют общий режим налогообложения. 2.

Читайте так же:  Где получить инн на ребенка

Необходимость доплат сумм единого налога и соответствующей суммы пени при реализации объектов основных средств. У организаций, применяющих в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут возникнуть сложности.

Представляется выгодным вести учет расходов на приобретение основных средств. В отношении учета приобретенных основных средств действуют следующие правила: 1) остаточная стоимость основных средств со сроком полезного использования до 3 лет включительно списываются в течение одного года с момента начала применения упрощенной системы учета; 2) остаточная стоимость основных средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно списывается в течение первого года — на 50% стоимости, второго года — 30% стоимости, третьего года — оставшиеся — 20%; 3) остаточная стоимость основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет (с момента начала применения упрощенной системы) списывается равными долями от стоимости основных средств.

Стоимость объектов основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, сразу (на дату ввода в эксплуатацию) и полностью включается в состав расходов. В случае реализации (передачи) таких основных средств до истечения 3 лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения) налоговая база за весь период эксплуатации основного средства подлежит пересчету с учетом положений гл. 25 НК РФ с уплатой дополнительного налога и пени. 3.

Включение в налоговую базу авансов, полученных от покупателей и заказчиков. Полученные авансы включаются в состав доходов, выданные авансы в состав расходов не включаются, так как расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Для исчисления единого налога принимаются только обоснованные и документально подтвержденные расходы, а затратами следует признать стоимость ресурсов, потребленных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), а также осуществлении внереализационных операций. Стоимость оплаченных материалов не может быть включена в состав расходов до момента их отпуска в производство (на общехозяйственные или иные нужды). 4.

Негативные последствия в случае, когда право на упрощенную систему налогообложения утрачивается, или отказа от применения упрощенной системы. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения только с начала нового календарного года; для чего не позднее 15 января ему следует уведомить об этом налоговый орган.

В таких случаях налогоплательщик не вправе применять упрощенную систему налогообложения и обязан уплатить все суммы налогов (с начислением пени и штрафов), подлежащих уплате в соответствии с общим режимом налогообложения с начала налогового периода, т.е. календарного года, а не в льготном порядке — с начала квартала.

Переход в установленном законом порядке на общую систему налогообложения «задним числом» с начала года для многих налогоплательщиков может оказаться разорительным. То же самое ожидает и тех налогоплательщиков, при проверке которых налоговый орган установит, что они не соблюдали ограничений ст. 346.12 НК РФ еще при переходе на упрощенную систему.

Единый налог на вмененный доход

Налог на вмененный доход заменяет основную массу налогов традиционной налоговой системы, увязанных с результатами хозяйственной деятельности. В этом случае налогоплательщику «вменяется» помимо его воли и экономических возможностей некоторый потенциально возможный валовой доход. Этот доход рассчитывается на основе совокупности факторов, непосредственно влияющих на размер такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов. Формируется некая условная сумма дохода (уровня доходности) на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих и т.п.), и она характеризует определенный вид деятельности в сопоставимых условиях.

Вмененный доход — возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Базовая доходность — условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Корректирующие коэффициенты базовой доходности — коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Можно выделить следующие корректирующие коэффициенты базовой доходности:

К1 — корректирующий коэффициент базовой доходности, который учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта. Он определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщиком к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Госу дарственным земельным кадастром для данного вида деятельности. Порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земли устанавливается Правительством РФ;

К^ — корректирующий коэффициент базовой доходности, который учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и др.;

К3 — коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. Этот коэффициент публикуется в порядке, установленном Правительством РФ.

Вопросы для самоконтроля 1.

Каковы роль и значение малого предпринимательства в рыночной экономике? 2.

Перечислите критерии отнесения предприятий к числу малых. 3.

Опишите отраслевую структуру малого бизнеса в России. 4.

В чем состоят преимущества малого предпринимательства? 5.

В чем недостатки малых форм организации бизнеса? 6.

Какие существуют меры поддержки малого предпринимательства — со стороны рынка и со стороны государства? 7.

Какие особенности маркетингового подхода в малом бизнесе вам известны? 8.

Какие существуют модели управления малыми предприятиями? 9.

В чем состоят особенности механизмов обеспечения экономической устойчивости малых предприятий? 10.

Опишите системы налогообложения малого бизнеса. 11.

Что представляет собой упрощенная система налогообложения малого бизнеса? 12.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что такое единый налог на вмененный доход и каковы области его применения?

Источники


  1. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.

  2. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.

  3. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.
  4. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
Налогообложение малых предприятий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here