Налог на пользование недрами

Важная информация в статье: "Налог на пользование недрами" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Налог на добычу полезных ископаемых в системе платежей за пользование недрами в Российской Федерации: фискальные плюсы, экологические минусы и правовые коллизии

«Налоги и налогообложение», 2009, N 3

Настоящая статья рекомендована к публикации оргкомитетом III Научно-практической конференции молодых ученых «Бизнес в России: обеспечение стабильности и перспективы развития» (Москва, МГЮА, 11 декабря 2008 г.).

Платежи за пользование недрами, являясь по своей правовой природе преимущественно платежами публично-правовыми, представляют собой относительно недавно сложившийся и действующий в современном российском праве правовой институт. Он объединяет в себе правовые нормы налоговой, горной, экологической, природоресурсной отраслей законодательства.

В налоговую систему РФ с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ введен новый федеральный налог — налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), который заменил три действовавших ранее платежа:

  • плату за пользование недрами (роялти);
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ);
  • акциз на нефть и газовый конденсат (с 1 января 2004 г. — акциз на природный конденсат).

О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ: Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть 1). Ст. 3429.

С точки зрения мировой практики вводимый налог фактически выполняет функции роялти (платежа собственнику ресурсов за право разработки запасов) и позволяет существенно упростить налоговую систему, привести ее в соответствие с мировой практикой.

Введя в действие гл. 26 НК РФ, а также отменив действие отдельных статей Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах), законодатель тем самым пришел к единству в вопросе правового регулирования платности добычи полезных ископаемых, существенно снизив противоречивость применения нормативных правовых актов различных отраслей законодательства. В результате можно четко разграничить налоговые и неналоговые платежи в системе платежей при пользовании недрами, определить источники правового регулирования их взимания.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

Налог на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) как основных ресурсов недр, входя в систему платежей за пользование недрами, выступает обязательным платежом публично-правовой природы, включенным в систему налогов и сборов РФ, а следовательно, порядок его исчисления и уплаты регулируется подотраслью финансового права — налоговым правом.

НДПИ — природоресурсный платеж, платеж за пользование природными ресурсами (ресурсами недр).

Он взимается с деятельности, приносящей не только доход недропользователю, но и наносящей вред экологической среде через истощение запасов полезных ископаемых, неполное их извлечение, нерациональное использование в производстве и в последующем потреблении.

Таким образом, правовое регулирование недропользования в целом и его налогообложение в частности должно быть направлено прежде всего на сохранение ресурсов недр и их эффективное использование в интересах настоящего и будущего поколений как «философской основы российского горного права» .

Перчик А.И. Налогообложение нефтегазодобычи. Право. Экономика. — М.: ООО «Нестор Академик Паблишерз». 2004. С. 22.

По своей экономической природе НДПИ относится к рентным платежам. В действующем российском налоговом законодательстве НДПИ с юридической точки зрения рентным платежом не является, так как еще не разработан особый фискальный механизм его изъятия, однако с экономической — это рентный платеж, поскольку его источником является дополнительный доход, получаемый в результате предоставления недр в пользование.

Налоговая природа платы за добычу полезных ископаемых согласуется с принципом государственной собственности на недра (ст. 1.2 Закона о недрах). Государство в лице налоговых органов приобретает возможность законным способом извлекать ренту посредством налогового механизма. Однако остается открытым вопрос, придает ли налоговая природа большей «рентности» указанному платежу.

НДПИ — налоговый платеж в сфере недропользования. Он уплачивается с дохода, получаемого от деятельности по добыче полезных ископаемых, а именно — с рентного дохода, который она приносит. При этом налогообложению подлежит доход от операций, являющихся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья. Все иные операции, не являющиеся таковыми (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению , операции по дальнейшей переработке), формируют дополнительную стоимость, «не относящуюся непосредственно к стоимости сырья, извлеченного из недр» , так как формируемый ею доход не носит рентного характера, а происходит от иных, не рентообразующих факторов. Остальная, непосредственно не связанная с добычей предпринимательская деятельность должна облагаться в ином порядке.

На основании абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости» // Вестник ВАС РФ. 2008. N 1.
Пепеляев С.Г. Учет экономического основания налога при разрешении споров по НДПИ // Налоговед. 2007. N 9.

Сложность правовой конструкции НДПИ заключается в том, что он находится на стыке двух отраслей законодательства — законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и природоресурсного законодательства. Результатом является противоречивость интересов, которые должен преследовать весь механизм взимания налога, что на практике исключает их приемлемое как с точки зрения пополнения бюджета, так и с точки зрения охраны недр удовлетворение.

Эффективность взимания природоресурсного платежа снижает эффективность его взимания как налога.

Представляется, что природоресурсные платежи не должны иметь первоочередной задачей пополнение общих доходов государства в связи с первоочередными экологическими задачами — компенсационной и стимулирующей .

Правовое регулирование природоресурсных платежей: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.А. Ялбулганова. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. С. 5 — 7.

Ввиду своей природной неоднородности НДПИ выступает важнейшим правовым инструментом, которым должно оперировать как законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, так и природоресурсное законодательство. Через механизм налогообложения представляется возможным удовлетворять фискальные интересы государства, а также осуществлять надлежащее регулирование природопользования и сохранения окружающей среды.

Налог на пользование недрами

Читайте также:

  1. I. Налоговая база при получении доходов в натуральной форме.
  2. II. Налоговая база при получении доходов в виде материальной выгоды
  3. А. Пограничные налоги и сборы.
  4. Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщика.
  5. Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов
  6. Аналитические счетаслужат для детальной характеристики синтетических счетов. Бухгалтерский учет с использованием аналитических счетов называется аналитическим.
  7. Аналогично вычисляем темпы роста и прироста остальных показателей.
  8. Аналогично вычисляются остальные значения.
  9. Аналогичные действия по снижению явки, путем усиления негативных настроений по отношению к власти и выборам.
  10. Аналогия асинхронных машин с трансформатором
  11. Аналогия в научном познании
  12. Аналогия в правовом процессе
Читайте так же:  Заявление участковому об угрозе жизни образец

Система платежей за пользование недрами включает:

— сбор за участие в конкурсе на выдачу лицензии;

— плату за получение права на пользование недрами;

— плату за пользование недрами с учетом затрат на поиск и разведку месторождений, их добычу и пользование недрами.

Оплата платежей ведется с учетом условий геологии, недрологии, экономико-географических особенностей, размера уча­стка, глубины залегания, вида полезных ископаемых, климати­ческих условий, инженерных коммуникаций, транспортных услуг, трудовых ресурсов, степени риска и др. условий.

Платежи могут быть регулярными или разовыми и взима­ются со всех пользователей недр, исключая владельцев земельных участков и пользователей недр, ведущих научные изыскания.

Плата за пользование недрами может осуществляться в форме денежных платежей, части объема добытого сырья или иной произвольной продукции, выполнения работ (услуг). Фор­ма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту лицензирования устанавливаются лицензией.

Платежи на право разведки полезных ископаемых в преде­лах предоставленных площадей взимаются в течение всего пе­риода выполнения работ, включаются в сумму издержек по этим работам и поступают в бюджеты, на территории кото­рых производятся.

Платежи за право на добычу полезных ископаемых осуще­ствляются с момента начала добычи и в течение всего срока дей­ствия лицензии.

Налогоплательщиками налога на пользование недрами яв­ляются организации и индивидуальные предприниматели, осу­ществляющие поиск и разведку месторождений полезных иско­паемых, их добычу и строительство подземных сооружений, не связанных с добычей ископаемых, а также эксплуатацию та­кого рода сооружений.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 136 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Особенности налогообложения недропользования. Виды налогов и платежей недропользователей

Специальные платежи и налоги недропользователей включают:

1) специальные платежи недропользователей:

а) подписной бонус;

б) бонус коммерческого обнаружения;

в) платеж по возмещению исторических затрат;

2) налог на добычу полезных ископаемых;

3) налог на сверхприбыль.

Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за приобретение права недропользования на контрактной территории, а также при расширении контрактной территории в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Плательщиком подписного бонуса является физическое или юридическое лицо, ставшее победителем конкурса на получение права недропользования или получившее право недропользования на основе прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, а также заключившее в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, один из следующих контрактов на недропользование:

1) контракт на разведку;

2) контракт на добычу полезных ископаемых;

Бонус коммерческого обнаружения уплачивается недропользователем в рамках контрактов на добычу полезных ископаемых и (или) на совмещенную разведку и добычу за каждое коммерческое обнаружение полезных ископаемых на контрактной территории, в том числе за обнаружение в ходе проведения дополнительной разведки месторождений.

Плательщиками бонуса коммерческого обнаружения являются недропользователи, объявившие о коммерческом обнаружении полезных ископаемых на контрактной территории при проведении операций по недропользованию в рамках заключенных контрактов на недропользование.

Налоговой базой для исчисления бонуса коммерческого обнаружения является стоимость объема запасов полезных ископаемых, утвержденного уполномоченным для этих целей государственным органом. Бонус коммерческого обнаружения уплачивается по ставке 0,1 процента от налоговой базы.

Платеж по возмещению исторических затрат является фиксированным платежом недропользователя по возмещению суммарных затрат, понесенных государством на геологическое изучение контрактной территории и разведку месторождений до заключения контакта на недропользование.

Плательщиками платежа по возмещению исторических затрат являются недропользователи, заключившие контракты на недропользование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, по месторождениям полезных ископаемых, по которым государство понесло затраты на геологическое изучение контрактной территории и разведку месторождений до заключения контрактов.

Налог на добычу полезных ископаемых уплачивается недропользователем отдельно по каждому виду добываемых на территории Республики Казахстан минерального сырья, нефти, подземных вод и лечебных грязей.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются недропользователи, осуществляющие добычу нефти, минерального сырья, подземных вод и лечебных грязей, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований в рамках каждого отдельного заключенного контракта на недропользование.

Налоговой базой для исчисления налога на добычу полезных ископаемых является стоимость объема добытых за налоговый период сырой нефти, газового конденсата и природного газа.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых на сырую нефть, включая газовый конденсат, устанавливаются в фиксированном выражении по следующей шкале:

№ п/п Объем годовой добычи Ставки, в %
1. до 250 000 тонн включительно
2. до 500 000 тонн включительно
3. до 1 000 000 тонн включительно
4. до 2 000 000 тонн включительно
5. до 3 000 000 тонн включительно
6. до 4 000 000 тонн включительно
7. до 5 000 000 тонн включительно
8. до 7 000 000 тонн включительно
9. до 10 000 000 тонн включительно
10. свыше 10 000 000 тонн

Налог на сверхприбыль (НСП) является налогом, взимаемым с дополнительных доходов, полученных недропользователем сверх нормативов, установленных налоговым законодательством.

Для целей исчисления налога на сверхприбыль недропользователь определяет объект обложения, а также следующие объекты, связанные с налогообложением, по каждому отдельному контракту на недропользование в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе:

1) чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль;

2) налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль;

3) совокупный годовой доход по контракту на недропользование;

4) вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль;

5) корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование;

6) расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование.

Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи по деятельности, осуществляемой по каждому отдельному контракту на недропользование.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9263 —

| 7380 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Кто обязан платить разовые и регулярные платежи за пользование недрами

Система платежей за пользование недрами включает, в частности, разовые платежи и регулярные платежи (ст. 39 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Разовые платежи за пользование недрами представляют собой единовременную плату за получение права на проведение работ на участке недр, результатом которых может быть определенная геологическая информация о запасах полезных ископаемых (ст. 40 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Читайте так же:  Замена водительских прав

Регулярные платежи являются периодическими платежами за предоставление исключительных прав на проведение определенных видов работ на участке недр (ст. 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Плательщики

Разовые и регулярные платежи должны перечислять российские и иностранные организации (предприниматели), в том числе участники простых товариществ, которые признаются пользователями недр. То есть организации и граждане, которые получили лицензию на право пользования участком недр или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 9, 40 и 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Внимание: за пользование недрами без лицензии Росприроднадзор и Ростехнадзор могут оштрафовать организацию (предпринимателя). Также придется возместить государству убыток.

Это следует из статьи 7.3 Кодекса РФ об административных нарушениях и пунктов 3, 4, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293.

Действующий размер штрафа см. в таблице .

Возмещать убыток придется в том размере, в котором он причинен государству в результате самовольного пользования участком недр. Размер убытка будет рассчитан исходя из ставок НДПИ (распоряжение Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1214-р). То есть размер убытка будет равнозначен сумме подлежащего уплате НДПИ.

Когда не взимают регулярные платежи

Регулярные платежи не взимаются с пользователей недр:

  • за региональное геологическое изучение недр;
  • за пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, которые имеют научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Отнесение объектов к таким категориям предусмотрено Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. № 900, и Законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ;
  • за разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, который предоставлен пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
  • за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, который предоставлен пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Контроль за платежами и их перечисление

Перечисление разовых платежей контролирует Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) (Закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ).

Регулярные платежи перечисляют в налоговую инспекцию по местонахождению участка недр (Закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ, п. 6 ст. 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Постановка на учет

По общему правилу обязанность внесения регулярных платежей не является причиной постановки на учет в налоговой инспекции. Если организация по месту уплаты (т. е. по местонахождению участка недр) уже состоит на учете по другим основаниям, то ничего предпринимать не нужно.

В противном случае целесообразно сделать следующее. Подайте в инспекцию по местонахождению участка недр заявление в 22, в котором сообщите о своей обязанности по перечислению регулярных платежей. Инспекция поставит организацию на учет и отправит ей письмо о факте учета с указанием присвоенного КПП. В этой же инспекции нужно будет и отчитываться .

Такой вывод следует из пункта 6 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 и подпункта 3 пункта 8 Методических указаний, утвержденных письмом ФНС России от 25 января 2008 г. № СК-6-09/49.

Налог на пользование недрами

НАЛОГ — обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый юридическими и физическими лицами (налогоплательщиками) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. В соответствии со ст. 8 Налогового … Юридическая энциклопедия

Видео (кликните для воспроизведения).

НАЛОГ — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового… … Энциклопедический словарь экономики и права

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ — регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр. Согласно гл. 26 Налогового кодекса РФ (введена в действие Федер. законом от 8 авг. 2001)… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Налог на добычу полезных ископаемых — относится к числу новых обязательных платежей, установленных после принятия НК РФ. Налог введен на территории РФ с 1 января 2002 г. на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г., дополнившего НК РФ гл. 26 Налог на добычу полезных… … Большой юридический словарь

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ — налоговые платежи, предназначенные для пополнения доходной части бюджета и рационального использования природных ресурсов. К таким платежам относятся: платежи при пользовании недрами; плата за воду, забираемую пром. пр тиями из водохоз. систем;… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ВОДНЫЙ НАЛОГ — (англ. water tax) – платеж, связанный с пользованием водными объектами. Форма реализации экономич. отношений между собственником водных объектов и водопользователями; взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

федеральные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К Ф.н. и с. относятся: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; в)… … Большой юридический словарь

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — следующие налоги и сборы, устанавливаемые НК (ст. 13) и обязательные к уплате на всей территории РФ: 1) НДС; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Федеральные налоги и сборы — (англ federal taxes and fees) по законодательству РФ о налогах и сборах те налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ* и обязательны к уплате на всей территории РФ. В соответствии со ст. 13 НК РФ к Ф.н. и с. относятся: налог на … Энциклопедия права

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К Ф.н. и с. относятся: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; в)… … Юридический словарь

Налог на пользование недрами

Статья 107. Ставки налога за пользование недрами

Ставки налога за пользование недрами устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 108. Льготы по налогу за пользование недрами

От уплаты налога за пользование недрами освобождаются землевладельцы и землепользователи, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых в пределах предоставленных им земельных участков для хозяйственных и бытовых нужд.

Читайте так же:  Как узнать совершен ли перевод

Статья 109. Порядок исчисления и уплаты налога за пользование

Юридические и физические лица, кроме микрофирм и малых предприятий, расчеты по налогу за пользование недрами представляют в налоговые органы нарастающим итогом в сроки, установленные для уплаты налога.

Микрофирмы и малые предприятия расчеты по налогу за пользование недрами представляют в налоговые органы нарастающим итогом ежеквартально, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Юридическими лицами налог за пользование недрами уплачивается:

за добычу полезных ископаемых и за использование техногенных образований — ежемесячно, до двадцатого числа следующего за отчетным месяцем;

в остальных случаях — ежеквартально, в сроки сдачи квартальных и годового отчетов.

Физическими лицами налог за пользование недрами уплачивается один раз в год не позднее 20 января следующего года.

Налог на пользование недрами

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ — федеральный налог, предусмотренный п. 1 ст. 13 НК. По Закону об основах налоговой системы аналог данного вида налогообложения платежи за пользование природными ресурсами. С 1 января 2002 г. взимается налог на добычу полезных ископаемых … Энциклопедия российского и международного налогообложения

НАЛОГ — обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый юридическими и физическими лицами (налогоплательщиками) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. В соответствии со ст. 8 Налогового … Юридическая энциклопедия

НАЛОГ — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового… … Энциклопедический словарь экономики и права

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ — регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр. Согласно гл. 26 Налогового кодекса РФ (введена в действие Федер. законом от 8 авг. 2001)… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Налог на добычу полезных ископаемых — относится к числу новых обязательных платежей, установленных после принятия НК РФ. Налог введен на территории РФ с 1 января 2002 г. на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г., дополнившего НК РФ гл. 26 Налог на добычу полезных… … Большой юридический словарь

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ — налоговые платежи, предназначенные для пополнения доходной части бюджета и рационального использования природных ресурсов. К таким платежам относятся: платежи при пользовании недрами; плата за воду, забираемую пром. пр тиями из водохоз. систем;… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ВОДНЫЙ НАЛОГ — (англ. water tax) – платеж, связанный с пользованием водными объектами. Форма реализации экономич. отношений между собственником водных объектов и водопользователями; взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

федеральные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К Ф.н. и с. относятся: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; в)… … Большой юридический словарь

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — следующие налоги и сборы, устанавливаемые НК (ст. 13) и обязательные к уплате на всей территории РФ: 1) НДС; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Федеральные налоги и сборы — (англ federal taxes and fees) по законодательству РФ о налогах и сборах те налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ* и обязательны к уплате на всей территории РФ. В соответствии со ст. 13 НК РФ к Ф.н. и с. относятся: налог на … Энциклопедия права

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К Ф.н. и с. относятся: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; в)… … Юридический словарь

Платежи за пользование недрами. Налог на добычу полезных ископаемых

Читайте также:

  1. F1:Налоговому праву 5к 2атт Мусаев Ю.С 1 страница
  2. F1:Налоговому праву 5к 2атт Мусаев Ю.С 2 страница
  3. I. Налоговые доходы местных бюджетов
  4. II. Неналоговые доходы местных бюджетов
  5. IV. Распределение и использование прибыли предприятия.
  6. O Они принимаются только теми органами правотворческая компетенция которых прямо предусмотрена налоговым кодексом
  7. Quest12Истребование документов у иных лиц о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.
  8. S: Что такое налоговый период 1 страница
  9. S: Что такое налоговый период 2 страница
  10. Vi.Щит – круглый или каплевидныйскандинавский, соответствующий историческим аналогам. Не обязательно кулачный.
  11. VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний
  12. Акт выдачи музейных предметов во временное пользование

Налог на добычу полезных ископаемых установлен гл. 26 НК РФ и введен в действие с 1 января 2002 г. Налог на добычу полезных ископаемых заменил ранее действовавшую плату за право пользования недрами.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся на основании российского законодательства пользователями недр.

Налоговым законодательством установлено два режима постановки на учет плательщиков данного налога:

а) по месту нахождения участка недр, предоставленному налогоплательщику в пользование;

б) по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица — для налогоплательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в ее исключительной экономической зоне, а также за пределами России.

Объектом налога признаются следующие виды полезных ископаемых:

а) добытые из недр на территории РФ;

б) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит обязательному лицензированию;

в) добытые из недр за пределами территории РФ.

Не являются объектами налогообложения следующие виды полезных ископаемых:

а) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, добытые индивидуальными предпринимателями и используемые ими непосредственно для личного потребления;

б) коллекционные геологические материалы;

в) добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

г) извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если их добыча ранее подлежала налогообложению в общеустановленном порядке;

д) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе полезных ископаемых.

Налоговая база представляет собой стоимость добытых полезных ископаемых и определяется налогоплательщиком самостоятельно. Уплачивается налог на добычу полезных ископаемых ежеквартально.

Налоговая ставка исчисляется в процентном выражении к стоимости добытых полезных ископаемых и зависит от ряда факторов: экономико-географических условий, размера участка недр, качества полезных ископаемых, степени геологической изученности территории, риска ее освоения и т.д. Так, при добычи природной соли или радиоактивных металлов налог взыскивается в размере 5,5%; каменного или бурого угля — 4% ; природного газа и нефти — 16,5%.

Читайте так же:  Единый знак обращения продукции

Определенные виды полезных ископаемых облагаются по ставке 0%, что обусловлено предоставлением льготных условий со стороны государства при освоении сложных горно-геологических территорий, добычей ископаемых пониженного качества, а также внедрением экологически безопасных технологий.

Законодательством предусмотрена возможность понижения размера ставки налога на коэффициент 0,7 для тех плательщиков, которые осуществили за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместили государству аналогичные расходы.

Налог на добычу полезных ископаемых отнесен к числу федеральных, однако суммы поступлений от этого налога зачисляются в бюджеты всех уровней, но в различных пропорциях, зависящих от вида добытого полезного ископаемого.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 315 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Мы отвечаем

По какой ставке налога за пользование недрами облагать добычу известняка и леса в мае 2019 года, если изменения в ставки налога вступают в силу с 24 мая 2019 года?

Внесенные в ПП № 4086 изменения по ставкам налога за пользование недрами вступают в силу с 1 июня 2019 года, а в мае 2019 года действует прежняя ставка – 10%, но не менее 45 000 сумов за 1 тонну.

Какая ставка налога за пользование недрами для вольфрама предусмотрено на 2019 год?

  • 09.01.2019
  • ID вопроса: 12572

Ставка налога за пользование недрами для вольфрамового концентрата на 2019 год установлена в размере 10,4%.

Является ли предприятие плательщиком налога на недра, если занимается добычей и бутилированием (розливом в тару) минеральной воды?

  • 20.07.2018
  • ID вопроса: 11291

При добыче водных ресурсов из подземных источников предприятие не является плательщиком налога за пользование недрами. К подземным источникам относятся воды, извлекаемые при помощи артезианских колодцев и скважин, вертикальной и горизонтальной дренажной сети и других сооружений.

Предприятие производит цемент. Что берется за объект налогообложения при расчете налога за пользование недрами: цементное сырье, которое используется для производства цемента или готовый продукт — цемент. По какой ставке производить расчет?

  • 17.05.2016
  • ID вопроса: 6181

В соответствии с частью шестой статьи 245 Налогового кодекса в случаях, когда готовый продукт (часть его) является сырьем для производства другого готового продукта или продукт переработки используется для собственных производственных или хозяйственных нужд, налогооблагаемая база для такой продукции определяется исходя из производственной себестоимости добытого (извлеченного) готового продукта.

Каков порядок расчета налогооблагаемой базы налога на недра и бонуса коммерческого обнаружения. Готовый продукт — это продукт, прошедший всю стадию обработки и готовый к реализации или же сырец? Каков порядок сдачи отчетов по налогу на недра и бонусу коммерческого обнаружения?

  • 13.05.2016
  • ID вопроса: 6127

Объектом обложения налогом на недра в вашем случае будет объем добычи сырья для производства кирпича — кирпично-черепичное сырье (суглинки, лессовидные породы, лессы, пески в качестве отощателя и др.).

Является ли объем перерабатываемой гравийно-песчаной смеси объектом обложения налогом за пользование недрами? Или объектами обложения будут извлеченные из гравийно-песчаной смеси песок и щебень?

  • 21.10.2015
  • ID вопроса: 4332

В вашем случае готовым продуктом является добытая песчано-гравийная смесь, объем которой — объект обложения налогом за пользование недрами.

Должно ли предприятие уплачивать налог на недра, если в производстве кирпича используется сырьё, которое по договору займа предоставлено другой организацией?

  • 26.08.2015
  • ID вопроса: 3955

Налог на недра за кирпично-черепичное сырье, предоставленное по договору займа другой организацией. должна платить та организация, которая осуществляла его добычу (извлечение).

Платежи за пользование недрами

Закон Российской Федерации «О недрах», принятый в 1992 г., содержит правовые и экономические основы, регламентирующие комплексное и рациональное использование и охрану недр, регулирование отношений природопользования государством. Один из методов этого регулирования – введение в бюджет платежей за пользование недрами, иными словами, пользование недрами в РФ становится платным. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

В соответствии с ФЗ РФ от 03.03.95 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» с пользователей недр взимаются платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу (роялти) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Система таких платежей включает в себя сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; плату за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на отдельные виды минерального сырья. Кроме того, с пользователей недр могут взиматься:

• плата за землю или акваторию и участок территориального моря;

• плата за геологическую информацию о недрах;

• другие налоги и сборы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Поскольку практически все виды деятельности, связанные с пользованием недрами, требуют получения лицензии, предоставляемой путем проведения конкурсов и аукционов, указанные платежи начинаются со сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии. Его размер определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, а также подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Со всех пользователей недр взимается плата за пользование недрами, которая включает в себя платежи за поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в других целях (например, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых). При определении размеров указанных платежей учитываются экономико-географические условия, размер участка недр, виды полезных ископаемых, степень геологической изученности территории и степень риска. Плата за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых взимается в форме регулярных платежей в течение всего периода их проведения. Платежи за пользование недрами взимаются в виде разовых и (или) регулярных взносов в течение срока реализации предоставленного права.

Объектом налогообложения являются:

• при проведении поисковых и разведочных работ – договорная (сметная) стоимость работ, по их окончании размеры платежей корректируются с учетом фактической стоимости;

• за добычу полезных ископаемых – стоимость добытых полезных ископаемых и сверхнормативных потерь при добыче, а также стоимость использованных отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

• при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, – договорная (сметная) стоимость строительства объекта и стоимость предоставленных услуг при его эксплуатации.

Читайте так же:  Компенсация пенсии после увольнения работающего пенсионера

От платы за пользование недрами освобождаются:

• собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемом земельном участке непосредственно для своих нужд;

• пользователи недр, ведущие региональные геологические, геофизические работы, направленные на изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические изыскания, осуществляющие контроль над режимом подземных вод;

• пользователи недр, получившие участки для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).

Минимальная величина ставки платежа за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1 % договорной (сметной) стоимости указанных работ, максимальная — 2 %. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района и определяется по результатам конкурсов или аукционов. Минимальная величина ставки платежа за право на разведку составляет 3 % годовой сметной стоимости работ, максимальная – 5 %. Конкретный размер платежа определяется органами, предоставляющими лицензию, по результатам конкурсов или аукционов. Названные платежи включаются в издержки поисковых или разведочных работ. Как уже отмечалось, платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществляются в форме начального, а также последующих регулярных платежей в течение всего срока добычи. Стартовые размеры разовых платежей определяются Комитетом РФ по геологии и использованию недр по согласованию с Министерством экономики РФ, но их величина не может быть менее 10 % регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Предельные уровни регулярных платежей дифференцированы по видам полезных ископаемых и установлены в процентах от стоимости добытого минерального сырья (от 1 до 16 %).

Плата за пользование недрами может взиматься в форме: денежных платежей; части добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователями недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в соответствующие бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Формы внесения платы утверждаются в лицензии на пользование недрами. Порядок распределения платежей за право пользования недрами между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами установлен Законом РФ «О недрах» [б].

Платежи за пользование акваторией и участками морского дна взимаются с пользователей недр, осуществляющих на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне поиск, разведку, добычу полезных ископаемых. Факторами, влияющими на объем этих платежей, являются размер арендуемой площади и ее конфигурация, мощность водной толщи, цель пользования недрами.

Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В данном случае в качестве налогооблагаемой базы выступает стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, прошедших первичную обработку, к которым относят собственно полезные ископаемые (нефть, природный газ, газовый конденсат, уголь и горючие сланцы, товарные руды, подземные воды), слюду, асбест, концентраты цветных, редких и радиоактивных металлов, горно-химического сырья; благородные металлы; алмазы; камнесамоцветное и пьезооптическое сырье; по некоторым полезным ископаемым – стоимость продукции из минерального сырья, полученной с применением перерабатывающих технологий.

Ставки отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы РФ, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья. Они определяются как процент к стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Минимальная ставка в размере 1,7 % установлена на калийные соли; максимальная ставка (10 %) – на нефть, газ и конденсат.

Предусматривается, что при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых (при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств) отчисления не производятся. Пользователи недр, осуществляющие геологическую разведку за счет собственных средств или возместившие государству все расходы на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, освобождаются от уплаты указанных отчислений.

В целях охраны окружающей природной среды Закон РФ от 19.12.91 г. № 2060-1 [5] ввел плату за загрязнение окружающей среды, 10 % которой поступают в доход федерального бюджета, а в остальной части – в государственные экологические фонды. В пределах утвержденных лимитов плата относится на затраты плательщиков. За сверхлимитное загрязнение окружающей среды плата увеличивается в 5 раз и уплачивается за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов. Однако, поскольку абсолютные суммы таких платежей весьма невелики, их стимулирующий эффект на строительство предприятиями очистных сооружений незначителен.

Поэтому вполне целесообразным было бы применение более жестких мер для защиты окружающей среды, в том числе закрытие вредных производств.

Видео (кликните для воспроизведения).

В проекте Налогового кодекса РФ (часть II) государственное регулирование природопользования методом введения платежей за пользование недрами не претерпело каких-либо существенных изменений. Плата за право пользования недрами будет преобразована в налог на пользование недрами (при этом сохраняется прежний порядок расчетов), а отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы получили название «налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы». Однако срок его действия ограничен – налог будет применяться в течение пяти лет со дня введения Кодекса в действие. В течение этого срока ставка налога будет ежегодно уменьшаться на 16 %. Вместо акцизов на отдельные виды минерального сырья будет введен новый налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; плата за загрязнение окружающей среды определена как экологический налог.

Источники


  1. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.

  3. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.
Налог на пользование недрами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here