Место закона в системе нормативно правовых актов

Важная информация в статье: "Место закона в системе нормативно правовых актов" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Понятие и признаки закона, его место в системе нормативных правовых актов.

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

68. Действие нормативных правовых актов во времени.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могутвступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубли кования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавлива ющим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилузакон обратной силы не имеет, то есть он не распро страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового за кона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имуществен ный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ ственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени — «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени являетсяпринцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 12 | Нарушение авторских прав

Нормативно-правовой акт (стр. 1 из 13)

Читайте также:
  1. I. ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТА. ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ.
  2. I. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
  3. I. Понятие социального института.
  4. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  5. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  6. II. Понятие обобщенной зоны радиовидимости
  7. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  8. III. Экспертная оценка соответствия объекта туристской индустрии требованиям категории, установленным в соответствующей системе классификации
  9. PR в системе ИМК.
  10. PR В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Содержание
Введение 2
I 1 Нормативно- правовой акт в системе источников права 4
1.1 Понятие нормативно-правового акта 4
1.2 Структура нормативно-правового акта 10
1.3 Пределы действия нормативно-правовых актов. 13
II Виды нормативно-правовых актов. 28
2.1 Понятие закона, его место в системе нормативно-правовых актов. 28
2.2 Виды законов. 34
2.3 Конституция страны – основной нормативно-правовой акт. Виды конституций. 36
2.4 Подзаконные акты 44
III Система нормативных актов в Республике Беларусь. 50
3.1 Иерархическая структура источников права в Республике Беларусь 50
3.2 Конституция Республики Беларусь – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой. 51
3.3 Международные договоры Республики Беларусь 55
3.4 Законы и другие акты Парламента 57
3.5 Акты Президента Республики Беларусь. 60
3.6 Акты Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, органов Прокуратуры, министерств и государственных комитетов Республики Беларусь. 63
Заключение. 69
Литература 71

В настоящее время основным источником права в странах романо-германской правовой системы является нормативно-правовой акт. Понимание его теоретической сущности, многообразия позволяет хорошо ориентироваться любому гражданину в действующем законодательстве. Данная работа основной целью определяет раскрытие теоретических аспектов феномена «нормативно-правовой акт» с учетом реальностей в Республике Беларусь.

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей и обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане (2 стр. 287).

Актуальность данного вопроса заключена в следующем:

— необходимостью улучшения правотворческой деятельности известный правозащитник Д. Сахаров отмечал «Законодатель, используя весь исторический опыт, должен предусмотреть такие условия в законе, чтобы не одно заинтересованное лицо не могло безнаказанно нарушить естественные права другого человека» (30, стр. 142 ) ;

— сложностью применения нормативных правовых актов обусловленной множеством документов по одному и тому же вопросу принятым различными органами в разное время;

— необходимостью ликвидации правового нигилизма, замечено что «уровень правовых знаний населения обратно пропорционален количеству преступлений» (23, стр. 48 ).

— целью прогноза развития законодательства с учетом реалий дня.

Основной целью настоящей дипломной работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением,как «нормативный правовой акт». В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса:

— в первую очередь следует дать определение самому понятию нормативного правового акта, изучить точки зрения различных правовых школ по данному вопросу;

— во вторых, рассмотреть виды нормативных правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе Республики Беларусь;

— в третьих, определить место и значение нормативного правового акта/отдельных его видов/ в иерархической структуре источников права в системе права Республики Беларусь.

Таким образом, предметом рассмотрения являются доминирующие определения понятия нормативного правового акта и отдельных его видов как источника права, мнения различных ученых по исследуемой проблеме, взаимодействие различных видов нормативных правовых актов и их место в законодательстве Республики Беларусь.

Глава I . Нормативно-правовой акт в системе источников права.

1.1.Понятие нормативно-правового акта.

Замечено, что если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение (1, стр. 192). Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищённая свобода.

Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Единого подхода к пониманию термина источника права не существует. Не вдаваясь в дискуссию по этому поводу следует заметить, что под “источником права”можно понимать то, что обуславливает ,детерминирует содержание норм права. Это материальный и идеологический источник. В специально юридическом смысле под “источником” или формой права понимается то, где содержаться нормы права.

Среди важнейших источников права следует назвать: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, юридические прецеденты, договоры нормативного содержания, правовые доктрины. Таким образом источником права являются способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права, они зависят от правовой системы каждого государства.

В различных правовых системах мира, в разное время одновременно использовались несколько источников права. Но в зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны определённые источники приобретали доминирующее значение (3, стр. 336). На ранних стадиях становления права преобладал юридический обычай. По мере развития и укрепления государства в Европе доминирующим становится нормативно-правовой акт. Наряду с правовым обычаем и нормативно-правовым актом, в странах с англо-саксонской правовой системой особенно важное, доминирующее значение занимает юридический прецедент (3, стр.341).Таким образом, место и значение разных видов форм (источников) права в странах с различными правовыми системами остаются неодинаковыми.

Как уже упоминалось, наиболее древней формой права является правовой обычай, то есть правило, которое вошло в привычку народа, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права. Следовательно, правовыми являются обычаи, которые признаются государством в качестве общеобязательного правила поведения и как следствие этого подпадают под его защиту.

Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обычного права.

Юридический прецедент (судебный или административный) как источник права используется не во всех странах. Суть его как источника права состоит в том, что решению государственного органа (в первую очередь суда) по конкретному юридическому делу придаётся значение общей нормы. Обязательным для судов является не всё решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение (6, стр. 112). Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

Нормативно-правовые акты являются наиболее распространённой формой права как уже указывалось выше в большинстве стран романо-германского мира. По сравнению с другими источниками права он имеет ряд неоспоримых преимуществ(2, стр. 288).

Во-первых, нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменён, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. Во-вторых нормативные акты, как правило, определённым образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации. В -третьих нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. Наконец нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

По сравнению с нормативно-правовым актом правовой прецедент имеет ряд недостатков :

— не имеет того авторитета, обязательности, который присущ нормативно-правовому акту;

— не исключает возможность произвола;

— объём его действия не определён (15,стр.41).

Правовой обычай обладает ещё более существенными недостатками:

— относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;

— неопределённость, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется;

— небольшая сфера распространения, его локальный характер(14,стр.168).

Все источники права могут быть классифицированы на две большие группы (1, стр. 193): нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.

Правовые нормы как общеобязательные правила поведения возникают, изменяются или отменяются в результате специальной деятельности компетентных государственных органов (3, стр. 339). Эта деятельность называется правотворчеством. Правотворчество — одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность. По результатам правотворческой работы — законам и иным нормативным актам — судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

Пределы действий нормативно-правовых актов (стр. 1 из 3)

Глава I. Общая характеристика и классификация нормативно-правовых

1.1 Понятие, характеристика и классификация НПА………………………. 4

1.3 Основы нормативно-правовой системы России…………………………..7

Глава II. Пределы действий нормативно-правовых актов

2.1 Пределы действий НПА в пространстве………………………………….11

2.2 Пределы действий НПА по кругу лиц…………………………………….13

Каждый день Федеральное Собрание, Президент, Правительство Российской Федерации, десятки федеральных министерств и ведомств, сотни органов власти субъектов федерации выпускают множество документов, устанавливающих новые права и обязанности граждан и организаций, изменяющих действующие нормы.

Использование этого огромного массива правовой информации в практической деятельности юриста или адвоката предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

1.Общая характеристика и классификация нормативно – правовых актов

1.1 Понятие, характеристика и классификация НПА

Под нормативными правовыми актами (НПА) понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.

НПА существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

1. НПА исходя непосредственно от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (т.е. уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения НПА негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством.

2. Основное содержание НПА составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической силой и устанавливающие единый, государственно – властный порядок регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов.

3. НПА имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т.п.), обладают установленными символами и реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией.

4. НПА принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке.

5. Реализация НПА обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

Таким образом, НПА можно определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Все НПА существуют и функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

— Нормативные акты государственных органов;

— НПА общественных объединений;

— Совместные акты государственных и негосударственных организаций;

— НПА, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действий НПА делятся на:

— Акты субъектов Федерации;

— Акты органов местного самоуправления;

— Локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения).

В зависимости от срока действия различают:

— Акты неопределённо длительного действия;

В зависимости от юридической силы НПА делят на:

1.2 Законы и подзаконные НПА

Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Законы занимают главное место в системе НПА. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.

1. Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.

2. Законы обладают высшей юридической силой, благодаря чему содержание всех иных НПА не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.

3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.

4. Законы содержат нормы исходного характера. Все иные НПА призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.

5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке.

В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.

Как уже было сказано выше, высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

— законов РФ о поправках к Конституции РФ;

— федеральных конституционных законов;

— федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

1.3 Основы нормативно – правовой системы России

Основы нормативно – правовой системы государства закреплены в Конституции Российской Федерации. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

Статья 15 Конституции[1] России гласит:

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Эта статья определяет место Конституции в системе нормативных правовых актов страны.

Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

§ 3. Закон как нормативно-правовой акт: признаки, место и роль в системе нормативно-правовых актов.

От других нормативных актов законы отличаются тем, что:

1) принимаются только высшими органами государственной влас­ти; в современном мире это, как правиіїоТвьісшие представительные органы (парламенты), а в нескольких существующих абсолютных мо­нархиях — монархи;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) процедура принятия законов четко закреплена, как правило, в конституции страны, а также в регламенте законодательного органа; это призвано обеспечить «прозрачность» процедуры, ее подконтроль­ность обществу, а также качество принимаемых законов;

3) регулируют наиболее^ажные и устойчивые общественные от- ношения, обуславливая первичный, базовый характер содержащихся в них норм права, играя тем самым роль фундамента для всей после­дующей правотворческой деятельности;

4) обладают высшей юридической силой, то есть могут быть изме­нены или отменены тошГксГтем органам, который их принял; другими словами — все иные нормативные акты должны им соответствовать, а в случае противоречия между ними будут действовать нормы закона.

Закону в самых различных правовых системах принадлежит верхо­венство, но особое значенйе они имеют в романо-германских правовых системах.

Классификация законов может проводиться по различным основа­ниям. По юридической силе они обычно делятся на два вида — консти­туцию и Текущие законы.

^онстмт^мя (Основной закон) — это основополагающий учреди­тельный политико-правовой акт, обладающии1ТаШысшей юридической ^силой, устанавливающий общественный и госудГрствённый строи Гей- стему и полномочия государственных органов,форму правления, фор­уму государственного устройства основные права и свободы человека «11 гражданина. «»»

Конституции принимаются либо всем народом на референдуме, либо специально сформированным для этого органом. Она занимает веду­щее место в системе нормативных актов, составляет основу всего за­конодательства.

Текущие законы составляют основное законодательное звено -^сис­теме! нормативно-пра^ Они принимаются пагаментами про­стым большинством голосов.

В некоторых государствах, в том числе, и в России, для регулирова­ния связанных с конституцией вопросов (а в России и предусмотрен­ных в Конституции) принимаются конституционные законы. Их от­личает особая, усложненная процедура принятия. По юридической силе они следуют сразу за конституцией.

В федеративных государствах помимо федеральных законов прини­маются законы субъектов федерации. Они издаются в пределах своей ком- петенцииТгрёдставительными органами субъектов и распространяют свое действие только на территорию соответствующего субъекта.

Законы можно классифицировать по субъектам законотворчества — принятые в результате референдума (в России это только Конституция) или законодательным органом.

Щ^^^^^^^^^шг^^^ныд^шт^ на конституционные, ад­министративные, гражданские, уголовные и т.п.

По времени действия: постоянные законы (принимаются на неопре­деленный срок) и ^ременные (принимаются на определенный срок, на­пример, законы о бюджете Российской Федерации).

По уровню систематизации большинство законов относится к обыч­ным, а некоторые к кодификационным (кодексы, основы законодатель­ства).

Обоснуйте место и роль нормативного правового акта в системе форм (источников) российского права.

В системе источников российского права нормативно-правовой акт традиционно занимает первостепенное значение.

Большее значение нормативно-правовых актов по сравнению с другими источниками права связано с признанием ведущей роли государства в регулировании и охране наиболее значимых общественных отношений. Кроме того, нормативно-правовой акт отличает способность быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, а документально-письменная форма позволяет непосредственно и оперативно знакомиться с его содержанием. 157

Особая юридическая значимость нормативно-правового актаопределяется рядом признаков:

– принимается от имени государства в порядке предусмотренной законом процедуры;

– является результатом правотворческой деятельности компетентных субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т. д.), которым право на нормотворчество делегировано государством);

– содержит в себе правила поведения обобщенного характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов;

– имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.);

– направлен на регулирование типичных общественных отношений;

– обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).

Система нормативно-правовых актов характеризуется многообразием входящих в нее документов. Это многообразие обусловлено широким кругом регулируемых правом общественных отношений и разнообразием методов, средств воздействия на эти отношения. Единство данной системы обеспечивается верховенством закона, едиными принципами правотворчества, взаимодействием нормативно-правовых актов между собой, а также наличием укрупненных кодифицированных актов.

Юридическая сила нормативно-правового акта – это свойство акта действовать с целью регулирования общественных отношений, порождать юридические последствия. Юридическая сила того или иного акта характеризуется:

1) соотношением нормативно-правовых актов между собой, т. е. их иерархичностью;

2) значением нормативно-правовых актов для исполнителей, их обязательностью.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации можно классифицировать следующим образом.

1. В зависимости от юридической силы:

– подзаконные нормативные акты.

Закон – это нормативно-правовой акт, изданный органом законодательной власти государства (субъекта федерации) или принятый на референдуме в порядке определенной процедуры, содержащий наиболее значимые нормы права и в силу этого обладающий высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам.

На основе данного определения можно выделить следующие признаки закона:

– принимается законодательными органами государства либо всенародным голосованием граждан (на референдуме);

– принимается в порядке особой процедуры;

– содержит наиболее значимые нормы права;

– обладает приоритетом по отношению к другим правовым актам.

Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) следующим образом:

– основной закон (конституция),

– федеральные конституционные законы,

– законы субъектов федерации (конституции (уставы), текущее законодательство).

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании законов в целях конкретизации их положений и закрепления механизмов их реализации. Основным принципом соотношения законов и подзаконных актов является их непротиворечие друг другу. При этом законы, так же как и подзаконные акты, обладают прямым действием и могут непосредственно применяться в процессе правового регулирования. При возникновении противоречия (коллизии) между положениям закона и подзаконного акта приоритетом пользуются положения закона.

В Российской Федерации подзаконные акты классифицируются (в порядке убывания юридической силы) следующим образом:

– подзаконные акты федерального уровня (указы Президента России, постановления Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств);

– подзаконные акты регионального уровня (нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

– подзаконные акты местного уровня (нормативные акты органов местного самоуправления).

Нормативно-правовые акты также можно классифицировать и по другим основаниям.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 357 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Иерархия нормативно — правовых актов РФ

Нормативно — правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .

В совокупности нормативно — правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархическая структура НПА

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Такой Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других ). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Вам может понадобиться информация из ментальной карты «Права потребителей», в которой рассказано об ответственности продавца или исполнителя

Или узнайте ЗДЕСЬ, как осуществляется продажа товара через интернет-магазины

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Иерархическую структуру имеют и нормативно — правовые акты субъектов РФ

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.

Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.

В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно — правовых документов

Законы субъектов РФ

Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно — правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #44cda8a0-da48-11e9-9555-316eb11c0349

Закон в системе нормативно-правовых актов: понятие, признаки, виды.

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

2) Федеральные конституционные законы

3) Федеральные законы

4) Законы субъектов федерации.

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

— Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

— Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

— кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации

действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и

действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных в предметам ведения субъектов федерации.

Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на

постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);

временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ «О федеральном бюджете РФ на 1999 год».);

чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).

По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на

По кругу лиц законы можно подразделить на

— общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);

— специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).

По сфере действия законы можно подразделить на

— общие — действующие на территории всей России (например, все кодексы РФ);

— местные — действующие на определенной части территории России (например, законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним).

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 186 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники


  1. Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. — 144 c.

  2. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.

  3. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
  4. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.
Место закона в системе нормативно правовых актов
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Начисление неустойки по договору поставки

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here