Местное управление в 15 веке основывалось на

Важная информация в статье: "Местное управление в 15 веке основывалось на" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

11. Образование Русского централизованного государства

Процесс образования единого Русского государства выразился:

— в объединении ранее независимых государств-княжеств в одно — Московское княжество;

— в изменении характера государственности и создании централизованного государственного аппарата.

Процесс объединения земель вокруг Московского княжества начался в конце XIII в. и закончился в начале XVI в. К Москве были присоединены Новгородская и Псковская республики, Рязанское княжество, Смоленск и многие другие территории.

Следует отметить, что Русское государство складывалось как многонациональное. Наряду с русскими землями в состав централизованного государства входили территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и другие народы.

Новый государственный аппарат Русского централизованного государства сформировался к середине XVI в.

Возглавлял Русское государство великий князь, с конца XV в. он стал именоваться государем всея Руси.

В XIII—XIV вв. великий князь был типичным монархом раннефеодального государства. Он возглавлял иерархию, состоявшую также из удельных князей и бояр. Взаимоотношения между последними и великим князем определялись заключенными договорами, которые предоставляли широкие феодальные привилегии и иммунитеты князьям, боярам и монастырям.

По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его власть значительно возросла. В XIV—XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы.

Боярская дума была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.

Состав Боярской думы на протяжении XIV—XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др.

В XIII—XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями. В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности.

Централизация государства, расширение территории и усложнение социально-экономического и политического развития потребовали создания специального управленческого аппарата.

В результате начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления — приказов. Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы.

Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные.

К середине XVI в. приказная система управления окончательно вытесняет дворцово-вотчинную.

Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности.

Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» — часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен.

С централизацией Русского государства положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

В начале XVI в. учреждаются новые дворянские и земские органы — губные и земские избы. В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции.

Специальных судебных органов еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебные функции осуществляли: великий князь, Боярская дума, дворцовые ведомства, приказы, наместники, волостели и церковный суд. С созданием губных органов большинство уголовных дел было отнесено к их компетенции.

Формируется система обжалования решений суда — центральные органы могли рассматривать жалобы на решения местных судов.

В конце XV — начале XVI в. была проведена реорганизация вооруженных сил, которые стали теперь включать феодальное ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско.

Местное управление в 15 веке основывалось на

Основой экономики Русского государства конца XV — начала XVI вв. являлось земледелие, подавляющее большинство населения составляли крестьяне. В деревне насчитывалось 3 — 5 дворов, в селе — до нескольких десятков. Как правило, село имело церковь. Вотчина обычно состояла из «села с деревнями».

В конце XV в. на смену двухполью и подсеке приходит трехполье. Главными зерновыми культурами оставались рожь, пшеница, ячмень. Наряду с зерновым хозяйством развивались садоводство и огородничество.

В XV продолжалось развитие феодального землевладения. Будучи верховным собственником земли, князь часть земель жаловал служилым людям «в вотчину». Вотчины являлись формой обеспечения службы. Это была наследственная, но все же условная собственность. Земельной собственности, не связанной со службой, в Русском государстве не существовало. В конце XV в., после выселения новгородских бояр, на их месте были «испомещены» московские служилые люди. Их владения стали именоваться поместьями. Так наряду с вотчинным возникло поместное землевладение.

Формально поместье считалось лишь временным держанием, а не собственностью, как вотчина. Реально оно передавалось по наследству, так как обеспечивало службу сыновей помещика.

Вотчина Поместье
Предоставляется за службу Предоставляется за службу
Наследуется Фактически наследуется
Продается и покупается Не продается и не покупается
Вкладывается в монастырь Не вкладывается в монастырь

Поместная система исключала переход земель светских владельцев в руки монастырей, сокращавший фонд земель для пожалований за службу и потому беспокоивший светскую власть. Принципиальной разницы между вотчинниками и помещиками как отдельными слоями господствующего класса не существовало. Нередко человек владел и вотчиной, и поместьем. Размеры владения не зависели от его формы: и вотчины, и поместья бывали и крупными, и мелкими. Возникновение поместной системы облегчило поглощение черных земель частным землевладением, так как формально земля оставалась в руках великого князя. Поэтому крестьяне менее активно сопротивлялись передаче своей земли в поместье, нежели в вотчину.

Читайте так же:  Коллективный договор можно заключить на срок

2. Крестьяне и холопы

Крестьяне делились на черносошных, живших на государственных, «черных» землях, и частновладельческих. Положение последних было тяжелее, их повинности постепенно росли. Преобладал натуральный оброк, барщина и денежный оброк были развиты слабо. Барскую пашню обрабатывали в основном не крестьяне, а холопы.

XV в. не знал прикрепления крестьян к земле. В 1497 г. был принят Судебник. Он установил единое для всей страны время перехода крестьян от одного владельца к другому: неделя до и неделя после Юрьева дня осеннего (26 ноября). Это не означало нового ограничения: сроки перехода ограничивались и раньше. Новым было лишь установление единой нормы для всей страны. Это еще не было закрепощением.

3. Господствующие слои общества

Главой Русского государства был великий князь. Его власть была ничем не ограничена, являлась деспотической, не подчинялась никакому закону.

Ниже великого князя стояли удельные князья (братья и племянники великого князя). Иван III стремился ослабить уделы. Его удельные братья или не получили от великого князя разрешения жениться, или погибли в заключении, а их уделы были ликвидированы. К концу жизни Ивана III сохранился лишь один удел у его племянника. Правда, в своем завещании Иван III выделил уделы своим младшим сыновьям, но они были значительно меньше прежних.

Ниже удельных князей стояли служилые князья — прежде самостоятельные государи, перешедшие на службу московскому великому князю. Постепенно из вассалов великого князя они окончательно переходили в разряд его подданных, становясь обычными вотчинниками с княжеским титулом. На протяжении XV в. произошло «обояривание» князей: многие князья вошли в Боярскую Думу, получили думные чины.

Слово «боярин» в узком смысле означает члена Боярской Думы. Так что собственно бояр было в конце XV в. чуть более десяти. Однако, говоря о московском боярстве, имеют в виду совокупность старинных служилых родов, поставлявших основную массу бояр. Старомосковское нетитулованное боярство было опорой великокняжеской власти. В отличие от западноевропейских феодалов, русские бояре получали вотчины только от князя и только за службу. Боярство было заинтересовано в усилении великокняжеской власти и объединении русских земель, так как владения бояр были разбросаны на обширной территории, зачастую в разных княжествах.

Наряду с боярами в Боярскую Думу входили окольничие. В XVI в. появился третий думный чин — думный дворянин.

Дворяне составляли основную массу служилых людей. «Дворянин» — от слова «двор». В первой половине XV в. так именовали слуг «под дворским» — управителем княжеской вотчины. За службу они получали небольшие владения, позднее ставшие поместьями. В XVI в. дворянами стали называть верхушку служилых людей, вошедших в состав Государева Двора, а остальные именовались «детьми боярскими».

4. Местничество

Порядок прохождения службы основывался на системе местничества. Назначение на должности зависело от заслуженности рода. Если один человек служил на несколько ступней ниже другого по служебной лестнице, то такое же расстояние сохранялось между их сыновьями, племянниками, внуками и т.д.

Человек не мог принять «невместное» (недостаточно почетное) назначение, так как причинил бы этим урон всему своему роду. Местничество было особенно выгодно нетитулованному старомосковскому боярству, которое гордилось не просто знатностью, а заслугами на службе московским князьям. Однако местничество препятствовало продвижению способных, но незнатных людей. Особенно опасны оказывались местнические споры во время военных походов.

5. Центральное и местное управление

До середины XVI в. существовало только два общегосударственных ведомства: Государева Казна и Государев Дворец. Казна являлась одновременно государственной канцелярией. Она ведала также сношениями с другими государствами. Казначея — главу Казны — иностранцы именовали канцлером.

Дворец управлял имуществом великого князя, прежде всего — землями. С присоединением новых земель создавались новые дворцы: нижегородский, тверской и т.д. Существование отдельных учреждений для управления различными территориями было пережитком раздробленности.

Отраслевое — приказное — управление стало складываться лишь в середине XVI в.

Основу местного управления составляла система кормлений. Страна делилась на уезды, уезды на волости. Уездом управлял наместник, волостью — волостель. Они не получали жалования за свою управленческую и судебную деятельность. Сама эта деятельность была лишь дополнением к главному — к праву получать «кормление», т.е. собирать в свою пользу часть налогов и судебные пошлины — «присуд».

Кормление давалось в награду за прежнюю службу. Вначале система кормлений способствовала объединению Русского государства. Московские служилые люди были заинтересованы в расширении владений Москвы, так как при этом возрастало число кормлений. Но система кормлений обладала большими недостатками. Управление оказывалось для кормленщиков только обременительным придатком к получению «корма». Поэтому свои обязанности они исполняли плохо, нередко передоверяли их холопам- тиунам. К тому же в получении кормлений не было порядка. Такая система местного управления не соответствовала задачам централизации.

6. Характер Русского государства в конце XV — начале XVI вв.

Все это свидетельствует о том, что русское государство конца XV — начала XVI вв. было единым, но еще не централизованным.

Вместе с тем, великокняжеская власть приобрела деспотический характер. Так, когда Иван III решил лишить престолонаследия своего внука Дмитрия и передать престол сыну от второго брака Василию, он заявил: «Чи не волен яз, князь великий, в своих детех и в своем княжении? Кому хочу, тому дам княжение». А для казни двух высокопоставленных вельмож оказалось достаточным основанием то, что они «высокоумничали». Даже знатнейший боярин для великого князя оказывался не более, чем холопом.

На что следует обратить внимание при ответе:

Точка зрения о том, что Русское государство XVI в. — единое, но не централизованное, является в науке дискуссионной. Автор разделяет ее, но обращает внимание абитуриентов на то, что есть и противоположное мнение.

Справочник Эколога

Здоровье твоей планеты в твоих руках!

Местное управление в 15 в основывалось на

Местное управление до конца XV в. составляла та же система кормления, которая существовала в период Древнерусского (Киевского) государства. На местах в уезды, волости, губы посылались наместники и волостели великого князя. Власть их существенно ограничивалась иммунитетными правами крупной феодальной знати (светской и духовной). Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они ведали административными, финансовыми, полицейскими и судебными делами, за что получали «корм» с населения. Кормленщики назначались на короткий срок (от года до трех лет).

Читайте так же:  Взыскание неустойки размер неустойки

75.Судебник 1497 г.: история создания, источники, структура.

В Русском централизованном государстве действовала сокращенная РП. Она не отражала нового уровня социального, экономического и политического развития, а также обострения классовой борьбы в стране.

В 1497 г. был принят первый Судебник Русского централизованного государства. Его издание явилось важной мерой укрепления политического единства, усиления власти единого центрального правительства.

Судебник 1497 г. основывался на предшествующем законодательстве (Русской Правде, уставных грамотах, Псковской судной грамоте), судебных решениях, но содержал и много новых положений. Статьи Судебника дают возможность понять многие стороны общественно-политической жизни Руси того времени например, усиление власти великого князя, увеличение влияния дворянства, ограничение прав кормленщиков, появление понятия судебных инстанций и многое другое. Судебник, определял пошлины, получаемые судебным приставом за исполнение им своих обязанностей. В нем приводится перечень всех основных городов и местностей Русского государства того времени, подчеркивая действие статей Судебника на всей его территории.

Судебник устанавливала порядок объявления княжеских указов. В нем было положено начало всеобщему закрепощению крестьян, введя повсеместно Юрьев день. Большая часть статей Судебника содержала нормы уголовного права, уголовного процесса, регулировала вопросы судоустройства, отразив существенные изменения в карательной политике государства. Судебник открыто определяли привилегии господствующего класса, неравное положение зависимых сословий, вводилось понятие «добрых» и «лихих» людей. «

76.Судебник 1550 г.: история создания, источники, структура.

Исправить недостатки Судебника 1497 г. пытался Василий III, вторую попытку предпринял Иван IV, создав новый Судебник в 1550 г., в основу которого были положены Судебник 1497 и многочисленные грамоты. Структура Судебника почти полностью повторяет структуру Судебника 1497г. В отличие от него, Судебник 1550 делит свой материал на статьи или главы (около 100) и не использует заголовков. Судебник 1550г. подвергает материал более строгой систематизации: статьи по гражданскому праву сосредоточены в одном отделе (ст.ст.76-97), кодификатор специально предусматривает порядок пополнения Судебника новыми законодательными материалами (ст.98) и т.п.

К наиболее важным нововведениям относились: запрет выдачи тарханных (освобождающих от уплаты налогов) грамот; провозглашение принципа «закон не имеет обратной силы», выраженного в предписании впредь (но не назад) все дела судить по новому Судебнику; процедура дополнения Судебника 1550 новыми материалами. Новыми положениям были также: установление строгих уголовных наказаний судьям за злоупотребление властью и неправосудные; подробная регламентация деятельности выборных старост и целовальников в суде наместников, «судных мужей» в процессе. Судебник конкретизирует виды наказаний, вводя тюремное заключение. Новый Судебник вводит также новые составы преступлений например, мошенничество, и новые гражданско-правовые институты например, уточнен порядок обращения в холопство.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1127 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Местное управление и самоуправление в XIV—XV вв

На рубеже XIII—XIV вв. Северо-Восточная Русь представляла собой конгломерат великих и удельных, больших и малых княжеств и земель, находившихся в номинальной зависимости от великого князя владимирского. По мере возвышения Москвы и объ­единения вокруг нее русских земель последние теряли остатки былой самостоятельности и превращались в составные части нового государства. Административное устройство Великого княжества Московского в период собирания русских земель отразило всю сложность этого процесса.

Территория Московского княжества состояла из уездов, волостей и станов. Четкого разграничения этих понятий не существовало. Волостью первоначально называлась вся территория того или иного княжества, позднее этот термин стал применяться для обозначения небольшого сельского округа, возникшего на основе крестьянской общины. Несколько волостей, тяготевших к какому-либо центру, составляли уезд. Бывшие самостоятельные княжества после их присоединения к Москве становились отдельными уездами или разделялись на несколько уездов. Станами, появившимися не ранее XIV в., обычно именовались волости, расположенные рядом с уездным городом. Иногда относительно крупные станы делились на волости, а волости, наоборот, — на станы.

Управление на местах находилось в руках княжеских наместников и волостелей. Они назначались из числа бояр и направлялись в города, пригородные станы (наместники) и волости (волостели). Жалованье из казны за свою службу они не получали и должны были вместе с подчиненными содержаться за счет подвластного населения. Содержание наместника или волостеля состояло из кормов и пошлин, поэтому представители княжеской администрации на местах назывались кормленщиками, а система местного управления — кормлениями.

Корма вносились не отдельными лицами, а различными общностями — крестьянскими общинами, корпорациями купцов и посадских людей и т.д. При вступлении княжеского представителя в должность население платило ему «въезжий корм». Кроме того, кормленщик трижды в год (на Рождество, Пасху и Петров день) получал «праздничный корм». Корм давался натурой (хлеб, мясо, сукно, ремесленные изделия и т.д.), для лошадей кормленщиков поставлялись овес и сено.

В отличие от кормов пошлины уплачивались отдельными лицами. Кормленщики собирали в свою пользу судебные, таможенные, свадебные, за клеймение лошадей и прочие виды пошлин.

Наместники и волостели осуществляли на подведомственной территории административно-полицейские, судебные и военные функции. Им помогали тиуны, ведавшие хозяйством, судьи, доводчики (лица, осуществлявшие вызов в суд), праветчики (судебные исполнители) и др. Все эти должностные лица являлись, как правило, дворовыми слугами наместников и волостелей.

Система кормлений порождала произвол и злоупотребления местных властей, использовавших пребывание на «кормовых» должностях для личного обогащения. Поэтому с XV в. московские князья стали регламентировать кормления. Размеры кормов определялись в специальных кормленных (выдавались кормленщикам) и уставных (выдавались населению города или уезда) грамотах. Срок пребывания в должности кормленщика ограничивался одним—тремя годами. В конце XV — начале XVI в. натуральные корма начинают переводиться в денежные, а сбор самих кормов передается выборным от населения. В городах появляются назначаемые князем из поместного служилого дворянства городовые приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков сначала от военно-административного, а затем от земельного, финансового и даже судебного управления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите новые политические центры удельной Руси. Сравните государственное устройство различных русских земель.

2. Расскажите о системе управления Новгородской землей. Перечислите должностные лица Новгородской республики.

3. Какие изменения произошли в управлении русскими княжествами после установления власти Золотой Орды?

Читайте так же:  Когда идти на пенсию по новому закону

4. В чем проявилось влияние ордынского ига на развитие российской государственности?

5. Как изменилось положение русских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского, после заключения унии Литвы и Польши?

6. Охарактеризуйте систему местного управления на Руси в XIV—XV вв.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9621 —

| 7579 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Система местного управления 15-16 вв.

75. Судебник 1497 г.: история создания, источники, структура.

История: Эпоха Ивана III была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства. Усиление власти великого князя, возрастание влияния боярства, появление аппарата управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта, отвечающего вышеуказанным реалиям. Создан в целях систематизации существующих норм права. Источники: РП, ПСГ, Церковное зкнд-во, Великокняжеское закнд-во (в форме общерусских кодексов и в форме грамот – жалованные , уставные, таможенные, ссудные), указы наместникам о суде, указ о недельщиках, указ о поездках( определен размер пошлины выплачиваемой приставом при поездках.) жалованные грамоты – акты которыми верховная власть предоставляла льготы и привилегии физическим и юридическим лицам и местностям. Структура: 68 статей, 4 части: Статьи в которых регламентировалась деят-сть центрального суда, нормы уголовного права, Статьи к организации деят-сти местных областных судов, Статьи по гражд праву и процессу, Доп статьи по судебному процесс.

76. Судебник 1550 г.: история создания, источники, структура.

История: принят на первом на Руси Земском соборе 1549 года при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного. Создан с целью систематизации всего законодательства и признания судебника как единственного источника права. Источники: Те же, что у судебника 1497 + судебник 1497. Структура: статьи (они уже более систематизированы, нормы одного права располагаются в одном отделе); главы (около 100). В Судебнике 1550 г. нет заголовков. В нем содержатся нормы, регламентирующие внесение дополнений в Судебник.

Местное управление в 15 веке основывалось на

о середины XVI в. существовало только два общегосударственных ведомства: Государева Казна и Государев Дворец. Казна являлась одновременно государственной канцелярией. Она ведала также сношениями с другими государствами. Казначея — главу Казны — иностранцы именовали канцлером. Дворец управлял имуществом великого князя, прежде всего — землями. С присоединением новых земель создавались новые дворцы: нижегородский, тверской и т.д. Существование отдельных учреждений для управления различными территориями было пережитком раздробленности.

Отраслевое — приказное — управление стало складываться лишь в середине XVI в.

Основу местного управления составляла система кормлений. Страна делилась на уезды, уезды на волости. Уездом управлял наместник, волостью — волостель. Они не получали жалования за свою управленческую и судебную деятельность. Сама эта деятельность была лишь дополнением к главному — к праву получать «кормление», т.е. собирать в свою пользу часть налогов и судебные пошлины — «присуд».

давалось в награду за прежнюю службу. Вначале система кормлений способствовала объединению Русского государства. Московские служилые люди были заинтересованы в расширении владений Москвы, так как при этом возрастало число кормлений. Но система кормлений обладала большими недостатками. Управление оказывалось для кормленщиков только обременительным придатком к получению «корма». Поэтому свои обязанности они исполняли плохо, нередко передоверяли их холопам-тиунам. К тому же в получении кормлений не было порядка. Такая система местного управления не соответствовала задачам централизации.

Рисунок 1 — Центральные и местные органы управления Русского централизованного государства в XV начале XVI вв.

Схема, показанная на рисунке 1, свидетельствует о том, что русское государство конца XV — начала XVI в. было единым, но еще не централизованным.

Вместе с тем, великокняжеская власть приобрела деспотический характер. Так, когда Иван III решил лишить престолонаследия своего внука Дмитрия и передать престол сыну от второго брака Василию, он заявил: «Чи не волен яз, князь великий, в своих детях и в своем княжении? Кому хочу, тому дам княжение». А для казни двух высокопоставленных вельмож оказалось достаточным основанием то, что они «высокоумничали». Даже знатнейший боярин для великого князя оказывался не более, чем холопом. На рисунке 2 показана схема суда в великом княжестве московском.

Рисунок 2 — Суд в великом княжестве Московском в XIV — XVI вв.

На рисунке 3 схематично изображено значение образования Российского централизованного государства.

Рисунок 3 — Значение образования Российского централизованного многонационального государства

13. Местные органы управления в 14-15 веках

Местные органы управления. Русское государство подразделялось на уезды — наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы — на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами кое-где сохранялись.

еще земли. Существовали также разряды — военные округа, губы судебные округа.

Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица — представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости — волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения — получали от него “корм” , т.е. проводили натуральные в денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу.

Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т.е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, тем более что их назначение было обычно сравнительно краткосрочным — на год-два. Все интересы наместников и’ волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. Система кормления была не способна в условиях обостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере подавление сопротивления восстающего крестьянства. От этого особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от “лихих людей” . Поднимающееся дворянство было недовольно системой кормления и по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр и что кормление обеспечивает боярству большой политический вес.

Читайте так же:  Выселение из жилого помещения

Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли в своих вотчинах иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но я администраторами и судьями в своих деревнях и селах.

Органы городского управления. Городское управление в Московском государстве изменилось по сравнению с киевскими временами. Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяли на них непосредственно свою власть. Это делалось исходя из значения городов не только как экономических центров, но прежде всего по военным соображениям. Города были крепостями. Обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывшего удела в своих руках,, и оборону от внешних врагов. Первоначально великие князья управляли городами так же, как раньше удельные князья, т.е. не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя своим уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находящимися на их территории.

Лекция 9. Московское княжество в 13- 15 вв. развитие права

Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в. Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена), за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.

С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.

Говоря о «централизации» следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, «родословцев» отдельных феодальных родов и семей.

Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.

Серьезной политической силой становилась церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея «Москва — третий Рим» «православное царство», «царь — помазанник божий»).

Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и активно поддерживала политику централизации. Она формировала свои корпоративные органы (сотни) и настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов («белых свобод») в городах.

В складывающейся политической ситуации все три социальных силы: феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада — составили основу сословно-представительной системы правления.

Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).

Усиление власти великого князя (царя) проходило параллельно с формированием новой системы государственного управления — приказно-воеводской. Для нее были характерны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристократический, совещательный орган.

Отраслевыми органами центрального управления стали приказы (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др.), совмещавшие административные и судебные функции и состоявшие из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов. На местах находились специальные уполномоченные. Наряду с отраслевыми приказами позже стали возникать территориальные, ведавшие делами отдельных регионов.

Местное управление основывалось на системе кормлений. Наместники и волостели (в уездах и волостях) назначались великим князем и в своей деятельности опирались на штат чиновников (праведчиков, доводчиков и др.). Они ведали административными, финансовыми и судебными органами, отчисляя часть сборов с местного населения себе. Срок пребывания в должности не был ограничен. Слишком независимые кормленщики к концу XV в. становятся неприемлемы для центральной власти, постепенно сокращаются сроки их деятельности, регламентируются штаты и нормы податей, ограничиваются судебные полномочия (в состав их суда вводятся местные «лучшие люди», земские дьяки протоколируют процесс, судебные документы подписывают целовальники и дворские).

Особенности процесса государственной централизации сводились к следующему: византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти; основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство; централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Местное самоуправление в XV-XVII вв

Читайте также:

  1. Высокая температура может оказывать на человека общее действие, вызывая его перегревание (тепловой и солнечный удар), и местное действие (термические ожоги).
  2. Государство и местное самоуправление
  3. И местное государственное управление в ХХ в.
  4. Лекция 2. Складывание централизованного государства и государственное управление в России в конце XV-XVIII вв.
  5. Местное венозное полнокровие.
  6. Местное самоуправление
  7. Местное самоуправление
  8. Местное самоуправление в IX-XII вв.
  9. Местное самоуправление и реформа государственной власти
  10. Местное самоуправление, муниципальная служба.
  11. Местное управление и самоуправление в XVIII-ХIХ в.
Читайте так же:  Как получить вклад 1992 года в сбербанке

В середине XV века в России складываются предпосылки для формирования такого строя как сословно-представительная монархия. Существенным образом возрастает роль земских органов власти в сфере местного управления и суда. История развития местного самоуправления на данном этапе включает три периода: период кормлений– управление через наместников и волостелей (до середины XVІ в.); период земского и губного управления (вторая половина XVІ в. – начало XVІІ в.); период приказно-воеводского управления (начало XVІІ в. – вторая половина XVІІ в.).

Территориальной основой местного самоуправления является уезд, который включал в себя уездный город, а также волости. Волости в свою очередь делились на станы. В первой половине XVI в. появляется такая территориальная единица как губа. Существовали и иные территориальные единицы, в которых осуществлялось местное самоуправление: пятины, погосты, пригороды, слободы и иные.

Организационная основа местного самоуправления эволюционирует в зависимости от периода в развитии местного самоуправления.

В период кормлений, земли, которые не были приписаны к княжескому двору, входили в круг местного управления, сконцентрированного в руках наместников и волостелей. Наместник стоял во главе уезда. Волости управлялись волостелями, которые, как правило, не зависели от наместников. Наместники и волостели выступали представителями центральной (княжеской) власти и осуществляли свои полномочия, опираясь на административный аппарат, в частности, на тиунов, доводчиков и праведчиков. Основной функцией наместников и волостей был сбор различных платежей: кормов и пошлин. Исходя из них, наместники и волостели получали оплату за свою деятельность. Именно в связи с тем, что они в буквальном смысле слова кормились за счет управления территорией, этот период и получил название периода кормлений.

Такая форма местного самоуправления как вече в этот период была практически полностью ликвидирована.

Управление местными делами, именно управление, а не взимание кормов и пошлин, осуществлялось местными выборными должностными лицами. Ими являлись старосты. В связи с введением в первой половине XVI в. такой территориальной единицы как губа, начинают создаваться губные учреждения. Во главе стоял губной староста, избиравшийся всем населением губного округа. Выборы проходили на всеуездном съезде. При губном старосте стоял губной целовальник, а также губной дьяк. Все вместе они образовывали исполнительно-распорядительный орган местного управления – губную избу. Губному старосте подчинялись полицейские агенты: сотские, пятидесятские и десятские.

На смену периоду кормлений пришел период земского и губного управления. В 1555 г. Иван IV издает указ «Приговор царский о кормлениях и о службах», в соответствии с которым на смену системе кормлений приходит система земского управления. Учреждается специальный орган, координирующий деятельность земских учреждений – Земский приказ. В городах основную роль в управлении играл городовой приказчик. Он руководил земской избой, ведавшей в целом управлением городом. Ему подчинялись сотские, десятские. Целый ряд городов, как правило, центров волостей, не имел городовых приказчиков. В них были свои земские избы. Земская изба состояла из земского старосты, земского дьяка и целовальников. И городовые приказчики, и земские старосты избирались населением.

Наряду с земскими учреждениями действовали и губные органы местного управления.

Начало XVІІ в. ознаменовалось усилением административных начал в местном управлении. Специальным органом, осуществляющим координацию местного управления, становится Разрядный приказ. Он назначал на места (в города) воевод. При воеводе формируется приказная изба. Именно поэтому мы говорим о периоде приказно-воеводского управления. Первоначально воевода осуществлял лишь контроль за земскими и губными учреждениями. Постепенно ему были переподчинены губные учреждения, а губные старосты приобретают статус товарищей (помощников) воеводы. Во взаимоотношениях с земскими учреждениями воевода возглавляет осуществление ими полицейских функций.

Компетенция местного самоуправления.

В период кормлений к компетенции органов местного самоуправления относились вопросы строительства и ремонта общественных зданий, мостов, дорог; сбора платежей; охраны общественного порядка через организацию ночных караулов, рассмотрение уголовных дел; поддержание чистоты улиц и некоторые другие. Губным старостам начинают поручать решение дел с землёй, вопросов рыбной ловли и промыслов.

Последующий период – земского и губного управления компетенция местного самоуправления расширяется. Органы местного самоуправления получают право регистрировать приезжающих, полицейские функции по расследованию дел, функции судопроизводства, управления тюрьмами и т.д.

Сужение компетенции местного самоуправления наблюдается в период приказно-воеводского управления. Так, право осуществлять судопроизводство переходит от губных учреждений к воеводам. Воеводы получают полномочия по руководству городским хозяйством, обороной, охраной безопасности, полицейско-надзорные полномочия и др.

Финансовую основу местного самоуправления составляли платежи, поступающие в местную казну, а также собственность общинного самоуправления. Основными пошлинами, взимаемыми на уровне уезда, были: судебная пошлина – процент с суммы иска или штраф с виновного; таможенная – сумма, взимаемая с продаваемого товара; свадебная – сумма, взимаемая при выдаче замуж и др.

Правовую основу местного самоуправления составляли: Судебник 1497 г., Судебник 1550 г., Указ Ивана IV Грозного 1555 г. «Приговор царский о кормлениях и о службах», Соборное Уложение 1649 г., Новоторговый Устав 1667 г.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 2424 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.

  2. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.

  3. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
  4. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
Местное управление в 15 веке основывалось на
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here