Лес как объект использования и охраны

Важная информация в статье: "Лес как объект использования и охраны" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Лес как объект использования и охраны

Лес как объект использования и охраны — раздел Экология, Понятие, предмет и метод экологического права Растительный Мир — Это Понятие Более Широкое И Представляет Часть Природной С.

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие, предмет и метод экологического права

Экологическое право совокупность норм регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения.. предмет экологического права составляют общественные отношения в области.. методом в праве называется способ воздействия на общественные отношения в современной системе права закреплены два..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лес как объект использования и охраны

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Принципы экологического права
Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Общими принципами, определяющими сущность права в целом, я

Объекты экологического права
Объектами экологических правоотношений называются объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной

Система экологического права. Соотношение экологического права с другими отраслями права
Система экологического права — это совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности с экологическими закономерностями. Под системой экологического права понимается струк

Понятие и особенности источников экологического права
Источники экологического права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды от

Конституционные основы экологического права
При анализе Конституции России как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рац

Подзаконные нормативные правовые акты (кроме законов) как источники экологического права
Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств в системе источников экологического права.Названные виды нормативных правовых актов об

Государственное управление в области охраны окружающей среды
В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окруж

Понятие и особенности права собственности на природные объекты
Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника. Право собственности н

Право государственной собственности на природные объекты
Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о к

Правовые формы использования природных ресурсов
Использование природных ресурсов представляет собой эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, а также все виды воздействия на них в процессе хозяйствен

Понятие и виды экологических прав граждан
Можно утверждать, что вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружающей среды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны окруж

Право на обращение с целью получения информации о состоянии окружающей среды
Состояние окружающей среды относится к существенным факторам, влияющим на состояние здоровья человека. Одним из средств, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздейст

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
Экономическое регулирование общественных экологи­ческих отношений — это государственное регулирование, осуществляемое посредством правовых форм, цель которо­го решение вопросов охр

Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Законом «Об охране окружающей среды» установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативн

Нормирование и виды нормативов в области охраны окружающей среды
Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду 1. Областные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду могут вводиться при отсутствии федеральн

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Цели, объекты и принципы ОВОС
Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на ок

Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется как Федеральным законом «Об экологической экспертизе», так и Положением о порядке проведения государственной эколо

Объекты государственной экологической экспертизы
Хотя экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Федеральным законе «Об экологическ

Общественная экологическая экспертиза и порядок ее проведения
Поскольку процедуры ОВОС и экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования име

Понятие и виды экологического мониторинга
Экологический мониторинг — это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а так

Государственный экологический контроль
Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающе

Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
1. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке: посещать в целях прове

Производственный экологический контроль
Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эфф

Понятие и виды ответственности за экологические правонарушения
Противоправное деяние, нарушающее природоохранное зако­нодательство и причиняющее вред окружающей природной среде, здоровью человека, называется экологическим

Порядок определения размера вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования
Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц

Недра как объект использования и охраны
В юридическом смысле под недрами понимается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, прости

Виды права пользования недрами
Основные виды пользования недрами Основными видами пользования недрами являются: 1) геологоразведочные работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические раб

Основания возникновения права пользования недрами
Основаниями возникновения права пользования участками недр являются: 1) решение Правительства Российской Федерации, принятое: по результатам конкурса или аукциона, для разведки и

Читайте так же:  Страхование опасных производственных объектов

Основания прекращения права пользования недрами
Право пользования недрами прекращается: 1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия; 2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; 3) при

Ответственность за нарушение законодательства о недрах
Нарушение установленных законом правил и мер по охране и рацио­нальному использованию недр влечет за собой применение юридической ответственности. Перечень недронарушений,

Виды использования лесов
Право лесопользования классифицируется по нескольким основаниям. Как и все виды права природопользования оно может быть общим и спе­циальным. Реализуя право общего лесопользования

Порядок предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 71. Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности Комментарий к статье 71 Комментируемая

Ответственность за нарушение лесного законодательства
Нарушение установленных законом правил и норм по рациональному использованию и охране лесов влечет за собой юридическую ответствен­ность — уголовную, административную, гражданско-правовую и иную.

Лес как объект использования и охраны

Лес как объект использования и охраны — раздел Экология, Понятие, предмет и метод экологического права Одним Из Определяющих Принципов Правового Регулирования Использования И Охран.

Одним из определяющих принципов правового регулирования использования и охраны лесов является обеспечение оптимального уровня состояния лесов, их наиболее рациональное комбинированное использование в неразрывной связи с охраной и защитой лесов, сохранением и умножением их полезных функций.

Общее правило охраны и защиты лесов сформулировано в лесном законодательстве: все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.

Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий. В число этих мер входят лесовосстановительные (воспроизводство лесов и лесоразведение) работы, повышение продуктивности лесов, замена менее ценных насаждений более ценными, ведение рубок ухода, санитарных рубок, лесомелиоративных мероприятия и т. п. Все они регламентируются Лесным кодексом и подзаконными актами. Важными правовыми мерами являются лицензирование лесопользования, сертификация лесной продукции и юридическая ответственность за лесонарушения.

К числу широко осуществляемых организационно-правовых мер охраны лесов относятся: лесоразведение и гидролесомелиорация, воспроизводство лесных ресурсов с помощью выращивания в лесных питомниках сеянцев и саженцев, создание лесосеменных и маточных плантаций ценных пород, заготовка их семян для последующей репродукции и др.

Правительство РФ, органы исполнительной власти РФ и субъектов Федерации обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление данных мероприятий. Соответствующие органы государственной власти субъектов РФ для предотвращения возникновения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса следят за тем, чтобы предприятия, учреждения и организации, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователи проводили мероприятия по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и по подготовке этих предприятий к пожароопасному сезону, обеспечивали проведение мер по борьбе с вредителями и болезнями леса.

Одним из основных требований, предъявляемых к ведению лесного хозяйства, являются усиление полезных свойств лесов, их сбережение, охрана от пожаров, защита от вредителей. Все это должно осуществляться способами и методами, не наносящими вреда человеку и окружающей среде.

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, а также внедрении технологических процессов должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов.

Производство в лесах взрывных, строительных, буровых работ должно осуществляться способами, не вызывающими ухудшения противопожарного, санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.

Леса как объект использования и охраны

В юридической литературе сложилось три подхода к определению понятия «лес». В узком смысле лес сводится лишь к совокупности древеснокустарниковой растительности, являющейся объектом права исключительной

государственной собственности98. В более широком значении лес рассматривается как самостоятельный

и воспроизводимый природный объект в виде определенной, взаимосвязанной совокупности деревьев, кустарников и других растений, обладающий защитными, водоохранными, оздоровительными, санитарногигиеническими функциями, воздействующий на окружающую среду, расположенный на землях, для которых установлен определенный правовой режим, и зарегистрированный в учетной документации99. Предлагается также определение леса как совокупности земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов

и других объектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и оказывающих влияние друг на друга в своем развитии и на

окружающую природную среду100.Согласно ст. 1 ЛК лес представляет собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научноисследовательских и других целях. Данное определение имеет ряд недостатков: во-первых, в юридическое понятие «лес» должна включаться не

только древесно-кустарниковая, нои иная растительность; во-вторых, в соответствии с действующим законодательством, животный мир является самостоятельным компонентом природной среды, а значит, в юридическом смысле не может входить в состав лесов. Преамбула ЛК трактует лес еще шире, относя к нему также земли и другие компоненты природной среды. Таким образом, приведенные нормы ЛК недостаточно четко разграничивают лес, земли, животный мир в юридическом смысле, что приводит к трудностям применения норм лесного

и земельного законодательства101.

В соответствии со ст. 4 ЛК, леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд. В лесной фонд не входят единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), расположенные на землях сельскохозяйственного назначения; в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов; на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесов производится деление лесов на группы, разграничение лесов первой группы по категориям защитности, выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования. Распределение лесов на группы и категории защитности, перевод их из одной группы в другую осуществляются Советом Министров Республики Беларусь в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

К первой группе относятся:

• леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

• леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение;

Читайте так же:  Какие положены выплаты при сокращении работника

• водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам водных объектов);

• защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);

• санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)).

Вторую группу составляют леса, не вошедшие в первую группу (эксплуатационные леса).

Согласно земельному законодательству земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель и подразделяются на две части -покрытые лесом и не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного

хозяйства (ст. 3, 125 КоЗ). При этом следует обратить внимание на то, что леса могут произрастать также на землях иных категорий (на землях водного фонда, транспорта, населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, промышленности, обороны, связи, энергетики). Территория, занимаемая лесами, таким образом, значительно шире земель лесного фонда102.

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ст. 7 ЛК леса являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование

и распоряжение лесами через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан и в общегосударственных интересах.

Леса как объект использования и охраны.

Согласно ст. 1 ЛК лес представляет собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научноисследовательских и других целях.

В соответствии со ст. 4 ЛК, леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд. В лесной фонд не входят единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), расположенные на землях сельскохозяйственного назначения; в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов; на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесов производится деление лесов на группы, разграничение лесов первой группы по категориям защитности, выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования. Распределение лесов на группы и категории защитности, перевод их из одной группы в другую осуществляются Советом Министров Республики Беларусь в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

К первой группе относятся:

• леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

• леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение;

• водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам водных объектов);

• защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);

• санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)).

Вторую группу составляют леса, не вошедшие в первую группу (эксплуатационные леса).

Согласно земельному законодательству земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель и подразделяются на две части -покрытые лесом и не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства (ст. 3, 125 КоЗ). При этом следует обратить внимание на то, что леса могут произрастать также на землях иных категорий (на землях водного фонда, транспорта, населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, промышленности, обороны, связи, энергетики). Территория, занимаемая лесами, таким образом, значительно шире земель лесного фонда.

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ст. 7 ЛК леса являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан и в общегосударственных интересах.

Лес как объект использования и охраны

Лес — природный объект, совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.

B лесной фонд не входят единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), расположенные на землях сельскохозяйственного назначения; в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов; на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

B соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесов на основании материалов лесоустройства и научных исследований производится деление лесов на группы, разграничение лесов первой группы по категориям защитности, а также выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования.

K первой группе лесов относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение; водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов); защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования); санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса). Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую группу (эксплуатационные леса).

Видео (кликните для воспроизведения).

C учетом функционального деления лесов первой группы в ней выделяются следующие категории защитности: леса заповедников; леса национальных парков; леса заказников республиканского значения; леса памятников природы республиканского значения; леса генетических резерватов, научных и историко-культурных объектов; городские леса; леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой и второй зон округов санитарной охраны курортов; леса третьей зоны округов санитарной охраны курортов; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железных дорог, остановочных пунктов и станций; защитные полосы лесов вдоль автомобильных дорог общего пользования республиканского значения; запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов.

Читайте так же:  Заявление в фас о недобросовестной конкуренции образец

Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь и ст. 7 Лесного кодекса Республики Беларусь леса — объект исключительной государственной собственности.

Вопрос 44. Лес как объект использования и охраны

Читайте также:

  1. B) может, только в случае полного выполнения объективной стороны 1 страница
  2. B) может, только в случае полного выполнения объективной стороны 2 страница
  3. B) может, только в случае полного выполнения объективной стороны 3 страница
  4. II. Объекты оценки
  5. II. Определение видов стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки
  6. III. ОБЪЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
  7. III. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ НЕФТЕХИМИИ
  8. IV. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ И В ПОМЕЩЕНИЯХ С ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАМИ
  9. L множеством операций, допустимых над объектами организации данных (манипуляционная составляющая)
  10. V. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЭЛЕВАТОРНО-СКЛАДСНОГО ХОЗЯЙСТВА, МЕЛЬНИЧНЫХ И КОМБИКОРМОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
  11. V3: Правовая охрана окружающей среды при строительстве хозяйственных и иных объектов Охрана окружающей среды городских и сельских поселений.
  12. VII. Объекты торговли

Основы лесного законодательства РФ принятые ВС РФ 6 марта 1993г. определяют его понятие так: “Лес — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии.” Таким образом, в понятие леса, по закону включаются три признака: биологический — совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности, юридический — произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке, экологический — оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.

“Лес — это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т. п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырьё и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.”[1]

Различают две формы взаимодействия общества и природы. Первая- потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей- экономическая форма взаимодействия. “Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания.”[2] Эта форма получила название экологической формы.

Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и использование отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права — административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).

Указом Президента РФ №2144 “О федеральных природных ресурсах”, осуществлено разграничение государственной собственности на природные ресурсы, ”. определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения.”[3]

Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. “Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса — система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов — процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.”[4]

Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.

“Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения.”

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 821 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Лес как объект использования и охраны.

В юридической литературе сложилось три подхода к определению понятия «лес». В узком смысле лес сводится лишь к совокупности древесно-кустарниковой растительности, являющейся объектом права исключительной государственной собственности.В более широком как самостоятельный
и воспроизводимый природный объект в виде определенной, взаимосвязанной совокупности деревьев, кустарников и других растений. Предлагается также определение леса как совокупности земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других объектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и оказывающих влияние друг на друга в своем развитии и на окружающую природную среду.

Согласно ст. 1 ЛК лес представляет собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.

Данное определение имеет ряд недостатков: во-первых, в юридическое понятие «лес» должна включаться не только древесно-кустарниковая, но и иная растительность; во-вторых, в соответствии с действующим законодательством, животный мир является самостоятельным компонентом природной среды, а значит, в юридическом смысле не может входить в состав лесов. Преамбула ЛК трактует лес еще шире, относя к нему также земли и другие компоненты природной среды.

В соответствии со ст. 4 ЛК, леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд. В лесной фонд не входят единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), расположенные на землях сельскохозяйственного назначения; в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов; на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесов производится деление лесов на группы, разграничение лесов первой группы по категориям защитности, выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования..

К первой группе относятся: • леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

• леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение; • водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам водных объектов); • защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования); • санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (город­ские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)).

Читайте так же:  Оквэды для патента ип

Вторую группу составляют леса, не вошедшие в первую группу (эксплуатационные леса).

В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом (земли, используемые для сельскохозяйственных целей, занятые просеками, дорогами, противопожарными разрывами, мелиоративной сетью, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, водоемами, и другие неудобные для выращивания леса земли), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

ст. 7 ЛК леса являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан и в общегосударственных интересах.

77. Лесное законодательство.14.07.2000

Лесное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Кодекса, декретов и указов Президента Республики Беларусь, а также иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются земельным законодательством Республики Беларусь,

Отношения в области обращения с объектами растительного мира, входящими в лесной фонд, регулируются лесным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь о растительном мире.

Отношения в области охраны и использования животного мира в границах лесного фонда регулируются законодательством Республики Беларусь об охране и использовании животного мира.

Отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, регулируются лесным законодательством Республики Беларусь в части, не противоречащей законодательству Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях.

Отношения, связанные с лесами как объектом концессии, регулируются законодательством Республики Беларусь об инвестиционной деятельности и лесным законодательством РБ.

Отношения в области охраны и использования вод, недр, атмосферного воздуха, возникающие в связи с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, регулируются водным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха и иным законодательством Республики Беларусь.

Леса как объект правовой охраны

Леса являются одним из основных видов национального богатства Ка­захстана в силу их размеров и значения: экологического, экономического и культурно-оздоровительного. В основном они произрастают в горных сис­темах Северного Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау, Саура, Тарбагатая, Южного Алтая, а также в Баян-Ауле, Боровом.

Казахстан является одной из малолесных стран мира. Леса Казахстана занимают всего 4,2 % территории республики, из них 1,8% приходится на так называемые «ленточные» сосновые боры Прииртышья. Ленточные ле­са, также как и «островные» сосновые боры лесостепной зоны Казахстана, являются остаточными лесами ледникового периода и уникальны по своему происхождению. Они имеют статус «лесов природоохранного значения».

В соответствии с п. 24 ст.4 Лесного кодекса РК лес — природный ком­плекс, формирующийся на определенной территории, на основе совокупно­сти древесной и кустарниковой растительности и других компонентов жи­вой природы, взаимодействующий с окружающей средой и имеющий важ­ное экологическое, экономическое и социальное значение.

Данное понятие, по нашему мнению, не лишено недостатков, так как из него следует, что леса — это не только сосны, ели, осины, но и кустарнико­вая и травянистая растительность, а если толковать определение «другие компоненты живой природы», то к ним можно отнести и животных. Однако отношения по охране и использованию животного мира регулируются зако­нодательством о животном мире.

К общим признакам, характеризующим леса как объект правовой охра­ны, можно отнести следующие:

а) биологический признак — совокупность древесной, кустарниковой и
травянистой растительности;

б) юридический признак — произрастание на землях лесного фонда,
выделенных в установленном законом порядке;

в) экологический признак— оказывающий влияние на состояние ок­ружающей природной среды 288 .

Дополнительными признаками, характеризующими леса как объект пра­вовой охраны, являются: естественный источник происхождения, нахожде­ние деревьев в системе экологических связей с другими элементами при­родной среды — землей, водами, воздухом, растительным и животным ми­ром.

В настоящее время на первое место выдвигается экологическое значение лесов. Они выполняют важнейшие экологические функции:

1) Жизнеобеспечивающая.Леса — условие существования живых ор­ганизмов, т.к. являются источником пополнения атмосферы кислородом.

2) Средообразующая. Леса служат средой обитания диких животных.

3) Климаторегулирующая.Лес смягчает климат, делает его более влажным, ослабляет резкие колебания температуры, смягчает влияние хо­лодных ветров и суховеев.

4) Водоохранная.Почва под лесами промерзает на меньшую глубину, чем на открытых местах, и поэтому хорошо впитывает влагу, благодаря че­му талые и ливневые воды постоянно впитываются ею и превращаются в грунтовые, что поддерживает полноводность рек. Подмечено, что вырубка леса в непосредственной близи от рек неизбежно сопровождается бурными весенними наводнениями и резким обмелением рек в летнее время;

5) Почвозащитная.Лес задерживает поверхностные талые и ливневые воды, ослабляет силу ветра и защищает почву от размыва и выветривания.

Санитарно-оздоровительная функциялесов проявляется в том, что они фильтруют отходы производства, рассеивают пыль и очищают воздух. Отдых в лесу благотворно действует на человека, его нервную систему, ук­репляет его здоровье (общеизвестно, например, полезное действие сосно­вых боров на больных туберкулезом).

Леса выполняют культурно-эстетическую функциюи облагоражива­ют человека, воспитывают в нем чувство прекрасного, вдохновляют писате­лей, поэтов и художников.

Также немаловажно научно-познавательное значениелесов в жизни человека.

Экономическая функциялесов заключается в том, что они выступают средством производства в промышленности и служат для удовлетворения потребностей населения и экономики. Леса являются источником древеси­ны, целлюлозы, дубильных веществ, формалина, скипидара, канифоли, дре­весного угля и другой лесной продукции

Все леса в РК учитываются в лесном фонде РК. Кроме того, еще приня­тым 23 января 1993 г. Лесным кодексом РК положен конец спору между ле­соводами и юристами относительно понятия «лесной фонд». В старом Лес­ном кодексе КазССР указывалось, что единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения и колхозных лесов. От­дельным абзацем было изложено, что в соответствии с Земельным Кодек­сом КазССР землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Под понятием «лесной фонд» подразумевалась только лесная растительность без земли. Поэтому отношения, связанные с лесами, регулировались лесным законодательством. По Лесному кодексу РК 1993 г. и по действующему Лесному кодексу РК от 8 июля 2003 года в понятие лесного фонда РКвходят не только леса, но и непокрытые лесом земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Читайте так же:  Доплата к пенсии за работу на крайнем

В настоящее время такое понимание лесного фонда сохранилось и в но­вом Лесном кодексе РК. Согласно ст.6 «Лесной фонд Республики Казах­стан» Лесного кодекса РК от 8 июля 2003 года все леса, находящиеся на территории Республики Казахстан, а также земли лесного фонда, не покры­тые лесной растительностью, но предназначенные для нужд лесного хозяй­ства, образуют лесной фонд Республики Казахстан.

Однако, в ст.5 сказано, что объектом лесных правоотношений является лесной фонд Республики Казахстан, включающий земли лесного фонда, лесные ресурсы и полезные свойства лесов.

Что значит полезные свойства леса? Это какие-то качественные характе­ристики леса. К полезным свойствам леса относятся его экологические и социально значимые функции, характерные для него в растущем состоянии (выделение кислорода, поглощение углекислого газа, предохранение почв от водной и ветровой эрозии, перевод поверхностного стока вод во внутри-почвенный, бальнеологические и климаторегулирующие свойства, но явля­ются ли они составной частью лесного фонда? Как можно вести учет этих полезных свойств? Если в лесном кадастре можно отразить количество и качество земель лесного фонда, лесных ресурсов, то как можно отразить полезные свойства леса?

В Лесном кодексе РК есть еще одно противоречие. Ст.6 ЛК РК гласит: «Лесной фонд состоит из государственного и частного лесных фондов.

К государственному лесному фонду относятся:

1) леса естественного и искусственного происхождения (включая лесные и нелесные угодья) на землях особо охраняемых природных территорий;

288 Петров В. В. Экологическое право России. — М.: Бек, 1995. С. 111. 348

2) леса естественного и искусственного происхождения, а также не по­крытые лесной растительностью земельные участки, предоставленные для нужд лесного хозяйства, на землях государственного лесного фонда;

3) защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений шириной десять метров и более, площадью более 0,05 гектара.

К частному лесному фонду относятся леса искусственного происхожде­ния, агролесомелиоративные насаждения, плантационные насаждения спе­циального назначения шириной десять метров и более, площадью более 0,05 гектара, созданные за счет средств физических и негосударственных юридических лиц на землях, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с законодательным ак­том Республики Казахстан о земле, с целевым назначением для лесоразве­дения».

Как это понимать — частный лесной фонд?

Согласно ст.6 Конституции Республики Казахстан «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности . Земля может находиться в частной соб­ственности на основании, условиях и в пределах, установленных законом». Следовательно, частного лесного фонда не должно быть.

А что значит «леса искусственного происхождения»? Данный термин использован крайне неудачно, так как леса не могут быть искусственного происхождения, они не могут быть созданы руками человека, произошли естественным путем.

В отличие от старого ЛК РК в состав лесного фонда вошли те категории растительности, которые раньше в него не входили — защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений шириной десять метров и более, площадью более 0,05 гектара. На наш взгляд, такое включение явля­ется неверным.

Рассмотрим подробнее составные части лесного фонда РК, в первую очередь, сами леса.

Деление лесов на группы отменено по новому Лесному кодексу РК. Раньше было предусмотрено две группы лесов. Теперь остались только ка­тегории защитности.

Так, согласно ст.44 ЛК РК вселеса в Республике Казахстан являются защитными, выполняющими водоохранные, поле- и почвозащитные, гене-

тические, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.

В зависимости от приоритетности выполняемых лесами функций госу­дарственный лесной фонд подразделяется на следующие категории:

1) особо охраняемые лесные территории,в том числе: леса государст­венных природных заповедников, включая биосферные и заповедники-сепортеры; леса государственных национальных природных парков; леса государственных природных резерватов; леса государственных природных парков; леса государственных заповедных зон; государственные лесные па­мятники природы; участки леса, имеющие научное значение, включая лес­ные генетические резерваты; особо ценные лесные массивы; орехопромы-словые зоны; лесоплодовые насаждения; субальпийские леса;

2) государственные защитные лесные полосы;

3) городские леса и лесопарки;

4) зеленые зоны населенных пунктов и лечебно-оздоровительных учреждений;

5) противоэрозионные леса;

6) запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ, ка­налов и других водных объектов;

7) защитные насаждения на полосах отвода железных и автомо­бильных дорог общего пользования международного и республикан­ского значения, магистральных трубопроводов и других линейных со­оружений;

8) защитные лесные полосы вдоль железных дорог и автомобиль­ных дорог общего пользования международного и республиканского значения;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9621 —

| 7579 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.

  2. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.

  3. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
  4. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
Лес как объект использования и охраны
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here