Конвенция оон по морскому праву 1982 года

Важная информация в статье: "Конвенция оон по морскому праву 1982 года" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года — итог развития международного морского права к концу XX века (Абгарян Д.)

Дата размещения статьи: 28.04.2015

В конце XX века такая отрасль международного права, как международное морское право, сложилась как обширный и сложный комплекс норм, регулирующих чрезвычайно разнообразную деятельность в Мировом океане, составляющем две трети поверхности нашей планеты. Массив норм, называемых «международным морским правом», уже тогда состоял из большого числа договоров, обычно — правовых норм, решений международных судов и арбитражей. Необходимость кодификации этого разрозненного материала, а также развитие технологий, сделавшее технически возможными разработку и добычу полезных ископаемых на глубоководном морском дне, привели к созыву Третьей конференции ООН по морскому праву (далее также — Конференция) .
———————————
Анализ обстоятельств созыва и особенностей работы Третьей конференции ООН по морскому праву, а также процесса формирования современного международного морского права проведен в пятитомнике «Мировой океан и международное право», написанном учеными Советского Союза и социалистических стран [4].

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории — района морского дна за пределами континентального шельфа («Района»). Определен порядок регулирования деятельности по исследованию и использованию его ресурсов.

Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые согласно международному праву, и проводить морские научные исследования. В Конвенции имеется блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды.

Конвенция содержит детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением ее норм. Важным положением Конвенции в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей. В связи с тем, что Конвенция кодифицировала ряд обычно-правовых норм, эти нормы продолжают действовать для государств, не участвующих в ней.

В целом можно констатировать, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. — это важный исторический этап в кодификации и прогрессивном развитии международного права, имеющий целью стабильное развитие международных отношений в связи с деятельностью субъектов международного права в Мировом океане.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Данная Конвенция, явившаяся результатом большой и кропотливой работы значительного числа субъектов международного права, представляет собой один из крупнейших общих многосторонних договоров за всю историю международных отношений. Конвенция 1982 г. состоит из 17 частей, включающих 320 статей, и 9 приложений. 16 ноября 1994 г., по истечении 12 месяцев с даты сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты, Конвенция в соответствии со ст. 308 вступила в силу. Украина в Конвенции 1982 г. не участвует, однако готовится присоединиться к ней.

Конвенция подтверждает и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении Мирового океана. Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря 12 миль. Она подтвердила и детализировала право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Конвенция ввела новый институт — архипелажные воды, применимый к государствам-архипелагам. В Конвенции зафиксированы правила транзитного прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через них. Совершенно новым является институт исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управления ими, а также в отношении других видов экономической деятельности. Конвенция подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот институт, в частности, четко определила внешнюю границу континентального шельфа.

Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории — района морского дна за пределами континентального шельфа (“Района”). Определен порядок регулирования деятельности по исследованию и использованию его ресурсов.

Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые согласно международному праву, и проводить морские научные исследования. В Конвенции имеется блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды.

Конвенция содержит детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением ее норм.

Важным положением Конвенции в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.

В связи с тем, что Конвенция кодифицировала ряд обычно-правовых норм, эти нормы продолжают действовать для государств, не участвующих в ней.

В целом можно констатировать, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. — это важный исторический этап в кодификации и прогрессивном развитии международного права, имеющий целью стабильное развитие международных отношений в связи с деятельностью субъектов международного права в Мировом океане.

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды — это прибрежные морские воды государства, на которые распространяется его суверенитет и юрисдикция в полном объеме. К ним относятся воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Внешней границей внутренних морских вод портов является прямая линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений. Залив представляет собой хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу и включающее замкнутые сушей воды; при этом данное углубление образует нечто большее, чем простую извилину берега. При ширине входа в залив во время наибольшего отлива менее 24 миль весь залив относится к внутренним водам прибрежного государства. Данное правило не применяется в отношении заливов, имеющих ширину входа более 24 миль, но считающихся историческими водами. К таким заливам, в частности, относятся Бристольский залив (Великобритания), Гудзонов залив (Канада), залив Делавэр (США), Чешская губа и залив Петра Великого (Россия). По законодательству России (Закон РФ “О государственной границе” 1993 г.) историческими водами могут считаться и моря (п. 4 “г” ст. 5)[103]. Однако это положение не получило международного признания[104].

Читайте так же:  Какой налог платят ип по упрощенке

Канадский профессор Д. Фаран отмечает, что главными критериями для отнесения морских вод к историческим являются следующие: “(1) исключительная власть и контроль над таким морским районом, включая изгнание иностранных судов из него в случае необходимости; (2) долгое пользование им или истечение длительного времени, хотя длина конкретного периода зависит от обстоятельств; (3) молчаливое согласие других государств, особенно тех, чьи интересы могут быть задеты данным статусом”[105].

Главной отличительной чертой правового статуса исторических вод, как и внутренних морских вод в целом, является то, что в их пределах иностранные суда не пользуются правом мирного прохода. Прибрежное государство своими нормативными актами определяет их правовой режим, в частности, устанавливает порядок захода иностранных судов во внутренние морские воды.

Иностранные суда должны во внутренних морских водах соблюдать законы и другие правила, установленные прибрежным государством, в отношении иммиграционного, таможенного, санитарного контроля, безопасности плавания, охраны окружающей среды. На иностранные торговые суда[106], которые находятся во внутренних морских водах прибрежного государства, распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция прибрежного государства.

Уголовная юрисдикция. Поскольку внутренние морские воды — это часть государственной территории, то преступления, совершенные на борту иностранных торговых судов, находящихся в пределах этих вод, по общему правилу подлежат юрисдикции прибрежного государства. Однако практически, чаще всего в силу двусторонних договоров, судебные власти прибрежного государства не осуществляют уголовной юрисдикции в отношении преступлений такого рода, если они не нарушают мир и добрый порядок в нем, если вмешательство не является международным обязательством прибрежного государства или если об ином не просят дипломатические или консульские должностные лица государства флага судна.

Иностранные торговые суда не должны предоставляться как убежище для лиц, преследуемых властями прибрежного государства за совершенное преступление.

Гражданская юрисдикция. Судебными властями прибрежного государства могут рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту. Реализация гражданской юрисдикции по отношению к иностранному торговому судну может включать в себя задержание или арест такого судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Решение о задержании или аресте должно выноситься компетентным судебным органом прибрежного государства. В последнее время ряд украинских торговых судов, в основном принадлежащих Черноморскому морскому пароходству, были арестованы в иностранных портах в целях обеспечения исковых требований иностранных кредиторов к пароходству.

Как правило, прибрежные государства не вмешиваются в гражданско-правовые споры между членами экипажа иностранного торгового судна.

Что касается трудовых правоотношений между членами экипажа иностранного торгового судна, то в принципе они подпадают под юрисдикцию прибрежного государства. Однако на практике прибрежные государства обычно не вмешиваются в трудовые споры между членами такого экипажа, кроме случаев, когда спор касается заработной платы или выполнения обязанностей на борту судна, если иное не установлено соответствующим договором.

Административная юрисдикция. В основном нормы административного права устанавливают режим пребывания иностранных судов во внутренних морских водах прибрежного государства.

Согласно этим нормам иностранные суда, как государственные, так и частновладельческие, обязаны подчиняться административной юрисдикции прибрежного государства в полном объеме. Прежде всего это касается выполнения таможенных и санитарных правил, а также мер контроля, относящихся к безопасности судов, охране человеческой жизни, допуску иностранцев. Следует отметить, что иностранные военные корабли освобождаются от таможенного досмотра.

Прибрежные государства всегда уделяли особое внимание регламентации захода иностранных военных кораблей во внутренние морские воды и порты. В законодательстве большинства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных кораблей во внутренние воды и порты. В соответствии с этим порядком заинтересованное государство по дипломатическим каналам не позднее определенного срока должно направить запрос государству, в чьи порты предполагается заход его кораблей, и получить на это соответствующее разрешение.

В настоящее время в связи с интенсивным развитием международного судоходства наметилась тенденция по ограничению юрисдикции прибрежного государства в отношении иностранных судов, находящихся в его внутренних водах. Было выдвинуто предложение о необходимости заключения конвенции о внутренних морских водах, которая содержала бы базисные правовые положения, общие для всех государств, выработанные международной практикой, а национальное право конкретизировало бы и детализировало их[107].

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (стр. 1 из 3)

Контрольная работа по дисциплине

«Международное транспортное право»

Студента группы ЗД 51-1

Рижского Института Аэронавигации

«Конвенция ООН по морскому праву 1982 года».

1. Введение – стр.3.

2. Внутренние морские воды – стр.4.

3. Территориальное море – стр.5.

4. Прилежащая зона – стр.7.

5. Открытое море – стр.7.

6. Континентальный шельф – стр.10.

7. Исключительная экономическая зона – стр.11.

8. Морское дно за пределами действия

национальной юрисдикции. Район. – стр.12.

9. Защита и сохранение морской среды – стр.13.

10. Морские научные исследования – стр.14.

11. Используемая литература – стр.15.

Международное морское право является одной из древнейших отраслей международного права и представляет собой развитую систему норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правовых отношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов. Иными словами, международное морское право – система правовых норм, содержащихся в международных договорах и обычаях, заключённых и установленных государствами по вопросам регулирования их разнообразных отношений в связи с использованием Мирового океана, морской воды, её флоры и фауны, минеральных ресурсов.

Всё, что происходит в Мировом океане, должно соответствовать международному правопорядку. Порядок в Мировом океане регулируется следующими основными международными актами: Уставом ООН, Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, женевскими конвенциями 1958 года, Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, Конвенцией по предотвращению загрязнения морской среды путём сброса веществ с судов и летательных аппаратов 1972 года, Договором об Антарктике 1959 года, и многими другими международно-правовыми актами.

Огромное значение в деле кодификации норм международного морского права имела разработка комплексного международно-правового режима Мирового океана, нашедшая отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, вступившая в силу 19 ноября 1994 года, впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря в 12 морских миль, подтвердила в целом основные положения Конвенции о континентальном шельфе 1958 года. Кроме того, конвенция 1982 года существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него на ряду со свободами судоходства, полётов, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, а также свободы возводить исcкуствунные острова, установки и сооружения и проводить морские научные исследования.

Конвенция 1982 года является всеобъемлющим международным договором по морскому праву, исторической вехой в области кодификации и прогрессивного развития международно-правовых норм, призванных регламентировать режим Мирового океанов современных условиях развития общества.

Читайте так же:  Покупка автомобилей по программе утилизации - основные моменты

Внутренние морские воды.

Внутренние морские воды являются составной частью территории государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года ст.8 исходит из того, что «суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод . на прилегающий морской пояс, называемый территориальным морем.

Прибрежное государство решает, какие порты могут быть открыты для допуска иностранных судов. В случае, когда порт объявлен открытым, не должна допускаться дискриминация судов какого-либо флага. Всякого рода ограничения для судов той или иной страны могут вызывать ответные меры (ретросии).

Что касается иностранных военных кораблей, то для их захода и пребывания во внутренних водах государством флага направляется запрос по дипломатическим каналам не позднее 30 дней до предполагаемой даты такого захода.

В последнее время заметно обострилась проблема захода в иностранные порты кораблей и судов с ядерными энергетическими установками. Отсюда – ужесточение соответствующих требований, которые установлены на международном и национальном уровнях. Заблаговременное предоставление информации о безопасности в случае захода таких судов требует Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС – 1974 года с протоколами 1978 и 1988 годов).

Иностранные суда вправе использовать открытые порты или иные в случае вынужденного захода (бедствие и т.п.). В доктрине международного морского права высказывается точка зрения, согласно которой отказ судну в заходе, например ядерному судну с повреждённой ЯЭУ, будет правомерен в том случае, если прибрежное государство сочтёт, что заход связан с угрозой для жизни и здоровья его граждан, причём вред, который может быть причинён «превышает ущерб, угрожающий судну». Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАРПоЛ 1973/1978) позволяет государству-участнику отказывать иностранному судну в заходе в порты по причине того, что это судно не отвечает положениям Конвенции (п.3 ст.5).

Создание трудностей и установление ограничений для захода научно-исследовательских судов противоречит интересам международного сообщества, прежде всего в области изучения Мирового океана и положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, в ст. 255 которой, озаглавленной «Меры по облегчению морских научных исследований и оказанию помощи, исследовательским судам», прямо говорится, что государства стремятся принимать «разумные нормы, правила и процедуры для содействия и облегчения» исследований и в необходимых случаях для «облегчения. доступа в свои гавани и содействия в предоставлении помощи морским исследовательским судам. ».

Что касается нарушения судном международных норм и стандартов, касающихся «годности судов для плавания» и создания угрозы нанесения ущерба морской среде, то в соответствии со ст. 219 Конвенции ООН 1982 года государство порта принимает административные меры, чтобы предотвратить выход такого судна в море. В целях устранения нарушения судну может быть разрешён только переход «на ближайшую подходящую судоремонтную верфь».

Территориальное море (территориальные воды) – примыкающий к сухопутной территории или внутренним водам государства, а в случае государства-архипелага – к его архипелажным водам морской пояс шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом, осуществляемым с учётом и соблюдением общепризнанным норм международного права.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на территориальное море, его дно и недра дна, а также на воздушное пространство над территориальным морем. Внешняя граница территориального моря является государственной границей. Только прибрежному государству принадлежит право в своём территориальном море регулировать заход, плавание, рыболовство, гидрографические и иные исследования, а также любую другую деятельность иностранных судов и летательных аппаратов.

Уже в конце 19 столетия в морском праве сложился международный обычай, в соответствии с которым ширина территориального моря устанавливалась в пределах от 3 до 12 морских миль. Однако в договорном порядке эту норму удалось закрепить только с принятием Конвенции 1982 года, ст.3 которой предусматривает, что «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцать морских миль, отмеряемых от исходных линий, определяемых в соответствии с настоящей Конвенцией».

Международное право устанавливает ряд изъятий из суверенитета прибрежного государства в территориальном море. Одним из основных изъятий является право мирного прохода, которым в территориальном море пользуются судна всех стран. Согласно ст.18 Конвенции 1982 года под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не останавливаясь на рейде и у портового сооружения за пределами внутренних вод; пройти во внутренние воды или выйти из них, а также встать на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать остановку и стоянку на якоре, но только если они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проход считается мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство может принимать в своём территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, который не является мирным. В определённых районах территориального моря осуществление права мирного прохода может быть временно приостановлено (без дискриминации между иностранными судами), если это необходимо для обеспечения безопасности прибрежного государства.

Статья 27 Конвенции 1982 года предусматривает, что уголовная юрисдикция в отношении преступлений, совершённых на борту судна во время прохода через территориальное море, осуществляется только в случаях, если: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; преступление имеет характер, нарушающий спокойствие в стране и добрый порядок в территориальном море; капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо обратилось к местным властям с просьбой об оказании помощи; применяемые меры необходимы для пресечения торговли наркотиками или психотропными веществами.

Конвенция 1982 года (ст.31) впервые предусмотрела ответственность государства флага за любой ущерб, причиненный прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблём или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или норм международного права.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) определяет правовой режим морских пространств и обеспечивает международно-правовую основу деятельности государств по исследованию и использованию морей и океанов и их ресурсов. Конвенция строится на понимании тесной взаимосвязи проблем Мирового океана и осознания необходимости совместного поиска их решений.

В UNCLOS зафиксированы результаты многосторонних обсуждений важнейших норм международного морского права, включая определение морских зон – территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря, Международного района морского дна и архипелажных вод. Конвенция также содержит положения, касающиеся судоходства и воздушных перелетов, разведки и эксплуатации ресурсов, защиты морской среды и свободы научных исследований.

Исторические предпосылки.

Изначально морское право складывалось в форме обычаев. Начиная с XVII века национальные права ограничивались полосой воды, примыкающей к берегу страны. Ширина этой полосы, согласно правилу «пушечного выстрела», разработанному голландским юристом Корнелиусом ван Бинкершоком, составляла, как правило, 3 морские мили. Все воды за пределами национальных границ считались открытыми и свободными для всех народов, не подпадающими под суверенитет какого-либо государства (принцип «свободного моря», сформулированный Гуго Гроцием).

Читайте так же:  Гражданин совершивший коррупционное правонарушение может быть лишен

Технологические достижения конца XIX – начала XX века привели к серьезному обострению соперничества между странами за контроль над океаном и его ресурсами. Крупные рыболовные суда, способные находиться в море в течение нескольких месяцев, быстро истощали запасы промысловых рыбы. Открытия нефтяных и газовых месторождений и крупных залежей полезных ископаемых на морском дне расширяли притязания государств на районы моря, богатые этими ресурсами. Масштабная эксплуатация живых и неживых ресурсов оказывала негативное воздействие на окружающую среду, увеличивая уровень загрязнения и разрушая прибрежные экосистемы.

В 1930 г. под эгидой Лиги Наций была проведена Гаагская конференция по кодификации международного права. Хотя на этой конференции не удалось заключить какого-либо соглашения по территориальному морю, страны-участницы в предварительном порядке одобрили проект статей, отражавших определенную степень согласия по многим вопросам, относящимся к данной тематике.

Одной из уставных целей созданной после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций является кодификации и прогрессивное развитие международного права, в том числе морского. Существенную часть подготовительной работы в данной области выполняет Комиссия международного права, специально учрежденная для этой цели в 1947 году.

В 1956 году по инициативе ООН была созвана Первая конференция по морскому праву в Женеве, завершившаяся в 1958 г принятием четырех конвенций и факультативного протокола об урегулировании споров:

  • Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне;
  • Конвенция о континентальном шельфе;
  • Конвенция об открытом море;
  • Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Хотя Первая конференция в целом считается успешной, но такой важный вопрос как ширина территориального моря остался нерешенным.

Вторая конференция, проведенная в 1960 году также в Женеве, не привела к каким-либо соглашениям о границах территориального моря и правах на рыболовство.

В декабре 1973 году в Нью-Йорке была созвана Третья Конференция Организации Объединенных Наций по морскому праву. Сто шестьдесят пять государств приняли в ней участие с полным правом голоса. Несколько полунезависимых государств и Совет ООН по Намибия присутствовали в качестве наблюдателей.

Стремясь обеспечить максимально широкую поддержку, на Третьей Конференции решение принципиальных вопросов осуществлялось на основе консенсуса, когда достижение какого-либо соглашения проходило не путем голосования, а путем переговоров, поиска компромисса и взаимных уступок. Для принятия окончательного решения требовалось лишь общее одобрение, а также отсутствие каких-либо официальных возражений.

С 1973 по 1982 год было проведено 11 сессий конференции, на которых были разработаны и подписаны Конвенция по морскому праву и Заключительный акт.

Участники Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Конвенция ООН по морскому праву была открыта для подписания 10 декабря 1982 года. В первый же день ее подписали 117 государств, в том числе и СССР. UNCLOS вступила в силу 16 ноября 1994 года, через год после того, как 60-е государство, Гайана, ратифицировала договор.

По состоянию на 2018 год UNCLOS ратифицировало 168 сторон – 167 государства: 164 государства-участника ООН, государство-наблюдатель ООН Палестина, острова Кука, Ниуэ, а также Европейский союз. Еще 14 государств-членов ООН подписали, но не ратифицировали конвенцию.

Государства, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию
Государства, подписавшие, но не ратифицировавшие Конвенцию
Государства, не подписавшие Конвенцию

Ключевые положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (полный текст [PDF]) включает 320 статей и девять приложений, регулирующих все вопросы, связанные с Мировом океаном, такие как режимы и делимитация морских пространств, экономическая и коммерческая деятельность, морские научные исследования, защита и сохранение морской среды, передача технологий и урегулирование споров.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, ее значение в урегулировании правоотношений в международном водном праве

Новым этапом в прогрессивном развитии и кодификации международного морского права стала III Конференция ООН по морскому праву, которая длилась с 1973 по 1982 год. В ней участвовало около 160 государств. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3067 (XXVIII) от 26 ноября 1973 года определила в качестве задачи этой конференции «принятие конвенции по всем вопросам, касающимся морского права». Конференция разработала и представила государствам на подписание Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Её подписали 157 государств, Совет ООН по Намибии и ЕЭС.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, вступившая в силу 19 ноября 1994 года, впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря в 12 морских миль, подтвердила в целом основные положения Конвенции о континентальном шельфе 1958 года.

Кроме того, Конвенция 1982 года существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него на ряду со свободами судоходства, полётов, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, а также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения и проводить морские научные исследования.

Конвенция 1982 года является всеобъемлющим международным договором по морскому праву, исторической вехой в области кодификации и прогрессивного развития международно-правовых норм, призванных регламентировать режим Мирового океанов современных условиях развития общества.

Конвенция ООН по морскому праву включает в себя ряд действующих международных обычаев и положений конвенций по морскому праву 1958 года, некоторые из которых были уточнены и дополнены с учетом современных условий. Однако наряду с такого рода положениями III Конференция ООН по морскому праву приняла во внимание новые факторы международного развития, включила в Конвенцию 1982 года много новых понятий, таких, например, как «исключительная экономическая зона», «район морского дна», «проливы, используемые для международного судоходства», «архипелажные воды», и определила правовые режимы для районов, к которым применяются указанные понятия.

Конвенция ООН по морскому праву состоит, кроме преамбулы и введения, из следующих взаимосвязанных частей: Территориальное море и прилежащая зона (часть II); Проливы, используемые для международного судоходства (часть III); Государства-архипелаги (часть IV); Исключительная экономическая зона (часть V); Континентальный шельф (часть VI); Открытое море (часть VII); Режим островов (часть VIII); Замкнутые или полузамкнутые моря (часть IX); Право государств, не имеющих выхода к морю, на доступ к морю и от него и на свободу транзита (часть X); Район (часть XI); Защита и сохранение морской среды (часть XII); Морские научные исследования (часть XIII); Разработка и передача морской технологии (часть XIV); Урегулирование споров (часть XV); Общие положения (часть XVI) и Заключительные положения (часть XVII).

Конвенция подтверждает и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении Мирового океана.

Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря 12 миль. Она подтвердила и детализировала право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Читайте так же:  Налоговый вычет через работодателя

Конвенция ввела новый институт — архипелажные воды, применимый к государствам-архипелагам. В Конвенции зафиксированы правила транзитного прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через них. Совершенно новым является институт исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управления ими, а также в отношении других видов экономической деятельности. Конвенция подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот институт, в частности четко определила внешнюю границу континентального шельфа.

Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории — района морского дна за пределами континентального шельфа («Района»).

Определен порядок регулирования деятельности по исследованию и использованию его ресурсов.

Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые согласно международному праву, и проводить морские научные исследования. В Конвенции имеется блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды.

Конвенция содержит детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением ее норм.

Важным положением Конвенции в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.

В связи с тем, что Конвенция кодифицировала ряд обычно-правовых норм, эти нормы продолжают действовать для государств, не участвующих в ней.

В целом можно констатировать, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. — это важный исторический этап в кодификации и прогрессивном развитии международного права, имеющий целью стабильное развитие международных отношений в связи с деятельностью субъектов международного права в Мировом океане.

Подготовка и одобрение этой универсальной конвенции справедливо рассматриваются подавляющим числом государств и ООН в качестве значительного вклада в прогрессивное развитие и кодификацию международного права, в дело укрепления законности и правопорядка в Мировом океане, сохранения мира и международной безопасности.

Конвенция 1982 года значительное внимание уделяет урегулированию споров, которые могут возникнуть при ее толковании и применении. Конвенция исходит из того, что все споры государств-участников должны решаться мирными средствами в соответствии с п. 3 ст. 2 Устава ООН; спорящие при этом могут обращаться к средствам, указанным в п. 1 ст. 33 Устава. Право выбора мирных средств принадлежит сторонам, находящимся в споре. Если выбранные сторонами мирные средства не привели к решению спора, то применяются предусмотренные в Конвенции процедуры, в том числе и согласительная процедура по определенной категории споров. Конвенция предусматривает обращение к таким средствам, как Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд ООН, арбитраж и специальный арбитраж.

Государство при подписании, ратификации, присоединении или в любое время после этого может путем письменного заявления выбрать одно средство или несколько из них; заявления сдаются на хранение Генеральному секретарю ООН. Суд или арбитраж сами решают вопрос о компетенции по переданному им спору. Сторонами в споре являются государства. Ими могут быть и другие субъекты права в случаях, специально предусмотренных Конвенцией.

Решения суда или арбитража окончательны и обязательны для участвующих в споре сторон и лишь по данному спору.

Международный трибунал по морскому праву состоит из 21 судьи, избранного государствами — участниками Конвенции из лиц, обладающих высокими моральными качествами и являющихся признанными авторитетами в области морского права. Каждый член суда избирается на девять лет с правом переизбрания. Местопребыванием Трибунала является г. Гамбург. Первым российским гражданином, избранным членом Трибунала, стал профессор А.Л. Колодкин.

Для рассмотрения споров, касающихся морского дна, в Трибунале создается специальная Камера в составе 11 судей.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (стр. 2 из 3)

Прилежащая зона – морское пространство, прилегающее к внешней границе территориального моря, в котором прибрежное государство пользуется правилами контроля с целью предотвращения нарушений соответствующих законов и правил в пределах его территории.

Положения о прилежащей зоне содержаться в ст. 24 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и в ст. 33 Конвенции 1982 года. Прилежащая зона является районом открытого моря, следовательно, суверенитет прибрежного государства на неё не распространяется.

В соответствии с Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года ширина зоны не должна превышать 12 морских миль, а в соответствии с Конвенцией 1982 года – прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль. За последнее время значительно возросло число государств установивших прилежащую зону. На 1 января 1999 года таких государств было 68, у которых ширина прилежащей зоны полностью соответствовала требованиям Конвенции 1982 года, и только Сирия имела прилежащую зону, ширина которой составляла 41 морскую милю.

Открытое море – морское пространство, простирающееся за внешней границей территориального моря, не подчинённое суверенитету кокого-либо государства или государств и находящееся в общем пользовании всех народов.

Принцип свободы открытого моря раскрывается, в сущности ст. 87 и 89 Конвенции 1982 года: «Открытое море открыто для всех государств. » «Никакое государство не в праве претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету». Принцип свободы открытого моря, концентрируя в себе менее общие принципы, сам проявляется в этих принципах. Нарушение любого из принципов, составляющих принцип свободы открытого моря (свободы судоходства или свободы рыболовства и т.д.), есть нарушение принципа свободы открытого моря.

Согласно ст.90 Конвенции 1982 года «каждое государство, независимо от того, является оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море». При этом, согласно ст.91 Конвенции, каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом.

Статья 92 Конвенции 1982 года устанавливает, что в открытом море «суда должны плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусмотренных в международных договорах или в настоящей Конвенции, подчиняются его исключительной юрисдикции». При этом имеется в виду, разумеется, юрисдикция в широком смысле, т.е. не только судебная, но и иная власть государства флага.

Ещё в первой половине 19 века было заключено несколько конвенций (между Англией и Францией в 1830 и 1845 годах), устанавливающих право осмотра торговых судов. Из действующих конвенций следует отметить, прежде всего, Международную конвенцию по охране подводных телеграфных кабелей от 14 марта 1884 года, предусматривающую задержание судна, подозреваемого в повреждении подводных кабелей, ряд договоров о рыболовстве и других промыслах. Международная конвенция о рыболовстве в Северном море, подписана в Гааге 6 мая 1882 года, установила право вмешательства при нарушении правил рыболовства. Вмешательство предусматривала Конвенция по охране котиков от 7 июля 1911 года (подписали Япония, Россия и США). 9 февраля 1957 в Вашингтоне была подписана Временная конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана (участники – СССр, США, Канада и Япония), наделявшая правом надзора и обыска уполномоченных на то лиц, действующих от имени стран-участниц.

Читайте так же:  Как найти аффилированные компании

Развитие танкерного судоходства и необходимость борьбы с загрязнением нефтью, возникшая особенно остро в связи с известной аварией либерийского танкера «Торрии Кэньон» в 1967 году, вызвали принятие Брюсельской конференцией в 1969 году Международной конвенции о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью. Конвенция 1969 года установила право прибрежного государства принимать меры за пределами своих территориальных вод для устранения непосредственной опасности их берегам вследствие загрязнения нефтью из-за морской аварии.

Право преследования. Судно, совершившее правонарушение в иностранных внутренних водах, территориальном море или прилежащей зоне, может подвергнуться преследованию в открытом море, захвачено, отведено в порт и передано под юрисдикцию потерпевшего государства. В соответствии со ст.111 Конвенции 1982 года преследование иностранного судна может быть предпринято, «если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы или правила этого государства».

В ст. 111 особо подчёркивается, что, если иностранное судно находится в прилежащей зоне, преследование может быть начато только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

Преследование может начаться после подачи сигнала остановится с дистанции, «позволяющей иностранному судну увидеть или услышать этот сигнал». Оно может осуществляться летательным аппаратом. Преследование должно быть прекращено с того момента, когда судно зашло в территориальное море своего или третьего государства.

Борьба с пиратизмом. Первоначально преследование пиратства регламентировалось национальным правом. Первым законом Англии, предоставившим суду право преследовать пиратство, был Адмиралтейский закон о юрисдикции 1391 года.

Международное право считает пиратскими только те действия, которые совершены «в открытом море» либо «в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства».

Запрет перевозки рабов. «Каждое государство, – гласит ст. 99 Конвенции 1982 года, – принимает эффективные меры для предотвращения перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом, устанавливает наказание за такие перевозки, а также для предупреждения противозаконного пользования его флагом для этой цели. Раб нашедший убежище на этом судне, под каким бы флагом это судно не плавало, ipsofactoсвободен». Иными словами, государство флага, прежде всего само обязано предотвратить такую перевозку. Неприятие мер может привезти к вмешательству в открытом море со стороны военного корабля другого государства. Если у военного корабля есть «разумные основания подозревать», что иностранное судно «занимается работорговлей», он может вмешаться в плавание этого судна.

Борьба с незаконным вещанием. В последние годы получило распространение «радиопиратство» — практика незаконного вещания на территорию государства судов или установок, находящихся за пределами территориальных вод этого государства.

Под эгидой Европейского совета в 1965 году было заключено Европейское соглашение о предотвращении радиовещания со станций находящихся за пределами национальных территорий. Участники соглашения объявляют наказуемым по своему законодательству вещание, осуществляемое как своими, так и иностранными гражданами. Всё это касает. Всё это касаетлько с судов и самолётов, но и также с сооружений, в том числе плавающих, стационарных, опирающихся на дно и др.

Важнейший вклад в борьбу с несанкционированным вещанием вносит Конвенция 1982 года, установившая в ст.110, что военный корабль может осуществить вмешательство в плавание иностранного судна, если оно занимается несанкционированным вещанием, которое в соответствии со ст.109 означает «передачу, в нарушение международных правил, звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, преднозначеных для приёма населением, за исключением, однако, передачи сигналов бедствия».

Государство может «арестовать любое лицо или судно, занимающееся несанкционированным вещанием, и конфисковать передающую аппаратуру».

Пересечение незаконного оборота наркотиков. Конвенция 1982 года содержит весьма важное положение, касающееся пересечения «незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море в нарушение международной конвенции». Государство, имеющее разумные основания считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами, может обратится к другим государствам с просьбой о сотрудничестве в пересечении такой незаконной торговли». Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ 1988 года: согласно ст.17 военный корабль вправе осуществить вмешательство, проверить иностранное судно на предмет незаконной перевозки наркотических или психотропных веществ и принять соответствующие меры.

Борьба с терроризмом на море. Поднявшаяся в последние десятилетия волна терроризма не обошла стороной и морское судоходство. После захвата террористами итальянского лайнера и убийства на его борту гражданина США в 1988 году на конференции в Риме была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Был также принят протокол о борьбе с незаконными, актами, направленными против стационарных платформ на континентальном шельфе.

Современное понятие континентального шельфа представляет собой продукт многолетней практики государств и закреплено в конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с п.1 ст.76 Конвенции континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всём протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Источники


  1. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.

  2. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.

  3. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.
  4. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
Конвенция оон по морскому праву 1982 года
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here