Конституционный контроль во франции

Важная информация в статье: "Конституционный контроль во франции" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Конституционный контроль во Франции. Органы конституционного контроля. Функции Конституционного совета

Конституционный контроль во Франции отличается большим своеобразием и несколько выходит за рамки известных двух моделей конституционного контроля. Конституционность актов, исходящих от государственных органов, рассматривается различными органами: от парламента – Конституционным советом, от органов исполнительной власти – Государственным советом.

Конституционный совет включает две категории членов – по праву и по назначению. Первыми являются все бывшие Президенты республики; в этом качестве они остаются членами Совета пожизненно. Из числа этих членов может быть назначен и председатель Совета. Назначаемые члены получают свой пост в силу назначения тремя высшими органами государственой власти – Президентом республики, председателем Национального собрания и председателем Сената.

Каждый из них назначает трех членов на 9 лет; Совет обновляется на одну треть каждые три года. Другими словами, каждое из названных лиц назначает одного члена каждые три года. Каких-либо цензов для назначаемых членов не существует.

При вступлении в должность члены Совета принимают присягу перед Президентом республики. Вступление в должность подчинено также условиям несовместимости; члены Совета не могут совмещать свою должность с другими должностями, указанными в законе, по общему правилу – с должностями в государственном аппарате, в государственном или частном секторе экономики.

Членам Совета запрещено одновременно быть членами парламента, правительства, Экономического и социального совета, быть руководителем или ответственным лицом в какой-либо политической партии. Однако, члены Совета могут сохранять некоторые должности, например, оставаться профессорами в университетах.

Мандат члена Совета невозобновляем; по истечении 9 лет он обязательно оставляет свою должность. Председатель Совета назначается Президентом республики. До настоящего времени председатели всегда назначались из числа «президентских» членов, хотя юридически может быть назначено и другое лицо.

Процедура рассмотрения дел в Совете закрытая и письменная; заседания Совета проводятся при закрытых дверях. Решение Совета публикуется в официальном органе государства.

Компетенция Конституционного совета весьма разнообразна;

она в той или иной мере затрагивает и парламент и Президента республики. Совет рассматривает жалобы на правильность избрания членов обеих палат парламента, вопросы неизбираемости и несовместимости должностей, возникающие в отношении членов парламента. Регламенты палат парламента до их применения должны быть переданы в Совет, который выносит решение об их соответствии с основным законом.

Какие-либо изменения в регламентах также передаются на рассмотрение Совета.

Конституционный совет обладает более широкой компетенцией в отношении избрания Президента республики, чем в отношении выборов парламентариев, поскольку Совет участвует в подготовке выборов, в производстве операций по выборам и в объявлении их результатов. Совет дает консультации правительству по организации выборов, кандидатуры на пост Президента представляются в Совет, и он составляет их список; Совет проверяет правильность выдвижения кандидатов, публикует составленный им список. Хотя законодательство не предусматривает при этом возможности обжалования, но на практике Совет не отказывается рассматривать жалобы. Совет не вмешивается в производство операций на выборах Президента; эти операции проводятся специально назначаемой для этого Национальной комиссией по контролю; Совет, однако, следит за соблюдением принципа, согласно которому все кандидаты должны пользоваться во время избирательной кампании равными предоставленными государством возможностями. При производстве голосования Совет наблюдает за его проведением и назначает для этой цели своих комиссаров. Общий подсчет голосов осуществляется под непосредственным наблюдением Конституционного совета, в который сообщаются результаты выборов на местах.

Если последовала смерть Президента республики, то он констатирует необходимость временного замещения этого поста;

временным президентом становится председатель Сената. Совет также имеет право констатировать вакантность поста Президента республики, когда тот не может исполнять свои обязанности; затем он констатирует, что это состояние является окончательным и наличествует необходимость проведения новых выборов главы государства.

Конституционный совет участвует при введении в стране чрезвычайного положения на основании ст. 16 конституции. Президент республики, прежде чем ввести такое положение, должен провести консультации с премьер-министром, председателями парламентских палат и с Конституционным советом. Впрочем, такие консультации ни к чему не обязывают главу государства. Принятые меры Президентом в этот период рассматриваются Конституционным советом.

Конституционный совет, кроме того, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. В этом случае он консультирует правительство при подготовке и проведении такого голосования. Совет разбирает разного рода протесты на нарушения при проведении референдумов. Он следит за общим подсчетом голосов и объявляет результаты голосования.

Основная же функция Конституционного совета – рассмотрение соответствия ряда актов основному закону страны. Прежде всего, в обязательном порядке подлежат контролю органические законы до их промульгации или поправки к действующим органическим законам. Вторая обязательная категория актов – регламенты палат парламента. В отношении простых законов запрос Совета не является обязательным. До 1974 г. Совет редко запрашивался о таком соответствии. Наиболее часто запрашивал премьер-министр, менее часто – председатель Сената, а председатель Национального собрания и Президент республики – два других лица, обладавшие правом запроса, им не пользовались. В результате конституционного пересмотра 29 октября 1974 г. право запроса по поводу простых законов получили группы депутатов или сенаторов в 60 человек. Активность Совета сразу резко возросла.

На обязанности Конституционного совета лежит контроль за соответствием международных договоров основному закону. Во всех случаях речь идет о проектах международных соглашений; если договор ратифицирован, то он не может быть предметом конституционного контроля. Если соглашение признается не соответствующим основному закону, то оно не может быть ратифицировано до тех пор, пока не будет соответствующим образом изменена конституция. Правом запроса в таких случаях обладают Президент республики, премьер-министр, председатели парламентских палат, 60 депутатов или 60 сенаторов.

Наконец, на Конституционный совет возложены обязанности по разрешению споров о распределении компетенции между законодательной и исполнительной властями, т.е. между правительством и парламентом, поскольку ст. 37 основного закона устанавливает перечень сфер, в которых парламент может законодательствовать. Остальные области, таким образом, остаются в ведении регламентарной власти, т.е. в руках правительства. Кроме того, Совет выносит решения на основе статьи 41 конституции, если во время обсуждения законопроекта в какой-либо палате парламента выявится, что какая-либо поправка или предложение не входят в область законодательства или противоречат полномочиям, предоставленным в соответствии со статьей 38, т.е. в порядке делегированного законодательства и по этому поводу возникли разногласия между правительством и председателем соответствующей палаты.

Читайте так же:  Воинский учет форма 6 инструкция по заполнению

Значение Государственного совета возросло после принятия конституции 1958 г., установившей новое соотношение между законодательной и регламентарной властью. Акты последней уже не рассматриваются в качестве изданных в развитие закона. Они приобрели самостоятельную и определяющую роль. В силу этого расширилась и приобрела самостоятельное значение функция контроля за актами исполнительной власти. Функция такого контроля со стороны Государственного совета не является специально выделенной, она реализуется при рассмотрении дел по обжалованию о превышении власти. Своими постановлениями Совет аннулирует акты, не соответствующие конституции. Давая свои консультативные заключения, Совет, кроме того, по целому кругу актов правительства может высказываться об их соответствии основному закону.

Рецензия на книгу по сравнительному исследованию конституционного контроля: Франсис Амон, Селин Вьенер. Конституционная юстиция во Франции и за рубежом

(Чиркин В. Е.) («Журнал конституционного правосудия», 2012, N 5)

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ПО СРАВНИТЕЛЬНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ: ФРАНСИС АМОН, СЕЛИН ВЬЕНЕР. КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ ВО ФРАНЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ

——————————— Франсис Амон, Селин Вьенер. Конституционная юстиция во Франции и за рубежом. Париж, 2011. Francis Hamon, Celine Wiener. La justice constitutionnelle en France et a l’etranger. P., 2011.

Чиркин В. Е., заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В рецензии дается критический анализ монографии французских исследователей, посвятивших свой труд сравнительному исследованию органов конституционной юстиции зарубежных стран.

Ключевые слова: конституционная юстиция, Конституционный совет Франции, органы конституционного контроля зарубежных стран.

Review of the book on comparative research of constitutional control. Hamon Francis, Wiener Celine. La justice constitutionnelle en France et a l’etranger. P. 2011 V. Chirkin

Chirkin Veniamin Evguenievich — doctor of law, professor, honoured lawyer of the Russian Federation, honoured scientist of the Russian Federation.

The review provides for a critical analysis of a monograph of French researchers devoted their work to the comparative research of constitutional justice institutions of foreign countries.

Key words: Constitutional justice, Constitutional Council of French Republic, bodies of constitutional justice of foreign countries.

Институт конституционного контроля во Франции и Польше 2 (стр. 3 из 4)

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституционный Суд Франции утвердился как институт конституционной юрисдикции и соответствует условиям необходимым для его принятия в качестве члена Ассоциации Европейских конституционных судов.

3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного Совета

и Конституционного Трибунала.

Основные принципы организации Конституционных Советов обычно регулируются конституциями и лишь конкретизируются законами, причем нередко конституционными или органическими.

Способы формирования этих органов весьма разнятся от страны к стране, но некоторые обобщения все же можно сделать. В сравнительно небольшом числе стран применен чисто парламентский способ.

Однако в большинстве стран Конституционные Советы формируются высшими государственными органами, представляющими различные ветви власти и действующими при этом либо самостоятельно, либо совместно.
В отличие от судов общей юрисдикции во многих странах для судей Конституционных Советов установлены единые сроки полномочий, обычно длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания (назначения) в Конституционный Суд.

Европейская система предполагает учреждение специальных квазисудебных органов конституционного контроля. Для этих органов надзорная деятельность является единственной или главной функцией. Они обладают специальной конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством самостоятельного судопроизводства – конституционного судопроизводства. К таким органам относится, например, Конституционный Совет и частично Государственный Совет во Франции и ряде других стран, воспринявших французскую конституционную модель.

Главное отличие конституционных советов от Конституционных Трибуналов заключается в том, что в Советах обычно применяется не публичная процедура, а закрытая, основанная на письменном производстве. Соответственно они не рассматривают индивидуальных конституционных жалоб.

Конституционный контроль во Франции отличается большим своеобразием и несколько выходит за рамки вышеуказанных двух моделей конституционного контроля. Конституционность актов, исходящих от государственных органов, рассматривается различными органами: от парламента – Конституционным Советом, от органов исполнительной власти – Государственным Советом, который возглавляет систему административной юстиции.

Основная функция Конституционного Совета – рассмотрение соответствия ряда актов основному закону страны. Прежде всего, в обязательном порядке подлежат контролю органические законы до их промульгации или поправки к действующим органическим законам. Вторая обязательная категория актов – регламенты палат парламента. Конституционный Совет обязательно проверяет на соответствие Конституции органических законов и регламентов палат Парламента до их вступления в силу.

Для реализации ответственности высших должностных лиц государства во Франции создаются Высокий суд правосудия и Суд правосудия Республики.

Все законопроекты французского Правительства, вносимые на рассмотрение Парламента, в обязательном порядке предварительно рассматриваются в Государственном Совете – высшем органе административной юстиции, одновременно выполняющем функции юридического советника Правительства. «Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получению заключения Государственного Совета и вносятся в бюро одной из палат», — гласит первое предложение части второй ст. 39 Конституции.[6]

4. Основные принципы и стадии конституционного

Конституционное судопроизводство — это порядок рассмотрения и разрешения дел в Конституционных Судах. Отдельные принципы конституционного судопроизводства можно встретить в Конституциях, но целостным образом оно регулируется законами о Конституционных Судах и регламентами этих судов. Оно складывается из общей процедуры (порядка подготовки дел, ведения судебных заседаний и вынесения решений) и специальные процедур по отдельным категориям дел.

Следует подчеркнуть, что конституционное судопроизводство имеет свою значительную специфику по сравнению с судопроизводством по уголовным, гражданским, административным делам: не все их основные принципы восприняты конституционным судопроизводством, а воспринятые реализуются подчас в своеобразных формах. Например, такие процессуальные принципы, как состязательность или устность, часто либо ограничены, либо вообще отсутствуют при рассмотрении отдельных категорий дел.

Общая процедура включает порядок подачи обращений в Конституционный Суд управомоченными субъектами, предварительного рассмотрения обращений для решения вопроса об их принятии или отклонении, процессуальное представительство, права судьи-докладчика, порядок истребования необходимой информации, приглашения свидетелей и экспертов, проведения судебного разбирательства, совещания и голосования по постановлению решения, его оглашения, возобновления производства в необходимых случаях, вопрос о судебных издержках и некоторые другие положения.[7]

Читайте так же:  Доверенность в налоговую от ип физическому лицу

Специальные процедуры предусматривают круг лиц, управомоченных возбуждать по соответствующей категории дел производство в Конституционном Суде, особенности этого производства, правовые последствия различных возможных решений суда, положения об исполнении.

Разрешая любое дело, Конституционный Суд проводит для себя толкование путём уяснения Конституции, которое затем находит непосредственное выражение в решениях по конкретным делам, являющихся обязательными для тех, к кому они обращены. Таким образом, разъяснение конституционным судом смысла положений конституции применительно к конкретным обстоятельствам дела является обязательным для всех субъектов права, к которым обращено его решение.

Остановимся кратко на процедуре проверки конституционности законов, которую можно считать главной из категорий дел, подведомственных конституционным судам. Конституционное право зарубежных стран. Учебник / Под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. — М., 2001.

Двух постоянных представителей в Суде имеет прокуратура. Если конкретная правовая норма по конкретным делам трижды признается несоответствующей Конституции, то представители прокуратуры в Суде могут инициировать процедуру абстрактного контроля. В этом случае постановление Суда имеет всеобъемлющий характер, и действие данной нормы прекращается.

Во многих странах право обращения в конституционный суд лицо приобретает лишь в том случае, когда другие возможности исчерпаны. В этом плане конституционные суды и суды общей юрисдикции также имеют функциональные связи.[8]

В заключение хотелось бы отметить, что Конституции являются основными источниками государственного права. В своей работе я рассмотрела следующие вопросы:

1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели;

2. Состав, порядок формирования и структура органов конституционного контроля;

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного Совета и Конституционного Трибунала;

4.Основные принципы и стадии конституционного судопроизводства.

Я считаю, что наиболее полно раскрыла вышеуказанные вопросы, отметила конституционные особенности таких стран, как Франция и Польша, а также других европейских стран.

Система конституционной юстиции в зарубежных странах охватывает достаточно обширный круг государственных органов, среди которых следует выделить следующие:

· Специализированные органы конституционного контроля: суды и квазисудебные органы;

· Неспециализированные органы конституционного контроля, как-то:

1. глава государства;

2. парламент — как правило, в отношении принятых им законодательных актов;

3. правительство — как правило, в отношении принятых им и нижестоящими исполнительными органами административных актов;

4. суды общей юрисдикции.

Специализированные органы (в большинстве стран это конституционные суды) — это основные институты конституционного контроля, в отличие от неспециализированных органов, для которых осуществление конституционного контроля является побочной функцией, вытекающей из основной деятельности. Само осуществление конституционного контроля неспециализированными органами имеет необязательный (за исключением случаев, когда такая обязанность возлагается на них особо самими специализированными органами) и эпизодический (непостоянный) характер.

Кроме того, некоторые неспециализированные органы конституционального контроля выступают в качестве органов конституционного надзора, тем самым, становясь вспомогательными органами конституционного контроля. Система конституционного контроля охватывает также государственные органы, общественные объединения и граждан, являющихся субъектами права на обращение в Конституционный Суд.

Клеандров М.И. Судебные системы государств-участников СНГ: законодательное обеспечение. — М.: Юристъ, 2002.

Клишас А.А. Конституционная юстиция в зарубежных странах — М.: Международные отношения, 2004.

Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. / Составитель проф. В.В. Маклаков — 3-е изд., перер. и доп. — М.: Изд. БЕК, 2002.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4х т. Т. 1-2. / Отв. ред. Страшун Б. А .- М., 2000.

Конституционное право зарубежных стран. Учебник / Под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. — М., 2001.

Решения органов конституционного контроля как основание для изменения законодательства: опыт Франции и России (Кокотова М.А.)

Дата размещения статьи: 20.06.2015

Учреждение Конституционного совета (органа конституционного контроля во Франции) обычно связывают с переходом от концепции суверенитета парламента к концепции рационализированного парламентаризма, предполагающей ограничение законодательной власти, в том числе с помощью конституционного контроля . Вместе с тем, исполняя решения Конституционного совета, парламент остается независимым органом, и ни Конституция, ни развивающее ее законодательство не предусматривают юридической ответственности для парламента за ненадлежащее исполнение им решений Конституционного совета. В силу этого Конституционный совет не располагает юридическими средствами для обеспечения силы своих решений .
———————————
Об этом см., например: Camby J.-P. de la loi // La Constitution de la Ve : pour un cinquantenaire. Paris, 2008; Goesel-le Bihan V. Contentieux constitutionnel. Paris, Elipses. 2010; Кучеренко П.А. Conseil constitutionel в системе современного конституционного права Франции // Конституционное и муниципальное право: теория и практика. 2011. N 6. С. 15 — 21.
Шампель-Дэпла В. Проблема юридической силы и применения решений Конституционного совета Франции // Конституционное правосудие в посткоммунистических странах: Сб. докл. М.: Центр конституционных исследований МОНФ, 1999. С. 186.

Противоречие между правом парламента осуществлять правотворческую деятельность в рамках собственной компетенции по своему усмотрению и существованием органа, решения которого могут порождать обязательство парламента принять закон, обусловливает специфику исполнения решений органа конституционного контроля, требующих внесения изменений в законодательство. Необходимо обеспечение равновесия между надлежащим исполнением парламентом решений Конституционного совета и сохранением им своей независимости, чтобы не вставал вопрос о том, не нарушается ли в данном случае принцип разделения властей . Исполнение решений Конституционного совета обеспечивается обязательностью их для всех государственных органов, включая парламент, а самостоятельность парламента — тем, что он по своему усмотрению осуществляет новое регулирование, направленное на исполнение решений Конституционного совета, хотя и с учетом позиций последнего.
———————————
Омаров С.М. Проблемы исполнения Федеральным Собранием решений Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 1. С. 53.

Особенности исполнения решений органа конституционного контроля парламентом во многом задаются видом осуществляемого нормоконтроля. В рамках предварительного конституционного контроля, традиционного для Франции, Конституционный совет рассматривает принятый парламентом закон непосредственно перед направлением его президенту для промульгации в порядке, предусмотренном ст. 61 Конституции Франции . При предварительном контроле официальному опубликованию подлежит текст закона, из которого уже исключена неконституционная норма. Поэтому трудно представить, каким образом (и с какой целью) орган, отвечающий за применение решений Конституционного совета, может уклониться от обязательства по исполнению решений Совета .
———————————
Конституция Французской Республики 1958 г. // Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Страшуна М.: Юрайт, 2011.
Даниленко Д.В. Французское конституционное судопроизводство и судебное право: пер. с франц. Г. Чуршукова. М.: Notabene, 2010. С. 549.

Читайте так же:  Земельный пай

Как заметил Ф. Ардан, когда речь идет о превентивном контроле, исполнение решений создает гораздо меньше проблем, чем в том случае, когда закон уже применяется . Практика разрешения таких проблем во Франции еще только формируется. Это связано с тем, что до 2010 г. осуществлялся только предварительный конституционный контроль, и когда во Франции был введен также последующий контроль законов по жалобам граждан , возникла необходимость выстраивания механизма исполнения решений, непосредственно не включенного, как при предварительном контроле, в законотворческий процесс.
———————————
Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: Юридическая литература, 1994. С. 145 — 146.
Loi constitutionnelle N 2008-724 du 23.07.2008 de modernisation des institutions de la Ve // JORF No 0171 du 24.07.2008 p. 11890. Об этой реформе см., например: Антонов А.В. Реформа Конституционного совета Франции // Журнал конституционного правосудия. 2001. N 2. С. 27 — 38.

Конституционный совет, не употребляя, как правило, сам термин «пробел» , использует формулировки, фактически заменяющие его, — «немедленная отмена нормы повлечет явно чрезмерные последствия» , или указывает, какие конкретно последствия повлечет отмена нормы . Под названными последствиями он подразумевает отсутствие правового регулирования, необходимого для защиты правопорядка и конституционных прав граждан.
———————————
Но этот термин используется в доктрине для описания данной практики Конституционного совета. См., например: Magnon X., Bernaud V., Foucher K., Mignard J.-K., Renoux S.T. La question prioritaire de . Paris: Lexis Nexis, 2011. P. 28.
См., например: N 2011-182 QPC du 14.10.2011 // JORF du 15.10.2011, p. 17465; N 2011-183/184 QPC du 14.10.2011 // JORF du 15.10.2011, p. 17466.
См., например: N 2011-147 QPC du 08.07.011 // JORF du 9.07.2011, p. 11979; N 2012-262 QPC du 13.07.2012 // JORF du 14.07.2012, p. 11635.

Такая позиция позволяет сохранить в тексте закона проверенную норму и применять ее в дальнейшем в истолковании, данном Конституционным Судом. Иногда Конституционный Суд, по его выражению, «воздерживается» от признания проверяемых положений не соответствующими Конституции, тем не менее возлагая на законодателя обязательство привести эти нормы в соответствие с Конституцией .
———————————
См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 г. N 1-П // СЗ РФ. 2004. N 5. Ст. 403; Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 932.

Конституционный совет Франции также прибегает к данному способу . Однако, помимо этого, он просто идентифицирует неконституционное регулирование с определенным фрагментом текста закона и, вычленяя этот фрагмент, точно определяет в резолютивной части своего решения, какая часть нормы подлежит отмене. Так, в некоторых решениях Конституционный совет, признав неконституционной статью, специально указывает, что конкретный абзац или фраза вышеуказанной статьи конституционны .
———————————
См., например: N 2010-8 QPC du 18.06.2010 // JORF du 19.06.2010, p. 11149; N 2010-101 QPC du 11.02.2011 // JORF du 12.02.2011, p. 2758.
N 2011-160 QPC du 09.09.2011 // JORF du 10.09.2011, p. 15273; N 2010-81 QPC du 17.12.2010 // JORF du 19.12.2010, p. 22375.

Лучше всего демонстрируют этот принцип те решения , в которых Конституционный совет признал неконституционными конкретные слова. Примером может послужить решение от 7 декабря 2012 г. В нем речь идет о круге лиц, уполномоченных инициировать процедуру судебного восстановления правоспособности. В соответствии с исходной формулировкой нормы «суд первой инстанции может также принять дело к рассмотрению или быть запрошен по жалобе прокуратуры» для этой цели («le tribunal peut se saisir d’office ou saisi sur du public»).
———————————
См., например: N 2013-314 QPC du 14.06.2013 // JORF du 16.06.2013, p. 10024; N 2012-279 QPC du 05.10.2012 // JORF du 6.10.2012, p. 15655.
JORF du 8.12.2012, p. 19279.

Иногда Конституционный совет Франции прибегает к отложению вступления в силу своего решения, которым отменяется неконституционная норма , а Конституционный Суд РФ — продлевает действие нормы, признанной им неконституционной . Целью временного сохранения действия неконституционных положений является предоставление законодателю времени для того, чтобы он смог исполнить решение органа конституционного контроля без образования пробела регулирования.
———————————
См., например: N 2011-205 QPC du 09.12.2011 // JORF du 10.12.2011, p. 20991; N 2012-283 QPC du 23.11.2012 // JORF du 24.11.2012, p. 18547.
См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 8-П // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3199; Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1230.

Данный способ применяется в обеих странах, но различно посвященное ему правовое регулирование. В России он найден самим Конституционным Судом, который в случае необходимости указывает, что признанная им неконституционной норма продолжает действовать, например, до конца календарного года. Помимо этого, в некоторых решениях Конституционный Суд определяет, в каком толковании следует применять норму до ее отмены парламентом .
———————————
См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. N 9-П // СЗ РФ. 1999. N 23. Ст. 2890; Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 2012 г. N 22-П // СЗ РФ. 2012. N 44. Ст. 6071.

Во Франции возможность отсрочки вступления решения в силу для законодателя предусмотрена непосредственно в Конституции, устанавливающей, что положение, признанное неконституционным, «отменяется с даты опубликования решения Конституционного совета или с позднейшей даты, определенной этим решением» (ст. 62 Конституции Франции). На усмотрение Конституционного совета остается лишь определение оснований ее применения и конкретных сроков. Чаще всего, конечно, Конституционный совет переносит вступление решения в силу на следующий календарный год . Однако он не стремится установить одинаковый по продолжительности период времени, видимо, исходя при его определении из сложности предстоящей законодателю работы. Продолжительность срока варьируется от почти полутора лет до 21 дня . Более сложный механизм установления сроков Конституционного совета кажется и более проработанным, видимо, потому, что сама эта идея была установлена Конституцией, и Конституционному совету осталось только детализировать ее.
———————————
Из двадцати четырех решений с отсрочкой, принятых на 16 августа 2013 г., такой срок установлен для 14 решений.
N 2012-268 QPC du 27.07.2012 // JORF du 28.07.2012, p. 12355.
N 2011-192 QPC du 10.11.2011 // JORF du 11.11.2011, p. 19005.

Особого внимания заслуживает практика парламента Франции по использованию предоставленного ему времени для исправления неконституционности. В его действиях можно усмотреть попытку рационализации этой деятельности, одним из способов которой является исполнение нескольких решений, касающихся одного акта, одним законом .
———————————
Одним законом исполнены следующие решения: N 2010-14/22 QPC du 30.07.2010 // JORF du 31.07.2010, p. 14198; N 2010-32 QPC du 22.09.2010 // JORF du 23.09.2010, p. 17291; N 2010-71 QPC du 26.11.2010 // JORF du 27.11.2010, p. 21119; N 2011-135/140 QPC du 09.06.2011 // JORF du 10.06.2011, p. 9892.

Читайте так же:  Исковое заявление в арбитражный суд о взыскании задолженности порядок составления, образец, важные н

Помимо этого, применяется еще и очень оригинальный способ, заключающийся во включении нормы об отмене признанных неконституционными положений в закон о бюджете. Вероятно, законодатель исходит из того, что если и закон во исполнение решения Конституционного совета, и закон о бюджете должны быть приняты помимо его воли и к определенному сроку, то он может объединить их в одном акте. Здесь можно говорить о вполне сложившейся практике: такие нормы содержатся в законах о бюджете, принятых после введения в стране последующего конституционного контроля .
———————————
Так, исполнены, например: N 2010-83 QPC du 13.01.2011 // JORF du 14.01.2011, p. 811; N 2010-108 QPC du 25.03.2011 // JORF du 26.03.2011, p. 5404.

Сравнив способы обеспечения исполнения решений российского и французского органов конституционного контроля, можно сделать вывод о том, что некоторые аспекты во Франции проработаны более детально, например дифференциация сроков отложения вступления в силу решений о признании неконституционными проверяемых положений. Достоинством французского варианта является и то, что он позволяет решить проблемы, связанные с исполнением решений органа конституционного контроля при минимальных затратах времени. Это немаловажно с учетом того, что срок принятия решения Конституционным советом составляет всего три месяца. Но, несмотря на это преимущество, российская практика, как представляется, все же в большей степени учитывает специфику конституционного судопроизводства, неразрывно связанного с политическим процессом.

Конституционный контроль во франции

Читайте также:
  1. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  2. XII. Особенности несения службы участковым уполномоченным полиции в сельском поселении
  3. Адаптивные организационные структуры: достоинства, недостатки, особенности применения на практике
  4. Административная ответственность: основания и особенности. Порядок назначения административных наказаний.
  5. Акцизы: налогоплательщики и объекты налогообложения. Особенности определения налоговой базы при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ.
  6. Акции, их классификация и особенности
  7. Анализ стандарта по методам статистического контроля и регулирования техпроцессов
  8. Анатомо-физиологические особенности сердца.
  9. Андрогинность и особенности мужского и женского личного влияния
  10. Артистические и музыкальные способности и типологические особенности.
  11. Б. Особенности нервного и гуморального механизмов регуляции функций организма.
  12. Биологические особенности гельминтов класса трематод

Французская модель конституционного контроля имеет несколько особенностей. Во-первых, конституционный контроль в отличие от большинства стран является предварительным. Во-вторых, разные правовые акты проверяются на предмет соответствия Конституции различными органами: законы — Конституционным советом, а акты исполнительной власти — Государственным советом. В-третьих, Конституционный совет и Государственный совет являются не судами, а квазисудебными органами.

Конституционный совет состоит из девяти членов, назначаемых на девять лет без права повторного назначения. Они назначаются по третям Президентом и председателями палат парламента. Каждые три года Конституционный совет обновляется на 1/3. Кроме того, в состав Конституционного совета входят по должности все экс-президенты. Членство в совете несовместимо со многими видами деятельности: предпринимательством, занятием любых должностей в государственном механизме и в руководстве политическими объединениями. Председатель Конституционного совета назначается Президентом.

Компетенция Конституционного совета весьма разнообразна. Его основная функция — рассмотрение вопросов о соответствии Конституции ряда правовых актов. Обязательному конституционному контролю до их вступления в силу подлежат органические законы и регламенты палат парламента, а факультативному — простые законы и международные договоры. Во всех случаях контроль имеет предварительный характер. При этом инициатива рассмотрения спора о конституционности принадлежит Президенту, Премьер-министру, председателям палат Парламента и парламентариям любой палаты в количестве не менее 60 человек. Если акт признан противоречащим Конституции, он не может быть введен в действие.

Кроме того, в компетенцию Конституционного совета входит разрешение споров о компетенции между органами законодательной и исполнительной власти, о законности выборов парламентариев и Президента, о несовместимости должностей, констатация вакантное™ поста Президента, наблюдение за ходом референдума и объявление его результатов и некоторые другие вопросы.

Процедура рассмотрения дел в Конституционном совете является закрытой и письменной. Именно поэтому его принято характеризовать не как судебный, а как квазисудебный орган.

Государственный совет одним из направлений своей деятельности также имеет конституционный контроль. В состав Государственного совета входят Премьер-министр, являющийся его председателем, министр юстиции и члены, назначаемые Президентом. Совет рассматривает дела о несоответствии Конституции тех или иных актов исполнительной власти по жалобам на превышение власти, подаваемым любыми лицами. Совет аннулирует акты, противоречащие Конституции. Конституционный контроль, осуществляемый Государственным советом, в отличие от контроля со стороны Конституционного совета, является последующим и конкретным.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)

Конституционный контроль во франции

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами — Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй — акты органов исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета — все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

Читайте так же:  Норма амортизации зависит от

Государственный совет назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 года), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете — в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

Институт конституционного контроля во Франции и Польше

Введение
1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели
2. Состав, порядок формирования и структура органов
конституционного контроля
3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного
Совета и Конституционного Трибунала
4. Основные принципы и стадии конституционного
судопроизводства
Заключение
Список использованных источников и литературы
.

Содержание

Введение
1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели
2. Состав, порядок формирования и структура органов
конституционного контроля
3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного
Совета и Конституционного Трибунала
4. Основные принципы и стадии конституционного
судопроизводства
Заключение
Список использованных источников и литературы

Введение
1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели
2. Состав, порядок формирования и структура органов
конституционного контроля
3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного
Совета и Конституционного Трибунала
4. Основные принципы и стадии конституционного
судопроизводства
Заключение
Список использованных источников и литературы

Особенности конституционного контроля во Франции

Так, Конституционный Совет Франции в обязательном порядке устанавливает конституционность органических законов и регламентов палат Парламента, направляемых ему после принятия парламентом и до их промульгации Президентом Республики (ст. 61 Конституции Франции) [1] . Обязательный конституционный контроль нередко применяется в отношении международных договоров, представленных в парламент страны для выражения согласия на их обязательность. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 100 Конституции Республики Армении Конституционный Суд в обязательном порядке устанавливает до ратификации международного договора соответствие Конституции Республики закрепленных в нем обязательств [2] .

Следует подчеркнуть, что обязательный конституционный контроль является оправданным, только если он осуществляется в предварительном порядке (превентивно) и в условиях концентрированной модели.

Факультативный конституционный контроль означает, что установление соответствия конституции не имеет обязательного характера и может быть инициировано полномочным на то субъектом, только по его инициативе. Опять же во Франции любые другие законы, кроме органических, могут направляться в Конституционный Совет по инициативе 60 депутатов или сенаторов, Премьер-министра, Президента Республики (ч. 2 ст. 61 Конституции Франции). Факультативный конституционный контроль выступает основной формой деятельности органов конституционного контроля, применяется в подавляющем большинстве стран и полностью зависит от воли субъекта, наделенного правом инициативы конституционного рассмотрения. При этом факультативный контроль может быть и предыдущим, и последующим и осуществляется в условиях концентрированной и диффузной моделей.

С точки зрения правовых последствий конституционный контроль можно разделить на консультативный и постановляющий. Под консультативным конституционным контролем понимается отсутствие общеобязательной силы решения о конституционности, оно автоматически не отменяет и не изменяет спорный акт. Как следует из самого названия, решение носит характер консультации, т. е. в данном случае компетентный орган просто высказывает свое мнение по спорному вопросу. Как отмечает по этому поводу В. В. Маклаков, заключениям органа контроля в таком случае присуща только моральная, а не юридическая сила, юридически они никого не обязывают и не ограничивают, и могут служить основанием для протеста со стороны противников акта [3] . В условиях подобной формы конституционного контроля окончательное решение о юридической судьбе акта принимает другой компетентный орган.

Постановляющий контроль представляет собой совершенно противоположное явление. Он означает, что решение о конституционности акта является общеобязательным и окончательным; однозначно и бесповоротно определяет правовые последствия для спорного акта, при этом контрольный орган является последней инстанцией при решении вопроса. Консультативный конституционный контроль по сути контролем не является, а представляет собой конституционный надзор. О полноценном конституционном контроле можно говорить только в связи с постановляющим характером принимаемых решений. Это позиция находит подтверждение в том, что чаще всего под конституционным контролем понимается именно постановляющий контроль. Консультативный конституционный контроль в настоящее время – весьма редкое явление. Консультативный конституционный контроль особенно был распространен в социалистических государствах, где господствовало мнение, что сама идея конституционного контроля противоречит принципу народного представительства, поскольку ни один орган не может ставить под сомнение акты высшего представительного органа страны – парламента.

Источники


  1. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.

  2. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.

  3. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
  4. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.
Конституционный контроль во франции
Оценка 5 проголосовавших: 1
Код 358504
Дата создания 12 апреля 2013
Страниц 25

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here