Какие рабочие места подлежат соут

Важная информация в статье: "Какие рабочие места подлежат соут" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Энциклопедия решений. Необходимо ли проведение СОУТ на вакантных и временных рабочих местах?

Особенности проведения СОУТ на вакантных рабочих местах, при заключении срочного трудового договора

Проведение СОУТ на вакантных рабочих местах

В настоящее время по данному вопросу существуют две противоположные точки зрения. В одном случае представители Минтруда России и Роструда указывают, что специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена , так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются и возможность проведения внеплановой СОУТ может быть реализована только после принятия на него работника (письмо Минтруда России от 14.03.2016 N 15-1/ООГ-1041; разъяснения Роструда на информационном портале «Онлайнинспекция.рф»).

В других случаях Роструд указывает, что специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места и закон не содержит исключений относительно необходимости проведения СОУТ в зависимости от времени нахождения работника на данном рабочем месте, перечень таких исключений прямо предусмотрен законом, и к нему вакантные рабочие места не относятся (разъяснения Роструда на информационном портале «Онлайнинспекция.рф»).

Однако работодателю следует помнить, что работники, вновь принимаемые на работу, должны быть ознакомлены под роспись в карте СОУТ с результатами ранее проведенной СОУТ на их рабочем месте и установленными компенсациями за работу во вредных (опасных) условиях (письмо Минтруда России от 3.11.2016 N 15-1/ООГ-3919). Если СОУТ на данном рабочем месте не проведена, в трудовом договоре необходимо указать условия труда на рабочем месте в соответствии с абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ

В случае перемещения рабочего места из одного помещения в другое работодатель заново его организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место. В этом случае необходимо проводить внеплановую СОУТ.

Как разъяснил Минтруд России, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся (письмо Минтруда России от 23.01.2017 N 15-1/ООГ-169).

При вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение двенадцати месяцев со дня наступления указанных случаев (ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

Проведение СОУТ на рабочих местах, где с работниками заключен срочный трудовой договор

Если между работодателем и работником заключен срочный трудовой договор (например, на время выполнения временных, сезонных работ и т.д.) на срок менее 12 месяцев и рабочее место вновь создано, то у работодателя возникает обязанность по проведению внеплановой СОУТ, к которой он может приступить немедленно (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

При исполнении данного требования закона у работодателя могут возникнуть определенные сложности, поскольку под «вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест» следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся (письмо Роструда от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242).

Например, для рабочих мест, созданных на один месяц, работодатель может просто не успеть провести СОУТ в месячный срок с момента начала осуществления трудовой деятельности работником. Полагаем, что в этом случае организация и (или) ее должностные лица не могут быть привлечены к ответственности за непроведение СОУТ. В отношении уже не существующего рабочего места СОУТ проводиться не может. Данной позиции придерживаются суды общей юрисдикции (см., например, решение Ростовского областного суда от 21.10.2015 по делу N 11-945/2015).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на декабрь 2017 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры

При подготовке информационного блока «Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры» использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, П. Ериным, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, П. Сутулиным, В. Титовым, Т. Штукатуровой, А. Черновой и др.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

racorn / Depositphotos.com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Читайте так же:  Как увеличить уставной капитал ооо пошаговая инструкция

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Читайте так же:  Наказание за отсутствие детского кресла

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Какие рабочие места подлежат соут

Видео (кликните для воспроизведения).

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Группа компаний осуществляет следующие виды деятельности: торговля, услуги сервиса по ремонту автотранспорта. Работают в ней офисные работники, выполняющие работу за компьютерами (менеджеры, операторы, сотрудники бухгалтерии, юристы, кадровики, экономисты, программисты), есть также водители, кладовщики, грузчики, техники. Рабочие места с вредными условиями труда отсутствуют. Специальная оценка условий труда в организации проводится впервые.
По каким аналогичным рабочим местам можно провести аттестацию в размере 20% рабочих мест, чтобы понести минимальные издержки?
Необходимо ли проводить специальную оценку условий труда в отношении рабочего места совместителя? Какие рабочие места могут быть признаны аналогичными? Нужно ли проводить специальную оценку условий труда на вакантном месте?

К сведению:
За непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Как показывает судебная практика, к административной ответственности в соответствии с этой нормой работодатель может быть привлечен в том числе и в случае непроведения СОУТ на вакантных рабочих местах (смотрите, например, решение Ивановского областного суда от 26.08.2015 по делу N 21-213/2015).

Читайте так же:  Досрочная пенсия многодетным матерям с 3 детьми

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

3 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Полагаем, понимать эту фразу нужно следующим образом. В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» при выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится в отношении 20% от общего числа таких мест, и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта спецоценки. Соответственно, если хотя бы 20% аналогичных рабочих мест заняты работниками, результаты проведенной в отношении этих мест СОУТ применяются ко всем аналогичным рабочим местам, в том числе вакантным.

СОУТ на рабочих местах с временной и сезонной работой

Министерство труда в письме N 15-1/ООГ-2410 от 28.08.2017 указывает на необходимость проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) на временных рабочих местах. Заместитель директора Департамента условий и охраны труда Т.М. Жигастова обосновывает данную позиции следующим.

Прежде всего, обязанность работодателя проводить СОУТ прописана в статье 212 Трудового Кодекса РФ. Федеральный закон N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» четко устанавливает категории занятых, рабочие места которых не подлежат проведению спец.оценки. Это надомники, дистанционные работники и работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. На всех остальных рабочих местах должна проводиться СОУТ.

В связи с этим, ведомство полагает, что рабочие места, созданные для выполнения временных или сезонных работ, могут проходить СОУТ, в период осуществления на них производственной деятельности.

Стоит отметить, что по нормам того же закона N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда в отношение вновь организованных рабочих мест проводится в течение 12 месяцев со дня их организации. Тогда как сезонные работы выполняются, согласно статье 293 ТК РФ, в течение периода, обычно, не превышающего 6 месяцев. Непосредственно перечень таких работ утвержден Постановлением НКТ СССР от 11.10.1932 N 185. Среди них, к примеру, работы по уборке снега и наледи, лесозаготовительные работы, земляные работы при обустройстве дорог. Однако, редко встретишь предприятие, которое для производства таких работ создаёт отдельные рабочие места. Как правило, эти функции выполняют работники основных профессий. Впрочем, тогда карты специальной оценки условий труда этих рабочих мест, впрочем, как и должностные инструкции работников, должны включать уточнения по выполнению дополнительных обязанностей.

Видимо, позиция Министерства означает, что запрет на проведение СОУТ на рабочих местах с временной или сезонной работой сроком до 12 месяцев как таковой отсутствует. А в случае периодического выполнения одних и тех же видов работ предприятию легче провести СОУТ на этом рабочем месте, чем постоянно сокращать профессию/должность в штатном расписании, а затем вновь вводить.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда

trudohrana.ru : Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда
Подошло время проводить СОУТ. Вы издали приказ о формировании экспертной комиссии, теперь предстоит самое главное – выяснить, какие рабочие места в организациях подлежат специальной оценке условий труда, и сформировать их перечень в соответствии с действующим законодательством.

Рабочие места с индивидуальными особенностями, подлежащие СОУТ
Для того чтобы определить рабочие места, которые специальной оценке условий труда подлежат и обладают своими индивидуальными особенностями, нам потребуется Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290. Этот документ содержит их список.
В последней редакции Постановления этот перечень выглядит так:
— рыбопромысловые суда;
— гражданский авиатранспорт;
— рабочие места тех сотрудников скорой медицинской помощи, которые действуют за пределами своего медучреждения;
— палаты интенсивной терапии, операционные и кабинеты реанимации;
— медкабинеты с рентгеновскими, флюорографическими и другими аппаратами, которые могут представлять опасность для здоровья (полный список такой аппаратуры – в Приказе Минтруда России от 24.04.2015 № 250н);
— места работы спортсменов;
— концертные площадки, сцены, студии и другие РМ людей творческих профессий;
— места проведения подземных работ;
— пассажирский транспорт.

Образец оформления перечня
Каждая организация может утверждать свою форму перечня внутренним приказом и распоряжением. Главное, чтобы в нем содержалась следующая информация:
— название структурного подразделения;
— как официально называется должность;
— размер штата;
— количество РМ для проведения СОУТ;
— количество аналогичных РМ;
— итоговые данные по каждому из разделов.

В отношении каких работников не проводится специальная оценка условий труда
Выясняя, какие рабочие места подлежат СОУТ, можно сразу исключить три категории работников. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении так называемых надомников, дистанционных сотрудников и работников, имеющих оформленные трудовые отношения с физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Кажется, что все просто, однако стоит внимательно отнестись к документационному сопровождению трудовых взаимоотношений с такими работниками. Например, если человек работает дома, однако трудовой договор с ним составлен без учета условий труда (на общих основаниях), то из перечня на проведение СОУТ его рабочее место исключать нельзя. С надомниками полагается заключать особый трудовой договор, в котором будут учтены обязанности работодателя по обеспечению оборудованием и инструментами, условиями для работы на дому, сроки и формы оплаты труда, обязанности сотрудника по выполнению его работы в назначенные сроки.
#СОУТ

Специальная оценка условий труда (СОУТ): зачем она нужна и кто ее проводит

Проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Спецоценка направлена на обеспечение безопасности и комфорта персонала на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику, которые предусмотрены ТК РФ, за вредные и (или) опасные условия труда.

Кому нужна специальная оценка условий труда: положения 426-ФЗ, бизнес и безопасность

Организация специальной оценки условий труда входит в обязанности любого работодателя, в том числе индивидуальных предпринимателей, нанимающих сотрудников. Это предписывается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Не подлежат специальной оценке условий труда рабочие места сотрудников, указанные в подпунктах 3 и 4 статьи 3 Закона № 426-ФЗ.

Читайте так же:  Инвентаризационная опись товарно материальных ценностей образец

Спецоценка условий труда — обязательная процедура при введении новых рабочих мест, изменений в технологическом процессе или составе материалов (сырья), применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты. В случае, если на рабочем месте произошел несчастный случай (кроме несчастного случая по вине третьих лиц), выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов, работодателем получено соответствующее предписание инспектора Государственной инспекции труда или на проведении СОУТ настаивает профсоюз, работодатель также обязан провести СОУТ (в этих случаях она называется внеплановой). На это отводится 6 или 12 месяцев с момента наступления одного из указанных случаев (статья 17 Закона № 426-ФЗ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Работы по СОУТ должны проводиться специализированной компанией, имеющей в составе аккредитованную лабораторию, по договору гражданско-правового характера, заключенному с работодателем, следующим образом:

На заметку

У эксперта нет обязанности лично присутствовать на рабочих местах при проведении идентификации — если ему достаточно сведений, предоставляемых работодателем, то этап идентификации может быть проведен им без посещения рабочих мест.

Результаты СОУТ, или Зачем нужна специальная оценка условий труда

По результатам оценки оформляется отчет о СОУТ. Он содержит:

  • информацию об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, на которых осуществлялась оценка, а также данные об опасных производственных факторах, если они были выявлены;
  • карты СОУТ с информацией о классе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (если таковые были обнаружены);
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (в случае проведения);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • список мер по улучшению условий труда;
  • заключения экспертов по СОУТ.

Отчет о проведении СОУТ подписывается членами комиссии и утверждается ее председателем. Работники, на чьих рабочих местах проводилась СОУТ должны быть ознакомлены с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Сведения о проведении СОУТ и ее результаты в те же 30 календарных дней должны быть размещены на сайте организации. В экспертную организацию в течение не более 3 рабочих дней со дня утверждения направляется подписанный комиссией отчет (копия) о проведении СОУТ.

Условия труда могут быть по результатам специальной оценки признаны:

  • оптимальными (класс условий труда 1);
  • допустимыми (класс условий труда 2);
  • вредными (классы условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, в сторону увеличения вредности);
  • опасными (класс условий труда 4).

Если условия труда признаны вредными или опасными, работники имеют право на получение соответствующих гарантий и компенсаций (конкретная номенклатура определяется в зависимости от установленного класса условий труда), предусмотренных ТК РФ. Это:

  • не более 36 рабочих часов в неделю (статья 92 ТК РФ);
  • дополнительный оплачиваемый отпуск, не менее 7 календарных дней ежегодно (статья 117 ТК РФ);
  • не менее 4% дополнительно к тарифной ставке или окладу, установленным для различных видов работ с нормальными условиями труда (статья 147 ТК РФ).

К сведению!

Работодателю СОУТ дает возможность сократить пенсионные отчисления в отношении работников, чьи профессии или должности включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы, а также рабочие места, на которых по результатам СОУТ были определены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда (кроме рабочих мест, подпадающих под ограничения части 6 статьи 10 Закона), подлежат декларированию. Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местную Государственную инспекцию труда.

Декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета о проведении СОУТ. Однако если во время этого срока с кем-либо из работников, занятых на «задекларированном» рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, действие декларации прекращается. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникнет, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

СОУТ и решение спорных вопросов с работниками организации

Данные СОУТ могут использоваться в разрешении споров по поводу профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и др. Например, в расследовании несчастных случаев важно прежде всего разобраться, что послужило их причиной. Если СОУТ была проведена в определенные законом сроки и с соблюдением всех правил, претензий к работодателю со стороны органов государственного контроля и надзора в сфере охраны труда будет меньше.

Ответственность юридического лица за непроведение специальной оценки условий труда

Если работодатель своевременно не провел СОУТ либо провел ее с нарушениями установленного порядка проведения, ему грозит административное взыскание или даже уголовная ответственность. Статья 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает в случае:

  • Предупреждение или денежный штраф. Сумма 5 000–10 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц — 60 000–80 000 рублей. Если на предприятии уже были зафиксированы нарушения правил охраны труда и накладывались административные взыскания, виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет, а для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма штрафа вырастает до 30 000–40 000 рублей, для юридических лиц — до 100 000–200 000 рублей. Также возможна административная приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток.

В случае, если в результате непроведения специальной оценки условий труда был нанесен тяжкий вред здоровью человека, работодатель, согласно статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, может понести следующие наказания:

  • Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы либо иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев.
  • 180–240 часов обязательных работ, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года.
  • Лишение свободы на срок до 1 года, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 1 года после окончания срока лишения свободы.
  • Если непроведение СОУТ повлекло за собой смерть одного человека — принудительные работы или лишение свободы на срок уже до 4 лет, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 3 лет после окончания срока наказания. Если последствиями непроведения СОУТ стала смерть двух и более человек, срок принудительных работ или лишения свободы может составить до 5 лет.
Читайте так же:  Малоимущий гражданин какой доход должен быть

Помимо прямой угрозы наказания за непроведение СОУТ, работодатель рискует косвенно, если выбирает сомнительную организацию для подготовки отчета об условиях труда на его предприятии.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

К проведению СОУТ можно привлекать только организации, внесенные в соответствующий реестр и имеющие в составе аккредитованную лабораторию. Если организация, работающая в сфере охраны труда, была допущена к деятельности в сфере аттестации рабочих мест до вступления в силу Закона № 426-ФЗ, то она работает по переходным положениям и может оказывать услуги по СОУТ до 31 декабря 2018 года.

Предприятию с большим количеством рабочих мест необходима организация с соответствующим штатом сотрудников, чтобы на объект могло выехать достаточное количество специалистов. Это позволит сократить сроки проведения СОУТ. Если вам предлагают оформить отчет о СОУТ без выезда специалистов, удаленно, обратитесь в другую организацию. Ваши сотрудники должны видеть, что все работы действительно проводились, и расписаться об этом в отчете. Иначе при возникновении спорных ситуаций закон будет не на вашей стороне.

Где заказать работы по СОУТ?

Комментарий для наших читателей дал Михаил Серов, руководитель департамента охраны труда EcoStandard group:

P. S. Вся разрешительная документация EcoStandard group опубликована на сайте.

*Цены актуальны на январь 2019, не являются публичной офертой.

Почему пора задуматься о спецоценке рабочих мест

Все дело в том, что в этом году заканчивается переходный период, отведенный организациям и ИП с работниками для проведения спецоценки.

Спецоценка рабочих мест: сроки проведения

Срок, в который работодателю в первый раз нужно провести спецоценку, зависит от двух факторов:

  1. Проводилась ли до 01.01.2014 аттестация рабочих мест.
  2. Относятся ли рабочие места сотрудников к «вредным».

Итак, если аттестация рабочих мест была вами проведена до 2014 года, то спецоценку вы должны провести не позднее чем через 5 лет со дня завершения аттестации (кроме случаев проведения внеплановой спецоценки). Причем такой срок установлен вне зависимости от того, можно ли рабочие места отнести к «вредным» или нет.

Если же аттестацию рабочих мест вы не проводили, то спецоценку нужно провести:

  • не позднее 31.12.2018, если рабочие места не относятся к разряду вредных;
  • как можно скорее, если рабочие места считаются «вредными». Ведь при наличии таких рабочих мест спецоценку надо было провести в кратчайшие сроки после даты вступления в силу Методики проведения такой оценки, а вступила она в силу аж 08.04.2014.

Напомним, что к «вредным» относятся следующие рабочие места:

  • на которых по итогам ранее проведенной аттестации установлены вредные/опасные условия труда;
  • тех сотрудников, чьи должности значатся в списках для досрочного назначения пенсии по старости;
  • за работу на которых сотрудникам предоставляются гарантии/компенсации в связи с вредностью/опасностью этих рабочих мест.

Какие рабочие места подлежат проверке в рамках спецоценки

Не нужно проводить спецоценку вакантных рабочих мест, рабочих мест надомников и дистанционщиков. Все же остальные рабочие места подлежат обязательной спецоценке.

Порядок проведения спецоценки

Если кратко, то спецоценка начинается с фомирования специальной комиссии, определяющей перечень рабочих мест, в отношении которых будет проведена спецоценка.

Для проведения спецоценки необходимо заключить договор со специализированной компанией, которая по итогам проверки составит отчет, подписываемый всеми членами комиссии и утверждаемый ее председателем.

Более подробно о проведении спецоценки вы можете прочитать в ГК, 2018, № 11, с.53.

Что будет, если не провести спецоценку

Непроведение спецоценки грозит работодателю штрафом (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ ):

  • от 60 до 80 тыс. руб. – для организации;
  • от 5 до 10 тыс. руб. – для должностных лиц организации, а также для ИП-работодателя;

Правда, на первый раз работодатель может отделаться предупреждением.

Видео (кликните для воспроизведения).

При повторном же нарушении наказание будет значительно строже, вплоть до временного приостановления деятельности организации и/или дисквалификации руководителя (ч. 5 ст. ст. 5.27.1 КоАП РФ ).

Источники


  1. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.

  2. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

  3. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
  4. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.
  5. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
Какие рабочие места подлежат соут
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here