Как выйти на госзакупки

Важная информация в статье: "Как выйти на госзакупки" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Как выйти на госзакупки

Support_OOS

Зарегистрирован: 05/09/2012 14:09:12
Сообщений: 524
Оффлайн

!GalKo. wrote: Не можем зарегистрироваться по 223фз.
Получили ЭЦП. Нужно зарегистрироваться на сайте госзакупок.

Сделано все по инструкциям и руководствам. Имеется опыт устновки эцп.
На данном ПК и данным пользователем уже использовались ранее эцп для работы на торговых площадках.

Настройки IE8 все сделаны – надежные узлы и т.п. Установлено Крипто-Про 3.6. Рутокен. Корневые сертификаты. Новые сертификаты. ЭЦП (Администратор организации). Sign установлено. Зарегистрированы ФЛ и ЮЛ на сайте ЕПГУ (госуслуги) по эцп криптопро.

После регистрации юридического лица на ЕПГУ (все эцп там видит) на сайт госзакупок (ЕСИА) не перекидывает автоматически, как нарисовано в презентациях Казначейства. А на сайте ЕСИА при входе в личный кабинет (альтернативный вход) выдает следующую ошибку:
Сертификат не выбран или выбранный сертификат не подходит для авторизации на сайте.
Причина: Неизвестная ошибка

Как начать зарабатывать на госзакупках

Получить доступ к обширному рынку спроса – одна из самых важных задач бизнес-планирования. Но российская действительность богата сюрпризами, в том числе и экономическими. Функционирующая электронная площадка по госзакупкам сегодня пустует практически наполовину. И дело не в отсутствии или сложности запросов – поставщиков нет. В таких условиях ответ на вопрос о том, как заработать на госзакупках, звучит очень просто: работать с госзакупками.

Причины для деловой активности в сфере закупок

Суть получения прибыли на рынке государственных закупок состоит в хозяйственном посредничестве.

Посредник, который научился работать с государственными и муниципальными тендерами, ищет в системе электронных торгов выгодные заявки и под полученные заявки находит поставщиков, согласных поставить запрошенную заказчиком продукцию. Финансовую разницу от такой сделки посредник забирает себе. О том, как выполняется поиск подходящих тендеров, можно узнать здесь.

Но, несмотря на простоту и кажущуюся прозрачность операции, в ней есть подводные камни. Причем камни имеют довольно угрожающий вид, что в определенной мере препятствует полноценному развитию закупочного рынка.

По оценкам самих посредников, формированию полноценного и активного рынка закупок препятствуют:

  • инертность и частичная правовая неосведомленность большого процента поставщиков, которые не доверяют новым подходам в торговле;
  • усложненная и затратная процедура доступа поставщика к госзаказам;
  • отсутствие надежных гарантий для поставщика в том, что заказчики выполнят свои финансовые обязательства по закупочным договорам.

Сам поставщик или производитель зачастую не хочет связываться с такими рискованными операциями, тогда как посредник способен минимизировать риски и просчитать график поставок и закупок так, чтобы обеспечить беспрерывный товарный оборот и заработать на наценке.

Поэтому, наши партнеры по тендерному обучению, которые являются одними из лучших тренеров в этой нише, специально для наших читателей подготовили бесплатный вебинар на тему “7 простых стратегий как выигрывать каждый 4-й тендер по максимальной цене”. Жми на ссылку и начни обучение по тендерным продажам.

Как стать посредником

Начинать бизнес на госзакупках следует с подготовительного этапа. По срокам этот этап не будет очень длительным, но даст ту базу, которая поможет будущему посреднику избежать фатальных ошибок. Ведь не нужно забывать, что посредник работает на чужих деньгах и на чужом товаре. Любой неверный расчет может стоить деловой репутации и финансовой независимости.

В идеале, перед тем как официально открывать свое предприятие, рекомендуется хотя бы несколько месяцев потренироваться за чужой счет: поработать наемным работником у опытного посредника.

Но закупочные посредники редко могут себе позволить нанимать большой штат сотрудников, поэтому вакансии на такую должность – редкость. В большинстве случаев новичкам приходится осваивать азы закупок на практике самостоятельно.

Подготовительный этап

Подготовка включает не только обучение, которому необходимо уделить большое количество сил и времени. Также в этот период следует выбрать ту нишу, в которой посреднику, с учетом личных знаний и умений, будет проще всего наладить торговлю.

Так, люди с опытом медицинской работы чаще всего занимаются снабжением больниц и других лечебных учреждений; предприниматели, разбирающиеся в пищевой промышленности, берутся за поставки на предприятия по переработке сельхозпродукции и т. д.

Кроме того, наши партнеры по тендерному обучению, которые являются одними из лучших тренеров в этой нише, специально для наших читателей подготовили бесплатный вебинар на тему “7 простых стратегий как выигрывать каждый 4-й тендер по максимальной цене”. Жми на ссылку и начни обучение по тендерным продажам.

Государственная регистрация

Посредник должен понимать, что он сможет заработать, только выступая самостоятельным субъектом рынка, а для этого необходимо выполнить все формальности и иметь на руках тот пакет официальных документов, которые требуют государственные и муниципальные заказчики в своих условиях к заказам.

Аккредитация на торговых площадках

Требования на всех площадках к поставщикам примерно одинаковые, поскольку полный перечень таких требований содержится в федеральных законах, регулирующих сферу закупок.

Получив доступ к электронным торгам, посредник не должен останавливаться в приобретении полезных навыков и в расширении своей клиентской базы.

Кроме того, практически в каждой региональной административно-территориальной единице есть казенный центр по обучению предпринимателей работе с государственным заказом. Государство заинтересовано в привлечении активных бизнесменов к работе с государственными и муниципальными структурами.

Участие в госзакупках приобретает всё большую популярность. Крупные компании, малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, физические лица становятся поставщиками госзакупок. В госзакупках участвуют заказчик и поставщики. Заказчиком является федеральное и муниципальное учреждение, которое приобретает для своих нужд товары, работы или услуги на средства, выделяемые из госбюджета. Поставщиком можно стать, выиграв тендер. Тендер – это электронная процедура выбора поставщика товара (услуги) либо исполнителя работы. Из допущенных к процедуре выбора поставщиков побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

Тендеры пришли в российскую практику госзакупок и муниципальных закупок из мировой торговли, где были разработаны чёткие правила и процедуры. Как конкурсные процедуры, тендеры удобны государству для контроля бюджетных средств. Они позволяют чиновникам отчитаться перед государством, почему был выбран тот или иной поставщик товаров или услуг. Система тендеров была задумана для того, чтобы исключить сговор заказчика и поставщика и обеспечить конкурентную среду — основу рыночных отношений.

Читайте так же:  Величина чистых активов в балансе строка

Какие выгоды получает поставщик? Победитель тендера приобретает заказ с гарантированным размером оплаты. Победить в тендере – значит стать лидером в своём сегменте рынка, обеспечить устойчивый рост компании. Участие и победа в тендере для производителей и поставщиков – это импульс к дальнейшему развитию бизнеса, ведь компания получает внушительный заказ на свою продукцию, который может исчисляться несколькими миллионами рублей.

Государственные закупки проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Государственные корпорации, субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, с государственным участием в размере более 50%, а также некоторые другие организации, обязаны производить закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Эти закупки тоже причисляют к разряду государственных, иногда их называют корпоративными закупками.

Все закупки в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ публикуются в открытой Единой информационной системе (ЕИС).

Инструкция для поставщика

Как подготовиться

Пакет документов на участие в госзакупках формируется приблизительно в течение 20 дней. Срок, отведенный для подачи участниками заявок бывает и того меньше. Для подготовки лучше заранее разработать план мероприятий для участия компании в закупках, установить сроки их проведения и круг ответственных лиц. Разобраться в вопросе поможет изучение документации нескольких интересующих закупок, публикуемых в открытой Единой информационной системе (ЕИС).

ШАГ 1. Изучение 44-ФЗ

Скажем сразу — 44-ФЗ легким для изучения законом не назовешь, и все же необходимо приложить усилия и внимательно изучить прописанную 44-ФЗ процедуру выбора поставщика — это своеобразный алгоритм того, что, в какие сроки и каким образом необходимо делать участнику госзакупок.

ШАГ 2. Выбор электронной площадки

Необходимо выбрать электронную площадку для участия в электронном аукционе из 8 электронных торговых площадок, отобранных правительством РФ для проведения электронных аукционов. К шести работающим на сегодняшний день операторов электронных площадок добавятся с 1 октября 2018 г. электронные площадки «ТЭК – Торг» и «Электронная торговая площадка ГПБ». В перечень электронных площадок входят следующие:

1.АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
2.АО «Единая электронная торговая площадка»;
3.АО «Российский аукционный дом»;
4.АО «ТЭК — Торг»;
5.АО «Электронные торговые системы»;
6.ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
7.ООО «РТС — тендер»; ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
8.ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» — специальная площадка для госзаказа.

ШАГ 3. Получение электронно-цифровой подписи

Электронная цифровая подпись позволяет присвоить электронному документу юридический статус, равноценный юридическому статусу обычного документа, на котором стоит подпись уполномоченного лица и печать организации.

Процедура получения электронно-цифровой подписи (ЭЦП) осуществляется в одном из Авторизованных удостоверяющих центров, входящих в пространство доверия выбранной площадки. Она занимает от 2 до 5 рабочих дней. Список удостоверяющих центров можно узнать на сайте выбранной электронной площадки. В офисе удостоверяющего центра необходимо будет получать сертификат, поэтому выбор должен быть сделан в пользу близлежащего удостоверяющего центра.

Сертификаты ЭП, полученные в Авторизованных удостоверяющих центрах, подходят для использования на всех Электронных торговых площадках, отобранных в целях проведения электронных аукционов для государственных и муниципальных нужд, а также на площадках, работающих в рамках закона № 223 ФЗ о закупках государственных корпораций и естественных монополий.

Вы можете связаться с call-центом Ассоциации электронных торговых площадок для поиска ближайшей точки выдачи ЭЦП.

Для этого Вам необходимо заполнить регистрационную карту или позвонить по федеральному многоканальному телефону 8-800-2000-100.

ШАГ 4. Подготовка документов

Участник направляет оператору ЭТП информацию, указанную в ч. 2 ст. 61 44-ФЗ, а именно:

Для физических лиц: заявление, которое формируется в электронном виде; 1-20 страницы паспорта (только для физлиц); адрес электронной почты.

Индивидуальные предприниматели дополнительно к этому предоставляют: копию выписки из Единого государственного реестра (она должна быть получена не ранее чем за 6 месяцев до момента подачи запроса); ИНН; доверенность на получение регистрации и осуществление действий, если от имени участника закупки действует иное лицо.

Для юридического лица дополнительно ко всем предыдущим пунктам: копии учредительных документов (устав или договор, в зависимости от организационно-правовой формы); копии документов, подтверждающих полномочия лица (решение о назначении руководителя на должность); решение об одобрении и совершении сделок с указанием ее максимальной суммы.

Необходимые документы должны быть переведены в электронный формат (отсканированы). К ним площадки устанавливают определенные требования: объем до 12 мегабайт; допустимые форматы —.doc,.docx,.pdf,.txt,.rtf,.zip,.rar, xls, xlsx, xps, jpeg,.jpg,.gif,.png.

ШАГ 5. Установка необходимого программного обеспечения

Установка может быть выполнена как своими силами, так и силами специалистов удостоверяющего центра.

Для успешного прохождения процедуры регистрации необходимо настроить персональный компьютер. Алгоритм настройки прост:
1.Установить браузер Internet Explorer 11 или выше.
2.Скачать и запустить Программу для настройки корректной работы на ЭТП.
3. Установить любой из криптопровайдеров: Крипто-Про 3.6 или выше, LISSI 1.3.6, Сигнал-КОМ.
4.Установить сертификат электронной подписи, который вам выдал удостоверяющий центр при получении ЭЦП.
5. Настроить ЭЦП.

ШАГ 6. Аккредитация на ЭТП

Процесс аккредитации на ЭТП бесплатный при наличии сертификата ЭЦП, полученного в аккредитованном удостоверяющем центре. Если поставщик серьезно намерен зарабатывать на госконтрактах, то целесообразно аккредитоваться на всех ЭТП. Это связано с тем, что закупки не дублируются. Аукцион может быть проведен только на какой-то одной площадке. Чтобы подавать заявки на участие в закупке, нужно получить допуск именно к той ЭТП, на которой она проводится.

Срок рассмотрения заявления на аккредитацию составляет не более чем пять рабочих дней. При принятии оператором электронной площадки решения об отказе в аккредитации – участник размещения заказа, после устранения указанных замечаний, вправе вновь направить заявление на аккредитацию. Аккредитация предоставляется на три года.

ШАГ 7. Поиск торгов и подача заявки

Закупки по № 44-ФЗ размещены на нашем сайте. При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти интересующие тендеры по таким критериям, как регион поставки, диапазон начальной цены заявки, наименование заказчика. Важно внимательно изучить требования закупочной документации и корректно подать заявку.

Читайте так же:  Вопрос о предоставлении отпуска за свой счет

ШАГ 8. Внесение обеспечения

Внесение обеспечения Закон о контрактной системе (ст.44 № 44-ФЗ) обязывает заказчика устанавливать размер обеспечения заявок при проведении аукционов. Эти средства подтверждают серьезность намерения участвовать в процедуре и заключить контракт. Участник перечисляет их на свой лицевой счёт, который открывает одновременно с аккредитацией на электронной торговой площадке (ЭТП).

Обеспечение заявок стало меньше. А в закупке до 1 млн руб. его может совсем не быть. В закупках дороже обеспечение заявки будет таким:

• от 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
• от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
• 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Таким образом, для участия в торгах необходимо иметь нужную сумму на площадке. В момент отправки предложения сумма обеспечения блокируется. Однако это не означает, что вы можете участвовать только в одной процедуре. Участник сам решает, сколько средств находится у него на счету. И только их общий объем ограничивает число аукционов, на которые можно подать предложения. Главное, чтобы денег хватило на обеспечение по каждому. Обращаем внимание, что сумма блокируется, но не тратится. Возможность пользоваться заблокированными деньгами возобновляется при отзыве предложения, отказе в допуске к участию в закупке, после подведения итогов.

Выдавать гарантии для госзакупок могут только 173 банка. На сайте Минфина опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов по 44-ФЗ.

ШАГ 9. Процедура электронных торгов

Длительность этого этапа может продолжаться от нескольких минут до 48 часов. Каждый участник должен заранее предусмотреть примерную стоимость своих услуг или товаров, до которой он готов торговаться.

ШАГ 10. Подписание контракта

Победителем торгов становится участник, подавший предложение, соответствующее требованиям конкурсной документации и предложивший лучшие условия.

ШАГ 11. Приёмка исполнения контракта

Приемка исполнения контракта по 44-ФЗ осуществляется согласно правилам и срокам, указанным в контракте (п. 13 ст. 34 44-ФЗ). Теперь заказчики обязаны привлекать внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может выразить свой отказ. По результатам подписывается акт приемки либо составляется мотивированный отказ.

Какие советы пригодятся новичку, желающему участвовать в тендерах?

1. осваивайте производство востребованных, социально значимых товаров;
2. начинайте подготовку к участию в тендерах через изучение законодательства по госзакупкам;
3. совершенствуйте свою техническую подготовку к работе на электронных торгах;
4. подготовьте финансовое обеспечение для участия в госзакупках;
5. внимательно изучайте конкурсную документацию компаний-заказчиков;
6. правильно оформляйте необходимые документы.

ФКС: подготовка к переходу на новую систему госзакупок

В настоящее время полным ходом идет подготовка к переходу на Федеральную контрактную систему – новое направление развития госзакупок. За счет оптимизации функций сотрудников Минэкономразвития РФ создан Департамент развития ФКС. Силами сотрудников Минэкономразвития РФ и Департамента развития ФКС с приглашением специалистов по определенным вопросам разработаны Концепция и проект закона о ФКС.

Новые документы прошли стадию межведомственных согласований. Проект закона о ФКС получил одобрение правительства, вынесен на рассмотрение в Госдуму. Состоялись пресс-конференции разработчиков закона со СМИ, с бизнес – сообществом, обсуждения с различными целевыми группами.

Госзакупки в РФ сейчас продолжают регулироваться 94-м федеральным законом. Помимо этого, действует закон о госзакупках отдельных видов юридических лиц, определяющий общие требования к проведению госзакупок госкорпорациями и естественными монополиями. Переход к ФКС будет происходить постепенно, как минимум три года. За это время повыситься уровень квалификации всех участников рынка, заработает реальный механизм ответственности госзаказчиков.

ФКС потребует эффективной организации структуры управления, методического обеспечения. Функции органов исполнительной власти расширятся, под государственное регулирование попадут те сферы, которые прежде не регулировались, что потребует перераспределения полномочий.

Почему необходимо менять систему госзакупок?

При разработке ФКС Минэкономразвития РФ учитывало специфику вызовов для страны, системные проблемы, накопившиеся в системе госзаказа. Проведена огромная исследовательская работа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Системные проблемы, накопившиеся в системе госзаказа:

1. Рост количества несостоявшихся конкурсных процессов. Применительно к электронным аукционам, количество несостоявшихся торгов составляет 48%, при использовании других способов закупки количество несостоявшихся торгов ещё выше – 56%.

2. Забюрократизированность системы госзаказа.

3. Правовые нормы, регулирующие закупки для науки и культуры, практически не работают, а значит – ограничивают их развитие.

4. Заказчики, закупающие неоправданно дорогие товары, предметы роскоши, не несут реальной ответственности за свои действия.

5. Симптомом нездоровья системы госзаказа являются десятки тысяч жалоб и огромное количество разъяснений, которые вынуждены давать специалисты по интерпретации 94 – ФЗ.

6. 94 – ФЗ содержит 20 блоков поправок, но, несмотря на постоянное совершенствование, он оставляет вне поля внимания государства такой важный момент как эффективность госзакупок.

Принципы регулирования ФКС:

– нацеленность на результат;

– ответственность за результат;

– прозрачность системы госзаказ.

Нацеленность на результат реализуется через критерий качества удовлетворения государственных обязательств через поставки товаров, выполнение работ или услуг. Основная задача ФКС состоит в том, чтобы обеспечить реальные условия для добросовестной конкуренции, эффективного использования бюджетных средств.

Для этого госзаказчик должен стать лицом, которое принимает решение и отвечает за него. Прозрачность системы госзаказ обеспечивается через информационную открытость на каждой стадии закупочного процесса и механизм общественного контроля, впервые представленный в правовых нормах, регулирующих госзакупки.

Читайте так же:  Основания для проверки документов

Новации в системе госзаказа

1. Регламентация всего закупочного цикла

Основу Федеральной контрактной системы составит регламентация всего закупочного процесса, который включает в себя такие стадии как: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемка контрактных результатов, мониторинг, контроль и аудит за соблюдением устанавливаемых требований. Предложены подходы к формированию организационной структуры контроля и аудита в сфере Федеральной контрактной системы, в том числе функциональное распределение полномочий между уровнями власти и федеральными органами исполнительной власти.

2. Расширение способов осуществления закупок

В качестве основной процедуры будет использоваться открытый конкурс, что отвечает многочисленным запросам заказчиков, поставщиков, соответствует типовому законодательству о госзакупках ООН. Электронный аукцион, несмотря на то, что в котором заложен огромный антикоррупционный потенциал, имеет такой существенный недостаток как отсутствие учета качественных характеристик закупаемых товаров, работ или услуг. Поэтому предусмотрено расширение способов осуществления закупок за счет включения 10 способов, которые должны позволить заказчикам гибко учитывать особенности отдельных видов закупаемой продукции, а также рыночную конъюнктуру. Каждой группе товаров будет предложен определенный способ закупки. Например, для закупки сложной техники будет дано право проводить конкурс.

Способы осуществления закупок:

– конкурс с ограниченным участием;

– закрытый запрос предложений;

–закупка у единственного источника.

3. Прозрачность системы госзаказа

Прозрачность системы госзаказа будет реализована через информационную открытость на каждой стадии закупочного процесса. 300 тысяч госзаказчиков заключают миллионы контрактов, что требует профессионализации тендерной деятельности. Будет происходить поэтапная централизация и укрупнение закупок на муниципальном и региональном уровне. Планы — графики заказчиков будут публичными. Госзакупки будут увязаны с функциями ведомств и четко обоснованы – что закупается, сколько, на каком основании. Для прозрачности и подконтрольности системы госзаказа предусмотрено разграничение функций различных органов власти. Прогнозированием, планированием и обоснованием госзаказа будут заниматься Минэкономразвития и Минфин. Весь процесс прогнозирования, планирования и обоснования госзаказа будет увязан с процессом разработки госпрограмм. В зоне ответственности ФАС будут вопросы защиты конкуренции, доступности госзаказа и контроля.

4. Введение ответственности не только за процедуры осуществления закупок в соответствии с законом, но и за результат аудита заключенных контрактов

Персональная публичная ответственность заказчика будет выражаться в том, что за каждым контрактом будет стоять конкретное ответственное лицо с открытыми персональными данными (фамилия, имя, отчество, телефон), а сама ответственность будет дифференцирована в зависимости от нарушения. Персональная ответственность должностных лиц заказчиков вводится за реализацию функций по обоснованию закупок, включая определение начальной цены контракта, ведение планов закупок, выбор способа осуществления закупки и приемку результатов исполнения контрактов. Предстоит максимально конкретно прописать перечень сопоставимой ответственности (административная, дисквалификация и т.д.) за определенные нарушения. Предусмотрена обязанность заказчика создавать контрактные службы, которые должны будут разрабатывать планы — графики и нести персональную ответственность за реализацию госзаказа.

5. Антидемпинговый механизм

Разработаны антидемпинговые меры, позволяющие отклонять заявки с необоснованно заниженными ценами. В случае снижения цены более чем на 25% участник сделки обязан предоставить обоснование. Госзаказчик будет иметь право затребовать исчерпывающую информацию о поставщике.

6. Управление конкурентными рисками

Вводится механизм упрощенного изменения условий контракта и его расторжения, а также процедура одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по четко определенным основаниям, связанным с недобросовестными действиями поставщика, с невыполнением им своих обязанностей. Управление конкурентными рисками включает в себя также стадию приемки товара, услуг, работ.

7. Механизм общественного контроля.

Общественный контроль – этот тот инструмент, заложенный проектом закона о ФКС, который позволит обществу контролировать систему госзаказа. Будут предоставлены реальные полномочия институтам общественного контроля. Общественные советы наполовину будут состоять из общественных организаций. Общественные советы могут участвовать в закупочных комиссиях. Они получат право запрашивать документы, направлять рекомендации, выходить с предложениями. Заказчики будут вынуждены реагировать на факты злоупотреблений, выявленные через механизм общественного контроля. И это уже завоевание предыдущего этапа, связанное с деятельностью общественных организаций.

Остаются ли разногласия Минэкономразвития РФ с ФАС РФ?

Позиции Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития России по проекту закона о федеральной контрактной системе в настоящее время существенно сблизились. Премьер-министр, а затем президент утвердили разработанную Минэкономразвития реформу системы госзакупок, концептуальные подходы ФКС: регулирование всего цикла, расширение спектра процедур торгов, введение контроля и аудита, антидемпинг. Президент поручил правительству доработать документ и внести его в Госдуму к 1 июля.

Основные разногласия связаны с расширением способов осуществления закупок.

ФАС настаивает на ограниченном перечне способов закупок. Этот перечень включает способы закупки, в наибольшей степени поддающиеся контролю. Прежде всего – это электронный аукцион. ФАС настаивает на электронном аукционе как наиболее конкурентной форме закупки. Минэкономразвития РФ считает, что расширение способов осуществления закупок – требование времени. Ведь сегодня для таких организаций как школы, больницы, учреждения культуры узкий способ закупок работает плохо. Позиция Минэкономразвития РФ однозначна – несмотря на то, что в госзакупкам нужна предсказуемость, назрела необходимость сделать следующий шаг в развитии системы госзаказа – перейти на Федеральную контрактную систему. Предполагается, что каждый способ осуществления закупок будет выбираться не произвольно, а по определенным правилам. В министерстве полагают, что главной формой должен стать конкурс. Эта процедура предполагает, что победитель выбирается не столько на основании цены, сколько исходя из дополнительных требований к участникам.

В то же время ФАС согласилась, что надо контролировать весь цикл госзакупок, а не только стадию размещения госзаказа.

Итак, создана новая правовая база для перехода к Федеральной контрактной системе. Эта правовая база является новой не только по букве, нормам, но и по духу. Новая система госзакупок вводит такие базовые моменты как регулирование всего цикла госзакупок (планирование, размещение, исполнение, аудит результатов), среднесрочное прогнозирование, аудит исполненных контрактов на соответствие заявленной цене, госнуждам, подконтрольность всех участников госзакупок (госзаказчиков, отдельных юридических лиц, бюджетных казенных учреждений), впервые в систему госзаказа с реальными полномочиями вводится институт общественного контроля.

Читайте так же:  Льготы по капремонту ветеранам труда

Бизнес на госзакупках с нуля: пошаговая инструкция

Можно ли построить бизнес на госзакупках с нуля? Да, безусловно. Сложно ли это сделать? Нет, если знаешь как. Госзакупки для малого бизнеса и предпринимателей средней руки могут оказать неоценимую помощь. И в рамках данной статьи будут рассмотрены различные аспекты этого дела.

Общая информация

Предпринимательство живёт на производстве товаров, торговле и оказании услуг. Во всём этом нуждается государство, которое может стать постоянным клиентом. Для бизнеса такая ситуация – это отменный способ расширения своего рынка сбыта и увеличения товарооборота. Часто можно встретить мнение, что связываться с государством не имеет смысла, ибо кругом откаты и прочие проявления коррупции. Но реальная ситуация довольно разительно отличается от мифического образа. Да, периодически придётся встречаться со значительной конкуренцией. Но если предлагать выгодные условия – считайте, что договор уже в кармане. И огромную помощь в этом оказывают электронные аукционы, где указываются все условия и потребности. Конкуренция при этом зависит от суммы предлагаемого контракта и сферы деятельности. И небольшой одушевляющий факт: примерно 40% всех электронных аукционов признаются несостоявшимися. И причина смешна – не находятся участники, желающие в них поучаствовать. Могут возникнуть подозрения (не беспочвенные) о каких-то специфических моментах, и они действительно имеют место быть, но не в таком масштабе. Как правило, такая ситуация возникает именно из-за того, что действительно, не нашлось никого, кто бы заинтересовался.

Выбираем свою нишу

Первоначально необходимо ознакомиться с большим количеством различной документации. Помочь в этом за определённую плату могут специалисты. Если же свободных средств нет, то придётся разбираться в этом самостоятельно. И здесь поможет данная статья. Кроме неё, можно обратить внимание ещё на различные специальные пособия и обучающие курсы, которые проводят общественные организации (в массе своей) и государские службы поддержки бизнеса. Для начала можно уделять внимание не очень большим, но всё же самым настоящим электронным аукционам, где будет небольшое количество конкурентов. После этого необходимо направить заявление на участие в нём и приложить все необходимые документы. Тендерная комиссия же выберет самое выгодное предложение (то, что соответствует всем требованиям и обладает наименьшей ценой). При разумном подходе госзакупки для малого бизнеса превращаются в прибыльную статью дохода.

Как всё работает?

В рамках статьи будет уделено большое внимание электронным торговым площадкам. Почему? Дело в том, что благодаря им очень удобно искать интересные предложения. К тому же, для подачи заявки в данном случае не требуется тратить много времени. А открытая форма работы по принципу аукциона позволяет следить за честностью работы комиссий и жаловаться в соответствующие инстанции. Но всё же следует учитывать один момент. Брать участие в тендерах может любая коммерческая организация, но для допущения необходимо знать правила и алгоритм работы. Поэтому, будет внимательно рассмотрено следующее:

  1. Принципы работы системы государственных закупок.
  2. Открытый и закрытый конкурсы.
  3. Аукцион (в том числе и электронный).
  4. Кто может брать участие.
  5. Специфические моменты.
  6. Начинаем сотрудничество.

Принцип работы

Если интересует, скажем, бизнес на госзакупках с нуля до 100 тысяч рублей или же миллиона (для начала), то обойтись без этого момента не выйдет. О чем же следует поговорить первоначально? О взаимодействии. Государство может быть рассмотрено как специфическая коммерческая структура. И она нуждается в определённых услугах. Поскольку же масштаб работы и влияния государства поистине огромен и затрагивает практически все сферы жизни, то и перечень нужных услуг практически не ограничен. Причем в сторонних организациях периодически нуждается любой государственный институт – сельское хозяйство, машиностроение, космическая сфера, образование и прочие.

Но к тендерам выдвигаются суровые требования. И первое – процесс выбора подрядчика на производство товаров и оказание услуг должен быть прозрачным по максимуму. Как только организация выполняет выдвигаемые требования, она может предложить свои условия и собственную цену. В случае когда она самая выгодная, происходит получение заказа. Тут следует отметить, что, несмотря на кажущуюся простоту, часты случаи, когда организации прибегают к законным хитростям, которые оказывают влияние на выбор подрядчика. Чтобы не стать жертвой таких обстоятельств и построить успешный бизнес в сфере госзакупок, необходимо тщательно изучить, как работает эта система. В Российской Федерации законодательством утверждено несколько видов торгов.

Открытый и закрытый конкурсы

Первый вариант является самым распространённым способом организации государственных заказов на территории Российской Федерации. Его суть заключается в том, что всех заинтересованных лиц о заказе информируют через средства массовой информации: печатные газеты, на тематических сайтах. В общем, делается всё, чтобы найти оптимального подрядчика. Для проведения открытого конкурса подготавливается большой объем материала, а все условия документально фиксируются. На протяжении месяца поступают заявки. После этого проводится процедура вскрытия, и учреждающая комиссия решает, кто же будет выполнять заказ. Подобный подход, правда, требует регулярного мониторинга соответствующих источников, что не очень удобно. Особенностью закрытого конкурса является то, что заказчиком самостоятельно устанавливается круг исполнителей, что могут справиться с заказом. Такой подход практикуется в тех случаях, когда приходится работать с конфиденциальной информацией или же выполняемая работа является весьма специфической. Хотя он может применяться и тогда, когда проводить ознакомление с нею многочисленных исполнителей нерентабельно.

Они так же, как и конкурсы, бывают открытыми и закрытыми. Исполнитель в данном случае выбирается по принципу «готов выполнить необходимый объем работ за минимальную сумму». Причем понижение ставки осуществляется по заранее установленным параметрам, что регламентируется законодательством. Особенностью закрытых аукционов является максимальная степень конфиденциальности. Таким образом, заказчика защищают от возможного сговора. Особенно следует уделить внимание электронным аукционам. Они проводятся на виртуальных торговых площадках, что были аккредитованы контролирующим органом. В таком случае подать заявку можно только через интернет.

Всё возрастающая популярность мировой сети приводит к тому, что многие страны законодательно обязывают свои институты закупать всё необходимое с помощью именно электронных аукционов. Современные технологии позволяют делать процесс выбора исполнителя для нужд государства предельно честным и снижают риск преступного сговора. К тому же предприниматели, что берут участие в аукционах, могут собственными глазами видеть процедуру выбора. И если будет кто-то обиженный, то что его воздержит от сообщения в полицию и прокуратуру?

Читайте так же:  Приказ 310 н медико социальной экспертизы

Кто же может принять участие?

Особенно многих интересует вопрос относительно индивидуальных предпринимателей. Они могут принимать участие в государственных закупках, но есть определённые ограничения. Так, индивидуальные предприниматели не могут участвовать в тех тендерах, где предусмотрена работа исключительно с юридическим лицом. Во всех остальных случаях, чтобы поучаствовать в процессе удовлетворения нужд государства, нужно просто соответствовать требованиям заказчика и очень желательно иметь успешный опыт работы в выбранной категории предпринимательства. А то, какая будет форма организации – индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо – роли не играет. Важно только получить электронную цифровую подпись и зарегистрироваться на площадке государственных закупок, что была аккредитована.

Пошаговая инструкция к предпринимательству

Сейчас давайте рассмотрим, как построить свой бизнес на госзакупках с нуля. Более удобным является вариант работы с электронными ресурсами. Поэтому внимание будет уделено ним. Такому положению дел способствует и более лёгкая возможность взаимодействия, и отсутствие сложности с отслеживанием новых тендеров в режиме реального времени, и множество иных приятных моментов. Поэтому каждому предпринимателю, что планирует развиваться в этом направлении, следует сделать следующие шаги:

Маленькие шаги к великому будущему

Итак, есть доступ ко всему необходимому. Что же теперь делать? Следующие шаги предпринимателя будут такими:

  1. Использование залоговых средств. Первоначально необходимо будет разместить средства на счёте, что привязан к площадке. Когда будет подаваться заявка, то вместе с ней система будет удерживать до 5% от стоимости тендера. После того, как аукцион завершен, сумма возвратится к своему обладателю, и её можно будет беспрепятственно вернуть. Если же денег не будет, то подача заявки не осуществится.
  2. Составление заявки. Это немаловажный этап, который многие недооценивают. От того, насколько корректно будет написан текст заявки, зависит успех потенциального исполнителя. Состоит она из двух частей: информационной и анонимной. В первой имеются все нужные сведения и документация. Во второй же пишется подробное описание товара, услуги, процесса производства, поставки, выполнения, согласие на проведение работы и прочее, что исполнитель сочтёт нужным. Заказчик после получения всей информации сообщает оператору портала о своём выборе. А он уже связывается с исполнителем.

Как видите, бизнес-процесс «госзакупка» не такой и страшный, как может показаться на первый взгляд. К тому же новеньким в этом деле можно подойти с позиции «глаза боятся, а руки делают». А со временем, когда уже будет достаточно опыта, эти действия не будут создавать сложности.

Полезные правила

Вот и было рассмотрено, что же собой представляют госзакупки. Малый и средний бизнес, стоит только захотеть, может хорошо на них зарабатывать. Но если придерживать нескольких простых правил, то можно существенно увеличить успешность своей деятельности. Какие они? Первоначально необходимо сложить бизнес-план госзакупок. Его никому показывать в последующем не нужно, но иметь четко определённую и изложенную систему взаимодействия, решений, подготовки всё же полезно. Кроме этого, необходимо отслеживать заказ, что представляет интерес, до конца. Не исключено, что заказчик изменит условия, и нужно быть готовым ознакомиться с новыми требованиями. Это довольно хитрый механизм выбора того исполнителя, что нужен. Также необходимо внимательно относится к тем заказчикам, что устанавливают цену в несколько раз ниже рынка. Скорее всего, это говорит о недобросовестности. Не лишним будет и составлять черный список или пользоваться чем-то подобном, сделанным другим человеком.

Увы, имеет и такую негативную сторону бизнес на госзакупках. Отзывы в данном случае тоже не лишним будет изучить. Кроме этого, можно посмотреть и то, как человек пишет в комментариях. Если вежливо – более вероятен успешный исход, грубо и хамовато – жди проблем. Сейчас участие малого бизнеса в госзакупках, равно как и предпринимателей средней руки, пока что ещё в новинку. Но если уж и появилось желание стать предпринимателем, то значительно легче будет действовать именно на этом поле.

Заключение

Необходимо прикладывать значительные усилия, чтобы доля участия малого бизнеса в госзакупках постоянно росла. Ведь это хоть и не много, но рабочие места, и, потенциально, средний и большой бизнес в перспективе. А какое государство откажется от того, чтобы выращивать крупные компании и предприятия, как картошку на грядках? Поэтому, необходимо поддержать и дать возможность заниматься бизнесом всем, кто желает. Ведь механизм государственных закупок можно назвать протекционистским инструментом, который помогает активизировать создание собственной мощной и уверенной экономики, которая так нужна нам в это тяжелое время.

Источники


  1. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.

  2. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.

  3. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  5. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.
Как выйти на госзакупки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here