Изменение вида разрешенного использования земли

Важная информация в статье: "Изменение вида разрешенного использования земли" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Изменение вида разрешенного использования земли

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется, в частности, в соответствии с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) конкретного муниципального образования (п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 8, п. 2 ч. 3 ст. 30ГрК РФ).

Установление видов разрешенного использования
В состав ПЗЗ входят, в том числе, градостроительные регламенты. Для каждой категории земель в пределах определенной территориальной зоны градостроительные регламенты устанавливают допустимые виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные. При этом вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними (ч. 2, п. 1 ч. 6 ст. 30, ч. 1, 2 ст. 37ГрК РФ).
Так, например, к основным видам разрешенного использования могут относиться: ИЖС, ведение личного подсобного хозяйства; к вспомогательным видам — коммунальное, социальное, бытовое обслуживание; к условно разрешенным видам — ведение садоводства
Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на один из предусмотренных регламентом видов для данной территориальной зоны. Порядок изменения будет зависеть от того, к какой из указанных категорий вид разрешенного использования относится (ч. 3 ст. 37ГрК РФ; п. 3 ст. 85ЗК РФ).

Изменение вида разрешенного использования из состава основных или вспомогательных
Основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельного участка могут быть выбраны правообладателем самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований (ч. 4 ст. 37ГрК РФ; п. 2 ст. 7ЗК РФ).
Если сведения о земельном участке содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), правообладателю необходимо обратиться в Управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования.
ПЗЗ муниципального образования в целях соблюдения требований технических регламентов может быть предусмотрено направление правообладателем участка в уполномоченный орган данного муниципального образования уведомления об изменении вида разрешенного использования из состава установленных ПЗЗ с приложением необходимых документов.

Изменение вида разрешенного использования из состава условно разрешенных
В данном случае правообладатель земельного участка должен получить разрешение на изменение вида разрешенного использования. Для этого ему необходимо направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в уполномоченный орган муниципального образования. Порядок направления такого заявления, как правило, устанавливается ПЗЗ и может отличаться в разных муниципальных образованиях (ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 39ГрК РФ)

Примечание.Рекомендуем заранее уточнить в уполномоченном органе соответствующего муниципального образования о необходимости представления вместе с заявлением дополнительных документов.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению путем проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Расходы на их проведение несет правообладатель земельного участка, для которого испрашивается изменение вида разрешенного использования.
По результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка или об отказе в предоставлении такого разрешения и направляет их главе местной администрации, который в течение трех дней со дня поступления указанных документов принимает соответствующее решение (ч. 2, 8- 10 ст. 39ГрК РФ).
Правообладатель земельного участка вправе оспорить отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в судебном порядке (ч. 12 ст. 39ГрК РФ).

Изменение вида разрешенного использования на не предусмотренный градостроительным регламентом
В этом случае изменение вида разрешенного использования осуществляется в порядке, установленном законодательством, посредством принятия нормативного акта о внесении изменений в ПЗЗ (ст. ст. 31, 32, ч. 1 ст. 33ГрК РФ).
Правообладатель земельного участка вправе направить в комиссию предложение о внесении изменений в ПЗЗ в инициативном порядке либо в случаях, если в результате их применения (п. 5 ч. 3 ст. 33ГрК РФ):
— земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно;
— причиняется вред их правообладателям;
— снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства;
— не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложения осуществляет подготовку заключения о рекомендации внесения изменения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет это заключение главе местной администрации (ч. 4 ст. 33ГрК РФ).
С учетом заключения комиссии глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении и направляет копию такого решения заявителю (ч. 5 ст. 33ГрК РФ).

Обратите внимание!
В результате изменения вида разрешенного использования земельного участка может измениться его кадастровая стоимость, что повлияет на величину земельного налога. Если вы считаете, что кадастровая стоимость земельного участка оказалась завышенной, вы можете обжаловать результаты кадастровой оценки в Росреестре или в суде (п. 1 ст. 391НК РФ; ч. 2, 3 ст. 24.18Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

Изменение вида разрешенного использования земельного участка. Обзор практики от Верховного суда

Верховный суд РФ выпустил Обзор судебной практики рассмотрения споров, связанных с изменением видов разрешенного использования земельных участков. В него вошли вопросы о том, в каких случаях собственники и арендаторы участков могут требовать изменения вида разрешенного использования, а в каких нет, а также каковы последствия несоблюдения процедуры изменения разрешенного использования и нарушения законодательных ограничений. Всего в обзоре представлено девять судебных позиций.

Читайте так же:  Надо ли представлять отчетность по патенту

На прошлой неделе, 14 ноября 2018 г., Президиум Верховного суда РФ утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (далее — Обзор). Он подготовлен в связи с тем, что на практике возникают сложности в разрешении таких споров, как, в частности, при установлении лиц, управомоченных на изменение вида разрешенного использования, при применении процедурных особенностей такого изменения, при определении последствий несоблюдения установленных процедур и последствий использования земельных участков с нарушением ограничений.

Изменение вида разрешенного использования арендатором

Вспомогательный вид разрешенного использования вместо основного

Верховный суд РФ указал, что вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, нельзя выбрать вместо основного при предоставлении земельного участка.

Вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Речь идет о такой ситуации: истец являлся собственником земельного участка из категории «земли населенных пунктов» с разрешенным видом использования «сады, огороды». Он попросил у администрации предоставить в собственность земельный участок, который примыкал к его участку, под открытую гостевую стоянку. Этот соседний участок располагался в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами. К числу основных видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в этой зоне, относились в том числе индивидуальные жилые дома, садоводство, огородничество, дачное строительство. Открытая гостевая стоянка являлась вспомогательным видом использования земельных участков в данной зоне. Собственник получил отказ в его требовании предоставить примыкающий земельный участок. Первая инстанция и апелляция поддержали собственника, признав незаконным решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области имущественных отношений об отказе в предоставлении в собственность земельного участка под открытую гостевую стоянку. Но суд кассационной инстанции принял по делу новое решение. Он отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец не представил доказательства использования участка в соответствии с основным разрешенным видом использования.

Разрешенное использование должно соответствовать предельным размерам участка

В Обзор включена позиция о том, что вид разрешенного использования земельного участка невозможно изменить, если градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.

Так, собственник земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» обратился в орган муниципального образования с заявлением о принятии решения об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка. Он просил изменить «индивидуальное жилищное строительство» на условно разрешенный вид «магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв. м», предусмотренный градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки, к которой правилами землепользования и застройки сельского поселения отнесен спорный земельный участок. При этом он просил принять во внимание, что на основании постановления главы муниципального образования были проведены публичные слушания, по результатам которых комиссия по проведению публичных слушаний дала заключение о возможном изменении вида разрешенного использования земельного участка. Но орган местного самоуправления отказал. Собственник подал в суд заявление о признании незаконными действий органа местного самоуправления.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Он установил, что площадь земельного участка, принадлежащего истцу, составляла 625 кв. м. В то же время градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки было предусмотрено, что для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м, минимальный размер земельного участка должен быть 1000 кв. м. Апелляция оставила решение суда первой инстанции без изменения.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.

Установление видов разрешенного использования в градостроительном регламенте

Градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков.

Так, в правила землепользования и застройки части территории одного муниципального образования были внесены изменения. Для территориальной зоны «ведение огородничества», соответствующей функциональной зоне генерального плана муниципального образования «ведение огородничества», был установлен градостроительный регламент, включающий вид разрешенного использования «ведение садоводства». Правообладатели земельных участков в этой территориальной зоне подали коллективный иск об оспаривании такого решения. Они ссылались на то, что это нарушает права и законные интересы собственников земельных участков, препятствует их надлежащему использованию, устанавливает ограничения по эффективности эксплуатации участков (строительство и реконструкция жилых домов) и снижает их стоимость. Кроме того, установление вида разрешенного использования «ведение садоводства» в функциональной и территориальной зонах «ведение огородничества» противоречит положениям классификатора видов разрешенного использования земельных участков, а также требованиям ст. 35 и 36 ГрК РФ.

Первая инстанция удовлетворила иск. Апелляция отменила это решение. Она решила, что виды разрешенного использования «ведение садоводства» и «ведение огородничества», установленные в территориальной зоне «ведение огородничества», являются сочетаемыми и предусматривают использование земельных участков в сельскохозяйственных целях, связанных с выращиванием сельскохозяйственных культур, размещением хозяйственных строений, сооружений или садовых домов. Градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны «ведение огородничества» с основным видом разрешенного использования «ведение садоводства» с возможностью размещения объектов капитального строительства, не противоречит нормам федерального законодательства и не лишает административных истцов права на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе на возведение объектов капитального строительства (садовых домов). Включив это дело в Обзор, ВС РФ поддержал позицию апелляции.

Читайте так же:  Правовые меры охраны атмосферного воздуха

Другие позиции Верховного суда из Обзора судебной практики

При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Если при предоставлении земельного участка вид разрешенного использования не был определен, то администрация муниципального образования не вправе отказать в установлении вида разрешенного использования земельного участка.

Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.

Изменение ВРИ

Таким образом, круг возможных сфер использования земли ограничивается на государственном уровне.

Использование земли не по целевому назначению является административным правонарушением, караемым штрафными санкциями, особенно высокими в отношении юридических лиц.

Наиболее востребованные варианты смены ВРИ

Изменение ВРИ земли дает право землевладельцу вести на участке деятельность, не предусмотренную в настоящий момент кадастровыми документами.

Перевод сельхоз земель в ИЖС

Земли сельскохозяйственного назначения не предусматривают строительства на них капитальных объектов недвижимости.

В отстроенном на таком участке доме не удастся подвести коммуникации, прописаться. Исключение — земли дачного назначения.

Еще одна группа причин, мотивирующих сменить ВРИ сельскохозяйственных земель, — финансовая:

  • Земли ИЖСимеют более высокую рыночную стоимость.
  • Строительство на землях ИЖСпозволяет использовать средства материнского капитала.
  • Объекты недвижимости на землях ИЖС более предпочтительный вариант в качестве залогового фонда при ипотеке.

О порядке перевода сельскохозяйственных земель в ИЖС читайте в отдельной статье.

Из ЛПХ в ИЖС

Земли ЛПХ не всегда подходят для строительных целей. Так полевые участки, являющиеся частью земель сельхозназначения, могут использоваться исключительно для производства продукции растениеводства.

Причины для изменения статуса земли:
  • Повышение стоимости недвижимости.
  • Использование участка в качестве залога.
  • Возможность применения имущественного налогового вычета.

О переводе ЛПХ земель в ИЖС читайте в отдельной статье.

Из СНТ в ИЖС

Участки для загородного отдыха могут использоваться для строительных целей, но соблюдением строительных норм и правил при этом не следует пренебрегать.

Почему землепользователи меняют ВРИ садового участка на ИЖС:

  • Льготное подключение к коммуникациям.
  • Возможность требовать от муниципалитета надлежащего содержания подъездных путей к участку.
  • Увеличение цены земли.
  • Оформление регистрации по месту жительства в единственном имеющемся в собственности семьи доме.

О возможностях изменения ВРИ для СНТ-земель читайте в статье.

Из ДНП, ДНТ и огородных земель в ИЖС

С вступлением в силу изменений законодательства, касающихся дачных объединений, актуальным становится вопрос о смене ВРИ дачного надела.

Изменение ВРИ возможно на СНТ или открывающий более широкие возможности ИЖС.

Об изменении ВРИ дачных участков на ИЖС читайте в тематической статье.

Огородные наделы не допускают наличия на них капитальных строений.

Для легализации возведенного жилого дома не обойтись без смены ВРИ надела.

Подробнее о процедуре перевода огородных земель в «ИЖС» читайте в статье.

Смена ВРИ земли на коммерческую цель использования

Успешный бизнес предполагает не только удобное расположение коммерческих объектов, но и наличие достаточного количества потребителей производимых товаров и услуг.

Все эти условия могут обеспечить земли ИЖС и ЛПХ, но при этом потребуется изменение цели использования участка.

Подробнее о смене ВРИ надела на коммерческий вид читайте в отдельной статье.

Законодательная база

Смена ВРИ земли может быть сопряжена с переменой категории участка.

Основные нормативно правовые акты, регулирующие данный вопрос:

Если смена ВРИ земли требует изменения категории участка, то для успешного завершения процедуры потребуется соблюдение следующих условий:

  • Нахождение участка вблизи населенного пункта.
  • Наличие в Генплане района возможности для включения в черту поселения данного участка.
  • Низкое качество земель.
  • Возможность оплатить сумму выпадающих доходов от смены категории земли сельхоз надела.

Откажут в смене категории участков в следующих случаях:

  • Намерение изъять из оборота особо ценные сельскохозяйственные земли.
  • Наличие законодательно установленных ограничений для перевода земли в другую категорию.
  • Отрицательное заключение госэкспертизы для случаев, когда необходимо мнение экологического ведомства.
  • Противоречие документам территориального планирования.

Для смены ВРИ земли, требуется выполнение следующих условий:

  • Обмер земли.
  • Наличие актуальной информации об участке в базе Кадастровой палаты.
  • Соответствие информации, содержащейся в градостроительной документации, планируемому присвоению нового статуса земли.

Как изменить ВРИ — порядок действий

Решение об изменении цели использования земли может приниматься на муниципальном уровне — в отношении участков, расположенных на землях поселений и региональном — по сельскохозяйственным наделам.

В то же время процедура может включать в себя проведение публичных слушаний или проводиться без общественного обсуждения, если речь идет о присвоении участку назначения «Жилое строительство».

Читайте так же:  Берут ли в армию с недостатком веса

Смена ВРИ надела, расположенного в черте населенного пункта, на ИЖС занимает в среднем 30 дней.

Заявление и подтверждающие документы подаются в администрацию поселения, где в установленные сроки рассматриваются специально созданной комиссией.

По итогам рассмотрения комиссии подготавливается заключение о целесообразности осуществления смены ВРИ, и направляется главе администрации поселения (района) для принятия окончательного решения.

Подробно о смене ВРИ земли читайте здесь.

В случае необходимости проведения общественных обсуждений, длительность процедуры рассмотрения ходатайства увеличивается на 2 недели.

Подробнее о смене ВРИ на условно-разрешенный вид использования земли читайте в статье.

Смена ВРИ участка с одновременным изменением его категории производится региональными властями.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ходатайство рассматривается муниципалитетом его принявшим и при отсутствии причин для отказа в его удовлетворении перенаправляется в правительство области на рассмотрение и вынесение вердикта.

Подробнее о смене категории земли с переменой ВРИ участка читайте в этой статье.

Заключение

Процедура изменения ВРИ земельного участка – это необходимый шаг для обеспечения законности строительных работ и ведения коммерческой деятельности на участке изначально для этого не предназначенном.

Ходатайство о смене статуса земли подается в муниципалитет, откуда направляется в орган, уполномоченный на его рассмотрение.

Средний срок рассмотрения заявки 30-60 дней и зависит от уровня органа власти, принимающего окончательное решение, а также от необходимости общественного обсуждения намерений заявителя.

В сложных случаях всегда можно воспользоваться помощью специалиста. Услуги юриста платные, но гарантируют правильность оформления документов и своевременность их направления в уполномоченный орган.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка. Закон разрешает, суд запрещает

Согласно п. 1 ст. 615 Граж­данского кодекса РФ (далее — ГК РФ) арендатор обязан пользоваться арендованным иму­ществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены,- в соответствии с назначением имущества. ( постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 № 1756/13 по делу№А35-765/2012)

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель (см. определение Верховного Суда РФ от 10.09.2014№ 18-КП4-95).

Но как быть с п. 2 ст. 7 ЗК РФ: любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Более того, Земельный кодекс в п.3 ст. 85 ЗК РФ также разрешает менять вид разрешенного использования. . и как это соотносится с новым правилом п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного ис­пользования такого земельного участка не допускается.

И кадастровая палата ведь действительно приостанавливает внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, в связи с отсутствием согласия Арендодателя. А Арендодатель, естественно, не предоставляет согласие на изменение ВРИ.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

Что говорит Закон

Есть 2 способа перевести участок в другой вид разрешенного использования:

  • На основании ФЗ от 03.2012 №172 «О переводе земельных участков в другую категорию» участку может быть присвоена любая категория земель.
  • На основании Градостроительного Кодекса ст.37-38: участок может быть переведен только в установленную Законом категорию, представленную списком.

Категории земель

Земельный Кодекс РФ дает определение категорий земли, то есть определяет предназначение земельных участков:

  1. Для нужд сельского хозяйства, под посевы, использовать по-другому запрещено Законом.
  2. Под городское и сельское строительство, земли населенных пунктов.
  3. Категория земель под строительство промышленных, энергетических объектов, строительство вышек телевещания, мобильной связи. Сюда относят земли, используемые для обеспечения госбезопасности, космических и военных объектов.
  4. Земли заповедников и других охраняемых объектов.
  5. Под лесное хозяйство.
  6. Земли, относящиеся к водным ресурсам.
  7. Земли запасного назначения.

В каждой категории может быть более точное указание вида разрешенного использования, например, под сельскохозяйственную категорию подпадают земли подпастбища, прогона скота и т.д. К самым распространенным используемым категориям относят земли сельхозназначения и населенных пунктов. Именно эти категории приходится чаще всего переводить.

Виды разрешенного использования земель

На всех землях, кроме целевого указания, установлен разрешенный вид использования, который определяет возможную деятельность на участке земли. Однако вид может быть одинаковым на разных категориях, например, для ведения личного подсобного хозяйства есть разрешение и на землях сельхозназначения и землях населенных пунктов.

В большинстве случаев частную землю разрешено использовать:

  • Под ведение сельхоз работ, в том числе и переработку продукции.
  • Для организации личного подсобного хозяйства в поле или на приусадебном участке.
  • Под разведение садов и огородов.
  • Под строительство низко этажных дачных домиков.
  • Для создания крестьянского или фермерского подворья.
  • Под строительство индивидуального капитального дома.

Может показаться, что некоторые виды имеют однотипный характер, но это не так, и они в значительной мере имеют отличия. Например, на землях под дачное строительство можно возвести дом и даже зарегистрироваться в нем, кроме занятий по огородничеству. Но на землях, отведенных под садоводство или огородничество, хотя и разрешена постройка частного дома, но регистрация в них не предусмотрена Законом.

К участкам, относящимся под индивидуальное строительство, также предусмотрены ограничения: на нем обязательно должен стоять дом, а не только сад или огород.

На землях под создание личного хозяйства можно заниматься только предусмотренным видом деятельности, но никак не строительством. Хотя можно получить разрешение, если перевести земли в другую категорию.

Читайте так же:  Медкомиссия при приеме на работу кто оплачивает

Что касается земель под фермерское или крестьянское хозяйство, то на них обязательно должна вестись сельскохозяйственная деятельность, причем собственник должен зарегистрироваться как ИП, и платить от полученных доходов налог в казну государства.

Кто выдает разрешение на смену использования земли

Если на вашем участке есть ограничение на вид использования, то можно получить постановление органов местного самоуправления на изменение вида.

Что нужно сделать?

  • Определить, что вы хотите изменить, какие планы реализации?
  • Необходимо с юридической точки зрения обосновать перевод земли, указать веские причины. Но все-таки целевое назначение участка должно быть сохранено, и подпадать под определенную категорию.
  • Добейтесь разрешений у своих соседей на то, что они не против вашей затеи. Также возьмите разрешения и у собственников прилегающих участков.
  • Подготовить необходимый пакет документов юридически грамотно.
  • Со всеми перечисленными документами и вашим заявлением следует обратиться к главе муниципалитета.
  • Документы следует отдавать под расписку, с составленным перечнем, при личном визите.

Если нет возможности сделать это самому, то можно отправить документы по почте заказным отправлением. Следует также сделать опись вложений, и заказать уведомление о получении. По истечении 45 рабочих дней вам должен прийти ответ: положительное решение или отказ в удовлетворении вашей просьбы, причем он должен быть мотивированным.

Если ответ пришел положительный, то следует заняться переоформлением участка по новому статусу в местном отделении кадастровой службы.

Но могут и отказать в изменении вида использования. В этом случае следует тщательно изучить причины полученного отказа. Если, например, вы собрали неполный пакет документов или написали необоснованное заявление, то можно все исправить, и опять обратиться с заявлением к главе администрации. Но обязательно укажите, что вы подается заявление повторно, с указанием ваших недочетов, и укажите, что все исправлено и направляется еще раз.

Но бывают и другие причины отказа, например, несоответствие ваших требований Градостроительному Кодексу, тогда изменить вид будет невозможно. Такое решения принимает коллегия местного самоуправления, и оно выносится в интересах всех людей, а не только в ваших.

Исключение на изменение вида целевого использования

Нельзя изменить вид разрешенной деятельности на землях, принадлежащих государству: лесного и водного хозяйства, земли заповедников и отданные для обороны страны, под космические нужды. В этих случаях никто не пойдет на разрешение использовать и по другому назначению.

Какие документы нужно представить

  1. Оригинал и копию документа, удостоверяющего личность заявителя.
  2. Заявление.
  3. Декларацию.
  4. Оригиналы и копии свидетельства о праве собственности на землю и строения, расположенных на ней.
  5. Кадастровый паспорт участка или другие документы: план межевания, заключение экспертной комиссии.
  6. Выданные ранее разрешения на ведение строительных работ.
  7. Выписка из ЕГРИП, в случае если заявление подается ИП.
  8. Выписка из ЕГРЮЛ, в случае если заявление подается юр. лицом.
  9. Доверенность, в случае если обращается представитель.
  10. Копии документов на здания.

Как правильно написать заявление

Главное содержание заявление должно быть обоснованным, где вы подробно объясните, что не собираетесь нарушать законодательство в случае изменения вида использования. В нем также указывают номер по кадастровому учету, описание участка. Затем следует указать принадлежность участка к определенной категории. Укажите номера правоустанавливающих документов, кем и когда они были выданы, основания для возникновения права: покупка, получение в наследство или дарение.

Дайте объяснение, почему нужно изменить вид использования, можно сослаться и на соседей, которые уже получили разрешение: адреса и описание их участков. Если вы не единственный владелец, то согласие других пользователей также обязательно нужно приложить к заявлению. Для доказательства можно привести как пример полученное разрешение на ведение строительных работ на участке, что соответствует целевому предназначению и категории земель.

Что должна содержать декларация на участок

Это подробное описание ваших планов, и именно на ее основании может быть выдано разрешение на смену вида использования.

В декларации указывают:

  • Наименование органа местной власти, куда подают документы.
  • Сведения о владельце участка: полностью ФИО, постоянный адрес проживания.
  • Сжатые сведения об участке земли, с указанием категории и сведения о правообладании наделом.
  • Просьба об изменении кадастровых записей на участок и смену вида использования.
  • Пояснения, что разрешение соседей получено.
  • Число и дата составления. Подпись владельца участка.

Хотя как покажется, текст декларации схож с заявлением, но это совсем другой документ: заявление содержит просьбу, когда как декларация подается как уже полученное разрешение, то есть продолжение заявления на постановку на кадастровый учет нового вида участка.

Сроки и стоимость

В основном сроки получения разрешения зависят от коллегии административного совета, в некоторых случаях, если трудно сразу дать ответ, то срок продлится до 30 рабочих дней. А вот регистрация нового участка проходит в более сжатые сроки, но новым законодательным актам до 10 — 12 дней.

Стоимость оформления определена в Налоговом Кодексе, и для граждан составляет 2 тыс. рублей, то есть эта сумма взимается как государственная пошлина на изменение статуса участка. Но для юрлиц сумма госпошлины возрастает в разы, и составляет уже 22 тыс. рублей.

Теперь вы знаете, как происходит изменение вида разрешенного пользования, где его оформляют и какие участки подпадают под изменение.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Под видом разрешённого использования участков земли понимают ту хозяйственную деятельность, которая на них допустима. Эти требования устанавливаются на местном уровне, и изменение типа использования допускается также при наличии решения органов местной власти.

Читайте так же:  Подсудность по выбору истца

Причины для изменения ВРИ (вида разрешённого использования) могут быть самыми разными. Но в большинстве случаев это связано с желанием владельца осуществить какие-либо действия, запрещённые в данный момент. Например, на землях сельхозназначения можно построить дом для личного проживания, но многоквартирный дом уже построить нельзя.

Процедура перемены вида использования в теории выглядит достаточно просто. На самом деле она может затянуться на длительное время и не факт, что не результат будет положительным.

Этап 1. Определение существующих разрешений на землепользование.

Сделать это можно двумя способами:

  • на основании данных справки о зонировании;
  • на основании правил землепользования и застройки, принятых в данном муниципалитете.

И тот, и другой документ оформляются в земельном комитете. Для их оформления необходимо заявление владельца земли. Теми же полномочиями наделены и арендаторы земельных участков, которые также имеют право на предоставление данной информации.

Данное действие абсолютно бесплатно. Предельный срок для предоставления интересующих заявителя сведений составляет 30 дней.

Юридический портал bukva-zakona.com обращает ваше внимание на то, что закон не устанавливает необходимость в обосновании получения подобной информации. То есть в заявлении не нужно объяснять причины своего интереса. Никаких документов, кроме подтверждения права на землю (права собственности или арендного права), представители местной власти требовать не в праве.

В предоставленном документе заявителя интересует, в первую очередь, тот ВРИ, который имеется у участка на данный момент и, во вторую очередь, перечень тех ВРИ, на которые его можно изменить.

Этап 2. Оформление заявления с просьбой об изменении ВРИ.

Заявление с просьбой об изменении вида допустимого использования участка пишется владельцем этой земли (или её арендатором) и направляется в органы государственного кадастра.

Обратите внимание! Информация из данной статьи может быть не полной, по причине частого изменения законодательства. Кроме того, конкретно ваша ситуация возможно требует, более детального изучения. Поэтому советуем проконсультироваться с нашими специалистами по телефонам: в Москве +7 (499) 938-44-32, в Санкт-Петербурге: +7 (812) 467-34-03, По всей России 8 (800) 511-81-26 — это бесплатно, анонимно и профессионально!

В заявлении должен быть указан существующий ВРИ и тот вид, который желателен для заявителя. К заявлению прилагаются подтверждения права владения землёй, существующие кадастровые и технические документы.

Если желаемый вид применения находится в перечне допустимых, то отказов, как правило, не бывает. Отказать кадастровые органы могут при обнаружении каких-либо неточностей в представленных документах.

Как и любой другой отказ государственных органов от совершения определённых действий по запросу граждан, отказ в изменении ВРИ может быть обжалован в судебных органах.

Этап 3. Публичные слушания.

Для перемены условий землепользования характерна такая процедура, как публичные слушания. Смысл этого этапа состоит в том, чтобы все свои предложения, замечания, соображения могла высказать любая заинтересованная сторона. Не стоит полагать, что изменение условий использования земли касается только её владельца. Иногда затрагиваются интересы владельцев соседних участков и других лиц.

Как итог публичных слушаний, которые организуются муниципалитетом, для заявителя важно получить одобрение его намерений при отсутствии обоснованных возражений. Альтернативным итогом слушаний может быть отказ в предоставлении разрешения на изменение ВРИ. В случае отказа заявителю должны быть предоставлены мотивы данного решения в письменном виде.

Этап 4. Получение новых кадастровых документов.

После положительного исхода публичных слушаний кадастровая палата обязана выдать заявителю новые документы на участок земли. Основным отличием от прежних кадастровых документов будет то, что в них будет указан новый тип допустимой эксплуатации земельных ресурсов.

Заявитель должен понимать, что все финансовые затраты во время процедуры изменения ВРИ будут отнесены на него. Но эти траты являются абсолютно необходимыми, и они не идут ни в какое сравнение с теми штрафами, которые могут быть возложены за человека при нецелевом использовании земельных участков.

Размеры штрафов могут составлять:

  • 1% (но в любом случае минимум 10 000 рублей) от стоимости по кадастру за землепользование не в соответствии с ВРИ;
  • 0,5% (минимум 3 000 рублей) — за неиспользование земли, предназначенной для ведения сельского хозяйства;
  • 1,5% (минимум 20 000 рублей) – за неосуществление строительных работ, если участок выдавался под ИЖС.
Видео (кликните для воспроизведения).

Причём, один раз заплатив штраф владелец или арендатор земли не получает освобождения от повторного взыскания. Любая следующая проверка может стать причиной аналогичного штрафа.

Источники


  1. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.

  2. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.

  3. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
  4. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
Изменение вида разрешенного использования земли
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here