История развития конституции рф

Важная информация в статье: "История развития конституции рф" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

История развития и принятия Конституции РФ (стр. 1 из 4)

История развития и принятия Конституции РФ

1. Всероссийский референдум и конституционный процесс

2. Спор двух проектов Конституций

3. Два «согласованных» проекта Конституции

4. «Артподготовка» августа 1993г.

Список использованной литературы

Конституция каждой страны — это своеобразное зеркало эпохи, застывший слепок того историко-политического периода, в котором она создавалась. Конституция России 1993 г. навсегда останется отражением эпохи Б.Н. Ельцина, со всеми ее противоречиями, бурным развитием рыночных отношений, ростом цен и темпов инфляции, безудержной приватизацией, резким обнищанием народа на фоне роста либерально-демократических преобразований, освобождения регионов от диктата центра, повышения политической активности населения, развития свободы слова и средств массовой информации.

Действующий в нашей стране Основной Закон далеко не безупречен с точки зрения формы и содержания, но с уверенностью можно утверждать, что это лучшая из пяти действовавших в России Конституций. Ее демократический потенциал далеко не исчерпан, а сам факт ее существования является одним из важных факторов, сдерживающих процесс окончательного возврата страны к авторитаризму и персонализации власти.

Целью данной работы является раскрытие истории создания Конституции РФ в период сосуществования двух официальных проектов Конституции — президентского и Конституционной комиссии (май — август 1993 г.), когда все органы государственной власти РФ, субъекты Федерации, многие граждане России, отечественные и зарубежные эксперты оказались вовлечены в открытый состязательный конституционный процесс.

1. Всероссийский референдум и конституционный процесс

Всероссийский референдум состоялся 25 апреля 1993 г. Активно отстаивавшаяся формула ответов по четырем вопросам «да-да-нет-да» была в итоге получена не целиком[1] . Референдум показал, что значительная часть активных избирателей хотят проведения досрочных выборов, как народных депутатов, так и Президента РФ. Но почти 59% высказались за доверие Б.Н. Ельцину.

Решающими для его итогов, как отмечает в своем труде по истории парламента В.Л. Шейнис, явились «перевес в средствах массовой информации и воздействие на избирателей, которое чуть позже получило название административного ресурса»[2] . Однако ввиду очевидной патовости ситуации именно указанная формула была названа победной и стала краеугольным основанием для дальнейших действий получившего доверие избирателей Президента в части конституционной реформы.

Для конституционного процесса референдум означал то, что Съезд народных депутатов может принять новую Конституцию; мандата на его роспуск требуемое Конституционным Судом большинство избирателей не дало.

Итак, с одной стороны, Президент получил квотум доверия, а с другой — иного законного органа для принятия Конституции, кроме как СНД РФ, строго говоря, не было. И конституционную реформу следовало довести до логического конца в полной неопределенности ситуации.

Инструментарий референдума был апробирован Президентом уже второй раз за два года. Поскольку набор сильнодействующих средств в арсенале был ограниченным, следующим неизбежно должен был стать проект Конституции Российской Федерации.

Референдум придал ускорение конституционному процессу. 29 — 30 апреля был представлен и опубликован подготовленный по инициативе Президента РФ проект Конституции Российской Федерации.

В период сосуществования двух официальных проектов Конституции — президентского и Конституционной комиссии, все органы государственной власти РФ, субъекты Федерации, многие граждане России, отечественные и зарубежные эксперты оказались вовлечены в открытый состязательный конституционный процесс.

2. Спор двух проектов Конституций

Надо сказать, что спор двух проектов Конституции имел для судеб российского конституционализма принципиальное значение.

Здесь предметом дебатов стал ключевой момент организации высшей государственной власти. Сторонники одной линии отмечали неготовность России работать в условиях разделения ветвей власти, утверждая, что для нашей страны традиционным является иерархическое подчинение, которому соответствовало бы единство государственной власти под началом Президента. Ставилась под сомнение применимость самого принципа разделения властей, который требует высокой конституционной и политической культуры, навыков и практики сосуществования и сотрудничества институтов власти.

Не веря в самоограничение верховной власти, многие, напротив, указывали на основополагающую роль положения о разделении властей, обязывающего их к взаимному сотрудничеству и взаимному контролю, подчеркивая, что новые традиции поведения государственной власти должны закладываться именно во время «переходного конституционного периода», а не десятилетия спустя, когда конституционная реформа завершится с возможными перекосами.

Другим вызывавшим принципиальные споры вопросом был вопрос о путях завершения конституционной реформы и способе принятия новой Конституции.

После референдума Президент стал последовательно проводить свою линию конституционного процесса.

Этой линии строго придерживались члены президентской команды.

Президент опирался на глав республик, руководителей администраций регионов, а также задуманное Конституционное совещание. Проводилась мысль, что при такой поддержке Президент сможет сам назначить новые выборы и вынести вопрос о Конституции на референдум. План действий по завершению конституционной реформы был предложен 14 мая группой влиятельных соратников Б.Н. Ельцина из числа действующих и бывших народных депутатов РФ и СССР; вариант был реализован лишь частично.

Однако в соответствии с Постановлением Седьмого СНД РФ необходимо было подготовить и провести специальный Съезд, посвященный вопросам о новой Конституции Российской Федерации. 29 апреля 1993 г. Верховный Совет Российской Федерации установил его дату — 17 ноября 1993 г. В контексте выполнения этих двух решений высшего органа власти и его постоянно действующего законодательного органа и следует рассматривать деятельность Конституционной комиссии, связанную с работой над проектом Конституции в тот период.

Председатель Конституционной комиссии Б.Н. Ельцин после пленарного заседания 9 февраля 1993 г. на семь месяцев отошел от непосредственного руководства Комиссией. Комиссия потеряла несколько видных членов, перешедших на работу в структуры исполнительной власти. Формы проведения заседаний стали более разнообразными.

Усилия представителей Конституционной комиссии, делегированных для переговоров спрезидентской стороной, завершились взаимным обменом проектов Конституции. 5 мая Президенту РФ был направлен проект, подготовленный Конституционной комиссией. 6 и 8 мая Президент РФ официально направил свой проект Конституции (Основного Закона) Российской Федерации в Комиссию, а также в Верховный Совет. Документ стал предметом детального изучения.

7 мая состоялось пленарное заседание Конституционной комиссии . Был утвержден доработанный в Комиссии проект Конституции Российской Федерации, а на рассмотрение Верховного Совета решили внести проект Постановления «О порядке учета предложений субъектов Федерации по проекту новой Конституции Российской Федерации». Был рассмотрен и проект Конституции (Основного Закона) Российской Федерации, направленный в Конституционную комиссию Президентом РФ. Комиссия признала, что президентский проект содержит ряд положений, которые необходимо учесть при доработке проекта Конституции Российской Федерации, заодно отметив, что отдельные положения президентского проекта существенно ограничивают экономические, политические и гражданские права человека, нарушают принцип разделения властей.

Читайте так же:  Новое для работающих пенсионеров

Решения пленарного заседания Комиссии получили развитие на расширенном совещании членов Рабочей группы Комиссии 11 мая, где была подтверждена линия, направленная на предотвращение ситуации «двух проектов Конституции»: за основу принять легитимный проект, в свое время представленный Президентом и утвержденный Шестым СНД РФ и Конституционной комиссией, но с обязательным использованием положений президентского проекта при его доработке.

Тем временем был издан принципиальный Указ Президента России от 12 мая 1993 г. N 660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», которым был определен порядок завершения подготовки новой Конституции через соответствующие органы — рабочую комиссию и Конституционное совещание. Его положения получили развитие в Указе Президента РФ от 20 мая 1993 г. N 718 «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации».

Новая Конституция, согласно действовавшему законодательству, могла быть принята или Съездом, или всероссийским референдумом. По вопросу подсчета голосов, необходимых для ее принятия на референдуме, существовала четкая правовая норма: решение считается принятым, если за него проголосовали более половины граждан России, внесенных в списки для участия в референдуме.

Верховный Совет 14 и 20 мая 1993 г. обсудил вопрос «О порядке учета предложений субъектов Федерации по проекту Конституции», предложив регионам представить свои замечания и предложения именно к проекту Конституции, подготовленному в Конституционной комиссии. Альтернативный проект постановления, внесенный Н.Т. Рябовым, предлагал регионам рассмотреть еще и проект Конституции, представленный Президентом РФ, с тем, чтобы далее сформировать Конституционное совещание для подготовки единого проекта новой Конституции и выработки рекомендаций о порядке ее принятия.

Между тем за спором двух ветвей федеральной власти внимательно следили в республиках в составе Российской Федерации. В условиях все большей политизации конституционного процесса представители субъектов Федерации, собравшиеся на консультативной встрече в Санкт-Петербурге 29 мая, заявили: порядок рассмотрения и принятия новой Конституции России должен быть приведен в соответствие с той политической реальностью, которая сложилась после подписания Федеративного договора и референдума 25 апреля. В случае если федеральные власти не сумеют прийти к согласию по вопросу о принятии Конституции, руководители регионов были готовы взять инициативу на себя. Руководители верховных советов 11 из 19 российских республик отвергли «неконституционные способы принятия» Конституции. Но выдвижение со стороны субъектов РФ ультимативных требований о принятии ими инициативы на себя тоже не могло рассматриваться как конституционный способ принятия Конституции РФ.

История развития Конституции Российской Федерации (стр. 2 из 12)

Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в “Русской правде” П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также “Манифесте к русскому народу” Северного общества (Х1Х)[4] . Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная — наследственному монарху; судебная — Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий[5] .

Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.

Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 11, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.

Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу — первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган — Совет Министров[6] .

Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года[7] .

Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом[8] . Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.

Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских Съездов Советов: “Рабочим, солдатам и крестьянам!”(Обращение 11 Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; “О мире”, “О земле”, “О полноте власти Советов”, “Об учреждении Совета Народных Комиссаров”, датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов “О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января 1918 г. и др[9] . Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось полновластие Советов.

Декреты первых лет послереволюционного периода отражали ликвидацию капиталистической системы хозяйства, национализацию крупной собственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого государственного аппарата — администрации, суда, армии, полиции, земства[10] .

Конституционные акты послеоктябрьского периода в России базировались на утопических представлениях о тенденциях мирового революционного процесса, ожидании близкой победы социализма во всех странах и установление коммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная, классовая направленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции РСФСР 1918 г., выражала решимость “вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма”. Исторической задачей Советской власти провозглашалось “беспощадное подавление эксплуататоров”[11] .

Читайте так же:  Доверенность на участие в тендере образец

Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата[12] . Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов.

Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия (ст.20). В то же время, идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении избирательных прав непролетарских слоёв населения — представителей так называемого “эксплуататорского класса”, духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров[13] .

Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единая, взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной власти.

С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России, как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует Союзную[14] .

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик” (Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года). Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года[15] .

Четвертая Конституция — Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства[16] . Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей — советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития — построение бесклассового коммунистического общества[17] . Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем — капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной идеологией (преамбула, ст.6). Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8 Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическом идеале; ст. ст. 45, 49 — о целях коммунистического строительства[18] .

История развития конституции рф

История Конституции Российской Федерации

История Конституции России – это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта действующей конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. Она состояла из 6 разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «Общие положения Конституции РСФСР», «Конструкция советской власти», «Активное и пассивное избирательное право», «Бюджетное право», «О гербе и флаге РСФСР».

После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция СССР , которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Следующее принятие Конституции СССР было в 1936 году . Согласно этому документу всем гражданам предоставлялось равное всеобщее, избирательное право, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки.

На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ.

Читайте так же:  Правила проверки ип налоговой

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало большинство — 58,43 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

День 12 декабря объявлен государственным праздником, но выходным днём этот день в России не является. 12 декабря — памятная дата России .

Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ.

Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.

Подробную информацию Вы можете узнать

по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

Если Вас интересуют другая информация по данной теме,

задайте свой вопрос по Виртуальной справке

Информацию подготовила Елисеева И. С.

История развития конституции

Тема 3. Основы теории конституционализма

1. История развития конституции.

2. Понятие и признаки конституции.

3. Сущность и содержание конституции.

4. Основные свойства конституции.

5. Виды конституций.

6. Учение о конституализме.

Литература

Видео (кликните для воспроизведения).

1. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 12.07.1994 (в ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 11. – Ст. 1273.

2. Колосова, Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: моногр. / Н.М. Колосова. – М.: Юрист, 2000. – 279 с.

3. Наш долг – бережно относиться к Конституции: выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на торжественном приеме, посвященном 10-летию принятия Конституции РФ // Журнал российского права. – 2004. – № 1. – С. 3.

4. Полин, А.А. Конституционный процесс: проблемы и категории / А.А. Полин // Журнал российского права. – 2004. – № 1. – С. 101.

5. Пряхин, Т.М. Методологические проблемы формирования конституционной доктрины России / Т.М. Пряхин // Сравнительное конституционное обо­зрение. – 2004. – №4 (49). – С. 3.

6. Чиркин, В.Е. Российская Конституция и международный опыт / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 1998. – № 12. – С. 17-21.

Эбзеев, Б.С. Толкование Конституции Конституционным судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы / Б.С. Эбзеев // Государство и право. – 1998. – № 5. – С. 27-31.

Конституционное развитие России в период до Октябрьской социалистической революции 1917 г. проистекало по законам постепенного ограничения самодержавия, и было подвержено влиянию российских традиций в общественном и государственном строе.

Первым правовым шагом на пути перехода России от неограниченной к конституционной монархии стало принятие Манифеста от 6 августа 1905 г., учредившего Государственную Думу, – первый русский парламент с совещательными функциями. Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» упрочил институт парламентаризма в России, наделив Государственную Думу законодательными функциями.

Однако преобразование 20 февраля 1906 г. Государственного Совета в верховную законодательную палату, издание 8 марта 1906 г. правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов и основных законов от 23 апреля 1906 г. сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной Думы. В перерывах между заседаниями Госдумы законодательные функции передавались императору с тем, чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний Госдумы.

Государственная Дума избиралась на 5-летний срок, по истечении которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Члены Госдумы пользовались свободой суждений и не несли ответственности перед избирателями. Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей и не подлежали административной ответственности.

К предмету ведения Госдумы были отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов и штатов, их изменения, дополнения, приостановления их действия или отмену; рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, о постройке железных дорог и т. д. Государственная Дума могла обращаться с запросами к министрам по поводу действий, которые сочтет незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями.

В ходе февральской революции 1917 г. монархия была свергнута. Император Николай II отрекся от престола, и Государственная Дума сформировала Временное правительство, которое провело политическую амнистию, взяло под защиту гражданские права и свободы. Правительство проводило курс на недопущение в стране диктатуры и созыв Учредительного собрания.

1 сентября 1917 г. Россия провозглашается республикой. Государственная Дума сложила свои полномочия.

Временное правительство готовило конституционную реформу. Созывались конституционные совещания. Большую работу проводили в этом направлении известные русские ученые: Б.Н. Чичерин, А.С. Алексеев, С.А. Котляревский и др. Но они не успели создать теорию Российского республиканизма, а Временное правительство не смогло провести все это в жизнь, так как слишком малым оказался этот период, сменившийся затем советской эпохой.

В истории Российской Федерации насчитывается 5 конституций – соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает стабильность общественного строя.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию.

Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими, социалистическими. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципами преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер.

Конституция РСФСР 1918 г. – первая конституция, принятая вскоре после роспуска Учредительного собрания, имела следующие особенности:

1. Она не опиралась на принцип преемственности конституционного развития.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер, напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Она лишала отдельных лиц прав, используемых ими в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23).

Читайте так же:  Возврат долга с физического лица по расписке

3. Конституция отличалась значительным количеством программных положений (о федеративном устройстве России, фиксировании некоторых прав граждан с возможностью их реализации). Она включала некоторые установления ориентированные на все мировое сообщество.

4. В Конституции открыто признавалось применение насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций.

5. С юридической точки зрения Конституция 1918 г. была в значительной части несовершенной.

Новизна содержания Конституции 1925 г. заключается в следующем:

1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, не определялась прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР;

2. В связи с образованием субъектов РСФСР в ее Конституции уже появились положения, определявшие их статус и полномочия Федерации в отношении них. В структуре Конституции была выделена глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Конституций АССР.

Принятие Конституции 1937 г. объяснялось вступлением страны в новый этап – этап построения основ социализма, полной ликвидацией эксплуататорских классов, т. е. фактическим уходом с исторической арены тех слоев населения, которые противились установлению власти трудящихся.

На этом этапе конституции СССР, а также РСФСР и других союзных республик отличают следующие черты:

1. Они сохранили классовую сущность, воплощая диктатуру пролетариата, но было отменено лишение граждан политических прав по социальному признаку, введено всеобщее равное избирательное право.

2. В конституциях были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. Впервые получило закрепление право на труд.

3. Для конституций этого этапа характерно закрепление руководящей роли коммунистической партии.

4. Республиканские конституции впервые утверждались как «конституции построенного социализма».

5. С юридической стороны конституции этого периода приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты.

6. В Конституции РСФСР 1937 г. более развернуто закреплены принципы ее вхождения в СССР. Включена норма о том, что вне пределов прав СССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые в Конституции РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из СССР.

7. Полнее в Конституции РСФСР 1937 г. отражены и нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству.

Конституция РСФСР 1978 г. на протяжении своего 15-летнего срока претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности, поэтому ее характеристика имеет различное содержание применительно к отдельным периодам ее действия.

В первое 10-летие новую конституционную систему СССР характеризовали следующие черты:

1. Принятие всех республиканских конституций отразило новый этап – этап «развитого социализма», означавший превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное. Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, Конституция не утрачивала классового характера.

2. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они откровенно отражали роль коммунистической

партии. Появилась отдельная статья о партии, причем включенная в первую главу.

3. Сохранилась в конституциях и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя новые права (право на жилище, охрану здоровья и т. д.).

4. Конституция 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ РСФСР.

5. Конституция 1978 г. значительно изменилась структурно. В ней появились 11 разделов, делившихся на 22 главы. Она стала более объемной.

6. В плане федеративного устройства Конституция 1978 г. не предусмотрела необходимости утверждения органами РСФСР конституций АССР; преобразовала национальные округа в автономные.

7. Конституция 1978 г. впервые включила прямую норму о суверенитете РСФСР.

Последующие процессы реформирования Конституции 1978 г., начавшиеся в 1989 г., были ознаменованы принятием Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР».

Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов. Это выразилось в следующих нововведениях:

а) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного;

б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы;

в) признание приоритета прав человека и гражданина;

г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности, отказ от признания государственной собственности в качестве основной;

д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Все республики, в том числе и РСФСР, приняли декларации о своем государственном суверенитете. В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8692 —

| 7447 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

История развития конституций в России

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций — соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 г.

Сроки действия прежних конституций РСФСР составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что говорит, учитывая сложный исторический путь развития России, в целом об относительной стабильности конституций.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних.

Первые четыре конституции РСФСРбыли по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, свойственные каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности — сохранения социалистических ценностей, утверждения советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.

Читайте так же:  Как получить налоговый вычет за обучение

Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.

Конституция РСФСР 1918 г. — первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, — имела следующие особенности.

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и, опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции).

3. Конституция 1918 г. отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем.

4. К специфическим чертам Конституции 1918 г. относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах. ». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.

5. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 г., как открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так, в ст. 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.

6. С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 г. была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

Причинами замены Конституции 1918 г. Конституцией РСФСР 1925 г. явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Последняя закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».

Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 г., он назван «измененным текстом Конституции».

Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 г. значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20 было закреплено: «Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов». При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 г. имеется и в ст. 51 Конституции 1925 г.

В отличие от Конституции 1918 г. Конституция 1925 г. не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений, и воспроизводила многие из них.

Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 г. существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.

  2. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.

  3. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.
  4. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.
  5. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.
История развития конституции рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here