Дтп при повороте налево кто виноват

Важная информация в статье: "Дтп при повороте налево кто виноват" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

DamagBGR › Блог › Подскажите кто виноват в дтп при обгоне

Совершал обгон и на перекрёстке водитель другого автомобильного средства начал выполнять поворот на лево Я вышел на полосу встречного движение ранее чем он начал выполнять данный манёвр и он не включил заранее поворотник и у меня даже мысли не было что он повернёт
есть видео с регистратора моя скорость была 90-100км/ч
ДПС обвинили меня как назло навигатор заглючило не смог видео им показать но дома восстановил
Машина в хлам цена только работы по востановлению от 80 тыщ рублей

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Это требование весьма актуально, поскольку выезд на встречную полосу всегда связан с определенным риском. Перед выполнением обгона Вы должны убедиться, что Вы не создадите помех другим участникам движения.

Из этого пункта правил вытекает следующий вывод: если в процессе выполнения обгона произошло ДТП, то в нем всегда виноват тот водитель, который выполнял обгон. Единственным исключением из этого правила является пункт 11.3 правил:

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Очевидно, что если Вы хотите выполнить обгон, то Вы не можете убедиться в том, что водитель обгоняемого транспортного средства не будет препятствовать обгону. Согласитесь, на практике весьма не просто определить, что задумал водитель другого автомобиля.

одчеркну, что во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.

При выполнении обгона водитель должен учитывать особенности, которые регламентируются пунктом 11.2 правил дорожного движения:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
следующее за ним транспортное средство начало обгон;
по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Суть этого пункта сводится к тому, что обгон запрещается выполнять, если автомобиль сзади или спереди от Вас начал маневрировать. Т.е. если соседний автомобиль сам пытается выполнить обгон или поворот налево.

Как определить виновника ДТП при повороте налево

ДТП, возникшее при повороте одного из автомобилей налево, – одна из ситуаций, которая часто вызывает споры между участниками дорожного движения. Дело в том, что в ПДД отсутствует четкое описание приоритетности маневров в подобных случаях. Возникает закономерный вопрос, кто виноват в ДТП при повороте налево. Определить нарушителя не всегда удается на месте: в большинстве случаев подобные аварии рассматриваются специалистами государственных служб, которые смогут выяснить, кто совершил маневр, не убедившись в его безопасности. Рассмотрим возможные варианты.

Требования ПДД

Согласно Правилам дорожного движения (раздел 8, пункт 8.5) поворачивающий должен заблаговременно предупредить о своих намерениях сигналом указателя поворота (поворотника), и уйти влево. Правило действует на перекрестках и при разворотах, на дорогах общественного пользования и за их пределами.

При этом не указано, что такой маневр можно совершать только с крайней левой полосы, ведь существует немало перекрестков, поворачивать на которых разрешено сразу с нескольких полос.

Чтобы избежать нарушения и не стать виновником аварийной ситуации, следует руководствоваться таким правилом: поворачивая, нужно заблаговременно сместиться в крайнее левое положение на своей полосе движения.

ДТП при левом повороте на перекрестке

Сначала рассмотрим вариант с нерегулируемым перекрестком. Нередко автомобильные аварии случаются при повороте одного из участников движения влево на нерегулируемых загородных Т-образных перекрестках.

Поворачивающий налево заранее включает соответствующий поворотник, предупреждая других участников движения о планируемом маневре. При этом водитель, приближаясь к перекрестку, сдвигается влево.

Бывает так, что в тот же момент авто, движущееся в ряду третьим, совершает обгон. В итоге происходит авария. Кто же виноват в ДТП при повороте налево на перекрестке?

Ответить на этот вопрос однозначно достаточно сложно, ведь вина может лечь как на поворачивавшего, так и на обгонявшего. Случай действительно сложный, поэтому без помощи инспекторов ГИБДД здесь не обойтись.

Прежде всего специалисты должны выяснить, какой из автомобилей начал маневр первым. Часто виновниками оказываются оба водителя, поэтому административный протокол составляется на двух участников дорожного происшествия.

Вина водителя, совершавшего поворот налево, заключается в следующем:

  • Совершая маневр, он не оценил ситуацию на дороге, а также не убедился, что его действию не помешает автомобиль, идущий на обгон, либо движущийся по второму ряду.
  • Водитель увидел автомобиль, который уже начал обгонять впереди идущее транспортное средство, однако, понадеявшись на то, что успеет повернуть, поспешил совершить маневр. В данном случае с его стороны были нарушены ПДД. Даже если поворачивающий включил сигнал поворотника, обгоняющий вряд ли успеет среагировать и безопасно завершить маневр.

Виноватым может оказаться и совершающий обгон. Хотя пункт 11.4 ПДД разрешает обгон на нерегулируемых перекрестках, водитель может допустить следующие нарушения:

  • начать обгон, несмотря на то, что движущийся впереди автомобиль уже включил поворотник;
  • не попытаться смягчить удар при отсутствии встречного движения, вывернув руль влево.

Только подробный разбор ДТП на перекрестке при повороте влево поможет определить виновника. Чаще всего правонарушителями объявляют сразу двоих водителей, ведь приоритета движения в подобных ситуациях нет ни у одного из них. В зависимости от тяжести аварии участников подвергнут административному штрафуили даже лишению прав.

ДТП на регулируемом перекрестке

Регулируемые перекрестки тоже оказываются местом аварий, в которых один из автомобилей пытался совершить поворот влево, а второй – обгон. В ДТП при обгоне и повороте налево виноватым может оказаться каждый из участников аварии. Вероятнее всего, такая ситуация возникла по причине того, что обгоняющий не оценил ситуацию и проигнорировал сигнал светофора. Согласно требованиям ПДД он должен был:
  • убедиться, что впереди на полосе обгона нет препятствия в виде поворачивающего влево автомобиля;
  • проанализировать дорожные указатели и светофор;
  • начать маневр, убедившись, что этим он не мешает другим участникам;
  • не начинать обгон, увидев, что впереди движущийся автомобиль включил левый указатель поворота.

Водитель, который поворачивал влево, тоже может быть виновником, если не убедился в безопасности маневра. Авария могла произойти по таким причинам:

  • водитель не перестроился влево;
  • поздно включил сигнал поворотника;
  • не убедился, что сзади нет автомобилей, собирающихся обгонять;
  • нарушил пункты 11.3 и 8.1 ПДД, не пропустив идущий на обгон транспорт.
Читайте так же:  Как написать отказ от собеседования работодателю образец

В подобной ситуации очень сложно определить, кто нарушил правила. Поэтому в протоколе ГИБДД в качестве виновников чаще всего указываются оба водителя.

Как избежать аварии и доказать правоту при ДТП

В решении спорных ситуаций очень важно выяснить, кто первый начал маневр. Чтобы доказать свою невиновность, участникам нужно подробно описать свои действия, предшествовавшие аварии, включая скорость передвижения, показатели светофора, возможность экстренного торможения. Лучшим доказательством, конечно, станет запись с уличных камер или видеорегистратора. Нелишними будут показания свидетелей.

Чтобы избежать ДТП, совершая поворот влево, водителю следует придерживаться простых правил:

  • убедиться, что сзади отсутствует транспорт, собирающийся обгонять;
  • заблаговременно включить сигнал левого указателя поворота;
  • начать сдвигаться в крайнее левое положение на своей полосе движения;
  • внимательно следить за знаками и показателями светофора;
  • не поворачивать, если это небезопасно.

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

Поворот налево и обгон = ДТП. Кто виноват?

Анна Мазухина ,
Эксперт Службы Правового консалтинга компании «Гарант»

Представим себе ситуацию: вы начали обгон, а в это время кто-то на впереди движущемся автомобиле поворачивает налево (ну, или наоборот – вы поворачиваете налево, а вам в бок влетает тот, кто в это время вас обгонял). Опустим неизбежные подробности того, что за этим следует, и перейдем к главному вопросу – кто же во всем этом виноват?

У сотрудника ГИБДД спрашивать бессмысленно – скорее всего, в справке о дорожно-транспортном происшествии оба водителя будут указаны как нарушители ПДД. Почему? Обратимся к ПДД.

С одной стороны, перед началом обгона водитель должен убедиться, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам движения. При этом ему прямо запрещается выполнять обгон, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево (п.п. 11.1-11.2 ПДД). С другой стороны, водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями, при этом выполнение маневра поворота должно быть безопасным и не создавать помех другим участникам движения (п. 8.1 и п. 11.3 ПДД).

Как правило, установить на месте, что «было раньше – курица или яйцо» (то есть выехал ли обгоняющий в нарушение Правил на обгон уже после того, как второй участник начал поворот, или же наоборот – поворачивающий начал маневр, не убедившись, что он никому не помешает) практически невозможно (если, конечно, нет записи видеорегистратора (решение Раменского городского суда Московской области от 23 августа 2012 г., решение Фокинского районного суда г. Брянска от 31 авгутса 2012 г. по делу № 12-133/2012 ), или один из водителей не признает свою вину), поэтому обычно оформляющий дорожно-транспортное происшествие сотрудник ГИБДД указывает в справке о ДТП на нарушение Правил дорожного движения обоими участниками (п.п. 214-219 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185). В том, «кто виноват и что делать» водителям придется разбираться в группе разбора или в суде.

Как правило, в суде речь идет либо об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности (или приговора) в неисковом порядке, либо о «гражданском» иске того водителя или собственника, который считает себя «более правым», к страховой компании и другому участнику дорожного происшествия. При этом следует помнить, что «административная» вина в нарушении ПДД и «гражданско-правовая» вина в причинении вреда – не одно и то же: решение органов ГИБДД о виновности (в административном смысле) является лишь одним из доказательств для суда, принимающего решение о возмещении вреда в соответствии с ГК РФ, и не имеет заранее установленной силы. Принцип возмещения «гражданско-правового» вреда такой: при причинении вреда при взаимодействии источников повышенной опасности он возмещается на общих основаниях, то есть по принципу ответственности за вину. При этом:

  • при отсутствии вины обоих никто из них друг другу вред не возмещает;
  • вред, причиненный одному из владельцев по вине другого, возмещается виновным;
  • при наличии вины лишь владельца, которому причинен вред, он ему не возмещается;
  • при наличии вины обоих владельцев размер возмещения определяется соразмерно степени вины каждого (ст. 1064 ГК РФ, п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).

Причем даже если государственными органами к ответственности за нарушение ПДД привлечен только один из участников (например, если выезд на обгон либо поворот налево осуществлялись в запрещенной зоне, а второй участник вроде бы Правил не нарушал, или же административное производство в отношении второго водителя было прекращено по какому-либо основанию) вовсе не означает, что возмещать вред в гражданском порядке будет только этот участник – возможно установление в судебном порядке обоюдной вины водителей в причинении вреда.

В другом случае суд установил, что у обгоняющего «не было технической возможности предотвратить столкновение», поэтому возложил всю ответственность на поворачивающего (апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 22 января 2013 г. по делу № 33-28/2013).

В некоторых случаях суды при вынесении решения руководствуются выводами эксперта-автотехника о том, действия какого именно участника-нарушителя явились непосредственной причиной приведшей к возникновению ДТП (например, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2012 г. по делу № 33-7978), и возлагают всю ответственность на него.

Установив вину обоих водителей в ДТП, суд может, не углубляясь в детали, счесть степень ответственности каждого из них равной и взыскать в пользу каждого участника половину от заявленных им требований (например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 января 2013 г. № 03АП-5670/12, решение Дедовичского районного суда Псковской области от 22 июня 2009 г. по делу № 2-84, апелляционное определение СК по гражданским делам Орловского областного суда от 17 июля 2012 г. по делу № 33-1268). В то же время существуют и более оригинальные способы определения степени вины каждого из водителей.

Так, например, в решении Октябрьского районного суда г. Омска от 15 июня 2009 г. по делу № 2-000/2009 указано, что «поскольку ПДД отдают приоритет транспортным средствам, движущимся прямолинейно», вина должна распределяться так: обгоняющий виновен на 30%, а поворачивающий – на 70%. Бородинский городской суд Красноярского края в своем решении от 1 декабря 2010 г. по делу № 2-420/2010 указал, что хотя нарушение ПДД допустили оба, но поскольку один из водителей находился в состоянии алкогольного опьянения, то степень его вины должна быть определена в размере 90%. В другой ситуации суд счел, что именно нарушение правил обгоняющим и его неправомерные действия (повышенная скорость движения) способствовали созданию аварийной ситуации, поэтому установил его вину в размере 80% (кассационное определение Пермского краевого суда от 20 июня 2011 г. по делу № 33-6092).

Читайте так же:  Вопрос по выписке из приватизированной квартиры

А вот Уссурийский районный суд Приморского края при вынесении приговора по делу № 1-11-2011 взыскал с оставшегося в живых водителя затребованный потерпевшими размер материального вреда полностью, несмотря на установление обоюдной вины водителей, а размер морального вреда — уменьшил в несколько раз (к сожалению, сведений об обращении данного водителя к наследникам с иском о возмещении причиненного ему материального вреда и результатах такого обращения обнаружить не удалось).

Таким образом, в каждой конкретной ситуации решение судьбы обоих водителей будет зависеть от обстоятельств ДТП и позиции, занятой судом — единого рецепта поведения в этом случае не существует. Можно лишь посоветовать быть внимательнее при совершении каждого маневра, не забывать смотреть в зеркало заднего вида, и быть готовым к любым неожиданностям на дороге.

Разбор ДТП при повороте налево и направо

  • Разбор ДТП при повороте налево и направо
  • ПДД при повороте
  • На перекрёстке
  • Видео: левый поворот на перекрестке
  • При обгоне
  • ДТП при повороте
  • При обгоне поворачивающего
  • При повороте во двор
  • Как определить виновника
  • Штраф

Одной из манипуляций, которую приходится ежедневно совершать водителю, является поворот. При его осуществлении не редко происходит дорожно-транспортное происшествие, которым выступает авария. За счёт того, что в правилах дорожного движения имеется множество нюансов, иногда достаточно сложно определить, кто же на самом деле виновник ДТП, ведь им может быть, как сам поворачивающий, так и совершенно другой водитель. Поэтому стоит рассмотреть основные правила и осуществить разбор основных случаев, из-за которых могут происходить аварийные ситуации.

ПДД при повороте

В своде правил дорожного движения достаточно часто можно встретить спорные моменты, но, тем не менее, в нём вполне понятно и доступно расписано, каким образом должны вести себя участники дорожного движения, в первую очередь водители транспортных средств, при осуществлении поворотов налево и направо на перекрёстках или же при обгонах. Поэтому нужно рассмотреть все особенности ПДД при выполнении подобных манипуляций.

На перекрёстке

Для владельца ТС, находящего за рулем, который будет поворачивать, действуют следующие нормы:

  • включая поворотник, водитель должен заблаговременно предупредить о том, что он будет осуществлять движение влево или же направо;
  • решившись повернуть в одну из сторон, поворачивающее транспортное средство не должно превратиться в помеху для других участников дорожного движения;
  • при использовании звукового сигнала у водителя не возникает преимущества движения, и он не освобождается от соблюдения правил дорожной безопасности;
  • в случае если водитель одного транспортного средства передвигается прямо или же осуществляет правый поворот, то водитель другого автомобиля должен уступить ему дорогу.

Наибольшее количество сложностей возникает в процессе проезда налево на перекрёстке, так как в каждой из ситуаций выполняются свои направления движения. В первую очередь стоит запомнить, что в обязательном порядке нужно включить левый поворотник. Многое зависит от того, с каким перекрёстком водитель имеет дело, так как они могут иметь разную степень сложности. На них может быть установлен светофор или же водителя руководствуются указаниями регулировщика.

Чтобы избежать аварии или прочих неприятных ситуаций на дороге, важно рассмотреть все правила поворота налево на перекрёстке, осуществляемого на зелёный свет светофора. Выполняя его на перекрёстке, где есть светофор, водитель должен уступить:

  • транспортным средствам, осуществляющим проезд направо и тем, которые движутся прямо;
  • если транспорт начинает движение совместно с указателями, которые работают вместе с красным и жёлтым светом, но перед этим уступая всем, кто выполняет движение с других полос, если они имеются;
  • если движение начинают все участники, то приоритет в повороте будет у трамвая;
  • движение нужно осуществлять тогда, когда на зелёном свете все автомобили, находящиеся на перекрёстке, покинут его, а пешеходы перейдут дорогу.

Видео: левый поворот на перекрестке

При этом проезд на перекрёстке налево имеет особую организацию, так как его нельзя проезжать беспрерывно. Перемещение должно быть прерывчатым и чётко на зелёный сигнал светофора. В том случае, если зажёгся зелёный, нужно выехать на перекрёсток, но перед выполнением пропустить встречный транспорт.

В том случае, если водитель желает выполнить пересечение нерегулируемого перекрёстка налево, он должен уступить:

  • трамваю, если он занимает с ним равнозначную дорогу;
  • машинам, которые движутся по главной дороге, если он находится на второстепенной;
  • при пересечении равнозначных дорог всем тем, которые едут справа;
  • всем ТС, которые едут направо или прямо;
  • велосипедистам и пешеходам, пересекающим проезжую часть.

Также не стоит забывать о дорогах, которые имеют несколько полос. В данном случае если водитель перестраивается в полосу для совершения поворота налево, приоритет имеют те, кто уже находится на этой полосе. Точно таким принципом руководствуются и при движении на кольцевой дороге.

Поворот вправо принадлежит к категории наиболее простых манипуляций, выполняемых на перекрёстке. Контроль за ним является наиболее доступным, так как водитель видит всё, что происходит на дороге прямо и с правой стороны. Для того чтобы осуществить проезд перекрёстка с движением на правую сторону, не достаточно всего лишь перестроиться в правый крайний ряд. В данном случае транспортное средство должно разместиться как можно ближе к правой стороне дороги таким образом, чтобы никто не смог осуществить обгон. Если же на перекрёстке установлены знаки, которые указывают направление движения по дороге, где имеется не одна полоса движения, то нужно руководствоваться именно этими указателями.

При обгоне

В том случае, если вы желаете осуществить поворот, но при этом осуществляете обгон, то здесь нужно руководствоваться некоторыми правилами:

  1. Перед тем как выполнить обгон, водитель, находящийся за рулём автомобиля, должен выполнить анализ и определить, достаточно ли будет ему свободного места или же не занята ли встречная полоса, что может препятствовать процедуре совершения обгона.
  2. Необходимо удостовериться в том, что определённый совершаемый манёвр водителем будет безопасным для других участников дорожного движения.
  3. В том случае, если водитель автомобиля, которое будет обгоняться, подал сигнал о том, что он осуществляет поворот налево, то обгон в этой ситуации категорически запрещён.
  4. Нельзя выполнять обгон тогда, когда автомобиль перемещается по дороге, не выступающей главной, но находящейся в пределах нерегулируемого или же регулируемого участка.

ДТП при повороте

Одной из частых ситуаций, которые происходят на дороге, является ДТП при повороте. Поэтому очень важно рассмотреть разные случаи, так как схема движения может быть разной, из-за чего определить однозначно виновную сторону достаточно сложно. Здесь можно разбирать две распространённые ситуации: ДТП при въезде во двор и ДТП при обгоне поворачивающего.

Читайте так же:  Положение о коммерческой тайне обязательно или нет

При обгоне поворачивающего

Достаточно часто дорожно-транспортное происшествие происходит при повороте или обгоне налево. Этому способствуют следующие причины:

При повороте во двор

Рассматривая поворот во двор, чаще всего не избежать проезда перекрёстка, на котором происходят серьёзные дорожно-транспортные происшествия. В особенности, если это дорога, на которой происходит оживлённое дорожное движение, имеется много полос или же отсутствуют светофоры и прочие указатели для осуществления безопасного перемещения.

  • водитель, который находится сзади поворачивающего ТС, и точно так же собирающийся двигаться в этом направлении;
  • люди, осуществляющие пересечение проезжей части по левую сторону от перекрёстка или же непосредственно перед ним. Сюда часто попадают пешеходы, которые на красный свет светофора пытаются быстро по зебре перебежать дорогу.

При этом множество аварий, происходящих при выполнении таких манипуляций, возникают по следующим причинам:

  • один или другой водитель не увидели прочих участников дорожного движения. В случае осуществления параллельного поворота с другим транспортным средством, один из водителей может не заметить пешехода, который скрылся за соседними машинами;
  • действия, выполняемые одним или же другим водителем, были неправильно поняты друг другом. Например, один может сигнализировать о том, что он пытается совершить разворот, а второй водитель, идущий за ним, решил, что он совершает обыкновенный проезд налево;
  • полосность движения не была выдержанной;
  • поворот в одном направлении выполнило несколько транспортных средств, не оставив места для проезда транспорта, который двигался по встречной полосе;
  • два автомобиля, перемещающиеся параллельно друг другу, выполняют движение налево только из одной полосы;
  • несколько или же один водитель попробовали прорваться в нужном направлении, тем самым вызвав ДТП.

Как определить виновника

Определяться с тем, кто из участников дорожного движения выступает непосредственным виновником, достаточно сложно, так как при повороте налево может возникать множество неоднозначных ситуаций. Достаточно часто к возникновению серьёзного дорожно-транспортного происшествия приводит ситуация, когда один из водителей идёт на обгон, а второй осуществляет при этом поворот налево. В итоге происходит так, что при его осуществлении транспортное средство, идущее на обгон, въезжает непосредственно в сам автомобиль, что и приводит к печальным последствиям.

Установить факт того, кто является виноватым, достаточно сложно, в особенности, если это не было зафиксировано с помощью видеорегистратора. Виноватым может быть водитель, который осуществляет поворот в том случае, если несвоевременно подал сигнал о выполнении подобной манипуляции. Виновным может быть и тот водитель, который пошёл на обгон, так как он обязательно должен удостовериться в том, что расстояния между транспортными средствами является достаточным для того, чтобы выполнить безопасное передвижение и гарантировать его для других участников.

Если рассматривать многочисленные судебные решения, которые рассматривались по подобным делам, то виновниками чаще всего признают обе стороны, так как на них возложена общая ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения. Поэтому подобные ситуации являются достаточно спорными и требуют помощи высококвалифицированных специалистов.

Узнать сразу же, каким будет штраф при совершении дорожно-транспортного происшествия при повороте налево, не всегда удается, так как этот фактор может зависеть от сложности сложившейся ситуации. Но существуют определённые виды штрафов, за которые оплачиваемая сумма является фиксированной.

В случае если водитель транспортного средства выбрал неправильную траекторию движения для поворота и тем самым пересёк сплошную линию разметки, то на первый раз величина штрафа будет составлять 1500 рублей. Если же для его осуществления автомобилю пришлось выехать на полосы, где есть встречное движение, то величина штрафа будет достигать 5000 рублей. При повторении подобного нарушения у водителя забирается удостоверение сроком на полгода.

Несмотря на то что поворот налево часто является причиной возникновения серьёзных ДТП, избежать их можно в том случае, если чётко руководствоваться правилами дорожного движения и следить за общей картиной, происходящей на проезжей части. Таким образом удастся сохранить безопасность всех участников дорожного движения и обезопасить себя от неприятных штрафов и судебных разбирательств в дальнейшем.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

ДТП на перекрестке при повороте налево

Как часто водители попадают в ситуации, при которых они выезжают на перекресток для поворота налево, останавливаются, пропуская встречный транспорт и, уже при завершении маневра, сталкиваются с встречным автомобилем.

Несмотря на достаточно подробную регламентацию Правилами дорожного движения (далее по тексту — ПДД РФ) действий водителей в указанных обстоятельствах, количество аварий на регулируемых перекрестках не уменьшается.

Примечательно, что прибывшие на место происшествия сотрудники ДПС составляют административный протокол в отношении водителя, совершающего поворот налево.

Видео (кликните для воспроизведения).

Между тем практика показывает, что при подробном разборе обстоятельств ДТП и их оценки экспертом – автотехником, выявляется вина водителя, который двигался прямо.

Столкновение при повороте налево на желтый сигнал светофора

Из-за высокой интенсивности дорожного движения водители, поворачивающие налево на регулируемом перекрестке, вынуждены выполнять манёвр в два приема.

Сначала – выезжая на середину перекрестка, и, остановившись, пропускают встречный транспорт.

Во второй фазе, после переключения сигнала светофора на желтый (красный), они завершают поворот налево.

Именно переключение сигнала светофора с зелёного на запрещающий желтый и создает неразбериху.

Каждый из водителей в данной ситуации трактует нормы ПДД РФ в свою пользу.

Для одного водителя Правила устанавливают обязанность пропустить все транспортные средства, движущиеся навстречу и направо.

Другому водителю, при включении запрещающего движение желтого сигнала светофора, согласно Правил, надлежит прекратить движение и остановиться до въезда на перекресток.

Безотносительно от того, что на светофоре переключился сигнал с разрешающего движение на запрещающий, транспорт, въехавший на перекресток при зеленом сигнале, должен покинуть его – пункт 13.7 ПДД РФ.

В то же время движущийся по встречному направлению автомобиль, въехавший на перекресток при горящем зеленом, должен завершить свое движение в намеченном направлении.

Поэтому водителю, который собирается совершить поворот налево, во исполнении требования безопасности к совершаемому им маневру, надлежит предоставить преимущество в движении водителю транспортного средства, движущегося через перекресток или въезжающего на него в порядке, предусмотренном пунктом 6.14 ПДД РФ.

Иными словами, водитель, выполняющий на перекрестке поворот налево, должен пропустить весь движущийся ему навстречу транспорт и дождаться полного прекращения движения после включения желтого сигнала светофора. Только после этого водитель может совершать поворот налево.

В подавляющем большинстве случаев, несмотря на очевидный характер обоюдной вины (как минимум), виновными в таких ДТП признают водителей, выполняющих поворот налево.

Читайте так же:  Камеральная налоговая проверка сроки и порядок проведения

Причем такая квалификация действий водителей может измениться при обжаловании постановления ГИБДД или в ходе рассмотрения гражданского иска.

Пример такой ситуации, можно посмотреть на видеозаписи, зафиксированной камерой видеорегистратора, установленной на автомобиле, завершающим манёвр поворота при желтом сигнале светофора.

Механизм ДТП на перекрестке при повороте на желтый сигнал светофора

Автомобиль с видеорегистратором №1, движется в левом ряду дороги, намереваясь выполнить поворот налево, въезжает на регулируемый перекресток при зеленом сигнале светофора.

Дождавшись очередности, автомобиль выезжает на середину перекрестка.

Находясь на полосе встречного движения, предназначенной для поворота налево, почти одновременно с включением желтого сигнала светофора, автомобиль №1 выезжает на вторую полосу встречного направления дороги, выполняя намеченный маневр (52-53 секунды записи).

В это же время по второй полосе встречного направления, на желтый запрещающий сигнал светофора, на перекресток въезжает легковой автомобиль № 2.

Причем, в момент смены сигналов светофора с зеленого на желтый (52-53 секунды записи), автомобиль № 2 находится на удаленном расстоянии от границ перекрестка, по записи — вне пределов обзора видеорегистратора.

Далее водитель автомобиля № 2 продолжает движение в направлении перекрёстка без снижения скорости.

В начале 54 секунды записи, автомобиль № 2 находится на уровне столба, на котором расположен знак 6.16 «Стоп-линия».

Несмотря на наличие помехи на перекрёстке – автомобиля №1 и запрещающего движение сигнала светофора, водитель автомобиля № 2 продолжает движение и въезжает на перекресток без изменения скорости движения. После 55 секунды происходит столкновение автомобилей.

Анализ действий водителей

Водитель автомобиля №1 в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации должен был руководствоваться следующими нормами Правил:

1.3 и 1.5, то есть он был обязан знать и выполнять требования сигналов светофора и действовать таким образом, чтобы на причинять вред и не создавать опасности для движения;

13.4, то есть он был обязан уступить дорогу автомобилю № 2, который двигался со встречного направления;

13.7, то есть он был обязан выехать с перекрестка в намеченном направлении вне зависимости от сигнала светофора.

Водитель автомобиля №2 в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации должен был руководствоваться следующими нормами Правил:

1.3 и 1.5, то есть он был обязан знать и выполнять требования сигналов светофора и действовать таким образом, чтобы на причинять вред и не создавать опасности для движения;

6.2, в части, зеленый мигающий сигнал разрешает движение и предупреждает о скором включении запрещающего сигнала, желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных п. 6.14 Правил;

6.13, то есть, при запрещающем сигнале он обязан остановиться перед стоп-линией, обозначенной дорожным знаком 6.16.

При своевременном выполнении обоими водителями указанных выше требований, ДТП бы исключалось. При таком подходе в оценке действий участников происшествия можно сделать вывод об обоюдной вине. Часто такая логика встречается в судебных решениях по аналогичным делам.

Рекомендации участникам происшествия

Прежде всего, при наличии спора о вине в рассмотренном ДТП, необходимо обжаловать постановление о назначении наказания.

В обязательном порядке следует назначить проведение автотехнической экспертизы.

Эксперт может проанализировать дорожную ситуацию и внести ясность относительно вопроса о наличии либо отсутствии у водителя №2 технической возможности остановиться перед стоп – линией, при включении желтого сигнала светофора.

Если будет установлено, что автомобиль №2 мог остановиться, при выполнении требований скоростного режима, то выводы о виновности будут не в его пользу (подробности читайте здесь).

Также эксперт может определить скорость движения автомобиля № 2 при наличии тормозного пути или данных о длине участка и времени его преодоления автомобилем.

Запись видеорегистратора дает такую возможность.

Время имеется на записи, длину участка устанавливают путем замера расстояния, например, от знака 6.16 до границы перекрестка. Зная обе величины легко рассчитать искомую скорость движения автомобиля.

О назначении и вопросах, решаемых экспертизой, мы рассказывали в этой статье.

При поверхностном подходе в оценке причин происшествия напрашивается вывод о вине водителя, начавшего поворот, ведь он не уступил дорогу движущемуся автомобилю, движущемуся во встречном направлении.

Решение о виновности, принятое инспектором ДПС без дополнительного анализа обстоятельств происшествия, часто является не объективным.

После детального разбора дорожно-транспортного происшествия специалистом, может быть установлено, что водитель автомобиля №2 неверно оценил свои возможности и пренебрег запрещающим желтым сигналом светофора, поторопился пересечь перекресток, чем и создал аварийную ситуацию.

При наличии записи видеорегистратора события происшествия и грамотного юридического сопровождения, вина второго водителя доказуема.

Также не исключена возможность оправдания и освобождения от ответственности водителя автомобиля №1.

Комментарии

Задайте нам вопрос

Данная статья подготовлена на основании действующего законодательства РФ, а также с учетом практического опыта адвокатов, специализирующихся на защите прав и интересов участников ДТП, а также действующих экспертов и сотрудников ГИБДД МВД России.

Однако каждая ситуация имеет свои особенности, поэтому, если вы не нашли ответа конкретно по вашей проблеме, то бесплатно проконсультируйтесь с автоюристом непосредственно на сайте или по телефонам:

Единый федеральный номер (пн.-пт. 9.00 — 23.00, сб.-вс. 10.00 — 21.00)

Москва и область (пн.-пт. 9.00 — 23.00, сб.-вс. 10.00 — 21.00)

С-Петербург и область (пн.-пт. 9.00 — 21.00. сб.-вс. 10.00 — 19.00)

Кто виноват, если произошло ДТП при повороте налево

Аварии случаются чаще всего из-за нарушения правил ПДД, в результате может возникать вопрос: кто виноват в ДТП на перекрестке при повороте налево? Этот вопрос способен ввести в ступор многих автомобилистов, потому что в такой ситуации решение может быть вынесено как в пользу обгонявшего, так и в пользу того, кто поворачивает. Почему такое возможно, стоит разобраться.

Это должен знать и видеть поворачивающий

Для того, чтобы избежать аварии, обгоняющий должен быть уверен, что его траектория перемещения не помешает другим машинам, имеется необходимое расстояние для движения, и он не создает аварийной ситуации.

В соответствии с правилами, тот, кто планирует поворачивать влево, не имеет права этого делать, если:

  1. Если машина, которая едет по той же полосе, включила сигнал обгона.
  2. На перекрестке (с регулировкой или без нее) при движении по дороге, которая не является главной.
  3. На пешеходном переходе.
  4. На ж/д переезде/эстакаде/путепроводе, под ними/в тоннелях.
  5. В конце подъема на опасном повороте и других местах, если видимость на них недостаточна.

Также не стоит забывать, что перед тем, как повернуть на перекрестке, автомобилист обязан пропустить ТС, которые движутся по равнозначной дороге по встречке прямо, направо.

Требования к обгоняющему

Первое и самое важное – обгоняющий обязан заблаговременно сообщать световым сигналом о своем намерении. В случае неисправности таких световых сигналов в автомобиле, знак можно подать рукой. Главное – это не создавать аварийной ситуации для остальных машин на дороге.

Важно! Любые сигналы должны за некоторое время до самого маневра предупредить других водителей о совершении разворота, обгона и т.д.

Есть в ПДД такая оговорка: подача сигнала не дает водителю поворачивающего автомобиля привилегий и не освобождает от принятия мер по предупреждению аварии. На разборе ДТП в ГАИ часто можно услышать мнение, что нарушение этой оговорки делает виновником именно поворачивающего, но это огромная ошибка. Включение поворота/подача сигнала рукой действительно не дает преимущества, но и не принуждает водителя уступить дорогу. В этой ситуации именно сигнал становиться запретом для обгона автомобиля, который совершает маневр. Если обгон будет предпринят и произойдет авария, то виновен будет именно обгоняющий.

Читайте так же:  Оформление, начисление и расчёт пенсии

Авария на нерегулируемом перекрестке

Эта ситуация самая распространенная, зачастую такие нерегулируемые перекрестки расположены за городом, имеет он Т-образную форму. Для автомобиля, который движется, слева находится примыкающая дорога к главной. Машин, которые едут по встречке, нет.

Перед маневром водитель включает левый поворотник, тем самым предупреждая о совершении левого поворота. Для того чтобы быстрее проделать задуманный маневр, водитель начинает выворачивать руль за несколько метров до начала прерывистой линии, на перекрестке совершает маневр. В это же время третий автомобиль, что ехал за поворачивающим, начинает обгон, результат – ДТП. Есть обгон и поворот налево, кто же виноват в ДТП?

Первым делом вина ляжет именно на того, кто совершал поворот на перекрестке, но не он один виноват в случившемся. Происходит разбирательство, кто начал свои манипуляции первым. Чаще всего равная степень вины на двух водителях, ведь они не соблюдали ПДД. Поэтому протоколы административного нарушения составляются на обоих.

Вина сторон

  1. Поворачивающим не была оценена ситуация, он не удостоверился в том, что его маневр не помешает другим машинам в следовании.
  2. Если он видел намерение обгоняющего и намеренно поспешил совершить свой маневр, чтобы успеть раньше его. Он посчитал, что, включив знак поворота, предупредит остальных участников движения о своем намерении и тем самым обеспечит для своего ТС безопасный маневр.

Вина обгоняющего также очевидна, а именно – скорее всего он начал обгон, видя, что машина, едущая впереди, включила поворотник. А это запрещено ПДД.

Водитель мог смягчить столкновение, вывернув машину влево, при условии, что на встречке не было движения. При наличии встречных ТС последствия могли быть куда более серьезными.

Меры исключения аварии

Избежать потенциально аварийной ситуации можно, но для этого нужно поворачивающему налево:

  • Оценить и даже изучить ситуацию при совершении маневра. Зеркала заднего вида далеко не всегда дают объективную картину. Стоит на секунду обернуться, чтобы оценить ситуацию за спиной. Не стоит забывать, что у любой машины есть слепые зоны.
  • Даже при запрете обгона на этом участке дороги в отсутствии нарушителя все же стоит убедиться.
  • При наличии автомобиля, который совершает обгон, лучше его просто пропустить и не создавать себе же неприятностей.

Внимательней вести себя на дороге нужно и тому, кто совершает обгон:

  1. Обгоны на таких участках дорог не запрещены, но все же проделывать данный маневр не желательно, даже передвигаясь по главной дороге.
  2. Если все же обгон необходим, важно трезво и реально оценить свои шансы на такой маневр, прежде чем начать его.
  3. Для того чтобы осуществить обгон в таких условиях, нужно видеть как можно больше машин, которые движутся спереди и сзади. Если ситуация удовлетворительна и обзор достаточный, то маневр совершать можно.

Авария на перекрестке с регулировкой

Как не странно, но, поворачивая налево на раздорожьи со светофором, также можно создать аварию. При создании схемы ДТП в этой ситуации также зачастую виноваты оба автомобилиста. Тот, кто совершает обгон, скорее всего стремился «проскочить» на зеленый свет, но ситуации не оценил, так как:
  • Не удостоверился, что полоса обгона свободна.
  • Создавал проблемы для движения другим машинам.
  • Совершал обгон при включенном сигнале впереди следующей машины.

На светофоре должен быть предельно внимателен и водитель, поворачивающий налево, создание аварийной ситуации возможно, если он:

  1. Не перестроился в левую полосу на двухполосной дороге.
  2. Не убедился, что сзади нет автомобиля, идущего на обгон.
  3. Не включил поворотник заблаговременно, и тем самым не предупредил о своем маневре.
  4. Не пропустил идущий на обгон транспорт.

Спорные моменты

Они, определяя степень вины в ДТП при повороте налево, возникают довольно часто. Так как очевидной вины ни одного, ни второго водителя нет, и ни один из них не желает выплачивать возмещение второй стороне.

Спорные ситуации также возникают, если движение началось или завершилось на желтом сигнале светофора. То есть начало маневра было еще на зеленом сигнале, но при пересечении перекрестка загорелся красный, а значит, начали движение встречные ТС. Как результат — авария, кто же в этом случае виновен?

На первый взгляд, очевидно, что вина должна быть за поворачивающим, но не все так однозначно. Возможно, водитель встречной машины как раз начал движение на желтый свет, тем самым нарушив правила и создав ДТП. Доказать это будет сложно, но вполне реально. Тому, кто поворачивал, придется:

  • Доказать расстояние от перекрестка к встречным машинам, которое было на момент зеленого сигнала светофора.
  • Скорость движения своего ТС.
  • Была ли возможность экстренного торможения.

Лучшей доказательной базой в этом случае будет запись видеорегистратора или показания свидетелей. Только инспектор в этом случае ничего решить не сможет, придется доказывать свою правоту при разборе ДТП и, возможно, даже в суде.

Авария – это стресс, поэтому на законных основаниях водитель имеет право отказаться от предоставления пояснений, опираясь на статью 51 Конституции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Езда на автомобиле – это всегда риск, но если не нарушать правила дорожного движения и соблюдать предельную внимательность, аварий можно избежать или как минимум доказать свою невиновность.

Источники


  1. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.

  2. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

  3. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
Дтп при повороте налево кто виноват
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here