Что обеспечивают требования технических регламентов

Важная информация в статье: "Что обеспечивают требования технических регламентов" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Порядок разработки технических регламентов

Разработчиком технического регламента может быть любое лицо. При разработке технического регламента необходимо максимально обеспечить:

  • прозрачность процедур разработки;
  • возможность участия в разработке всех заинтересованных лиц;
  • достижение согласия большинства заинтересованных сторон.

О начале разработки проекта технического регламента делается оповещение посредством публикации специального уведомления в печатном органе федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, которым в настоящее время является «Вестник технического регулирования» Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Уведомление содержит информацию о том, в отношении какой продукции и каких стадий ее жизненного цикла будут устанавливаться разрабатываемые требования. В нем кратко излагается цель этого технического регламента, обосновывается необходимость его разработки и указываются те разрабатываемые требования, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента.

С момента опубликования уведомления технический регламент должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью осуществляются постоянные публикации о ходе разработки технического регламента, дающие возможность ознакомиться с текстами проектов на всех стадиях. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Проект дорабатывается с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Затем проводится публичное обсуждение, и по его итогам составляется проект технического регламента, к которому прилагается перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания замечаний и результатов их обсуждения.

Внесение субъектом права законодательной инициативы о проекте федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:

  • обоснования необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской федерации в момент разработки технического регламента;
  • финансово-экономического обоснования принятия федерального закона о техническом регламенте;
  • документов, подтверждающих опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента;
  • документов, подтверждающих опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;
  • перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложенными к нему документами направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На представленный проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в «Вестнике технического регулирования». Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной сети общего пользования.

Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство для подготовки экспертной комиссией отзыва. Заключение экспертной комиссии подлежит обязательному опубликованию в «Вестнике технического регулирования» и вступает в силу не ранее, чем через 6 месяцев после официальной публикации.

Затем проект федерального закона о техническом регламенте рассматривается во втором чтении, и затем следует установленная процедура принятия его в качестве законодательного акта.

Технические регламенты принимаются в порядке, установленном для принятия федеральных законов. Помимо этого, Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрен также особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Это происходит в исключительных ситуациях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе, и в других случаях, когда необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. В этом случае Президент Российской Федерации вправе издать указ о принятии технического регламента без его публичного обсуждения.

Правительство Российской Федерации вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте до вступления в силу федерального закона о введении в действие данного регламента. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609 утвержден первый специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

Предпринимательское право России

Технические регламенты

В соответствии со ст. 2 Закона о техническом регулировании технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Таким образом, технический регламент — это прежде всего документ. Однако возникает вопрос: какой документ? Ведь с точки зрения Гражданского кодекса (п. 1 ст. 142) ценная бумага есть также документ.

Технический регламент является документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Следовательно, можно утверждать, что технический регламент представляет собой нормативный правовой акт с техническим (технико-правовым) содержанием. Причем технические регламенты принимаются в форме не только федерального закона, но и указа Президента РФ, постановления Правительства РФ. Одним словом, в целях ускорения принятия многочисленных технических регламентов допускается такая возможность, т. е. принятие технических регламентов на уровне подзаконного нормативного правового акта.

Кроме того, техническим регламентом может быть признан устанавливающий обязательные требования только такой документ, который принят по специальной процедуре и изложен особым образом.

Читайте так же:  Проверка кбм осаго

Технические регламенты применяются в строго определенных целях, а именно:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Основное назначение технических регламентов — установление минимально необходимых требований, обеспечивающих различные виды безопасности продукции и процессов. В п. 1 ст. 7 Закона о техническом регулировании содержится перечень видов безопасности (безопасность излучений; биологическая безопасность; взрывобезопасность; механическая безопасность; пожарная безопасность; промышленная безопасность; термическая безопасность и др.). В связи с этим обратим внимание на следующие вопросы.

Во-первых, за пределами п. 1 ст. 7 Закона остались экологическая и информационная безопасность. Означает ли это, что Закон о техническом регулировании не распространяется на эти и другие виды безопасности, отсутствующие в названном перечне? Думается, что данный перечень видов безопасности носит не закрытый характер. Так, в п. 4 ст. 8 Закона говорится об экологической безопасности, хотя ее (безопасности) нет в п. 1 ст. 7.

Во-вторых, технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования безопасности. Следовательно, в договоре можно предусматривать более повышенные требования безопасности.

В-третьих, технические регламенты должны устанавливать, как правило, эксплуатационные характеристики продукции, и только при необходимости — требования к конструкции и исполнению (если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в п. 1 ст. 6 Закона целей принятия технического регламента). Это позволит изготовителям самим выбирать конструктивное решение, экономически наиболее для них целесообразное.

Однако в любом случае требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей принятия технических регламентов. Иначе говоря, принятие технических регламентов может привести к правомерному ограничению свободы предпринимательской деятельности, поскольку они (ограничения) основаны на федеральном законе и в строго определенных целях. При этом такие ограничения должны быть соразмерными и необходимыми для защиты прав и законных интересов других лиц.

В-четвертых, технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента (п. 3 ст. 7 Закона о техническом регулировании). Кроме того, в технических регламентах могут содержаться специальные требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (п. 5 ст. 7 Закона).

Применение технических регламентов. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений п. 9 ст. 7 Закона о техническом регулировании.

Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Существенное изменение в порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных актов вносит федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который регулирует отношения, возникающие при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • оценке соответствия (прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту).

Вводится новый тип документов — ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ (ТР).

Технические регламенты призваны заменить существующую систему нормативных правовых актов в области охраны труда, промышленной и других видов безопасности.

Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Закон «О техническом регулировании» вступил в силу с 1 июля 2003 г.

До вступления в силу технических регламентов на территории Российской Федерации продолжают действовать требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Обязательные требования к объектам технического регулирования устанавливает технический регламент:

  • продукции,
  • зданиям, строениям и сооружениям,
  • процессам производства,
  • эксплуатации, хранения, перевозки,
  • реализации,
  • утилизации.

Цели принятия технических регламентов:

  • защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

  • безопасность излучения;
  • биологическую безопасность;
  • взрывобезопасность;
  • механическую безопасность;
  • пожарную безопасность;
  • промышленную безопасность;
  • термическую безопасность;
  • химическую безопасность;
  • ядерную и радиационную безопасность;
  • электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
  • единство измерений.

В техническом регламенте могут содержаться специальные требования, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан:

  • несовершеннолетних;
  • беременных женщин;
  • кормящих матерей;
  • инвалидов.

Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска.

Не включенные в технический регламент требования не могут носить обязательный характер (ст. 7 184-ФЗ).

Читайте так же:  Выход на пенсию по льготному списку 2

Технические регламентысодержат исчерпывающий перечень требований:

  • к объектам технического регулирования;
  • к правилам и формам оценки соответствия;
  • к правилам идентификации;
  • к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
  • имеют прямое действие;
  • могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент;
  • применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения перевозки, утилизации.

Виды технических регламентов:

  • Общие технические регламенты – обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

Общие технические регламенты принимаются по вопросам:

  • безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
  • безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;
  • пожарной безопасности;
  • биологической безопасности;
  • электромагнитной совместимости;
  • экологической безопасности;
  • ядерной и радиационной безопасности.
  • Специальные технические регламенты— устанавливают требования только к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной техническим регламентом.

Принимается технический регламент:

  • федеральным законом в порядке, установленном для его принятия;
  • международным договором, подлежащим ратификации;
  • указом Президента РФ (в исключительных случаях, причем Президент вправе издать ТР без его публичного обсуждения).

Технические регламенты требуют специального порядка разработки и принятия.

Программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и публиковаться, утверждается Правительством Российской Федерации.

Разработчиком проекта ТР может быть любое лицо.

В качестве основы для разработки проектов технических регламентов могут использоваться полностью или частично:

  • международные стандарты и (или)
  • национальные стандарты.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ, которая носит принцип добровольного применения, включает следующие документы:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • стандарты организаций.

Таким образом, государственные стандарты Российской Федерации трансформируются в добровольные национальные стандарты, которые содержат опережающие нормы по качеству и эффективности в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Национальный стандарт подтверждается знаком соответствия.

Подтверждение соответствия осуществляется с целью:

  • удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договора;
  • содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • повышения конкурентоспособности на российском и международном рынках;
  • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

ФОРМЫ подтверждения соответствия.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

  • принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);
  • обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (надзор) за соблюдением требований технических регламентов в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации осуществляется:

  • федеральными органами исполнительной власти;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • подведомственными им государственными учреждениями.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что такое технические регламенты, какие задачи они осуществляют и какие требования устанавливают?
    а) ТР — это порядок разработки и утверждения подзаконных актов, регулирует производственные отношения, устанавливает добровольные требования к продукции и процессам производства.
    б) ТР — это вид документа, который устанавливает обязательные минимально необходимые требования к объектам технического регулирования.
  1. Национальный стандарт подтверждается знаком соответствия. Носит это подтверждение обязательный характер и если «да», то в каком случае?
    а) Подтверждение соответствия может носить обязательный характер (только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом) или добровольный.
    б) Подтверждение соответствия носит добровольный характер.
    в) Подтверждение соответствия носит обязательный характер.
  1. Назовите виды технических регламентов:
    а) Общие и специальные.
    б) Обязательные и добровольные.
    в) ТР международный и ТР Российской Федерации.
  1. Какие нормативные документы после принятия технических регламентов будут содержать обязательные требования, а какие добровольные?
    а) Все нормативные акты, включая технические регламенты, будут носить обязательный характер.
    б) Обязательные требования будут содержать технические регламенты, все остальные нормативные акты будут носить добровольный характер.
    в) Только те нормативные акты, которые имеют подтверждение соответствия, будут носить обязательный характер.
  1. Кто является разработчиком проекта технического регламента и кем он принимается?
    а) Разработчиком проекта может быть любое лицо, принимается федеральным законом, либо международным договором, либо указом Президента.
    б) Для разработки проекта создается специальная комиссия, принимается Федеральным органом исполнительной власти.
    в) Разработчиком является федеральный орган исполнительной власти, принимается Государственной Думой.
  1. Что является объектом обязательного подтверждения соответствия?
    а) Любая продукция.
    б) Продукция зарубежного производства.
    в) Только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
  1. В какой форме осуществляется добровольное подтверждение соответствия.
    а) В форме добровольной сертификации.
    б) В форме принятия декларации о соответствии.
    в) В форме обязательной сертификации.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Техническое регулирование

Технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и определяет обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в т.ч. зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Является особым видом законодательства.

Читайте так же:  Как не пойти в армию по закону

Технический регламент представляет собой комплекс обязательных к применению условий и требований, предъявляемых к техническим объектам или процессам, подлежащим стандартизации. К последним относятся проектирование и производство готовой продукции, а также ее реализация, монтажные, пуско-наладочные работы и эксплуатация, транспортирование, хранение и утилизация. Требования технических регламентов касаются обеспечения единства измерений, совместимости приборов и оборудования, а также безопасной их эксплуатации в части механической, электрической, пожарной, химической, радиационной безопасности и т. д. Технический регламент имеет силу закона, принимается в соответствии с международным договором РФ и ратифицируется согласно российского законодательства, федерального закона, либо по указу Президента РФ.

Цели принятия технических регламентов:

  • обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • обеспечения охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Любые другие цели для технических регламентов исключены по закону 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Объектами технических регламентов являются:

  • продукция;
  • связанные с требованиями безопасности к продукции процессы ее проектирования, (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Технический регламент должен содержать необходимые требования к указанным объектам, обеспечивающие выполнение целей технического регламента. Состав этих требований является исчерпывающим, и они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Требования, не включенные в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения. Иными словами, в технических регламентах концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.

Признаками классификации, по которым могут подразделяться технические регламенты, являются:

  • способ установления требований, в свою очередь подразделяются на:
    • предписывающие;
    • основополагающие.
  • область распространения.

Предписывающие технические регламенты содержат конкретные требования к продукции. При установлении требований в предписывающих технических регламентах непосредственно в виде конкретных характеристик могут возникнуть ряд проблем: перегруженность деталями, уязвимость при пересмотре международных требований,сложность и длительность внесения изменений.

В международной практике широкое применение нашел второй способ задания требований в технических регламентах – в виде общих требований, выраженных в том числе и качественными характеристиками. Конкретные числовые характеристики устанавливаются путем ссылок на стандарт или свод правил. Такие технические регламенты получили название основополагающих. Они являются наименее ограничительной формой регулирования торговли и наиболее эффективны в формировании единого рыночного пространства, о чем свидетельствует опыт стран – участников ЕС и АТЭС.

Указанный подход обеспечивает гибкость технических регламентов, с одной стороны, и возможность реализации субъектами регулирования конкретных апробированных решений – с другой. Пример таких регламентов – европейские директивы, разрабатываемые в рамках Нового и Глобального подходов. Например, конкретные требования к Директиве 88/378/ЕЭС «Игрушки» установлены в шести Европейских стандартах.

Основное преимущество основополагающих технических регламентов заключается в возможности принятия разных технических решений при условии, что результаты оценки соответствия будут эквивалентными, обеспечивая тем самым гибкость для изготовителей, которые могут демонстрировать соответствие достигнутых результатов и внедрять новые технологии.

По второму классификационному признаку, т.е. в зависимости от области распространения, технические регламенты условно могут быть подразделены на:

Контрольные вопросы

Технический регламент

Технический регламент (ТР) – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнениятребования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Технические регламенты с учётом риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

— безопасность излучений и биологическую безопасность;

— взрывобезопасность и механическую безопасность;

— пожарную и промышленную безопасность;

— термическую и химическую безопасность;

— ядерную и радиационную безопасность;

— электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

Виды технических регламентов. В РФ действуют:

— общие технические регламенты;

— специальные технические регламенты.

Структура технического регламента. В общем случае предлагается следующая структура ТР:

— область применения регламента и объекты технического регулирования;

— основные понятия и требования к продукции;

— общие положения для размещения на рынке Российской Федерации;

— применение стандартов (презумпция соответствия) и подтверждение соответствия;

— государственный контроль (надзор) и переходные положения;

— назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента.

Порядок разработки технического регламента. ТР принимается в установленном порядке, с учетом положений рассматриваемого закона. О разработке ТР должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию – ≪Вестнике технического регулирования≫. С момента опубликования данного уведомления проект ТР должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. В качестве основы для разработки ТР могут использоваться полностью или частично международные и (или) национальные стандарты.

Читайте так же:  Льготы работающим инвалидам 3 группы

С учётом полученных замечаний (в письменной форме) разработчик дорабатывает проект ТР, организует публичное обсуждение проекта ТР. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о ТР в Государственную Думу осуществляется при наличии ряда документов, установленных п. 7 ст. 9 ФЗ о техническом регулировании. На указанный проект Правительство РФ представляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учётом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, Президент РФ вправе издать ТР без его публичною обсуждения.

ТР может быть также принят международным договором, подлежащим ратификации в установленном порядке.

Из ФЗ ≪О техническом регулировании≫ следует, что между днем публикации об окончании публичного обсуждения проекта ТР и днем вступления в силу закона о ТР проходит значительный промежуток времени, необходимый для внесения проекта закона в Государственную Думу, его рассмотрения и принятия. В целях недопущения правового вакуума на этот период Правительству РФ до вступления в силу федерального закона предоставлено право издать постановление о ТР. Закон указывает, что основной правовой формой принятия ТР является федеральный закон.

Применение технических регламентов. ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции; вида осуществляемых процессов; видов и особенностей сделок; физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами и приобретателями.

В соответствии со ст. 27 ФЗ ≪О техническом регулировании≫ для информирования приобретателей продукции о соответствии требованиям ТР используется знак обращения на рынке (рис. 1).

Рис. 1 – Знак обращения на рынке (знак соответствия техническому регламенту)

Маркировка знаком производится заявителем (лицом, осуществляющим обязательное подтверждение соответствия) самостоятельно любым удобным для него способом. Условием использования знака служит наличие на продукцию зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по обязательной сертификации. ТР, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для их проведения, необходимые для применения ТР, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенций в течение шести месяцев со дня официального опубликования ТР и утверждаются Правительством РФ.

В целях обеспечения соответствия ТР техническим интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительством РФ утверждается Программа разработки ТР, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

Правительство РФ организует постоянный учет и анализ всех случаев причинения (вследствие нарушения требований ТР) вреда жизни и здоровью граждан; имуществу юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений. На основе собранных материалов приобретатели, изготовители и продавцы информируются о ситуации в области соблюдения требований ТР.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Государственный контроль и надзор (далее ГКиН) осуществляется

— федеральными органами исполнительной власти;

— органами исполнительной власти субъектов РФ;

— государственными учреждениями, уполномоченными на проведение ГКиН (в соответствии с законодательством).

ГКиН осуществляется в отношении продукции и процессов исключительно в части соблюдения требований соответствующих ТР и исключительно на стадии обращения.

Органы ГКиН вправе:

— требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие ТР (декларации о соответствии или сертификата о соответствии);

— выдавать предписания об устранении нарушений ТР в установленный срок;

— принимать решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов, если иными мерами невозможно устранить нарушения ТР;

— приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;

— привлекать изготовителя (продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

За нарушение требований ТР изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Эффективная процедура надзора после поставки на рынок характеризуется двумя важными элементами:

— значительными штрафами за несоответствие;

— высокой вероятностью для поставщиков, что несоответствующая продукция будет выявлена.

Применение технических регламентов в области информационных технологий. С проникновением информационных технологий во все сферычеловеческой деятельности мир вступает в период интеллектуального управленияэтой деятельностью. Россия сможет сохранить себя как свободное, независимоегосударство в жесткой конкурентной борьбе с активно развивающимисястранами, только запустив механизм создания национальной информационнойинфраструктуры, основанной на принципах технологии открытыхинформационных систем.

Первым шагом на пути решения этой проблемы стал Федеральный закон ≪О техническом регулировании≫. Понятие ≪открытая система≫ не означает, что она является незащищенной в смысле доступа к содержащейся в ней информации. Сохранение конфиденциальности информации — обязательное условие любой информационной системы, которое выполняется с помощью стандартов защиты информации.

Основные принципы технологии открытых информационных систем – их совместимость по техническим и конструктивным параметрам и переносимость программного обеспечения на другие платформы. Соблюдение этих принципов при разработке и приобретении у западных фирм любых информационных систем и сетей позволит создать в России национальную информационную инфраструктуру. Анализ мировых тенденций развития национальных информационных инфраструктур показывает, что в мире идет процесс объединения национальных информационных инфраструктур в глобальную информационную инфраструктуру.

В ст. 3 ФЗ ≪О техническом регулировании≫ указано, что техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами применения единых правил установления требований к продукции и эксплуатации чего-либо, в том числе это относится и к информационным системам.

Читайте так же:  Вопрос о выписке не проживающего человека

1. Что понимается под техническим барьером?

2. В каких областях осуществляется техническое регулирование?

3. Перечислите принципы технического регулирования?

4. Укажите объекты технического регулирования?

5. Укажите субъекты технического регулирования?

6. Дайте определение технического регламента?

7. Каковы цели принятия технического регламента?

8. Что понимается под ≪безопасностью≫?

9. Какие требования предъявляются к порядку разработки ТР?

10. Что такое ≪знак обращения на рынке≫?

11. Каковы права органов, осуществляющих госконтроль (надзор) за соблюдением требований ТР?

12. Какие обязательные требования установил ФЗ ≪О техническом регулировании≫?

13. В чём заключается принцип применения технических регламентов в области информационных технологий?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10295 —

| 7258 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Составляющие технического регламента

Технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для исполнения требования к объектам технического регулирования. Основными целями принятия технических регламентов является:

А) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

Б) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

В) охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие следующие виды безопасности: механическую, пожарную, промышленную, термическую, излучений, взрывобезопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, а также единство измерений.

Технический регламент должен содержать достаточно полный перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей использования технического регламента.

Оценка соответствия осуществляется в формах государственного контроля, аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению.

Необходимо помнить, что содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Помимо этого, в технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (беременных, несовершеннолетних, инвалидов).

Технические регламенты определяют минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фито-санитарные меры в отношении продукции, привезенной из. отдельных стран, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность.

Технический регламент может содержать специальные требования к товарам, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения товаров.

Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска.

В целом, на территории Российской Федерации действуют: общие технические регламенты и специальные технические регламенты.

Общие технические регламенты обязательны для использования и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.

В специальных технических регламентах учитываются технологические и другие особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Общие технические регламенты принимаются по следующим видам безопасности: пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной, а также безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем .отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Источники


  1. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.

  2. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.

  3. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
Что обеспечивают требования технических регламентов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here