Чем закон отличается от подзаконного акта

Важная информация в статье: "Чем закон отличается от подзаконного акта" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Чем закон отличается от подзаконного акта?

Чем именно закон отличается от подзаконного акта?

  1. Закон, в соответствии с Конституцией РФ наделяется наивысшей юридической силой. В ранге федеральных законов находятся все законодательные акты и кодексы. Таким образом, можно сказать со значительной уверенностью о том, что законы считаются обязательными к исполнению и должны выполняться на всех уровнях власти в стране. Структура принятия закона имеет массу нюансов, именно по этой причине, не каждый закон, который создается государственной думой, может увидеть свет;
  2. Подзаконные акты – это специализированные акты исполнительной власти, которые могут создаваться исключительно во исполнение законодательной базы. То есть, основой таких актов считается закон, и акты не могут противоречить законодательству. К числу таких актов можно отнести указы и распоряжения, постановления президента и правительства.

Особенности отличий

Итак, становится вполне очевидным тот момент, что федеральные законы имеют более существенную юридическую силу. В принципе, они наделяются высшей юридической силой, а значит, все иные акты, создаваемые на территории страны, просто не могут им противоречить, и создаются исключительно на основании законодательной базы и в соответствии с ней.

Таким образом, существенных отличий между законами и подзаконными актами нет. Так как подзаконные акты, в принципе, «вытекают» из законодательной базы. Тем не менее, существует масса законов, которые имеют своеобразные пробелы. Именно данные пробелы прекрасно могут быть заполнены подзаконными актами.

То есть, другими словами, подзаконный акт может быть в виде своеобразного дополнения законодательной базы, но в тоже время, данный акт ни в коем случае не должен противоречить сути самого закона.

Можно с уверенностью сказать о том, что существенное различие закона и подзаконного акта формируется исключительно в юридической силе. Также в структуре принятия таких законов. Если закон принимается посредством голосования государственной думы, совета федерации и подписи президента, то подзаконные акты принимаются только исполнительной властью, и в принципе, одобрения совета федераций или же государственной думы, они не требуют. Но, подзаконные акты могут исключительно дополнять или же разъяснять, но не противоречить законодательству.

Что должно быть на печати ООО по новому закону?
Федеральный закон от 06.04.15 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» внес.

Сколько всего федеральных законов в РФ?
На текущий момент времени, вернее, на первый квартал 2015 года, по данным официального федерального портала правовой организации, на территории страны действует около 5350.

Как оформить наследство по закону?
Право на наследование в нашей стране гарантируется Конституцией РФ – статья 35. Также, все особенности положения о наследования формируются в ГК РФ – статья 1110. При оформлении.

Как анализировать законы?
Анализировать законодательные акты следует на основании самих актов, а также на основании толкований, которые регулярно публикуют судебные инстанции. Все дело в том, что.

Отличие законов от других нормативных актов.

— принимаются только высшими представительными органами государства (парламентами), входящими в законодательную ветвь власти, и не могут приниматься органами исполнительной или судебной власти;

— конституцией страны, регламентами законодательных органов четко определяется порядок принятия законов, включающий указание на лиц, имеющих право высту­пать с законодательной инициативой, формы обсуждения проекта закона и голосова­ния по нему, порядок подписания, опубликования и вступления в силу принятых зако­нов;

— содержат исходные юридические нормы, закрепляющие наиболее важные элементы регулируемых отношений и составляющие исходную базу для их более деталь­ного регулирования другими нормативными актами;

— обладают высшей юридической силой, в соответствии с которой их содержа­нию не могут противоречить иные нормативные акты, а в случае противоречия — дей­ствуют правила, предусмотренные законом.

Классификация законов на примере Российской Федерации (Малько А.В.):

по их юридической силе Конституция РФ, Закон РФ о поправках в Конституцию федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации
по субъектам законотворчества принятые в результате референдума принятыезаконодательным органом
по предмету правового регулирования конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.
по сроку действия постоянные временные
по характеру текущие чрезвычайные
по сферам действия общефедеральные региональные
по содержанию (сферам общественной жизни) экономические, социальные, политические и т.п.
по степени систематизации обычные (текущие) кодификационные (кодексы)
по значимости содержащихся в них норм конституционные обыкновенные
по объему регулирования общие специальные

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В РОССИИ.

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ — официальные акты, принимаемыеразличнымиорганами государства во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила(правовые нормы), конкретизирующие первичные нормы законов.

Подзаконные нормативные акты по своей роли в системе нормативных актов составляют ее вторичное звено, которое дополняет первичные нормы законов, более детально регламентирует различные группы общественных отношений. Вместе с тем, это также нормативные акты, представляющие официальные письменные документы, содержащие нормы права (общеобязательные правила поведения). В количественном отношении система подзаконных нормативных актов значительно превосходит систе­му законов.Подзаконные нормативные акты принимаются в основном органами, входящи­ми в исполнительную ветвь власти и, как правило, имеют специфическое для органа название.

Так, в Российской Федерации Президент принимает Указы, Правительство-Постановления, Министерства — Приказы. На уровне субъектов Российской Федерации подзаконные нормативные акты принимают Главы субъектов Федерации, их исполнительные органы: правительства, администрации, министерства, управления, департа­менты. Такими нормативными актами могут быть указы, постановления, приказы, рас­поряжения.

Читайте так же:  151 фз об аварийно спасательных службах

В качестве подзаконных выделяют правовые нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления: решения и распоряжения их представительных и исполнительных органов, а также локальные нормативные акты, принимаемые в рамках отдельных организаций: их уставы, положения, инструкции.

Порядок принятия различных подзаконных актов определяется законами и положениями о соответствующих исполнительных структурах.

Любые подзаконные нормативные акты по своему содержанию не должны противоречить законам. В случае такого противоречия действуют нормы, закрепленные в законах. Кроме того, подзаконные нормативные акты имеют собственную иерархию, определяемую местом принимающего их органа в системе государственной власти, и должны соответствовать подзаконному акту более высокой юридической силы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10297 —

| 7260 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Подзаконные нормативные правовые акты.. Подзаконный нормативный акт — это нормативно-правовой акт компетентного органа, который основан на законе и закону не противоречит

Подзаконный нормативный акт — это нормативно-правовой акт компетентного органа, который основан на законе и закону не противоречит. Все нормативно-правовые акты, кроме законов называются подзаконными.

Признаки подзаконных нормативных актов. Подзаконные акты отличаются тем, что

1. актами вторичного порядка (хотя содержащиеся в них нормы права могут дополнять закон и, следовательно, иметь первичное значение);

2. ограниченными в том смысле, что принимаются правотворческими органами в пределах его заранее установленной компетенции.

Виды подзаконных актов. Подзаконный нормативный акт — понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативно-правовые предписания. В зависимости от субъекта, издавшего акт, они делятся на:

1. нормативные акты Президента (указы, распоряжения);

2. нормативные акты Правительства (постановления и распоряжения);

3. ведомственные нормативные акты — приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств и государственных комитетов;

4. региональные нормативные акты — решения, распоряжения и постановления местных органов государственной власти;

5. муниципальные нормативные акты — решения органов местного самоуправления;

6. локальные нормативные акты — правила и другие предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации.

Нормативные правовые акты Президента РФ. Они отличаются тем, что:

1. имеют форму указов;

2. в системе законодательства следуют за законами и обязательны для исполнения на всей территории РФ;

3. предметом регулирования являются основные направления внутренней и внешней политики;

4. их противоречия с законами разрешаются Конституционным Судом. На основании его заключения указ утрачивает силу.

Нормативные правовые акты правительства. Они отличаются тем, что:

1. имеют форму постановления и распоряжения;

2. в системе законодательства они следуют за законами и указами, принимаются лишь на основании и во исполнение их;

3. конкретизируют законы и указы Президента.

В актах правительства завершается процесс конкретизации законов или указов Президента, система законодательства приобретает необходимую полноту, а норма права- конкретность и формальную определённость, что можно рассматривать как вторичное правотворчество, имеющее, однако, общегосударственное значение.

Нормативные правовые акты министерств и ведомств. Они отличаются тем, что:

1. по юридической силе они следуют за актами Правительства. Издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства;

2. издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по иному;

3. акты министерств и ведомств, затрагивающие права и свободы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат обязательной регистрации в министерстве юстиции;

4. обязательность доводить принятые нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления предприятий, организаций, учреждений возложена на центральные органы исполнительной власти;

5. носят отраслевой характер, так как предназначены, за редким исключением, регулировать общественные отношения в процессе реализации своих полномочий в определённой сфере управления.

Некоторые министерства могут издавать акты общего, межотраслевые характера. К ним относятся:

1. министерство путей сообщения, которое издает правила перевозки грузов и пассажиров обязательные для клиентуры;

2. министерство финансов — по финансовым вопросам для всех участников финансовых отношений;

3. государственный Банк России — для банковской клиентуры;

4. министерство здравоохранения — они издают санитарно-гигиенические правила.

Акты органов местного самоуправления. Они отличаются тем, что:

1. издаются местной администрацией;

2. принимаются в форме постановлений (решений), распоряжений;

3. подзаконные акты главы администрации, противоречащие законодательству, могут быть отменены соответствующим представительным органом, вышестоящим органом исполнительной власти (так как это единая система в масштабах всего государства) или судом;

4. акты имеют территориальную ограниченность;

5. принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т.п.), местным налогам, сборам, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства и т.п.

Акты местного самоуправления принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

Виды нормативных актов местного самоуправления. К числу актов местного самоуправления относятся:

— акты представительных органов городов, районов, сел, поселков;

— акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаются представительные органы);

— акты глав администрации местного самоуправления;

— акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляемой территории (референдумы районные, городские, сельские и т.п.).

Локальные нормативные акты.

Локальные нормативные акты — акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов,

Особенности локальных подзаконных актов. Локальные акты:

Читайте так же:  Как поменять водяной счетчик

1. издаются администрацией предприятий, учреждений;

2. издаются для решения внутренних вопросов;

3. распространяют свое действие только на членов данного коллектива.

Локальные акты касаются, например, дисциплины труда, его организации, взаимоотношений между различными подразделениями.

Виды локальных нормативных актов. Основными актами подобного рода являются:

1. уставы организаций, которые (за редким исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах;

2. правила внутреннего трудового распорядка;

3. коллективные договора между администрацией предприятия, организации и органом профсоюза (трудовым коллективом);

4. различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т.п.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9262 —

| 7380 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Что такое законы и подзаконные акты (НПА)?

Закон — акт, обладающий высшей юридической силой, выражает государственную волю. Принимается высшим органом государственной власти (парламентом). Может приниматься народом в ходе референдума.

Все остальные правовые акты должны исходить из законов, не противоречить им и не ухудшать положение лиц по сравнению с законом.

Закон никто не может отменить, кроме органа, принявшего его. Принимается в особом порядке.

Наивысший Закон — Конституция, далее кодексы, ниже законы по специальным вопросам.

Подзаконные акты -акты, создаваемые в соответствии с законом. Ни один из них не может считаться правомерным, если противоречит нормам закона. Могут издаваться во исполнение закона, для конкретизации, толкований.

К подзаконным актам относятся указы президента, постановления правительства, приказы и инструкции министров, локальные акты организаций. Так же различаются по юридической силе. Например, локальные акты не могут противоречить указам президента, а уж тем более законов.

Однако и законы и подзаконные акты -это все НПА (нормативно-правовой акт). В них закреплены нормы права, которые ограничивают круг лиц, имеет пределы во времени пространстве.

2.6. Закон и подзаконные акты

Нормы права устанавливаются государством в лице его компетентных органов путем принятия соответствующих документов — нормативно-правовых актов. Каждый орган действует в пределах порученной ему области общественной жизни.

Исходящие от них нормативно-правовые акты также представляют собой сложную систему документов, разнообразных по форме, по содержанию, по кругу регулируемых ими вопросов жизни общества.

В Российской Федерации существует довольно сложная система нормативно-правовых актов. Прежде всего это акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов федерации, выступающие результатом правотворческой деятельности государственных органов, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Системе законодательства любого государства свойственно деление на законы и подзаконные акты.

Закон — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов федераций в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума). Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции России, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов должен определяться регламентами соответствующих законодательных органов. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального (административно-государственного) устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и некоторые другие.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юридической силой, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся также в порядке, определенном референдумом. (С юридической точки зрения приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом).

Таким образом, главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.

Нормы права, содержащиеся в такой сложной совокупности актов, не могут противоречить друг другу. Если такое положение по каким-либо причинам возникнет, исполнители окажутся в ситуации выбора — какую норму исполнять, а какой пренебречь. Но тогда право как система государственно установленных норм, обязательных к исполнению, перестает быть правом.

Поэтому одним из основных требований к системе нормативно-правовых актов является их внутренняя согласованность (соответствие) между собой по способам воздействия на поведение людей.

Этот принцип настолько важен для придания целостности и единства многочисленным актам, что во всех государствах цивилизованного мира он закрепляется в конституциях. В законах страны закрепляются и регулируются наиболее важные стороны общественной жизни — экономической, политической, духовной. Поэтому в Регламенте парламента специально устанавливается сама процедура законотворчества, в которой предусмотрены все стадии проработки проекта закона, его обсуждения и принятия.

Читайте так же:  Как проверить эцп электронно подписанного документа

Обычно «закон» как термин в юриспруденции употребляется для обозначения и наименования того или иного конкретного нормативно-правового акта, принятого парламентом. Например, закон «О суверенитете», закон «О милиции», закон «О безопасности» и т.д. Но этот термин может употребляться и обобщенно: все нормативно-правовые акты законодателя являются законами в отличие от актов других государственных органов.

Нормативно-правовые акты Президента, Правительства, министерств, государственных комитетов, исполнительно-распорядительных органов субъектов федерации многообразны по своему характеру (указы Президента, постановления Правительства, приказы, инструкции, положения и т.д.). Они именуются подзаконными актами, так как принимаются на основе и во исполнение законов, конкретизируют порядок реализации законов.

Подзаконные нормативно-правовые акты вместе с актами законодательной власти составляют единую систему актов государства, поэтому невозможно какое бы то ни было противопоставление подзаконных актов закону, автономность их функционирования.

Всем подзаконным актам государственных органов присуща общая черта — они издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, не должны противоречить закону, но могут его развивать, дополнять и даже конкретизировать.

В системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежит указам и распоряжениям Президента России как главы государства, которые отличаются наибольшей широтой и глубиной воздействия на регулируемые общественные отношения.

Правительство Российской Федерации на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены последним.

Среди подзаконных актов большое место отводится нормативным актам, принимаемым министерствами, государственными комитетами, ведомствами, федеральной службой. Эти акты обладают рядом особенностей. Прежде всего, они уступают по юридической силе решениям Правительства; носят отраслевой характер, так как предназначены, за редким исключением, регулировать общественные отношения в процессе реализации своих полномочий в определенной сфере управления; отличаются большим многообразием. Наиболее распространенными среди них являются: приказы, решения коллегии, инструкции, правила, положения, уставы, распоряжения.

Ведущей формой ведомственного акта является приказ, который может быть как нормативным, так и ненормативным по своему содержанию. Приказом опосредуется различная по своему характеру деятельность, им утверждается, а тем самым и придается соответствующая юридическая сила другим нормативным актам, исходящим от того или иного министерства, комитета, ведомства, федеральной службы. Иными словами, он имеет нормотворческое значение, выступает актом детализации постановления Правительства. Приказы и распоряжения, имеющие разовое, распорядительное значение, не содержат нормативных предписаний, поэтому нормативно-правовыми актами не являются.

Субъекты федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование, включая издание законов и иных нормативных актов.

Акты субъектов федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам и федеральным законам, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации, а также актам, принятым в пределах их совместного ведения. В случае такого противоречия действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации (в пределах исключительной компетенции субъекта федерации) действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Наименование актов субъектов федерации различно: республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, остальные

— устав и законодательство. Конституция России не определяет иное наименование актов, издаваемых субъектами федерации, это могут быть законы, решения, постановления, декреты и т.п.

Самостоятельную группу актов образуют решения органов местного самоуправления. Такая форма актов была длительное время законодательно установлена, хотя практика пошла по пути расширения конкретных видов актов с нормативным содержанием. Начали издаваться регламенты, положения. Особенностью актов местного самоуправления является их территориальная ограниченность и самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и тому подобное.

Закон и подзаконные акты

Международное право как особая система права

Международное (межгосударственное) право возникло и развивалось вследствие объективных процессов между государствами, их взаимоотношениями. Оно включает в себя: международно-правовые нормы публичного и частного права, отличие между которыми состоит в том, что первые регулируют отношения между государствами, а вторые – имущественные, семейные, трудовые и иные отношения с участием частных лиц из различных государств. Международное право представляет собой особую систему права со множеством элементов, выработанных всеми государствами. В системе отражаются закономерности их развития, она является результатом сотрудничества[4] и борьбы участников этого процесса. Это право имеет демократический характер, закрепляет высокие социальные стандарты, отражает представление разных народов о справедливости, гуманизме, социальном прогрессе.

Нормы, входящие в международное право, обязывают участников проводить мирную политику и обеспечивать каждому члену общества достойную жизнь. Государства, признавая международно-правовое регулирование общественных отношений, демонстрируют готовность их соблюдать и поэтому закрепляют их в своих законах. Например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Признание приоритета международного права над внутригосударственным не означает подмену одной правовой системы другой.

Международное право отличается от внутригосударственного тем, что имеет свои источники — договор, заключаемый главами различных государств. На территории России допускается приоритет действия международных норм только перед нормами законов, но не перед нормами Конституции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9621 —

| 7580 — или читать все.

Законы и подзаконные акты.

Закон – нормативно-правовой акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы.

Читайте так же:  Возврат налога при покупке недвижимости

Закон занимает ведущее положение в системе нормативно-правовых актов.

· закон – юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон – всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения;

· закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны (парламент) или непосредственно народа (при принятии закона на референдуме;

· закон – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; он отличается юридической всеобщностью; все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

· закон содержит первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было; это нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны.

Рассматривая закон как нормативный юридический акт – источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов, а именно:

· от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих не нормы права, а индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам (например, назначение на должность, поручение передать имущество);

· от интерпретационных актов, т.е. актов толкования, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые, не изменяются и не отменяются действующие нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например «постановление», «разъяснение»).

По способу принятия можно выделить следующие законы:

· принятые на референдуме;

· принятые в силу делегирования полномочий (в том числе Конституцией или специальным актом парламента) главой государства или правительством.

В зависимости от значимости и юридической силы законов в системе действующего законодательства законы подразделяются: а) на Конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные, или текущие.

Конституция представляет собой основополагающий учредительный юридический акт страны, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы граждан, форму государства, систему органов государственной власти и другие основные устои жизни общества.

Конституция может быть принята путем октроирования – пожалована монархом, а также парламентом или специальным учредительным органом (например, Учредительным собранием), но каждый раз от имени. Реже Конституция принимает непосредственно народом на референдуме.

По форме закрепления Конституция может быть единой (в виде одного официального документа); комплексной (состоящей из нескольких конституционных законов); комбинированной, складывающейся из различных источников (судебных прецедентов, конституционных соглашений, обычаев и традиций, а также правовых доктрин).

К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексте конституции, и наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

К обыкновенным, или текущим, законам относятся все другие законы.

Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе форм права, в частности среди нормативно-правовых актов.

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные – высшими органами государственной власти субъектов федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на ее территории. По общему правилу в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

На территории РФ действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон – нормативно – правовой акт, определяющий начало государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, но основе, которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Федеральный конституционный закон имеет следующие особенности: развивает и дополняет положения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны; обладает большой юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов Федерации; имеет особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ; Президент РФ не может отклонять федеральные конституционные законы, он обязан их подписать и обнародовать.

Федеральный закон — это нормативно – правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечению десяти дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок введения в действие.

Высшие, представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного введения Федерации и ее субъектов, что означает ст. 72 Конституции РФ. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно – правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного введения субъекта, то действует нормативный – правовой акт субъекта РФ.

Подзаконные нормативно – правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов. В юридической литературе считается, что понятие «подзаконные нормативно – правовые акты» является собирательным, так как представляет собой иерархию актов, начиная от высших органов власти и кончая актов местных органов власти и управления.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить федеральной Конституции федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

Читайте так же:  Переходящий больничный в каком месяце начислять

Правительство РФ на основании федеральных законов, указав Президента РФ издает постановление и распоряжения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Акты министерств, ведомств и государственных комитетов относятся к числу ведомственных подзаконных нормативно – правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.

Ведомственные акты, содержащие нормы права, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, а также устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав либо носящие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Государственная регистрация означает проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию.

Закон и подзаконный акт: что это и чем они отличаются

Обязательным условием существования демократической государственной единицы является правовая природа её создания и функционирования. Неукоснительное соблюдение закона — это признанный стандарт соблюдения прав человека и гражданина. Правом охватываются любые общественные отношения. Ни одна сфера жизни человека не может функционировать вне правового поля.
Формы реализации права.

Для реализации правовых норм существуют различные формы. Внешними формами реализации права являются законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Закон – это документ, который обладает самой высокой юридической силой. Особенность закона также заключается в специфическом механизме его принятия. Законы принимаются высшим законодательным органом государства или, выражая прямую волю народа, в порядке референдума.

Характерные признаки закона:

  • Предмет регулирования выражает позицию государства по основополагающим государственным или общественным вопросам.
  • Закон является фундаментальным нормативным актом, на основании и во исполнение которого принимаются иные нормативные акты.
  • Отмена или внесение изменений в закон осуществляется органом его издавшим.
  • Принятие закона не требует его дополнительного утверждения иными инстанциями.

Указанные признаки подчёркивают уникальность закона и определяют его на главенствующую позицию среди нормативно-правовых актов. На канве закона, для уточнения содержащихся в нём предписаний, издаются подзаконные акты.

Подзаконные акты и их признаки

Подзаконными актами конкретизируется и адаптируются к реализации нормы соответствующего закона. Правоприменительная практика осуществляется на основе подзаконных актов, позволяющих реализовывать права, определённым в таких актах, способом. Характерными чертами для такого рода документов является цель их издания, направленная на конкретизацию соответствующего закона и обеспечение его выполнения.

Центральное место в иерархии нормативных актов занимают указы главы государства и постановления правительства государства. Далее, в системе подзаконных актов следуют приказы, инструкции и иные документы, издаваемые главами органов исполнительной власти.

Дифференцировать подзаконные акты можно по различным критериям, среди них:

  • Сроки и география действия акта.
  • Запланированность и чрезвычайность принятия акта.
  • Предмет регулирования, содержащийся в акте и др.

Различия между законом и подзаконным актом

При кажущейся схожести рассматриваемых объектов, стоит выделить ряд их принципиальных различий. Существенным является отличие, состоящее в определении органа, который наделён полномочиями по изданию документа. Издание закона может осуществляться исключительно высшим законодательным органом или непосредственно народом, тогда как издание подзаконного акта осуществляется компетентным в определённой сфере органом.

В частности, допускается издание подобных актов министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями. Очевидно различие между законом и подзаконным актом и по объёму содержащейся информации.

Говоря о различиях между законом и подзаконным актом стоит учитывать, что соотношение закона и подзаконного акта закреплено формулировкой «на основании и во исполнение закона». Таким образом наглядно, что подзаконные акты находятся в подчинённости закону. Также, очевидно, что и самим основанием для необходимости принятия того или иного нормативного акта служит закон. Законом может быть оговорена необходимость принятия нормативно-правового акта, вид такого акта, орган, наделённый компетенцией по его принятию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основной целью подзаконного акта является конкретизация положений закона. Подзаконный акт не может устанавливать, отличных от закреплённых в законе, прав и обязанностей субъектов права, т.е. не может выходить за рамки соответствующего закона.
Суммируя вышесказанное, необходимо отметить, что соотнесение и взаимодействие подзаконного нормативно-правового документа и закона возможно только при отсутствии расхождений и согласованности такого акта с конкретным законом. Только неукоснительное соблюдение этого требования и отсутствие противоречий между законом и подзаконным актом, позволит действующим нормам права быть действенными регуляторами общественных отношений.

Источники


  1. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.

  2. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.

  3. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.
Чем закон отличается от подзаконного акта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here