Брачно семейные отношения по салической правде

Важная информация в статье: "Брачно семейные отношения по салической правде" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Брачно-семейные отношения Франкского Королевства

Брачно-сем. отношения ФК.docx

Семейное право Франкского Королевства .

Франкское государство, первое крупное политическое объединение в Европе раннего средневековья; существовало в конце 5 – середине 9 вв. В период наибольшего расширения охватывало всю Западную и часть Центральной Европы.

Важнейшим источником права в франкский монархии были так называемые варварские правды — записи обычного права варварских племен. Из всех «варварских правд» особую ценность для историко-правовой науки представляет Салическая Правда.

Франкская семья по Салической Правде была относительно многочисленной по своему составу: помимо нисходящих родственников в нее включались и родственники по боковой линии вместе с их женами и детьми. Патриархальный характер франкской семьи подразумевал наличие значительной власти отца в семье, однако эта власть по сравнению с Древним Римом не была такой сильной. Она больше напоминала опеку отца над членами своей семьи, но при этом данная опека была пожизненной для жены и дочерей, а на сына она распространялась только до достижения последним 12-летнего возраста.

Уже ушли в прошлое древние обычаи установления брака путем покупки жены, а тем более путем ее похищения (умыкания). В Салической правде вместо выкупной платы фигурирует т. н. «утренний дар» (компенсация за лишение невесты невинности) в форме вещей или денег. Условия заключения брака- согласие родителей и отсутствие близкого родства (либо свойства). Обязательным условием вступления в брак являлся сговор между главами семей жениха и невесты. Если брак был «неправильным», он объявлялся недействительным, а дети, рожденные в этом браке, признавались незаконнорожденными.

Постепенное проникновение государственного уклада в общинный быт франков зафиксировано Салическим законом применительно к статусу отдельных категорий населения. Наряду с вполне свободными и полноправными франками, в равной мере отвечающими за содеянное ими или в отношении их, закон выделил как привилегированные слои, так и неполноправные. Находившиеся в особом доверии у короля, его слуги и дружинники — антрустионы (новая знать) — обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. В самом низу условной социальной лестницы находились рабы: они приравнивались к имуществу в случае нанесения им повреждений или их убийства, браки с рабами или рабынями были или наказуемыми, или вели к потере собственного статуса.

Так, в соответствии с 1-м капитулярием к Салической правде, женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество подлежало конфискации, а сама она могла быть безнаказанно убита своими родственниками. Раба, вступившего в брак со свободной женщиной, подвергали мучительной казни через колесование. Простое сожительство свободного с рабыней наказывалось штрафом в 15 солидов.

Во Франкском королевстве предусматривались значительные штрафы за похищение женщины, за сожительство с замужней женщиной (45 солидов), за увод чужой невесты (15 солидов в пользу обманутого жениха) или жены (200 солидов в пользу пострадавшего мужа). Королевский раб или лит, похитившие свободную женщину с целью вступления с ней в брак, наказывались смертной казнью.

Вдова не имела права повторно выйти замуж, хотя она и не находилась под опекой со стороны старших мужских родичей : разрешение на этот брак следовало получить через суд при условии выплаты определенной суммы (reipus) родственникам умершего мужа; в противном случае ее новый муж мог быть оштрафован на 63 солида.

Имуществом, полученным от мужа в качестве «утреннего дара», а также приданым женщина могла пользоваться при жизни по своему усмотрению. После ее смерти это имущество шло детям, поэтому продать или подарить приданое женщина не могла. В случае повторного брака часть приданого передавалась родственникам первого мужа, а при их отсутствии — казне.

В Салической правде не было упоминания о разводе. Однако существуют мнения, что они все-таки существовали , поскольку такая практика соответствовала древним правовым обычаям германских племен. Капитулярий Пипина Короткого (744 г.), подтвержденный Карлом Великим (789 г.), устанавливал нерасторжимость церковного брака, поскольку такой брак относился к разряду религиозных таинств. К началу IX в. была установлена обязательность заключения брака путем религиозного обряда.

БРАК И СЕМЬЯ B САЛИЧЕСКОй ПРАВДЕ

Семья у салических франков носила патриархальный характер. В состав семьи, возглавляемой отцом, вместе с нисходящими входили родственники боковых линий, родные и сводные братья, а также их жены Как правило, эти многочисленные семьи жили под одной крышей вместе с дворней, а в некоторых случаях — и с вооруженной свитой

Власть отца в соответствии с Салической правдой уже не была настолько широка, как в Риме, она напоминала скорее строгую пожизненную опеку мужа над женой, отца над дочерью или сыном . Опека над сыном прекращалась после достижения им возраста 12 лет .

Браку, как и семье в целом, в Салической правде посвящено незначительное число статей . Из них можно установить следующее .

Заключению брака предшествовала договоренность между семьями жениха и невесты . Необходимость согласия родителей прямо предписывалась Капитулярием 1 к Салической правде .

Право франков запрещало браки между представителями разных социальных слоев, особенно между рабами и свободными гражданами: такой союз влек за собой потерю свободы Согласно Капитулярию 1 к Салической правде свободная женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, имущество поступало в казну, а родственники могли безнаказанно убить ее Раб, женившийся на свободной, подлежал колесованию

Простое сожительство с рабыней каралось штрафом 15 солидов, со свободной женщиной — 45 солидов .

Запрещались браки с родственниками и свояками: такие союзы объявлялись недействительными, а дети, рожденные в них, — незаконнорожденными .

Салическая правда устанавливала большой штраф за похищение женщины, борясь против старого обычая франков: похищение чужой невесты влекло за собой возмещение убытка новобрачному, оценивавшегося в 15 солидов, а похищение чужой жены угрожало штрафом 200 солидов .

Незамужняя женщина пользовалась некоторой самостоятельностью: источники не содержат каких-либо данных об опеке вдовы со стороны родственников- мужчин

Особенностью обычного права салических франков было то, что женщина владела собственным имуществом — приданым, которое предоставлялось не отцом, а мужем как «брачный дар».

Читайте так же:  Права и обязанности прокурора в гражданском процессе

Капитулярий 1 закреплял особый правовой режим приданого:

♦ женщина не могла ни дарить, ни продавать свое приданое;

♦ после ее смерти оно отходило детям;

♦ в случае повторного брака часть приданого вдовы передавалась ближайшим родственникам мужа, а при их отсутствии — в казну

В Салической правде ничего не говорилось о разводе, хотя обычное право франков допускало свободу в этом вопросе — не требовалось ни согласия родственников, ни других формальных оснований

Под воздействием христианской церкви в VII-IX вв . в брачно-семейное право германцев были внесены значительные изменения. Капитулярий 744 г. , подтвержденный в 789 г. Карлом Великим, установил неразрывность уз брака, объявленного согласно христианским канонам священным

Видео (кликните для воспроизведения).

На рубеже VII-IX вв . были изданы первые законодательные акты, установившие обязательность церковного оформления брака, запрещавшие повторные браки вдов и др

МАБ — ИГПЗС — Ответы на экзамен 177 вопросов. Предмет науки истории государства и права зарубежных стран. Место науки в системе юридических наук

Название Предмет науки истории государства и права зарубежных стран. Место науки в системе юридических наук
Анкор МАБ — ИГПЗС — Ответы на экзамен 177 вопросов.doc
Дата 01.02.2017
Размер 2.17 Mb.
Формат файла
Имя файла МАБ — ИГПЗС — Ответы на экзамен 177 вопросов.doc
Тип Документы
#1637
страница 15 из 37
Подборка по базе: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx, МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.do, Информация как предмет управленческого труда.docx, СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РИСУНКОВ ПРЕДМЕТА.pdf, реферат по истории..doc, РПД — Основы социального государства1.docx, 2 часть по истории.doc, Сборник лекций по предмету.docx, 7 Многонацианальные государства.pdf, Стоимость предметов Синергия.docx.

2. Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, част­ной собственности.

Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.

Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происхо­дило в строго установленной форме.

Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение де­вушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятель­ства:

• существование законного брака;

• объявление лица вне закона;

• наличие близкого кровного родства;

• несвободное состояние человека.

О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.

4. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завеща­нию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к дви­жимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого иму­щества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа на­следников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установлен­ной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обя­зано не позже чем через год после смерти дарителя передать это иму­щество указанному лицу.

5. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла ста­тей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие вклю­чались причинение вреда личности или имуществу и нарушение коро­левского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

• преступления против личности — убийство, членовредительство, кле­вета, оскорбление, изнасилование;

• преступления против собственности — кража, поджог, грабеж;

• преступления против порядка отправления правосудия — неявка в суд, лжесвидетельство;

• нарушение предписаний короля.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, како­выми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства — к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

6. Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным харак­тером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализ­мом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права.

Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.

В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда при­знает следующие:

• соприсяжничество — соприсяжниками, «свидетелями доброй славы» об­виняемого являлись его родственники, друзья или соседи;

• свидетельства очевидцев; • ордалии.

  1. Правовое регулирование имущественных отношений по «Салической правде».

Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, част­ной собственности. Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происхо­дило в строго установленной форме.

Особое внимание в Салической правде уделяется Аллоду. Аллод (нем. Allod, французское al — полный и od — владение) у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев — в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме. В Салической правде статьи об аллоде касаются в основном его наследования. Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Но земля переходила только к сыну. Во всем этом не было намеренной дискриминации женщины. Хотели одного: сохранить земельную собственность в данном роде. Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение; эдиктом короля Хильперика (518-584 гг.) устанавливалось, что при отсутствии у умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет — брат или сестра умершего, но не “соседи”, как это было раньше.

Среди разного рода сделок особое место принадлежало займу. Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на три солида. Конфискация имущества должника производилась графом.

  1. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по «Салической правде».

Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую отцом, наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жены, которых было много, так как они часто сменяли друг Друга. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью, а в некоторых случаях — и с вооруженной свитой.

Но власть отца по Салической правде не была столь широка, как, например, в Риме. Она напоминала скорей строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижении им 12 лет.

Браку, как и семье, в Салической правде посвящено незначительное число статей. Ему предшествовал сговор между семьями жениха и невесты. Согласие родителей прямо требовалось в Капитулярии 1 к Салической правде. Увод чужой невесты влек за собой возмещение ущерба жениху, равному 15 сол„ увод чужой жены грозил штрафом в 200 сол.

Брачно-семейиые отношения Салическая правда описывает в общих

Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение де­вушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятель­ства:

• существование законного брака;

• объявление лица вне закона;

• наличие близкого кровного родства;

• несвободное состояние человека.

О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.

4. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завеща­нию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к дви­жимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого иму­щества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа на­следников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установлен­ной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обя­зано не позже чем через год после смерти дарителя передать это иму­щество указанному лицу.
Брак: Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой. После его смерти эта власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата давалась им. К временам Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньки, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в семье. Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданное. Разводы, вначале допускаемые, были запрещены по мере усвоения христианства (капитулярием 744 г.)

  1. Преступления и наказания по «Салической правде».

Большая часть статей в «варварских правдах» посвящена, если использовать современную терминологию, преступлениям и наказаниям. Под деликтом — преступлением в «варварских правдах» понимались прежде всего обида, вред, причиненный личности или имуществу другого, и нарушение «королевского мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.

«Варварские правды», таким образом, не восприняли норм позднеримского уголо.вного права с их широким применением смертной казни, что было связано с иными, чем у римлян, целями и задачами наказания.

Главная цель композиции, штрафа, у германцев — предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междуусобицы, вражды между дворами, кланами, родами и пр., возникающей вследствие «нарушения чести».

Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла ста­тей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие вклю­чались причинение вреда личности или имуществу и нарушение коро­левского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

• преступления против личности — убийство, членовредительство, кле­вета, оскорбление, изнасилование;

• преступления против собственности — кража, поджог, грабеж;

• преступления против порядка отправления правосудия — неявка в суд, лжесвидетельство;

• нарушение предписаний короля.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, како­выми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства — к краже или убийству.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Кровная месть: У всех нардов с незапамятных времен в том или ином виде существовал (а кое-где и существует до сих пор) обычай кровной мести. Не смотря на различие в формах осуществления и способах мести, свойственных разным народам, общим является убеждение в том, что без мести нет вечного покоя убитому. Традиции и соответствующее воспитание поставили кровную месть и у германцев выше всех других человеческих чувств. Не только старинные хроники, но даже рыцарские романы германского средневековья наполнены описанием непомерных жестокостей, совершаемых из мести.

Германские правды были составлены в то время, когда кровная месть была уже пережитком. Она стала особенно страшной с переходом к оседлости, с усовершенствованием оружия, с распадением старых родовых коллективов. Самосуд и государство находились в явном противоречии. Тем не менее, правды хотя и ограничивают, но не вовсе запрещают кровную месть. ”Кто мстит за причиненный всем нам ущерб, — говорит составленный в X веке Судебник Лондона, — пусть делает то, что делает” Составленная пятью столетиями раньше, Салическая правда, конечно, содержит указания на кровную месть. Если преступник на столько беден и настолько безроден, что не может собрать денег для своего выкупа, “он должен уплатить своей жизнью”. Тем не менее, Салическая правда скорее запрещает, чем поощряет месть. Она во всех случаях запретна, когда нет умысла, а значит и вражды. С этого, по-видимому, начинается ограничение кровной мести вообще. Где нет вражды, там достаточно возмещения ущерба. Наряду с этим запрещается кровная месть за ранение, а затем обычай убивать лучшего в роду.

Убийство, увечье: Пока человек потреблял все то, что добывал, для кровной мести не было замены. Единственной платой за жизнь и страдание оставались жизнь и страдание. Благодаря новой эпохе в системе наказаний на смену кровной мести приходит штраф. Переход к штрафу взамен кровной мести происходил непросто. Первые акты подобного рода встречали нескрываемое презрение. Принимать деньги за кровь ближнего, в особенности отца или брата, считалось несмываемым позором.

В самое ранее время размер штрафа должен был в каждом отдельном случае устанавливаться соглашением сторон. Многие народы сохраняли этот порядок, не зная никакого другого. Германские правды знают уже только твердо фиксированные суммы штрафов по всем тем видам правонарушений, которые они упоминают. Штраф за убийство они называют вергельдом — “ценой человека”.

Салическая правда назначает штраф в римских монетах — “динариях” и “солидах”. Убийство свободного франка искупалось уплатой 200 солидов. На эти деньги можно было приобрести не менее 100 быков

В самое древнее время судебный штраф — композиция — шел в пользу семьи пострадавшего и его рода. С переходом судебных функций к государству обыкновенно одна треть штрафа стала уплачиваться ему. С конца VI века преступник был обязан платить сам. Последствия этой меры были трагическими для простого народа. Там, где знатный и богатый откупался, крестьянин платил головой.

  1. Суд и судебный процесс по «Салической правде».

Брачно-семейное, уголовное и процессуальное право по «Салической правде».

Салическая правда- 486-511 г-правовой кодекс салических франков.

Брачно-семейное право Франции периода феодализма регулировало вопросы заключения брака, отношения родителей и детей, вопросы расторжения брака.

Условиями для вступления в брак являлись достижение брачного возраста: для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет, согласие родителей брачующихся.

Брак требовал церковного совещания. Недействительными признавались браки между родственниками и лицами не получившими крещения, заключенные под влиянием обмана, насилия или ошибки, под принуждением духовенства. Муж во французской семье являлся главой семьи и покровителем жены.

В обязанности жены входило повиноваться мужу и повсюду следовать за ним, она не имела права без согласия мужа совершать юридические действия.

На севере Франции признавалась общность имущества в браке, на юге раздельный режим имущества мужа и жены.

На юге Франции под влиянием рецепции римского права отец семейства осуществлял власть над детьми со всей суровостью. Брак прекращался смертью мужа или жены, а также разводом.

Велико было влияние норм религии на нормы права, регулирующие вопросы вступления в повторный брак.

Основой экономических отношений феодальной Франции являлось право собственности как институт вещного права.

Право собственности на землю являлось основным институтом феодального права, ибо юридически закрепляло собственность господствующего класса на основное средство производства на землю. Во Франции оно приняло наиболее классическую форму, свойственную западноевропейскому феодализму.

Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего.

Члены рода могли себя освободить от коллективной ответственности за своих сородичей, для этого необходимо было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольховых прута и разбросать их в 4 стороны).

Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника, что отражает классовое расслоение общества.

За убийство назначался вергельд — штраф в пользу родных убитого. За нанесение телесных повреждений взыскивались штрафы различных размеров.

Немало внимания было уделено словесным оскорблениям, причем за оскорбление женщины взыскивался более высокий штраф, чем за оскорбление мужчины.

Салическая Правда содержит длинный ряд статей об имущественных преступлениях.

Различаются 3 вида кражи:

а) на сумму от 2 динаров и выше; б) на сумму от 40 динаров и выше; в) кража с взломом или с подделкой ключей.

Наказание при этом устанавливалось: — для свободных — штрафы (соответственно 15, 35, 45 солидов); — для рабов:

1) возмещение ущерба и 120 ударов; 2) кастрация или возмещение ущерба и штраф; 3) смертная казнь и т.д.

Обобщая уголовное право, следует отметить, что система преступлений Салической Правды включает:

*нарушение предписаний короля; *преступление против личности; *имущественные преступления; *преступление против отправления правосудия.

В качестве санкций за преступления Салическая Правда устанавливает в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, объявление стоящим вне закона (конфискация имущества и полный бойкот всеми членами общества, включая жену).

Таким образом, подчеркивая основные черты уголовного права по Салической Правде, следует выделить:

1)сохранение пережитков первобытнообщинного строя; 2)более энергичную защиту интересов имущих; 3)отсутствие общих принципов для квалификации преступлений и назначение наказаний; 4)тяжесть материального наказания;

Основными чертами судопроизводства государства франков следует считать:

1)состязательная форма процесса;

2)равенство прав и обязанностей сторон в процессе;

3)единая процессуальная форма для уголовного и гражданского процесса;

4)возбуждение дела осуществляется по инициативе потерпевшего;

5)суд выступает в процессе в роли арбитра, в сборе доказательств участия не принимает;

6)формализм при осуществлении судебного разбирательства.

Таким образом, источниками права в государстве франков явились: Варварские Правды и акты королей. Получили развитие частное и уголовное право. Право древних франков оказало значительное влияние на становление правовых систем стран Западной Европы.

Вопрос №3. Салическая правда.

Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салический закон. Он представлял собой запись судебных обычаев салических франков[16]. Параллельно с созданием права осуществлялась письменная фикса­ция древнегерманских обычаев — запись обычного права германских пле­мен. Таким образом были записаны «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др[17].

Салическая правда была создана в начале VI в., в после­дние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она де­лится на титутлы (главы). Ценность «Салической правды» как исторического источника заключается прежде всего в том, что в ней отразилась эволюция франкского общества от первобытного строя к феодальному[18]. Это влияние обнаруживается главным образом во внешних чертах – в том что «Салическая правда» записана на латинском языке и штрафы в ней исчисляются в римских денежных единицах.

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаи­ческой судебной процедуры.

Основное содержание Салической правды — перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об обществен­ном строе франков начала VI в[19].

Общество Салического закона как бы совмещало в себе два уклада: один — архаиче­ский, общинно-родовой с установкой на привычное социальное равенство и родовой коллективизм, другой — заданный форми­рующейся ранней государственностью с закрепляемым ею неравен­ством в зависимости от отношений с властью. Право было ориентировано на общинный быт в том, что ка­салось общей организации порядка жизни, семейных и имущест­венных отношений. Однако общинные связи франков были уже двойственными: в одних правовых отношениях проявлялось доми­нирование прежней родовой, в других — соседской общины. Посе­ление в общине зависело от согласия всех других полноправных общинников.

Земля находилась в индивидуальном владении семьи. Выделенные ей участки как пахотного поля, так и лугов считались «огороженным местом». Различные посягательства на чужое поле или луг были или преступлениями, или вообще противоправными, хотя и с разной мерой ответственности. Леса и некоторые другие угодья рассматривались только как совместная собственность общины, и их использование регламентировалось коллективным интересом. Наследственное владение постепенно формировало особый институт — аллод, под которым понималось чисто семейное право пользования огороженными участками и принадлежащим к ним имуществом. Право пользования наследовалось с преимуществом мужского потомства (в VI в. у франков право наследования получили и дочери, а также братья и сестры умершего, при отсутствии его сыновей). Закон не предусматривал никаких сделок с аллодом (впрочем, возможно, это регулировалось нормами римского права). Движимое имущество также рассматривалось как семейное владение: распорядиться им на случай смерти кто-либо в пользу третьего лица мог только через особо сложную процедуру аффатомии с участием общинной сходки и отсрочкой передачи на год.

Брачно-семейные отношения.Общинно-родовые традиции сохраняли свою силу в семейных отношениях. Брак заключался с обязательного согласия родите­лей, сохраняя черты древнего выкупа невесты у рода. Похищение невесты, насильственное заключение брака влекло обязанность вернуть невесту и выплатить значительный штраф семье «за обиду», практически равный выкупу за убийство. Сходный по размеру штраф выплачивался и тогда, когда брак заключался без согласия сородичей, но с согласия невесты. О расторжении брака Салическая правда не упоминает[20]. Семья мужа сохраняла символическое право на его вдову в случае смерти супруга: постороннее лицо, желавшее заключить с нею новый брак должно было платить особый условный выкуп — рейпус[21].

Постепенное проникновение государственного уклада в общин­ный быт франков зафиксировано Салическим законом примени­тельно к статусу отдельных категорий населения. Наряду с вполне свободными и полноправными франками, в равной мере отвечаю­щими за содеянное ими или в отношении их, закон выделил как привилегированные слои, так и неполноправные. Находившиеся в особом доверии у короля, его слуги и дружинники — антрустионы (новая знать) — обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. В самом низу условной соци­альной лестницы находились рабы: они приравнивались к имуще­ству в случае нанесения им повреждений или их убийства, браки с рабами или рабынями были или наказуемыми, или вели к потере собственного статуса. К рабам в главном приравнивались ли­ты — полусвободное население (попавшие в кабалу или прежние колоны). В отношении охраны их жизни и безопасности литы не отличались от рабов. Социальные градации только в случае с несвободным населе­нием были взаимосвязаны с имущественным положением. Различия в статусе свободных зависели исключительно от положения в военно-служебной иерархии и личной близости к власти[22].

Наследственное право. Салическая правда предусматривает наследование:

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа на­следников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установлен­ной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обя­зано не позже чем через год после смерти дарителя передать это иму­щество указанному лицу.

Судебный процесс.Судебные собрания франков были двух типов. Первый, основной, — окружные под предсе­дательством особого старейшины — тунгина, а позднее — коро­левского графа. Второй — сотенные под председательством центенария, или сотника. На собраниях могли присутствовать все свободные полноправные общинники, присутствие дал вменялось им в обязанность под угрозой штрафов. Позднее бедняков стали освобождать от участия в судах. Непосредственно судьями были не члены собрания, а особые традиционные знатоки права — рахинбурги; их правовое суждение одобрялось (или не одобрялось) народом. Окружные собрашг созывались периодически — раз в шесть недель, сотенные — и специальному созыву. И разбирались на них разные по значимости дела:

— в окружных — наиболее важные (о свободе, о преступлениях, связанных со смертью, против королевской власти или королевских людей и т.д.);

— в сотенных — о движимом имуществе, о долгах, о штрафах.

Судьи-рахинбурги принимали на себя перед каждым процессом обязательство следовать доказательствам и «провозглашать право». Суд был единичным, именно королевским: здесь председательство вал или сам король, или его майордом во главе своих дворцовых советников и слуг. Позднее, при Каролингах, руководителем дворцового суда стал пфальцграф (впрочем, дела знатных обязан был разбирать сам король). В эпоху Салического закона сотенный суд, как традиционный, считался как бы приоритетным: это был истинно народный суд. При Каролингах значение королевского суда возросло. Помимо этого, имелись также вотчинные суды, где судил крупный землевладелец, и церковные суды.

Наличие или отсутствие реальных доказательств существенно влияло на ход разбирательства. Были безусловные доказа­тельства, которые не подлежали оспариванию (поличное или ко­ролевская грамота при земельных спорах). Были ус­ловно-объективные доказательства: жребий или при­сяга (соприсяжничество). Одним из распространенных доказательств был Божий суд — главным образом в виде ордалий. За отсутствием реаль­ных доказательств для выяснения правоты того или другого участника прибегали к испытанию огнем, водой и др., считая, что Бог косвенно укажет на правого или виноватого[23].

Уголовное право.Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла ста­тей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие вклю­чались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

преступления против личности — убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

• преступления против собственности — кража, поджог, грабеж;

• преступления против порядка отправления правосудия — неявка в суд, лжесвидетельство;

• нарушение предписаний короля.
Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства — к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Таким образом, Салический закон в самой минимальной степени испытал воз­действие римского права, сохранил даже некоторые остатки языче­ской старины. Традиционной архаич­ности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие су­дебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содер­жания, но важными для общественного признания тех или других фактов. Поддержание общинного мира бы­ло в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это характерно для раннего, в значи­тельной степени еще догосударственного права.

Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 19 ; Нарушение авторских прав

Семейное и наследственное право по Салической правде

Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства:

существование законного брака;

объявление лица вне закона;

наличие близкого кровного родства;

несвободное состояние человека.

О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.

4. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9853 —

| 7419 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Вопрос. «Салическая правда»: регулирование имущественных отношений, семейно-брачное и наследственное право

Читайте также:
  1. III. Степени сравнения прилагательных и наречий, порядок слов в английском предложении, типы вопросов.
  2. IV. Магическая сила правильной постановки вопросов
  3. IV. Примерный перечень вопросов к зачету
  4. IV. Разделительный вопрос (Distinctive Question)
  5. Quot;Крестьянский вопрос» в первой половине XIX века.
  6. V. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ВСЕМУ КУРСУ
  7. А) обеспечивает оперативное решение любых вопросов;
  8. А. Конец династии Рюриковичей и вопрос о престолонаследии
  9. Анализ вопроса
  10. Б) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы.

Имущественные отношения. Отсутствует понятие собственности. Движимое имущество у франков отчуждалось, предавалось по наследству и защищалось со стороны государств. Салическая правда различала в виде недвижимого имущества принадлежащих семье: приусадебный участок, леса, луга, а так же жилища,ему передавалось особое значение и особо охранялось государством. Наказуема была высоким штрафом не только кража в пределах дома или двора, но и простое проникновение на виллу после захода солнца. Убийство сторожевых собак приравнивается к штрафу за убийствосвободного (200 сольдо). Салическая правда признавала институт приобретательской давности. «О переселенцах»: если в течение года и 1 дня ни один их членов общины не высказал протеста против поселение чужака, то его землевладение начиналось охраняться правом. Скот являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью богатством, являлся средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Большое внимание было обращено к сохранению низменности границ собственности.

Семья.Патриархальный харкатер, но власть отца характеризовалась как опека над женой, несовершеннолетними детьми и слугами. Между главой семьи и её взрослыми членами существовало отношения содружества, выражающиеся в обязанности быть соприсяжниками в случае убийства одного из семьи; для вступление в брак требовалось согласие сторон — сговор родителей жениха и невесты, принося приданое. РАЗРЕШАЛСЯ УВОД ЧУЖОЙНЕВЕСТЫ Или ЖЕНЫ ЗА СОЛЬДЫ (15 и 200 сольдо). ЗАПРЕЩАЛИСЬ браки свободных с рабами (объявление вне закона,конфискация имущества, колесование). Запрещались браки между родственниками. Дети,рожденные от такого брака, признавались незаконнорожденными.Незамужняяженщина была относительно самостоятельной, но вдове, чтобы повторновыйти замуж, нужно было добиться разрешения суда изаплатить 63 сольдо родственниками умершего мужа, иначе она платитштраф в 63 сольдо. Развод-отказ мужа от дальнейшего признания женщины своей супругой. ПОЗЖЕж в 7-9 веках жене развод запрещен под влиянием церкви, и жена, оставившая своего мужа,, подвергалась смертной казни.

Наследство. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.
Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доли. Недвижимое имущество наследовалось в зависимости от степени родства, но женщины от наследования устранялись. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу. Аффотомия согла быть проведена только в отношении движимого имущества и благоприобретенного недвижимого имущества.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 12 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.

  2. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

  3. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.
Брачно семейные отношения по салической правде
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте также:
  1. A) долговое обязательство, дающее его владельцу право требовать уплаты долга при наступление срока;
  2. A) регулирование денежного обращения;
  3. F) До прекращения дела обвиняемому должно быть разъяснено право возражать против такого основания.
  4. Gl] Тема 9.Законность и правопорядок. Мировой правопорядок
  5. I . Понятие и признаки правовых норм.
  6. I. Нормативно-правовые акты
  7. I. Нормативно-правовые акты
  8. I. Нормативно-правовые акты
  9. I. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя информатики
  10. I. Нормативные правовые акты

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here