Актуальные проблемы экологического права

Важная информация в статье: "Актуальные проблемы экологического права" с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

Актуальные проблемы экологического права

Автор: А.Ф. Шарифуллина

Рубрика: Актуальные проблемы экологического права

Обзор судебной практики по вопросу платы за размещение отходов производства и потребления

Аннотация: предмет исследования данной статьи составляет плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления. Актуальность исследуемого вопроса подтверждается обширной судебной практикой, характеризующейся чрезвычайной противоречивостью вкупе с несовершенством законодательства в данной сфере. Главным образом проблематика заключается в определении субъекта, обязанного вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. На данный момент параллельно существуют две основные позиции: платит производитель отходов; платит специализированная организация, занимающаяся их размещением. В статье анализируются несколько подходов к вопросу определения субъектов, обязанных вносить платежи: с точки зрения общих принципов экологического законодательства и его духа, и с точки зрения перехода права собственности на отходы. На основе этих подходов автором предлагаются соответствующие изменения в ФЗ «Об отходах производства и потребления», подразумевающие указание на собственника отходов в качестве плательщика; и в ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливающие плату за производство, а не размещение отходов.

Автор: Зиновкин Н.С.

Рубрика: Актуальные проблемы экологического права

Теоретические проблемы формирования концепции государственной политики и стратегии в сфере правового обеспечения рационального природопользования и совершенствования природоресурсного законодательства в контексте обеспечения национальной безопасности Росс

Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б.

Автор: Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б.

Рубрика: Актуальные проблемы экологического права

Правовое регулирование охраны и защиты лесов

Аннотация: В данной статье проводится анализ правового регулирования охраны и защиты лесов. Лесным кодексом РФ, закрепляющим основные принципы лесного законодательства в области охраны, защиты и воспроизводства лесов и признающим одним из важнейших направлений деятельности государства в области сохранения состояния леса, охрану и защиту лесов, которые представляют собой отдельный институт лесного права, в то же время не дается понятийного аппарата, что негативно сказывается на правоприменительной практике. Так, отсутствуют определения понятий «охрана лесов», «защита лесов» и «воспроизводство лесов», неясно их соотношение. В статье содержатся результаты исследования теоретических позиций, посвященных охране лесов, изучены мнения о понятиях охраны и защиты лесов — узкое, более широкое и широкое. Автором подробно рассмотрены различные направления деятельности по охране лесов: охраны лесов от пожаров, защиты лесов от болезней, воспроизводства лесов. В заключении сформулировано понятие охраны лесов, под которым следует понимать сохранение лесов, осуществляемое путем охраны лесов от пожаров, защиты лесов от болезней, воспроизводства лесов, применения мер юридической ответственности.

Автор: Артамонова В.О.

Рубрика: Актуальные проблемы экологического права

Актуальные вопросы подготовки экологических аудиторов как специалистов по охране окружающей среды

Аннотация: Глобальный экологический кризис, связанный с быстрым ростом человечества в ХХ в., научно-техническим прогрессом, беспрецедентным антропогенным воздействием на биосферу, п ородил ряд проблем, по сути дела поставивших человечество на грань возможности выживания как вида. Но дальнейшее развитие человечества невозможно без осознания людьми опасности создавшейся экологической ситуации, без изменения установок их деятельности. Сейчас общепризнано, что истоки и перспективы решения экологической проблемы, наряду с особенностями социально-экономической структуры общества, связаны с такими качествами людей, как понимание самооценки природы, меры биосферных явлений, ответственности перед будущими поколениями. Статья посвящена подготовке экологических аудиторов — специалистов по охране окружающей среды. В России рынок услуг по экологическому аудиту формируется без должного правового регулирования и системы подготовки и аттестации экологических аудиторов.

Автор: Чхутиашвили Л.В.

Рубрика: Актуальные проблемы экологического права

Государственное управление в сфере охраны и защиты лесов

Автор: Артамонова В.О.

Рубрика: Актуальные проблемы экологического права

Особенности юридической ответственности в сфере использования и охраны недр

Аннотация: Данная работа посвящена детальному исследованию ответственности, возникающей при нарушении норм горного законодательства. В статье обосновывается необходимость более тщательного закрепления и регулирования всей системы юридической ответственности в сфере использования недр, обуславливается это тем, что недра земли, как источники жизненно необходимой минерально-сырьевой базы, являются важной составляющей всей природоресурсной базы человечества. В процессе анализа дается попытка выделить концептуальные особенности ответственности в сфере недропользования, изучаются аспекты административной, уголовной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности. В процессе анализа автор затрагивает проблемы правоприменения, которые существуют на практике в данной отрасли. Обоснован тот факт, что действующая в рамках горной ответственности система наказаний не обеспечивает должных превентивных и пресекающих мер по предотвращению и снижению преступлений и правонарушений в данной области.Так же в работе дается обоснование ответственности за нарушение законодательства о недрах как составной части эколого-правовой ответственности и предлагаются пути изменения некоторых положений закона в рамках ответственности в сфере использования недр.

Автор: Спиридонов Д.В.

Рубрика: Актуальные проблемы экологического права

О государственной лесной политике

Автор: Быковский В.К.

Рубрика: Актуальные проблемы экологического права

К вопросу о полномочиях федеральных органов власти в сфере правового регулирования экологической безопасности недропользования

Автор: Блажеев Я.А.

Рубрика: Актуальные проблемы экологического права

17.1. Основные проблемы экологического права

Основное назначение экологического права — обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружаю­щую среду (ст. 42).

За счет природы человечество активно удовлетворяет свои многочисленные потребности в продуктах питания, энергии, среде обитания. При этом человечество активно использует при­родные ресурсы, вольно или невольно нанося им вред своей де­ятельностью. С целью ограничения негативного воздействия че­ловека на окружающую среду и природную среду как ее части законодательство предписывает определенные правила рацио­нального, щадящего или неистощимого пользования природны­ми ресурсами. Поэтому нормы экологического права регулируют отношения как использования (в самых различных формах), так и охраны окружающей среды.

В настоящее время, когда люди задыхаются от выхлопов ав­томобилей и заводских труб, страдают от плохого качества воды, вырубки деревьев и т. д., уяснение роли и возможностей экологического права все более актуально. Это обусловлено обо­стрением как экономического, так и (несмотря на падение уров­ня промышленного производства в РФ) экологического кризиса, очередным всплеском желаний решать экономические трудно­сти за счет природы и природных условий жизни людей.

Поскольку экологические проблемы «у всех на виду», то это нередко способствует появлению в нормах экологического права явных или скрытых деклараций, констатаций фактов и элемен­тов научных концепций, в которых, к сожалению, не всегда реа- лизуются цели, стоящие перед правотворчеством. В результате нормы экологического права, несмотря на его активное разви­тие, нередко «забегают вперед», предписывая такие правила по­ведения, которые для многих субъектов экологического права фактически невыполнимы (например, возложение обязанности закупать, использовать и содержать дорогостоящие очистные со­оружения, которые не нужны в данном производстве). Это сви­детельствует о противоречиях экологического права как части юридической науки с экологией, экономическими возможностя­ми государства и хозяйствующих субъектов; акцентирует внима­ние на необходимости особо тщательной подготовки правовых актов об использовании и охране окружающей среды, об отказе от спешки при принятии актов, касающихся использования и охраны природных ресурсов, но не имеющих для этого перво­степенного значения.

Читайте так же:  Возврат ндс с покупки недвижимости

Разумеется, законодательство должно развиваться, устранять пробелы и противоречия в правовом регулировании, решать воз­никающие проблемы, откликаться на требования общественного развития. Однако в РФ при очень интенсивном нормотворче­стве, частом изменении принятых актов многие общественные отношения, подлежащие регулированию нормами экологическо­го права, подолгу остаются неурегулированными. Например, неурегулированными федеральным законом остаются исполь­зование и охрана растительного мира, на который не распрост­раняется действие Лесного кодекса РФ; нормы ЗК в целом ряде случаев не позволяют отграничить земли водного фонда от дру­гих категорий земель; изменения законодательства не сопровож­дали и введение в действие Федерального закона «Об охране ок­ружающей среды», известного большинству населения по разрешению ввоза на территорию РФ радиоактивных отхо­дов из других государств и т. д.

Таким образом, многие экологические проблемы норма­ми экологического права пока не решены. Предстоит боль­шая работа в совершенствовании как самого правового регу­лирования использования и охраны природных ресурсов, так и практики применения соответствующего законодатель­ства. При этом значительное внимание должно быть уделено надлежащему финансированию мероприятий охраны при­родных ресурсов, формированию экологической культуры граждан.

Основные проблемы экологического права в современном мире

Читайте также:

  1. A) Основные термины и определения
  2. Borland C и его основные режимы с характерными окнами
  3. Cодержание гражданского правоотношения составляют субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности их участников.
  4. CОЦИОЛОГИЯ ПРАВА КАК ТЕОРИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
  5. D. Основные принципы.
  6. E. Права и обязанности.
  7. I. Основные права граждан
  8. I. Основные правила и принципы переноса слов
  9. II ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА МЕР БЕЗОПАСНОСТИ
  10. II. Основные понятия
  11. II.3.3. Основные направления денежно-кредитной политики
  12. III. Основные задачи и функции поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности человека, они образуют единую экологическую систему, находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, следовательно, необходимо обеспечить и юридическую согласованность регулирования общественных отношений по поводу указанных объектов.

И все же, несмотря на значительное количество принятых в последнее время законов, эффективность их действия продолжает оставаться низкой, об этом свидетельствует состояние окружающей среды на значительной территории Российской Федерации, ухудшение здоровья населения, истощение природных ресурсов и т.д.

На это в том числе влияет рассредоточение областей Экологического права по различным кодифицированным актам (Земельный кодекс, Водный кодекс и т.д.). Поэтому его дальнейшее развитие должно быть связано с отходом от такого отраслевого регулирования экологических отношений и разработкой Экологического кодекса РФ как единого акта. При этом он должен находиться не в ряду с ранее названными кодифицированными актами, а существовать вместо них, либо находиться над ними.

Создание единого экологического кодекса позволит избежать возникающие противоречия, несогласованность и пробелы природоресурсного и природоохранного законодательства.

О разработке такого единого кодекса уже велась и ведется речь, но и тут сталкиваются с трудностями, а именно каким образом его создать. Нужно ли применить кодификацию всех этих отраслей? А может достаточно будет провести простую консолидацию или инкорпорацию?

Для развития современных общественных отношений требуется одновременное развитие экологического законодательства, которое должно формироваться не хаотично, а в рамках определенной концепции. Такое развитие должно проходить на всех его уровнях.

В рамках экологического законодательства важная роль отводится нормативно-правовым актам субъектов РФ.

В недалеком прошлом законодательство субъектов РФ в области охраны окружающей среды и природопользования было незначительным, по сравнению с федеральными актами. Количество нормативных актов в отдельных субъектах было мало. Законодатели практически не проявляли инициативу в использовании предоставленных им Конституцией РФ [606] возможностей по самостоятельной разработке и принятию законов, в доступных пределах.

Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Общее число нормативных актов в субъектах РФ возросло. Появились акты тех отношений, которые не регулируются на федеральном уровне. Целью издания нормативных актов на уровне субъектов РФ является учет особенностей природно-географических и климатических особенностей того или иного региона РФ.

Но и это не решит проблему отношения людей к окружающей среде. Поэтому следует поднимать уровень культурности населения в области экологии и ее основных проблемах, путем разработки соответствующих программ, формирования различных добровольческих организаций и пропаганды правильного отношения к природе и ее обитателям. Формирование не только государственной, но и внутренней ответственности за нарушение либо неисполнение установленных норм законодательства в области экологического права. Именно в соответствии с этими потребностями в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» была выделена глава XIII — «Основы формирования экологической культуры», в которой рассматриваются вопросы экологического образования, подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также экологическое просвещение населения в данной области.1

В заключение хотелось бы сказать, что нынешний уровень образованности населения в проблемах природоресурсной и природоохранной деятельности все еще низок, а единого экологического кодекса все еще нет. Но в последнее время появился ряд тенденций направленных на решение этих проблем и это дает большие шансы на улучшение положения в нашем будущем и будущем наших поколений.

В.И. Липендин*

Дата добавления: 2014-12-24 ; Просмотров: 915 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основные проблемы экологического права

Местные налоги

Региональные налоги

Федеральные налоги

1. Налог на добавленную стоимость.

3. Налог на прибыль организаций.

4. Налог на доходы от капитала.

5. Налог на доходы физических лиц.

6. Единый социальный налог.

7. Государственная пошлина.

Читайте так же:  Льготы при продаже недвижимости

8. Таможенная пошлина.

9. Налог на добычу полезных ископаемых.

10. Платежи за пользование природными ресурсами.

11. Плата за пользование водными объектами.

12. Налог на игорный бизнес.

13. Налог на наследование или дарение.

1. Налог на имущество организаций.

2. Транспортный налог.

1. Земельный налог.

2. Налог на имущество физических лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Налог на рекламу.

Введение новых налогов возможно только с начала нового финансового года, т.е. с 1 января года следующего после введения соответствующего налога.

Тема 15. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

· Основные проблемы экологического права.

· Система законодательства в области использования и охраны природной среды.

· Основные принципы экологического права

Основное назначение экологического права — обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции).

За счет природы человечество активно удовлетворяет свои многочисленные потребности в продуктах питания, энергии, среде обитания. При этом человечество активно использует природные ресурсы, вольно или невольно нанося им вред своей деятельностью. С целью ограничения негативного воздействия человека на окружающую среду и природную среду как ее части законодательство предписывает определенные правила рационального, щадящего или неистощимого пользования природными ресурсами. Поэтому нормы экологического права регулируют отношения как использования (в самых различных формах), так и охраны окружающей среды.

В настоящее время, когда люди задыхаются от выхлопов автомобилей и заводских труб, страдают от плохого качества воды, вырубки деревьев и т.д., уяснение роли и возможностей экологического права все более актуально. Это обусловлено обострением как экономического, так и (несмотря на падение уровня промышленного производства в России) экологического кризиса, очередным всплеском желаний решать экономические трудности за счет природы и природных условий жизни людей.

Поскольку экологические проблемы «у всех на виду», то это нередко способствует появлению в нормах экологического права явных или скрытых деклараций, констатации фактов и элементов научных концепций, в которых, к сожалению, не всегда реализуются цели, стоящие перед правотворчеством. В результате нормы экологического права, несмотря на его активное развитие, нередко «забегают вперед», предписывая такие правила поведения, которые для многих субъектов экологического права фактически невыполнимы (например, возложение обязанности закупать, использовать и содержать дорогостоящие очистные сооружения, которые не нужны в данном производстве). Это свидетельствует о противоречиях экологического права как части юридической науки с экологией, экономическими возможностями государства и хозяйствующих субъектов; акцентирует внимание на необходимости особо тщательной подготовки правовых актов об использовании и охране окружающей среды, об отказе от спешки при принятии актов, касающихся использования и охраны природных ресурсов, но не имеющих для этого первостепенного значения.

Разумеется, законодательство должно развиваться, устранять пробелы и противоречия в правовом регулировании, решать возникающие проблемы, откликаться на требования общественного развития. Однако в России при очень интенсивном нормотворчестве, частом изменении принятых актов многие общественные отношения, подлежащие регулированию нормами экологического права, подолгу остаются неурегулированными. Например, неурегулированными федеральным законом остаются использование и охрана растительного мира, на который не распространяется действие ЛК РФ ; нормы ЗК РФ в целом ряде случаев не позволяют отграничить земли водного фонда от других категорий земель; изменения законодательства не сопровождали и введение в действие Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», известного большинству населения по разрешению ввоза на территорию РФ радиоактивных отходов из других государств и т.д.

Таким образом, многие экологические проблемы нормами экологического права пока не решены. Предстоит большая работа в совершенствовании как самого правового регулирования использования и охраны природных ресурсов, так и практики применения соответствующего законодательства. При этом значительное внимание должно быть уделено надлежащему финансированию мероприятий охраны природных ресурсов, формированию экологической культуры граждан.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Теоретические и практические проблемы экологического кодекса

К идее разработки экологического кодекса надо относиться серьезно, компетентно, со знанием дела, чтобы не породить очередных разочарований общества в возможностях решения социально-экономических и экологических проблем с помощью закона. По-видимому, кодекс должен отличаться от простого закона не только формой и названием, но и качественно иным содержанием, тем более, что в России все федеральные законы – и кодексы, и иные законы – имеют равную юридическую силу в соответствии с постановлением и позициями Конституционного Суда РФ.

Отрицательный или, скорее, нейтральный опыт в Российской Федерации уже был. В Республике Башкортостан в начале 1990-х гг. был принят Экологический кодекс, почти полностью повторивший содержание Закона об охране окружающей природной среды, за исключением норм об участии органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды. Правда, для внедрения его положений в жизнь было сделано в республике немало, но это было обусловлено не содержанием и формой этого нормативного правового акта, а его организационной, экономической и даже идеологической (в смысле пропаганды его предписаний, повышения требовательности к исполнению) государственной, общественной и научной поддержкой, системой обеспечения требований.

Конечно, принятие нового большого акта обычно сопровождается неким всплеском общественной активности, которая постепенно замирает, затухает как круги на воде от брошенного в нее камня и все возвращается в прежнее состояние. Поэтому надо взвешивать все плюсы и минусы принятия нового законодательного акта, имея в виду возможности активизации применения закона не столько с помощью его обновления, сколько иными способами привлечения внимания к решению проблем.

Оно может инициироваться путем проведения парламентских и иных публичных слушаний, принятия актов президента, правительства и иных подзаконных актов, создания при необходимости межведомственных и координационных комиссий, подключения СМИ, Общественной Палаты РФ к реализации законодательных предписаний (например, к борьбе с самовольным захватом земельных участков, к проверке осуществления режима использования водоохранных зон, состояния скотомогильников в местах питьевого водозабора, обнаружению владельцев затопленных судов). Опора лишь на текст нового закона приводит в случае его неисполнения к его дискредитации и дальнейшей пассивности и апатии граждан. Поэтому не может быть серьезным довод об экологическом кодексе как о простой новой точке отсчета природоохранной деятельности, регулируемой правом, если им не предусматривается качественно новый механизм природоохранного управления и контроля.

Российский законодатель и эколого-правовая наука отвергли по указанным причинам федеральные законопроекты об экологической культуре и экологическом образовании, об экологической безопасности и об экологическом контроле. Они не были одобрены ввиду отсутствия в них новых механизмов установления и обеспечения соответствующих правоотношений, новых полномочий, прав и обязанностей субъектов этих правоотношений, новых предметов правового регулирования по сравнению с уже существующими. Исключительно для провозглашения целей, программ, задач, утверждения научных доктрин законы не пишутся, они должны создаваться для регулирования важнейших общественных отношений, а научные концепции и доктрины кладутся в основу формулирования правовых норм и конкретных предписаний, что является аксиомами профессиональной юриспруденции и законодательной техники [1] .

Читайте так же:  Бланк согласия на прививку ребенку образец

Приступая к составлению экологического кодекса, надо определяться с тем, как поступить с шестью традиционными природоресурсными кодексами и законами. Если все их собрать под крышу нового кодекса под названием «экологический», то получится громоздкий закон, впитывающий тысячи статей природоресурсного законодательства, который превзойдет по объему четыре части ГК. Пользоваться им будет при всей его компактности достаточно затруднительно. Если попытаться выбирать из природоресурсных законов их чисто природоохранные нормы, то их трудно порой отделить от остальных, а отделенные от норм, регулирующих рациональное природопользование, они станут во многом схоластическими, идеалистическими, не реальными.

Примером проблем отделения охраны окружающей среды от природопользования могли служить проводившиеся в недавнем прошлом раздельно государственные экологические экспертизы по поводу охраны окружающей среды и по поводу природопользования в разных федеральных службах – Ростехнадзоре и Росприроднадзоре. Многие заказчики предпочитали представлять материалы на экспертизу в оба органа, чтобы не быть впоследствии заблокированными со стороны конкурентов и коррупционеров.

При формировании экологического кодекса придется определяться с тем, как поступать с десятками федеральных природоохранных законов, таких как ФЗ о радиационной безопасности населения, ФЗ об особо охраняемых природных территориях, ФЗ об экологической экспертизе, ФЗ об отходах, Федеральный закон от 23.05.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» [2] и другие, с сотнями постановлений Правительства РФ, утвердивших, например, положения о биосферных заповедниках, о заказниках федерального значения, о государственной экологической экспертизе, как быть с тысячами иных подзаконных актов.

Придется также тщательно взвешивать состояние и судьбу подзаконных актов, нормы которых можно переводить, а можно и не переводить (и даже отменять либо не отменять) в ранг закона. Например, важнейшее значение имеют постановления Правительства РФ, регулирующие порядок перевода лесных площадей в нелесные, рекультивации земель, возмещения потерь сельскохозяйственного производства при загрязнении либо изъятии земель.

В декабре 2004 г., например, требования ряда подзаконных актов были удачно объединены в ФЗ о переводе земель. Но это в одном, не слишком крупном федеральном законе и только по одному вопросу. А их сотни. Разумеется, их систематизация в виде кодификации целесообразна, но наступило ли для этого подходящее время, связанное с замедлением, упорядочением реформ и стабилизацией социально-экономических процессов, готов и способен ли для этого юридический аппарат федеральных органов исполнительной власти?

Конкретное обсуждение некоторых проблем подготовки экологического кодекса обусловливает составление концепции и обоснование качественно нового закона. Придется определяться, наконец, с правовым наполнением понятий устойчивого развития, охраны окружающей (природной?) среды и экологической безопасности, с целевым назначением платежей за природопользование (компенсационные? восстановительные? фискальные?), соотношением кадастров природных ресурсов и расположенных на них объектов иной недвижимости.

Надо разбираться с организацией и закреплением в праве системы и функций экологического управления, с подчиненностью органов экологического контроля (которых на федеральном уровне оказалось несколько после того, как независимых не было ни одного), с включением в него их территориальных органов и учреждений, органов субъектов РФ, муниципальных образований и органов местного самоуправления.

Работа назревшая, кропотливая, большая, но необходимая для нового головного акта в области охраны окружающей среды и организации рационального природопользования. Ее можно осуществлять последовательно, профессионально, шаг за шагом, экспериментируя, апробируя на практике, или рывком, решительно, в продолжение длительного времени исправляя впоследствии неизбежные при этом законодательные просчеты и недостатки.

За каждым из этих обозначенных, названных и многих иных вопросов видятся значительные крупные проблемы, предполагающие концептуальные теоретические и практические подходы и решения. Если составлять концепцию и обоснование качественно нового закона в виде экологического кодекса, то надо учесть состояние развития природоохранного законодательства в нашей стране, инвентаризировать уровень применения его предписаний, творчески использовать положительный и отрицательный зарубежный опыт.

Одновременно надо подводить итоги дискуссий о соотношении экологического права и гражданского права, стимулах и пределах внедрения имущественных отношений в охрану окружающей среды и в природопользование. Классической представляется западноевропейская формула, помещенная в ст. 129 ГК, согласно которой природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах. Эти формулы перекочевали в ЗК, ВК и ЛК, в иные природоресурсные законы.

Не менее важен учет положения ч. 2 ст. 36 Конституции о том, что владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц (это положение воспроизведено и в ст. 209 ГК). Вышеизложенные соображения подводят к необходимости ответов на вопросы – кому и зачем нужен экологический кодекс?

Если, следуя моде, он предназначается для изображения новых реформ, для показа бурного правотворчества и движения вперед, для отчета в законопроектной деятельности, то вряд ли эта идея соберет много сторонников. Жить по пословице «наше дело прокукарекать – а там хоть не рассветай» не пристало провозглашенному правовому государству в период наличия экологических и социально-экономических проблем, преодоления системного кризиса. Новый закон обходится обществу и морально, и экономически достаточно дорого, надо дорожить его подготовкой и принятием.

Сделать подготовку и принятие качественно нового головного экологического закона в виде экологического кодекса новой вехой в систематизации экологического законодательства путем его кодификации, переломным моментом в отношениях общества и природы – дело благородное, перспективное, требующее мобилизации общественных, научных, профессиональных сил и средств, рассчитанное на признание и благодарность не только нынешнего, но и будущих поколений.

При этом целесообразно определиться с формами систематизации экологического законодательства – учетом, кодификацией, консолидацией, инкорпорацией или иными способами формирования массива предписаний в новом акте. Настоящая наука, как и общественность, и иные элементы гражданского общества, должны уметь говорить иногда властям «нет», но если они умеют только это, то они не очень отвечают своим предназначениям. Конструктивность науки, средств массовой информации, деятельности общественных объединений заключается в анализе ситуации, обобщении плюсов и минусов предложений, того или иного решения, формулировании собственных инициатив, активном собственном подключении к удовлетворению общественных запросов и решению наиболее актуальных проблем путем собственного участия.

Читайте так же:  Отчет по ндс как сделать

Повышение эффективности права в регулировании отношений природопользования и охраны окружающей среды в период рыночных реформ, умелое сочетание публичных и частных способов воздействия на загрязнителей при формировании гражданского демократического общества, учет традиционных и внедрение новых способов хозяйствования являются одними из главных проблем модернизации современного экологического права и законодательства. С этих позиций обсуждение проблем формирования экологического кодекса может оказаться полезным.

«Актуальные проблемы экологического права Монография Москва УДК 349.6(075.8) ББК 67.407я73 Б74 Автор: Боголюбов Сергей . »

Экологическое право включает природоресурсное право, которое регулирует использование и охрану отдельных частей природы. Оно призвано оеспечивать охрану и рациональное использование земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В сово купности природные ресурсы составляют окружающую нас природ ную среду, но она не является простой арифметической суммой всех природных ресурсов, а качественно новым их состоянием — окружаю щей человека природной средой.

Природоресурсное право возникло раньше экологического права прежде ощество на первое место ставило задачи природопотреле ния, поэтому природоресурсные отрасли и получили олее раннее и полное развитие. Например, в начале ХХ в. земельное право начало отпочковываться от гражданского права и уже в 1910е гг. преподава лось отдельно от него в ряде ученых заведений России. В 1920е гг.

с социализацией, а затем и национализацией земель земельное право получило все права самостоятельной отрасли советского права.

Второй частью экологического права считается природоохранное право. Ее появление оусловлено тем, что со временем, во второй половине ХХ в. стали ясны неполнота, недостаточность лишь при родоресурсного подхода. Невозоновляемость многих природных ресурсов, их связанность между соой оусловили неоходимость астрагирования от каждого из них, перехода к олее ощему явле нию и феномену — окружающей среде. Неминуемым стало ооще ние и включение регулирования ощественных отношений по по воду охраны и использования природных ресурсов в регулирование охраны всей окружающей среды. Отрасли природоресурсного права становятся подотраслями экологического права, его составными час тями.

Третью часть экологического права составляют нормы других отраслей российского права, которые также в определенной сте пени «раотают» на регулирование экологических отношений. Труд но найти отрасль права и законодательства, которая в той или иной мере не ослуживала экологическое право. Это — конституционная, гражданская, финансовая (налоговая, юджетная), административ ная, трудовая, уголовная, процессуальная и иные отрасли россий ского права.

В этой связи оращает на сея внимание то, что наша позиция о комплексном характере экологического права, состоящего из при родоохранного и природоресурсного права, не является единствен

1.1. Предмет экологического права 27 ной в профессиональном юридическом сооществе. Ряду ученых она представляется дискуссионной, поскольку в названии «экологиче ский» им видится лишь природоохранный аспект. Осоенно трудно воспринимается ими включение в экологическое право земельного, лесного, водного права. в какую отрасль права могут ыть включены земельное, водное, лесное право? Если считать оъектом регулиро вания экологического права отношения ощества и природы, а зем ля, воды, леса являются частью природы, то естественным является включение их регулирования, как и регулирования других природных ресурсов, в экологическое право.

читать регулирующие их в настоящее время отрасли права само стоятельными? В принципе это возможно, но приведет к еще олее детальной градации российского права на отрасли, подвергнет их еще ольшему риску смешения с другими отраслями российского права.

Понимание экологического права как сложной и комплексной отрас ли права, состоящей из природоохранной и природоресурсной части, позволяет видеть в них ощий предмет, методы и не разделять искус ственно природоохранение и природопользование.

Эти взгляды, оладая некоторыми доводами, имеют право на су ществование, мы же остаемся при своих позициях, оосновываемых в настоящей главе и позволяющих отстаивать самостоятельность слож носоставной, комплексной суперотрасли под названием «экологиче ское право», ее пуличночастный характер, отграничение от иных отраслей права. Неоходимость вычленения экологического права из системы российского права оусловливается, по ольшому счету, нарастанием антагонистического противоречия между экономикой и экологией — между производством и потрелением материальных лаг, с одной стороны, и природными условиями, остоятельствами жизни человека, с другой. Это противоречие усугуляется мировыми финансовыми и экономическими кризисами, попытками передела мира между группами стран.

При этом само производство во многом зависит от доычи и по треления полезных ископаемых, степени рационального лио хищ нического использования других природных ресурсов, в чем онару живаются их диалектическое единство и орьа противоположностей, которые настоятельно треуют уравновешивания с помощью само стоятельной автономной отрасли права и его специфических правовых институтов.

Попытки передела мира изза минеральных ресурсов и возрас тающее значение энергоресурсов выдвинули на повестку дня пред ложения о признании, формулировании энергетического права, при Глава 1. Понятие и методы экологического права званного решать пролемы и регулировать отношения, связанные с оеспечением сохранности, разведки, доычи, транспортировки, куплипродажи, распределения, потреления, защиты энергоресур сов. В МГУ издается журнал «Энергетическое право», преподаются спецкурсы, проводятся исследования и научнопрактические кон ференции на эти темы. Предмет регулирования здесь, езусловно, не только и не столько экологического, сколько гражданского права (имущественные отношения при гражданском оороте вещей, став ших таковыми после извлечения из природной среды), международ ного права (при заключении межгосударственных договоров о энер горесурсах) и др.

Но, подпадая под предметы регулирования других основных тра диционных отраслей права, достаточно ли наора этих актуальных оъектов регулирования для оразования новой самостоятельной отрасли российского права? Можно оставить это на усмотрение сторонников энергетического права, но совершенно очевидно, что отношения ощества и природы, окружающей среды не должны пе ресекаться с пролемами энергетического права, поглощаться ими.

До тех пор, пока полезные ископаемые и другие природные ресур сы и оъекты не потеряли своей связи с природой, не извлечены из природной среды, они регулируются природоресурсным, приро доохранным, то есть экологическим правом. Только потеряв свое место в окружающей среде, став оъектами гражданскоправовых, административных и иных неэкологических отношений, они подвер гаются регулированию методами иных отраслей права, включаются в их системы, охватываются их правовыми институтами.

Читайте так же:  Акт приема выполненных работ по договору подряда

1.1.3. Институты экологического права Экологическая отрасль российского права и законодательства характеризуется своими специфическими правовыми институтами, которые характеризуют каждую отрасль и всю систему российско го права. истема экологического права — оъективное, оуслов ленное системой ощественных отношений, многоуровневое внут ренне подразделение, раздел национального права, заключающееся в оъединении единых по своей социальной сущности и назначению в ощественной жизни, внутренне согласованных норм на опреде ленные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.

Экологическая отрасль права — наиолее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы российского права, вклю чающая в сея правовые институты и правовые нормы, регулирующие

1.1. Предмет экологического права 29 определенную — экологическую — сферу ощественных отношений и треующие специфических средств правового воздействия1.

оставные части каждой отрасли национального права именуют ся правовыми институтами. Они представляют оосоленные груп пы норм, регулирующих однородные отношения и отличающиеся качественным единством, например, правовая охрана земли, осоо охраняемые природные территории, нормирование хозяйственной деятельности. В экологической отрасли права имеются такие право вые институты, которые регулируют одно специфическое отношение, достаточно важное для механизма правового регулирования, например экологическая экспертиза, экологический статус граждан, то есть их экологические права и оязанности.

Для правового института экологического права характерны опре деленные ощие положения, признаки, принципы, специфические юридические понятия, определяющие осоый режим регулирования.

Оразующие правовой институт нормы помещаются в осоый раз дел, главу или иное структурное подразделение нормативного акта (главы ФЗ о охране окружающей среды) лио формулируются в са мостоятельном акте (ЗК, ЛК, ВК, ФЗ о экологической экспертизе, о осоо охраняемых природных территориях, о животном мире, о охране атмосферного воздуха, о охране озера Байкал).

Единство юридических норм, оразующих правовой институт, оу словливается осоенностями, присущими не всем охватываемым эко логической отраслью права ощественным отношениям, а лишь тому или иному виду, относительно автономному и поэтому треующему самостоятельного правового регулирования. Оосоленность инсти тута экологической отрасли российского права оъясняется специфи кой методов, целей и задач регулирования конкретных ощественных отношений и проявляется не только в осоенностях сгруппированных им правовых норм, но и в своеоразии соответствующих оществен ных отношений, которые становятся правовыми. Каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции и специфичен по сравнению со всеми другими компонентами системы права. Он оеспечивает цельное самостоятельное регулирование четко оозна ченной группы отношений и придает отрасли права законченный, упорядоченный характер.

1 Теория государства и права ученик под ред. Пиголкина. М.

ИЗиП ; Городец, 2003.. 257—258; Российская юридическая энциклопедия под ред.. Я. ухарева. М. ИнфраМ, 1999.. 1124—1125; Институты экологического права рук. авт. колл. Боголюов. М. ИЗиП ; ЭКМО, 2010.

Глава 1. Понятие и методы экологического права За последние годы возрастает значение правовых институтов, нося щих межотраслевой характер, — комплексных институтов, состоящих из норм различных отраслей национального права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения.

Так, институт экологиче ского контроля складывается из норм административного, конститу ционного, муниципального права, институт ответственности за эко логические правонарушения — из норм трудового, гражданского, уголовного, административного права, институт охраны природных ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ — из норм международного, конституционного, админи стративного права.

Можно назвать институты экологического права «на подходе», которые только формируются, носят дискуссионный характер. На пример, в настоящее время актуальны институты информационного оеспечения охраны окружающей среды, охраны окружающей среды в российском секторе рктики, защиты климата и озонового слоя Зем ли и др. Им предстоит лио развиваться и превращаться в полноцен ные самостоятельные части экологического права с ооснованием их признаков, лио, по мере решения указанных пролем, раствориться, подвергнуться включению в иные экологоправовые институты.

Деление каждой отрасли права на правовые институты, в том числе экологического права, не является самоцелью. Оно должно служить отграничению и выраотке специфических методов права, улучшению учета и систематизации законодательства, упорядочению и повыше нию эффективности действия его норм, отграничению их от норм смежных институтов и иных отраслей права в интересах совершенст вования реализации правовых предписаний1.

Теоретическое деление отрасли права на правовые институты долж но ыть оъективным, иметь реальный выход, носить практический характер и предусматривать конкретные последствия для солюдения, исполнения, использования и применения правовых треований в о 1 Петров, В. В. Концепции экологического права как правовой ощности, науки и ученой дисциплины Вестник Моск. унта. ер. 11. Право. 1987. № 5.

. 34—39; Петров, В. В. Природоресурсное, сельскохозяйственное право и право вая охрана окружающей среды уче. посоие. М., 1984; Голиченков, А. К. В поисках методологии экологического права Экологическое право России с. материалов науч.практ. конф. М. ТИО, 2004.. 257—287; Бобылев, А. И. Пролемы раз вития экологического права и законодательства ктуальные пролемы право порядка. Вып. 2. М. Мос. гос. унт путей соощения, юрид. инт, 2001.. 23—36;

Видео (кликните для воспроизведения).

Выпханова, Г. В. Правовые пролемы информационного оеспечения природо пользования и охраны окружающей среды автореф. дис. дра юрид. наук. М.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  2. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.

  3. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.
Актуальные проблемы экологического права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here